Курсовая работа место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Актуальность темы. Рaзвитие мaлых форм предпринимaтельства имеет большое знaчение для успешного функционирования экономики любого развитого государства. Блaгодаря совершенствованию малого предпринимательствa совершается экономический рост, ускорение научнотехнического прогрессa, насыщение рынка товарами необходимого качества, то есть решaются многие актуальные экономические, социaльные и другие проблемы. Роль мaлого бизнесa в хозяйственной деятельности страны также велика, так как малые предприятия позволяют расширить сферу приложения труда, создавать возможности для реализации предпринимательской деятельности населения, приложения творческих сил, стимулировать развитие семейного бизнеса, снизить социальную напряженность и обеспечить ресурсосберегающий экономический рост. Как показывает опыт, мaлые предприятия эффективны в потребительской сфере, производстве отдельных узлов и полуфабрикатов, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям, в определенных случаях в наукоемких видах производства. Также мaлый бизнес характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Для экономики в целом деятельность мaлых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнесa специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстaновке. Главной целью работы является исследование места и роли малых предприятий в экономическом развитии общества. Исходя из цели, можно обозначить следующие задачи курсовой работы:

  • дать теоретическое обоснование сущности и функций малых предприятий;
  • раскрыть и описать отличительные черты малых предприятий;
  • изучить и изложить влияние малых предприятий на социальноэкономическое положение в стране;
  • привести пример воздействия малых предприятий на экономическое развитие страны.

Объектом работы является исследование значения малых предприятий для экономического развития общества. Предмет данной работы – совокупность методов, процессов и связей, характеризующих поведение субъектов рыночной экономики в ходе реализации малого предпринимательства в экономическом развитии общества. Теоретическая база исследования – основные теоретические подходы, школы и концепции, раскрывающие сущность малого предпринимательства и экономическое содержание, его структурные элементы. Методологической базой исследования послужили выработанные экономической наукой методы и приемы научного исследования: общенаучные – историко-логический метод, метод научных абстракций, анализ и синтез; и частные – статистический метод, наблюдений и сбора фактов. Эмпирическая база исследования — учебники по экономическим дисциплинам, прежде всего, по экономической теории, монографии по проблеме исследования, публикации в периодических экономических изданиях, Интернетресурс. Структура курсовой работы представляет собой введение, две главы, заключение и список использованной литературы. 1 Kонцeптyальные oсновы изучения места и роли малых предприятий экономическом развитии общества

17 стр., 8007 слов

Адаптация предприятия к работе в рыночных условиях

... и реализации приоритетов. Целью курсовой работы является изучение на основании исследования литературных источников и практики работы предприятия способности предприятия к адаптации в изменяющихся условиях функционирования, в частности, в рыночных условиях. Для достижения названной цели в работе решены следующие задачи: рассмотрено ...

1.1 Понятие, сущность и функции малых предприятий

Малое предпринимательство (или иначе его называют малым бизнесом) является важным субъектом экономической системы Российской Федерации. Он имеет большое значение как для формирования самой структуры экономики страны, так и для ее развития. Кроме того, надо сказать о том, что малое предпринимательство выполняет ряд важным социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции в стране, участие в формировании бюджетов всех уровней и так далее. Для того, чтобы наиболее полно рассмотреть сущность и значение малого предпринимательства для экономики России, необходимо для начала определить, что скрывается за самим понятием «малое предпринимательство». Малое предпринимательство — сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие. Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала. Кроме того, численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
  • в оптовой торговле – 50;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;

— в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50. Малое предприятие обязательно является государственным или арендным, частным или действующим на основе какой-то иной формы собственности. Его деятельность регулируется уставом, утвержденным учредителем. Оно обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается выпускаемой продукцией, прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, самостоятельно определяет формы, системы и размеры оплаты труда. По инициативе работающих и с согласия собственника имущества такое предприятие может быть создано (выделено) из состава действующего, одного или нескольких структурных подразделений (цехов, участков), а также создано вновь. Им предоставляются определенные льготы по налогообложению. Оснащенные необходимыми средствами производства, малые предприятия обладают высокой маневренностью и способностью быстро осваивать технические и технологические новинки, адаптироваться в условиях меняющегося спроса.

