Рынок труда и методы его регулирования

1.1 Сущность и экономическое значение рынка труда

1.2 Спрос и предложение на рынке труда

1.3 Несовершенство рынка труда и необходимость ей государственного регулирования

2.1 Необходимость рынка труда в России

2.2 Правовое регулирование рынка труда в России

3.1 Государственное регулирование рынка труда в России

3.2 Международный опыт государственного регулирования рынка труда

3.3 Перспективы экономического роста рынка труда

Актуальность темы курсовой работы.

Исходя из этого, рынок труда можно определить как совокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использования работников в сфере общественного производства, обусловленную многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства.

Кроме того, тема настоящего исследования приобретает дополнительную актуальность в контексте политического кризиса на Украине, оказавшего сильное влияние на все сферы экономики, в том числе на рынок труда.

Спад производства, закрытие предприятий, массовый рост безработицы, снижение размера заработков и повышение задолженности по их выплате, резкое сокращение потребительского спроса — далеко не полный перечень проблем, с которыми столкнулись правительства большинства стран уже в первые месяцы введения санкций.

Рынок труда, в свою очередь, представляет собой систему общественных отношений по согласованию интересов носителя рабочей силы (занятого или желающего найти работу), работодателей и государства, функционирующих на основе законодательства, действующего в данный период времени и сформированного при участии и с учетом интересов всех субъектов рынка труда.

Вектор развития социально-экономической политики может служить границей вмешательства государства в экономику и её государственное регулирование. Среди множества рынков, регулируемых государством, хотелось бы выделить рынок труда, т.к. именно по эффективности его функционирования можно охарактеризовать эффектность государственной политики в целом.

Падение экономической конъюнктуры, снижение покупательской способности населения, торможение роста производительности труда, безработица могут выступать индикатора нестабильности экономической ситуации в стране.

Также, в качестве институциональной среды рынка труда выступает совокупность основополагающих политических, социальных и юридических норм и правил, которые в совокупности образуют институциональный базис для экономически активного населения, уровня и структуры занятости.

29 стр., 14270 слов

Мировой валютный рынок и валютное регулирование

... на национальную и мировую экономику, вызывая тяжелые социально-экономические последствия. В связи с этим необходимо валютное регулирование. Субъектами мирового валютного рынка и валютного регулирования являются международные финансовые организации. Международные кредитно-финансовые ...

Поэтому по ситуации, происходящей на рынке труда, можно оценивать ситуацию в экономике в целом.

Изучая состояние государства в социальной и экономической сфере, нельзя обойтись без анализа сферы труда и занятости. Ключевыми показателями в данной сфере, характеризующий состояние экономики и социальную напряженность в обществе, являются уровень безработицы и показатели ее структуры.

Приемлемый и стабильный уровень безработицы, как и эффективное функционирование рынка труда в целом, является необходимым условием поддержания уровня жизни населения. По данным официальной статистики, в течение последнего десятилетия в России регистрируется стабильное снижение уровня безработицы.

Вследствие этого рынок труда предъявит спрос и появится необходимость в дополнительных работниках

Регулирование рынка труда — тема, довольно хорошо разработанная в отечественной и зарубежной литературе по экономике труда. Значительное место в ней принадлежит работам Н. В. Вишневской, Р. И. Гимпельсон, Р. В. Капелюшникова, А. В. Кашепова, К. Э. Лайкам, Ю. Г. Одегова, В. М. Полтерович, Л. В. Смирных, В. В. Суворовой и др.

Однако, несмотря на многочисленность публикаций, следует отметить их разноаспектность, неоднозначность взглядов на методику государственного регулирования и понимание механизма управления развитием социально-трудовых отношений, что и предопределяет постановку проблемы в данной работе.

Объектом исследования, Предметом исследования, Целью курсовой работы

постановку и решение следующих задач:

1. Охарактеризовать сущность и экономическое значение рынка труда;

2. Исследовать соотношения спроса и предложения на рынке труда;

3. Выявить несовершенство рынка труда и необходимость ей государственного регулирования;

4. Изучить правовое регулирование рынка труда в России;

5. Рассмотреть международный опыт государственного регулирования рынка труда.

Информационной основой исследования, Теоретической и методологической, Структура работы

1.1 Сущность и экономическое значение рынка труда

На протяжении последних более чем двух десятилетий в России функционирует целостная рыночная система, представленная совокупностью различных видов рынков, взаимосвязанных между собой экономическими отношениями посредством механизмов, обеспечивающих их функционирование.

Категория «рынок» устойчиво закрепилась в научном обороте и хозяйственной практике.

Сущность рынка как такового, с учетом дуальности его формирования, принято определять как: «1) совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги); 2) абстрактное или реальное пространство, в котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага (товары и услуги, включая такие специфические товары, как рабочая сила, капиталы и т. п.), а также способ этого взаимодействия» Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2009..

52 стр., 25801 слов

Современная оплата труда в условиях рыночной экономики

... невыплаты заработной платы стали серьезной проблемой для работников и предприятий. В этих условиях необходимо выяснить причины и наметить возможные пути и мероприятия ликвидации кризиса. То есть тема совершенствования оплаты труда в настоящее ...

