«В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов» Б. Франклин
Налоги являются мощным инструментом поддержания дееспособности любого государства и воздействия на экономическую жизнь страны путем регулирования процесса общественного воспроизводства, усиления накопления капитала, решения широкого круга социальных проблем общества. Предпосылкой для возникновения налогов стало формирование государства и товарное производство с рыночными отношениями.
Из истоков истории известно, что налогообложение существовало еще в библейские времена и было неплохо организовано. На протяжении всей истории человечества складывалась данная система. Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.
Следует отметить, что в эпоху становления Древнерусского государства в IX — XI веках основным прямым налогом взимаемым со всего населения выступала дань. В XIV — XVII веках зарождаются налоги, собираемые на удовлетворение конкретных потребностей государства — прямые налоги специального назначения. Особенностью прямого обложения в России на рубежах XIX-XX веков являлось преобладание податей с торговли и промышленности над обложением земли и городской недвижимости. Основным видом прямых податей предреволюционной России являлся государственный промысловый налог.
В первой половине XIX века в России основу государственного бюджета составляет прямое обложение. Основными статьями государственных доходов были подушная подать, оброчные сборы и питейный налог, которые обеспечивали свыше половины поступлений в доходы бюджета.
Несмотря на то, что до начала ХХ века наблюдалось существенное преобладание поступлений от косвенных налогов над прямыми, к началу ХХ века происходит выравнивание доли прямых и косвенных налогов.
Таким образом, кратко изложив историю возникновения и развития прямых налогов и их роль в доходах стран, можно сказать, что прямое налогообложение и в прошлом и в настоящее время имеет большое значение для формирования доходной части бюджетов государства всех уровней.
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямого налогообложения в бюджетной системе Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить
- Выявить особенности прямого обложения;
- Изучить роль прямых налогов в доходах государственного и местного бюджетов;
- Описать виды прямых налогов и определить значение данных платежей в экономической политике государства;
- Конкретно рассмотреть экономическое содержание налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций, их значение.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Модернизация государства в современной России: понятие, задачи, направления
... УТВЕРЖДАЮ Завкафедрой «Конституционное и административное право» _____________ А.А. Мусаткина «____»___________20___г. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН выполнения бакалаврской работы Студента Мария Викторовна Кравцова по теме «Модернизация государства в современной России: понятие, задачи, направления» Наименование ...
В наше время, выбранная мною тема актуальна, т.к. именно роль прямых налогов в нашем современном государстве довольно высока. Сегодня очень многое зависит от налогов — это основной источник дохода любой страны. А от доходности государства зависит и благосостояние нации, и развитие экономики, и даже международные отношения.
- ОСОБЕННОСТИ ПРЯМОГО ОБЛОЖЕНИЯ
1.1 Основные черты прямого обложения
налог доход прибыль
Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ) был окончательно сформирован к 1 января 2005 года. Этот документ в настоящее время является главным законодательным документом в Российской Федерации, регламентирующим налоговые отношения.
В соответствии с НК РФ в настоящее время в Российской Федерации установлено 14 налогов и сборов, различающихся по признакам и 4 специальных налоговых режима.
В Российской Федерации в зависимости от уровня взимания различают федеральные, региональные и местные налоги (табл. 1).
Таблица 1
Система налогов Российской Федерации
Федеральные (ст. 13 НК РФ) |
Региональные (ст. 14 НК РФ) |
Местные (ст. 15 НК РФ) |
1 |
2 |
3 |
Налог на добавленную стоимость (НДС) акцизы Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) Налог на прибыль организаций Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) Водный налог Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Государственная пошлина |
Налог на имущество организаций Налог на игорный бизнес Транспортный налог |
Земельный налог Налог на имущество физических лиц Торговый сбор |
Специальные налоговые режимы — вводятся для определенных видов деятельности и предусматривают освобождение от обязанностей по уплате отдельных налогов и сборов (рис.1).
Рис. 1. Специальные налоговые режимы
Для конкретного налогоплательщика количество уплачиваемых налогов определенно меньше, чем это предусмотрено в Кодексе, так как существует достаточно много специфических налогов, производить уплату которых обязывает ограниченное число предприятий. К таким налогам можно отнести акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог и ряд других.
Из всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе России, фактически пять налогов (налог на прибыль организаций, НДС, акцизы, таможенные пошлины и НДФЛ) являются решающими и основными для формирования доходов российской бюджетной системы.
По объекту налогообложения различаются налоги на доходы, на собственность, на имущество и прочие.
По характеру взимания налоги принято делить на прямые и косвенные.
Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.
В Российской Федерации действует две системы прямого обложения:
- Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и другие);
- Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (НДФЛ, налог на имущество с физических лиц, налог с владельцев транспортных средств и прочие).
Данные способы взимания налогов существенно различаются.
Основными методами при прямом налогообложении являются:
- Кадастровый
- По месту получения дохода до его получения
- Декларационный метод
Основные черты прямого обложения:
- прямые налоги имеют самое близкое отношение к определенному доходу или имуществу плательщика, оцениваемому тем или другим способом, и применение этого вида обложения не требует вмешательства государственной власти в промышленную деятельность;
- обеспечивают государству более устойчивый и определенный доход, так как взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную направленность к возрастанию;
- независимо от устойчивости поступлений, чистый доход государства от прямых налогов больше, чем от косвенных;
— в прямых налогах правительство предъявляет свои требования непосредственно плательщику, который ясно представляет себе свою обязанность и поэтому привыкает сознательно относиться к участию граждан в общих расходах государства, также приобретает интересы к вопросам, касающимся финансового хозяйства отечества.
Вывод: прямое налогообложение имеет много преимуществ финансового, экономического и социального характера. Но есть и недостатки: оно не может служить для обложения в достаточной мере массы населения, принадлежащей к бедному классу.
1.2 Субъекты и объекты налогов
Юридическое определение налога дано в НК РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Налоговая система РФ строится на основе существующих законодательных актов страны, которыми устанавливаются основные элементы налога. К их числу из двенадцати элементов относятся: субъекты и объекты налогов.
Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог.
