РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ), КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
«ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ»
по дисциплине «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»
Студента (ки)_________группы
_____________ ______________
(фамилия, имя, отчество)
Руководитель
_____________ _______________
(ФИО, ученое звание, должность)
Нижневартовск-2011, Содержание
Актуальность темы работы в том, что финансово-кредитная система. является неотъемлемой частью рыночных отношений и важным элементом процесса реализации государственной политики. Поэтому так важно хорошо знать природу финансово-кредитной системы, разбираться в особенностях её функционирования, широко использовать результаты управления ею в интересах эффективного развития общественного производства.
Через финансовый механизм государство (правительство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, благосостояния, а также ограничения в развитии негативных моментов в экономическом росте.
Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо ещё и потому, что страна переживает глубокий экономический и финансовый кризис. Первостепенное значение в этих условиях приобретают правильные решения, приводящие к стабилизации экономической ситуации, что может обеспечить эффективное ведение хозяйства.
В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта1 .
Государственная политика в сфере образования
... образования и в целом образования России. Государственная политика в сфере образования в силу данного вывода становится важнейшим основанием экономической и кадровой политики государства. Сегодня образование в нашей стране и особенно профессиональное образование, в том числе высшее образование, становятся основным условием экономической конкурентоспособности России ...
Целью курсовой работы является исследование сущности финансово — кредитной системы России., Объектом исследования является финансово-кредитная система в РФ на современном этапе., Предметом исследования является действующий механизм финансово-кредитных отношений в РФ., Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить и установить сущность финансов;
- охарактеризовать особенности финансовых отношений;
- раскрыть структуру финансовой и кредитной системы РФ;
- исследовать процесс развития денежно-кредитных отношений в России на современном этапе.
Теоретические и методологические основы исследования составили материалы ведущих отечественных и зарубежных экономистов, законодательные и нормативные документы РФ, публикации в периодической печати в области регулирования финансово-кредитных отношений в РФ.
На современной стадии развития общества и мирового хозяйства, когда товарно-денежные отношения носят всеохватывающий характер, основные экономические категории, имеющие денежную оценку, приобрели всеобщий характер. В современной экономической науке и на практике использование этих категорий является обязательным с точки зрения осознания глубинных процессов в политике и экономике а также для использования их в управлении на макро- и микроуровне.
На уровне восприятия денежные отношения и финансовые отношения, так же как деньги и финансы, трудноразличимы. Однако, в отличие от денег, финансы всегда неосязаемы, а финансовые отношения в своей основе могут носить не только денежный, но и товарный характер, выраженный в стоимостной оценке. Такое внешнее проявление финансовых отношений привело к различным толкованиям понятия и сущности финансов.
Не вносит определенности и слово «финансы», которое произошло от латинского слова flnancia, что означает «денежный платеж». Кроме того, следует учитывать, что само слово претерпело коренные изменения в зависимости от степени развития товарно-денежных отношений от fine (документ, подтверждающий взносы или уплату на ранних стадиях развития товарного хозяйства), finis (окончание, финиш), fiscus (корзина, казна), finance (денежный платеж), public finance (совокупность публичных доходов и расходов).
Как видно из определений, слово «финансы» близко к слову «деньги», но не аналогично ему2 .
Нерешенность вопросов определения понятия, сущности и функций финансов на политическом и общеэкономическом уровнях, их противоречивое толкование явились причиной искажения практических процессов в области финансовой политики государства на макро- и микроуровнях. В экономических кругах практически все денежные отношения и расчеты (на предприятиях и в организациях всех форм собственности, в инвестиционных институтах, банковской сфере, домашнем хозяйстве и др.), имеющие стоимостное выражение, стали причислять к финансовым.
История развития финансов в России
... развития финансов до современного состояния финансовой системы в России. Развитие финансовых отношений в России с 1861 до 1917 гг. В Российской империи развитие рыночных отношений ... в России установилась система золотого монометаллизма, серебро превращалось во вспомогательный денежный товар. В результате реформы Россия ... кредитных учреждений. В ноябре 1864 года впервые в истории России был выпущен ...
Финансы в широком смысле слова представляют собой систему экономических денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов и средств государства в соответствии с присущими им функциями.
Финансы являются исторической экономической категорией, отражающей отношения товарно-денежного хозяйства, которая прошла долгий путь развития и трансформации. Каждая эпоха внесла определенные коррективы в использование категории финансов в экономике государств, дополнения и изменения в систему управления ими.