9 стр., 4398 слов

Оподаткування доходів фізичних осіб. Спрощена система оподаткування ...

... значні можливості для платників у заниженні оподатковуваного доходу і в ухиленні від сплати податку. Особливо це стосується оподаткування доходів від підприємницької діяльності. Платниками прибуткового податку ... в Україні є фізичні особи незалежно від віку, громадянства, ...

Рациональное их сочетание с предприятиями крупными позволяет полнее учесть интересы и возможности потребителей отдельных областей (регионов) в различных видах продукции, экономические и другие требования. Развитие сети малых предприятий направлено на демонополизацию народного хозяйства, ускоренное внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, товарно-денежную сбалансированность рынка, социальную переориентацию производства. Малые предприятия могут образовываться: государственными органами, уполномоченными управлять имуществом, юридическими лицами, а также гражданами, членами их семей и другими, совместно ведущими хозяйственную деятельность. Важно отметить, что согласно российскому законодательству к субъектам малого бизнеса относятся также предприниматели без образования юридического лица, так как к ним применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия представляется автору очевидным. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.

Дело в том, что универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно определять предприятия по видам, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке. Многопрофильные малые предприятия, которые осуществляют несколько видов деятельности, определяются по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли. В этой связи становится очевидным, что для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам. К основным функциям малого предпринимательства относятся: инновационность, противодействие монополизму и поддержание нормальной конкурентной среды, противодействие безработице и создание новых рабочих мест, повышение совокупного дохода широких слоев населения и соответственно расширение потребительского спроса, повышение профессиональной активности, взращивание предпринимательских навыков, духа, традиций как очень существенного института гражданского общества, формирование среднего класса как основы социально-политической стабильности нации.

Инновационная компонента присутствует во многих направлениях деятельности малого бизнеса. Субъекты малого предпринимательства оказываются своего рода «губкой», впитывающей и распространяющей на локальных рынках производственные и бизнес-идеи, уже успешно реализованные в других странах, регионах. В такой инновационной деятельности малые предприятия за счет своей гибкости обычно опережают крупные предприятия. Очевидна большая польза для национальных хозяйств от всей инновационной деятельности малого бизнеса. Крайне важно для национальной экономики то, что малые предприятия стимулируют конкуренцию в сферах деятельности крупного бизнеса, противодействуют монополизму. Инновационность и гибкость малых предприятий, высокий уровень конкуренции в самой сфере малого бизнеса позитивно воздействует на все сферы хозяйственной жизни. В малом бизнесе практически отсутствуют препятствия для межотраслевого и внутриотраслевого перелива капиталов, движения рабочей силы. Малые предприятия, в отличие от крупных, не могут диктовать рынку уровень цен на свою продукцию. При этом любые просчеты крупных предприятий, включая установление и длительное поддержание монопольно завышенных цен, снижение качества, выпуск морально устаревшей продукции, используется субъектами малого бизнеса для выхода на традиционные рынки сбыта продукции крупных компаний и отнятия у них части прибыли.

5 стр., 2473 слов

Формы малого инновационного предпринимательства

... функционирования малого инновационного предпринимательства свидетельствует активная деятельность отечественных инновационных фирм в различных отраслях экономики. Особое место среди малых инновационных предприятий занимают венчурные ... поисковых исследовании силами привлекаемых ученых. Эффективность малой формы предприятия, занимающегося научно-исследовательскими и опытно конструкторскими ...

