Рынок труда и трудовые отношения

  • Список использованной литературы

Актуальность темы исследования заключается в том, что современный этап экономического развития экономики связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Рынок труда имеет свои характерные особенности. Важной особенностью рынка труда является высокая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя. Занятость населения — это не только одна из важнейших экономических характеристик. По данной категории можно судить о благосостоянии народа любого государства. При этом оценивается уровень занятости населения, который является важным макроэкономическим показателем. От решения проблем занятости напрямую зависит главная социальная болезнь, наиболее остро переживаемая населением, — безработица, характерная почти для всех странах, независимо от уровня их экономического развития. рынок труд экономика регулирование

Степень разработанности темы. Проблема занятости привлекает внимание многих российских и зарубежных исследователей различных научных направлений. Вопросы занятости населения, рынка труда, безработицы глубоко исследуются в работах по макроэкономике таких зарубежных авторов, как Д. Белл, Д.М. Бьюкенен, М. Вебер.

Каждый человек по своей сущности существо социальное, то есть он должен жить в социуме, среди других людей. Живя он создает благоприятные условия для обитания себе и близким. За счет этого создался мир экономики. Историей процветания человечества можно назвать историю самого развития отношений экономики, значительным вкладом стало разделение труда.

Экономика труда является разделом экономики, которая создана для изучения закономерностей в области отношений, а именно трудовых. Примером будет сущность труда, заработная плата, организация, эффективность, занятость и прочее. Эта наука объясняет процессы координации и согласования в социуме. Знания в данной области позволят подходить к вопросам событий, растолковывать и оценивать силы и значения аргументировано. Социально-экономические отношения являются предметом этой экономики, которые создаются под влиянием ряда факторов: кадрового, организационного, технического и др. Трудоспособная часть населения называется трудовыми ресурсами, которые обладают всеми умственными и физическими способностями и качествами, для проделывания конкретной работы. Совокупностью физических, умственных и духовных качеств, которые есть у индивида, которые он использует для создания или производства материальных благ, называют рабочей силой.

5 стр., 2286 слов

Предмет экономики труда. Становление и развитие науки о труде

... базиса экономической науки. Принципиальными для развития современной экономики труда представляются следующие обстоятельства. Социально- трудовые отношения в рыночной экономики резко изменились, это связано с ... неотделимая от истории развития самой науки управления, а также смежных областей знаний - психотехники, психофизиологии, гигиены труда, психологии, научной организации труда и пр. ...

Изучение литературы показало, что степень разработанности проблемы занятости населения в социальных и экономических науках, недостаточное и, как правило, одностороннее развитие теоретических и практических разработок по вопросам, связанным с управлением занятостью населения в контексте экономической парадигмы, отсутствие социолого-ориентированной теории государственного регулирования занятости населения определили выбор темы и концептуальную направленность настоящего исследования.

По мнению многих экспертов Российский рынок труда, значительно отличается от общепринятых мировых стандартов рынков труда. Это случилось за счет того, что он формировался на протяжении десятков лет и в итоге сформировался не полностью. В процессе функционирования и становления российского рынка труда проявляется ряд специфических особенностей, которые существенно отличаются от рынка труда западных стран. Формирование российского рынка труда основывается на определённом институциональном фундаменте, на определенных правилах. Отличительной особенностью является обесценивание квалифицированной рабочей силы, которая становится более дешевой. Это во многом происходит из-за сокращения высокотехнологичных производств и отсутствия стимулов по внедрению новых технологий, которые действуют. В некоторых случаях на региональных рынках труда цена рабочей силы не соотносится со стоимостью рабочей силы.

Объектом исследования является рынок труда.

Предметом исследования являются общественные отношения, определяющие специфику государственного регулирования занятости на рынке труда.

Цель работы — анализ рынка труда и трудовых отношений.

В соответствии с целью при написании работы определены следующие задачи:

  • изучить теоретический аспект занятости населения;
  • проанализировать особенности государственного регулирования занятости населения.

Методика исследования данной темы включает в себя: анализ литературы по теме исследования, ситуационный и системный подход, применение логического, сравнительного, структурного и функционального анализа источников.

Теоретической основой при написании работы послужили учебники, учебные пособия и монографии ряда ученых, посвященные теме исследования. В исследуемой литературе тема работы достаточно изучена.

По структуре работа состоит из введения, двух глав, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения и списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.

Каждая глава завершается кратким выводом по существу исследуемой проблематики.

1.1 Понятие рынка труда

Рынок труда — экономическая среда формирования спроса и предложения на трудовые ресурсы, в пределах которой субъекты хозяйствования и частные лица осуществляют наем сотрудников.

На рынке труда происходит жесткий отбор, стимулируется высококвалифицированный труд. Как система социальных, экономических, правовых институтов он является неотъемлемой составляющей экономического механизма. Представляет собой сферу, в которой посредством конкурентного механизма формируется некий уровень занятости и оплаты труда.

Наиболее яркое воплощение такого рынка — биржи труда. Их функционирование обеспечивает Минтруд и Федеральная служба по труду и занятости. Действует общефедеральный госпортал «Работа в России».

4 стр., 1769 слов

Методы анализа рынка труда. Сегментация рынка труда

... занятости этих мест. Разработками здесь являются типология потребителей рабочей силы и рабочих мест, моделирование их поведения на рынке труда, прогноз ожидаемого спроса. Цель такого исследования - сегментация ... помощи, что обеспечивает функционирование этих сегментов на рынке труда. С позиций данного критерия должно проверяться наличие опыта работы на выбранном сегменте, ее ресурсное обеспечение, ...