Исторический характер финансов как экономической категории свидетельствует и о том, что ее основные сущностные характеристики не изменяются и не должны изменяться с развитием мирового хозяйства. Терминологическая же путаница в отечественной и зарубежной экономической литературе не должна стать тормозом в обособлении финансов как экономической категории в составе общей системы денежных отношений.
В обществе все экономические отношения условно подразделяются на денежные и натуральные, имеющие стоимостную оценку и не имеющие ее. Совокупность денежных отношений представляет собой определенную систему отношений, каждое из звеньев которой имеет свое назначение. В целом все звенья системы взаимообусловлены и взаимозависимы и учитывают стратегические и тактические тенденции развития.
Необходимость в государственном управлении и регулировании перераспределения денежных средств появляется на вполне определенной стадии развития общества и в дальнейшем совершенствуется. Однако не следует делать общих выводов на основе практики организации различных систем общественного производства (идеального рыночного хозяйствования или жесткого централизованного управления экономикой).
При идеальном рынке роль государства очень незначительна и все процессы происходят на принципах рыночного хозяйства — в действительности таких государственных устройств еще не существовало3 .
При жестком централизованном управлении («командно-административные системы» или унитарные государства) роль государства преувеличена и оно вправе вмешиваться в процессы распределения и перераспределения совокупного общественного продукта. Поэтому в реальных условиях хозяйствования государство через публичные финансы управляет процессами перераспределения этого продукта, а через систему государственного финансового регулирования организует процесс воспроизводства в хозяйствующих субъектах.
В настоящее время экономика России развивается в сложных условиях неразвитости отечественной науки и значительного влияния зарубежных теоретических разработок и выкладок. Особенность России состоит в существенной доле государственной собственности, в исключении из денежного оборота земли, богатств недр, в низкой заработной плате работников, неразвитости банковской сферы и рынка ценных бумаг, слабости государственной власти и законодательной базы хозяйствования хозяйствующих субъектов и т. п., что не дает возможности переноса зарубежных моделей организации общественного производства и денежных, в том числе финансовых отношений.
Денежно-кредитные отношения
... представляет собой сложное, противоречивое отношение, связанное с двумя процессами: с формированием и использованием на условиях возвратности временно свободных денежных средств. Это единство, причем ... цели, и международный кредит, который обслуживает межгосударственные связи. Новыми формами кредитных отношений, которые успешно применяются в цивилизованных странах, являются лизинг-кредит, факторинг, ...
Реальность и стратегия развития требуют разработки собственного механизма организации экономики, управления и финансов в рамках функционирования общегосударственного органа управления.
Финансовыми отношениями можно считать денежные отношения, обусловленные фактом существования общегосударственного органа управления экономикой и необходимостью выполнения им своих функций.
Экономической наукой доказана объективность действия экономических законов развития общества и поступательное движение развития экономики. В практической деятельности общегосударственного органа управления направленность действия экономических законов должна играть решающую роль и приближаться к полному учету требований в принятых законодательных актах4 .
Объективность организации финансовых отношений зависит от многих факторов функционирования самого общегосударственного органа и звеньев его управления. Организация финансов, как системы отношений, предусматривает обязательность использования всеми хозяйствующими субъектами и государством установленных требований, зафиксированных в законодательных актах и нормативных документах, с соответствующими правами, обязательствами и ответственностью.
Финансы являются важнейшим звеном экономики любого государства, оказывая существенное влияние на воспроизводственные процессы, организуя процессы формирования фондов и средств и процессы их распределения.
Финансы являются классической экономической категорией наряду с такими, как товар, деньги, капитал и др. Все они имеют двойственный характер и выражают определенные экономические отношения и одновременно имеют материально-вещественную сторону. Отсюда возникает необходимость условного разграничения взаимосвязанных понятий финансов и финансовых отношений.
Резкое увеличение числа лиц, самостоятельно инвестирующих относительно небольшие суммы в акции корпораций. Сегодня достаточно иметь обычный компьютер и выход в Интернет, чтобы самому активно участвовать в биржевой игре в режиме электронных торгов. Этим все шире пользуется население, особенно в США. Не имея профессиональных знаний, частные инвесторы черпают информацию из СМИ и сообщений консалтинговых фирм. Поэтому они подвержены крайним эйфорическим или паническим настроениям, что делает рынок еще более неустойчивым.
