В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика — область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов.
В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами.
Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами. Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех ее регионов. И это придает особенно большую значимость научным знаниям о регионах, изучению региональной экономики.
Особенно важную роль играет региональная экономика в научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков.
В настоящее время внутри России идет процесс суверенизации регионов, республик, автономных образований. Поэтому усилен процесс регионализации экономики отдельных субъектов Федерации, вырабатываются новая региональная политика и региональная стратегия, главные положения которых нужно знать каждому экономисту.
Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий).
Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.
Целью работы является рассмотрение региональных финансов., Перед нами стоят следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы региональных финансов;
- проанализировать финансовую систему Самарской области;
- выявить направления совершенствования региональных финансов.
Объектом исследования является финансы регионов России. В качестве предмета исследования выступают сущность, значение и современное состояние региональных финансов.
Организация международной деятельности вузов как фактор экономического ...
... Особенности развития региональной международной деятельности вузов в условиях экономических реформ в России. 2. Основные аспекты влияния международной деятельности вузов на экономику региона. 3. Общие концептуальные положения регионального развития международной деятельности вузов. 4. Методические рекомендации по программному развитию международной деятельности вузов. ...
Методологической и теоретической основой исследования послужили работы зарубежных и российских авторов в области экономики и финансов, связанные с тематикой работы.
Информационную основу исследования составили опыт работы и исследования, проводимые российскими и зарубежными компаниями, а также данные, полученные в ходе исследования деятельности объекта исследования.
В качестве инструментов исследования были использованы сравнительный и системный анализ, качественное и количественное изучение реальности, экономико-статистические методы.
Финансовая система – совокупность финансовых явлений и институтов, или система финансовых учреждений. Финансовая система региона состоит из: региональных бюджетов, средств субъектов хозяйствования и региональных внебюджетных фондов.
В России бюджетная система устроена по принципу фискального федерализма: бюджеты относительно независимы, т.е. имеют собственную налоговую базу, бюджеты могут взаимодействовать на договорной основе, за федеральным бюджетом финансирование общенациональных программ.
Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.
В соответствии с общими подходами, используемыми для определения финансов региона, ими можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения.
Регионы льготного налогообложения на территории Российской Федерации
... льготным налогообложением существуют не только в зарубежных странах. Действующее налоговое законодательство Российской Федерации создает основы для существования на единой территории Российской Федерации различных режимов налогообложения в различных регионах. ... деятельности. Результаты научных исследований отечественных и зарубежных ... таможенных льгот (Закон РФ "0 таможенном тарифе") ...
Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:
— ресурсы бюджетов всех уровней (используются для текущего финансирования экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);
— ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);
- ресурсы внебюджетных фондов;
— кредитные ресурсы коммерческих банков и прочих финансовых структур (используются для срочного и возвратного финансирования оборотных средств и капиталовложений);
— дотации, субвенции и другие поступления из вышестоящих бюджетов для покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).
Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.
Особенность финансов региона состоит в том, что на территории региона действуют как бы три самостоятельных финансовых подсистемы: государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации), муниципальных образований, а также отдельных юридических и физических лиц. Первые две подсистемы традиционно относят к категории централизованных финансов, а третью – к категории децентрализованных финансов.
Финансы юридических и физических лиц не находятся в прямой юрисдикции региональных или муниципальных органов власти, но в значительной мере являются объектом регулирования и объектом региональной финансовой политики.
Итак, финансы региона представляют собой систему экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.
Региональные финансы являются инструментом государственной социальной политики, поскольку через территориальные бюджеты финансируется часть расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения. Они играют важную роль в выравнивании уровней социально-экономического развития регионов. Межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов, нацеленное на сглаживание существенных межрегиональных различий, также осуществляется через финансовую систему региона.
Региональные финансы являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона.
Региональными называется бюджеты субъектов Российской Федерации: областей, краев, республик и пр. По своему статусу региональные бюджеты занимают как бы двойственное положение. С одной стороны, у них свои самостоятельные источники формирование доходов и направления расходование средств. С другой стороны, региональные бюджеты занимают определенное промежуточное место в финансово – бюджетной системе страны, получаю помощь из федерального бюджета, они сами оказывают аналогичное финансовое содействие нижестоящим муниципальным образованиям (местным бюджетам).