Элементы рынка труда:

  • субъекты;
  • регламентирующие трудовые отношения нормативные акты;
  • рыночная конъюнктура;
  • соответствующая инфраструктура.

Рынок труда призван обеспечить:

  • воспроизводство рабочей силы;
  • эффективное использование труда;
  • свободный выбор отрасли и вида деятельности, поощряемой выгодными предложениями;
  • механизм найма и увольнения, гарантирующий права обеих сторон трудовых правоотношений.

Виды рынков труда

По территориальности и специализации различают международный, национальный и внутригосударственные региональные рынки, каждый из которых можно рассматривать в разрезе конкретной отрасли.

Открытый рынок труда формируют:

  • свободные, ищущие трудоустройства потенциальные работники;
  • работодатели, представляющие вакантные должности.

Скрытый сегмент рынка представлен:

  • трудоустроенными сотрудниками, готовыми уволиться при наличии более выгодного предложения;
  • работодателями, подыскивающими замену на формально занятые должности.

Объект торга

В этом качестве выступают знания, умения, навыки и квалификация трудоспособного физического лица. Происходит обмен способностей человека к продуктивному труду на денежный или имущественный эквивалент — заработную плату.

Предметом торга при заключении конкретного трудового договора является:

  • право эксплуатации рабочей силы;
  • продолжительность ее использования.

Спрос и предложение

Потребность в наемных сотрудниках как факторе производства во многом определяется конъюнктурой товарных рынков. То есть, рынок труда относится к вторичным.

Спрос на труд со стороны хозяйствующих субъектов возникает тогда, когда его использование предполагает возможность производить затребованные товары и получать прибыль.

Конкурентоспособность работника оценивается путем его сравнения с уже представленными на рынке человеческими ресурсами. Значение имеют:

  • уровень квалификации;
  • профильное образование;
  • владение языками;
  • личные качества.

Поиски работы для неконкурентоспособных лиц сопряжены с трудностями и проволочками, а в некоторых случаях бесперспективны. Устанавливая гарантии для сотрудников и льготы для работодателей, государство способствует трудоустройству отдельных категорий граждан (ст. 13 1032-1-ФЗ «О занятости населения в РФ»).

В рыночной экономике наблюдается несоответствие вакантных мест составу представленных на рынке ресурсов по количественным, а также качественным показателям. Происходит жесткий отбор, стимулируется высококвалифицированный труд.

В этом отличие современной российской экономики от административно управляемой советской. Последняя предполагала:

  • централизованное планирование количества рабочих мест, полностью покрывающих потребность населения в трудоустройстве;
  • распределение, а при необходимости — перераспределение трудовых ресурсов.

Такая система существенно снижала мотивацию к труду.

4 стр., 1599 слов

Новые рынки труда и формы занятости

... курсовой работы – «Новые рынки труда и формы занятости». Цель данного исследования – изучить новые рынки труда и формы занятости, а также проанализировать состояние российского рынка труда в современных условиях. Для достижения цели необходимо решить определить понятие и экономическую сущность занятости; изучить виды занятости; выявить ...

Особенности рынка труда

1) Покупатель и продавец находятся в длительном личном контакте, что накладывает неизбежный отпечаток на их деловые взаимоотношения.

2) Неотделимость способности к труду от ее носителя.

3) Индивидуализации сделок в сфере трудоустройства посредством заключения контракта (раздел 3 Трудового кодекса РФ).

4) Законодательная обязательность коллективных переговоров (глава 6 ТК РФ), отраслевых договоров, привлечения профсоюзов (10-ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).

5) Значимость для сотрудника неденежных аспектов соглашения с работодателем: условий труда, психологического климата, возможностей карьерного роста и совмещения работы и учебы.

Ситуация на рассматриваемом рынке отображает текущий баланс интересов нанимателей и рабочей силы. Однако значительное влияние на нее могут оказывать иные факторы. Среди них: государственная политика и законодательство; демографическая ситуация; динамика ВВП; стадийность делового цикла; миграция.

Инфраструктура рынка труда — это среда, которая отвечает за обеспечение нормального функционирования сферы трудоустройства.

Она состоит из институтов, содействующих занятости, обеспечивающих профессиональную подготовку и переподготовку кадрового состава также в нее входят биржи труда и центры занятости.

Среди всех функций инфраструктуры рынка труда, основной является контроль за взаимоотношениями работодателей и работников по поводу заработной платы, а также урегулирование конфликтов в сфере труда. К прочим функциям относятся: содействие работодателям в поиске персонала, выборе рабочих мест, разработке трудовых договоров и т. д.

Рис. 1. Функции рынка труда

Рынок труда представлен следующими субъектами:

  • работодатели;
  • работники;
  • посредники между работодателями и работниками;
  • органы власти и управления.

К элементам инфраструктуры рынка труда относятся:

  • система гарантии занятости;
  • система гарантии и регулирования оплаты труда;
  • гарантия компенсационных выплат в результате потери или смены работы;
  • гарантия пенсии;
  • гарантия нормальных условий работы;
  • создание профессиональных союзов для защиты прав и законных интересов работников.

Службы занятости — государственного и обыкновенного ранга

Государственная служба занятости — это наиболее существенный из элементов инфраструктуры рынка труда. Различают следующие уровни специализации государственной службы занятости:

  • государственный
  • региональный
  • местный

Вместе с этой службой также развиваются негосударственные службы занятости. К ним относятся: биржи труда для детей, женщин, инвалидов, молодежи.

Рис.2 Развитие системы занятости

Вместе с этой службой также развиваются негосударственные службы занятости.