Признание товарного характера рабочей силы, вытекающее из приведенного определения, означает, что рынок труда в общей рыночной системе современного российского общества занимает особое место, предопределяемое специфическим механизмом функционирования, присущими данному рынку особенностями и функциями.

Сложность познания рынка труда обусловливается его интегрирующей ролью в системе взаимосвязи со всеми видами рынков, составляющих рыночную систему Глаз Ю.А. Некоторые теоретические аспекты функционирования рынка труда / Ю.А. Глаз, Р.У. Салпагаров // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2011. — № 4 (40).

Базовым элементом познания рынка труда выступает определение его сущности. С этой целью нами проведено обобщение представленных в отечественной и зарубежной экономической литературе трактовок категории «рынок труда».

Анализ содержания определений показывает, что при всей кажущейся близости трактовок рынка труда между ними есть определенные отличия, обусловленные ключевым аспектом трактовки категории. Графически это положение можно отобразить следующим образом (рис. 1) Курбатова М.В. Проблемы становления российской модели рынка труда // Известия Академии труда и занятости. 2011. № 1-2..

Рис. 1. -Ключевые аспекты трактовки категории «рынок труда»

Объективную проблемность отражения всех аспектов рынка труда в одном определении можно подтвердить высказыванием Н.В. Федоровой и О.Ю. Минченковой, по мнению которых, разделяемому нами, «рынок труда — наиболее сложный элемент рыночной экономики, где не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условий его функционирования, но и отражаются социально-экономические явления, происходящие в обществе.

От того, насколько успешно функционирует экономика, в какой фазе экономического цикла она находится, каково поведение основных субъектов рынка — работника и работодателя, зависят спрос на трудовую услугу и ее предложение, соответственно и уровень безработицы» Федорова Н.В. Управление персоналом организации / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. — М.: КНОРУС, 2011.

Как и на любом другом типе рынка, взаимодействие продавцов и покупателей рабочей силы на рынке труда обеспечивается посредством рыночной структуры, представляющей собой «совокупность условий, определяющих принятие рыночных решений производителями и потребителями» Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2009.

Наиболее детальное представление рыночной структуры, на наш взгляд, дано в Новой экономической энциклопедии, где главные признаки основных рыночных структур представлены следующим составом: количество продавцов, степень рыночной власти у продавцов (коэффициент Лернера), характер взаимодействия продавцов, рыночная доля фирмы, наличие барьеров для входа и выхода на рынок, степень замещения товаров и услуг, информационное обеспечение рыночных операций, типичные отрасли, инструменты государственного регулирования рынка Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2009.

Ситуация на рынке труда подвержена влиянию широкой совокупности факторов самой различной природы происхождения, а также действию рыночных механизмов, определяемых типом конкуренции: монополии и монопсонии, олигополии и олигопсонии и т.д.

Этот аспект детально исследовался Л.И. Лопатниковым, классифицировавшим типы рынков по количеству продавцов и покупателей в виде матрицы Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2009.

В зависимости от совокупного проявления факторов формируется конъюнктура рынка труда, представленная тремя разновидностями, определяемыми соотношением спроса и предложения рабочей силы:

1. рынок труда испытывает дефицит предложения рабочей силы — «трудодефицитная» конъюнктура;

2. рынок труда перенасыщен товарным предложением при дефиците рабочих мест и характеризуется высоким уровнем безработицы — «трудоизбыточная» конъюнктура;

3. предложение рабочей силы соответствует спросу на нее, обеспеченному наличием рабочих мест — «сбалансированная» конъюнктура.

Сложность четкого определения понятия «рынок труда» состоит в том, что его изучение носит двусторонний характер: социальный и экономический. Несомненно, что более логично изучать рынок труда в контексте системы рыночного хозяйства экономики, где труд — это процесс социально-экономический.

Отсюда следует, что общее определение рынка труда должно формироваться с учетом следующих факторов: рынок труда — это сфера жизнедеятельности общества, в которой стоимость рабочей силы получает оценку, определяются условия найма, условия труда, величина заработной платы, гарантии занятости, возможность профессионального роста, возможность получения образования.

При анализе различных подходов в определении понятия «рынок труда» составим классификацию Бабенкова Л.М. Теоретические аспекты исследования рынка труда как системы социально-экономических отношений / Бабенкова Л.М. // Известия высших учебных заведений Поволжский регион. 2011. №3.:

1. Рынок труда выступает в качестве рынка товара рабочей силы.

2. Рынок труда как соотношение спроса и предложения рабочей силы.

3. Рынок труда выступает в качестве системы. Различными учеными рынок труда рассматривается через подходы системно-эволюционный, системно-институциональный, а также в виде системных конструкций.

4. Рынок труда выступает в качестве определенной сферы деятельности для безработных и для работодателей.

5. Рынок труда в качестве механизма, объединяющего интересы тех, кого нанимают, и тех, кто нанимает.

В контексте каждой позиции можно расширять и дополнять смысловым значением определение через анализ последовательности действий рынка труда, обозначение его главных и второстепенных участников, посредников и т.д.