Бюджет Российской Федерации
... расходов федерального бюджета реализуется, главным образом, компетенция Российской Федерации; за счет бюджетов субъектов РФ - компетенция субъектов РФ, а за счет бюджетов муниципальных образований ... бюджетом - федеральным, региональным или местным. Кроме собственных (закрепленных) доходов бюджетов существует группа регулирующих доходов. Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные ...
Причина такого положения заключается в том, что регионы и находящиеся в их приделах муниципальные образования существенные отличающиеся друг от друга по своему социально – экономическому и бюджетному потенциалу, а также по потребностям в ресурсах бюджетного финансирования. (Приложение №1).
Участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ являются:
- Президент РФ;
Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Бюджетный процесс включает пять стадий:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление отчета об исполнении бюджета;
5) утверждение отчета.
Доходы регионов бюджета в Российской Федерации формируется в настоящее время за счет собственные и регулирующих налоговых поступлений. Налоговый Кодекс Российской Федерации (первая часть) к собственным региональным налогам относит: налог на имущество организаций; налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, а также региональные лицензионные сборы. Следует иметь в виду, что при введении в действие налога на недвижимость на данной территории прекращает свое действие налог на имущество организаций, налог на имущество физический лиц и земельный налог.
Кроме того, в состав доходной части бюджетов включаются так называемые неналоговые поступления.
Обратимся теперь к расходной части региональных бюджетов. В соответствии с Бюджетный Кодекс Российской Федерации исключительно из бюджетов регионов финансируются расходы на:
При этом Бюджетный Кодексом Российской Федерации установлено, что если органов власти субъектов Российской Федерации приняли решение, в результате которого произошло увеличение бюджетных расходов и сокращение доходов местных бюджетов, эти изменения должны быть компенсированы из бюджета субъекта Российской Федерации. Имеется целый ряд и других направлений расходов, например, на осуществление международных и внешнеэкономический связей регионов и других функций, связанными с выполнением субъектами Федерации своих полномочий или, точнее сказать, предметов ведения.
Кроме того, региональные власти должны совместно с федеральными и муниципальными органами управления за счет соответствующий бюджетов финансировать расходы на:
В случае превышение расходов над доходами в пределах одного бюджетного года говорят о дефиците бюджета. Источниками его покрытия на уровне субъекта Российской Федерации является: государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, ссуды, полученные от бюджетов других уровней; банковские кредиты. Это так называемые внутренние источники финансирования бюджетного дефицита. Существуют и внешние источники, которые реализуются путем обращения на внешние рынки капиталов путем эмиссии займов, получение банковских кредитов и пр. возможность их использование также определена законами Российской Федерации. Для улучшения условий внешних заимствований многие регионы России добились присвоение себе международных кредитных рейтингов, что дает возможность активного обращения на международные рынки капиталов, прежде всего европейские.
Для финансирования текущих расходов, а также обслуживание и погашение уже имеющихся задолженности законом субъекта Российской Федерации о бюджете может предусматриваться эмиссия ценных бумаг. Но при этом обязательно должны быть соблюдены следующие установленные законом ограничения: предельный абсолютный общий размер долга; предельный объем годового заимствования средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета, который для субъекта Российской Федерации не должен превышать 30 % объема доходов бюджета региона на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных в текущем финансовом году иных заемных средств. Одновременно расходы на обслуживание долга субъекта Федерации не должны превышать 15 % объема расходной части его годового бюджета. Если эти условия нарушаются и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить погашение своих долговых обязательств, то вышестоящий орган власти может или назначить ревизию соответствующего регионального бюджета, или передать его исполнение под контроль Министерства финансов Российской Федерации, или принять другие необходимые меры.
Региональные финансы представляют собой совокупность денежных средств, предназначенных для финансирования социально-экономического развития территории. Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение функционирования социальной и частично производственной инфраструктуры. Основными источниками финансирования выступают бюджетные расходы и средства субъектов хозяйствования. В соответствии с этим определением в состав региональных финансовых ресурсов включаются три основных элемента:
- региональные бюджеты;
- региональные внебюджетные фонды;
— средства субъектов хозяйствования, направляемые на социально-экономическое развитие региона.
Основной составной частью региональных финансов являются региональные бюджеты.
Вторым компонентом территориальных финансов выступают территориальные внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и т.д. Внебюджетные фонды чаше всего имеют целевое назначение.
Финансовые ресурсы региона, формирующиеся у субъектов хозяйствования, составляют:
— финансовые ресурсы предприятий, находящихся в региональной или муниципальной собственности;
— финансовые ресурсы предприятий, фирм и организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.