Центры занятости тоже разделены по уровням, которые начинаются федеральным и заканчиваются районным. Эти центры образуются за счет уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также финансирования из бюджетов различных уровней субсидии и субвенции и взносов организаций и граждан, направляемых ими добровольно.

31 стр., 15405 слов

Ценообразование на рынке закупок товаров, работ и услуг для государственных ...

... сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», методы ценообразования на рынке закупок для государственных и муниципальных нужд, а также изучить тенденции совершенствования методов обоснования начальной (максимальной) цены контракта в процессе закупки товаров (работ, услуг) для государственных ...

Воздействия на рынок труда

Рынок труда во многом отличается от всех прочих рынков. На него, в большей степени, чем на другие рынки, воздействует государство и различные общественные организации, проф. союзы. Происходит ситуация, когда сам носитель рабочей силы выступает в роли участника этого рынка.

Рис.3.Воздействие н рынок труда

Состояние рынка труда поддается влиянию множества факторов. Эти факторы могут быть как денежными (размер оплаты труда), так и неденежными (уровень сложности работы, условия труда, отсутствие вреда для здоровья, гарантии самореализации и совершенствования).

Также на рынок труда очень большое влияние оказывают численность трудового населения, потоки миграции, демография.

Рынок труда, отмечают специалисты по своей природе, конечно же, не может быть совершенно однородным. Ведь на определенное место работы требуется специалист, который обладает специфическими знаниями и навыками. Поэтому на рынке труда присутствует такое явление, как сегментация. Последняя предусматривает разделение на замкнутые устойчивые группы рабочих мест и работников, которые отделяются по определенным признакам, что ограничивают мобильность рабочей силы.

Сегментация труда возникает в результате следующих причин:

  • различных технологий и техник производства;
  • неравномерности в различных областях научно-технического прогресса;
  • неравности возможности при получении профессиональной подготовки, образования, найме на работу.

Вторичный рынок труда представляет собой рынок, где в основном присутствуют не престижные работы, что характеризуются чертами, которые являются противоположными особенностям первичного рынка труда.

Главные особенности вторичного рынка труда:

  • присутствует большая текучесть кадров;
  • наблюдается нестабильная занятость;
  • свойственный низкий уровень заработной платы;
  • отсутствует (практически) продвижение по служебной лестнице;
  • технология производства на таких рынках отличается примитивностью и трудоемкостью;
  • отсутствуют профсоюзы.
  • особенности вторичного рынка труда

Поскольку рынок труда сегментирован (разделен на рабочие вакансии, которые образуют сектора, сокращающие мобильность рабочей силы конкретными границами), то в его структуре выделяют первичный и вторичный рынки труда.

Первичный рынок труда характеризуется преобладанием престижных работ с четкой квалификационной структурой. То есть, оформление кадров на рабочие должности требует наличия специализированных знаний, образования и квалификации у рабочих. Первичный рынок труда, как правило, формируется в рамках внутрифирменного рынка.

Основными чертами данного сегмента рынка труда являются:

  • более высокий уровень оплаты труда;
  • стабильность положения работника, социальная защита при трудоустройстве;
  • наличие «карьерных лестниц», возможности профессионального роста;
  • внедрение инноваций (технологий), повышающих эффективность и производительность труда квалифицированных специалистов;
  • наличие профсоюзов.

На первичном рынке труда хорошо сформирован профессионально-квалификационный состав рабочих кадров, как правило, это дипломированные специалисты. Профессионально-квалификационный состав рабочих образует систему, которая состоит из трех компонентов:

33 стр., 16209 слов

Политика государства в сфере занятости населения

... обслуживания населения. 1.2 Формирование и регулирование рынка труда. В переходный период в России сформировался регионально сегментированный рынок труда с неэффективной структурой занятости. Существование ... уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в ...

  • профессионального компонента рынка с совокупностью профгрупп;
  • квалификационного компонента рынка с совокупностью рабочих различной квалификации (с учетом ее уровня);
  • квалификации, которая формируется профессиональными навыками, опытом и знаниями, необходимыми для выполнения конкретной квалифицированной работы.

Характерно, что внутри любого государства сформирован как первичный, так и вторичный рынок труда. Под действием экономических/социальных/политических факторов их доля в общей структуре рынка труда может изменяться. Например, в момент выхода государства на новый экономический уровень, в период инфляции, стагнации или падения экономики, в общей структуре рынка труда возрастает доля вторичного рынка труда.

Вторичный рынок труда отличается преобладанием менее престижных работ в сравнении с первичным рынком. При этом рабочий состав сформирован преимущественно людьми без квалификации (или квалификацией низкого уровня).

Конкурентный рынок труда — это рынок, представленный множеством предложений различных компаний и фирм, которые функционируют в одинаковых условиях и имеют цель нанять сотрудников на одинаковые вакансии.

Характеристики конкурентного рынка труда

1) Совершенно конкурентный рынок труда состоит из множества компаний, фирм, предприятий, которые производят похожие, по сути, товары и услуги, используя труд наемных работников. Характерно, что штат работников и их зарплата во всех компаниях примерно имеет одинаковые характеристики. В этом заключается суть конкурентности.

2) Работники, которые продают свой труд за определенное денежное вознаграждения в таких компаниях, фирмах, предприятиях, имеют одинаковый уровень квалификации и опыт. То есть предлагаемые ими услуги имеют приблизительно одинаковую ценовую стоимость.

3) Субъекты рыночных отношений в виде фирм и предприятий и их штатных специалистов не имеют возможности контролировать рыночные тенденции, из которых вытекает потребительский спрос и заработная плата на конкурентных рынках труда.

4) Абсолютная мобильность и информативность, не зависящая от издержек производства.

