Безработица и политика занятости в современной России

Проблема занятости и безработицы является одной из основных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества.

Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества, а именно, рабочей силы; существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны; значительные производительные расходы государства на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и невозможен никакой подъем экономики страны.

Безработица имеет значимые социальные последствия, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе.

Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей определения общего состояния экономики и оценки эффективности ее функционирования. В связи с этим, проблема безработицы в Российской Федерации в условиях кризисного состояния национальной экономики приобретает исключительную актуальность. Важным требованием времени становится исследование безработицы, с одной стороны, как социально-экономической системы, воспроизводящей себя, и с другой как элемента, воспроизводимого развитием экономики и влияющего на эффективность деятельности экономических субъектов. Все вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования

Проблема занятости и безработицы нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и рассмотрении практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. Поэтому целью данной курсовой работы является теоретическое обоснование проблемы безработицы и рассмотрение её специфики в Российской Федерации.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

  • исследование понятия, сущности, основных теорий занятости и безработицы;
  • определить особенности безработицы в РФ;
  • исследовать основные виды безработицы;
  • провести анализ занятости и безработицы в РФ за 2012-2013 годы, а также в субъектах РФ;
  • проанализировать прогноз изменения ситуации на рынке труда РФ.

Объектом исследования является проблема занятости и безработицы.

18 стр., 8981 слов

Инфляция и безработица в Российской экономике

... что инфляция и безработица - это проблемы нашего времени, касающиеся и влияющие на каждого гражданина страны. Целью исследования является изучение взаимосвязи инфляции и безработицы, тенденции и регулирование в российской экономике. Задачи: определить понятие инфляции и безработицы; рассмотреть виды и причины инфляции и безработицы; ...

Предметом исследования является структура занятости и безработицы в Российской Федерации.

При разработке данной курсовой работы были использованы такие методы исследования как синтез, анализ, индукция, дедукция, графический метод.

Научное исследование рынка труда и трудовых отношений берет начало у основоположников классической политэкономии XIX века У. Петти, Ф. Кенэ, А. Смиту, Д. Рикардо, С. Сисмонди. Различные аспекты занятости и безработицы затрагиваются в работах Д. Бартона, Д. Брея, Р.Джонса, Дж. Милля, А. Маршалла и А. Пигу. Свой вклад в анализ рынка труда внесли такие ученые, как Дж. Кейнс, Е. Домар, Р. Харрод, Дж. Робинсон, А. Оукен, Р. Фримен, Дж. Медофф, Дж. Ходжсон, У. Беверидж, Д. Стрейчи, А.Хансен, А.У. Филипс, Дж. Данлоп, Л. Ульман.

1. Теоретические основы занятости и безработицы

1 Понятие занятости и безработицы

Основным понятием теорий занятости и безработицы является рынок труда, который является неотъемлемой частью рыночной экономики, и представляет собой совокупность социально-трудовых отношений, складывающихся в сфере обмена труда. Рынок труда представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от товарных рынков; он определяет поддержание равновесия между спросом на труд и предложением рабочей силы.

Рынок труда — это социально-экономическая система, которая включает в себя совокупность общественных отношений, связанных с куплей-продажей рабочей силы; также это экономическое пространство — сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы рабочей силы; и, наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

Рассмотрим генезис теорий занятости, которые, пройдя долгий путь эволюционного развития, отличается многообразием концептуальных подходов, методов и инструментария исследования. Теоретические взгляды на данную проблему характеризуются множеством направлений и школ, рассмотрим некоторые из них подробнее.

Неоклассическая школа представлена трудами Д. Гилдера, А. Лаффера, М. Фелдстайна, Р. Холла и других авторов, которые рассматривают рынок труда как внутренне неоднородную и динамичную систему связей, подчиняющуюся рыночным законам. Регулятором данной системы служит рыночный механизм. Цена труда (уровень заработной платы) воздействует на спрос и предложение рабочей силы, регулирует их соотношение, а также поддерживает необходимое равновесие между ними. Цена на рабочую силу быстро и гибко реагирует на конъюнктуру рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от реальной его потребности. Посредством повышения или понижения заработной платы регулируется спрос на труд и его предложение: если в результате превышения предложения труда над спросом возникает безработица, то она воздействует на цены в сторону их понижения, а, следовательно, и снижения заработной платы до тех пор, пока не установится равновесие на рынке труда. Таким образом, классическая модель основывается на принципе саморегулирования рынка труда.

Кейнсианское направление рассматривает рынок труда как инертную систему, в условиях которой цена рабочей силы достаточно жёстко фиксирована. Основные параметры занятости (уровень занятости и безработицы, спрос на труд, уровень реальной зарплаты) устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эффективного спроса на рынке потребительских и инвестиционных товаров и услуг. На рынке труда формируется лишь уровень заработной платы и зависящая от него величина предложения труда; однако предложение труда не играет ведущей роли в формировании фактической занятости. Спрос на рабочую силу регулируется совокупным спросом, объёмами производства и инвестиций. Наличие вынужденной безработицы обусловлено недостатком совокупного эффективного спроса, ликвидировать который могут экспансионистские меры бюджетного и кредитно-денежного регулирования. В связи с этим, государство, воздействуя на совокупный спрос в сторону его увеличения, способствует увеличению спроса на труд, что ведёт к увеличению занятости и снижению безработицы.

12 стр., 5993 слов

Рынок труда и безработица

... секторами экономики. Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов [2. C.184]: отношения между наемными работниками и работодателями; отношения между субъектами рынка труда и его представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости); ...

В рамках кейнсианской концепции на занятость влияет не только совокупный спрос, но порядок распределения увеличения общего спроса между разными отраслями, то есть, структура совокупного спроса. Эффективным средством обеспечения достаточного уровня занятости является расширение инвестиционной деятельности государства, обеспечение им оптимальных размеров инвестиций с учётом конкретных условий экономического развития. Кейнсианская модель базируется на государственном вмешательстве в управлении макроэкономическими процессами, а механизм её реализации базируется на закономерностях и явлениях психологического характера (склонность к потреблению, к сбережению, побуждение к инвестициям), а также на мультипликативной связи между главными экономическими показателями.

Представители монетаристской школы (М. Фридмен, Э. Фелпс и другие) обосновывают положение о том, рыночная экономика представляет собой самонастраивающуюся систему, ценовой механизм, самостоятельно определяющий рациональный уровень занятости. В этой системе вмешательство государства приводит к сбою механизма саморегуляции рынка, а денежное воздействие со стороны государства на совокупный спрос в конечном счёте приведёт к раскручиванию инфляционной спирали.