Тем самым малые предприятия вносят свой позитивный вклад в обеспечение нормальной конкурентной среды в национальной экономике, «подстегивают» крупные предприятия к проведению регулярных модернизаций, к максимальному использованию, внедрению в производство и менеджмент новинок технического прогресса. Малое предпринимательство играет роль социального демпфера. Оно способно вбирать в себя высвобождающуюся (особенно в периоды экономических депрессий) рабочую силу, повышать уровень благосостояния широких слоев населения, укреплять демократические институты общества, социальное партнерство, расширяет средний класс. Тем самым в современном обществе оно в немалой мере обеспечивает общую социальную стабильность как важнейший момент нормального, сбалансированного социального развития страны и ее национального хозяйства.

1.2 Классификация малых предприятий

Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;

— объем оборота (прибыли, дохода).

Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах. Последний путь в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным. Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности. Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений. В зависимости от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике западных стран выделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты.

20 стр., 9932 слов

Проблемы развития малого бизнеса в России

... малого бизнеса в экономике государства; . Выявить основные этапы развития и становления малого бизнеса в России и за рубежом; 3. Проанализировать основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в современной России. 1. Малый бизнес: общая характеристика, .1 Понятие малого бизнеса и его особенности инвестиционный бизнес стимулирование налогообложение Малым бизнесом ...

Малые предприятия первой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой. Предприятия второй группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта. Предприятия третьей группы — так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров. Производственные кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и т.д. — все коммерческие организации, независимо от их организационно-правовой формы, могут относиться к субъектам малого бизнеса, т.е. быть так называемыми «малыми предприятиями». Встречаются случаи, когда осуществляется несколько видов деятельности. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

1.3 Нормативно-правовая база деятельности малых предприятий

Нормативный правовой акт в России является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. Малый и средний бизнес в последние годы становится все более важным элементом в экономике, обеспечивающим активный рост объемов производства, занятости и доходов населения. Поэтому создание правовых, экономических и организационных условий для развития бизнеса является на сегодняшний день одной из важнейших задач всех уровней власти. На сегодняшний день в Российской Федерации приняты и действуют ряд законодательных и нормативных актов, призванных повысить роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии общества, в том числе активизировать их инновационную деятельность. Согласно ст.2 Федерального закона N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и осуществляется этим же ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

22 стр., 10877 слов

Развитие малого бизнеса в России

... вклад малых предприятий в процесс преодоления кризиса российской экономики за счет опережающего развития наукоемких, инновационных форм малого бизнеса, который мог бы заполнить традиционный для России разрыв между научными разработками и коммерческой реализацией их ...

Закон определяет основные понятия, используемые в сфере регулирования отношений по развитию малого предпринимательства, понятие субъектов малого предпринимательства, инфраструктуры поддержки его субъектов, виды и формы такой поддержки. Необходимо отметить, что Федеральный закон № 209-ФЗ в отличие от ранее действовавшего Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», более четко определяет организационно-правовые формы субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, он исключает из их числа государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые и ранее не могли быть малыми предприятиями, поскольку все их имущество находится в государственной или муниципальной собственности соответственно. Кроме того, закон закрепляет возможность получить статус субъекта МП для одной из форм некоммерческих организаций потребительского кооператива, что в Федеральном законе от 14.06.1995 г. № 88ФЗ не было предусмотрено. Следовательно, можно констатировать, что Федеральный закон № 209-ФЗ уточняет перечень организационно-правовых форм субъектов малого и среднего предпринимательства. Новый закон регулирует гораздо более широкую сферу общественных отношений.

Во-первых, как уже отмечалось, его действие распространяется на субъекты не только малого, но и среднего предпринимательства. Во-вторых, новый закон регулирует основы взаимодействия субъектов МП не только с органами государственной власти (федеральными и региональными), но и с органами местного самоуправления, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, составляющими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе № 209-ФЗ определена цель по формированию нормативных правовых механизмов и институтов, обеспечивающих создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечению конкурентоспособности малого предпринимательства, развитию субъектов среднего предпринимательства как основы конкурентной среды, увеличению общего числа действующих субъектов малого предпринимательства, доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать условия для привлечения субъектов малого предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства, способствовать созданию акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Кроме того, им предписано оказывать содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого предпринимательства. Поддержка предпринимательства требует больших затрат, а возможности государственного бюджета весьма ограничены, поэтому большие надежды возлагаются на отечественных и иностранных инвесторов, Федеральная программа предусматривает привлечение российских и зарубежных банков, а также других кредитно-финансовых организаций к финансированию под гарантии Правительства РФ.

