В сложившихся экономических условиях российские госкорпорации являются объектом повышенного внимания всех участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах деятельности этих хозяйствующих субъектов. Российские госкорпорации функционируют в условиях неопределенности и динамичности внешней среды, в связи с чем перед ними возникает необходимость своевременно реагировать на нестабильность рыночной среды, формируя стратегию финансовой устойчивости. Высокие темпы роста бизнеса, обострение конкуренции на внутреннем и мировом рынках способствуют повышению зависимости корпораций от внешних источников финансирования и могут привести к потере финансовой устойчивости, что во многом предопределяет необходимость исследования влияющих на нее факторов.
На текущем этапе развития экономики только устойчивое, конкурентное и надежное функционирование российских госкорпораций может обеспечить как их собственную финансовую стабильность, так и страны в целом. Финансовая устойчивость и конкурентоспособность современных корпораций определяют развитие национальной экономики, ее пропорции, темпы роста и влияние на мировые товарные и финансовые рынки. Качественно характеризуя финансовое состояние корпорации, необходимо определить влияние внутренней и внешней среды и выявить факторы роста финансовой устойчивости экономического субъекта.
В соответствии с вышесказанным, можно сформулировать цели и задачи дипломной работы, обосновать ее содержание и структуру.
Целью дипломной работы является разработать рекомендации по теоретическим и практическим вопросам управления финансами госкорпораций на примере госкорпорации Ростех.
Предметом исследования дипломного проекта являются вопросы управления финансами госкорпораций. Объектом исследования являются практические аспекты финансов госкорпорации Ростех.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе.
Во-первых, необходимо изучить теоретические основы управления финансами госкорпораций, поэтому в первой главе следует определить понятие госкорпораций, их финансирование, сущность и факторы финансового состояния, а также особенности управления.
Во-вторых, важно провести анализ практических аспектов финансов госкорпорации Ростех, поэтому во второй главе исследуется деятельность госкорпорации, а также основные показатели финансовой деятельности.
В-третьих, следует выявить особенности управления финансами госкорпорации Ростех и разработать рекомендации по путям улучшения данных процессов. Вследствие чего, в третьей главе произведен анализ управления финансами, рассмотрены пути улучшения деятельности при оптимизации процесса управления финансами, и выявлены результаты.
Понятие финансов и финансовой деятельности
... других видов денежных отношений, знания природы финансово-правовых норм, наличия представлений о строении финансовой системы государства и элементах его финансовой деятельности — невозможно. 1. Понятие финансов и финансовой деятельности Термин «финансы» произошел от латинского finis — конец дела, ...
Теоретической и методической основой исследования являются публикации, монографии, сборники научных трудов отечественных и зарубежных авторов. Информационная база исследования включает в себя: законодательные и нормативные акты РФ; данные предприятия госкорпорации Ростех.
Новизна дипломного проекта состоит в том, что в процессе изучения госкорпорации Ростех, были сформулированы рекомендации по теоретическим и практическим вопросам управления финансами госкорпораций в целом основываясь на примере проведенных мероприятий в целях дальнейшего развития единой системы отчетности и бюджетирования, внедрения основных принципов дивидендной политики организаций Корпорации, а также принципов распределения и использования чистой прибыли, доработки единой системы бюджетирования.
При обработке информации и решении поставленных задач применялись абстрактно-логические, экономические, статистические и экономико-математические методы решения задач.
1.1 Понятие госкорпораций и их функционирование
В последние 10-12 лет, в первую очередь благодаря росту цен на энергоносители, у российского государства появились значительные ресурсы, которые можно было бы использовать для реализации масштабных экономических задач и решения ключевых проблем развития. Для достижения жизненно важных для страны целей был, в частности, создан такой новый институт как государственные корпорации. В экономической литературе под этими организациями часто понимаются все виды корпораций, находящиеся в государственной собственности или под государственным контролем. В данном исследовании используется юридическое понимание термина «госкорпорация» как экономического субъекта, по поводу создания которого был принят специальный закон. В период их учреждения на госкорпорации возлагались большие надежды.