Таким образом, финансовая политика и финансовые отношения как специфическая область человеческой деятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой.
С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других — оно тормозится.
Выравнивание бюджетной обеспеченности, формирование и распределение ...
... будущее всей российской экономики. Выравнивание бюджетной обеспеченности, формирование и распределение районного фонда финансовой поддержки поселений Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем ... средств в региональный фонд финансовой поддержки поселений в размере указанных субвенций. Порядок расчета уровня бюджетной обеспеченности поселений в отчетном финансовом ...
Практически все денежные отношения в обществе, всё, что связано с движением денег, причисляется к финансам, а понятие «денежное хозяйство страны» идентично понятию «финансы».
В зарубежных странах, а теперь уже и в России, финансистом называют любого специалиста, связанного с деньгами, равно как и все деньги, включая доходы граждан, называют финансами. Такое понимание финансов отражено и в современных зарубежных словарях: Finance – искусство, функция, профессия, связанная с валютой или деньгами.
Условием возникновения финансов является наличие в обществе товарно-денежных отношений. В воспроизводственном процессе движение денежных средств должно опосредовать движение товаров.
Рис. 1.2.1. Движение товаров и денежных средств 5
В процессе движения денежных средств возникают финансовые отношения. Финансы часто отождествляют с деньгами, но это две разные экономические категории, отличающиеся по сущности и по функциям.
Таблица 1.2.1. Отличительные особенности категорий «деньги» и «финансы» 6
Финансовые отношения могут возникнуть только внутри общественного воспроизводства, между его участниками. Вне экономической системы финансы не существуют. Характер финансовых отношений чисто экономический.
Важной особенностью финансовых отношений является то, что процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение7 . Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными. Формирование фондов денежных средств носит строго регламентированный характер.
Отличительные признаки финансов:
1.Финансовые отношения носят исключительно денежный характер, т.е. финансы – категория стоимостная. Финансы могут возникнуть только там, где есть движение денежных средств, хотя не любые денежные отношения относятся к финансовым.
2.Финансовые отношения носят распределительный характер, т.е. финансы – распределительная категория.
3.Финансовые отношения всегда связаны с формированием у субъекта денежных доходов и накоплений, принимающих материальную форму финансовых ресурсов.
Многочисленные процессы финансового распределения и перераспределения, в конечном счёте, заканчиваются образованием у каждого субъекта определённого количества финансовых ресурсов, которые предназначены на цели дальнейшего функционирования и развития субъекта.
Финансы – это система экономических отношений, имеющих денежную форму, носящих распределительный характер и материализуемых в форме финансовых ресурсов, образуемых в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и используемых ими на цели расширенного воспроизводства социального обеспечения и материального стимулирования работающих, а также на другие цели общественного характера.
Управление финансами в РФ
... государственного управления финансами, понятие методов государственного управления финансами, охарактеризовать компетенцию органов по управления финансами в Российской Федерации. Задачи работы: 1. Дать понятие управления государственными финансами, определить объекты и субъекты управления, цели управления. 2.Охарактеризовать компетенцию федеральных органов государственного управления финансами в ...
Функционирование экономической системы осуществляется с помощью многих экономических инструментов. Финансы в этой деятельности взаимосвязаны с другими экономическими категориями, такими как цена, заработная плата, кредит.
Цена – это денежное выражение стоимости товара, услуги, которое покупатель должен выплатить продавцу при покупке товара. Обычно цена продукта устанавливается продавцом заранее на основе издержек на производство и на продажу продукта, а также желаемой маржи прибыли для продавца. Поэтому цена является основой стоимостного финансового распределения. На этапе первичного финансового распределения (деление выручки от реализации на целевые части) цена предопределяет структуру этого распределения, таким образом, цена предопределяет структуру первичного финансового распределения.
Заработная плата – денежное выражение стоимости рабочей силы. Первый аспект взаимосвязи финансов и заработной платы в том, что они вместе участвуют в процессе первичного финансового распределения. При этом финансы «помогают» заработной плате в образовании фонда средств на оплату труда, а сама заработная плата определяет количественный размер этого фонда.
Второй аспект – всегда существует разрыв между моментом начисления заработной платы и её выплатой. В силу этого в распределении субъекта всегда находится минимальный остаток задолженности по заработной плате (одна из форм устойчивых пассивов).
Эти средства могут являться финансовым ресурсом и использоваться на цели, относящиеся к финансовым.