Таким образом, базовыми элементами структуры рынка труда выступают спрос (потребность в рабочей силе, определяемая количеством рабочих мест), предложение (наличие товара (рабочей силы), определяемое наличием трудовых ресурсов) и цена (стоимостная оценка использования рабочей силы, выражаемая в форме заработной платы и социальных выплат).

Объективность существования особенностей функционирования российского рынка труда признается всеми его исследователями, но выделение этих особенностей и их содержание отличаются.

При формировании нашей позиции по поводу особенностей функционирования российского рынка труда мы исходим из того, что их следует рассматривать согласно принципу причинно-следственной связи одновременно с особенностями формирования данного рынка (рис. 2) Курбатова М.В. Проблемы становления российской модели рынка труда // Известия Академии труда и занятости. 2011. № 1-2..

Рис. 2. -Особенности формирования и функционирования российского рынка труда

Первой особенностью

В данном случае речь идет не только о свободе реализации права на труд (официальном трудоустройстве), но и о свободе выбора сфер профессиональных занятий, способов и форм трудовой деятельности, конкретных работодателей, условий и режимов труда и т.п., т.е. всех факторов влияния на принятие решения о выходе на рынок труда для предложения рабочей силы ее покупателям Снитко Л. Т. Управленческие аспекты социально-трудовых отношений на предприятии / Л.Т. Снитко, И.И. Шкляр // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2013. — № 1 (45).

Вторая особенность формирования, Таким образом

1.2 Спрос и предложение на рынке труда

В настоящее время многие экономисты Забатурина И. Ю. Статистический обзор развития образования в России: 2000-2014 гг. // Вопросы экономики. 2014. № 5, Капелюшкин Р. Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? В 2 ч. // Вопросы экономики. 2014. № 2-3, Глаз Ю.А. Некоторые теоретические аспекты функционирования рынка труда / Ю.А. Глаз, Р.У. Салпагаров // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2011. — № 4 (40) отмечают перенасыщение рынка труда высокообразованной рабочей силой. По их мнению, предложение дипломированных специалистов значительно превышает спрос на них на рынке труда, что, в свою очередь, ведет к занятию ими рабочих мест, не требующих высокой квалификации, а профессиональные компетенции данной категории работников оказываются невостребованными.

В случае, когда спрос превышает предложение, рабочие места, требующие высокой квалификации, заполняются рабочими с невысоким объемом человеческого капитала, что отрицательно сказывается на результатах труда.

В обоих случаях наблюдается дисбаланс между спросом и предложением высококвалифицированной рабочей силы, что ведет к снижению производительности труда и отрицательно влияет на состояние экономики в целом.

Анализируя российскую экономическую литературу, можно отметить, что вопросы предложения рабочей силы с высокой квалификацией изучены достаточно хорошо вследствие легкой доступности данных для анализа, тогда как недоступность данных, по которым можно изучить спрос на дипломированную рабочую силу, обуславливает практически полное отсутствие исследований на эту тему.

Анализ динамики предложений дипломированной рабочей силы в России начнем с изучения структурных сдвигов в образовательной структуре рабочей силы по данным переписей 1989, 2002 и 2014 гг. (табл. 1) Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. URL: www.gsk.ru .

Таблица 1 Анализ образовательной структуры населения России по данным переписей 1989, 2002 и 2014 гг. (%)

Уровень образования

Все население в возрасте 15 лет и старше

Занятое население в возрасте 15 лет и старше

1989 г.

2002 г.

2014 г.

Отклонение 2014 г. от 1989 г., п.п.

1989 г.

2002 г.

2014 г.

Отклонение 2014 г.

от 1989 г., п.п.

Высшее профессиональное

11,3

16,2

23,4

12,1

14,6

23,3

31,7

17,1

Неполное высшее профессиональное

1,7

3,1

4,6

2,9

1,3

3,0

4,2

2,9

Среднее профессиональное

19,2

27,5

31,2

12,0

24,3

35,7

36,6

12,3

Начальное профессиональное

13,0

12,8

5,6

-7,4

17,8

15,3

6,2

-11,6

Среднее общее

17,9

17,7

18,2

0.3

20,8

16,2

15,9

-4,9

Основное общее

17,5

13,9

11,0

-6,5

13,5

5,6

4,8

-8,7

Начальное общее

12,9

7,8

5,4

-7,5

6,7

0,9

0,6

-6,1

Не имеют начального общего

6,5

1,0

0,6

-5,9

1,1

0,1

0,1

-1,0

Итого

100,0

100,0

100,0

Х

100,0

100,0

100,0

х

В период между переписями 1989 и 2002 гг. удельный вес обладателей третичного образования типа А (высшее образование) увеличился на 5 п.п., а обладателей среднего профессионального образования (третичное образование типа В) — на 8 п.п. При этом у занятого населения данный прирост был выше — 9 и 11 п.п. соответственно.

В 2000-е г. в России данный процесс значительно ускорился. За период с 2002 по 2014 г. численность обладателей высшего образования (как законченного, так и незаконченного) увеличилась на 9 п.п., а среднего профессионального — на 4 п.п.