Госкорпорации должны были не просто собрать раздробленные промышленные активы, реализовать важные проекты и как-то сгладить кризисные явления, а еще и осуществить прорыв в высокотехнологичных отраслях и стать успешными конкурентами транснациональных компаний на мировом рынке. Однако, не просуществовав и два года, госкорпорации уже были признаны людьми из высшего руководства страны неэффективными и бесперспективными а также подлежащими либо приватизации, либо ликвидации по достижении некоторых задач.
Государственные корпорации созданы как ключевые «точки прорыва» в отечественной экономике. С этой целью на них не распространяются традиционные ограничения сложившейся системы государственных финансов, для создания каждой корпорации принимается отдельный Федеральный закон. На корпорации возложены важные экономические функции, для осуществления которых выделены значительные объемы государственной собственности, в том числе имущественные и финансовые активы, что обеспечивает их деятельность на длительную перспективу, предоставлены широкие полномочия.
Доклад: Современная корпорация институциональные особенности ...
... свойственную рынку капиталов, и функцию контроля в корпорации с М-формой организации отмечают также Хефлебауэр и Алчиан . ... и сейчас. Прочие организационные формы Дальнейшее их развитие в матричную или проектную формы приближает их ... организации (СИО) форму. Рассматривая сетевые структуры с точки зрения их пригодности для целей группирования предприятий, отмечает некоторые свойства и характеристики ...
Государственные корпорации представляют собой смешанную форму владения, при которой государство может получать достаточно достоверную информацию об адекватности институциональной среды, а также аккумулировать мнения о направлениях ее трансформации. Уникальность государственной корпорации как вида экономических агентов состоит еще и в том, что головная компания, создаваемая государством на основе закона и постановления правительства, является некоммерческой организацией, а ее дочерние и зависимые общества, как правило, являются коммерческими хозяйствующими субъектами.
Согласно закону государственная корпорация (ГК) – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе имущественного взноса для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Среди ГК могут быть выделены три основных типа:
- а) финансовые «институты развития» или корпорации-фонды («Роснано», «Внешэкономбанк»);
- б) промышленные корпорации («Росатом», «Ростехнологии»);
- в) дирекции по реализации государственных программ («Олимпстрой», «ФСР ЖКХ», «АСВ»).
Государственные корпорации можно классифицировать по следующим основным признакам: повод консолидации активов; цели создания; приоритеты государственного регулирования; сложность корпоративной структуры; механизм корпоративного контроля в рамках государственной корпорации. В частности, сложность корпоративной структуры предполагает возможность построения системы дочерних и зависимых организаций в государственной корпорации и их взаимную подчиненность, а механизм корпоративного контроля в рамках государственной корпорации позволяют понять внутренний механизм реализации решений, принимаемых на уровне государственной корпорации.
Брагиным Д.А. предлагается классифицировать существующие государственные корпорации следующим образом:
- Финансовые институты развития (Внешэкономбанк, Роснано);
- Агенты правительства, операторы по выполнению отдельных функций государственных органов управления (Фонд содействия реформированию ЖКХ, Олимпстрой);
- Квазихолдинги (Ростехнологии, ОАК, ОСК);
- Квазиминистерства (Росатом).
Среди потенциальных преимуществ и доводов в пользу ГК отмечался положительный зарубежный опыт, способность осуществлять важные для общества функции на бесприбыльной основе и мобилизовать ресурсы для реализации масштабных проектов, готовность успешнее противостоять рыночной стихии и грозным иностранным конкурентам-ТНК. Однако отсутствие у ГК четких целей и задач, особое положение при низком уровне контроля за расходованием «бесплатных» бюджетных ресурсов и другие условия реального функционирования госкорпораций свели на нет декларируемые преимущества и заложили благоприятную основу для рентоориентированного поведения. Госкорпорациям были предоставлены сверхпривилегированные условия, особый правовой статус, значительные объемы финансирования и широкий набор полномочий.
В органы управления государственной корпорацией входят представители различных ведомств, зачастую имеющих совершенно разные приоритеты развития и государственные цели. В этой ситуации между ведомствами возникает некорпоративный государственный конфликт, для разрешения которого требуются адекватные институты. Ситуация усложняется тем, что во многих дочерних и зависимых обществах государство не является единственным собственником, что предполагает необходимость учета мнений частного сектора экономики в процессе принятия стратегических решений.