Если на рынке резко повышается спрос на определенные товары, то производители, соответственно, приминают меры по расширению производства именно этих товаров с целью удовлетворить потребительские запросы.

Если на рынке повышается спрос на труд определенных специалистов, то фирмы и предприятия обещают высокую заработную плату таким специалистам. Среди желающих устроиться работать по той или иной специальности возникает определенный уровень конкуренции. Уровень конкуренции бывает особо высоким тогда, когда возникает очень острая потребность в специалистах в определенном узком сегменте производства. Предприятия не могут предложить большое количество рабочих мест, но заработную плату ставят высокой, потому и требования к специалистам, соответственно, повышаются. Таким образом, отсеиваются работники с низким и средним уровнем знаний, а остаются только высококвалифицированные. Когда спрос на определенный вид услуг тех или иных специалистов падает, то понижается и уровень конкуренции на рынке труда. Так же уровень конкуренции высок тогда, когда количество специалистов, предлагающих свои услуги, превышает количество свободных вакансий. Это довольно распространенное явление.

17 стр., 8278 слов

Анализ проблем занятости и безработицы на рынке труда России

... уровня и качества жизни населения Российской Федерации. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ. ЕЁ ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ 1 Объяснение безработицы и занятости с точки зрения законов рынка труда Проблемы безработицы и занятости ... по статистике, труды учёных в области демографии и рынка труда. Практическая значимость заключается ... на работу в ту фирму, где больше платят. Hо, существует и ...

Внутренний рынок труда — это система информационных, социально -экономических, организационно-правых и ряда других взаимоотношений между руководителями компании (работодателями) и сотрудниками. К основным вопросам внутреннего рынка труда можно отнести — условия и продолжительность работы на предприятии, уровень оплаты труда, наличие стимулирования со стороны руководства за профессиональные успехи и достижения.

Таким образом, в качестве вывода отметим, что рынок труда представляет собой систему формирования спроса и предложения на рабочую силу, посредством ее продажи на определенный срок.

1.2 Понятие трудовых отношений, их содержание и стороны

Трудовые отношения всегда основываются на соглашении работодателя и работника о выполнении конкретной работы за определенную плату, соблюдении каких-либо правил (к примеру, внутреннего распорядка), выполнении распоряжений и так далее. Работодатель, независимо от используемой организационно правовой формы, должен при оформлении трудовых отношений руководствоваться положениями и нормами законодательства (трудового).

Данные положения и нормы не распространяются на следующие категории лиц:

  • военнослужащих, которые исполняют обязанности военной службы;
  • лиц, поступивших на работу по договору, имеющему гражданско-правовой характер;
  • членов наблюдательного совета организаций;

— членов совета директоров. Обратим внимание, что трудовые отношения вполне могут возникнуть и при заключении гражданско-правового договора. Те отношения, которые связаны с государственной гражданской службой, по большей части регулируются специальным законом. Их незатронутая часть регулируется нормами законодательства (трудового).

Стороны трудовых отношений — работодатель и работник. Они постоянны при любых обстоятельствах. Работником в данном случае является физ. лицо, которое вступило с работодателем в трудовые отношения. Отметим, что к ним можно отнести и работающих по найму, и тех, кто является акционерами каких-либо юридических лиц. Собственник предприятия запросто может быть любой из сторон или обеими сторонами одновременно (такое действительно возможно).

Оформление трудовых отношений возможно только с шестнадцати лет. В некоторых случаях договор может быть заключен и в более раннем возрасте. Подростки в возрасте четырнадцати лет могут заключать его только с разрешения родителей или какого-либо иного законного представителя. Лица данного возраста могут быть наняты только для выполнения легкого труда, который не отрывает их от получения школьного или иного образования.

42 стр., 20649 слов

Проблемы занятости населения — дипломная

... по Российской Федерации). Представленная работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена теоретическому обоснованию проблем занятости трудоспособного населения на современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации. В ней рассмотрен рынок труда, проблемы и специфика безработицы ...

Возможно ли оформление трудовых отношений до четырнадцатилетнего возраста. Да, оно возможно. Это касается детей, занятых кинематографической, театральной или иной схожей деятельностью. Конечно же, важно согласие законных представителей, а трудовая деятельность не должна мешать получению образования, их развитию и так далее. Существует специальный перечень работ, которые не могут в силу закона выполнять несовершеннолетние лица. Он утвержден правительством страны. Работодатели, игнорирующие возрастные нормы, несут наказание в установленном действующим законом порядке. До какого возраста в нашей стране человек может работать. Такой возраст установлен только для лиц, которые пребывают на государственной службе. Он равняется шестидесяти пяти годам.

Человек, признанный судом недееспособным, не может вступать какие-либо трудовые отношения. Основание такого ограничения дееспособности — слабоумие, тяжкое психическое заболевание и так далее. Инвалиды могут вступать в данные отношения, однако, для них существуют определенные ограничения. Определяются они специальной медицинской комиссией. Лица, совершившие определенное нарушение закона, могут быть лишены права заниматься определенного рода деятельностью. Возможны и временные и абсолютные ограничения. Работодатель это может быть и человек, и организация. Разница между ними здесь несущественна.

Трудовые отношения регулируются различного рода НПА. Законодательная база — Трудовой кодекс. Информация, содержащаяся в нем, касается и работников, и работодателей. Все основные положения, связанные с трудовыми отношениями, подробно описаны. Кроме этого, положения трудового законодательства можно найти в Конституции нашей страны, федеральных законах и так далее.

Занятость населения — это явление социально-экономического плана. Оно представляет собой общественно полезную деятельность населения, цель которой кроется в удовлетворении общественных и личных потребностей, а также в получении заработка (дохода).

