Финансовая система России

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что финансовая система России является основой для осуществления экономической деятельности физическими и юридическими лицами, обеспечения государственного суверенитета, безопасности и развития России.

Финансы, обладая в целом общими специфическими свойствами, имеют свою внутреннюю структуру. В нее входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества, с которыми связаны финансы, охватывая своим взаимодействием всю экономику страны и социальную сферу.

Следовательно, финансовая система в экономическом аспекте — это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.

Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответствующие их специфике денежные фонды — бюджетные, внебюджетные и т. д. В литературе встречается применение термина «финансовая система» и в другом значении — как системы финансовых органов, что вряд ли заслуживает поддержки, поскольку в этом случае одним и тем же термином обозначаются существенно различающиеся между собой понятия. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизмы, и как она функционирует. В рамках элементов финансовой системы формируются финансовые ресурсы как количественно определённая и специально предназначенная сумма денежных средств. Чем более развиты рыночные отношения, чем сложнее и многообразнее экономические связи в государстве, тем сложнее финансовая система, и тем больше её финансовые ресурсы. Развитость и размер финансовых ресурсов обеспечивают более широкую манёвренность государства в выполнении внутренних и внешних экономических функций.

Цель курсовой работы: разработка рекомендаций по совершенствованию финансовой системы Российской Федерации.

Согласно данной цели определены следующие задачи:

3 стр., 1316 слов

Проблемы участия России в международных финансовых институтах

... А.В. Проблемы и пути реформирования международных финансовых институтов / А.В. Ишханов и А.П. Долгов // Финансы и кредит. - 2015. - № 16. - с. 14-18. 2. Котёлкин, С.В. Международная финансовая система: Учебник ... его должником, но и кредитором отсталых стран в рамках клуба. Проблемы участия России в Парижском клубе в том, что, вступив в клуб, Россия взяла на себя обязательства участвовать во всех ...

1. Рассмотреть сущность, понятие и структура финансовой системы;

2. Изучить органы управления финансовой системой;

3. Проанализировать статистику по государственным и муниципальным финансам в России в 2012-2014 гг.;

4. Дать оценку исполнения доходной части Федерального бюджета России за 2012-2014 гг.

5. Проанализировать проблемы функционирования финансовой системы в России и её роль в экономике страны.

Объект исследования: финансовая система Российской Федерации.

Предмет исследования: проблемы развития финансовой системы Российской Федерации.

Научная новизна работы заключается в исследовании проблем и в разработке основных направлений развития финансовой системы в Российской Федерации.

Практическая значимость заключается в возможности применения результатов данного исследования для дальнейшей работы в области финансов. Теоретической основой послужили труды следующих авторов: Н.В. Милякова, Г.Б. Поляк, А.Г. Грязнова, В.В.Ковалева, И.Г. Кукукиной и др.

Новые экономические и политические условия современной России вызвали существенные изменения в структуре ее финансовой системы и содержании вошедших в нее звеньев, их внутреннем строении, взаимодействии между собой. На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

  • бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
  • внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;
  • финансы предприятий, организаций, учреждений;
  • финансы страхования;
  • кредит (государственный, муниципальный и банковский) [8, c. 113].

Подобное мнение о содержании финансовой системы широко распространено среди представителей финансово-правовой науки. Вместе с тем в экономической финансовой литературе высказано мнение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему особенностями. Другие представители этой науки, не упоминая среди звеньев финансовой системы банковский кредит, государственный кредит в нее включают. В то же время ученые-экономисты отмечают целесообразность расширительного толкования понятия финансов (которого придерживаются авторы настоящего учебника), включая в них и банковский кредит [14, c. 243].

Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.

Современная финансовая система Российской Федерации формировалась с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться разнообразные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Упразднена государственная монополия на имущественное и личное страхование, на банковский кредит. Финансовая система приобрела черты, присущие рыночным отношениям в экономике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления. Вместе с тем финансовой системе России свойственны черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране[9, c. 25].

5 стр., 2410 слов

Финансовая система РФ: ее сферы и звенья, взаимосвязь между звеньями ...

... условия современной России вызвали существенные изменения в структуре ее финансовой системы и содержании вошедших в нее звеньев, их внутреннем строении, взаимодействии между собой. На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят: финансы ...

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными.

Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории.