Государственное доминирование в экономике России предполагает, что государство является основным инвестором экономического развития. В этих условиях ответственность государственных органов за принимаемые стратегические решения многократно возрастает. Конструкция государственных корпораций выстроена таким образом, чтобы получать от ее деятельности социально-значимый эффект, а не денежные средства в виде дивидендов путем реализации обязательственных прав от владения акциями общества . Достаточно часто государственные корпорации убыточны, т.к. целью своей деятельности не ставят получение прибыли, как частные фирмы.
Деятельность корпораций направлена на реализацию государственной политики, поддержку инновационного развития, преодоление ограничения доступа различных сфер экономики к новейшим технологиям, а также решение социальных проблем. Помимо этого, создание государственных корпораций позволяет приобретать и осваивать зарубежные технологии.
Брагиным Д.А. выделяются следующие цели, которые преследует государство, консолидируя высокотехнологичные и наукоемкие отрасли отечественной экономики:
- модернизация системы управления государственной собственностью;
- развитие конкурентоспособности стратегически важных отраслей с позиций национальной обороны и безопасности;
- технологическая и кадровая модернизация высокотехнологичных отраслей;
- контроль над стратегическими промышленными активами, противодействие рейдерству;
- модернизация системы финансирования высокотехнологичных отраслей;
- оптимизация процессов конкуренции внутри отраслей;
- повышение конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей на международных рынках.
Государственные корпорации, которые создаются в настоящее время в России, имеют, как правило, яркую отраслевую направленность. Большинство инструментов, которыми пользуется государственные органы мало, чем напоминают экономические инструменты. В частности, наиболее характерным примером является попытка регулирования оптовой торговли, когда государственные органы устанавливают цены на продукцию, не соответствующую рыночным условиям. В связи с этим, существуют некоторые ограничения в принятии обоснованных экономических решений в части регулирования отдельных видов экономической деятельности.
Государственные корпорации, как правило, создаются для того, чтобы относительно четко диверсифицировать источники финансирования деятельности, включить в программу развития вида экономической деятельности большее количество проектов, в том числе инновационных .
В целом можно утверждать, что существуют как плюсы, так и минусы создания государственной корпорации (табл. 1).
Таблица 1 — Плюсы и минусы создания государственной корпорации(разработано автором)
Группа проблем | Плюсы | Минусы |
Создание | Проблемные виды экономической деятельности | Форма доминирующего государственного участия |
Ресурсы | Самофинансирование | Некоммерческий характер деятельности |
Инвестиции | Государственные гарантии при осуществлении инвестиций | Низкое качество результатов инвестиционной деятельности |
Корпоративное влияние | Дополнительные источники инвестиционных ресурсов | Использование перекрестного финансирования |
Кадры | Сохранение квалифицированных кадров | Никий уровень обновления кадров |
Инновации | Концентрация инновационного потенциала | Конфликт инновационных результатов и государственных задач |
Рыночное позиционирование | Усиление конкурентоспособности | Снижение конкуренции в масштабах экономики |
Безопасность | Повышение защиты стратегических активов | Снижение эффективности отдельных видов экономической деятельности |
Основными плюсами государственных корпораций являются:
- сферы создания;
- инвестиционные возможности;
- сохранение кадров;
- инновационный потенциал;
- повышение конкурентоспособности;
- безопасность государства.
Основными минусами государственных корпораций являются:
- формы создания корпораций;
- качество инвестиционных стратегий;
- перекрестное финансирование;
- старение кадров;
- инструменты финансирования инноваций;
- конкурентная среда в экономике;
- эффективность экономики.
При создании государственных корпораций существует несомненный плюс – повышаются инвестиционные возможности, поскольку все инвестиционные проекты концентрируются в рамках единого центра управления и их можно координировать с точки зрения интересов отрасли. С другой стороны, возникает проблема – нужно ли для концентрации всех инвестиционных проектов создавать корпорацию или необходимо каким-то другим образом финансировать данные проекты, поскольку вне зависимости от эффективности этих инвестиционных проектов все они финансируются в конечном итоге за счет государственного бюджета. А государственный бюджет и государственная собственность на эту корпорацию, в свою очередь, тесно между собой переплетаются.