Данное определение дает Закон «О занятости населения в Российской Федерации». Этот важнейший документ принят 19.04.1991 г. под № 1032-1.

Занятость населения — это категория еще и экономическая. Она является совокупностью отношений, которые касаются трудовой деятельности граждан. Данная экономическая категория выражает степень включения населения страны в общественно полезную деятельность. Также она указывает на меру потребности предприятий в работниках, на наличие вакансий, необходимых для получения дохода. Все эти позиции позволяют считать занятость населения одной из важнейших характеристик рынка труда. Некоторые авторы дают и другое определение данного термина. По их мнению, занятость населения — это главный параметр, необходимый для функционирования рынка трудовых ресурсов. При этом он является определенным видом отношений между людьми экономического и правового характера. И это не удивительно, ведь человек приобретает рабочее место, включаясь в ту или иную кооперацию труда. И до того момента, пока сотрудник остается в выбранной им подсистеме хозяйственного сектора экономики, эти отношения продолжают иметь место.

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» дает разъяснение того, кого из граждан страны можно считать включенными в общественно полезную деятельность. Это люди:

  • работающие по трудовым договорам, а также имеющие иную службу или работу, за которую они получают вознаграждение;
  • имеющие регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
  • занимающиеся подсобными промыслами и продающие продукцию по заключенным договорам;
  • избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемые должности;
  • выполняющие различные виды работ согласно договорам гражданско-правового характера или авторским;
  • являющиеся членами артелей (производственных кооперативов);
  • находящиеся на службе военной, гражданской альтернативной, в органах МВД;
  • обучающиеся на очных отделениях учреждений образования;
  • временно отсутствующие на своем рабочем месте в связи с болезнью, отпуском, призывом на военную службу и т. д.;
  • являющиеся участниками (учредителями) организаций и обладающие в отношении последних имущественными правами.

Начиная с девяностых годов прошлого столетия, Россия отказалась от административно-командного вида хозяйствования. Ее экономика стала переходить на рыночные рельсы, что потребовало проведения различных реформ. Не минуло это и сферу занятости. В ней также были проведены многочисленные изменения. Разработка нововведений основывалась на уже полученном развитыми странами опыте. Результатом проделанной работы стал законодательный акт «О занятости населения Российской Федерации», отразивший основные принципы государства по данному вопросу.

Первый из них закреплен в Конституции России. Он гласит о добровольности труда и наличии права граждан на свободное распоряжение своими способностями к творческому и производительному труду.

Второй из изложенных в законе принципов касается ответственности государства за создание необходимых условий занятости и свободного выбора гражданами рабочего места. На страну также возлагается обязанность обеспечения и учета долговременных интересов нации. Это третий принцип занятости населения.

Органы власти всех уровней должны прилагать усилия для запуска в действие механизмов государственного регулирования, а также не препятствовать рыночному саморегулированию данной сферы.

При этом должны быть использованы финансовые возможности внебюджетных фондов, бюджета, общественных объединений, предприятий и самих граждан в целях достижения социальной и экономической эффективности принимаемых правительством программ. Это является четвертым принципом политики государства в сфере занятости населения.

В любом государстве политика занятости населения определяется, прежде всего, поставленными обществом задачами и целями. При этом каждая страна может использовать собственные способы решения проблем в данной сфере. Так, выделяют американскую модель. Она предполагает создание большого количества рабочих мест, где от людей не требуется высокая производительность, а получаемые ими доходы находятся на низком уровне.

Такой рынок труда устраивает значительную часть экономически активных граждан. Формально безработица находится на низком уровне. Однако количество людей с небольшими доходами значительно увеличивается. При применении скандинавской модели практически все трудоспособное население будет иметь рабочие места с удовлетворительными условиями оплаты.

Такое возможно при создании большого количества вакансий в государственном секторе экономики. Однако проведение данной политики чревато появлением инфляционного давления и истощением казны. При создании европейской модели количество занятого населения сокращается с ростом производительности труда и доходов работающих. Ведение такой политики должно поддерживаться дорогостоящей системой пособий для постоянно увеличивающегося количества безработных.

В сфере трудоустройства своих граждан государство может проводить как активную, так и пассивную деятельность. Первая из них предполагает принятие ряда мер, направленных на содействие занятости населения.

Активная политика включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение увольнений работников и сохранение рабочих мест, повышение квалификации населения и его профессиональное обучение, организацию различных общественных работ, поддержку частного предпринимательства и т. д. Все это содействует снижению уровня безработицы в стране.

При проведении пассивной политики государство не принимает меры к содействию занятости. Оно лишь прослеживает те негативные последствия, которые имеют место при высоком уровне безработицы. При этом государство выплачивает пособия нетрудоустроенным гражданам и предоставляет услуги по подбору рабочего места. С этой целью в стране организуется служба занятости населения.

Кроме того, при проведении пассивной политики государство оформляет досрочный выход на пенсию. Также оно оказывает материальную или неденежную поддержку безработным.

Развитые страны, имеющие социально ориентированную рыночную экономику, ведут, как правило, активную политику в области занятости граждан. При этом государство стремится к тому, чтобы:

  • работа была для всех, кто ее ищет;
  • трудовая деятельность находилась на максимально эффективном уровне;
  • существовала свобода выбора рабочего места.

Для того чтобы намечать действенные меры в реализации политики в области занятости граждан, необходимо учитывать уровень и стадию экономического развития всей страны. Немаловажным фактором решения проблем трудоустройства явится слияние этого направления с решением различных экономических и социальных задач.

