«Технология работы в малых группах на х информатики»

Информатика и ИКТ, одни из самых молодых, но не малозначимых предметов в современной школе. Это обусловлено рядом факторов, важнейшим из которых является то, что мы живем в век информационных технологий, которые являются уже не новинкой, а частью жизни современного человека.

В условиях действующих ФГОС, ведущей целью учителя информатики и ИКТ, является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.

Актуальность, Цель работы

1. Изучить особенности современных уроков информатики и ИКТ;

2. Определить эффективные формы и методы работы на уроках информатики и ИКТ;

3. Проанализировать опыт учителей информатики, реализующих технологию работы малых группах;

4. Разработать комплекс занятий по информатике и ИКТ, основанных на методе работы в малых группах.

Объект исследования – урок информатики и ИКТ в современной школе. Предмет исследования – эффективные методы и формы работы на уроках информатики и ИКТ.

методы исследования

Теоретическая и практическая значимость работы

1. Специфика работы в малых группах на уроках информатики

Урок – это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания [7, c .90].

О.Н. Гурьянова [2] определяет новизну современного урока информатики, в условиях введения стандартов второго поколения [1].

Она полагает, что основными требованиями к современному уроку являются:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

  • урок должен быть проблемным и развивающим, учитель сам должен быть нацелен на сотрудничество с учениками и уметь управлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

  • вывод делают сами учащиеся.

Следует отметить, что согласно примерной программе по учебным предметам [11], предпочтения отдаются индивидуальным и групповым формам работы.

48 стр., 23995 слов

Оценка эффективности деятельности малого предприятия (на примере ...

... предприятия, рассчитываются коэффициенты ликвидности и показатели финансовой устойчивости. Целью работы является оценка эффективности деятельности малого предприятия. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: раскрыть ... оно в большой степени определяет роль малого бизнеса. В западных странах создаются специальные экономические условия для того, чтобы перспективные ученые, инженеры, ...

По мнению Е.Б. Смирновой [8, с.178], в новой образовательной парадигме, в центре обучения находится личность учащегося. Другими словами ученик – субъект познавательной деятельности, а не объект педагогической деятельности. Поэтому методы, используемые на уроке информатики и ИКТ, должны стимулировать учащихся к самостоятельному приобретению знаний, опыта использования ИКТ в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности.

Распределим ведущие методы обучения информатики и ИКТ, относительно роли ученика (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Методы обучения на уроках информатики и ИКТ

Методы, где ученик выступает объектом педагогической деятельности, также могут быть эффективны, если учитель будет комбинировать их с разными формами работы (Рисунок 2) .

Рисунок 2 – Формы обучения на уроках информатики

Индивидуальные формы работы имеют свои достоинства и недостатки. Индивидуальная форма организации деятельности учащихся дает возможность индивидуализировать процесс обучения и воспитания, учитывать особенности учащихся, формирует опыт самостоятельной познавательной деятельности, потребность и готовность к самообразованию, способствует воспитанию самостоятельности, организованности учащихся.

Индивидуальная форма организации деятельности учащихся имеет также свои недостатки: она ограничивает общение учащихся и возможность участия в коллективных достижениях.

В отличие от индивидуальной, групповая форма работы, направлена как раз на:

  1. приобретение навыков учащимися навыков совместного планирования деятельности;

  2. распределение обязанностей взаимопомощи;

  3. развитие нравственных качеств учащихся;

  4. воспитание ответственности, взаимного уважения.

Следует отметить, что говоря о групповой форме работы на уроке, мы подразумеваем технологию работы в малых группах. Известно, что групповое обучение − это использование малых групп (3–7 человек) в учебном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведёт к взаимному обогащению.

Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие учащихся осуществляется, на партнёрской основе. Это создаёт комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.

В рамках технологии работы в малых группах, учитель создает условия для формирования учеников компетенций. Как отмечает Г. А. Цукерман, «репродуктивная школа выращивает в лучшем случае информированных людей, хорошо решающих кроссворды, но беспомощных в новой ситуации, не приспособленных жить в нынешнем быстро меняющемся мире без постоянного руководства, надзора и опеки» [14].