Одной из важных проблем является обеспечение некоммерческого характера деятельности государственной корпорации. Поскольку все государственные корпорации создаются в соответствии с правовым статусом некоммерческих организаций, классические финансовые модели должны быть адаптированы для обеспечения некоммерческого характера деятельности. В результате адаптации финансовых моделей в работе предложен авторский механизм обеспечения некоммерческого характера деятельности государственной корпорации.
В современных условиях хозяйствования промышленные предприятия госкорпораций должны быть устойчивыми и гибкими в постоянно меняющейся бизнес-среде. Этому может способствовать рискориентированный подход к построению систем управления как дочерними и зависимыми предприятиями, так и всей Корпорации в целом.
При этом от умения высшего менеджмента Корпорации и менеджмента дочерних холдинговых компаний управлять рисками, достигать цели в условиях неустойчивой внешней среды во многом зависит реализация предприятием принятой бизнес-стратегии. Соответственно, процесс управления рисками промышленного предприятия должен быть увязан со стратегией и задачами развития холдинга и корпорации, с возможностями и необходимостью обеспечения экономической безопасности бизнеса.
1.2 Сущность и факторы финансового состояния госкорпораций
Деятельность любой коммерческой структуры в первую очередь направлена на обеспечение своей финансовой устойчивости, а получение прибыли является лишь базой для достижения указанной цели. Это в полной мере относится и к торговым фирмам, которые стремятся занять устойчивое финансовое положение на рынке.
Проблемы современного бизнеса актуализируют дальнейшее углубленное раскрытие и понимание финансового состояния хозяйствующих субъектов для своевременного выявления факторов зарождающихся угроз. Оценка этих факторов предполагает высокие технологии, учитывающие императивы закономерностей и пропорций окружающей действительности. Формирование и анализ ключевых финансовых коэффициентов и других показателей в контексте данных технологий позволят осуществить автономный мониторинг финансовой экологии хозяйствующими субъектами.
Информативность показателей, комплексно отражающих финансовое состояние хозяйствующего субъекта, предполагает их атрибутивность. Последняя включает качественные и количественные стороны анализируемых финансовых процессов и явлений, их границы, периоды времени и т.д. Вместе с тем показатели финансового состояния, как и любые другие дискретные характеристики окружающей действительности, лишь приближенно и неполно отражают положение дел только по заданным релевантным свойствам, выделенным из всего их многообразия соответствующими методиками формирования конкретных показателей. Это обусловлено разнообразными причинами, в том числе принимаемой степенью абстракции. Часто сказываются недостаток имеющихся знаний или ограниченность методик учета, измерения, сбора и передачи информации, недостаточность или чрезмерность степени агрегирования.
Первичные экзогенные показатели не всегда напрямую дают желаемую информацию. Поэтому в решении многих учетных, аналитических и прогнозных задач используется их эндогенное развитие путем различных действий (от простого суммирования до сложных математических расчетов) . Требуемая степень глубины раскрытия финансового состояния хозяйствующего субъекта предполагает определенный круг характеристик в виде соответствующих показателей, которые складываются в систему, придающую ему целостность во взаимных связях.
Финансовое положение и финансовое состояние часто рассматриваются соответственно как часть и целое , включающие не только констатацию величин отдельных показателей, но и их общую оценку. На основе этой оценки раскрывается способность хозяйствующего субъекта к саморазвитию, выявляются резервы и возможности использования финансовых ресурсов, возможности фирмы (как партнера по бизнесу, объекта инвестирования капитала, налогоплательщика).
Таким образом, понятие финансового состояния предполагает характеристику потенциала развития компании.
Принцип комплексного подхода требует от круга показателей финансового состояния хозяйствующего субъекта исчерпывающего охвата множества явлений и процессов, которые в совокупности характеризуют наличие, структуру и использование финансовых ресурсов. Эти явления и процессы представляют интерес прежде всего в разрезе экстенсивных (масштаб, достаточность, абсолютная отдача — прибыль) и интенсивных (скорость движения, относительная отдача — рентабельность) признаков.