Монетаристы полагают, что в любой момент имеется некий уровень безработицы, обладающий свойством совместимости с равновесием в структуре ставок реальной заработной платы, который получил название «естественная норма безработицы». Данное понятие отражает действительные структурные характеристики рынка труда и товаров, включая рыночные несовершенства, стохастические колебания спроса и предложения, стоимость информации о вакантных рабочих местах и об имеющейся рабочей силе, издержки мобильности.

Отклонения занятости от «естественного уровня» могут быть только краткосрочными; если уровень занятости больше равновесного, то это приводит к ускоряющейся инфляции, если меньше — то к ускоряющейся дефляции. Таким образом, политика по стабилизации занятости должна быть направлена на борьбу с отклонениями уровня безработицы от её естественной нормы, с колебаниями объёмов производства и численности занятых. Для регулирования рынка труда монетаристы предлагают использовать в основном рычаги денежно-кредитной политики.

В основе институционально-социологической школы, представленной такими экономистами как Т. Веблен, Дж. Данлоп, Дж. Гэлбрейт, Л. Ульман, лежит положение о том, что проблемы в области занятости могут быть решены с помощью разного рода институциональных реформ. Для представителей данной школы характерен отход от концентрации внимания только на макроэкономическом анализе, ими осуществлена попытка объяснить имеющиеся на рынке труда несоответствия особенностями социальных, профессиональных, отраслевых, половозрастных, этических и других различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровнях заработной платы.

7 стр., 3368 слов

Заработная плата — цена труда на рынке труда

... его падения и, следовательно, снижения уровня занятости трудоспособного населения, роста безработицы. Негативное воздействие высокой заработной платы на движение спроса на рабочую силу обусловлено законом спроса. Суть этого закона применительно к рынку труда ...

Контрактная теория занятости (М. Бейли, Д. Гордон, К. Азариадис) представляет собой концепцию, в основе которой лежат синтезированные представления неоклассиков и кейнсианцев. С одной стороны, авторы поддерживают кейнсианский тезис о жестокости денежной заработной платы и полагают, что приспособления на рынке труда происходят за счёт изменений физических объёмов производства и занятости, а не цен. С другой стороны, сама эта жестокость выводится из оптимизирующего поведения индивидов, которые действуют в собственных экономических интересах. Данная теория основана на предположении, что предприниматели и рабочие вступают между собой в долгосрочные договорные отношения. Другими словами, между работниками и предпринимателями возникает соглашение, так называемый, «имплицитный контракт», который соблюдается ими не потому, что этого требует юридический договор, а потому, что это экономически обоюдно выгодно. В период спада фирма не снижает оплату труда, а в период подъёма резко не повышает оплату труда квалифицированным работникам, в связи, с чем динамика денежной заработной платы оказывается сглаженной. Во время падения производства она не опускается, а во время подъёма не слишком поднимается, возрастая плавно и равномерно; уровень заработной платы становится в определённой мере фиксированным, как экономически целесообразный результат оптимизированного поведения индивида.

В концепции гибкого рынка труда (Р. Буае, Г. Стэндинг) в основе лежит положение о необходимости дерегламентации рынка труда, перехода к более гибким, функционально индивидуализированным и нестандартным формам занятости (частичная занятость, неполный рабочий день или неделя).

Такой подход направлен на обеспечение:

  • уменьшения издержек структурной перестройки экономики, что достигается за счёт многообразия и гибкости форм найма;
  • гибкости регулирования рабочего времени, установление более подвижного режима работы с ненормируемым рабочим днём;
  • гибкости в регулировании заработной платы на основе более дифференцированного подхода;
  • гибкости методов и форм социальной защиты работников, а также адаптации объёма, структуры, качества и цены рабочей силы к колебаниям спроса и предложения на рынке труда.

В целом концепция гибкого рынка труда предполагает формирование многообразных форм взаимоотношений предпринимателей и работников, направлена на рационализацию совокупных затрат, повышение прибыльности и поддержание высокой динамики развития рынка труда.

В общем, под занятостью понимается деятельность трудоспособных (экономически активных) граждан в системе народного хозяйства с целью получения трудового дохода (заработной платы) и для удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству страны. Также существует понятие вторичной занятости, которая предполагает осуществление трудовой деятельности либо на основном месте работы путём удлинения рабочего дня (на том же предприятии), либо за пределами основной работы на новом рабочем месте (на другом предприятии или дома).

13 стр., 6070 слов

Труд: содержание и особенности. Рабочая сила

... интенсивности и сложности труда, занятости женщин и детей. Стоимость рабочей силы проявляется в виде заработной платы, на которую дополнительно оказывают влияние ситуация в экономике и на рынке труда. В период экономического ...

Самозанятость подразумевает самостоятельный поиск и осуществление трудовой деятельности с целью получения постоянного или временного дополнительного дохода.

Следует отметить, что количество незанятых всегда больше числа граждан, официально признанных безработными, на число лиц, которые по разным причинам не имеют работы, не ищут её и не готовы приступить к ней в ближайшее время. В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в РФ» различие между незанятыми и безработными осуществляется в соответствии с рядом следующих признаков: обращением неработающего гражданина в государственную службу занятости, регистрацией его и присвоением ему органами занятости официального статуса «безработный» с выплатой пособия по безработице.

Принято отдельно выделять численность и структуру той группы лиц, положение которой на рынке труда особенно неблагоприятно. Данная группа представляет особенно неустойчивый сегмент на рынке труда и является так называемой «критической зоной рынка труда», которая охватывает часть экономически активного населения, оказавшуюся в сложном материальном положении из-за полного или частичного отсутствия работы или низкого уровня её оплаты. В структуре данной группы выделяются следующие подгруппы:

  • лица, имеющие официальный статус безработного;
  • неработающие лица, не имеющие официальный статус безработного, с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума;
  • лица, работающие в режиме неполной занятости и не имеющие дополнительного заработка, с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума;
  • лица, занятые полный рабочий день, не имеющие дополнительного дохода, с заработной платой ниже прожиточного минимума.

При проведении государственной политики в области обеспечения занятости населения следует особое внимание уделять тем группам лиц, которые попадают в критическую зону рынка труда.

Таким образом, были рассмотрены понятия занятости и безработицы, основные теории занятости. Далее рассмотрим характерные черты занятости и безработицы в Российской Федерации.