При этом нужно отметить, что в настоящее время доля занятого населения, имеющего ВПО, составляет примерно 32%, а СПО — почти 37% Забатурина И. Ю. Статистический обзор развития образования в России: 2000-2014 гг. // Вопросы экономики. 2014. № 5. Таким образом, за анализируемый период времени в российской экономике отмечается положительная тенденция накопления человеческого капитала.

В настоящее время сложилась диспропорция численности малообразованных (с основным общим и начальным образованием) и работников с третичным образованием, со значительным перевесом в сторону последних.

По мнению большинства экономистов, данное обстоятельство уже в ближайшее время может привести к значительному дефициту неквалифицированной рабочей силы на российском рынке труда.

Если анализировать динамику численности обучающихся студентов по уровням образования, можно отметить прямо противоположную тенденцию.

В 2014 г. по сравнению с 2000 г. численность студентов вузов увеличилась почти на половину: с 324 до 493 чел. в расчете на 10 тыс. населения.

Однако в 2009 г. впервые за последнее десятилетие отмечено сокращение этого показателя на 1,3% по сравнению с предыдущим годом, а в 2014 г. — на 5%. Численность обучающихся по программам СПО до 2007 г. превышала базисный уровень (2000 г.), но начиная с 2008 г. также отмечается отрицательная динамика данного показателя.

Отметим, что отрицательная динамика численности выпускников вузов и ССУЗов в последние годы является прямым следствием вхождения страны в «демографическую яму». Начиная с 2004 г. численность когорт в студенческом возрасте (15-19 лет) стала быстро сокращаться и к концу десятилетия уменьшилась на 25%. Как следствие, произошло сокращение численности студентов ССУЗов, а затем и вузов.

Однако тенденция снижения числа студентов с третичным образованием, наметившаяся в последнее время, не приведет к уменьшению объема предложения квалифицированной рабочей силы на российском рынке труда, так как количество дипломированных работников здесь по-прежнему остается очень высоким.

Необходимо заметить, что стремительный охват молодых людей с высшим образованием наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. При этом Россию можно отнести к самым высокообразованным странам мира, что подтверждает такой показатель, как охват населения образованием разного уровня (табл. 2) Забатурина И. Ю., Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Озерова О. К. Статистическая характеристика системы профессионального образования: 2000-2011 гг.: Информ. бюл. М.: НИУ ВШЭ, 2013.

Таблица 2 Структура населения по уровню образования в возрасте 25-64 лет

Все население

Доля занятого населения, имеющего третичное образование

Доля имеющих третичное образование

тип А

тип В

всего

Развитые страны

Франция

17,3

11,6

28,9

33,3

Германия

17,1

9,3

26,4

30,2

Япония

24,6

19,1

43,8

46,0

Великобритания

26,9

10,0

36,9

41,6

США

31,4

9,8

41,2

46,3

Бразилия

10,9

10,9

12,7

Китай

4,6

4,6

Россия1

28,2

39,0

67,2

73,1

Анализируя данные табл. 2, можно заметить, что в России более половины населения в возрастном интервале от 25 до 64 лет имеют третичное образование (высшее и среднее профессиональное).

Этот показатель превышает аналогичный в таких высокоразвитых странах, как Япония, США и Великобритания, на 23,4, 26 и 30 п.п. соответственно.

Анализ образовательной структуры занятого населения России показал, что ситуация здесь складывается еще благоприятнее. Россия по доле работников с третичным образованием (73%) является мировым лидером, опережая Францию, Великобританию, Германию, Японию и СшА в 1,6-2 раза Забатурина И. Ю., Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Озерова О. К. Статистическая характеристика системы профессионального образования: 2000-2011 гг.: Информ. бюл. М.: НИУ ВШЭ, 2013.

Таким образом, в результате проведенного анализа предложения высококвалифицированной рабочей силы установлено, что на протяжении последних лет наблюдался ускоренный рост количества дипломированных работников, что приводит к накоплению человеческого капитала на российском рынке труда.

Следовательно, может возникнуть вопрос: сможет ли российская экономика справиться с таким объемом предложения и предоставить достаточное количество рабочих мест для высококвалифицированных специалистов? Будет ли данный человеческий капитал эффективно использоваться?

Рис.3. -Динамика уровня безработицы различных образовательных групп, 2008-2014 гг. (%)

Так, если предположить, что на данный момент рынок труда перенасыщен дипломированными специалистами, то это может косвенно подтвердить рост безработицы среди лиц с высоким уровнем образования. Проведем анализ уровня безработицы среди лиц с третичным образованием за последние 12 лет (рис.3).

Относительный показатель безработицы разных образовательных групп значительно колеблется: наименьший уровень ее отмечен у людей с третичным образованием (высшим и средним профессиональным), наибольший — у лиц с низким уровнем образования.

Так, размах вариации данного показателя колеблется от 9,4 до 13,6 п.п. Таким образом, наличие высшего или среднего профессионального образования у работника значительно снижает риск попадания его в разряд безработных.