2 Анализ места и роли малых предприятий в России

2.1 Особенности развития малых предприятий в России

В современных реалиях малое предпринимательство выступает одной из ключевых фигур в социально-экономическом развитии России. С переходом отечественной экономики к рыночным отношениям в нашей стране появилась необходимость организационных и экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одно из самых важных направлений экономических реформ — развитие малых форм производства. В любой национальной экономике необходимо наличие эффективного и высокоразвитого малого предпринимательского сектора, так как именно от него в значительной степени зависит экономическое и социальное развитие страны. Как подтверждает мировой опыт, предпринимательство — важный элемент рыночной экономики. Государство без него не может развиваться гармонично. Предпринимательство во многом определяет качество валового национального продукта, его структуру, темп экономического роста. Предпринимательство занимает особое место в экономических отношениях, внедряя в них необычные, инновационные подходы и решения. Кроме того, малое предпринимательство помогает в обеспечении занятости значительной части трудоспособного населения, расширяет сферу использования труда, стимулирует проявление инициативы и способствует более полной реализации творческого потенциала работников. Статистические данные свидетельствуют о том, что малое предпринимательство стало заметным явлением в экономике России. В целом за 2010-1016 гг. число малых предприятий в России выросло в 1,69 раза, на 1126 тыс. предприятий [13].

18 стр., 8580 слов

Развитие малого инновационного бизнеса в России и за рубежом

... условием для их практической реализации в Вашем бизнесе является привлечение инновационных инвестиций в достаточном объеме. В силу своей специфики малым предприятиям приходится проявлять большую активность на ... Цикл означает совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени. Жизненный цикл инновации представляет ...

На рисунке 1 продемонстрирована стабильная динамика роста числа предприятий. Рисунок 1 — Динамика количества малых предприятий (в тыс. ед.) в России за 2010-2016 гг. [13]

Существует ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом: — низкий процент венчурной специализации. В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%).

На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли. — низкая легитимность малого бизнеса. Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства. — постоянная нехватка финансирования. Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом. — неустойчивость малого бизнеса. Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.).

21 стр., 10273 слов

Бизнес-план предприятия, методика его разработки (на примере ...

... Бизнес-планирование на предприятии это своего рода разработка визитной карточки фирмы или ее нового направления деятельности. Грамотно составленный бизнес-план дает предприятию стратегию развития, а инвестор получает ответ на ... задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном ...

Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность. Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы [9].

В то же время результативность малого бизнеса в России остается довольно низкой по сравнению с зарубежными странами. Высокий уровень проводимой государственной поддержки в экономически развитых странах способствует созданию единой структуры хозяйствующих субъектов, в которую равноправно входят организации с разными доходами, объемами производства, уровнем кооперирования и специализации [1].

Еще одной особенностью низкой результативности малого бизнеса в России является несовершенство налогового законодательства и, как следствие, неразвитая система разделения труда между крупными и малыми предприятиями [18].

Cложившуюся ситуацию можно объяснить тем, что большая часть малых предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения (УСН) освобождена от уплаты НДС, и взаимодействие с крупными компаниями приведет к увеличению налоговых платежей по НДС для последних. Решение данной проблемы возможно путем замены НДС другим налогом, например, налогом с оборота. Снятие налогового барьера способствовало бы более тесному сотрудничеству малого и крупного бизнеса [6].