1.2 Характерные черты безработицы в России

Главным отличием нашего рынка труда является наличие множества административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для работников. К таким ограничениям относят, в частности, следующие: монополию на многие товары и услуги, инфляцию, слабую экономическую мотивацию движения рабочей силы и многие другие. Кроме того, можно добавить отсутствие рынка жилья, низкий уровень заработной платы, монополизацию производства, неразвитость социальной инфраструктуры во многих регионах страны, острый дефицит бюджета и другие факторы. Рынок труда в России в значительной степени дисбалансирован, отметим основные его черты:

  • существуют трудоизбыточные регионы и регионы, испытывающие хроническую нехватку трудовых ресурсов;
  • ощущается острая нехватка рабочих и специалистов в определенных отраслях экономики, в то же время существует скрытая безработица;
  • значительная доля рабочей силы занята в сфере материального производства;
  • высока доля безработных среди лиц с высшим образованием, низкая трудовая мобильность женщин;
  • страна обособлена от мирового рынка рабочей силы;
  • высокая территориальная концентрация производства;

— широкие масштабы в России приобрела так называемая «скрытая» безработица, в случае которой человек является безработным по сути (не работает, хотя хочет работать), однако, по ряду причин, зачастую связанных со статистическим учетом, не считается безработным.

4 стр., 1577 слов

Современный мировой рынок рабочей силы

... жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими – уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. ...

Для успешного формирования рынка труда политика занятости правительства должна включать в себя следующие направления: Во-первых, создание эффективной рабочей инфраструктуры, включающей информационные биржы труда, автоматизированные системы сбора и обработки информации о спросе и предложении рабочих мест и многие другие нововведения. Во-вторых, рынок труда должен быть ориентирован на те сферы труда и экономических отношений, которые наиболее подвержены негативному влиянию экономических факторов. В-третьих, должна быть создана региональная система стимулирования труда для закрепления кадров и эффективного их привлечения из других регионов. В-четвертых, создаваемые биржи труда должны ориентироваться на социальную защиту работников на основе применения контрактной системы найма.

Можно выделить еще несколько существенных особенностей российского рынка труда. Во-первых, его характеризует крайняя неравномерность размещения трудовых ресурсов; так, Крайний Север России, занимающий 2/3 ее территории, является зоной очагового заселения, здесь сосредоточено всего 1/5 россиян, проживающих в населенных пунктах, разбросанных по огромной территории. Европейская территория России является зоной сплошного заселения, где сосредоточено 93% населения страны.

Во-вторых, российский рынок труда характеризуется крайне низкой мобильностью трудовых ресурсов. С одной стороны, это объясняется значительными расстояниями между центрами экономической жизни, а с другой — бедностью населения. Помимо этого не созданы нормальные условия для самодвижения трудоспособного населения (например, не создан емкий рынок жилья, не преодолены административные ограничения на переезд).

В-третьих, весьма необычна качественная составляющая трудовых ресурсов страны: с одной стороны, ее характеризует низкая дисциплина труда, иждивенческие настроения, с другой — высокий уровень образованности.

Значительное влияние на российский рынок труда оказал мировой финансово-экономический кризис, основная особенность которого заключается в его всесторонности, что выражается в охвате всех финансовых сфер, экономики во всем ее многообразии, а также социальной сферы.

В период, предшествующий кризису 2008-2009 годов, в России происходил значительный подъем, который длился 9 лет. За период с 2000 по 2008 годы доходы населения увеличились в 2,4 раза, при этом резко сократилась безработица (с 11,5 млн. человек до 4,2 млн. человек).

Характерными чертами современного экономического кризиса являются следующие: усиление деградации потенциала российской промышленности в целом и машиностроения в частности; смещение экономической активности от производственной сферы к сфере обращения и перераспределения валового продукта; резкое ухудшение демографической ситуации и снижение качества рабочей силы; крайне уязвимое положение российского банковского сектора; отсутствие фонда «длинных денег»; отток крупного капитала; наращивание частного внешнего долга России.

15 стр., 7478 слов

Доходы населения и уровень жизни

... определяющие доходы населения; изучить дифференциацию населения по доходам, способы ее измерения; рассмотреть проблему бедности; изучить уровень и качество жизни; проанализировать политику благосостояния населения и уровень жизни в Республике Беларусь. 1. Доходы населения и их виды. Номинальные и реальные доходы Уровень и качество жизни ...

Перечисленные факторы не могли не оказать влияние на трансформацию российского рынка труда и ее регионов, кризис вскрыл и усугубил накопившиеся проблемы: депопуляция населения; снижение численности экономически активного населения и занятых; рост безработицы как по методологии МОТ, так и официально зарегистрированных; неэффективная занятость; заниженный уровень заработных плата; резкая дифференциация населения по доходам; низкая производительность труда, слабая конкурентоспособность населения; слабость институтов рынка труда; слабое взаимодействие рынка труда и рынка образования, рост напряженности на рынке труда.

Рассмотрим подробнее существующие проблемы российского рынка труда.

Первая проблема связана с необходимостью структурной перестройки национальной экономики, которая характеризуется следующими чертами: деградацией потенциала промышленности с высокой степенью износа основных производственных фондов; смещением экономической активности от производства к обмену и услугам; нерациональная структура экспорта и импорта; высокий уровень теневой экономики; высокая зависимость банковского сектора от иностранного капитала.

Вторая проблема заключается в низком качестве трудовых ресурсов, что характеризуется следующими чертами: низкой производительностью труда; низкой трудовой дисциплиной; низким процентом высококвалифицированных кадров; невысокой стоимостью человеческого капитала; несоответствием оплаты труда и стоимости рабочей силы.

Третья проблема состоит в необходимости создания новых рабочих мест, основными ее характеристиками являются: неразвитость рыночной инфраструктуры; низкая механизация и автоматизация производства; высокая степень износа основных средств производства; недостаточное инвестирование собственников в человеческие ресурсы; недостаточная инновационность малого бизнеса.

Сущность следующей проблемы состоит в неблагоприятных демографических тенденциях, к которым относятся, в частности: снижение общей численности населения; низкий уровень рождаемости населения; высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте; «утечка мозгов» в развитые страны; рост доли населения старше трудоспособного возраста.

Пятая проблема заключается в высоком уровне социальной стратификации и дезинтеграции общества, основными чертами данной проблемы являются: высокий удельный вес бедных слоев населения (до 60%); низкий удельный вес среднего класса по сравнению с развитыми странами; высокая дезинтеграция общества на богатых и бедных; низкий уровень доходов экономически активного населения; несовершенство механизма социальной защиты занятых, безработных и пенсионеров.

Основными характеристиками шестой проблемы — нечеткости механизма регулирования безработицы в регионах — являются: дисбаланс спроса и предложения труда; дискриминация на рынке труда молодежи и пенсионеров; низкая социально-экономическая ответственность бизнеса; неэффективное государственное регулирование безработицы; отсутствие экономической оценки потерь от безработицы.