Рассмотрим более подробно формирование и назначение двух последних составных частей региональных финансов.
Территориальные внебюджетные фонды экономического и социального развития формируются на территориях для реализации общерегиональных задач. Они являются одним из возможных путей концентрации средств предприятий, населения, других источников на финасирование общерегиональных мероприятий.
Внебюджетные фонды местных органов власти формируются за счет:
— добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, организаций, средств самообложения населения;
- доходы от местных займов и местных денежно-вещевых лотерей, аукционов;
- привлечение на добровольной основе средств предприятий, организаций и граждан;
— штрафов за загрязнение окружающей среды, порчу объектов историко-культурного назначения и других штрафов.
Такие фонды создаются на основе решения региональных представительных органов. Средства территориальных внебюджетных фондов могут быть направлены на расходы, связанные со строительством объектов социально-культурного назначения, не запланированные в бюджете, создание и содержание объектов общерегионального назначения.
В большинстве субъектов Федерации формируется три вида экономических фондов:
- собственный внебюджетный фонд территории;
— валютный фонд;
— территориальный дорожный фонд
Основными статьями расходов внебюджетного фонда территории являются:
- социальная поддержка малообеспеченных слоев населения;
- дополнительное финансирование объектов социально-культурного назначения;
- финансовая поддержка органов правопорядка;
- научно-исследовательские работы по ключевым для территории проблемам;
- формирование резервных фондов.
Территориальный валютный фонд представляет собой совокупность валютных ресурсов в виде средств в иностранной валюте и прочих валютных ценностей. Формирование фонда происходит за счет следующих поступлений:
— выручки от реализации на внешнем рынке добытых на данной территории драгоценных металлов и алмазов;
— части объема драгоценных металлов, добытых и использованных для производства драгоценных металлов;
— штрафов и иных финансовых санкций, налагаемых на недобросовестных партнеров, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность по поручению администрации территории;
- добровольных пожертвований и благотворительных взносов.
Основные направления расходования валютного фонда состоят в приобретении за рубежом современного оборудования, материалов, медикаментов и оргтехники, оплате за обучение; покрытии командировочных расходов; создании резервного фонда.
Формирование дорожных фондов производится с целью аккумулирования средств для содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильного дорожного полотна, приобретения дорожно-строительной техники, развития и строительства производственных баз и жилищно-социальных объектов автодорожных предприятий, формирования резерва дорожного фонда.
В бюджет дорожного фонда зачисляются: налоги с владельцев транспортных средств, налоги на приобретение транспортных средств, на пользователей автомобильных дорог (автотранспортные предприятия).
Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования направляются на социально-экономическое развитие региона в различных формах.
Главным источником формирования средств предприятий, предназначенных для содержания и развития социально-бытовой инфраструктуры, является прибыль предприятий. Из прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, формируются целевые фонды, за счет которых могут быть удовлетворены коллективные потребности работников предприятий в жилье, социально-культурных и бытовых услугах.
Финансовые средства предприятий используются для содержания ведомственных объектов социально-культурного назначения, прежде всего жилищного фонда и коммунальных предприятий.
Другой формой направления ресурсов предприятия на социально-экономическое развитие регионов является долевое участие предприятий в создании объектов общерегиональной инфраструктуры, финасирования общерегиональных мероприятий.
2.1 Бюджетное послание губернатора Самарской области
Бюджетную политику на 2011-2013 годы Правительство Самарской области строит на основе всестороннего анализа социально-экономической ситуации в регионе, которая характеризуется положительной динамикой по большинству макроэкономических показателей. Сегодня практически во всех секторах экономики области наблюдается посткризисный восстановительный процесс. Бюджетная политика в 2011-2013 годах будет направлена на обеспечение устойчивого развития экономики, стимулирование инноваций, улучшение инвестиционного климата в регионе. При этом большое внимание в первую очередь уделяется здравоохранению и социальной политике. Увеличилось финансирование образования. Пять основных направлений бюджетной и налоговой политики.
Губернатор в своем бюджетном послании указал несколько направлений развития региона: проведение эффективной налоговой и долговой политики; финансирование приоритетных направлений расходов бюджета; поддержка инноваций; реформирование бюджетной сети Самарской области и повышение эффективности управления муниципальными финансами. Основным приоритетом налоговой политики Самарской области на трехлетний период является увеличение налогового потенциала региона. Продолжится работа, направленная на увеличение сбора налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, земельного налога.