Из практики известно, что не существует универсального налогоплательщика <#»818157.files/image002.gif»>
- Рисунок 2. Виды субъектов налогообложения
v Налоговый статус физических лиц.
Резидентство физических лиц в России устанавливается ежегодно.
Лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, — это лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, проживающие на ее территории не менее 183 дней в календарном году в течение одного или нескольких периодов.
Лица, не имеющие постоянного местожительства в РФ, — это лица, проживающие на ее территории менее 183 дней в календарном году.
Национальными законодательствами и международными соглашениями устанавливается строгая последовательность применения следующих критериев для определения местожительства в случаях, когда временного критерия недостаточно:
- Ø место расположения привычного (постоянного) жилища;
- Ø центр жизненных интересов (личные и экономические связи);
- Ø место обычного проживания;
- Ø гражданство.
v Налоговый статус юридических лиц.
Деление юридических лиц на группы по принципу резидентства для России не является столь важным, как в отношении налогоплательщиков — физических лиц. Для определения резидентства юридических лиц в РФ используется тест юридического лица: лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало в этой стране свой юридический адрес.
Объект налога — доход или имущество, с которого в соответствии с законодательством начисляется налог (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и т. д.).
Перечень объектов налогов:
- операции по реализации товаров (работ, услуг);
- имущество;
- прибыль;
- доход;
- стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Так, обязанность исчислять и уплачивать налог на имущество организаций возникает, только если организация учла на балансе в качестве объектов основных средств движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность).
Российская организация становится обязанным субъектом по налогу на прибыль организаций, как только полученные ею доходы превысят произведенные ею расходы.
Вывод: каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, т.е. один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период времени (принцип однократности обложения).
3 Роль прямых налогов в доходах государственного и местного бюджетов
Доходы бюджетов Российской Федерации формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Сущность и роль налогов проявляется в их функциях: фискальной, распределительной и контрольной.
Роль налогов в формировании доходов любого бюджета определяется удельным весом следующих показателей:
- †’ налоговых поступлений РІ общей СЃСѓРјРјРµ РґРѕС…РѕРґРѕРІ бюджета;
- †’ отдельной РіСЂСѓРїРїС‹ налогов (прямых или косвенных) РІ общей СЃСѓРјРјРµ налоговых РґРѕС…РѕРґРѕРІ бюджета;
- †’ конкретных налогов (налога РЅР° прибыль организаций, налога РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц, налога РЅР° имущества Рё РґСЂСѓРіРёРµ) РІ общей СЃСѓРјРјРµ налоговых РґРѕС…РѕРґРѕРІ бюджета Рё РїСЂ.
Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость прямых налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.
Существуют нормативы распределения доходов от прямых налогов по уровням бюджетной системы РФ (Приложение 1).
Для определения роли и места прямых налогов в доходах государственного бюджета рассмотрим структурную характеристику налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ (табл. 2).
Таблица 2
Анализ структуры налоговых поступлений в бюджетную систему РФ
за 2011-2013 гг. в млрд. руб.
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
Сумма |
Доля, % |
Сумма |
Доля, % |
Сумма |
Доля, % |
|
Всего поступило в бюджет, из них: |
9720,0 |
100,00 |
10959,3 |
100,00 |
11327,2 |
100,00 |
Налог на прибыль организаций |
2270,3 |
23,4 |
2355,4 |
21,5 |
2071,7 |
18,3 |
Налог на доходы физических лиц |
1994,9 |
20,5 |
2260,3 |
20,6 |
2497,8 |
22,1 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2085,0 |
21,5 |
2484,5 |
22,7 |
1680,2 |
14,8 |
Имущественные налоги |
678,0 |
7,0 |
785,3 |
7,2 |
900,5 |
7,9 |
НДС |
1753,2 |
18 |
1886,1 |
17,2 |
1868,2 |
16,5 |
Акцизы |
603,9 |
6,2 |
783,6 |
7,2 |
952,5 |
8,4 |
На основании вышеизложенных данных можно увидеть изменение приоритетов налоговой политики РФ в анализируемом периоде, которые выражаются в следующих тенденциях:
- наблюдается снижение доли налога на прибыль организации в общем объеме поступлений в бюджет, так в 2011 г. она составляла 23,4%, в 2012 г. ‒ 21,5%, в 2013 г. — 18,3%. Снижение составило 5,1%;
- налог на доходы физических лиц в общей структуре налоговых поступлений имеет тенденцию к повышению, так в 2011 г. он составлял 20,5%, в 2012 г. — 20,6%, а в 2013 г. — 22,1%. Рост составил 1,5%;
- существенно снизилась в общем объеме поступлений доля налогов и сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, так в 2011 г. она составляла 21,5%, в 2012 г. — 22,7%, а 2013 г. — 14,8%.
налог на добавленную стоимость снижался в общем объеме налоговых поступлений и это снижение составило 1,5%;
- доля акцизов увеличивалась на 2,2%;
- доля имущественных налогов росла незначительно — на 0,9%.
В результате проведенного анализа можно констатировать увеличение доли прямых налогов, а именно: налога на доходы физических лиц, акцизов и имущественных налогов, в общем объеме поступлений налоговых платежей поступивших в бюджетную систему РФ в 2011-2013 годов.
Местный бюджет — это бюджет муниципального образования, формирование и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов (таб. 3).
Таблица 3
Состав налоговых доходов местных бюджетов
Собственные доходы |
Регулирующие доходы |
1. Налоги на имущество |
1. Налог на прибыль |
2. Платежи за использование природных ресурсов в том числе:
|
2. Налог на доходы с физических лиц |
3. Налоги, сборы и пошлины |
3. Налог на добавленную стоимость |
4. Прочие собственные доходы |
4. Акцизы |
5.Дотации из федерального и регионального бюджетов |
|
6. Субвенции из региональных бюджетов |
|
7.Средства, полученные по взаимным расчетам с региональными бюджетами |
Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.