Также можно выделить такую особенность, сдерживающую динамичное развитие малого предпринимательства, как рисковый характер. Риски малого предпринимательства возникают в условиях неопределенности и зависят от многих факторов как внешних, так и внутренних: неустойчивость малого бизнеса, юридическая незащищенность малого предпринимательства, политическая и социальная обстановка в стране, нестабильность законодательства, высокие налоговые ставки, несовершенство нормативноправовой базы и многие другие. Наряду с вышеперечисленными можно выделить отдельно общеэкономические факторы, такие как ухудшение условий кредитования, повышение стоимости импортной продукции, используемой в производстве на малых предприятиях, высокий риск неплатежей покупателей, низкий уровень рентабельности, высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса, жесткие условия аренды, проблемы нахождения сбыта рынка продукции, отсутствие интереса к малому бизнесу со стороны серьезных инвесторов и, как результат, криминализация малого бизнеса. В России малый бизнес по сравнению с бизнесом экономически развитых стран, а также по сравнению с крупным бизнесом имеет ряд особенностей, сдерживающих динамическое развитие предпринимательства. Особая роль в развития малого бизнеса отводится государству: поддержка бизнеса должна носить комплексный и стратегический характер и стать новым национальным приоритетом. Для России это особенно актуально, поскольку малый бизнес играет значительную роль в социально-экономическом развитии общества, в решении важнейших задач по обеспечению занятости населения, сохранению стабильности на рынке труда, может стать основным двигателем диверсификации, позволяет наиболее эффективно произвести капитализацию высокого человеческого потенциала страны, способствует повышению производительности труда и конкурентоспособности экономики России.

18 стр., 8778 слов

Формирование конкурентоспособности малого предприятия

... повышению конкурентоспособности предприятия, что подтверждается актом о внедрении. 1. Теоретические основы конкурентоспособности малого бизнеса 1.1 Сущность и роль малого бизнеса в современных условиях В современных условиях малое предпринимательство - серьезная экономическая сила. Именно малые предприятия, деятельность ...

2.2 Проблемы развития малых предприятий в России и пути их решения

Во многих развитых странах, как правило, не существует общего определения того, какие предприятия являются малыми, что совсем не мешает их развитию. Обращаясь к законодательству Российской федерации, в частности, Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» можно сказать, что к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников до ста человек включительно — для малых предприятий, среди которых выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек.

По данным Федерального портала малого и среднего предпринимательства, на конец 2015 года в России было зарегистрировано 2063,1 тыс. малых предприятий, что на 3,0% больше, чем в 2014 году, из них количество микропредприятий составило 1828,6 тысяч, и в сравнении с 2014 годом увеличилось на 3,9% [13].