Кредит во многом может быть альтернативой финансам. Кредит – это специфические экономические отношения между кредитором и заёмщиком по поводу сделки ссуды.
Таблица 1.2.2. Взаимосвязь категорий «финансы» и «кредит» 8
Существует взаимосвязь между данными категориями . Общее между финансами и кредитом – цели и направления использования кредитных ресурсов те же, что и финансовых; кредитные и финансовые ресурсы как бы постоянно переливаются друг в друга; средствами для возврата долга и процентов по нему являются финансовые ресурсы субъекта. Эффективное использование кредитных ресурсов всегда ведет к приросту финансовых ресурсов субъекта.
Функция – это внешнее проявление сущности категории, способы ее выражения в реальной действительности.
Функции финансов:
1. Распределительная.
2. Контрольная.
Эти функции финансы осуществляют неразрывно и одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение стоимости и одновременно контроль за этим распределением.
Распределительная функция «помогает» реализовать финансам своё общественное предназначение — обеспечение каждого субъекта финансовыми денежными средствами для существования и развития. Внешне распределительная функция проявляется через многочисленные и многоэтапные процессы перераспределения стоимости, принимающих форму движения денежных средств по финансовым каналам. Распределительная функция характеризуется: объектами, субъектами, этапами, сферами, уровнями и видами распределения.
Объекты финансового распределения — то, что распределяется (стоимость в её денежной форме).
45 стр., 22039 слов
Стала одной из самых популярных как для специалистов, так и для ...
... значимость, Структура дипломной работы Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 1 Теоретические аспекты изучения особенностей перевода финансово-экономической документации 1.1 Понятие, функции и роль экономического перевода Экономика ...
Субъекты финансового распределения – те, кто распределяет, и у кого образуются финансовые средства (граждане, юридические лица, государство).
Этапы – выделяют первичное распределение и перераспределение. Первичное распределение – это распределение выручки от реализации продукции субъекта и образование его первичных доходов (прибыль).
Дальнейшее распределение выделившихся на этапе первичного распределения частей стоимости и движение денежных средств от субъектов к субъектам – это перераспределение.
Сфера – распределение в сфере материального производства и в нематериальной сфере.
Уровни распределения соответствуют уровням хозяйствования (федеральный, региональный, местный).
Виды распределения – внутрихозяйственное (распределение и перераспределение в рамках субъекта хозяйствования); внутриотраслевое (распределение в рамках отдельной отрасли); межотраслевое
(финансовое распределение отражает хозяйственные связи между отраслями экономики); межтерриториальное (финансовые связи между территориями страны).
То, что финансы выступают в денежной форме, предопределяет их способность количественно измерять параметры процессов, в которых они участвуют. Таким образом, они могут отразить пропорцию и структуру распределения общественного продукта. Финансы могут сигнализировать о своевременности и полноте образования финансовых средств субъектов, о направлениях и количествах использования этих средств.
Инструментом практической реализации контрольной функции финансов является финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности. Финансовые показатели являются разновидностью стоимостных. Их особенность – в синтетическом (комплексном) характере отражения разных сторон хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны деятельности предприятий и оценить результаты финансовой деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
Степень и глубина реализации контрольной функции во многом определяется состоянием финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдение уста новленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.
Итак, финансы — это система экономических денежных отношений, имеющая императивную форму образования по поводу перераспределения совокупного общественного продукта (главным образом, национального дохода), выражающая процессы формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств с целью выполнения государством своих функций и принимающая законодательно закрепленный характер использования.
Финансовые отношения – объединенные в отдельные, относительно самостоятельные группы (звенья) можно представить в виде конкретных сфер, а их совокупность – в виде системы.
Финансовая система включает в себя две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы.
В каждой из выделенных сфер используются специфические формы и методы образования и использования ресурсов, что позволяет подразделить их на подсистемы: государственные финансы, муниципальные финансы, финансы домохозяйств, финансы организаций.
Правовые основы государственного финансового контроля в Испании
... основы государственного финансового контроля в Испании. Изучение зарубежного опыта позволило диссертанту определить степень влияния законодательства отдельных зарубежных государств и групп стран (экономических союзов) в области публичных финансов и государственного аудита ...
В свою очередь, каждая из подсистем подразделяется на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных средств у конкретных экономических субъектов.