К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет — денежный фонд общего назначение [14, c. 250].

Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды- новое звено финансовой системы Российской Федерации. Они создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления [1, c. 57].

Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов.

В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее целесообразное использование. Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе, распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами их внутреннего неэффективного использования значительная часть этих фондов ликвидирована [8, c. 60].

Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников налоговых органов и т. д.).

5 стр., 2347 слов

СИСТЕМА ФИНАНСОВЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНИЗАЦИИ

... финансовых обязательств и организацию расчетов по заработной плате с поставщиками, банками, бюджетом; содействие эффективному использованию производственных фондов и инвестиций; разработка и реализация финансового плана, бюджета ... системой, хозяйствующими субъектами, находящимися в объединении. Для управления финансами предприятий используется финансовый механизм – система управления финансовыми ...

Различают следующие формы страхования:

  • имущественное и личное;
  • социальное;
  • медицинское [11, c. 196].

По методам проведения они могут быть обязательными и добровольными. С переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные . страховые организации, находясь под надзором государства [10].

В условиях перехода к рыночной экономике круг объектов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений значительно расширился. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являвшихся исключительно государственной собственностью, действует под надзором государственного Центрального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собственности.

В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, т. е. используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции.

Финансы — это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену — предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством [2, c. 115].

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система».

Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

  • Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;
  • Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;
  • Единстве и взаимодействии подсистем;
  • Наличии специального обслуживающего аппарата;
  • Наличии собственной финансовой базы [11, c. 138].

Таким образом, финансовая деятельность государства — это деятельность по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития.

Финансовая система — это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей [11, c. 142].

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак — это различные фонды финансовых ресурсов.

9 стр., 4273 слов

Эволюция денег и денежных систем, кредитно-денежная система государства

... возникновения денег; значимость денежной системы для государства; особенности кредитно- денежной системы России и ее состояние на сегодняшний день; предложить меры по развитию кредитно- денежной системы России; оценить эффективность предложенных мер. Объектом исследования данной работы является кредитно- денежная система ...

Финансовая система — это совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества [15, c. 5].

Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

  • Государственные бюджеты;
  • Государственные социальные внебюджетные фонды;
  • Государственный кредит;
  • Государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

  • Финансы коммерческих предприятий и организаций;
  • Финансы некоммерческих организаций;
  • Финансы домохозяйств [10].

По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

  • финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.);
  • банковско-кредитных организаций;
  • участников фондового рынка;
  • финансы государства: федерального уровня;
  • регионального уровня;
  • местного (муниципального) уровня;
  • фонды страхования: государственного, частного;
  • финансы домохозяйств.
  • Финансы государства структурно можно представить следующим образом (рисунок 1):

Рисунок 1. Структура государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач [15, c. 6].

Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления отражена на рисунке 2 и включает в себя:

  • основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);
  • вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).

Рисунок 2 Элементы финансовой системы Российской Федерации

Таким образом, в этой главе были изучены основные понятия финансов и финансовой системы, охарактеризованы ее основные звенья, рассмотрена нормативно-законодательная база. В следующей главе попытаемся проанализировать финансовую систему Российской Федерации.

Институциональная структура органов управления финансовой системой РФ состоит из разных уровней.

4 стр., 1679 слов

Министерство финансов Российской Федерации

... полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами ...

На федеральном уровне институциональная структура включает:

  • Комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;
  • Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу;
  • Федеральную службу страхового надзора;
  • Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • Счетную палату Российской Федерации;
  • Федеральную таможенную службу;
  • Федеральную службу по финансам и рынкам;
  • Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов [14, c. 117].

На муниципальном уровне:

  • Комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;
  • Управления (департаменты, отделы) финансов;
  • Аппарат Департамента контроля Минфина России;
  • Городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;
  • Городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;
  • Городские (районные) налоговые службы;
  • Счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;
  • Городскую (районную) таможню.

На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.

Особое место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет — имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.

Бюджет — сложное финансовое явление, представляющее, с одной стороны, экономическую категорию, а с другой — реальный субъективный финансовый инструмент (рычаг) воздействия определенного субъекта на те или иные сферы жизнедеятельности общества [1, c. 235].

Цель государственного бюджета — финансовое обеспечение функций государства. Форма функционирования бюджетов — планомерность, то есть предварительное составление планов формирования и использования бюджета и их согласование.

Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей экономических субъектов и ряда специфических поступлений.

Расходы бюджета — это инвестиции денежных средств в различные мероприятия на финансирование государственных нужд [2, c. 68].

Кредит представляет собой систему денежных отношений, посредством которых осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств бюджета, народного хозяйства и населения, и использование их на условиях возвратности.

Фонды имущественного и личного страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Среди звеньев финансово-кредитной системы особое место занимает фондовый рынок. Его можно выделить в отдельное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов — ценных бумаг [10].

Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок, как и кредитное звено, служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств.

Финансовая система России как совокупность государственных органов и учреждений — это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ (Минфин России), который является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране [1, c. 235].

В целом финансовая система представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Схема финансовой системы

Анализ нормативно-законодательной базы.

1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) — подписывает бюджетный план, определяет цели финансовой политики, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.

2. Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат:Совета Федерации и Государственной Думы) — утверждает федеральный бюджет, устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ).

3. Координирующий центр управления финансами, где правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет.

4. Минфин России — центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти, обеспечивает единство денежно-кредитной, финансовой и валютной политики в Российской Федерации [3, c. 43].

Минфина России отражает следующие функции:

  • проведение мероприятий по реализации финансовой политики;
  • организация разработки федерального бюджетного плана;
  • внесение предложений по формированию финансовой политики;
  • осуществление методического руководства в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
  • разработка проектов законов, регулирующих и регламентирующих финансовые отношения;
  • участие совместно с Минфином экономического развития и торговли (Минэкономразвития России) в разработке баланса финансовых ресурсов страны [1, c. 233].

5. Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера. Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

6. Система Банка России — важным органом по реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Банк России осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

7. Счетная палата РФ — позволяет контролировать выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств. Она независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ [2, c. 99].

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, то есть в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Таким образом, финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования [3, c. 44].

В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, он делится на виды: государственный (общегосударственный и ведомственный); и негосударственный (внутрихозяйственный, общественный и независимый).

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти, а также органами представительной власти и исполнительной власти субъектов РФ.

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».

Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непосредственного участия государства, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) контроль. Основной задачей негосударственного контроля является повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности финансовой отчетности.

Следовательно, бюджетный процесс — важнейшая составная часть бюджетного устройства страны. В Бюджетном кодексе РФ под ним понимается «регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».

Финансы — это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену — предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

  • Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;
  • Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;
  • Единстве и взаимодействии подсистем;
  • Наличии специального обслуживающего аппарата;
  • Наличии собственной финансовой базы.

Новые экономические и политические условия современной России вызвали существенные изменения в структуре ее финансовой системы и содержании вошедших в нее звеньев, их внутреннем строении, взаимодействии между собой.

На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

  • бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
  • внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;
  • финансы предприятий, организаций, учреждений;
  • финансы страхования;
  • кредит (государственный, муниципальный и банковский).

В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, т. е. используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции.

Рассмотрим состав и структуру Федерального бюджета России за период с 2012 по 2014гг.. Сводная таблица показателей представлена в приложении 1.

Из представленных данных в таблице видно, что доходы Федерального бюджета складываются из 15 основных показателей. Согласно проведенным расчетам видно, что наибольший удельный вес в структуре доходов занимают налоговые и неналоговые поступления: в 2012 г. — 99,50%, в 2013 г. — 99,61%, в 2014 г. — 99,74%. Также большой объем в структуре доходов имеют поступления от внешнеэкономической деятельности, они составляют: в 2012 г. — 38,60%, в 2012 г. — 39,73%, а в 2014 г. — 41,04% [10].

Наименьший удельный вес в структуре доходов на протяжении всего периода занимает статья «Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам» всего 0,01%.

Отмечается тенденция снижения удельного веса показателя «Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства» в динамике. Данный факт обусловлен снижением их абсолютного значения на протяжении всего рассматриваемого периода.

Что касается поступлений в бюджет от взимания государственной пошлины, то за рассматриваемый период его доля в общем объеме доходов бюджета была нестабильна.

Рассмотрев структуру доходов федерального бюджета, можно сказать, что наибольший удельный вес занимают налоговые поступления, в частности, это: налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природнымиресурсами, а также доходы от внешнеэкономической деятельности. Более наглядно структура и динамика доходов Федерального бюджета за 2012, 2013 и 2014 года по видам доходных источников представлена на рисунках 4, 5 и 6.