Следующая проблема заключается в недостаточной взаимосвязи системы образования и рынка труда.

Основными характеристиками данной проблемы являются: несоответствие образования темпам научно-технического прогресса и темпам развития инновационных отраслей; невысокое качество подготовки рабочих и специалистов; нерациональная структура трудовых ресурсов по отраслям и категориям; отсутствие долго- и среднесрочного прогнозирования трудовых ресурсов; недостаточная оценка затрат и инвестиций на подготовку кадров в регионах.

На сегодняшний день рынок труда в России не сбалансирован, большинство регионов страны являются трудоизбыточными. В целом ряде областей и республик России предложение рабочей силы значительно превышает спрос на нее (например, в Ивановской области, Республике Тува, Архангельской и Тамбовской областях, республиках Удмуртия, Бурятия, Калмыкия, Дагестан).

В то же время в районах Крайнего Севера ощущается нехватка рабочей силы, в особенности квалифицированной. Также существует неудовлетворенный спрос на отдельные категории специалистов при растущей безработице в большинстве профессиональных категорий рабочей силы.

Российский рынок труда, с учетом многих его характеристик, не может быть отнесен к числу развитых и цивилизованных. Он сильно деформирован и функционирует с устойчивым нарушением таких стихийных регуляторов занятости, как стоимость и цена рабочей силы, свобода перемещения труда и капитала, конкуренция. Гипертрофия скрытого рынка труда (скрытой безработицы) в России является отличительной чертой кризисного периода, когда ослаблены или даже разрушены старые организационно-управленческие и институционные структуры, но еще не созданы новые.

В настоящее время рынок труда характеризуется превышением предложения труда над спросом. В то же время, дальнейший выход экономики из кризисного состояния может сопровождаться массовым высвобождением работников в результате реорганизации и ликвидации малорентабельных и убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест, структурной перестройки производства и других подобных мероприятий. Поэтому рынок труда на современном этапе должен формироваться с учетом жесткой системы неэкономических ограничителей и амортизаторов, обоснование и учет которых необходимы для того, чтобы не произошли чрезвычайные социальные потрясения.

Функции гаранта предельно допустимых параметров последствий социально-экономического переустройства общества должно взять на себя государство, используя для этого всю совокупность правовых, экономических и других средств, имеющихся в его распоряжении. Российский рынок труда пока не может быть назван и «напряженным», так как усиление разбалансированности спроса и предложения рабочей силы является, скорее, показателем несоответствия качества и пропускной способности служба занятости оперативному обслуживанию нормального для рыночной экономики межотраслевого и территориального перелива рабочей силы. Общая тенденция снижения спроса на рынке труда не может быть в ближайшее время преодолена частно-коммерческими структурами, поэтому государство обязано регулировать ситуацию на рынке труда. Нет сомнений, что развитие рынка должно повлечь за собой разработку системы мер его регулирования в целях ограничения отрицательных стихийных проявлений.

Таким образом, рынок труда воплощает в себе множество отношений по поводу формирования спроса на рабочую силу и ее предложение, реализуемых через действующую систему воспроизводства, распределения, перераспределения и трудоустройства работников.

Произведенный анализ реального состояния российского рынка труда, сопоставление его основных характеристик и тенденций с изложенными представлениями о сущности и слагаемых рыночного механизма распределения и перераспределения рабочей силы дают основания для ряда выводов, которые нельзя не учитывать при выборе модели современного рынка труда, политики и инструментов его регулирования.

3 Сущность, причины и виды безработицы

Безработица является одной из важнейших макроэкономических проблем. Уровень безработицы непосредственно влияет на уровень цен и объём производства, на структуру и формы распределения доходов, на государственный бюджет и государственные расходы.

В рыночной экономике всегда существует определённое количество людей, не имеющих работы. Тем не менее, не всякий неработающий человек является безработным; например, очевидно, что дети, старики и инвалиды не относятся к трудоспособному населению. Таким образом, безработный — это человек, который не имеет работы или какого-то другого дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.

Для того, чтобы узнать количество безработных в каждой стране, следует все население разделить на группы по степени его трудовой активности. Вначале все лица подразделяются на две группы, первой из которых является экономически неактивное население — это жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. В эту группу входят: учащиеся и студенты дневных учебных заведений; пенсионеры (по старости и другим основаниям); лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными); отчаявшиеся найти работу; лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).

Второй группой является экономически активное население — часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности населения, под которой понимается доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень определяется по формуле (1.1):

Уа = (Эа/Н)Ч100, (1.1),

где

Уа — уровень экономически активного населения;

  • Н — численность населения;
  • Эа — численность экономически активного населения.

В свою очередь экономически активное население делится на следующие две группы: занятые, к которым относятся лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которыеработают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени), либо трудятся без оплаты на семейных предприятиях; а также безработные лица в возрасте 16 лет и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы, готовы приступить к работе, обучаются по направлению государственной службы занятости.

На основании данных о занятости и безработице определяется уровень безработицы, который представляет собой удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения. Этот уровень определяется как отношение разности между экономически активным населением и занятыми к экономически активному населению в процентах.

Причины безработицы анализировались многими экономическими школами. Одно из самых ранних объяснений дано в труде английского экономиста Т. Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» (конец 18 века).

Мальтус отметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Недостаток этой теории заключается в том, что она не объясняет возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью.

Исследование безработицы проводил и К. Маркс, в своем труде «Капитал» (вторая половина 19 века); он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника, что приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, в этом и кроется причина безработицы. Такая трактовка не вполне корректна математически, так как если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает, или хотя бы рассасывается, несмотря на то, что рост капитала происходит еще более высокими темпами.

К. Маркс допускал и другие причины безработицы, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развития рыночного хозяйства. Выведение причин безработицы из циклического развития экономики стало после К. Маркса устойчивой традицией в экономической теории. В условиях циклического развития экономики, когда подъемы и спады сменяют друг друга, логичным следствием становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение количества безработных.

Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы состоит в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и безработицу как ее интегральную составляющую. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения потребляется не весь доход и определенная его часть превращается в сбережения. Для того, чтобы эти сбережения превратились в инвестиции, необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, вследствие чего падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может снижаться, что и приводит к безработице.

Также представляет интерес трактовка безработицы английского экономиста А. Пигу, который в своей книге «Теория безработицы» (1923 год) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция, которая ведет к завышению цены труда. В связи с этим многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал, руководствуясь при этом следующим принципом: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой. В своем труде Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. И все же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы, также статистические данные не подтверждают положение о том, что численность безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы.