Состав и классификация финансовой системы России по сферам, подсистемам и звеньям приведена на рис. 2 (возможны и другие варианты представления финансовой системы с обособлением тех или иных компонентов).
Централизованные финансы включают в себя государственные и муниципальные финансы. Словосочетание «государственные и муниципальные финансы» отражает федеративное устройство РФ. В соответствии с Конституцией РФ федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, местный уровень (органов местного самоуправления).
На федеральном уровне и уровне субъектов Федерации управление осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации (в совокупности они составляют единую систему органов государственной власти).
На местном уровне управление осуществляет население непосредственно (путём референдумов, выборов) и через выборные органы местного самоуправления (решают вопросы местного значения и не входят в систему органов государственной власти).
Рис. 2.1.1.. Финансовая система Российской Федерации 9
Каждый уровень управления предполагает наличие полномочий в финансовой сфере и наличие собственной финансовой базы.
В целом государственные и муниципальные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство и органы местного самоуправления денежными средствами, необходимыми им для выполнения экономических, социальных и политических функций.
В финансовой системе страны централизованные финансы представлены:
бюджетной системой;
- государственным кредитом;
- муниципальным кредитом.
Бюджетная система в Российской Федерации представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях.
Бюджеты являются финансовой основой государственных и муниципальных органов власти. Ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления. Функционирование бюджетной системы регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
Бюджетная система Российской Федерации включает три уровня:
1)федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2)бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты (бюджеты органов местного самоуправления).
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представленных органов местного самоуправления.
Особенности финансов государственных предприятий. Финансовые ...
... денежных средств на основе распределения и перераспределения валового общественного продукта и национального дохода. Цель данной работы рассмотреть: 1. Особенности финансов государственных предприятий. 2. Финансовые системы развивающихся стран 1.Особенности финансов государственных предприятий ...
В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды, которые представляют собой фонды денежных средств, образуемые за счёт целевых источников и используемые по отдельной смете.
Средства этих фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению. Решения и создании внебюджетных фондов принимаются: Федеральным собранием России – на федеральном уровне; законодательными органами власти субъектов РФ – на региональном уровне; органами местного самоуправления – на муниципальном уровне.
Государственный и муниципальный кредит – это денежные отношения между государством, муниципалитетами и юридическими, физическими лицами по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии.
Роль государственного и муниципального кредита проявляется в следующем. Выступая в роли кредитора или гаранта, государство оказывает положительное воздействие на развитие экономики, её отдельных отраслей и регионов страны. В качестве кредитора государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берёт на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Рис. 2.1.2. Классификация государственного и муниципального долга 10
Преимущественно государственные и муниципальные органы исполнительной власти выступают заёмщиком средств, а население, предприятие, банки – кредиторами. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. В результате таких отношений возникает государственный и муниципальный долг.
В зависимости от заёмщика публичный долг подразделяется на:
осударственный долг Российской Федерации;
- государственный долг субъекта Российской Федерации;
- муниципальный долг.
Государственный долг Российской Федерации – долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Этот долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Государственный долг субъекта Российской Федерации, как совокупность его долговых обязательств, полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.
Муниципальный долг, как совокупность долговых обязательств муниципального образования, полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну.
В зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют:
внутренний долг;
- внешний долг.
Внутренний государственный долг – обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки (оплачиваться они должны в российской валюте).
Внешний государственный долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте., В зависимости от объёма обязательств выделяют:
капитальный государственный долг;
- текущий государственный долг.
Капитальный государственный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.
Текущий государственный долг — расходы на выплату доходов кредиторов по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Обслуживание государственного долга предполагает: осуществление операций по размещению долговых обязательств; выплату доходов по ним; погашение долга полностью или частично согласно плану.
Способы регулирования долга:
рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путём выпуска новых займов;
конверсия – изменение доходности займов (понижение – в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышение доходности для кредиторов);
консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения;
нификация займов – объединение нескольких займов в один путём обмена облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов (отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращаются выплаты доходов;
аннулирование государственного долга – полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам;
реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объёмах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения.
Верхний предел государственного долга РФ. На федеральном уровне федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливаются: верхний предел государственного внутреннего долга; верхний предел государственного внешнего долга (табл. 3), а также предел государственных внешних заимствований; предел предоставления гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований.
Фактически государственный долг может быть больше или меньше этих предельных размеров.Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и её суверенитет.
