Сигнальная функция образования на рынке труда

15

Список использованных источников

17

Введение

Одной из основных проблем, рассматриваемых в рамках институциональной теории, является несовершенство информации. Иными словами: стороны, вступающие во взаимодействие, обладают различной по объему и качеству информацией, при этом получение дополнительной информации и проверка ее достоверности связана с определенными издержками. Возникающая ввиду этого асимметрия информации зачастую приводит к ряду негативных последствий, к числу которых относится проблема неблагоприятного отбора. Данная проблема характерна для рынка труда.

Особенно ярко проблема неблагоприятного отбора проявляется в ходе процесса найма работников. В этот момент работодатель не знает реального качества приобретаемого товара (производительности труда работника).

Эта информация для него недоступна. Однако доступен ряд других характеристик (образование, возраст, пол, национальность, опыт работы), которые рассматриваются как сигнальная информация о качестве рабочей силы, возможностях и способностях работника. Одними из наиболее важных сигналов являются образовательные сигналы [1].

Согласно теории образовательных сигналов на рынке труда более высокий уровень образования будет выявлять большую производительность работника, так как при прочих равных условиях из-за того, что у более способного работника меньше издержки на приобретение образовательного сигнала (образования), он получит большую отдачу от него. Обобщая выше сказанное, можно утверждать, что образование является механизмом селекции в рамках общества более способных, а, следовательно, и более производительных работников. При этом важную роль играет качество полученного образования: работники, получившие образование лучшего качества, могут иметь более высокую вероятность трудоустройства и премию в виде более высокой стартовой заработной платы.

Теория образовательных сигналов является достаточно проработанной, однако зачастую она претерпевает изменения в реальных условиях рынка. Исходя из этого, целью моего реферата является: выяснить является ли образование основным информационным сигналом, позволяющим работникам получить конкурентные преимущества на рынке труда, через решение следующих задач:

  1. Рассмотреть спрос на образование в России;
  2. Выявить основные образовательные сигналы характерные для Российского рынка труда;
  3. Обозначить основные проблемы образования в России и возможные пути их решения.
  1. Состояние высшего образования в России

В России спрос на высшее образование неуклонно растет, согласно данным Минобрнауки РФ: в 1990/1991 учебном году количество студентов составляло 1648000, в 2002/2003 – 3104000, а в 2009/2010 – составило уже порядка 7000000 человек [2].

Тенденция к незначительному уменьшению числа студентов объясняется демографической ямой, немного искажающей общую картину.

Такой прирост количества учащихся во многом является результатом инвестиций в образование самого населения: число студентов, обучающихся за плату, растет. И это неудивительно, инвестиции в образование являются основным, наиболее широко распространенным и глубоко исследованным направлением инвестиций в человеческий капитал. Согласно данным ЮНЕСКО, 60% разницы в доходах людей приходится на разный уровень образования, а 40% — на все остальные факторы (здоровье, природные способности, социальное происхождение) [3].

В России образовательный бум начался в середине 90-х годов, когда рынок труда явно просигнализировал, что существует значительная положительная отдача от профессионального образования. Вероятность трудоустройства и заработки работников с высшим профессиональным образованием стали повышаться относительно заработков работников с меньшей квалификацией, особенно с учетом того, что значительный предшествующий трудовой опыт в условиях формирования новой системы хозяйствования обесценился, и позиции молодых работников и работников старших возрастов во многом уравнялись. Реакцией на это стало существенное повышение спроса на высшее образование [4].

Спрос со стороны населения является основным ориентиром для экономического поведения образовательных учреждений. При этом анализ спроса со стороны рынка труда на образованных специалистов отходит на второй план при составлении стратегии поведения высших учебных заведений. Население формирует спрос на образовательные услуги, исходя из различных факторов: востребованность и заработная плата специалистов разных профессий на рынке труда, так и ценность образования в обществе и цена на услуги образования и механизмом обеспечения доступности. В то же время в силу наличия значительного лага (4-6 лет для высшего образования) между формированием спроса на тот или иной вид образования и возможностью предъявить полученный диплом на рынке труда может возникнуть и возникает значительный дисбаланс между спросом на специалистов и выпуском их системой образования.