Рассмотрим роль прямых налогов в муниципальном бюджете города Северодвинска, которые представлены в виде сведений о ходе исполнения местного бюджета в таблице 4:
Таблица 4
Сведения о ходе исполнения местного бюджета
Показатели |
Исполнено (тыс. руб.) |
||||
На 01.01.2011 |
На 01.01.2012 |
На 01.01.2013 |
На 01.01.2014 |
На 01.01.2015 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ДОХОДЫ |
|||||
Налоговые и неналоговые доходы |
2517531,5 |
2949418,2 |
2541223,6 |
2770798,5 |
2911332,7 |
Налоговые доходы |
2083557,3 |
2401039,4 |
2027251,2 |
2325259,5 |
2340843,8 |
из них |
|||||
Налог на доходы физических лиц |
1566280,6 |
1821491,7 |
1727797,2 |
1906651,1 |
1874114,8 |
Налог на имущество организаций |
130597,4 |
158571,9 |
0 |
0 |
0 |
Неналоговые доходы |
433974,2 |
548378,8 |
513972,4 |
445539,0 |
570488,9 |
из них |
|||||
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
289228,4 |
281483,5 |
282571,0 |
265822,3 |
290604,5 |
Безвозмездные поступления |
1322721,5 |
1400854,8 |
1328714,7 |
1884689,1 |
2354998,9 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
554515,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ВСЕГО ДОХОДОВ: |
4394768,4 |
4350273,0 |
3869938,3 |
4655487,6 |
5266331,6 |
Сравнивая показатели рассматриваемого периода, мы ярко видим динамику доминирования налоговых доходов, а именно НДФЛ, над неналоговыми поступлениями в местный бюджет.
Но нельзя не отметить тенденцию увеличения в доход местного бюджета безмозмездных поступлений (субсидий, дотаций) их областного и федерального бюджетов. Причина — Архангельская область, куда входит муниципальное образование «Северодвинск», является дотационным регионом (основным доходным источником являются безвозмездные поступления).
Вывод: в современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Существенную роль в этом процессе играют прямые налоги.
2. ВИДЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ
1 Классификация прямых налогов
Прямой налог — это налог <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3>, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%89%D0%B8%D0%BA>. Прямые налоги являются обязательными, и каждый гражданин обязан их выплачивать.
Прямые налоги подразделяются на:
- Ø Реальные (облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика);
- Ø Личные (взимаются в соответствии с размером дохода с учетом предоставленных налоговых льгот).
К числу прямых налогов относятся НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на имущество и прочие.
Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода).
Помимо этого, налоги делятся на:
- раскладочные;
- количественные (долевые, квотативные), которые взимаются исходя из возможности налогоплательщика заплатить налог.
Налоги также делятся на:
- закрепленные — полностью или в частях закрепленные в качестве источника конкретного бюджета (в частности, таможенные пошлины);
- регулирующие — перераспределяемые ежегодно между бюджетами различных уровней при утверждении федерального бюджета для покрытия дефицита (например, акцизы, НДС, налог на прибыль организаций и т.д.).
Большую роль играют так называемые целевые налоги, в отличие от общих, т. е. налоги, взимаемые конкретно и целенаправленно для решения какой-либо определенной задачи.
Налоги в соответствии с периодичностью их взимания можно также подразделить на:
регулярные (систематические, текущие) — взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени пользования плательщиками имуществом либо занятия каким-либо видом деятельности, приносящей прибыль (например, земельный налог, НДФЛ и т.д.) и
разовые — взимаются в связи с какими-либо несистемными событиями (в частности, налог с имущества, который переходит к другому лицу в порядке наследования, дарения и т.д.).
2 Особенности, экономическое содержание и значение основных видов прямых налогов
Социально-экономическое содержание прямых налогов раскрывается через три его функции:
- фискальной;
- регулирующей (экономической);
- социальной.
Одна из основных функций — фискальная. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства.
Данная функция позволяет перераспределить часть стоимости национального дохода, собирать ее в денежной форме, что создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономику. Фискальную функцию хорошо выполняют косвенные налоги.
Прямые налоги хорошо выполняют регулирующую (экономическую) функцию. <http://coolreferat.com/%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2>Как активный участник перераспределительных отношений, они оказывают большое влияние на общественное воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособность населения.
Социальная функция прямых налогов проявляется при использовании налоговых льгот для смягчения социального неравенства. Реализуется данная функция через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).
Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.
К специфическим особенностям, присущим прямым налогам можно отнести следующие характеристики:
- большая степень возможности регулирования и стимулирования экономики, по сравнению с косвенными налогами;
- эластичность (продуктивность, фискальные возможности);
- справедливость;
- прогрессивность;
- политическая ответственность;
- менее инфляционный характер;
- высокая вероятность уклонения;
- менее регулярный характер поступления в бюджет.
Рассмотрим динамику налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в относительных показателях за 2011 — 2013 гг. в млрд. руб. (табл. 5).
В разрезе основных налогов проанализируем выявленные тенденции:
Поступление налога на прибыль организаций в рассматриваемом периоде имело нестабильный характер. Так в 2012 г. наблюдался его незначительный рост на 85,10 млрд. руб. по сравнению с 2011 г. В 2013
Таблица 5
Динамика налоговых поступлений в бюджетную систему РФ
Наименование показателя |
2011 г. |
2012 г. |
в % |
2013 г. |
в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ВСЕГО поступило бюджет |
9720,0 |
10959,3 |
1,13 |
11327,2 |
1,03 |
Налог на прибыль организаций |
2270,3 |
1,04 |
2071,7 |
0,88 |
|
Налог на доходы физических лиц |
1994,9 |
2260,3 |
1,13 |
2497,8 |
1,11 |
Налог на добавленную стоимость |
1753,2 |
1886,1 |
1,08 |
1868,2 |
0,99 |
Акцизы |
603,9 |
783,6 |
1,3 |
952,5 |
1,22 |
Налог на имущество физических лиц |
4,9 |
17,6 |
3,59 |
22,3 |
1,27 |
Налог на имущество организаций |
467,5 |
536,3 |
1,15 |
615,1 |
1,15 |
Транспортный налог |
83,2 |
90,2 |
1,08 |
106,1 |
1,18 |
Земельный налог |
122,2 |
141,0 |
1,15 |
156,6 |
1,11 |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2085,0 |
2484,51 |
1,19 |
1680,2 |
0,68 |
году его размер снизился на 283,7 млрд. руб. и составил 2071,7 млрд. руб. В относительных показателях в 2012 году наблюдается прирост налога лишь на 4%, а в 2013 году довольно сильный спад на 22%.