7 стр., 3059 слов

Отходы в доходы. Проектная работа учащихся (8 класс)

... отходами. А отходы можно превратить в доходы! Любое даже самое маленькое предприятие, при правильном подходе и выборе нужного оборудования сможет превратить свои отходы в доходы. В ... урн и контейнеров для мусора – 5% Плохая работа дворников – 2% Отсутствие четкой системы сбора и ... истощенные месторождения руды, сократить затраты топлива на выплавку важнейших металлов, а также существенное сокращение ...

В эпоху постиндустриального, информационного общества применение технологии работы в малых группах, приобретает особую значимость. Грамотно организованная групповая работа, с одной стороны, способствует развитию личности учащегося, раскрытию его природных способностей, активизации его познавательной мотивации, а с другой, требует от учителя отказа от стереотипов репродуктивной школы и готовности к обновлению профессиональной деятельности.

2. Исследование опыта учителей информатики, реализующих технологию работы малых группах

Для подтверждения эффективности технологии работы в малых группах, был проведен анализ опыта учителей информатики и ИКТ. Рассмотрим подробнее.

Т.А. Пашковская [9], определяет, что технология работы в малых группах, на уроках информатики, это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами, при недостаточном количестве компьютеров и т.д. Эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе программистов, работающих над одной задачей.

При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами.

П.А. Магомедова (учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ №20 г. Минеральные Воды), считает, что «в современном деловом обществе важны не только личные качества, но и умение работать в команде» [6].

Для развития коммуникативных навыков, которые требуют от современного выпускника школы, П.А. Магомедова использует различные методы и приемы, в том числе и методику организации работы учащихся в малых группах.

Работа в классе, по мнению П.А. Магомедовой, должна быть организована так, чтобы стимулировать и поощрять взаимодействие между учениками.

При этом цель организации совместной учебной работы детей: должна быть комплексной, и включать в себя следующие компоненты:

  1. эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;

  2. возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;

  3. опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирование – рефлексия.

Особое внимание необходимо уделять способу формирования групп (табл. 1).

Таблица 1

Способы формирования малых групп

С.Н. Правило (учитель математики и информационных технологий), определяет, что форма работы в малых группах имеет ряд достоинств. Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний [10].

Однако педагог замечает, что « l ля такой работы необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его в разных аспектах, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников».

22 стр., 10691 слов

Технологии интерактивных форм обучения

... и становления технологий интерактивного обучения в отечественной системе образования, можно заметить, что всплеск развития и использования в России активных и интерактивных методов обучения приходится на ... период масштабного реформирования школьного образования в 20-е годы XX века. Особо стоит отметить проектный метод, лабораторно-бригадный метод, работу ...

Е.М. Соловьева (учитель информатики Лицея №84, г. Новокузнецка), определяет, что работа учитель, должна позволять ученикам «самостоятельно мыслить, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи» [12].

Для достижения этой цели Е.М. Соловьева предлагает использовать комбинированные технологии, а именно технологию работу в малых группах и метод проектов.

В общем понимании метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Проекты, выполняемые на уроках, краткосрочные, а также средней продолжительности, которые разрабатываются на нескольких занятиях. Такие проекты выполняются при изучении тем: «Программирование на языке «Turbo Pascal», «Графика языка Turbo Pascal», «Логические функции MS Excel», «Использование текстового процессора MS Word как издательской системы», «Создание презентаций с помощью PowerPoint», «Системы управления базами данных MS Access». Проекты выполняются в соответствующих средах, которые используются в качестве компьютерных инструментальных средств информационного моделирования. Знания и умения, полученные при изучении курса, станут арсеналом искусства моделирования в широком смысле этого слова.

Анализ педагогического опыта учителей информатики и ИКТ, в использовании технологии работы в малых группах на уроках информатики, позволил сделать следующие выводы:

  1. Занятия, основанные на работе учеников в малых группах, имеют ряд крупных преимуществ:

  1. во-первых, это психологический аспект – при работе в группах ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы; осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль;

  2. во-вторых, упрощается процедура проверки работы учителем (вместо 12–14 работ ему нужно проверить 3-6 групповых отчетов).