Таким образом, различные теории по-разному объясняют причины безработицы; для полного понимания этого сложного вопроса рекомендуется их комплексное рассмотрение. Перейдем к изучению видов безработицы.

Различают следующие виды безработицы: фрикционную, структурную, естественную, институциональную, циклическую, сезонную, застойную, добровольную.

Фрикционная безработица охватывает людей, которые ищут или ждут получения работы в ближайшем будущем. Фактически это период между увольнением с одного места работы и поступлением на другое или возвращением на прежнее место; такая безработица непродолжительна, она длится от одного до трёх месяцев. Фрикционная безработица существует всегда, она неизбежна, её основу составляет естественное передвижение трудовых ресурсов между предприятиями, регионами и отраслями. Люди всегда будут стремиться сменить место работы с целью получить какие-то преимущества, например, большую заработную плату, продвижение по службе, сокращение времени, проводимого в транспорте, более интересную работу. Существенной чертой фрикционной безработицы является то, что люди, ищущие работу, обладают необходимой квалификацией, профессиональной подготовкой и навыками и со стороны капитала существует спрос на их способности.

В период внедрения новых достижений технического прогресса структурная безработица становится не только неизбежной, но и более интенсивной. В какой-то мере эта безработица является желательной, так как многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу, что означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем реального национального продукта.

Структурная безработица по существу является усилением фрикционной безработицы. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологиях происходят серьёзные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Вследствие таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается, а спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. В связи с этим, возникает структурная безработица, так как рабочая сила реагирует на такие изменения медленно и ее структура не отвечает новой

Важнейшей характеристикой структурной безработицы является то, что квалификация и профессиональная подготовка безработных не полностью соответствует существующему спросу со стороны капитала. Длительность такой безработицы составляет примерно от трёх месяцев до одного года.

Сумма уровней структурной и фрикционной безработицы определяет долю естественной безработицы в составе всей рабочей силы. С позиции неоклассической теории (признающей действенными только рыночные силы) фактически отрицается возможность ликвидировать безработицу. Более того, неполная занятость оправдывается необходимостью обеспечения гибкости экономики в целях ее быстрого роста за счет резервов незанятых работников.

Институциональная безработица возникает в случае, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна, например, в случае неполной информация о вакантных рабочих местах. В этом случае уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы; в этом случае возрастает продолжительность безработицы, так как отсутствуют стимулы для энергичных поисков работы.

Циклическая безработица вызывается спадом производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, то есть фазы экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. При уменьшении совокупного спроса на товары и услуги занятость сокращается, и растет безработица. В связи с этой причиной циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных, как правило, становится меньше.

Безработица, вызванная спадом производства, может существовать в открытой и скрытой формах. Скрытая форма безработицы означает сокращение рабочего дня или недели, направление персонала в принудительные отпуска и соответственно уменьшение заработной платы. Открытая форма подразумевает увольнение работника, полную потерю работы и, соответственно, дохода. При этом сокращение занятости в неодинаковой степени затрагивает различные слои общества. В первую очередь лишаются работы недостаточно квалифицированные работники, женщины, представители национальных меньшинств; высококвалифицированный персонал занят в отраслях, которые менее подвержены циклическим колебаниям. В тех отраслях, где ощущается спад, предприниматели заинтересованы в сохранении квалифицированного персонала, так как на его подготовку и обучение затрачены солидные средства, а при оживлении экономической конъюнктуры уволенный работник может не вернуться на прежнее место, и фирме придётся обучать новый персонал. При циклической безработице предложение на рынке труда оказывается меньше, чем спрос, который предъявляет капитал на трудовые ресурсы.

Сезонная безработица возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года. Она обусловлена особенностями производства в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и охотничьих хозяйствах, в строительстве.

Застойная безработица обусловлена избытком рабочей силы, а также перенаселением. Данный вид безработицы охватывает наиболее профессионально неподготовленную часть трудовых ресурсов. Такая безработица может длиться годами, её представители, существуя на пособия и случайные заработки, бродяжничают, нищенствуют, постепенно опускаясь на социальное дно. Они могут получить постоянную работу лишь в последнюю очередь, когда экономика находится на подъёме и рабочая сила становится остродефицитной.

Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу, либо по иным причинам не хотят работать.

В любом обществе безработица всегда связана с определёнными экономическими и социальными издержками; экономические потери общества измеряются стоимостью непроизведенных товаров и услуг, сокращением налоговых поступлений в государственный бюджет, ростом затрат на выплату пособий по безработице, содержание значительного аппарата государственных органов по труду, занятости и социальному обеспечению. Кроме того, происходит обесценение, недоиспользование накопленного научно-образовательного потенциала общества, ухудшается качество жизни безработных и членов их семей. Происходит уменьшение доли экономически активного населения в результате негативных изменений в уровне рождаемости, повышения смертности, снижение средней продолжительности жизни, усиление оттока наиболее квалифицированных кадров за рубеж. Социальные издержки безработицы, прежде всего, связаны с утратой профессионального и человеческого общения, принадлежности к общему делу. Получаемый доход представляет собой не только вознаграждение за труд, но также является свидетельством значимости того, чем люди заняты. Работа обеспечивает общественный статус, престиж и профессиональную пригодность, кроме того, работа мобилизует человека, создаёт условия для правильного образа жизни.

Безработица вызывает не только снижение доходов, но и постепенную профессиональную деградацию, ущемление достоинства человека. Безработный испытывает чувство своей ненужности, немало безработных становятся одинокими, склонными к злоупотреблению алкоголем и наркотиками. Таким образом, не стоит забывать, что рост безработицы чреват ухудшением здоровья нации, ведёт к социальному расслоению общества и вызывает рост социальной напряжённости. Таким образом, только социально ориентированная рыночная экономика, при которой государство активно поддерживает развитие конкуренции, способствует ослаблению конфликтов между наёмными работниками и работодателями, реализует обширные программы поддержки социально незащищённых слоёв населения, позволяя избежать социально-политических катаклизмов.

Таким образом, рассмотрев основные теоретические положения безработицы, перейдем к анализу текущей ситуации с безработицей в РФ и субъектах.

Занятость и безработица в Российской Федерации на современном этапе

Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю марта 2013 года.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2013 г. составила 75,2 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны (см. рис. 1).

Занятость и безработица в российской федерации на современном этапе 1

Рис. 1 Динамика численности экономически активного населения

В численности экономически активного населения 71,0 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,3 млн. человек — как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

1 Анализ безработицы в Российской Федерации

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в марте 2013 г. составил 5,7% (без исключения сезонного фактора) (см. рис. 2).