Работа по улучшению данного показателя осуществляется с помощью методов, которые соответствовали бы практике и национальным условиям. Предварительно разработанные методы должны постоянно координироваться в рамках проведения социальной и экономической политики. При этом все решения в сфере занятости требуют активных действий не только со стороны государства. Шаги в этом направлении нужны от работодателей, а также от наемных работников.

В 1991 году в РФ была создана Федеральная служба занятости населения. На сегодняшний день комплексным регулированием трудоустройства граждан страны занимается Министерство труда и социального развития России. Его создали в 1996 г., упразднив при этом сразу три социальных ведомства:

  • Министерство соц. защиты населения.
  • Министерство труда.
  • Федеральную службу занятости.

При этом вновь образованное ведомство стало отвечать за выработку государственной политики занятости. Помимо этого, Министерство труда и социального развития осуществляет управление всей системой служб занятости через региональные отделения. Основной функцией данного руководящего органа является разработка и дальнейшее финансирование программ в сфере трудоустройства, стандартов и выполнение задач при тесном взаимодействии с региональными отделениями.

Такая деятельность направлена на защиту населения от безработицы. В непосредственном подчинении Министерства труда и социального развития находятся региональные службы. Они руководят работой органов данного ведомства, расположенными непосредственно на местах. При этом в обязанности региональных служб входят:

  • планирование;
  • инструктирование;
  • финансирование;
  • осуществление контроля.

Местные же службы занятости, которыми руководят региональные органы этой сферы, проводят непосредственную работу с населением. В этом и заключена их повседневная деятельность.

Государство любой страны организует и регулирует трудовую занятость своих граждан. Российская Федеральная служба занятости осуществляет деятельность, направленную на:

  • составление прогнозов развития и анализ уровня занятости;
  • разработку и дальнейшее осуществление целевых программ федерального и территориального уровней, цель которых — содействовать занятости тех граждан, которые находятся под риском увольнения и испытывают трудности в поисках работы;

— организацию профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных граждан. Данная работа организуется и проводится под непосредственным руководством соответствующего федерального органа, каковым является Департамент занятости населения. Он в рамках своих полномочий создает и курирует территориальные службы.

Департамент занятости населения призван:

  • анализировать ситуацию, сложившуюся на территориальных рынках труда, и вырабатывать различные меры, направленные на предупреждение или сокращение негативных последствий массового увольнения работников;
  • организовывать работу по регистрации безработных и содействовать им в дальнейшем трудоустройстве;
  • назначать и выплачивать пособия по безработице зарегистрированным им гражданам;
  • обеспечивать гражданам государственные гарантии;
  • организовывать работу любого входящего в эту систему территориального органа, такого, как городское управление занятости населения и районный отдел ЗН;
  • заключать договора с учреждениями образования на профобучение безработных;
  • содействовать развитию малого бизнеса.

Совершенствование работы с населением Территориальные органы службы занятости работают в соответствии с Федеральной программой, предусматривающей содействие в трудоустройстве граждан.

Основной их задачей при этом является смягчение социальной напряженности в регионах РФ. Эта цель достигается при развитии гибкого рынка трудовых ресурсов, приведении к балансу предложений вакантных мест и нетрудоустроенных работников, повышении уровня занятости и т. д. При этом происходит постоянное совершенствование методов и форм работы с населением. К примеру, занятость населения Москвы и некоторых других городов пытаются направить в русло активизации самостоятельного поиска работы гражданами, обратившимися в Центры СЗН. Для этого работники данной службы внедряют в практику проведение групповых консультационных бесед. Кроме того, трудоустройству граждан содействуют проводимые «Ярмарки вакансий», «Банки резюме клиентов», «Клубы ищущих работу» и многие другие программы.

Вывод. Занятость населения — это состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия. Иначе говоря, занятость — это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход. Состояние занятости прямо связано с понятием «занятые», которое в официальной российской экономической практике имеет неоднозначную трактовку.

2.1 Особенности рынка труда в России

Государственная статистика сделала выводы, что к концу 2015 года из числа работоспособного населения более 4 млн. человек — безработные. В службах занятости зарегистрировано меньше 1 млн. ищущих работу, а пособие по безработице получают еще меньше людей.

Во многих крупных городах так же, как в России в целом, в 2015 г. наблюдалось снижение спроса в годовом исчислении. Сильнее всего пострадал Краснодар, где количество вакансий за год снизилось вдвое. На треть сократился спрос в Казани, Ростове-на-Дону, Воронеже, Самаре, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске. На 19% снизился спрос на рабочую силу в Москве, на 13% — в Санкт-Петербурге. В пределах 5% отмечено снижение спроса в Красноярске, Уфе и Перми.

Согласно данным Росстата, в 2016 г. уровень безработицы в России составил 5,3%. Количество безработных в стране снизилось до 4,125 млн. Это самый низкий показатель за период с октября прошлого года. Одним из объяснений этой тенденции может служить адаптация рынка труда к кризису за счет более гибких подходов к найму персонала.