Для России проблема несоответствия спроса со стороны населения и рынка труда очевидна: современная молодежь «не понимает всех плюсов» рабочих профессий и стремится в сферы, где уже сейчас наблюдается кадровый профицит. В России ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее техническое образование, однако молодежь предпочитает выбирать такие профессии, как юрист, экономист, специалист в сфере IT [5].

Вышеуказанная проблема требует изучения того, какие характеристики образования важны для работодателей. Можно сформулировать целый ряд вопросов, возникающих в связи с этим: насколько важны качество образования, знания и умения выпускников для работодателей или они ориентируются просто на определенный уровень диплома; имеет ли значение престижность учебного заведения; каковы принципы отбора персонала, существует ли рассогласование между тем, чему учат студента вузы и техникумы, и тем, что ему необходимо для устройства на работу; работают ли образовательные сигналы на российском рынке труда.

Для современного работодателя связь между уровнем образования и производительностью существует не всегда, а если она и существует, то крайне неустойчива и тяжело формулируема. Поэтому и установка соответствующей шкалы заработной платы становится проблематичной. Современный работодатель не собирается платить за образование.

Переход большинства российских вузов на многоуровневую систему высшего образования также до сих пор не воспринят российскими работодателями. Иными словами они не могут отследить, какой уровень профессиональных знаний, профессиональной квалификации соответствует количеству лет обучения, образовательной ступени. На сегодняшний день студенты могут выбирать между четырьмя, пятью и шестью годами обучения в вузе (с учетом того, что выпускаются бакалавры, специалисты, магистры), правда, в зависимости от специальности (на некоторых специальностях прекращен выпуск специалистов).

Но достоверно определить, какой уровень образования является максимально удобным для определения качества подготовки, пока не представляется возможным. Обусловлено это тем, что сама система многоуровневоговысшего профессионального образования существует не так давно, и многие работодатели еще не успели «прочувствовать» ее на себе.

  1. Образовательные сигналы на российском рынке труда

Несмотря на то, что на современном российском рынке труда существует множество проблем, образовательные сигналы здесь также работают. Однако они претерпевают изменения, приобретая характерную специфику:

  1. В сложившихся условиях образование работает как фоновая характеристика, и образовательный сигнал воспринимается работодателем как второстепенный или в неразрывной связи с характеристиками опыта работы. Как раз в ответ на эти требования развивается процесс более раннего начала работы, еще в процессе учебы. Согласно данным статистики около 40% обучающихся беспокоит вопрос о том, как совместить работу с учебой. Причем стимулом для студентов становится не столько дополнительная заработная плата, сколько получение опыта, который требуют современные работодатели. Стоит добавить, что для эффективного разрешения этого противоречия, нужно, чтобы наладилось взаимодействие между работодателями и вузами, которое предполагает организацию практик, позволяющее учащимся приобретать не только теоретические знания, но и практические навыки.
  2. Образовательный сигнал воспринимается работодателями искаженно: в основном в качестве гарантии определенного уровня развития личности и индивидуальных характеристик, а не профессиональных знаний и даже не профессиональной пригодности. Именно поэтому в России остается типичной ситуация, когда человек с высшим образованием, отчаявшись найти работу по профессии, устраивается консультантом в магазине. В данном случае наниматели не рассматривают профессиональную пригодность работника, и видят в его дипломе лишь гарантию высокого уровня культуры, позволяющего ему хорошо общаться с клиентами.
  3. Согласно исследованию Организации Объединенных Наций Российская Федерация является страной с высоким уровнем индекса образованности (ожидаемая и средняя продолжительность обучения).

    Это объясняется в первую очередь тем, что высшее образование для России носит массовый характер. При таких условияхпроисходит дифференциация качества предоставляемых образовательных услуг, сегментация этого рынка по качеству образования. Это приводит к тому, что образовательным сигналом является не столько сам факт наличия высшего образования, не число лет обучения, а сам факт поступления, прохода по конкурсу в престижный вуз и его окончание. В результате момент приобретения образовательного сигнала отодвигается на более ранний возраст и все дальше от момента найма, что снижает значимость его для работодателя. Однако кроме факта поступления носителем образовательного сигнала являются и специализация студента в процессе учебы, и качество диплома, и имя вуза, которое выступает своеобразной торговой маркой на рынке труда.