 анализ безработицы в российской федерации 1

Рис. 2 Уровень безработицы по методологии МОТ

Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в марте 2013 г. составила 46,4%, доля городских жителей — 64,3%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В марте 2013 г. это превышение составило 1,8 раза (см. табл. 1)

Таблица 1

Уровень безработицы по полу и виду поселения (без корректировки сезонных колебаний) в процентах

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское население

2012г.

Январь

6,3

6,7

6,0

5,2

10,1

Февраль

6,2

6,8

5,7

5,1

9,9

Март

6,3

6,9

5,6

5,1

10,1

Апрель

5,6

5,9

5,3

4,7

8,4

Май

5,2

5,6

4,8

4,4

8,0

Июнь

5,2

5,4

5,0

4,2

8,4

Июль

5,2

5,6

4,7

4,3

8,0

Август

5,0

5,1

4,8

4,2

7,4

Сентябрь

5,0

5,3

4,7

4,2

7,8

Октябрь

5,1

5,5

4,7

4,2

8,1

Ноябрь

5,2

5,5

5,0

4,3

8,0

Декабрь

5,1

5,3

4,8

4,1

8,1

2013г.

Январь

6,0

6,4

5,5

4,8

9,7

Февраль

5,8

6,1

5,4

4,7

9,0

Март

5,7

5,9

5,4

4,8

8,4

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в марте 2013 г. составил 35,8 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 24,8%, в том числе в возрасте 15-19 лет — 4,3%, 20-24 лет — 20,5%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (29,3%) и 20-24 лет (12,8%).

По сравнению с мартом 2012г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 0,6 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет — на 2 процентных пункта (см. рис. 3).

 анализ безработицы в российской федерации 2

Рис. 3 Уровень безработицы по возрастным группам и виду поселений в мае 2013 г.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в марте 2013г. составил 14,2%, в том числе среди городского населения — 13,5%, среди сельского населения — 16,2%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения — 3,8 раза, сельского населения — 2 раза.

2.2 Анализ занятости в Российской Федерации

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в марте 2013г. составил 64,4% (см. табл. 2).

Таблица 2

Экономическая активность населения (без корректировки сезонных колебаний)

I квартал 2013г.

2013г.

I квартал 2012г.

январь

февраль

март

Тыс.человек

Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила)

75255

75208

75337

75219

74778

занятые

70899

70730

71001

70967

70076

безработные

4355

4477

4337

4252

4702

В процентах

Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет)

68,3

68,2

68,4

68,2

67,8

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)

64,3

64,2

64,4

64,4

63,6

Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)

5,8

6,0

5,8

5,7

6,3

По сравнению с февралем численность занятого населения в марте 2013 г. уменьшилась на 34 тыс. человек, численность безработных — на 85 тыс. человек, или на 2,0%. По сравнению с мартом 2012 г. численность занятого населения выросла на 962 тыс.человек, или на 1,4%, численность безработных сократилась на 447 тыс. человек, или на 9,5%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,9 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2013 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1083 тыс. человек, что на 1,4% меньше по сравнению с февралем и на 17,5% — по сравнению с мартом 2012 года.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, в марте 2013 г., как и в марте 2012 г., 68% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте 2013 г. составила 29,0%, среди безработных женщин — 35,5%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых — в марте 2013 г. его использовали 59,3% безработных. Обращение в государственные учреждения службы занятости населения — второй по популярности способ поиска работы, который использует примерно треть безработных (см. рис. 3).

 анализ занятости в российской федерации 1

Рис. 3 Способы поиска работы безработных

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 26,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 34,7% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 40,4%, среди городских — 31,6%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 24,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2013 г. их численность по сравнению с мартом 2012 г. уменьшилась на 260 тыс. человек, или на 20% и составила 1 млн. человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 14,3% составляет молодежь до 20 лет, 47,5% — от 20 до 24 лет, 20,4% — от 25 до 29 лет.

В марте 2013 г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 18,7%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию — 27,3% (в марте 2012 г. — соответственно 19,8% и 25,4%).

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий — в Северо-Кавказском федеральном округе (см. рис. 4).

 анализ занятости в российской федерации 2

Рис. 4 Уровень безработицы по методологии МОТ, по федеральным округам

Данные по субъектам Российской Федерации приведены в приложении.

В целях повышения представительности данных об экономической активности населения показатели занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца (см. табл. 3).

Таблица 3

Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за I квартал 2013 г.)

Экономически активное население, тыс. человек

В том числе

Уровень экономической активности населения, в %

Уровень занятости, в %

Уровень безработицы, в %

занятые

безработные

Российская Федерация

75254,6

70899,3

4355,3

68,3

64,3

5,8

Центральный федеральный округ

20957,1

20238,7

69,7

67,3

3,4

Белгородская область

803,7

770,9

32,8

67,6

64,9

4,1

Брянская область

644,5

614,4

30,1

66,7

63,6

4,7

Владимирская область

751,9

720,1

31,9

68,1

65,2

4,2

Воронежская область

1146,8

1091,4

55,4

63,6

60,5

4,8

Ивановская область

548,9

518,1

30,9

67,6

63,8

5,6

Калужская область

551,7

525,6

26,1

70,6

67,2

4,7

Костромская область

356,7

339,6

17,1

70,8

67,4

4,8

Курская область

572,4

540,6

31,8

66,6

62,9

5,6

Липецкая область

611,2

585,2

26,1

68,1

65,2

4,3

Московская область1)

3915,5

3800,8

114,7

71,9

69,8

2,9

Орловская область

384,2

364,5

19,6

63,9

60,7

5,1

Рязанская область

564,6

532,8

31,8

63,7

60,1

5,6

Смоленская область

541,8

515,8

25,9

70,7

67,3

4,8

Тамбовская область

528,5

502,4

26,1

63,1

60,0

4,9

Тверская область

716,3

677,8

38,5

69,8

66,1

5,4

Тульская область

786,0

750,5

35,5

65,6

62,6

4,5

Ярославская область

661,7

625,2

36,5

67,7

63,9

5,5

г.Москва1)