Опасения вызывает и тот факт, что безработица крайне неравномерно распределена по территории страны. Для сравнения проанализируем данные РосСтата по безработице за май-июнь 2015 года по Федеральным округам:

  • Самый низкий показатель — 3,3 % — отмечается в Центральном Федеральном округе (в том числе данные для Москвы — 1,6 %, в Орловской области наиболее высокий уровень — 6 %);
  • Самый высокий — 13,3 % отмечен в Северо-Кавказском (ранее часть Южного ФО) Федеральном округе (включая Чеченскую Республику — 27,9%, Ингушетию — 45,5 %);
  • По Северо-западному Федеральному округу: Санкт-Петербург — 1,2%, самый высокий — Карелия — 8,5 %;
  • Южный Федеральный округ: самый высокий — Калмыкия (12 %), Краснодарский край — 5,9 % (наиболее низкий показатель по округу);
  • Приволжский Федеральный округ: Самарская область (3,1 %) и Чувашия (6,5 %) лидируют по числу безработных в регионе (соответственно, в меньшей и большей степени);
  • По Уральскому Федеральному округу: лидерами по максимальным и минимальным показателям безработицы являются Курганская область (7,8%), Ямало-Ненецкий автономный округ (3,0 %);
  • Сибирский Федеральный округ: наиболее серьезная ситуация в республике Тыва (23,4 %), наиболее благоприятная — Новосибирская область (5,0 %);

— В Дальневосточном Федеральном округе лидирует по числу безработных Еврейская Автономная область (8,5 %).

Таким образом, уровень безработицы в каждом регионе России разный. А это должно учитываться при распределении бюджетных средств для финансирования мероприятий по содействию занятости.

Общий уровень безработицы в РФ в октябре 2016 года составил 5,4% от экономически активного населения страны после 5,2% в сентябре и августе, 5,3% в июле, 5,4% в июне, 5,6% в мае, 5,9% в апреле и 6% в марте. Такие предварительные данные приводит сегодня Федеральная служба государственной статистики.

При этом в октябре общая численность безработных в России увеличилась по сравнению с предыдущим месяцем на 85 тыс. человек и достиг 4,103 млн. человек.

В октябре 2016 года, по предварительным итогам выборочного обследования рабочей силы, 4,1 млн. человек классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда), уровень безработицы составил 5,4%.

В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных были зарегистрированы 0,8 млн. человек, в том числе 0,7 млн человек получали пособие по безработице.

Как отмечает ведомство, численность рабочей силы, по предварительным итогам выборочного обследования рабочей силы, в октябре составила 76,6 млн. человек, или 52% от общей численности населения страны.

Представители рекрутинговых компаний отмечают, что параллельно со снижением числа заявок на стандартные позиции у российских компаний резко увеличился интерес к найму временного персонала. Наиболее востребованными временные сотрудники оказались в секторе нефтегазового, химического и энергетического производства (18%), товаров народного потребления (13%), консалтинга (10%), розничной торговли (10%).

Наименьший интерес к таким сотрудникам проявили компании, работающие в сфере IT, телекома (9%) и финансов (9%).

Большая часть временных сотрудников (65%) занимала офисные позиции — служащие, менеджеры, инженерно-технический персонал. 35% временных сотрудников приглашались на рабочие специальности. Соотношение мужчин и женщин среди временного персонала в 2015 году оказалось практически одинаковым: 51% и 49% соответственно.

В общей сложности за 2016 год количество запросов от компаний рекрутинговым агентствам на подбор персонала сократилось практически вдвое (51%).

Эффективность подбора при этом почти не снижалась: из полученных в работу вакансий агентствами было закрыто 44%. В прошлом году этот показатель был равен 46%.

Временный персонал становится все более выгодной кадровой технологией. Она позволяет снизить издержки на управление персоналом без потери качества работы. «Переданные» сотрудники при этом остаются на своих рабочих местах, но все функции работодателя (начисление зарплаты, социальные гарантии и пр.) берет на себя компания, представляющая данные услуги. Эти решения снижают риски связанные с гарантиями, положенными работникам по трудовому законодательству, повышают гибкость штатной численности и, соответственно экономят бюджет компаний.

Значительные сокращения численности персонала провели лишь 3% российских компаний. При этом годовой прирост числа вакансий в 2016 году составил 47%.

В 2016 г. стабилизировалась ситуация и в области заработных плат. Во втором квартале 2016 года немного выросли фиксированный фонд, компенсационные и стимулирующие выплаты.

Вместо сокращения штата в 2016 году работодатели предпочитали экономить на оплате обучения или проезда, заменяя это предоставлением скидок на продукцию.

Так, «в компенсационный пакет стали реже включать возможность обучения за счет компании (46% сегодня, 51% в 2014 году), предоставление служебного транспорта (23 и 19%), оплату спортклубов (12 и 5%), проезда в общественном транспорте (12 и 6%)».

Наиболее успешными в этом году оказались редкие и высококвалифицированные специалисты. Опережающими темпами в 2016 году росли зарплаты для специалистов с опытом работы от 1 до 3 лет.

«Разработчик Oracle (+21%) — 100-120 тыс. рублей, специалисты по валютным операциям (+20%) — 55-70 тыс. рублей, главный конструктор (+19%) — 100-150 тыс. рублей. А также руководители отдела тестирования ПО (+18%), юристы по международному праву (+18%), руководители интернет-проектов (+17%), программисты Java (+14%), юристы по налоговому праву (+13%), программисты РНР (+12%) и системные аналитики (+11%)», — сообщается в исследовании.

По данным Superjob, 2017-й станет последним годом, когда мы сможем констатировать общий рост количества реальных рабочих мест. С 2018 года начнется сокращение предложений для сотрудников низкой квалификации на 5% каждый год, при этом реальная безработица будет расти теми же темпами.

Таким образом, при существующих тенденциях общий уровень реальной безработицы в России к 2022 году может вырасти в несколько раз, до 20—25%.

В то же время спрос на специалистов высокой квалификации будет только расти.

В ближайшем будущем спрос на сотрудников контакт- и колл-центров будет снижаться в связи с расширением автоматизации этого вида деятельности. С невостребованностью также столкнутся работники бухгалтерий и банков, занимающиеся исключительно документооборотом.