Рисунок 4. Структура доходов Федерального бюджета в 2014 году по видам доходных источников, %

Рисунок 5. Структура доходов федерального бюджета в 2013 году по видам доходных источников, %

Рисунок 6. Структура доходов федерального бюджета в 2012 году по видам доходных источников, %

Начиная с 2014 г. бюджетная система России стремится к функционированию в режиме профицитного бюджета. Правительство считает, что лучшей экономической оценкой данной политики является определенная финансовая стабилизация в России.

Далее в таблице 3 рассмотрим изменение в динамике всех доходных источников Федерального бюджета России. Для проведения анализа абсолютного и относительного изменения воспользуемся исходными данными, представленными в приложении 2.

Исходя из расчетов, произведенных в приложении 2, отметим следующие ключевые моменты по динамике доходов бюджета за рассмотренный период:

  • Общая сумма доходов в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилась на 11%, по отношению к 2012 году увеличилась на 10,9%;
  • Налоговые и неналоговые доходы в 2014 году по отношению к 2013 году увеличилось на 11,3%, по отношению к 2012 году увеличились на 11,2%;
  • Если рассматривать все статьи доходов Федерального бюджета, мы практически по всем показателям увидим тенденцию снижения в 2014 году по сравнению с 2013 годом, не считая некоторых пунктов. Однако в сравнении с 2014 годом в 2012 году наблюдалось сокращение доходов во многих статьях: «Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам» — на 56,9%;«Безвозмездные поступления» — на 45,1%;
  • «Доходы от пользования имуществом, находящегося в государственной и муниципальной собственности» — на 43,9% [10].

Более наглядно динамика доходов Федерального бюджета представлена на рисунке 7.

Рисунок 7. Динамика доходов Федерального бюджета России за 2012-2014 гг.

Госдума на пленарном заседании 5 октября 2015 года приняла законы об исполнении Федерального бюджета за 2014 год, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2014 год.

Согласно утвержденному законом отчету, доходы Федерального бюджета за 2014 год составили 14,497 триллиона рублей, расходы — 14,832 триллиона рублей. Бюджет был исполнен с дефицитом в сумме 334,695 миллиарда рублей, или 5% ВВП.

После утверждения бюджета законодательными (представительными) органами власти начинается его исполнение. На этой стадии бюджетный процесс ставит перед собой следующую задачу: исполнить доходную и расходную часть бюджетов всех уровней. Поступление налоговых доходов в бюджет государства определяется действующим законодательством, которое устанавливает ставки налогов, указывает сроки уплаты, порядок их исчисления и базу обложения.

В бюджете можно выделить две стороны: по доходам и по расходам.

по доходам: поступление денежных средств в бюджет происходит своевременно (в соответствии с планом);

  • по расходам: последовательное финансирование мероприятий в пределах утверждённых сумм, предусмотренных законом о бюджете.

Для правильного распределения средств исполнения бюджета, включающего осуществление доходов и расходов, по отдельным статьям бюджетной классификации составляется детальный план.

Ответственным за исполнение бюджета является Правительство РФ, основная роль которого заключается в реализации закона о бюджете, принятого Парламентом.

Для того чтобы государство могло оперативно реагировать на изменение экономической ситуации, Правительство должно иметь определённую свободу действий, так как финансовые ресурсы государства ограничены.

Важнейшими задачами исполнения бюджета являются:

1. Обеспечение своевременного полного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом по каждому источнику.

2. Финансирование мероприятий в пределах утверждённых по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утверждён бюджет.

3. Правильное и экономически обоснованное распределение всех видовплатежейиассигнованийутверждённогобюджета,осуществляющегося по бюджетной росписи доходов и расходов.

Документ о поквартальном распределении расходов и доходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, называется бюджетной росписью. В России свободную бюджетную роспись формирует Министерство финансов, а принимается и утверждается она в течение 15 дней со дня принятия закона о Федеральном бюджете.

Функции Министерства финансов состоят в следующем: составлять консолидированный бюджет, разрабатывать проекты Федерального бюджета, предоставлять отчёт о выполнении Федерального бюджета, а также развивать бюджетный механизм.