Таблица 2.1.1.Верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ 11
Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы включают два крупных звена – финансы организаций и финансы домохозяйств.
Финансы организаций. Среди финансов организаций ключевое место занимают:
1.Финансы коммерческих организаций. В коммерческих организациях создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником социально – экономического развития общества. Часть создаваемых здесь ресурсов перераспределяется в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. В дальнейшем они направляются на финансирование бюджетных учреждений, а в отдельных случаях – коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращаются населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).
2.Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владения имуществом и т.п.
3.Финансы финансовых посредников имеют особое значение в системе децентрализованных финансов, поскольку в них сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели. Под финансовыми посредниками понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах.
К финансовым посредникам относятся:
1) коммерческие банки;
2) сберегательные институты;
3) кредитные союзы;
4) компании, занимающиеся страхованием;
5) пенсионные фонды и другие организации, приобретающие и продающие различные «финансовые продукты», обеспечивая тем самым эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.
Финансы домохозяйств — это денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и формирования доходов и расходов населения.
Денежные доходы домохозяйств складываются из следующих источников:
оплата труда членов семьи, работающих в качестве наёмных работников, премии, постоянные надбавки к зарплате, средства на командировочные расходы, выплаты на социальные расходы, осуществляемые работодателем;
доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятия, операций с личным имуществом и кредитно – финансовых операций;
государственные пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты.
Денежные расходы домохозяйства подразделяются на три группы:
1) потребительские расходы ( покупка товаров, работ и услуг);
2) налоги, другие обязательные платежи и добровольные взносы;
3) денежные накопления и сбережения.
Величина расходов семьи на покупку товаров и оплату работ, услуг зависят от уровня розничных цен, потребности семьи в конкретных благах, объёма её денежных доходов, а также от суммы налогов и других обязательных платежей домашнего хозяйства.
Расходы домохозяйств выполняют важную роль по воспроизводству рабочей силы. Обычно в достаточно обеспеченных домохозяйствах денежные доходы, как правило, превышают их расходы, тем самым образуя сбережения. Но денежные сбережения семей, хранящиеся в домохозяйствах, не приносят дохода, а в условиях инфляции теряют свою покупательную способность, и для сохранения покупательной способности денежных сбережений, обеспечения приращения их стоимости необходимо эти средства инвестировать, например, в недвижимость, ценные бумаги или положить на депозит в банке и т.п.
То есть прослеживается чёткая взаимосвязь финансов домохозяйств с другими звеньями финансовой системы они играют значительную роль в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей; денежные сбережения могут быть инвестированы на финансовом рынке в виде операций с государственными и корпоративными ценными бумагами.
Население участвует и в кредитных операциях. Денежные сбережения одних граждан в форме банковских вкладов служат источником получения другими гражданами кредита, необходимого для приобретения дорогостоящего товара, то есть на потребительские цели. А для удовлетворения конкретной потребности в том или ином товаре или услуге, на которые не имеется достаточного количества ресурсов, граждане обращаются в банк для получения ссуды. Кредиты на потребительские цели, пополняя денежные доходы семей, способствуют увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Потребительский кредит позволяет удовлетворить потребности до того, как будут накоплены денежные сбережения в необходимых суммах.
Каждому звену финансовой системы соответствуют свои финансовые органы, которые переводят на язык финансов операции с товарами, работами и услугами, обеспечивают их денежными средствами, управляют долговыми требованиями и обязательствами, обеспечивают контроль за установленным порядком расходования средств, выполняют другие функции.
Сущность и функции кредита реализуются через кредитную систему страны, которая рассматривается в двух аспектах: функциональном и институциональном. С функциональной точки зрения под кредитной системой понимается совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования. С точки зрения институционального аспекта, кредитная система – это совокупность кредитных институтов, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на основе принципов кредитования.
Кредитная система с институциональной точки зрения, представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики. Она опосредует весь механизм общественного воспроизводства и служит фактором концентрации производств и централизации капитала, способствует быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике страны.
Современная кредитная система сформировалась под влиянием концентрации и централизации капитала, приведших к возникновению крупных банков и банковских холдингов; специализации кредитно-финансовых учреждений и усложнения функциональной структуры кредитной системы, слияния или сращивания банковских и промышленных монополий и образования финансового капитала; интернационализации банковского дела, появления транснациональных банков и финансовых групп.
и т.д……………..