  1. Вместе с тем, у такой работы есть недостатки, понимание которых необходимо для их преодоления:

  1. часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т. е. будет несправедливой;

  2. неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки;

  3. в практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения учениками всеми практическими навыками, на развитие которых нацелена работа.

  1. Состав группы должен зависеть от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

    29 стр., 14174 слов

    Инновационные технологии обучения, их роль в активизации познавательной ...

    ... педагогическая деятельность будет иметь инновационную направленность, если внедрение инновационных процессов даст видимый результат в активизации познавательной активности у учащихся в начальные школы. К цели же дипломной работы ... и эффективности применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в ... Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные ...

  2. Через технологию работы в малых группах можно стимулировать развитие личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий, как того и требуют новые ФГОС, развивать познавательный интерес к информатике, получение прочных, качественных знаний.

3. Описание собственного опыта по применению технологии работы в малых групп на уроках информатики

В собственной педагогической деятельности, я часто использую технологию работы в малых группах. Я полагаю, что наиболее эффективной данная технология является на уроках изучения нового материала.

Для установки эффективности технологии работы в малых группах на уроке информатики, было проведено исследование, состоящее из трех этапов (табл. 2).

В исследовании приняло участие два 8 класса (по 24 ученика).

Таблица 2

Этапы исследования

  • в 8-а классе (с использованием традиционной – лекционной формы работы)
  • в 8-б классе (с использованием технологии работы в малых группах)

3

Контролирующий эксперимент

Установить в каком классе уровень знаний по теме «Устройство компьютера» выше

Материалы тестирования представлены в Приложении 1.

Результаты входящего тестирования представлены на Рисунке 3.

Как видно из диаграммы, и в 8-а и в 8-б классах, установлен примерно одинаковый уровень знаний об устройстве компьютера. Большинство детей, получили отметку «3».

На формирующем этапе эксперимента, с учениками 8-а класса, было проведено 2 урока, в формате интерактивной лекции. Конспект занятий с учениками 8-б класса (с использованием технологии работы в малых группах), представлен ниже.

Рисунок 3 – Результаты тестирования «Устройство компьютера», на констатирующем этапе исследования

Разработка уроков по теме: «Устройство компьютера»

Время: 2 часа

Класс: 8

Цель урока для учителя — позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Цель урока для ученика — получить представление о внутренних компонентах компьютера

Планируемые результаты:

Ученики будут знать:

  • Правила безопасности при работе с внутренними компонентами компьютера;

  • Основные компоненты компьютера и их назначения;

Ученики будут уметь:

  • Распознавать по внешнему виду внутренние компоненты ПК

  • Устанавливать компоненты ПК

Краткое содержание

  1. Знакомство с основными компонентами ПК и их назначением

  2. Знакомство с правилами безопасности при работе с компонентами компьютера

    10 стр., 4852 слов

    Курсовая работа место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

    ... целью работы является исследование места и роли малых предприятий в экономическом развитии общества. Исходя из цели, можно обозначить следующие задачи курсовой работы: дать теоретическое обоснование сущности и функций малых предприятий; раскрыть и описать отличительные черты малых предприятий; изучить и изложить влияние малых предприятий на социальноэкономическое положение в ...

  3. Практическая работа «Собери компьютер»

Общие требования к работе:

Результатом данной работы должен быть собранный из отдельных комплектующих компьютер.

  1. В ходе практической работы должны соблюдаться правила безопасности.

  2. Задание 1 (заполнение таблицы) должно быть выполнено без вспомогательного материала (если вы претендуете на оценку 5)

  3. После выполнения задания 2 компьютер должен заработать

1 час

Тип урока: лекция

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Постановка проектной задачи (Сегодня вы должны изучить основные компоненты компьютера и научиться устанавливать компоненты ПК. Результатом вашей работы будет собранный из отдельных комплектующих компьютер.)

  3. Знакомство с основными компонентами компьютера (лекция с демонстрацией отдельных комплектующих)

  4. Демонстрация внутренних компонентов ПК на примере системного блока со снятой крышкой корпуса.

  5. Знакомство с правилами безопасности при работе с компонентами компьютера (Читаем по цепочке в начале урока)

  6. Общие требования к практической работе (обговариваются требования).