Изменение показателя безработицы среди групп с различным образовательным уровнем в динамике за 2008-2014 гг. свидетельствует об устойчивой тенденции снижения этого показателя у всех образовательных групп.

При этом необходимо отметить, что у людей с третичным образованием кумулятивный прирост этого показателя был меньше (2008 г.), чем у лиц с низким образовательным уровнем. Таким образом, лица, имеющие более высокий уровень образования, более адаптированы к меняющимся условиям российской экономики, чем малообразованные лица.

Проанализируем уровень безработицы среди молодых людей в возрастном интервале от 25 до 34 лет в 2014 г. (табл. 3).

Таблица 3 Средний уровень безработицы по разным возрастным группам (%), 2014 г.

Возрастные группы, лет

Всего

Лица, имеющие образование

ВПО

спо

НПО

Среднее

общее

Основное

общее

Не имеют основного образования

25-34

9,0

6,5

7,1

8,2

13,0

16,8

26,6

35-44

5,0

2,1

3,7

5,9

8,4

15,4

10,8

45-49

5,0

2,1

4,1

6,2

7,9

12,3

17,8

По данным табл. 3 видно, что уровень безработицы у молодежи по сравнению с лицами зрелого и предпенсионного возраста выше почти в 2 раза. Таким образом, может сложиться представление, что безработица охватывает в большей степени молодых людей — недавних выпускников вузов и ССУЗов, тогда как среди других возрастных групп, а именно лиц в зрелом возрасте, она менее распространена.

Однако анализ уровня безработицы у лиц в возрасте 25-34 лет различных образовательных групп в показал, что у молодежи с высшим и средним профессиональным образованием на протяжении как докризисного, так и посткризисного периодов наблюдаются более низкие значения данного показателя, чем у молодых людей со средним образованием и ниже.

На протяжении последних двадцати лет у работников в возрасте 25-34 лет с высшим образованием шансы трудоустроиться значительно увеличились. Если в 1992 г. вероятность стать безработным у данной категории лиц была ниже по сравнению с молодыми работниками с общим средним образованием лишь в 1,4 раза, то в 2008 г. — уже в 3,6 раза Капелюшкин Р. Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? В 2 ч. // Вопросы экономики. 2012. № 2-3..

Таким образом

Следовательно, нельзя с уверенностью констатировать о перенасыщении российской экономики дипломированной рабочей силой и о значительной диспропорции между ее предложением и спросом на российском рынке труда.

1.3 Несовершенство рынка труда и необходимость ей государственного регулирования

Государственное регулирование рынка позволяет государственным органам активно вмешиваться в структуру функционирования рынка, влиять на развитие производства в общественно нужном направлении, а также использовать свои возможности для решения социальных проблем.

Необходимость такого вмешательства возникает при несовершенстве различных рынков в условиях нестабильности, при частичном учете затрат и итоговых результатов.

Также регулирование рынка труда служит решению макроэкономических задач, к которым относятся Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. 4-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2009.:

1. гарантии полной занятости трудоспособного населения;

2. борьба с инфляцией;

3. объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.

Государственное регулирование рынка ставит перед собой следующую цель: стабилизация рыночных отношений, выявление их равновесия или сдвига. При этом используются следующие методы:

1. контроль за объемами производства и уровнем цен — в этом случае государством выявляются конкретные цены или устанавливаются рыночные квоты;

2. использование государственных финансовых инструментов — воплощается во введении налогов и дотаций на определенные сферы деятельности;

3. введение фиксированных цен.

Установление налога на определенную сферу производственной деятельности привлекает активный рост предложений, где стоимость налога вносится в государственный бюджет продавцами из средств покупателей, приобретающих товар.

Дотация показывает обратную сторону налога, характеризующуюся в определенном проценте к стоимости товара или в сумме (рассчитанной в рублях) на единицу товара. Дотации получают чаще всего производители, хотя имеется реальная возможность их извлечения и у частного лица. Фиксированные цены вводятся на сельскохозяйственную продукцию, превышая уровень цен на рынках.

Таким образом, главной целью данного регулирования выступает обеспечение равновесия спроса и предложения на рынке труда, которое в случае проведения активной политики занятости достигается за счет подтягивания фактической безработицы к естественной.

Проводимая в России в настоящее время политика регулирования рынка труда имеет весьма положительные результаты, однако по ряду характеристик уступает ряду западных стран.

По состоянию на 2013 год средняя численность безработных составляет 4137 тыс. чел., что на 31% ниже значения показателя в 2003, при этом численность занятых в экономике выросла всего на 7% с 66339 млн. чел. до 71391 млн. чел. за аналогичный период.

Свыше 4 млн. граждан РФ ежегодно занимаются поисками работы. Общая величина безработных, классифицируемых в соответствии с критериями Международной организации труда, в 3,7 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения.

Если в период планового хозяйствования экономики главной задачей государственного регулирования рынка труда выступала задача об обеспечении рабочим местом каждого нуждающегося, то в настоящее время актуален вопрос поддержания баланса между спросом и предложением на рынке труда.

Политика занятости может реализовываться по двум направлениям:

1. активная политика занятости, которая предполагает регулирование уровня и продолжительности безработицы:

2. пассивная политика занятости, в рамках которой предполагается защита пострадавших от безработицы людей.