  4. Сегодня в России уровень дохода человека в большинстве случаев напрямую зависит от уровня образования. Конечно, средний прирост заработков по образованию в России пока в два раза меньше, чем в экономике США, но все же весьма существенен. Но уже сегодня в России работники с высшим образованием получают в два раза больше работников с общим средним (т.е. выпускников школ).

    Но все же эта разница не всегда так заметна ввиду того, что выпускнику вуза приходится конкурировать зачастую с людьми, которые тоже имеют диплом о высшем образовании. Из-за этого различие в уровне заработной платы становится менее очевидным. Отсутствие четкой разницы в уровне заработной платы не позволяет однозначно отследить отдачу (прибыль) от приобретения образовательных сигналов (инвестиций в образование).

    По сути, весь выигрыш, который может получить выпускник вуза, распадается на две части: преимущества при решении вопроса о найме и преимущества при решении вопроса об уровне первоначальной оплаты труда. Выигрыш по первому пункту неочевиден, он зависит от установок конкретного работодателя относительно конкретной вакансии (при равной характеристике первого порядка (опыте) хорошее высшее образование даетпреимущества, однако оно будет рассматриваться работодателем только во вторую очередь).

    Выигрыш по второму пункту практически отсутствует [6].

Итак, становится очевидным, что функционирование образовательных сигналов на российском рынке труда нарушается, и поэтому нуждается в корректировке, как со стороны населения, работодателей, так и со стороны государства. В следующей главе мы еще раз обозначим проблемы, связанные с образовательными сигналами на рынке труда, и пути их преодоления.

  1. Основные проблемы образования в России и возможные пути их решения

Повсеместное распространение высшего образования приводит к тому, что качество образования одного и того же уровня в различных вузах значительно отличается. Однако нет общепризнанных разработанных критериев качества образования, которые должны быть дифференцированы по его уровням, так же как и практически отсутствует какая-либо признанная система рейтингования учебных заведений. Рейтинги учебных заведений составляются по различным критериям, и в России нет общепризнанной системы, которой бы подчинялись все.

Помимо этого, образовательные учреждения, ориентируясь на запросы населения, потребителей-учащихся плохо знают, что хотят от образовательной системы потребители- работодатели: насколько для них важны знания и навыки, перспективы продолжения образования или трудоустройства, роста заработной платы, либо они ориентируются исключительно на получение диплома безотносительно знаний, или для них важен диплом престижного учебного заведения [6].

Как уже упоминалось ранее, это приводит к нарушению в работе образовательных сигналов, и для сглаживания ситуации необходимо, чтобы вузы были более открыты для работодателей. Работодатели при этом получат возможность более детализировано воспринимать образовательный сигнал и определять потенциальную производительность кандидата. Непременным условием сотрудничества вузов с работодателями должна стать заинтересованность работодателей во взаимодействии: работодателям необходимо четко обозначать свои приоритеты и доносить их до будущих работников. Это позволит принимать наиболее эффективные решения относительно инвестиций в образование.

На данном этапе целесообразно вновь вернуться к системе рейтинга вузов. Образовательная услуга является доверительным благом, то есть таким благом, качество которого можно узнать только после его приобретения, поэтому необходимо корректировать сигнальную функцию диплома. Здесь на помощь может прийти рейтинговая система, значимость которой упоминалась ранее. Высокий рейтинг вуза способен оградить выпускников от недоверия к их диплому о профессиональном образовании как свидетельству определенных знаний и умений, что было вызвано ростом количества образовательных учреждений. Глава Рособрнадзора так охарактеризовала сложившуюся в России ситуацию: «Что является неадекватным на сегодняшний день — раздутая сеть образовательных учреждений — вузов. В этой связи большое количество предложений — некачественного образования». Сейчас в России есть программа по оптимизации сети образовательных учреждений, результатов которой надо ждать несколько лет [7].