2 час

Тип урока: практическая работа в группах.

Ход урока

1) Класс делится на 6 групп (по 4 человека).

Каждой группе предлагается выполнить следующие задания:

2) Задание №1

Учащимся предлагаются отдельные, пронумерованные комплектующие. Необходимо определить каждое устройство и заполнить таблицу, написав номер соответствующего устройства и его назначение. Если возникают трудности, то можно воспользоваться Приложением 2 и собственными записями с первого урока.

После правильного выполнения задания 1 каждой группе предлагается собрать компьютер. Для этого каждой группе выдаются корпус системного блока и снятые основные компоненты компьютера, которые необходимо правильно соединить, чтобы компьютер заработал. В помощь каждой группе раздаётся вспомогательный материал (Приложение 2).

4) После установки компонентов и разрешения преподавателя включите компьютер. Работает ли он? Если да – поздравляем с успешным выполнением задания. Если же компьютер не включается, то позовите на помощь кого-нибудь из других учащихся или преподавателя и попробуйте разобраться, что было сделано не так.

5) Подведение результатов и выставление оценок.

Правила безопасности при работе с компонентами компьютера

бедитесь, что питание компьютера отключено

  1. Перед работой с внутренними компонентами компьютера необходимо заземлиться. Для этого воспользуйтесь специальным заземляющим браслетом или прикоснитесь к массивному ме таллическому предмету.

  2. Блок питания компьютера и монитор сохраняют остаточный электрический заряд даже в те чение нескольких дней после выключения. При работе с этими устройствами тщательно соблю дайте инструкции по их обслуживанию. Не ка сайтесь металлическими предметами деталей блока питания, пользуйтесь только специаль ными инструментами для электротехнических работ (например, отвертками с рукояткой из изолирующего материала).

    15 стр., 7071 слов

    Малое торговое предприятие

    ... первичной документации, возникающей как в отделе менеджмента, так и в самой бухгалтерии предприятия, ее группировки; работы с банком, обслуживающим предприятие, по системе « ... решения конкретных задач: вертикальная интеграция - объединение компьютеров одного производителя; горизонтальная интеграция - объединение частей компьютеров разных производителей Возможность настройки АСОЭИ. 2. Надежность ...

  3. Не касайтесь руками микросхем, берите платы только за их края в местах, где отсутствуют про водящие дорожки и провода.

  4. Не принимайте пищу рядом с компьютером. Даже мельчайшие кусочки еды и капли напит ков, попав внутрь компьютера, могут повредить его.

  5. Инструмент и мелкие детали всегда следует класть в специальные контейнеры, иначе их лег ко уронить и потерять.

  6. Не вставляйте платы и кабели силой. Если не по лучается установить компонент легким нажати ем, то, возможно, вы делаете это неправильно. Ваши движения должны быть уверенными, но не более того: чрезмерным усилием легко повредить материнскую плату и вывести из строя весь компьютер.

Контролирующий эксперимент был проведен через неделю. Это позволило установить действительную эффективность используемых форм и методов работы. Результаты представлены на Рисунке 4.

В 8-а классе 10 детей из 24 показывают результаты «3» и «2». Когда в 8-б, на «3», справились только 6 детей.

Высший балл в 8-а классе, был установлен только у двух учеников. В 8-б, оценка «5», была зафиксирована у 7 учеников.

Рисунок 4 – Результаты тестирования «Устройство компьютера», на контролирующем этапе исследования

В результате проведенного исследования, была установлено, что использование технологии работы в малых группах на уроках информатики, позволяют повысить результаты освоения программы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования, мы доказали, что современные педагоги, выбирая формы и методы работы на уроках информатики, особе внимание уделяют достижению цели, а именно содействию формирования личности, способной жить в условиях информационного общества.

Цель работы – определить технологии организации работы в малых группах на уроке информатики и ИКТ, как одной из наиболее эффективных в современной школе была достигнута.

В процессе работы над исследованием, мы решили ряд задач:

1. Изучить особенности современных уроков информатики и ИКТ;

2. Определить эффективные формы и методы работы на уроках информатики и ИКТ;

3. Проанализировать опыт учителей информатики, реализующих технологию работы малых группах;

4. Разработать комплекс занятий по информатике и ИКТ, основанных на методе работы в малых группах.