Экзогенный уровень предполагает организацию сбора и предварительной подготовки информации с учетом ее релевантности по отношению к возможному влиянию на изменение финансового состояния хозяйствующего субъекта. На эндогенном уровне формируются показатели, дающие представление о ресурсном и функциональном аспектах финансового состояния хозяйствующего субъекта. По отношению к финансовым ресурсам эти два аспекта конкретизируются в оценках их наличия и использования. Внутри каждого аспекта выделяются экстенсивные и интенсивные характеристики. Все это органически сочетается с таким важным для заинтересованных пользователей понятием, как финансовый потенциал, показывающий возможности прироста прибыли, финансового и физического капитала хозяйствующего субъекта при интегральной оценке его финансового состояния. Необходимый и достаточный круг показателей, раскрывающих данный потенциал, включает объем финансовых ресурсов, скорость их приростного возвращения из оборота и рентабельность этого оборота.
Соблюдение принципа «от общего к частному» в наиболее общем виде предполагает некую последовательность осуществления анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, по крайней мере, в виде двух основных этапов . Как правило, пользователей сначала интересует крупный план. Поэтому в первую очередь осуществляется ознакомительный экспресс-анализ финансового состояния для обобщенной оценки и обоснования необходимости конкретных направлений углубления дальнейших расчетов. На данном этапе определяется потребность в дополнительной информации, доступной в ответах на запросы бухгалтерии и другим службам предприятия, его контрагентам, кредиторам, инвесторам, органам статистики и налоговым органам, аудиторским организациям и др. Большое значение имеет также нацеливание методологии управленческого учета на формирование информационной базы анализа, обеспечивающей необходимую степень детализации в дальнейшей оценке финансового состояния.
Исчерпывающее выполнение условий первого этапа анализа финансового состояния позволяет на втором его этапе получать желаемую детализацию сведений о финансовом положении организации и его перспективах. Уникальность каждой конкретной ситуации конкретизирует направления анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта с учетом специфики его деятельности и решаемых на данный момент задач. Это во многом предопределяет круг показателей, необходимых на последующем этапе детального анализа, а также информационных источников их формирования.
Оценка финансового состояния организации исключительно по данным бухгалтерского финансового учета и отчетности может искажаться по причине того, что эти данные не являются оперативными. Текущее формирование показателей финансового состояния предприятия в большей степени обеспечивается с помощью управленческого учета или на основе внутреннего документооборота предприятия. Однако при этом возникают конфиденциальные ограничения, и информация, на основе которой проводится анализ, а также его результаты становятся коммерческой тайной и напрямую недоступны для внешних заинтересованных лиц. Объективное преимущество анализа по данным управленческого учета — в степени его пространственной и временной детализации, формируемой изначально в зависимости от потребностей и приоритетов компании по поводу направлении сегментации и частоты замеров (час, день, неделя, месяц и т.д.).
Современная оптимальная продолжительность анализируемого периода составляет, как правило, месяц, что позволяет информации оставаться актуальной и достаточной для выявления тренда изменения экономической ситуации.
В ходе анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта особого внимания заслуживает учет особенностей проводимой финансовой политики. Финансовый менеджмент организации, как правило, отдает приоритет эффективности управления денежными средствами, а не финансовыми ресурсами. Например, при увеличении дебиторской задолженности, приводящей к финансовым затруднениям, это выражается в том числе в «пожарной» активизации привлечения заемных средств. Однако стратегически более целесообразно снижать порог болезненной чувствительности к подобного рода затруднениям. Стратегическая финансовая политика в этом случае основывается на превентивных усилиях, направленных на всемерную минимизацию расходов по привлечению финансовых ресурсов и максимизацию рентабельности инвестиций при соблюдении низкого уровня риска. В результате такой политики складываются потенциально долговременные факторы снижения оттоков и повышения притоков денежных средств. Другими словами, определенные изменения значений финансовых показателей на конкретный момент времени не являются достаточным аргументом для автоматического принятия ответных управленческих решений. Необходимо убедиться, что эти значения не результат случайного стечения обстоятельств, а следствие той или иной степени эффективности финансовой стратегии, подтверждаемой характеристиками их стабильности или направленности динамики за ряд предшествующих периодов.