Следует заметить, что в России на долю малого бизнеса приходится не более 17% ВВП, тогда как в развитых европейских странах малый и средний бизнес производит до 70% ВВП. В период экономического кризиса и выхода из него малое предпринимательство очень сильно нуждается в предоставлении субсидий и поддержке со стороны государства для того чтобы не только сохранить, но и упрочнить свои позиций в экономике страны. Для этого необходима четкая государственная политика, подкрепленная нормативно-правовой базой. К положительным чертам малого бизнеса можно отнести, например, то, что малый бизнес: функционирует на определенном рынке (узком и широком); непосредственно связан с потребителем; быстро реагирует на изменение конъюнктуры рынка; может быть узкоспециализированым в определенном сегменте рынка. Также неоспоримым преимуществом малого бизнеса является возможность открытия своего дела с относительно небольшим начальным капиталом. Главные проблемы развития предприятий малого бизнеса прямо зависят от характера и содержания экономической политики, от его государственной поддержки. В первую очередь, можно сказать, о том, что среди проблем малого бизнеса немалую роль играет конкуренция, то есть крупные фирмы, которые уже заняли рынок продукции, не давая пробиться новым фирмам. В этих условиях новым, развивающимся фирмам сложно развивать свое дело, многие предприниматели обладают ограниченными возможностями в организации сбыта продукции, в организации рекламы и продвижении продукта на рынке. Предприятия, как правило, не имеют достаточных средств для рекламирования своих товаров и услуг. Выставки и ярмарки все чаще становятся для малого бизнеса единственной доступной площадкой, используемой для продвижения своей продукции. Для предпринимательства нужен начальный капитал. Не каждый начинающий предприниматель может себе позволить такие затраты. Появляются такие обязательства, как: уплата налога, государственной пошлины, затраты на услуги нотариуса, аренду помещения, оборудование. Помимо указанных затрат, также возникает необходимость затрат на ведение учета хозяйственной деятельности и функционирование в правовой среде. Следует отметить, что многие потенциальные предприниматели, вне зависимости от организационно-правовой формы осуществления хозяйственной деятельности, не обладают должным уровнем профессиональной подготовки в области бухгалтерского учета, налогообложения, правового регулирования экономики. Чувство правовой незащищенности и давления со стороны развитых конкурентов требуют приложения усилий в области исследования рынка, нормативно-правовой базы. Все это создает трудности, а порой и отпугивает от начала осуществления собственного бизнеса. На мой взгляд, важным моментом поддержки малого предпринимательства может и должна стать среда активного экономического взаимодействия администрирующих органов и потенциальных предпринимателей. Условия функционирования современной экономики требуют наличия единого экономического информационного пространства, в котором реализуются интересы как отдельного субъекта хозяйственных отношений, так и общий интерес, связанный с повышением эффективности функционирования экономики региона и страны в целом. Формой реализации такого единого информационного пространства может служить функционирование единой автоматизированной информационной системы на базе администрирующего государственного органа. Физически это программный продукт, предусматривающий наличие так называемого личного кабинета участника экономических отношений. Его возможности заключаются в предоставлении услуги по осуществлению бухгалтерского и налогового учета фактов хозяйственной жизни субъекта, формированию необходимой финансовой, налоговой и иной отчетности. Модуль нормативно-правовой базы и инвестиционных проектов предлагаемой информационной системы способен автоматизировано или с участием представителя органа государственной власти формировать предложения и способ участия экономического субъекта в проектах и программах. Контролирующий орган получает возможность оперативно осуществлять налоговый и иной мониторинг без непосредственного участия субъекта. Это существенно облегчает процедуры административного контроля. Рассматривая влияние нормативной базы Российской Федерации на малый бизнес, можно заметить, что вместе со значительным ростом количества предприятий малого бизнеса государственная поддержка реализуется не в полной мере. Существует необходимость совершенствования законодательства в области, регулирующей развитие предприятий малого бизнеса, расширение возможностей для малых предприятий по участию в каких-либо проектах, в том числе за счет предоставления им права на выполнение соответствующих работ или услуг при использовании положительного опыта зарубежных стран в различных отраслях. Предлагаемая автоматизированная информационная система по своей сути становится своеобразным механизмом поддержки малого бизнеса. Согласно механизму ее функционирования государственные органы, осуществляющие мониторинг, администрирование, контроль за деятельностью предпринимателя становятся одновременно учетными агентами по регистрации, обобщению и представлению сведений, необходимых для исчисления налоговой базы, формированию показателей отчетности. Система представляет возможности организации учета межсубъектных экономических отношений с применением метода двойной записи, когда учетные объекты каждого участника составляют аналитический счет глобальной учетной системы региона, страны.

Это позволит исключить заключение так называемых безтоварных сделок,

злоупотребления при регистрации экономических субъектов, будет способствовать экономическому обоснованию производимых хозяйственных операций в соответствии с их действительным экономическим смыслом. Итак, можно сказать, что малый бизнес в России не так широко развит, как в других странах, но его все большее и большее развитие может привести к росту благополучия населения. Большие надежды, безусловно, возлагаются на государство. Но не стоит забывать о развитии информационных технологий, ведь некоторые проекты могут кардинально изменить положение некоторых экономических субъектов.

2.3 Тенденции и перспективы развития малых предприятий в России

Структура малого бизнеса в России не меняется на протяжении последних 12 лет. Наибольшее количество рабочих мест создается в оптовой и розничной торговле и сфере услуг – 4,2 млн. человек (47%).