В таблице 1 рассмотрим исполнение Федерального бюджета России по доходам за 2012-2014 гг.

Анализ исполнения доходов Федерального бюджета России показал недовыполнение доходов в 2012 году — на 0,46%; в 2013 году — на 0,55%, а в 2014 году — на 0,25 %.

Следует отметить, что по показателям налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами произошло перевыполнение в 2012 и 2013 годах и составило: в 2012г. — на 0,02%, а в 2013г. — на 6,04%. А в 2014 году план оказался недовыполненным на 2,5%.

По доходам от внешнеэкономической деятельности за последние 3 года были самые высокие показатели: в 2012 году — 5001,84; в 2013 -5132,26 и в 2014 — 5463,4.

Таблица 1.Исполнение Федерального бюджета России по доходам за 2012-2014 гг.

Номер

2012 год 2013 год 2014 год

показателя*

План

Факт

% испол.

План

Факт

% испол.

План

Факт

% испол.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

12855, 48

12790, 88

99,50

12889, 02

12785, 38

99,20

14287, 67

14226, 16

99,57

1.1

372,33

375,82

100,9 4

374,13

384,36

102,7 3

363,2

411,3

113,2

1.2

2215,7 5

2228,0 0

100,5 5

2200,1 2

2166,7 0

98,48

2419,0

2702,2

111,7

1.3

1751,5 6

1713,0 5

97,80

1725,9 1

1564,8 4

90,67

1857,7

1821,9

98,1

1.4

2442,3 0

2442,8 1

100,0 2

2417,1 2

2563,2 1

106,0 4

2957,7

1821,9

98,1

1.5

102,51

99,33

90,07

81,11

92,15

113,6 1

102,3

90,9

88,8

1.6

0,33

1,21

366,6 7

0,21

0,92

438,1 0

0,11

0,63

572,7 2

1.7

5001,8 4

4962,7 4

99,22

5132,2 6

5100,2 3

99,38

5462,6

5463,4

100,0

1.8

539,05

543,34

100,8 0

542,21

426,88

78,73

545,2

304,6

55,8

1.9

87,77

101,31

115,4 3

96,32

206,50

214,3 9

269,4

228,7

84,9

1.10

139,92

131,48

93,97

142,23

119,59

84,08

148,5

148,7

100,1

1.11

130,97

120,43

91,95

131,25

102,36

77,99

102,2

108,3

105,9

1.12

10,73

18,19

169,5 2

10,23

17,79

173,9 0

9,8

17,45

178,0 6

1.13

17,20

20,70

120,3 5

17,23

20,74

120,3 7

17,26

20,78

120,3 9

1.14

43,24

39,47

91,28

18,69

19,11

102,2 5

33,1

22,7

68,6

2.

59,12

64,65

109,3 5

17,41

50,07

287,5 9

10,1

35,49

351,4

3.

12914, 60

12855, 53

99,54

12906, 43

12835, 45

99,45

14297, 77

14261, 65

99,75

Таблица 2. Исполнение расходов федерального бюджета РФ за 2012-2014 гг.

Номер

2012 год 2013 год 2014 год

показа теля*

План

Факт

% испол.

План

Факт

% испол.

План

Факт

% испол.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего

12957, 30

12894, 99

99,52

13730,6 1

13499, 37

98,32

14259, 24

14290, 93

99,58

1

832,33

809,85

97,30

854,32

852,90

99,83

874,37

897,58

102,65

2

1846,2 5

1812,3 9

98,17

1890,36

1883,3 8

99,63

1932,1 4

1927,0 6

99,73

3

1818,5 8

1842,9 8

101,34

1863,38

1822,9 6

97,83

1845,4 9

1817,2 9

98,47

4

2027,2 0

1968,4 9

97,10

2271,74

2185,6 1

96,21

2396,9 1

2474,6 5

103,24

5

221,81

228,84

103,17

219,63

220,10

100,21

206,51

218,33

105,72

6

22,66

22,50

99,29

19,63

91,70

110,55

17,76

20,43

115,50

7

609,86

603,84

99,18

625,85

623,50

99,362

641,04

647,01

100,93

8

93,51

89,85

96,09

93,65

92,30

98,56

95,38

95,18

99,79

9

558,79 8

613,82

109,81

675,21

658,22

97,48

737,84

689,13

93,39

10

3891,6 6

3859,7 3

99,18

3994,52

3988,6 5

99,85

4186,8 1

4278,9 5

102,20

11

42,17

45,72

108,42

49,37

47,50

96,21

53,42

49,21

92,11

12

77,41

77,54

100,17

86,87

81,47

93,78

96,45

84,59

87,70

13

332,03

320,00

96,38

417,98

408,63

97,76

489,76

478,07

97,61

14

685,36

629,16

91,79

583,86

599,44

102,69

685,36

613,45

89,51

Федеральный бюджет — это особый финансовый план государства, который утверждается Федеральным собранием.