Повышение спроса в 2017 году коснется IT-разработчиков, инженеров в различных областях, банковских управленцев и юристов-международников. Рост спроса на высококвалифицированных сотрудников вкупе с ростом оплаты их труда является скорее временным явлением, полагают в РАНХиГС.

Затяжная неблагоприятная ситуация в экономике страны привела к уменьшению прибыли бизнеса. Это привело к необходимости оптимизации расходов, что в первую очередь связано с сокращениями персонала и снижением зарплат сотрудников, поскольку это крупные статьи расходов любого бизнеса. Это позволяет сократить и замедлить снижение рентабельности бизнеса и увеличить прибыль или снизить убыток. Кроме этого появляются средства для осуществления деятельности и её развития.

2.2 Государственное регулирование рынка труда

Программа «Содействие занятости населения» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации №298 от 15 апреля 2014 года. Основной исполнитель: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Соисполнитель: Федеральная миграционная служба.

Цель государственной программы — создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Задачи государственной программы:

  • предотвращение роста напряженности на рынке труда;
  • привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;
  • содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, а также обеспечение защиты трудовых прав граждан.
  • Подпрограммы:
  • Подпрограмма 1. Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан.
  • Подпрограмма 2. Внешняя трудовая миграция.
  • Подпрограмма 3. Развитие институтов рынка труда.

Целевые индикаторы и показатели:

  • уровень безработицы (по методологии Международной организации труда);
  • уровень регистрируемой безработицы;
  • уровень удовлетворенности потребности экономики субъектов Российской Федерации в иностранных работниках;
  • удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (в списочной численности работников в наблюдаемых видах экономической деятельности).

Участники государственной программы:

  • Федеральная служба по труду и занятости,
  • Министерство финансов Российской Федерации.

Ожидаемые результаты:

  • создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;
  • предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;
  • создание ежегодно, с 2013 по 2015 год, до 14,2 тыс.

специальных рабочих мест для инвалидов;

  • удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счет внешней трудовой миграции;
  • снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;
  • создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем утверждения к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов;
  • обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;
  • обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;
  • поддержание социальной стабильности в обществе.

Государственная программа «Содействие занятости населения» реализуется в 2013-2020 годах, объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы из средств федерального бюджета составляет 579025967,3 тыс. рублей, в том числе (таблица 2.1):

Таблица 1

Объем бюджетных ассигнований

Подпрограмма

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Подпрограмма 1. «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан «

41596124,3

45287297,4

45394161,3

45394161,3

41017799,5

42435270,2

43826991,4

45212568,9

Подпрограмма 2. «Внешняя трудовая миграция»

27114192,6

27077191,4

27482773

27552759,4

23953081,7

24780839,3

25593559,6

26402692,6

Подпрограмма 3. «Развитие институтов рынка труда»

2938878,8

3391856,5

3042900,5

2712647,4

1621335,2

1677364,4

1732376,1

1787144,5

ИТОГО:

71649195,7

75756345,3

75919834,8

75659568,1

66592216,4

68893473,9

71152927,1

73402406

Приоритетными направлениями реализации государственной программы РФ «Содействие занятости населения» (Программа) в части внешней трудовой миграции являются:

  • упорядочение приема на работу иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, а также усиление ответственности работодателей за незаконное использование труда иностранных граждан;
  • совершенствование механизма осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов, предусматривающего экономические инструменты регулирования трудовой миграции;
  • усиление контроля за целями въезда иностранных граждан;
  • создание эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и национального рынка труда;
  • совершенствование механизма квотирования и иных инструментов регулирования привлечения иностранной рабочей силы в целях упорядочения привлечения иностранных работников;
  • создание механизмов стимулирования иностранных работников, востребованных на российском рынке труда, к заключению длительных трудовых договоров и получению статуса постоянно проживающих в РФ;
  • создание механизма привлечения иностранных работников на рабочие места, которые невозможно заместить российскими работниками.

В этой связи деятельность субъектов РФ должна быть направлена на совершенствование работы по замещению рабочих мест, на которые привлекаются иностранные граждане, работниками из числа граждан РФ, в том числе путем организации их профессиональной переподготовки, переезда и переселения в целях их трудоустройства в других субъектах РФ.

Реализация задач направлена на эффективное функционирование рынка труда для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики и повышения уровня жизни населения. Состав целевых показателей (индикаторов) Программы сформирован на основе следующих принципов:

  • максимальная информативность при минимальном количестве показателей;
  • наблюдаемость и неизменность методологии расчета значений показателей в течение всего срока реализации Программы;
  • регулярность формирования отчетных данных (1 раз в год);
  • применение общепринятых определений, методик расчета и единиц измерения;
  • наличие объективных источников информации;
  • возможность получения отчетных данных с минимально возможными затратами.

Государственная политика в части содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость предполагает наличие единых общих требований к политике субъектов РФ в области содействия занятости населения.

Рассмотрим, какие проблемы присутствуют в сфере финансирования мероприятий по содействию занятости населения. Согласно государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» из федерального бюджета выделены средства, которые ранее были представлены в таблице 1.

На мероприятия по содействию занятости населения из федерального бюджета ежегодно выделяются средства порядка 70000 млн. руб. При этом на сами мероприятия в рамках реализации подпрограммы «Активная политика занятости населения и поддержка безработных граждан» выделено около 65% от всей суммы. Основным государственным исполнителем этих расходов является Роструд, Министерству финансов выделены небольшие суммы. Также следует отметить то, что государственные расходы на социальные выплаты безработным запланированы только до 2017 года и примерно в одинаковом размере, т.е. повышения государственных расходов не предвидится, а значит и размер пособия по безработице и прочих социальных выплат не увеличится.