Налог на доходы физических лиц в рассматриваемом периоде можно характеризовать положительной динамикой. Так в 2012 году его объем увеличился на 265,4 млрд. руб. и составил 2260,3 млрд. руб., а в 2013 году увеличение составило 237,5 млрд. руб. а его объем — 2497,8 млрд. руб. На фоне положительной динамики темп прироста данного налога можно считать стабильным, так в 2012 году он составил 13%, а в 2013 году 11%.
Налог на добавленную стоимость — темп прироста составил в 2012 году 8%, а в 2013 году уже наблюдался незначительный спад в 1%.
Объем акциза, поступившего в рассмотренном периоде, характеризуется положительной динамикой, но не смотря на это — темп прироста снизился с 30% в 2012 году до 22% в 2013 году.
По имущественным налогам, поступавшим в бюджетную систему РФ можно констатировать положительную динамику, так в 2012 году их объем увеличился на 107,3 млрд. руб. и составил 785,3 млрд. руб., а в 2013 году — на 115,2 млрд. руб. и составил 900,5 млрд. руб. Темп прироста можно охарактеризовать как стабильный, так в 2012 году он составил 16%, а 2013 году 15%.
Следовательно, за период 2011-2013 годов снижение общего поступления прямых налогов в бюджетную систему РФ можно отождествить со снижением поступлений по налогу на прибыль организации и налогам, сборам и платежам за пользование природными ресурсами, тем самым наблюдая сложившейся негативный тренд данных налоговых поступлений. Данный факт может быть связан как с сокращением прибыли предприятий, снижением объема добычи ресурсов, так и с уходом с легального рынка в теневой тех предпринимателей, которые желают минимизировать налоговые расходы.
Значение основных видов прямых налогов:
- прямые налоги дают государству верный и определенный по величине налог;
- прямые налоги могут точнее учитывать реальную платежеспособность плательщика, чем косвенные налоги;
- при платеже прямых налогов государство непосредственно вступает в контакт с носителями налога и точно может определить их обязанности;
- прямые налоги в основном взимаются с дохода самого налогоплательщика.
3. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
1 Экономическое содержание налога на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) относится к прямым налогам, так как он удерживается непосредственно с личных доходов физических лиц. Данный налог существует практически во всех странах, и принципы его построения также во многом совпадают. В России поступления от него в бюджет занимают третье место после налога на прибыль организаций и НДС.
Как и любой другой налог, НДФЛ является одним из инструментов регулирования экономики, с помощью которого государство пытается решить различные задачи.
Основная функция НДФЛ — фискальная, благодаря которой он используется как источник формирования доходов бюджета. Регулирующая функция данного налога заключается в том, что он обеспечивает перераспределение общественных доходов между различными категориями населения. Экономическое содержание НДФЛ в России, как и отдельные его черты, во многом схожи с аналогичным налогом, применяемым во многих промышленно развитых странах. Его место в налоговой системе обусловлено общими принципами построения взимания, а именно:
- Равенство перед НДФЛ всех плательщиков независимо от их социальной принадлежности — равное налоговое бремя всех граждан и прямое обложение доходов.
- НДФЛ — это личный налог физического лица — объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком.
- Основной способ взимания НДФЛ — у источника выплаты дохода — является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.
- НДФЛ облагается фактически полученный доход в любой форме: национальной и иностранной валюте, натуральной форме, в виде работ и услуг и материальной выгоды.
НДФЛ является главным из налогов с населения. На его долю приходится около 90% всех налогов с граждан.
Значимость налога на доходы физических лиц в экономической политике обуславливается тем, что он затрагивает интересы более 80 млн. человек — почти всего трудоспособного населения России. Относительно небольшая роль НДФЛ в формировании доходной базы бюджета отражает низкий уровень доходов большинства россиян. В то же время на сравнительно низкий уровень поступлений налога на доходы физических лиц влияют и другие факторы (в частности, высокий уровень “укрывательства” доходов из-за низкой налоговой культуры и несовершенства системы декларирования доходов граждан).
Вывод: в данном налоге через систему налоговых вычетов реализуется социальная функция налогов и принцип справедливости налогообложения. По мере повышения жизненного уровня населения и развития налоговой культуры роль налога на доходы физических лиц в нашей стране возрастает.
3.2 Плательщики и ставки НДФЛ, льготы при обложении этим налогом
Налог на доходы физических лиц уплачивается со всех видов доходов, полученных в налоговом периоде (календарном году), как в денежной, так и в натуральной форме:
- Ø от источников в Российской Федерации и/или от источников за пределами Российской Федерации физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;
- Ø от источников в Российской Федерации физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами признаются:
- Российские военнослужащие, проходящие службу за границей;
- Сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.
В соответствии со ст. 226 НК РФ обязанность исчислить, удержать и уплатить сумму налога в отношении доходов, выплачиваемых физическому лицу, возложена на налогового агента, как правило, работодателя.
Однако в некоторых случаях физическим лицам необходимо самостоятельно исчислить сумму налога путём подачи в налоговый орган налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, в которой и рассчитывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. К таким физическим лицам относятся:
- индивидуальные предприниматели;
- нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие и иные лица, занимающиеся частной практикой;
- физические лица, получившие доходы:
- †’ РѕС‚ продажи имущества (например, квартиры, автомобиля Рё С‚.Рї.), находившегося РІ собственности РЅР° момент продажи менее трёх лет, Рё имущественных прав;
- †’ РІ РІРёРґРµ различного СЂРѕРґР° выигрышей (РІ лотереях, казино, игровых автоматах, тотализаторах Рё букмекерских конторах, РѕС‚ участия РІ рекламных акциях, конкурсах Рё С‚.Рї.);
- †’ РїРѕ договорам гражданско-правового характера (например, РґРѕС…РѕРґС‹ РѕС‚ сдачи имущества РІ наём (аренду);
- †’ РІ РІРёРґРµ вознаграждения, выплачиваемого РёРј как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, Р° также авторов изобретений, полезных моделей Рё промышленных образцов;
- †’ РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ дарения РІ денежной или натуральной форме (недвижимость, транспортные средства, акции, доли, паи Рё С‚.Рґ.) РѕС‚ лица, РЅРµ являющегося членом семьи или близким родственником;
- †’ РїСЂРё получении которых налоговым агентом РЅРµ был удержан налог Рё С‚.Рґ.