Среди ряда мер активной политики занятости можно выделить следующие:

Контроль органов государственной власти, Стимулирование ухода с рынка, Подготовка, профессиональное, Поддержка малого бизнеса, Поддержка расширения временной

Пассивная политика включает такие меры как:

1. Выплата пособий по безработице.

2. Выдача помощи по безработице при увольнении.

3. Целевые выплаты.

Пассивная политика занятости менее результативна, так как она нацелена не на устранение причин безработицы, а лишь на кратковременную борьбу с её социальными последствиями.

В свою очередь её полное исключение не представляется возможным по причине возможного резкого увеличения количества неимущих и живущих за черной бедности, взрыва социальной напряженности и роста криминогенности.

Таким образом

Масштабное снижение количества рабочих мест в синтезе с имеющимся уровнем неполной занятости может иметь опасность социального кризиса, происходящего, как правило, при нестабильности экономической конъюнктуры и кризисных явлений.

Страхование по безработице — это часть системы социального обеспечения государства, суть которой заключается в том, что основную ответственность за возмещение доходов работников, потерявших работу берет государство. Страхование по безработице доказало свою пользу в качестве автоматического стабилизатора в условиях недавнего мирового кризиса, однако данные пособия по безработице выплачиваются лишь в трети стран мира.

2.1 Необходимость рынка труда в России

По состоянию на март 2014 г., занятыми числилось 71059 тыс. чел., из которых мужчин 36153 тыс. чел. (50,8 %) и женщин 3 906 тыс. чел. (49,2 %).

Подавляющая доля занятых россиян являются работающими по найму (6 180 тыс. чел., или 93,1 %).

Средний возраст занятого населения России в отчетном периоде составил 40,3 лет, что идентично аналогичному показателю 2013 г. Средний возраст занятых мужчин составил 39,8 лет, женщин — 40,8 лет.

Изучая возрастную структуру занятых можно отметить равномерное распределение занятых по возрастным группам в пределах от 25 до 54 лет. (рис. 3).

Наименьшую занятость демонстрируют лица моложе 24 лет и пожилое население старше 60 лет.

Рис. 3. — Структура занятых РФ по возрасту, март 2014 г., %

Наибольшую долю среди занятых граждан РФ по уровню образования занимают лица с высшим профессиональным образованием (32 %) .

В отчетный период занятыми гражданами в среднем было отработано 2730230 тыс. человеко-часов в неделю, что больше аналогичного показателя 2013 г. на 0,55 %. рынок труд безработица занятость

В среднем, на одного занятого было отработано 38,4 часов в неделю, причем мужская часть занятых в среднем отработала 39,6 часов в неделю, женская — 37,2 часа. Структура занятых РФ по числу отработанных рабочих часов в неделю представлена на рисунке 4.

Рис. 4. -Структура занятых РФ по фактическому количеству рабочих часов в неделю, март 2014 г., %

За последний год структура занятого населения РФ по видам экономической деятельности не претерпела существенных изменений. Наибольшая часть занятого населения РФ трудится в сфере торговли и услуг (18,4 %), также велика доля обрабатывающих производств (15,0 %).

Ключевая для экономики России и наполнения ее бюджета сфера добычи полезных ископаемых занимает всего лишь 1,9 % от числа занятых граждан Радюкова Я. Ю., Федорова А. Ю., Смагин И. И. [ и др.] Развитие финансовой системы в условиях модернизации экономики России: колл. монография. Тамбов: Изд- во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013..

Сферами деятельности с преобладанием работниц женского пола можно назвать здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование, торговлю и сферу услуг.

«Мужскими» отраслями российской экономики можно назвать транспорт и связь, обрабатывающее производство, строительство, производство и распределение газа, электричества и воды, добычу полезных ископаемых и сельское хозяйство (рис. 5 и 6).

Рис. 5. -Занятое население РФ по видам экономической деятельности, март 2014 г., тыс. чел.

Рис. 6. -Занятое население РФ по видам экономической деятельности, март 2014 г., тыс. чел.

Почти треть россиян не способна найти работу в течение года и более.

По сравнению с мартом 2013 г., их число снизилось на 5 %, а число лиц, способных найти работу в течение не более 3-х месяцев выросло на 3 %, что отражает неплохую тенденцию к увеличению трудовой мобильности россиян и, возможно, повышения эффективности служб занятости.

Среди способов поиска работы наиболее популярными у россиян являются поиск работы через друзей и знакомых (36 %) и использование Интернета и СМИ (22 %), причем за последний год на 2 % выросла доля лиц, предпочитающих именно этот способ поиска работы.

Данная тенденция объясняется общим развитием сети Интернет, а также повсеместной информатизацией населения РФ.

В процессе изучения динамики занятости населения в различных сферах российской экономики подтвердилось преобладающее влияние сферы сельского хозяйства на сезонность отечественной безработицы.

На протяжении года данная сфера демонстрирует существенные колебания занятых (до 1,65 млн чел.).