Промышленность и строительство предоставляют 1,8 млн. и 1,6 млн. рабочих мест соответственно (19 % и 17 %).

Показатели занятости на малых предприятиях в иных сферах, мягко говоря, удручающие: здравоохранение – 1,2%, жилищно-коммунальное хозяйств – 2,7%, наука – 1,3%, транспорт и связь – 5%, что объясняется значительным присутствием государства в этих секторах. По темпам прироста занятых в малых компаниях лидирует информационно-вычислительное обслуживание (около 11,5 % в год), что свидетельствует о формировании положительной тенденции развития малого бизнеса в этом секторе экономики. Отраслевое распределение занятости является отражением структуры малых предприятий по видам экономической деятельности. Торговля является наиболее распространенным видом деятельности в сфере малого бизнеса. На нее приходится более 72 % оборота малых компаний. Промышленность и строительство – на втором месте (9,8 % и 7 %).

Вместе с тем, в производстве некоторых видов продукции доминируют малые предприятия. По имеющимся оценкам Росстата, малые предприятия производят 50-60 % металлопластиковых окон и дверей, вина виноградного, почти 70 % рыбы охлажденной. Свыше 97 % строительных организаций – это малые предприятия, а в сельском хозяйстве на долю личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств приходятся около 60 % валовой продукции сельского хозяйства. В прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года Министерство экономического развития отмечает, что количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к 2030 году может вырасти в 1,3 раза до 7,7 млн. Причем, в это число войдут и 5,4 млн индивидуальных предпринимателей (ИП) [13].

Первый вице-президент «ОПОРЫ России» В. Корочкин считает: «С точки зрения роста в некоторых отраслях в два раза его можно легко достичь, изменив структуру экономики. Например, в медицине и оказании всевозможных услуг. Наша задача, чтобы не менее 50% ВВП создавал малый бизнес» [3].

Считаем, что в современных кризисных условиях механизм активизации финансово-кредитного обеспечения субъектов малого предпринимательства должен сводиться, прежде всего, к усилению государственной поддержки малого бизнеса. Для этого, в первую очередь, необходимо:

  • формирование концепции, выбор приоритетов и обоснование роли малого бизнеса в экономике;
  • разработка государственной политики поддержки и развития малого бизнеса;
  • совершенствование нормативно-правового обеспечения поддержки и развития малых предприятий, прежде всего, принятие новой редакции Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», отвечающего современным реалиям;
  • упрощение регулирующих процедур в отношении субъектов малых предприятий, их унификация;

— совершенствование законодательства в сфере инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата в стране (регионе).

На наш взгляд, чтобы добиться решительного изменения делового климата, надо повернуть и исполнительную власть в центре и на местах, с ее административными и материальными ресурсами, лицом к проблемам предпринимательства. Можно сделать вывод, что развитие и становление предпринимательства, в особенности среднего и мелкого, представляет собой одну из самых первостепенных задач по реформированию экономической политики в условиях кризиса. Предпринимательство — это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, являющаяся неотъемлемым элементом присущего ему рыночного механизма. Оно несет в себе мощный антимонопольный потенциал, решает проблему занятости населения и другие немаловажные социальные проблемы, уходящие порой далеко за пределы экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, малое предпринимательство играет важную роль в развитии современного рынка. Его формирование происходит за счёт многих компонентов, основным из которых идёт малое предпринимательство. Малые предприятия создают хорошие условия для оздоровления рынка и экономики в целом: создают конкуренцию, насыщают рынок товарами и услугами, создают новые рабочие места, лучше используются местные сырьевые ресурсы. Руководители малых предприятий обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. В экономике России малый бизнес продолжает играть достаточно незначительную роль. Между тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране среднего класса. Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и позитивного вмешательства государства может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности. Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержка частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства в нашей стране стали важнейшей частью общегосударственной доктрины проводимых социальноэкономических преобразований. В силу объективных причин и факторов на современном этапе социальноэкономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