Ставки налога
Налоговым кодексом предусмотрено пять налоговых ставок на доходы физических лиц: 13% — общая налоговая ставка и 9, 15, 30 и 35% — специальные налоговые ставки (табл. 6).
Таблица 6
Виды налоговых ставок на доходы физических лиц
Ставка |
Объект налогообложения |
9% |
Дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами, которые являются налоговыми резидентами РФ |
15% |
Дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ |
30% |
Доходы (за исключением дивидендов), которые получены физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ |
35% |
— стоимость выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг. Причем налог платится с суммы превышения стоимости таких выигрышей и призов 4000 руб.;
|
13% |
Все остальные доходы |
Основная ставка налога на доходы физических лиц составляет 13% и применяется в отношении большинства доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. Прежде всего, к таким доходам относится заработная плата, налог с которой рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет налоговым агентом, как правило, работодателем; также относятся вознаграждения по гражданско-правовым договорам; доходы от продажи имущества, а также некоторые другие виды доходов.
Доходы, освобождаемые от налогообложения:
- †’ государственные РїРѕСЃРѕР±РёСЏ (РїРѕСЃРѕР±РёСЏ РїРѕ безработице, беременности Рё родам, Р° также иные выплаты Рё компенсации);
- †’ пенсии (РїРѕ государственному пенсионному обеспечению, трудовые пенсии Рё социальные доплаты Рє пенсиям);
- †’ алименты;
- †’ СЃСѓРјРјС‹ единовременных выплат (РІ том числе РІ РІРёРґРµ материальной помощи);
- †’ стипендии;
- †’ РґРѕС…РѕРґС‹, получаемые РѕС‚ продажи выращенной РІ личных подсобных хозяйствах продукции животноводства Рё растениеводства;
- †’ РґРѕС…РѕРґС‹ членов крестьянского (фермерского) хозяйства РѕС‚ производства Рё реализации сельскохозяйственной продукции;
- †’ РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц — налоговых резидентов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, полученные РѕС‚ продажи находившихся РІ РёС… собственности три РіРѕРґР° Рё более жилых РґРѕРјРѕРІ, квартир, дачи, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дачи, садовые РґРѕРјРёРєРё, земельные участки, долю/доли РІ РЅРёС…, Р° также РёРЅРѕРіРѕ имущества (Р·Р° исключением продажи ценных бумаг);
- †’ РґРѕС…РѕРґС‹ РІ денежной Рё натуральной формах, полученные РѕС‚ физических лиц РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ наследования, Р·Р° исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, Р° также открытий, изобретений Рё промышленных образцов;
- †’ РґРѕС…РѕРґС‹ РІ денежной Рё натуральной формах, полученные РѕС‚ физических лиц РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ дарения, РєСЂРѕРјРµ случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев;
- †’ любые подарки, полученные РІ денежной или натуральной форме РѕС‚ лица, являющегося членом семьи или близким родственником;
- †’ РїСЂРёР·С‹ РІ денежной Рё/или натуральной формах, полученные спортсменами Р·Р° призовые места;
- †’ СЃСѓРјРјС‹ платы Р·Р° обучение налогоплательщика РїРѕ основным Рё дополнительным общеобразовательным Рё профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку Рё переподготовку РІ образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию Рё статус образовательного учреждения;
- †’ РґРѕС…РѕРґС‹ РІ РІРёРґРµ процентов, получаемые РїРѕ вкладам РІ банках, находящихся РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации;
- †’ средства материнского (семейного) капитала;
- †’ СЃСѓРјРјС‹, получаемые налогоплательщиками Р·Р° счёт средств бюджетов бюджетной системы Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅР° возмещение затрат РЅР° уплату процентов РїРѕ займам (кредитам);
- †’ СЃСѓРјРјС‹ выплат РЅР° приобретение Рё/или строительство жилого помещения, предоставленные Р·Р° счёт средств бюджетов различных уровней;
- †’ РІР·РЅРѕСЃС‹ РЅР° софинансирование формирования пенсионных накоплений, направляемые для обеспечения реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений;
- †’ РІР·РЅРѕСЃС‹ работодателя РЅР° накопительную часть трудовой пенсии РІ СЃСѓРјРјРµ уплаченных РІР·РЅРѕСЃРѕРІ, РЅРѕ РЅРµ более 12 000 рублей РІ РіРѕРґ РІ расчёте РЅР° каждого работника, РІ пользу которого уплачивались РІР·РЅРѕСЃС‹;
- †’ единовременная Рё срочная пенсионная выплаты.
Льготы по НДФЛ представлены в виде налоговых вычетов:
Налоговый вычет — это сумма, которая уменьшает размер дохода (так называемую налогооблагаемую базу), с которого уплачивается налог. В некоторых случаях под налоговым вычетом понимается возврат части ранее уплаченного налога на доходы физического лица, например, в связи с покупкой квартиры, расходами на лечение, обучение и так далее.
Претендовать на получение налогового вычета может гражданин, который:
- является налоговым резидентом Российской Федерации;
- при этом он получает доходы, с которых удерживается налог на доходы физических лиц по ставке 13%.
Налоговые вычеты не могут применить физические лица, которые освобождены от уплаты НДФЛ в связи с тем, что у них в принципе отсутствует облагаемый доход. К таким лицам относятся:
- Ö безработные, не имеющие иных источников дохода, кроме государственных пособий по безработице;
- €љ индивидуальные предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы Рё РЅРµ имеют иных РґРѕС…РѕРґРѕРІ, облагаемых РїРѕ ставке 13%.