6870,7

6763,1

107,6

73,0

71,8

1,6

Северо-Западный федеральный округ

7647,0

7306,5

340,5

71,5

68,3

4,5

Республика Карелия

336,5

308,5

28,0

68,3

62,6

8,3

Республика Коми

487,6

448,0

39,6

70,2

64,5

8,1

Apxaнгельская область

621,9

588,4

33,5

66,5

62,9

5,4

в том числе Ненецкий авт.округ

22,1

20,8

1,3

69,6

65,4

6,1

Вологодская область

618,8

576,5

42,3

67,6

63,0

6,8

Калининградская область

544,7

510,2

34,5

73,5

68,9

6,3

Ленинградская область

966,1

916,9

49,2

70,8

67,2

5,1

Мурманская область

460,0

423,4

36,6

73,2

67,4

8,0

Новгородская область

344,7

326,1

18,6

71,8

67,9

5,4

Псковская область

350,8

323,8

27,1

68,6

63,3

7,7

г.Санкт-Петербург

2915,8

2884,7

31,1

74,2

73,4

1,1

Южный федеральный округ

6928,2

6446,0

482,2

65,0

60,5

7,0

Республика Адыгея

211,8

195,1

16,6

63,8

58,8

7,9

Республика Калмыкия

137,4

121,4

16,0

63,6

56,2

11,7

Краснодарский край

2597,2

2415,7

181,5

64,3

59,8

7,0

Астраханская область

527,8

486,5

41,3

68,3

62,9

7,8

Волгоградская область

1325,2

1237,7

87,5

66,5

62,1

6,6

Ростовская область

2128,9

1989,7

139,2

64,5

60,3

6,5

Северо-Кавказский федеральный округ

4508,6

3901,4

607,2

65,6

56,8

13,5

Республика Дагестан

1320,7

1157,1

163,6

63,2

55,4

12,4

Республика Ингушетия

199,3

107,4

92,0

68,3

36,8

46,1

Кабардино-Балкарская Республика

425,5

380,5

45,0

66,0

59,0

10,6

Карачаево-Черкесская Республика

230,6

215,4

15,2

65,4

61,0

6,6

Республика Северная Осетия — Алания

335,8

303,1

32,6

64,2

57,9

9,7

Чеченская Республика

649,6

470,1

179,5

77,0

55,7

27,6

Ставропольский край

1347,2

1267,9

79,3

63,4

59,6

5,9

Приволжский федеральный округ

15498,4

14662,8

835,6

67,6

64,0

5,4

Республика Башкортостан

1991,3

1857,6

133,7

65,1

60,7

6,7

Республика Марий Эл

363,9

341,2

22,6

68,1

63,8

6,2

Республика Мордовия

458,0

437,4

20,6

70,9

67,7

4,5

Республика Татарстан

1999,3

1906,0

93,3

65,4

4,7

Удмуртская Республика

839,4

794,8

44,6

72,5

68,6

5,3

Чувашская Республика

649,5

604,7

44,7

68,1

63,4

6,9

Пермский край

1332,3

1237,7

94,6

66,4

61,7

7,1

Кировская область

679,8

637,7

42,0

66,8

62,7

6,2

Нижегородская область

1777,5

1703,3

74,1

69,8

66,9

4,2

Оренбургская область

1081,4

1022,8

58,6

70,3

66,5

5,4

Пензенская область

697,6

663,7

33,9

65,0

61,9

4,9

Самарская область

1728,4

1668,2

60,2

68,5

66,1

3,5

Саратовская область

1229,2

1157,6

71,6

63,1

59,4

5,8

Ульяновская область

671,0

630,0

41,0

66,8

62,7

6,1

Уральский федеральный округ

6533,2

6152,5

380,7

69,9

65,8

5,8

Курганская область

430,3

398,5

31,8

63,7

59,0

7,4

Свердловская область

2295,9

2154,8

141,1

69,3

65,0

6,1

Тюменская область

1933,0

1840,7

92,3

71,9

68,5

4,8

в том числе: Ханты-Мансийский авт.округ — Югра

906,9

862,7

44,2

74,1

70,4

4,9

Ямало-Ненецкий авт.округ

328,1

316,5

11,6

77,8

75,1

3,5

Челябинская область

1874,0

1758,4

115,6

70,3

66,0

6,2

Сибирский федеральный округ

9734,1

8978,4

755,7

66,1

60,9

7,8

Республика Алтай

94,7

81,7

13,1

64,2

55,3

13,8

Республика Бурятия

440,5

401,1

39,4

61,0

55,6

8,9

Республика Тыва

121,7

101,6

20,2

57,5

48,0

16,6

Республика Хакасия

263,4

247,7

15,7

65,2

61,3

6,0

Алтайский край

1165,6

1060,9

104,7

63,4

57,7

9,0

Забайкальский край

533,2

476,2

57,0

64,5

57,6

10,7

Красноярский край

1506,2

1409,8

96,4

68,3

64,0

6,4

Иркутская область

1241,7

1134,3

107,4

67,5

61,6

8,7

Кемеровская область

1397,9

1301,8

96,1

66,5

61,9

6,9

Новосибирская область

1409,1

1317,6

91,5

67,5

63,1

6,5

Омская область

1060,9

978,4

82,6

69,6

64,2

7,8

Томская область

498,9

467,4

31,6

60,5

56,7

6,3

Дальневосточный федеральный округ

3448,0

3213,1

234,9

70,0

65,3

6,8

Республика Саха (Якутия)

503,7

463,2

40,6

70,3

64,6

8,1

Камчатский край

187,7

175,3

12,4

72,9

68,1

6,6

Приморский край

1072,1

990,9

81,2

69,0

63,8

7,6

Хабаровский край

768,9

727,1

41,7

72,1

68,1

5,4

Амурская область

411,2

385,4

25,8

64,7

60,7

6,3

Магаданская область

99,2

96,2

3,0

79,2

76,8

3,0

Сахалинская область

283,2

261,7

21,5

71,8

66,4

7,6

Еврейская авт.область

87,7

80,1

7,6

65,2

59,6

8,7

Чукотский авт.округ

34,4

33,2

1,2

86,0

83,1

3,4

3 Социальные последствия безработицы

Существуют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

Рассмотрим подробнее неэкономические последствия безработицы, к которым относятся психологические, социальные и политические последствия потери работы.

На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалам семей. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), и другие типы асоциального поведения.

На уровне общества неэкономические последствия, в первую очередь, означают рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов, иногда сопровождающиеся военными переворотами и революциями, которые связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы на общественном уровне являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести потери, которые общество несет в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людей, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, и, следовательно, окупить.

Отмечается неодинаковое распределение бремени безработицы в обществе; так, наибольшие социально-экономические издержки несут наименее конкурентоспособные на рынке труда группы экономически активного населения: молодежь, люди предпенсионного возраста, женщины, лица, имеющие значительный перерыв в работе, национальные, религиозные и прочие меньшинства. В меньшей мере негативные последствия высокого уровня безработицы ощущают мужчины трудоспособного возраста, лица с высшим образованием, высококвалифицированные специалисты; уровень и длительность безработицы, потери доходов в данной группе, как правило, ниже.