Наряду с обеспечением безопасности, выживаемости и расширения воспроизводства важным элементом активной финансовой политики является нахождение возможностей извлечения выгод из складывающихся ситуаций. Это требует проявления творческой инициативы. Например, в период нехарактерно высокой кредиторской задолженности рутинные решения, не затрагивающие привычный уровень ответственности менеджеров, предполагают только простые компенсационные меры по нейтрализации угроз возросшей финансовой зависимости в виде реструктуризационных мероприятий, тщательного анализа платежного календаря т.д. Однако креативность финансовой политики позволяет менять направленность вектора негативных моментов сложившейся ситуации. Такая политика может основываться, в частности, на проектных расчетах направлений выгодного использования дешевых финансовых ресурсов данной кредиторской задолженности (предоставлении скидок покупателям, рекламных акциях и т.п.).
Важным критерием эффективности креативного новаторства является оправданность возможных дополнительных затрат на проведение при необходимости оперативного мониторинга уровня риска по отдельным направлениям и разработку мер, применяемых для его управления: создание специальных резервов, заключение договоров страхования, факторинга или распределения ответственности между сторонами сделки, включение в цену товара компенсаций за возможный риск.
Показатели, используемые в анализе финансового состояния, тесно связаны в количественных соотношениях. Эта связь вытекает либо из причинно-следственных зависимостей, либо из особенностей методологии их расчета. Часть этих показателей — финансовых коэффициентов — определяется по данным баланса, которые изначально замкнуты и упорядочены балансовым обобщением и системой двойной записи. Здесь в большей степени проявляется уже не тесная стохастическая, а функциональная зависимость, когда конкретное значение одного показателя предполагает определенные значения других. Особенно это касается однородных по методологии расчета групп коэффициентов, например распределительных и координационных. Первые показывают удельный вес релевантной части в общей величине единой по экономическому содержанию совокупности явлений. Вторые дают новые содержательные характеристики изучаемой области на основе сопоставления ее разнородных составляющих.
Работа с финансовыми коэффициентами предполагает, по крайней мере, три этапа. На первом этапе подбираются необходимые для освещения конкретной стороны финансового положения категории, характеристики, например платежеспособность. На втором — разрабатываются показатели-коэффициенты, количественно выражающие анализируемую сторону финансового положения, например коэффициент общей платежеспособности. Третий этап посвящается оценочной характеристике числовых значений, которые может принимать искомый коэффициент. Для контроля за хозяйствующими субъектами и создания ориентиров для принятия управленческих решений такие значения нормируются. Конкретика этих норм устанавливается как результат сложения множества факторов, среди которых административные интересы, наработанный опыт, здравый смысл и др. Их предназначение — служить объективными оценочными критериями, а также своеобразными маяками при установлении и удержании в заданном направлении курса экономического развития. Однако представляется, что действенные ориентиры должны быть более гибкими, учитывающими релевантные различия по регионам, видам деятельности хозяйствующих субъектов и т.д. Ключевые финансовые коэффициенты (КФК) повысят свое значение как фактор хозяйственного развития страны в условиях их систематического мониторинга по регионам и экономике в целом с формированием оперативных отчетных данных, ориентирующих бизнес на средние значения этих коэффициентов в успешно работающих компаниях. В этих целях уместно активизировать имманентную заинтересованность хозяйствующих субъектов в хорошем партнерском климате путем их добровольной самосертификации как участников автономного мониторинга финансовой экологии. Признаками статуса такого участника являются систематическое проведение внутреннего анализа релевантных КФК и открытая публикация их значений. Также ценной является информация об амплитудах колебаний КФК по периодам времени и видам деятельности в разрезе масштабов, опыта в данном бизнесе и т.д. В методологических арсеналах управленческого анализа каждого хозяйствующего субъекта должны быть обоснованные значения релевантных на каждый момент времени КФК исходя из принятой финансовой политики (по степени ее консервативности или прогрессивности), стадии жизненного цикла и многих других обстоятельств.