Всего предусмотрено шесть групп налоговых вычетов:
группа — стандартные:
- вычет на налогоплательщика;
- вычет на ребенка.
группа — социальные:
- по расходам на благотворительность;
- по расходам на обучение, лечение и приобретение медикаментов;
- по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование;
- по расходам на накопительную часть трудовой пенсии.
группа — имущественные:
- при продаже имущества;
- при приобретении имущества.
группа — профессиональные.
группа — при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами.
группа — при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе.
По общему правилу налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются по окончании налогового периода (календарного года) налоговой инспекцией по месту жительства (месту пребывания) физического лица при подаче им налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц с приложением к ней необходимого комплекта документов.
3.3 Налоговые реформы по налогу на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц — неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Во всех ведущих экономически развитых странах мира, данный налог является основной частью дохода бюджета. В нашей же стране основное налоговое бремя пока ложиться на юридические лица. Но и сам НДФЛ имеет большой ряд недостатков. Большая часть населения облагается по минимальной ставке. Следствием этого служит сокрытие налогов высокообеспеченной части населения.
Тем самым, наша система налогообложения населения слишком громоздка и требует упрощения, посредством отмены множества льгот и скидок. Сейчас в России образуется множество новых видов получения доходов населения, а налоговое законодательство не отражает все их виды.
Вполне логично предположить, что дальнейшее совершенствование законодательной базы относительно подоходного налогообложения физических лиц позволит более эффективно развиваться рыночной экономике нашей
Поскольку государственный бюджет формируется за счет налоговых поступлений, то для государства важно, чтобы предприниматели осуществляли свою деятельность, получая при этом максимальную прибыль. Так же в интересах государства является проведение налоговой политики, которая была бы не в ущерб простых граждан.
Однако на данном этапе развития налоговых отношений между государством и предпринимателем (физическим лицом) основное положение занимает то, насколько предприниматель сможет уклониться от налогообложения любыми законными и не законными способами.
В случаях попытки скрыть свою деятельность и свои доходы от налоговых властей, не останавливаясь перед искажением налоговой отчетности и представлением ложных данных о своих доходах, предприниматель заранее ставит себя в ситуацию, которая может привести не только к выплате больших штрафов, но и к уголовной ответственности.
Исходя из рассмотренного выше материала, можно сделать вывод, что основными направлениями реформирования системы налогообложения НДФЛ являются следующие:
- ü создание оптимальной и стабильной налоговой системы в сфере налогообложения физических лиц, обеспечивающей равные требования государства к плательщикам;
- ü совершенствование системы сбора НДФЛ, увеличение на этой основе налоговых поступлений в государственную казну при одновременном поддержании справедливости налогообложения;
- ü создание более рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения; повышение эффективности деятельности органов налогового контроля.
- НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
1 Регулирующая роль налога на прибыль
Налог на прибыль организаций является одной из важнейших составляющих бюджета в Российской Федерации и её субъектах. Он действует с 1995 года и с тех пор претерпел множество поправок. Является федеральным налогом и регулируется главой 25 НК РФ.
Налог на прибыль — прямой пропорциональный налог, т.е. его сумма находится в прямой зависимости от финансового результата деятельности организации. Это означает, что теоретически организации выступают реальными плательщиками этого налога, т.е. данный налог не перекладывается на конечного потребителя продукции как при косвенном налогообложении.
Налог на прибыль — прямой налог <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D1%8F%D0%BC%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3>, взимаемый с прибыли <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D1%8C> организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.).
Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4> от деятельности организации минус сумма установленных вычетов <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%B5%D1%82> и скидок <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%BA%D0%B0>. Сколько составляет такая прибыль, очевидно, зависит от предприятия. Основанием для взимания налога является декларация, которую по истечении отчётного периода подаёт сам налогоплательщик.
Все доходы организации делятся на облагаемые и необлагаемые налогом на прибыль. Перечень последних содержится в статье 251 НК РФ и является закрытым. Все доходы, которые там не упомянуты, автоматически облагаются налогом на прибыль.
Классификация доходов:
- Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и
- Внереализационные доходы.
Для разных категорий налогоплательщиков прибылью для целей
налогообложения могут являться разные категории доходов (табл. 7).
Таблица 7
Категории доходов для плательщиков налога на прибыль
Налогоплательщики |
Прибыль для целей налогообложения |
Статья налогового кодекса |
Российские организации |
Доходы, уменьшенные на расходы |
п. 1 ст. 247 НК РФ <http://nalog.garant.ru/fns/nk/34/> |
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство |
Доходы представительства, уменьшенные на расходы представительства |
п. 2 ст. 247 НК РФ <http://nalog.garant.ru/fns/nk/34/> |
Иные иностранные организации |
Доходы, полученные в РФ |
п. 3 ст. 247 НК РФ <http://nalog.garant.ru/fns/nk/34/> |
Затраты также подразделяются на расходы, которые уменьшают и не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Группировка расходов:
- На производство и реализацию, осуществленные в течение одного (налогового) периода: прямые и косвенные расходы.
- Внереализационные расходы.
Условия для учета расходов при расчете налога на прибыль:
- сумма расхода должна быть документально подтверждена;
- расход должен быть экономически обоснован;
- расход должен быть реально понесен;
- расход не должен быть упомянут в статье 270 НК РФ;
- сумма расхода, который нормируется в соответствии с НК РФ, не превышает установленный лимит.
Так например, рекламные расходы признаются в налоговом учете только в пределах 1% от суммы выручки за отчетный период. Представительские расходы — в пределах 4% от расходов на оплату труда за отчетный период. Проценты по займам и кредитам — в пределах среднего процента по долговым обязательствам, выданным на сопоставимых условиях, либо в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раз. Суммы расхода, которые превышают установленный лимит, не уменьшают налогооблагаемую прибыль в принципе — для расхода не прописаны отдельные правила учета. В НК РФ есть ряд затрат, которые учитываются обособленно.