Его функция: финансирование управления и общегосударственных органов власти.

В таблице 2 представлены планируемые (данные приведены без изменений) расходные показатели функциональной классификации Федерального бюджета за 2012-2014 года и фактическое исполнение расходов Федерального бюджета, а также процент его исполнения, данные приведены в млрд. рублей.

Из таблицы 2 можно увидеть, что план по исполнению Федерального бюджета за последние 3 года остался недовыполненным: в 2012г. — на 0,48%, в 2013г. — на 1,68%, в 2014г. — на 0,42%.

Рисунок 8 позволяет наглядно просмотреть исполнение доходов Федерального бюджета по годам и разделам классификации, а также соотношение планируемых показателей и их фактическое исполнение (рассчитанный процент исполнения).

Рисунок 8. Динамика процента исполнения федерального бюджета России по доходам за 2012-2014 года

Стоит отметить, что структура бюджета осталась прежней по доходности по секторам за 2014 год, но снизилась в 2 раза наполняемость бюджета: на 40% доходы от внешнеэкономической деятельности, на 32% -налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами и налоги на товары, реализуемые на территории РФ.

Просмотрев структуру расходов Федерального бюджета за 2014 год, следует отметить следующее: по расходам по секторам структура осталась прежней, однако расход бюджета снизился в общей сложности в 2 раза по сравнению с 2013 годом, в том числе снизились расходы на социальную политику на 50%, на национальную оборону на 26% и на правоохранительную деятельность — на 48%.

Немаловажное значение, на наш взгляд, имеет дефицит (профицит) Федерального бюджета за 2012-2014 года (таблица 3).

Таблица 3. Параметры Федерального бюджета за 2012-2014 гг. (млрд. руб.)

Показатель ь

2012 год

2013 год

2014 год

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

1

2

3

4

5

6

7

1. Доходы

12914,60

12855,53

12906,43

12835,45

14297,77

14261,65

2. Расходы

12957,30

12894,99

13730,61

13499,37

14259,24

14290,93

3.Профици т/

дефицит

-42,7

-39,46

-824,18

-663,92

38,53

-29,28

Из таблицы 3 видно, что дефицит в 2012 году составил 39,46 млрд. рублей, что было меньше утверждённого изначально на 7,6%; дефицит в 2013 году составил 663,92 млрд. рублей, что было меньше утверждённого на 19,44%.

В 2014 году также наблюдается дефицит, который составил 29,28 млрд. рублей.

Министр финансов отмечал, что к 2015 году планируется достичь нулевого дефицита бюджета. Но как видно из заявления главы Минфина Антона Селиванова, это сделать не удалось: дефицит бюджета в 2016 году составил 2,9-3% ВВП [10].

Исполнение основных показателей Федерального бюджета за январь-декабрь 2014 года составило:

  • объём поступивших доходов — 14 496 144,1 млн. рублей или 101,8% к общему объёму доходов Федерального бюджета, утверждённому Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2016-2017 годов»;

-кассовое исполнение расходов — 14 824 107,2 млн. рублей, или 106,2% к общему объёму расходов федерального бюджета, утверждённому Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2016-2017 годов» и 98,5% к уточнённой росписи.

Общий объём поступивших в казну доходов составил при этом 14 трлн. 26 млрд. руб., а объём расходов казны — 14 трлн. 290 млрд. руб.

Таким образом, дефицит бюджета в минувшем году достиг 2,5% ВВП, о чём ранее сообщал министр финансов Антон Силуанов. Дефицит Федерального бюджета РФ за 2013г. составил 6,04% ВВП, а в 2012 году -0,02 % ВВП [9].