Среди факторов, оказывающих влияние на финансовую устойчивость как корпораций, так и любых других организаций можно выделить: финансовые ресурсы и эффективность их использования, доля рынка и стадия жизненного цикла и др. Выявлены и такие внутренние факторы, которые определяют качественную характеристику финансовой устойчивости современных российских корпораций:
- качество корпоративного управления, по результатам оценки которого корпорации присваивается рейтинг качества управления. По оценкам рейтингового агентства корпорация может соответствовать одному из пяти уровней корпоративного управления. При этом, обладая лучшей практикой в области корпоративного управления, корпорация имеет более высокий уровень финансовой устойчивости, что служит предпосылкой для привлечения как российских, так и зарубежных инвесторов;
- инновационная деятельность и уровень технологического производства, направленные, прежде всего, на повышение качества продукции, которая востребована рынком. В свою очередь, высокое качество товара и его новизна являются важнейшими показателями конкурентоспособности корпорации, что позволяет привлекать инвестиции для реализации инновационных проектов, тем самым увеличивая приток денежных средств, а следовательно, повышать уровень финансовой устойчивости;
- дивидендная и эмиссионная политика, позволяющая судить об уровне финансовой устойчивости корпорации: чем выше стабильность выплат дивидендов акционерам корпорации, тем выше ее устойчивость.
1.3 Особенности управления финансами госкорпораций
Стратегическими приоритетами государственных корпораций являются:
- необходимость трансформации условий налогообложения недвижимого имущества государственных корпораций;
- необходимость пересмотра института собственности в части равного доступа к информации и устранения стратегических и ресурсных конфликтов с частными инвесторами;
- требование трансформации института управления риском в проектах с участием государственных корпораций;
- целесообразно сдерживать монопольные амбиции руководителей государственных корпораций, так как монополизация замедляет инновационную активность на внутреннем рынке и снижает конкурентоспособность на внешних рынках;
- необходимость формирования корпоративной структуры с учетом производственных связей и реализации синергетического эффекта.
Эффективное финансовое управление интегрированным формированием холдингового типа должно осуществляться на основании объективных данных о состоянии совокупных активов системы, их структуре, источниках финансирования, обязательствах, текущих затратах. Такая информация может быть получена только из консолидированной финансовой отчетности, на основе которой проводится финансовый анализ, позволяющий определить финансовое состояние и результаты деятельности группы, а также выявить наметившиеся тенденции и спрогнозировать дальнейшую деятельность интегрированного формирования.
Система управления финансами в госкорпорациях строится в первую очередь исходя из типа холдинговой структуры. Последняя отличается распределением управленческих решений между головной структурой и дочерними предприятиями.
Эффективное управление государственными корпорациями во многом зависит от своевременного и качественного информационного обеспечения процесса принятия стратегических и тактических управленческих решений. В этой связи особое значение имеет управленческий учет, являющийся «поставщиком» информации для принятия управленческих решений и оценки эффективности ранее выбранных стратегических направлений.
Анализ деятельности данных организаций выявил группы проблем, решение которых необходимо для повышения эффективности хозяйствующих структур – государственных корпораций:
1) оптимизация расходов на содержание корпорации; построениесистемы показателей для мотивации менеджмента и сотрудников корпорации;
2) оценка эффективности инновационных проектов и проектов государственно-частного партнерства ГК, осуществляющих инвестиционную деятельность;
3) совершенствование организации холдинговых компаний (интегрированных структур) для ГК, чей имущественный взнос РФ состоит в том числе из присоединяемых хозяйствующих структур;
4) использование оптимальных методов управления имуществом ГК и ее организаций, в том числе непрофильными активами.
Факторы, влияющие на построение эффективной системы подготовки управленческой:
- цели и задачи создания государственных корпораций, влияющие на функциональную область деятельности отдельной корпорации;
- правовое поле создания и функционирования государственных корпораций, влияющее на взаимодействие с органами власти, другими субъектами экономической жизни и общественными институтами;
- потребность общества в контроле за деятельностью корпораций, связанной с использованием значительных государственных ресурсов.
Проблема предоставления исчерпывающей информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности корпорации (холдинга) как единого субъекта экономических отношений решается с помощью консолидированной отчетности, которая позволяет собственникам (акционерам), инвесторам и менеджерам согласовывать свои экономические интересы. При этом в качестве основных результирующих показателей следует использовать консолидированную чистую прибыль, прибыль до налогообложения каждой организации, входящей в круг консолидации, стоимость и структуру источников финансирования, экономическую добавленную стоимость, рыночную стоимость акционерного капитала. При организации учета расходов, доходов и финансовых результатов необходимо учитывать финансовую структуру корпорации, особенности системы налогообложения, уровень развития внутригрупповых финансовых отношений. Материнское общество авансирует часть своего капитала в дочерние организации, при этом получает от них чистую прибыль в виде дивидендов на вложенный капитал.