Следовательно, налогом на прибыль облагается разница между облагаемыми доходами и расходами, которые уменьшают налоговую базу отчетного периода.
Для правильного исчисления налоговой базы по налогу на прибыль на предприятии ведут налоговый учет. Для этого разрабатывают налоговые регистры, в которых отражают информацию о доходах и расходах предприятия в соответствии с требованиями налогового законодательства. Для исчисления налоговой базы по правилам налогового учета предприятия используют метод начисления.
Налог на прибыль широко применяется в практике налогообложения в странах с рыночной экономикой и играет важную роль в развитии государства. Налог на прибыль позволяет государству активно влиять на экономические процессы посредством успешного применения налоговых рычагов. Этот налог достаточно эффективно используется при регулировании инвестиционной активности, развитии малого бизнеса, привлечении в страну иностранного капитала путем предоставления государством разных льгот и установления налоговых ставок.
Регулирующая роль налога на прибыль в настоящее время прослеживается не четко, поскольку действующий механизм исчисления и взимания налога отвечает принципу нейтральности налогообложения. В частности, практически отсутствуют какие-либо послабления, носящие отраслевой характер.
С 1 января 2002 года в связи с введением в действие главы 25 НК РФ льготы по налогу были отменены, с одновременным введением новой амортизационной политики и снижением ставки налога с 35 % до 24 %. Начиная с 2006 года для плательщиков налога на прибыль введена амортизационная премия, позволяющая включать в состав расходов произведенные затраты на капитальные вложения в размере не более 10 % — с 2006 года и не более 30 % — с 2009 года первоначальной стоимости основных средств или расходов, понесенных в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, а также частичной ликвидации основных средств. С 2008 года веден дополнительный повышающий коэффициент (не более 3) в отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. С 2009 года в целях стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности предприятий радикальным изменениям был подвергнут нелинейный метод начисления амортизации.
Как известно, этот налог относится к федеральным налогам, однако, перечисляется организациями в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ. Причем основная часть налога зачисляется в бюджеты субъектов РФ. В 2010 году налог на прибыль организаций составил 23% в поступлениях администрируемых Федеральной налоговой службой России доходов в консолидированный бюджет РФ. В федеральный бюджет поступило 255 млрд. руб. В консолидированные бюджеты субъектов РФ зачислено 1789,6 млрд. руб.
Вывод: налог на прибыль организаций занимает важное место в налоговой системе РФ, позволяет государству активно влиять на развитие экономики, а также является одним из основных доходообразующих налогов.
2 Плательщики, ставки и льготы по налогу на прибыль
Кто платит налог на прибыль:
- †’ Р’СЃРµ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ юридические лица (РћРћРћ, Р—РђРћ, РћРђРћ Рё РїСЂ.);
Кто не платит налог на прибыль:
- Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД) или являющиеся плательщиком налога на игорный бизнес;
- Центральный банк РФ и его учреждении по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения;
- Организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр;
- Участники проекта «Инновационный центр «Сколково»;
- FIFA и дочерние организации FIFA.
Ставка по налогу на прибыль — основная 20% и из них:
2% в федеральный бюджет,
18% в бюджет субъекта РФ.
Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%. Налоговым кодексом РФ установлены, кроме основной, еще и специальные ставки на прибыль: 30%, 20%, 15%, 13%, 10%, 9%, 0%.
Льготы — практически все отменены. Сохранились льготы по благотворительной деятельности в рамках целевых программ. Не являются налогоплательщиками по налогу на прибыль бюджетные организации, государственные организации и учреждения.
Так например, льготы по налогу на прибыль организаций на территории Архангельской области установлены областными Законами от 02.07.2013 №708-41-ОЗ и от 24.06.2009 № 52-4-ОЗ (Приложение 2).
На сегодняшний день в российской налоговой системе функционирует около 200 различных льгот и преференций по налогу на прибыль и другим налогам. Несмотря на то, что предоставление льгот не предполагает прямого расходования бюджетных средств, следует считать их «налоговыми расходами» бюджетной системы Российской Федерации.
Вывод: налог на прибыль — это очень сложная экономическая категория, которая закреплена законодательно. Поступления от налога на прибыль занимают одно из ведущих позиций в доходах и бюджета и его роль в регулировании имеет общенациональное значение, как для государства, так и для налогоплательщиков — предприятий и организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе мы провели исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямого налогообложения в бюджетной системе Российской Федерации. И для достижения указанной цели решили
- Выявили основные черты прямого обложения в Российской Федерации, рассмотрели понятия субъекты и объекты налогов, обозначили роль прямых налогов в доходах государственного и местного бюджетов.
- Описали все виды прямых налогов, раскрыли их специфические особенности и экономическое содержание, определили значение данных платежей в экономической политике государства.
- Изучили экономическое содержание налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций, кто является плательщиками данных налогов, ставки и льготы при обложении этими налогами.
- Обосновали регулирующую роль налога на прибыль в экономике государства, обозначили налоговые реформы по налогу на доходы физических лиц.
Еще раз повторимся — в настоящее время прямые налоги в РФ являются основным стабильным и постоянным источником формирования бюджетов всех уровней. Налоговые доходы федерального бюджета представлены достаточно большим количеством прямых налогов: налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсам, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и т.д.
Положительная динамика поступлений от указанных налогов вызвана ростом деловой активности российских предприятий, увеличением их прибыли, ростом заработной платы, легализацией выплат, а также ростом добычи нефти и газа, и среднегодового курса доллара и евро.
Таким образом, в современной России сегодня в конечном итоге система мобилизации прямых налогов в бюджетную систему РФ для гражданина должна обеспечить:
- Ø установление налогового бремени соразмерного платежными способностями населения;
- Ø прозрачность налоговой системы, в том числе в части контроля за расходованием средств, поступающих в бюджет в виде обязательных платежей;
- Ø создание партнерских отношений с государством, основанных на принципе взаимности прав и обязанностей;
- Ø возможность влияния на налоговую политику государства.