2.2 Региональный бюджет Самарской области: структура доходной и расходной части
В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их влияния и использования расширяется. 1
Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.2
К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам. Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. По региональным налогам представительный орган власти субъекта федерации самостоятельно устанавливает ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
Структура доходов Самарской области за период 2008-2009 года.
Самарская область занимает ведущие позиции в Приволжском федеральном округе по основным показателям уровня жизни населения: среднедушевым денежным доходам, соотношению среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума.
Данные показатели Самарской области превышают аналогичные среднероссийские показатели. Об эффективности бюджетной политики региона свидетельствует регулярное перевыполнение плановых заданий по доходам, а также высокая доля налоговых поступлений в доходах областного бюджета (таблица № 1).
По этому показателю Самарская область лидирует в Приволжском федеральном округе и занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации.
Таблица №1
ДОХОДЫ | 2008 год | структура | 2009 год | структура | |
Всего, | 84479643 | 100 | 78236079 | 100 | |
в том числе | |||||
налоговые | 70267886 | 83,2 | 57263969 | 73,2 | |
налоги на прибыль | 34214528 | 48,7 | 19509654 | 34,1 | |
налог на доходы физических лиц | 19888207 | 28,3 | 18664516 | 32,6 | |
налог на имущество организаций | 6597094 | 9,4 | 9137583 | 16 | |
транспортный налог | 1275945 | 1,8 | 1601876 | 2,8 | |
налог на игорный бизнес | 903130 | 1,3 | 381133 | 0,7 | |
неналоговые | 2178250 | 14,2 | 1325907 | 1,7 | |
доходы от использования имущества | 862280 | 39 | 733809 | 55,3 | |
безвозмездные поступления | 12033507 | 14,2 | 19646203 | 25,1 | |
Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований | 348650 | 2,9 | 2749933 | 14 | |
Субсидии от других бюджетов системы РФ | 6835576 | 56,8 | 7543912 | 38,4 | |
Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований | 3133646 | 26 | 5593915 | 28,5 |
Региональные доходы за 2009 год составили 78236079 руб. из которой видно, что наибольший удельный вес составили налоговые доходы 57263969 руб. 73,2%, что на 10% ниже, чем в 2008 году когда налоговые доходы составляли 70267886 руб. 83,2 % от общего объема доходов.
неналоговых доходов
Безвозмездные поступления, Налоговые доходы за период 2008-2009 года, Таблица № 2
Виды налоговых доходов | 2008 год | структура | 2009 год | структура |
Налоги на прибыль | 34 214 528 | 48,7 | 19509654 | 34,1 |
Налог на доходы физических лиц | 19888207 | 28,3 | 18664516 | 23,8 |
Налог на имущество организаций | 6597094 | 9,4 | 9137583 | 16 |
Транспортный налог | 1275945 | 1,8 | 1601876 | 2,8 |
Налог на игорный бизнес | 903130 | 1,3 | 381133 | 0,7 |
Налог на совокупный доход | 1576938 | 3,7 | 1380057 | 1,7 |
Налог на сборы | 2109479 | 4,6 | 1262584 | 1,6 |
Наибольший удельный вес в налоговых доходах занимает налог на прибыль. В 2009 году объем дохода налога на прибыль составил 19509654 руб. что составляет 34,1% от общего объема доходов, что на 14,6% меньше чем в 2008 году, когда налог на прибыль составлял 34214528 руб., что составляет 48,7% от общего объема доходов.
Вторым по значимости поступлений в областной бюджет является налог на доходы физических лиц, который составил в 2009 году 18664516 руб., удельный вес составил 23,8% , а в 2008 году налог на доходы физических лиц составил 19888207 руб., удельный вес которого составлял 28,3% от общего объема доходов.
Налог на имущество организаций в 2009 году составлял 9137583 руб., удельный вес 16% ,что выше чем в 2008 году когда удельный вес налога на имущество составлял 9,4% от общего объема доходов 6597094 руб.
Транспортный налог увеличился в 2009 году 9137583 удельный вес которого 2,8% по сравнению с 2008 году 1275945 руб., удельный вес — 1,8 %. Налог на сборы в 2009 году составил 1262584 руб., удельный вес 1,6 % что на 40 % меньше, чем в 2008 году когда налог на сборы составлял 2109479 ,удельный вес 4,6 %.В 2009 году налог на совокупный доход составлял 1380057 руб., удельный вес 1,7%, что на 13% меньше чем в 2008 году 1576938 руб.