Дочерние общества могут выплачивать управляющей компании дивиденды. Недостаток этого варианта состоит в том, что дивиденды могут выплачиваться не чаще одного раза в квартал и только при наличии прибыли в дочерних обществах.
Так как участники группы — это самостоятельные юридические лица и, соответственно, каждый участник формирует свою отчетность, у материнской компании возникает проблема с обобщением имеющейся информации в разрезе каждого участника. Для выявления результатов анализа состояния и деятельности холдинга необходима особая бухгалтерская отчетность — консолидированная.
Информация о консолидированных финансовых потоках интегрированного формирования не только позволяет осуществлять эффективное финансовое управление внутри холдинга (прогнозирование, контроль за движением денежных средств, минимизация денежных расходов за счет централизованного финансирования взаимосвязанных предприятий, эффективное использование денежной наличности, привлечение более выгодных кредитных ресурсов и т.д.), но и способствует оценке консолидированной прибыли группы взаимосвязанных предприятий.
Финансовое управление в холдинге призвано формировать такие условия движения финансовых потоков, которые обеспечили бы бесперебойную работу всех предприятий группы.
Процесс планирования доходов и расходов в государственной корпорации имеет существенные отличия не только от коммерческих организаций, но и от других форм некоммерческих организаций. В ходе исследования выявлено, что механизм обеспечения некоммерческого характера деятельности в государственных корпорациях имеет многоступенчатую форму, поскольку, во-первых, должны учитываться процедуры корпоративного управления; во-вторых, должны соблюдаться требования к некоммерческим организациям. В связи с этим институт некоммерческой деятельности в масштабах государства нуждается в трансформации и расширении за счет государственно-корпоративных процедур участия в принятии стратегических решений.
Эффективная организация консолидированного учета денежных потоков невозможна без четкого определения финансовой структуры холдинга и центров финансовой ответственности.
Для успешного формирования процедур финансового планирования крупного многопрофильного холдинга необходимо рассматривать систему бюджетирования как единый финансовый комплекс, а не как совокупность бюджетов компаний, входящих в группу. Все управление финансами холдинга должно быть подчинено реализации стратегических целей, что позволяет разработать конкретную систему показателей, которые могут быть включены в бюджетную модель холдинга, тем самым обеспечив связь стратегического управления с оперативным.
Система бюджетирования в холдинге должна позволять реализовывать стратегические планы объединения, моделировать возможные сценарии развития компании, контролировать и сопоставлять с утвержденными планами холдинга текущую деятельность компаний, а также эффективно встраивать в структуру холдинга новые компании.
Построение системы бюджетирования не решает всех проблем управления финансами в холдинге. Необходим контроль за исполнением бюджетов, сопоставление фактических показателей с запланированными и анализ выявленных отклонений. Это позволяет сделать информация, получаемая с помощью системы управленческого учета.
Функционирование многопрофильного холдинга требует создания единых стандартов для осуществления комплексного учета деятельности компаний, закрепленных в соответствующем нормативном документе (стандарты управленческой отчетности холдинга), действующем в холдинге в целом. Основная цель формирования стандартов — обеспечение единообразного ведения учета финансовых результатов, имущества компаний, подготовки сопоставимой и достоверной отчетности, позволяющей оценить эффективность деятельности холдинга и принять управленческие решения.
Никитенко И.В. предлагает сбалансированную систему показателей (ССП) реализации стратегии ГК «Росатом» (состоящая из показателей стратегической, финансовой, клиентской, внутренней и составляющей обучения и развития), которая является инструментом управления эффективностью развития Госкорпорации. Разработанная сбалансированная система показателей является инструментом стратегического управления ГК, которая позволяет сохранить баланс между краткосрочными и долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными параметрами, а так же внешними и внутренними факторами деятельности.
3