Изучение теории позволило определить, что занятия, основанные на работе учеников в малых группах, имеют ряд крупных преимуществ:

23 стр., 11239 слов

Использование инновационных технологий на х английского языка

... информационные технологии в процессе изучения иностранных языков. Объектом дипломной работы является процесс обучения английскому языку. Целью дипломной работы является рассмотрение инновационных педагогических технологий в обучении английскому языку. Задачами дипломной работы является: рассмотрение теоретических аспектов использования инновационных педагогических технологий в процессе обучения ...

  1. во-первых, это психологический аспект – при работе в группах ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы; осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль;

  2. во-вторых, упрощается процедура проверки работы учителем (вместо 12–14 работ ему нужно проверить 3-6 групповых отчетов).

Было установлено, что состав группы должен зависеть от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Было установлено, что популярность использования технологии работы в малых группах обусловлена ее многофункциональностью. Через технологию работы в малых группах можно стимулировать развитие личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий, как того и требуют новые ФГОС, развивать познавательный интерес к информатике, получение прочных, качественных знаний.

Кроме того, эффективность использования технологии, была доказана на практике. В результате исследования (таблица 2), был проведен формирующий эксперимент, где были представлены авторские разработки урока по теме «Устройство компьютера», с применением технологии работы в малых группах.

Результаты контролирующего эксперимента позволили утверждать, что использование технологии работы в малых группах на уроках информатики, позволяют повысить результаты освоения программы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект / Российская академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2009. — 40 с. — (Стандарты второго поколения).

  2. Гурьянова О.Н. Изучение информатики в условиях ФГОС. Электронный ресурс: ИTO-Ростов. URL:

  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М.: Академия, 2001. – 192 с.

  4. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 368 с.

  5. Лапчик М.П., Семакин И.Г. Теория и методика обучения информатики. – М.: 2008. – 592 с.

  6. Магомедова П.А. Методика организации работы в группах на уроках информатики и ИКТ. URL: http://magomedova.netfolio.ru/files/c8254a08-6037-4ea7-828f-c6f6a2212c01.pdf

  7. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 272 с.

  8. Орлов А.А. Социально-экономическая эффективность результатов исследований молодых ученых в области образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014.

  9. Пашковская Т.А. Формы и методы обучения информатике, 2012. Электронный ресурс: nsportal . URL :

  10. Правило С.Н. Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики и информатики. Электронный ресурс : festival.1september. URL: http://festival.1september.ru/articles/500078/

    38 стр., 18830 слов

    Дипломной работы ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

    ... В. Петти, Ф. Кенэ, Д. Риккардо. Однако, используя данный термин, они Евдокимова Т.В. Анализ генезиса теоретических подходов к понятию и оценке эффективности // Вестник Томского государственного ... Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга", Приказ ЦТУ от 20.02.2015 №81 «Об аналитических показателях эффективности деятельности ...

  11. Примерные программы по учебным предметам. Информатика и ИКТ. 7-9 классы: Проект. — М.: Просвещение, 2010. — 32 с. — (Стандарты второго поколения).

  12. Соловьева Е.М. Проектная деятельность на уроках информатики (из опыта работы учителя информатики Лицея № 84 г. Новокузнецка).

    Электронный ресурс : festival.1september. URL:

  13. Софронова Н.В. Методика преподавания информатики. – Чебоксары: ЧГПИ, 1997. – 158 с.

  14. Цукерман Г.А. Учебное сообщество – путь к учебной самостоятельности. Электронный ресурс: URL:

  15. Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Развивающая информатика. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 208 с.

Приложение 1

Тест

Установите соответствие между комплектующими компьютера и их названием

Приложение  1

Дисковод

Приложение  2

Процессор

Приложение  3

Радиатор

Приложение  4

Кулер

Приложение 2

Основные комплектующие компьютера

Приложение  5

Приложение  6

Приложение  7 Приложение  8Приложение  9Приложение  10Приложение  11Приложение  12Приложение  13Приложение  14

Материнская платаПриложение  15

Приложение  16