Для государства должна обеспечить:
- Ø формирование налоговой системы, реально способствующей повышению экономической активности всех участников экономического процесса;
- Ø обеспечение бюджетов всех уровней надежными источниками доходов;
— Ø установление единой системы налогового администрирования в рамках единой вертикали власти.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
— Бюджетный кодекс Российской Федерации (ред. от 01.01.2015): федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс».
— Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) (ред. от 29.12.2014): федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс».
— Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) (ред. от 29.12.2014): федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс».
— О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов: федеральный закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс».
— О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (ред. от 22.12.2014): федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс».
— О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации (ред., внесенная в ГД ФС РФ): проект Федерального закона по состоянию на 15.10.2014 № 623874-6// СПС «КонсультантПлюс».
— Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 27.12.2009 № 379-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс».
— О налоговых льготах отдельным организациям и о внесении дополнений в статью 2 областного закона «О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью 2 Налогового Кодекса РФ и внесении изменении в некоторые законодательные акты Архангельской области: областной закон от 02.07.2013 №708-41-ОЗ// СПС «КонсультантПлюс».
— О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области (ред. от 22.04.2014): областной закон от 24.06.2009 № 52-4-ОЗ// СПС «КонсультантПлюс».
— О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций: Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1995 г № 37 // Сборник нормативных актов. — М.: Геис, 1996.
— О местном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Решение Совета депутатов Северодвинска от 12.12.2014 № 105/ Бюллетень нормативно-правовых актов МО «Северодвинск»// «Вполне официально» от 20.12.2014 № 127-130.
— Семенихин, В.В. Налог на прибыль организаций, доходы и расходы: 3-е изд., перераб. и доп./ / В.В. Семенихин. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014. — 1984 с.
— Гладкова, М.В. О проблеме соотношения налоговых преступлений и иных правонарушений в сфере налогообложения: Вестник Самарской гуманитарной академии. Научный журнал. Серия: «Право» [Электронный ресурс] М. В. Гладкова.- Выпуск № 1, 2010.- Режим доступа: htpss//samgum.ru/Vestnik/Вестник СаГА_право_2010-01/116-119.pdf /
— Динамика налоговых поступлений в бюджетную систему РФ [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Москва: ФНС России, 2015. — Режим доступа: URL: http://analytic.nalog.ru/
15. Глоссарий [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Москва: ЗАО Группа компаний «РУССКОНСАЛТ», 2014. — Режим доступа: <http://www.rusconsult.ru/common/glossary/?word/>
— Сведения о ходе исполнения местного бюджета [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Северодвинск: Администрация муниципального образования «Северодвинск», 2015. — Режим доступа: <http://www.severodvinsk.info/>
Приложение 1
Нормативы распределения доходов от прямых налогов по уровням бюджетной системы РФ
Налоги |
Федеральный бюджет |
Региональный бюджет |
Местный бюджет |
Налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет |
100% |
||
налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации |
100% |
||
налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) |
100% |
||
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации |
20% |
80% |
|
налог на доходы физических лиц |
70% |
30% |
|
Налог на имущество организаций |
100% |
||
Налог на имущество физических лиц |
100% |
||
налог на игорный бизнес |
100% |
||
транспортный налог |
100% |
||
земельный налог |
100% |
||
земельного налога, взимаемого на межселенных территориях |
|||
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) |
100% |
||
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) |
95% |
5% |
|
налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых |
100% |
||
налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) |
40% |
60% |
|
налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации |
100% |
||
налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов |
100% |
||
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) |
100% |
||
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) |
95% |
5% |
|
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции |
100% |
||
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) |
20% |
80% |
|
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) |
20% |
80% |
|
сбора за пользование объектами животного мира |
100% |
||
Водный налог |
100% |
||
единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет |
100% |
||
налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
90% |
||
налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
90% |
||
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
90% |
||
единого сельскохозяйственного налога |
30% |
60% |
|
государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 Бюджетного Кодекса) |
100% |
||
государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) |
100% |
||
государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов |
100% |
||
государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) |
100% |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Льготы по налогу на прибыль в Архангельской области
Условия применения пониженной ставки |
Ставка налога |
— участник КГН — основной вид экономической деятельности: «Добыча алмазов» (код 14.50.22) «Оптовая торговля драгоценными камнями» (код 51.56.3) |
13,5 |
Для организаций, осуществившим после 1 января 2009 года вложения для производственных целей (для целей собственного производства на территории Архангельской области товаров (работ, услуг), которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли). Виды экономической деятельности: «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство»; «Рыболовство, рыбоводство»; «Добыча и агломерация торфа»; «Добыча и обогащение алюминийсодержащего сырья (бокситов и нефелин-апатитовых руд)»; «Разработка каменных карьеров»; «Добыча гравия, песка и глины»; «Обрабатывающие производства»; «Производство электроэнергии»; «Передача электроэнергии»; «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)»; «Сбор, очистка и распределение воды»; «Деятельность гостиниц»; «Деятельность пансионатов, домов отдыха и т.п.»; «Деятельность водного транспорта»; «Транспортная обработка грузов и хранение»; «Прочая вспомогательная деятельность водного транспорта»; «Деятельность терминалов (аэропортов и т.п.), управление аэропортами»; «Организация комплексного туристического обслуживания»; «Организация перевозок грузов»; «Сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества»; «Деятельность в области спорта». Сумма вложений — не менее 50 миллионов рублей в течение года (двух календарных лет подряд): — если суммарный прирост балансовой стоимости основных фондов организации в результате осуществленных вложений начиная с первого числа календарного года периода осуществления вложений составил от 30 процентов включительно до 50 процентов; — если суммарный прирост балансовой стоимости основных фондов организации в результате осуществленных вложений начиная с первого числа календарного года периода осуществления вложений составил от 50 процентов включительно до 75 процентов; — если суммарный прирост балансовой стоимости основных фондов организации в результате осуществленных вложений начиная с первого числа календарного года периода осуществления вложений составил более 75 процентов включительно. |
16,5 15,0 13,5 |