Большая часть доходов Федерального бюджета, в сумме 7 101 328,5 млн. руб., была обеспечена за счет поступлений от Федеральной таможенной службы, а также Федеральной налоговой службы, в сумме 6 214 735,0 млн. рублей.

Согласно закону «О Федеральном бюджете на 2014г. и на плановый период 2016-2017 гг.», дефицит Федерального бюджета в 2014г. составил 327 млрд. руб. (0,5% от ВВП), в 2016г. — 796,6 млрд. руб. (1% от ВВП) и в 2017 — 486,5 млрд. руб. (0,6% от ВВП).

Совокупный объём средств Резервного фонда по состоянию на 1 января 2014 года в рублёвом эквиваленте составил 4 945 492,3 млн. руб., а Фонда национального благосостояния — 2 900 639,4 млн. рублей.

В долгосрочной бюджетной стратегии Министерства финансов РФ сообщалось, что даже при сохранении высоких цен на нефть бюджету РФ до 2020г. не хватит порядка 10 трлн. руб. для финансирования всех государственных обязательств.

Эксперты финансового ведомства обнаружили необеспеченные доходами обязательства бюджета с 2017г. по 2020г.: 5,6 трлн. руб. утверждённых и ещё 4,2 трлн. руб. — обещанных. Эксперты подчеркнули, что в случае сокращения бюджетных поступлений этот недостаток может стать ещё больше, и при сохранении высоких цен на нефть до 2020г. бюджету РФ не хватит порядка 10 трлн. руб. для финансирования всех государственных обязательств [13, c. 47].

Эксперты Минфина приводят ряд факторов, несущих дополнительные риски для бюджетной системы страны, включая обязательства по пенсиям, возможное падение доходов от экспорта сырья, а также сокращение поступлений от налогов и т.д.

Таким образом, консервативный сценарий развития экономики, положенный в основу бюджетной стратегии, состоит в следующем: темпы роста ВВП до 2030г. не превысят 2,5%. Но в Минфине всёже опасаются, что даже таких темпов роста достичь не удастся, и доходы бюджета будут меньше прогноза.

Чтобы решить проблему дефицита бюджета, финансовое ведомство предлагает проработать возможности сокращения расходов и повышения налогов на сырьевой сектор.

Существуют также риски постоянного увеличения обязательств по пенсиям: расходы на сбалансированность бюджета Пенсионного фонда вырастут с 943 млрд. руб. в 2013г. до 2 трлн. руб. в 2030г.

Согласно стратегии бюджет будет дефицитным весь расчётный период, а дефицит — покрываться в основном за счёт госзаймов, которые станут фактически единственным источником его финансирования, а, следовательно, к 2030г вырастет госдолг с 12% до 18,2% ВВП.

В условиях прогнозного периода для обеспечения сбалансированности Федерального бюджета в 2017г. необходимо сокращение расходов на 1,247 трлн. руб., в 2018г. — 1,655 трлн. руб., в 2019г. — 1,517 трлн. руб. и в 2020г. — 1,142 трлн. руб.

Авторы стратегии предупреждают о рисках падения ненефтегазовых доходов — налоговых и таможенных платежей, доходов от приватизации. Так, по оценкам налоговой и таможенной служб, объём недопоступления доходов может составить в 2017 году 792 млрд. рублей.

По прогнозам Минфина, властям придётся сокращать заложенные в бюджет расходы в случае долгосрочного снижения нефтяных цен, так как Резервный фонд будет исчерпан уже в 2017 году.

В заключение вопроса отметим основные задачи, стоящие перед казначейскими органами в части исполнения Федерального бюджета России.

Основным является вопрос совершенствования нормативно-правовой базы, направленной на реформирование системы бюджетных платежей.

Необходимо указать, что в части повышения эффективности управления свободными остатками денежных средств бюджетов бюджетной системы РФ и осуществления операций в секторе государственного управления в соответствии с утвержденной Концепцией реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 г. определен перечень законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, принятие которых потребуется в целях реализации поставленных задач.

В целях развития системы бюджетных платежей Федеральным казначейством в 2014 г. было предложено включить в проект новой редакции Бюджетного кодекса РФ новые главы, касающиеся функционирования казначейского обслуживания, единого казначейского счета и системы бюджетных платежей.