Рис. -Население, занятое в сфере сельского хозяйства в Российской Федерации в 2013- 2014 гг., тыс. чел.

Данная тенденция отражает нехватку всесезонных сельскохозяйственных производств, таких как тепличные производства или комплексы по переработке сельхозпродукции.

В связи с тем, что все сельскохозяйственное производство находится в сельской местности, такие колебания могут вызывать серьезные последствия в виде усиления социальной напряженности, роста алкоголизма и преступности.

В заключение хочется отметить, что за последнее десятилетие ситуация в сфере труда и занятости в России значительно улучшилась.

Этому способствует как и общий экономический подъем, так и работа правительства, направленная на поддержание слабых видов экономической деятельности, а также создание новых рабочих мест, особенно в таких регионах страны, как Северный Кавказ, Сибирь и Дальний восток.

Изучение структуры отечественной занятости и безработицы не выявило каких-либо аномалий. Единственным отрицательным моментом являются серьезные колебания занятости в сфере сельского хозяйства. Необходимость сглаживания таких сезонных колебаний очевидна, что требует от Правительства РФ увеличить усилия по созданию новых рабочих мест в сельском хозяйстве и связанных с ним сфер.

В свете последних событий, когда Российская Федерация была вынуждена ввести торговое эмбарго на поставки сельхозпродукции основных конкурентов российских производителей (стран Европы и США), вопрос о расширении производства пищевой продукции, а значит и увеличения количества рабочих мест, будет решен в самое ближайшее время.

2.2 Правовое регулирование рынка труда в России

Значительную роль в государственном механизме регулирования рынка труда выполняют законодательные методы. Государственная политика всегда традиционно опирается на законодательство и имеет нормативно-правовое исполнение, так как для эффективного функционирования рынка, конечно же, необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка труда, четко устанавливали их права, формировали равные возможности для реализации своих способностей к труду участников рыночных отношений.

Законодательство о рынке труда и занятости Российской Федерации представляет совокупность нормативных актов. Оно основывается, прежде всего, на Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных и правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

С помощью основных инструментов законодательства устанавливаются правовые, экономические, административные, организационные и социальные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Указом Президента РФ «О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест», Постановлением Правительства РФ «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации», другими нормативными актами так же осуществляется правовое регулирование на рынке труда Капелюшников Р.И. Трудовой кодекс: изменил ли он поведение предприятия? Препринт WP/2004/03. — М.: ГУ ВШЭ, 2011..

Регулирование трудовых отношений, непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Эффективное функционирование рынка труда невозможно без создания соответствующих экономических условий, проведения активной политики занятости, разработки и осуществления действенных федеральных и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и многое др. Существуют нормативные акты, принятые Федеральной службой занятости, находящейся в системе Минтруда России, в том числе акты, разъясняющие применение Закона о занятости. Положение о Федеральной службе занятости обязывает данные органы действовать на основе этого Положения.

В российском законодательстве о занятости населения находятся и международно-правовые акты по данной проблеме, утвержденные Россией. В конвенциях и рекомендациях МОТ уделяется внимание вопросам занятости.

Так, Конвенция МОТ № 122 (1964 г.) «О политике в области занятости»; Конвенция и Рекомендация Международной Организацией Труда (1948 г.) «О службе занятости» используются российским законодательством в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» при формулировке политики государства в области занятости и других его положений Капелюшников Р.И. Трудовой кодекс: изменил ли он поведение предприятия? Препринт WP/2004/03. — М.: ГУ ВШЭ, 2011..

Таким образом, нормативно-правовое регулирование рынка труда как в стране в целом, так и субъектов Российской Федерации является социально и экономически значимым. Четкая регламентация правил поведения на рынке труда является важным условием для эффективного функционирования данного рынка, но не достаточным для достижения состояния эффективной занятости, особенно на региональном уровне.

Причина состоит в том, что развитие одной нормативно-правовой базы в субъекте Федерации недостаточно для решения проблем в сфере занятости населения, требуется учитывать сложившуюся ситуацию в сфере занятости с учетом условий и факторов развития региона в сочетании с другими компонентами регионального развития.

В субъектах Российской Федерации необходимо разрабатывать схемы (маршрутные карты) территориального развития, и программы комплексного социально-экономического развития экономических территорий, в которых должны решаться проблемы размещения производственных объектов, коммунальной инфраструктуры, экономики и социальной сферы, использования ресурсов различного назначения.

Законодательное регулирование региональных рынков труда должно лишь дополнять данные схемы и программы регионального развития. Выбор метода и инструмента государственного механизма для практического использования и решения конкретных задач обусловлен ситуацией, сложившейся в тот или иной период на рынке труда. Законодательная база и экономические программы формируют базу для современного действия другого механизма — рыночного.

Информационный метод, по нашему мнению, является самостоятельным элементом государственного механизма, так как применительно к рынку труда информационное сообщение — это необходимый инструмент процесса организации работы любого института (субъекта).

В отличие от других методов рассматриваемого механизма регулирования рынка труда, данный метод имеет цель — оказание воздействия на поведение субъектов данного рынка путем их информирования о конъюнктуре, соотношении спроса и предложения, деловой активности предприятий, рыночной цене труда; наличие необходимой информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы; освещение принятых нормативно-правовых актов и других сведений, касающихся рынка труда, федеральных и региональных органов государственной власти.