Такие негативные последствия безработицы обуславливают необходимость ее государственного регулирования, а также минимизации негативных последствий.

В современной практике государственного регулирования, нацеленного на снижение уровня безработицы, предусматривается комплекс мер по следующим направлениям:

  • стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест;
  • содействие найму (развитие информационных служб, служб трудоустройства);
  • подготовка и переподготовка рабочей силы;
  • страхование безработицы и материальная помощь длительно безработным.

В рамках этого комплекса мер выделяют меры активной политики занятости, нацеленные на снижение уровня безработицы, и меры пассивной политики, которые ориентированы на смягчение ее негативных последствий.

К активным мерам относят следующие:

  • создание новых и сохранение имеющихся рабочих мест;
  • содействие самозанятости, в том числе помощь безработным в организации собственного дела (обучение, консультации, помощь в подготовке бизнес-плана, аренде помещений, приобретении оборудования, получении кредитов);
  • содействие трудовой мобильности, в том числе межпрофессиональной (обучение и переподготовка) и межрегиональной;
  • развитие государственных и коммерческих служб занятости и трудоустройства.

Меры пассивного характера включают в себя

поддержание частичной занятости (неполное рабочее время) и нестандартных ее форм (например, надомная занятость);

  • субсидирование заработной платы частично занятых (доплаты до уровня оплаты полнозанятых);
  • для сохранения занятости высококвалифицированных работников (доплаты на период выхода предприятия из кризиса, компенсирующие им вынужденные простои из-за недозагруженности производственных мощностей);
  • частичная или полная компенсация работодателю затрат на оплату труда нанятых безработных, прежде всего, из числа лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста);
  • досрочный выход на пенсию лиц, потерявших работу;
  • установление иммиграционных барьеров для защиты национального рынка труда;
  • выплата пособий по безработице и материальная помощь безработным, утратившим право на пособие по окончании установленного срока его выплаты;
  • организация оплачиваемых общественных работ, первоочередное право на участие, в которых имеют безработные.

Заключение

Под занятостью понимается деятельность трудоспособных (экономически активных) граждан в системе народного хозяйства с целью получения трудового дохода для удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству страны. Также существует понятие вторичной занятости, которая предполагает осуществление трудовой деятельности либо на основном месте работы путём удлинения рабочего дня (на том же предприятии), либо за пределами основной работы на новом рабочем месте (на другом предприятии или дома).

Существует несколько теорий занятости, которые, пройдя долгий путь эволюционного развития, отличаются многообразием концептуальных подходов, методов и инструментария исследования. Теоретические взгляды на проблему занятости характеризуются множеством направлений и школ

Одной из важнейших макроэкономических проблем является безработица, уровень которой непосредственно влияет на уровень цен и объём производства, на структуру и формы распределения доходов, на государственный бюджет и государственные расходы.

В рыночной экономике всегда существует определённое количество людей, не имеющих работы. Тем не менее, не всякий неработающий человек является безработным; например, очевидно, что дети, старики и инвалиды не относятся к трудоспособному населению. Таким образом, безработным является человек, который не имеет работы или какого-то другого дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.

Различные теории по-разному объясняют причины безработицы; для полного понимания этого сложного вопроса рекомендуется их комплексное рассмотрение.

Существуют несколько видов безработицы: фрикционная, структурная, естественная, институциональная, циклическая, сезонная, застойная, добровольная.

В настоящее время рынок труда РФ характеризуется превышением предложения труда над спросом. В то же время, дальнейший выход экономики из кризисного состояния может сопровождаться массовым высвобождением работников в результате реорганизации и ликвидации малорентабельных и убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест, структурной перестройки производства и других подобных мероприятий.

В работе была проанализирована динамика занятости и безработицы в РФ за период с начала 2008 года по третий квартал 2010 года; анализ проводился по данным Министерства экономического развития РФ «Об итогах социально-экономического развития РФ» за 2008, 2009 годы, а также по итогам 3 квартала 2010 года.

Наилучшим образом ситуация с занятостью складывается в Чукотском автономном округе, Санкт-Петербурге, Магаданской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Москве.

Наихудшим образом с безработицей дела обстоят в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Республике Тыва, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике.

Также в работе были проанализированы основные сценарии прогнозирования развития ситуации на рынке труда РФ в соответствии с общими сценариями развития экономики в целом. Все рассмотренные сценарии так или иначе предусматривают снижение социальной напряженности на рынке труда, улучшение ситуации с занятостью, что можно объяснить воздействием антикризисных мер, реализуемых Правительством РФ, а также общей стабилизацией экономики и ее постепенным выходом из кризисной ситуации.

Таким образом, в работе были изучены основные теоретические аспекты безработицы и занятости, а также проанализировано современное состояние рынка труда РФ и прогнозы его дальнейшего развития.

Список использованной литературы

1. Амосова, В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова — СПб.: Питер, 2006. — 480 с.

— Борисов, Е.Ф.Экономическая теория: учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 399 с.

— Гуськова, И.В. Трансформация регионального рынка труда в условиях экономического кризиса: автореф. дис. доктор эк. наук: 16.10.2010 / Гуськова Ирина Владимировна. — М., 2010. — 48 с.

— Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник. — М.: Дело, 2006. — 472 с.

— Курс экономики: учебник / под ред. Б.А. Райзберга. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 720 с.

— Макконел, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконел, С.Л. Брю. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 940 с.

— Седов, В.В. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 115 с.

— Симкина, Л.Г. Экономическая теория. — СПб.: Питер, 2006. — 384 с.

— Хайман, Д.Н. Современная экономическая теория — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 703 с.

— Экономика: учебник / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 840 с.

— Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 527 с.

— Экономическая теория (политэкономия): учебник / под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой — М.: ИНФРА-М, 2008. — 640 с.

— Экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 2007. -1152 с.

— Безработица в Российской Федерации: причины и следствия [электронный ресурс] / Департамент аналитики «Интегрум» — Режим доступа к сайту: http://www.integrum.ru/ArticlesByCategoryPage.aspx?oid=2640.

— Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-сентябре 2010 года [электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. — Режим доступа к сайту: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc20101025_06.

— Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2009 году [электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. — Режим доступа к сайту:://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc20100203_01.

— Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году [электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. — Режим доступа к сайту:://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc1233928471437.

— Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2010 год [электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. — Режим доступа к сайту:://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/crisis/doc1248429993174.

— Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов [электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. — режим доступа к сайту: http://www.economy.gov.ru /minec/activity/sections//prognoz/doc20100604_04.