Таким образом, анализ формирования доходов Федерального бюджета России за период с 2012 по 2014 года показал, что в целях снижения дефицита бюджета и повышения его финансовой устойчивости в современной нестабильной экономической ситуации необходимо найти пути укрепления доходной части Федерального бюджета России и основные подходы к формированию доходов на 2017 год.

Отечественный финансовый сектор за годы своего становления достиг определенного уровня развития. На конец 2014 года в России действовали 459 страховых компаний, 1002 банка, 72 небанковские кредитные организации, 127 негосударственных пенсионных фондов, 404 управляющие компании [10].

В целом финансовая система России развивается достаточно динамично. Вместе с тем, следует отметить, что ее уровень не соответствует растущим потребностям национальной экономики и существенно отстает от среднеевропейских параметров. Несмотря на достаточно высокую динамику своего формирования, финансовая система России пока не стала эффективным механизмом реализации инвестиционных программ государства, субъектов предпринимательской деятельности и домашних хозяйств.

Комплексность и сложность процессов формирования российской финансовой системы требуют разработки специальных научно-методических подходов, а именно методического обеспечения формирования и управления развитием финансовой системы России. Обозначенная проблема требует обязательного учета глобализационных процессов, присущих мировой финансовой системе. Очевидно также, что изменения и трансформация финансовой системы России должны учитывать и прогрессивные достижения наиболее развитых стран мира.

Таким образом, указанные факты и обстоятельства подтверждают актуальность, теоретическую и практическую значимость статьи. Выбранная тематика исследования представляет интерес не только для специалистов в узкой области знаний, но и привлекает внимание широкого круга заинтересованных лиц.

Высоко оценивая научные достижения по данной проблематике, следует отметить, что недостаточно исследованными остаются вопросы реструктуризации финансовой системы России в контексте глобализационных процессов, также нуждаются в уточнении состава и структуры финансового сектора в связи со значительным повышением роли внешних финансовых отношений [7, c. 54].

Приступая к анализу, отметим, что одной из первых сложностей процесса формирования российской финансовой системы является неоправданно низкая доля небанковского сегмента в структуре российского финансового рынка. Труднопреодолимая преграда на сегодняшний день заключается в поиске путей обеспечения высокого уровня капитализации и финансовой устойчивости небанковских финансовых институтов, реформировании системы надзора за функционированием субъектов финансового рынка. Эффективное использование всех возможностей банковско-страхового взаимодействия будет способствовать обеспечению стабильности экономики в целом.

Одновременно и проблемным, и перспективным является развитие негосударственного пенсионного фонда (НПФ).

Для большинства граждан России НПФ — это относительно новое явление, а для некоторых и неизвестное понятие, тогда как во многих странах НПФ являются важной составляющей в общем пакете социального обеспечения работника наряду с заработной платой, премиями, медицинским страхованием и т.п. [7, c. 14].

Если брать во внимание, что каждый шестой доллар инвестиций в мировую экономику принадлежит НПФ, можно сделать вывод, что этот сектор в России слишком мал. Таким образом, скромные размеры страхового рынка и недоразвитость пенсионных фондов являются существенными препятствиями для развития финансовой системы России.

Второй существенной проблемой, является проблема развития ключевого звена финансовой системы — банковского сектора. Ускоренные темпы развития банковского сектора и бурный рост кредитования в течение 2000-2007 гг. демонстрировали переход экономики России к более зрелому финансовому состоянию, насыщенному финансовыми инструментами с высоким уровнем монетизации [12, c. 127].

Одновременно эти процессы сопровождались нарастанием дисбалансов, что привело к концентрации кредитного, валютного и процентного рисков при отсутствии развитых инструментов их страхования. Реализация этих рисков во время кризиса 2007-2008 гг. практически парализовала деятельность отечественной банковской системы и поставила ее на грань выживания. В условиях стагнации кредитования и трудностей расширения ресурсной базы банки работали с убытками вследствие:

  • усиления конкуренции за надежных заемщиков, что вынуждало все большее количество учреждений снижать процентные ставки по кредитам;
  • снижения доходной базы в условиях роста стоимости и объема привлеченных ресурсов;
  • значительного объема проблемной и потенциально проблемной задолженности в кредитном портфеле банковской системы;
  • значительных затрат на формирование резервов по активным операциям (в т.ч.

в результате ревизии качества активов и ухудшения платежеспособности заемщиков).

Фундаментальным фактором функционирования банковской системы является состояние реального сектора экономик…