Безвозмездные поступления | 2008 год | Удельный вес | 2009 год | Удельный вес |
ВСЕГО | 12033506993 | 100 | 19646203443 | 100 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов | 11641069593 | 96,74 | 17159060625 | 87,34 |
Дотации бюджетам субъектов РФ | 348649600 | 2,99 | 2749933000 | 16,03 |
Субсидии бюджетам субъектов РФ | 6835576049 | 58,72 | 7543911552 | 43,96 |
Субвенции бюджетам субъектов РФ | 3133645956 | 26,92 | 5593915376 | 32,6 |
Безвозмездные поступления от государственных организаций | 392371400 | 3,26 | 2452120650 | 12,48 |
Прочие безвозмездные поступления | 66000 | 0 | 35022168 | 0,18 |
В структуре безвозмездных поступлений преобладают субсидии в 2009 году 7543911552 руб., удельный вес 43,96%, в 2008 году они составляли 6835576049 руб., 58,72% удельного веса.
Дотации в 2009 году составляли 2749933000 руб. 16,03% удельного веса, в 2008 году 348649600 руб., удельный вес 2,99%.
Субвенции в 2009 году 5593915376 руб., удельный вес 32,6%, в 2008 году они составляли 3133645956 руб., удельный вес составлял 26,92%.
Формирование расходов бюджета региона осуществляется в соответствии с расходными обязательствами субъекта РФ, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году.
Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней расходов производятся по согласованию федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Федерации.3
Структура расходов самарской области за период 2008-2009 года, Таблица №5
Расходы | 2008 год | Удельный вес | 2009 год | Удельный вес |
ВСЕГО | 87840159 | 100 | 85840159 | 100 |
Общегосударственные расходы | 657051177 | 7,5 | 847183217 | 9,87 |
Национальная экономика | 16950302 | 19,32 | 10284698 | 11,98 |
Национальная оборона | 17295305 | 0,019 | 9201404 | 0,01 |
Национальная безопасность и правохранительная деятельность | 4282966 | 4,88 | 3989488 | 4,65 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 3735463 | 4,26 | 3519284 | 4,1 |
Охрана окружающей среды | 1119343 | 1,28 | 487357 | 0,57 |
Образование | 14520044 | 16,55 | 14030551 | 16,34 |
Здравохранение | 8833799 | 10,07 | 6218599 | 7,24 |
Культура | 1666617 | 1,9 | 1619214 | 1,89 |
Социальная политика | 12112372 | 13,81 | 20513100 | 23,9 |
Межбюджетные трансферты | 17920483 | 20,43 | 16696836 | 19,45 |
Общегосударственные расходы возросли 2009 году 847118327 руб., удельный вес составил 9,87% по сравнению с 2008 годом 657051177 руб., удельный вес 7,5%, возросли на 28,9%.
В 2009 году расходы на национальную экономику сократились 10284698 руб., удельный вес 11,98%, по сравнению с 2008 годом 16950302 руб., удельный вес 19,32%, снижение произошло на 39,3%.
Национальная оборона в 2009 году 9201404 руб., удельный вес 0,01%, снизились на 46,7% по сравнению с 2008 годом 17295305 руб., удельный вес 0,019%. Межбюджетные трансферты снизились в 2009 году 16696836 руб., удельный вес 19,45% по сравнению с 2008 годом 17920483 руб., удельный вес 20,43%, снижение произошло на 6,8%.
Расходы на культуру в 2009 году 1619214 руб., удельный вес 1,89% снизилось на 3,6% по сравнению с 2008 годом 1666617 руб., удельный вес 1,90% В связи с уменьшением доходной части бюджета Самарской области за 2009 год расходы бюджета по сравнению с 2008 годом и составили в 2009 г. 85840159 руб., что на 2,03% ниже, чем в 2008 г., когда объем расходов составлял 87840159 руб.
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета региона может быть достигнуто: равенство доходов и расходов, дефицит или профицит бюджета.
Дефицит бюджета региона — превышение расходов бюджета над доходами. Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утверждаемого объема безвозмездных поступлений.4
Профицит бюджета региона — превышение доходов бюджета над расходами.
Основной задачей региональных властей является обеспечение сбалансированности бюджета и определение допустимого уровня дефицита. Обеспечение сбалансированности, определение взаимосвязи параметров бюджета и показателей социально-экономического развития — важнейший этап в установлении параметров бюджета в целом, его доходной и расходной частей в частности.
2.3 Бюджетная политика на территории Самарской области на 2009-2011 гг.
и т.д……………..