То есть, данный механизм позволяет информировать все институциональные единицы о положении на рынке труда в Российской Федерации или ее субъектах, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы, обмениваться информацией с другими участниками рынка труда и средств массовой информации.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, следует отметить, что современный государственный механизм регулирования рынка труда представляет собой комплекс административных, экономических, законодательных, информационных, организационных методов.

Все методы взаимоувязаны и взаимоподдерживают друг друга. Главное, чтобы содержание этих методов на практике не противоречило друг другу.

3.1 Государственное регулирование рынка труда в России

Государственное регулирование рынка труда — это и есть особая сфера государственного вмешательства в социально-экономические процессы и средства.

Оно обращает внимание на получение рациональных итогов в социально-экономических условиях, касающихся уровня занятости работоспособного населения, соответствия профессионального уровня занимаемым рабочим местам, а также решение проблем безработицы. Методы государственного регулирования рынка труда могут быть следующими:

1. организация новых рабочих мест, это возможно лишь путем уменьшения рабочего времени сотрудника;

2. корректировка режима труда и отдыха — предоставляется путем введения максимального рабочего времени в течение всей рабочей недели.

Использовать данные методы стоит с особой осторожностью, потому что они смогут не только уменьшить уровень безработицы в стране, но и ухудшить эффективность экономики всей страны.

Одним из методов регулирования рынка труда в таких странах, как Швеция, Испания, Германия, является пенсионный возраст Тюкавкин Н.М. Экономический феномен Китая // Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара, 2011. № 3 (29)..

Рынок труда как сфера экономической и социально-политической жизни общества требует постоянного регулирования с целью повышения уровня эффективности его основных функций. Это помогает регулировать систему занятости.

Государственное регулирование рынка труда было одним из первых направлений социальной политики. Оно образовалось в первой половине XIX века в Англии, когда появилось фабричное законодательство, ограничивающее применение детского труда и продолжительность рабочего времени для взрослых.

На сегодняшний день сложилась развитая система государственного регулирования, в которой выделяется три направления Алонкина Л.И. Государственное регулирование занятости населения. М 2011. № 6.

Установление условий использования труда

1. детского и женского труда;

2. продолжительности рабочего дня, недели и отпуска;

3. норм гигиены и безопасности труда.

Государство воздействует на условия оплаты труда:

1. установление минимальной заработной платы + надбавки;

2. удержание заработной платы и цен;

3. налогообложение личных доходов;

4. помощь госорганов фирмам, компенсации, связанные с трудовой деятельностью (страхование на случай безработицы, страхование от несчастных случаев на производстве).

Государство регулирует отношения между наемными работниками и предпринимателями в конфликтных ситуациях. Нормой стало заключение коллективных трудовых соглашений, которые устанавливают права и обязанности обеих сторон.

В сфере социальной политики на рынке труда важно установить минимальный уровень заработной платы. Государство при этом предоставляет социальную гарантию, которая обеспечивает уменьшение количества бедных.

В числе критериев установления размеров минимальной заработной платы конвенция МОТ (Международная организация труда) «О минимальной заработной плате» называет:

1. потребности работника и его семьи с учетом общего уровня зарплаты в государстве, социальный: выплат, стоимости жизни, доходов других социальных слоев;

2. уровень производительности и занятости.

Государство использует систему мер изменения рабочей силы и труда в период экономического кризиса Тюкавкин Н.М. Стратегические направления развития рынка в России // Проблемы современной экономики. 2011. № 1, позволяя развивать программы общеобразовательной и профессиональной подготовки, увеличивать сроки обучения молодежи, продолжительность декретных отпусков и соответствующие выплаты, повышать размеры пенсий, стимулировать досрочный выход на пенсию, удлинять период отпусков, сокращать продолжительность рабочей недели, стимулировать частичную и неполную занятость с одновременным сохранением тех же видов и объемов социального страхования, минимальной заработной платы, сроков отпусков и т. д.

Государственное регулирование занятости населения должно основываться на следующих факторах:

использование социального партнерства

поддержка в обеспечении

добровольность и отсутствие

поддержка мероприятий

содействие трудоспособным

гарантия мер предупредительного

определенная гарантия занятости

Особое место в системе налаживания рынка труда занимают биржи труда Тюкавкин Н.М. «Государственная» революция и приватизация в России // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 3. (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), которые являются одной из важных структур рыночного хозяйственного устройства.

Они представляют собой специальные учреждения, выполняющие функции на рынке рабочей силы. Во многих странах биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органу.

Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости работает большое число частных посреднических фирм, результат деятельности которых очень велик. В России используют такие фирмы.

Основные направления деятельности бирж труда Анпилов С.М., Безлепкина Н.В., Тюкавкин Н.М. Экономика и управление в XXI веке: колл. монография / под общ. ред. Л.А. Сараева, А.Н. Сорочайкина, Н.М. Тюкавкина. Самара, 2011. Т. 9: