Развитие малого предпринимательства как неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйствования соответствуют цели экономических реформ — созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения страны и равноправное участие России в функционировании мировой экономической системы.
Одной из главных причин сложившегося положения является несовершенство государственно-правового регулирования малого предпринимательства. Отсутствие достаточного внимания со стороны государства к вопросам поддержки и развития малого предпринимательства не позволяет создать условия, необходимые для повышения его экономической эффективности, кроме того, является основным фактором, создающим угрозу развитию малого предпринимательства как сектора экономики. Безопасность предпринимательства в условиях рыночной экономики, в свою очередь, является одним из ключевых условий национальной экономической безопасности.
Неэффективное государственное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства является основным фактором, создающим угрозу развитию малого предпринимательства, как сектора экономики. Общие для определенного сектора предпринимательства условия и факторы, возникающие по объективным причинам и представляющие опасность для бизнеса, как вида экономической деятельности, представляют собой угрозы безопасности предпринимательства. В тоже время, должный уровень развития малого бизнеса является важнейшим условием экономической и социальной безопасности государства.
Таким образом, потребность в изучении проблем малого предпринимательства, в разработке предложений по совершенствованию государственного регулирования, обеспечивающего защищенность малого предпринимательства, является одной из актуальных проблем экономики, что и обусловило выбор темы настоящего исследования.
Цель курсовой работы заключается в разработке комплекса теоретических положений и практических рекомендаций для совершенствования механизма поддержки малого бизнеса в России.
В соответствии с целью исследования в курсовой работе поставлены
определить сущность малого предпринимательства и мировые тенденции его развития. Роль государственной поддержки малого предпринимательства;
- определить основные направления государственной поддержки малого предпринимательства;
- провести оценку государственной поддержки малого бизнеса в России и Томской области;
- провести анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства;
- изучить проблемы и перспективы государственной поддержки развития малого бизнеса в России.
Предметом исследования выступает система механизма поддержки малого предпринимательства.
Финансирование и кредитование малого и среднего бизнеса. Финансово-экономические ...
... законодательные акты, регламентирующие функционирование малого бизнеса, учебная литература, монографии, периодические издания по теоретическим и практическим проблемам функционирования малого бизнеса. Глава 1. Понятие малого и среднего бизнеса §1.Роль малого и среднего бизнеса в экономике предпринимательство финансовый ресурс экономика Малые предприятия -- это не ...
Объектом исследования является экономическая политика государства в области малого предпринимательства.
Теоретической и методологической основой курсовой работы служат труды ведущих в области исследования предпринимательства отечественных и зарубежных ученых.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретические основы государственной поддержки малого предпринимательства, .1 Сущность малого предпринимательства и мировые тенденции его развития
Термин «малое предпринимательство» (МП) имеет универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству.
При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям.
Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства».
Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.
Признаки, являющиеся общепризнанными при качественной характеристике малых предприятий:
- самостоятельность предприятия;
- способность к достижению индивидуальных, особых результатов;
- соединение предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице;
- личность предпринимателя накладывает существенный отпечаток на облик предприятия, в особенности его связи (nеt- work) оказывают решающее влияние на успех предприятия;
- слабо выражен формальный характер связей: преобладание личных контактов между сотрудниками, а также между сотрудниками и предпринимателем;
- преобладает тактическое мышление и стратегия кратко срочных решений и действий;
- деятельность ограничена — регионально или определенными размерами рынка.
Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого бизнеса, является в первую очередь средняя численность работников, занятых на данный момент на предприятии.
К малому бизнесу относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500, где:
- от 1 до 20 — ремесленные;
- от 20 до 100 — малые;
- от 100 до 500 — средние предприятия.
Но часто, в зависимости от важности малого бизнеса в экономике страны, он самостоятельно разделяется на различные группы.
В ФРГ, например, официальное определение понятия малого предпринимательства отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 человек и ежегодным оборотом мене 1 млн. марок.
Государственное регулирование малого и среднего бизнеса
... ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 1.1 Объективная необходимость и теоретические основы государственного регулирования малого и среднего бизнеса Малый бизнес (или малое предпринимательство) — сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных ...
При этом мелкие и средние предприятия — это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск.
В Германии же, существует четыре категории отнесения предприятий к малым:
- от 20 до 49;
- от 50 до 99;
- от 100 до 199;
- от 200 до 499.
И для того, чтобы фирму признали малой, ее годовой оборот должен составлять от 3,5 до 11,5 млн. DM, а в США — 3-12 млн. $.
Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии.
Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет.
Для развитых стран малый бизнес является одним из инструментов создания среднего класса — людей, заинтересованных в стабильности и устойчивости общества, имеющих капитал, что бы с одной стороны, нормально чувствовать себя в своей стране, с другой — не позволяющий свои проблемы, в том числе проблемы безопасности, решить индивидуально, как это надеются сделать некоторые олигархи.
И поэтому представители среднего класса кровно заинтересованы в политической стабильности, в диалоге с властями, в нахождении баланса интересов в обществе, мотивированы на постоянную и творческую работу по развитию собственного дела.
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства:
- а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
- б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек.
С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия — 60 млн рублей; малые предприятия — 400 млн рублей.
Наличие малых предприятий в экономике значительно децентрализует всю систему управления и способствует, на наш взгляд, более рациональному распределению функций в системе общественного разделения труда.
Доходы и расходы бюджета субъекта Российской Федерации (на примере ...
... в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.В данной работе рассматривается структура статей доходов и расходов ...
1.2 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства
Малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция).
В Японии, например, на эти цели в расходной части бюджета ежегодно выделяется 2-3 млрд. долл.
В России с целью поддержки, ускорения темпов развития и защиты интересов малого предпринимательства созданы и действуют следующие организационные ресурсы:
- ассоциации малых предприятий;
- Федерация развития и поддержки малого предпринимательства;
- Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий;
- фонды развития и поддержки малого предпринимательства.
Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время являются:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
- организация подготовки и переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение. предпринимательство малый бизнес поддержка
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
- развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
- обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
- увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
- увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Таким образом, в современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Государственное регулирование малого предпринимательства
... представлен вопрос нормативного регулирования и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на основе нового закона. Третья глава освещает современное состояние и перспективы развития малого бизнеса в РФ. Целью курсовой работы является систематизация и ...
Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.
В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.
На федеральном уровне это Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты.
Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный Суд РФ, Генеральная Прокуратура РФ и их органы на местах.
Непосредственно участвует в поддержке и развитии малого предпринимательства Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства.
Большую роль в развитии малого инновационного предпринимательства играет Фонд (федеральный) содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической среде.
Значительное место в инфраструктуре предпринимательства принадлежит Российской торгово-промышленной палате, ассоциациям (союзам) предпринимателей.
Сформулируем общие выводы по первой главе работы.
Предпринимательство — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В современных условиях целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.
Совершенствование нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности является одним из приоритетных направлений для создания благоприятных условий развития предпринимательства.
Роль малых, средних, крупных фирм в экономике из мировой практики
... малые фирмы), а для выпуска разных модификаций товара и в осуществлении его технической доводки. 2.Роль малых, средних, крупных фирм в экономике из мировой практики 2.1Тенденции развития малых, средних и крупных фирм в мировой экономике Формирование и ... факторы, которые сдерживают становление и развитие малого предпринимательства в России высокие налоговые ставки и значительное число мелких налогов, ...
Основой этого является федеральная нормативная правовая база. В соответствии с изменениями, внесенными в федеральную нормативную правовую базу, необходимо разрабатывать и корректировать республиканские нормативные правовые акты.
2. Оценка государственной поддержки малого бизнеса в России и Томской области, .1 Динамика численности, структуры и государственная поддержка малых предприятий в России
По состоянию на 1 января 2013 г., по данным Росстата и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 6037 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято 17729,2 тыс. человек (Приложение 1).
Каждый четвертый работник в целом по России занят в секторе малого и среднего бизнеса. При этом на предприятиях — юридических лицах в секторе малого и среднего предпринимательства занято 12,2 млн. человек (69,1%), индивидуальных предпринимателей — 5,45 млн. человек (30,9%).
Доля оборота продукции и услуг, производимых субъектами малого и среднего бизнеса, в общем объеме оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране, составляет около 25 процентов.
В период с 2008 по 2012 год наблюдались тенденции роста основных показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, количество субъектов малого и среднего предпринимательства за указанный период увеличилось на 17,5%, а оборот продукции и услуг — более чем на 25% (без учета уровня инфляции).
Вместе с тем в первом полугодии 2013 г. в секторе малого и среднего предпринимательства зафиксирован ряд негативных тенденций.
Согласно данным ФНС России, за период с 1 декабря 2013 г. по 1 августа 2013 г. произошло резкое сокращение числа индивидуальных предпринимателей, на 422,2 тыс. человек (10,5%).
В I квартале 2013 г. по сравнению с I кварталом 2012 г. согласно данным Росстата произошло сокращение количества малых предприятий (на 1,5%), количества средних предприятий (на 3,4%) и численности занятых на средних предприятиях работников (на 0,8%).
При этом необходимо отметить, что согласно данным Росстата за январь — май 2013 г. на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сократилось число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в крупных и средних организациях. Тенденция к сокращению занятости на крупных и средних компаниях наблюдается с 2012 года, однако высвобождающаяся рабочая сила не вовлекается в сектор малого и среднего предпринимательства. Это позволяет сделать вывод о том, что высвобождающиеся работники продолжают осуществлять деятельность, в том числе предпринимательскую, в неформальном секторе, при этом доля такой неформальной занятости растет.
По оценке Росстата, в неформальном секторе в 2013 году (данные на март 2013 г.) занято 13,2 млн. человек или 18,7% от общей численности занятого населения, при этом с января 2013 г. по март 2013 г. численность занятых в неформальном секторе увеличилась на 2 процента.
Наличие значительного теневого сектора, находящегося вне нормативно-правового регулирования, приводит к снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и искажению конкурентной среды.
Малое предпринимательство в торговле
... ученых по вопросам развития малого предпринимательства Информационной базой для данной работы послужили материалы Государственного комитета РФ по статистике, результаты социологических исследований на предприятиях и в организациях малого торгового предпринимательства. Работа состоит ...
Минэкономразвития России в дальнейшем будет продолжена реализация Федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства (далее — Программа).
В 2013 году средства федерального бюджета по Программе направлены в размере 55% на прямые субсидии предпринимателям, 45% — на создание объектов инфраструктуры поддержки. В 2013 году в реализации Программы принимают участие 82 субъекта Российской Федерации (за исключением Еврейской АО).
Важным условием реализации Программы является право субъекта Российской Федерации подать заявку на любые наиболее приоритетные и востребованные мероприятия, утвержденные региональной программой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Программа включает широкий спектр мероприятий поддержки, таких как:
- поддержка предпринимательской инициативы и содействие вовлечению в предпринимательство, в том числе грантовая поддержка начинающих;
- перевооружение и модернизация производства, в том числе поддержка лизинга малых компаний;
- поддержка малых инновационных компаний;
- расширение доступа к финансовым ресурсам, в том числе развитие микрофинансовых организаций, капитализация гарантийных фондов;
- создание и развитие объектов инфраструктуры содействия предпринимательству, в том числе инновационной инфраструктуры, создание объектов имущественной поддержки предпринимательства.
Данные меры финансовой поддержки направлены на удовлетворение потребностей в финансовых, имущественных, информационных и иных ресурсах субъектов предпринимательской деятельности, относящихся к различным категориям (микропредприятия, малые предприятия, средние предприятия) и находящихся на разных стадиях деятельности (начинающие предприниматели, развивающиеся, выходящие на экспорт предприниматели и другие).
Минэкономразвития России в 2013 году оказало поддержку по указанным мероприятиям в общей сумме 19,8 млрд. рублей (Приложение 4).
В 2013 — 2016 гг. планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на совершенствование законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства, по следующим основным направлениям:
- совершенствование законодательства по отчуждению государственного и муниципального имущества, выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование нормативного правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета субъектами малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование методики проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование нормативной правовой базы Центрального Банка России, регулирующей ведение кассовых операций субъектами малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование трудового законодательства, регулирующего отношения в секторе малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам, осуществляемым государственными компаниями и инфраструктурными монополиями;
- разработка принципов и механизмов передачи на аутсорсинг работ (услуг) компаний с государственным участием, утвердивших программы инновационного развития;
- повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
— Теперь о государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств. В последние три года она распределялась неравномерно: в 2011 году по сравнению с 2010 годом сократилась с 14, 4 млрд рублей до 12, 4 млрд рублей, в 2012 году — возросла до 20,1 млрд рублей. Эта неравномерность объяснялась тем, что постоянное увеличение Федерального бюджета сочеталась с нестабильным выделением средств из региональных источников. При этом большая часть суммарной поддержки (55,3%) приходилась на региональные бюджеты.
«Совершенствование направлений государственного регулирования ...
... и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства. Актуальность данной работы заключается в том, что в России нынешние возможности малого бизнеса пока ещѐ используются ... отнесения предприятия к сектору малого либо среденего предпринимательства определены в Федеральном законе Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от ...
Удельный вес фермеров в общих субсидиях на сельское хозяйство в 2012 г. составил 11 % и превысил их долю в валовой продукции. Но, конечно, это еще не говорит о достаточности уровня государственной поддержки фермерского сектора и сельского хозяйства в целом.
Рост господдержки отрасли и фермерского сектора при условии повышения ее эффективности — стратегическое направление работы Министерства сельского хозяйства. Но при этом будут совершенствоваться механизмы поддержки по
1. Переориентация мер поддержки от субсидирования кредитов (на которое уходило в иные годы до 70 % ресурсов) к прямым выплатам сельхозтоваропроизводителям (субсидии на гектар, на центнер реализованного молока);
2. По соглашению с ВТО Россия должна существенно снизить объемы производственных субсидий, входящих в так называемую «желтую корзину».
В 2013 г. возникли трудности с инвестиционными кредитами. Недостаточно согласованные действия Минсельхоза России и региональных органов АПК в последние пять лет привели к тому, что к субсидированию стали принимать кредиты без жесткой привязки к выделяемым лимитам. Это обусловило так называемую «задолженность» по указанным субсидиям. По кредитам, выданным до 1 января 2013 г., она составляет 28,7 млрд руб. На ее ликвидацию уже направлены 6,9 млрд руб. из неиспользованных бюджетных ресурсов 2013 года. Остальные средства будут изысканы в 2014 году и до 1 квартала 2015 г. за счет перераспределения ресурсов Госпрограммы возможного дополнительного выделения средств, если позволят бюджетные возможности.
В этой связи возникает более общий вопрос — об изменении форм поддержки инвестиционной активности в АПК, а именно о постепенном переходе от субсидируемых кредитов к компенсации части капитальных затрат сельхозтоваропроизводителей посредством инвестиционных грантов («инвестиционной помощи»).
Грантовая поддержка на условиях частно-государственного партнерства уже используется в программах по начинающим фермерам, семейным животноводческим фермам, в региональных программах по компенсации части стоимости сельхозтехники. Целесообразно расширить этот список, привязывая инвестиционные гранты к созданию новых рабочих мест, улучшению условий труда, соблюдению экологических требований и тем самым относя их к мерам «зеленой корзины».
2.2 Развитие и поддержка малого бизнеса в Томской области
Томская область традиционно входит в число регионов-лидеров Российской Федерации и Сибирского федерального округа (СФО) по основным показателям развития малого и среднего предпринимательства (МСП).
Регион четырежды (в 2004, 2005, 2007 и 2008 гг.) был одним из победителей конкурса «Лучший регион (субъект) РФ в области развития малого предпринимательства». В 2007 г. область была удостоена престижной премии «Золотой Меркурий» в номинации «Лучший регион РФ с наиболее благоприятными условиями для развития предпринимательства».
Кредитование малого предпринимательства
... Сбербанка РФ №6672 2.2 Порядок и условия кредитования субъектов малого предпринимательства в Ленинском отделении Сбербанка России Малое предпринимательство является наиболее динамично развивающимся сегментом экономики Российской Федерации. Сбербанк России является одним из лидеров по объемам кредитования малого предпринимательства ...
Достаточно эффективной можно признать инновационную деятельность региона. За последние два года в Томске при вузах было создано 72 малых инновационных предприятия — третья часть их находится в Сибирском федеральном округе, продукция и услуги которых востребованы как в Томской области, так и за ее пределами. При этом 257 человек получили рабочие места.
Лидером по количеству малых инновационных предприятий является Томский политехнический университет (ТПУ, 25 компаний), которому только в 2011 г. малые предприятия, работающие в сфере инноваций, заработали более 40 млн р., что в 2 раза больше, чем в прошлом году. Далее в списке: Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР, 22 компании), Томский госуниверситет (ТГУ, 13), а также архитектурностроительный университет и Томский научный центр Сибирского отделения РАН (организовали по четыре предприятия).
Власти области активно участвуют в развитии инфраструктуры поддержки МСП и обеспечивают его гибкое нормативно-правовое регулирование. Так, в Томской области приняты: закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области» № 249-ОЗ от 05.12.2008г. (ред. 06.07.2010), соответствующие постановления, в частности постановление от 25 ноября 2010 г. № 232а «Об утверждении долгосрочной целевой программы “Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2011 -2014 годов”» (в ред. постановления администрации Томской области от 22.12.2011 г. № 418а), подписан приказ департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от 18.03.2011 г. № 30-0Д/Д «О Реестре организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Томской области». Данные нормативно-правовые акты определяют ведущую роль малого и среднего предпринимательства в экономике региона, льготы, инфраструктуру, формы и механизмы его государственной поддержки.
В областной целевой программе развитый сегмент малого и среднего бизнеса рассматривается в качестве основы будущей динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной экономики региона. Приоритетными задачами программы являются:
- развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- создание благоприятных условий и устранение барьеров для развития бизнеса (условия для ведения бизнеса по финансовому, кадровому, правовому и информационному обеспечению деятельности субъектов МСП, развитие межрегионального и международного сотрудничества);
- формирование позитивного образа предпринимательской деятельности;
- вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.
Первая задача реализуется в области через формирование государственных и негосударственных организаций, занимающихся поддержкой малого и среднего предпринимательства. Так, в области, помимо официальных представителей исполнительной власти областного и муниципального уровней, действуют следующие организации, осуществляющие поддержку субъектов МСП:
- Фонд развития предпринимательства Томской области (областной центр поддержки предпринимательства);
25 муниципальных центров поддержки предпринимательства;
12 производственных бизнес-инкубаторов;
- Евро Инфо корреспондентский центр;
- Центр развития экспорта;
- Центр субконтрактации;
- Центр кластерного развития;
- Гарантийный фонд (ГФ) Томской области;
18 микрофинансовых организаций;
- некоммерческие ассоциации и объединения (в частности в 2011 г. образована Ассоциация малых инновационных предприятий).
Реализация второй задачи связана с дальнейшим совершенствованием на территории области инструментов государственной поддержки МСП, к которым относят:
- субсидии на компенсацию затрат в связи с применением энергосберегающих технологий;
- субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим товары, предназначенные для реализации за пределами Томской области либо для экспорта;
- поручительство Гарантийного фонда;
- субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, затрат по договорам лизинга и франчайзинга;
- субсидирование части размера платы за технологическое присоединение;
- Государственная программа финансовой поддержки МСП;
- конкурсы проектов «Бизнес-старт» и «Первый шаг».
На территории области действует государственная программа финансовой поддержки МСП. Данную программу реализует ОАО «Российский банк развития». Получить по этой программе финансовую поддержку может предприятие или индивидуальный предприниматель, которые относятся к субъектам МСП и обратились к участнику программы — банку или организации инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.
Кроме финансовой поддержки субъектам МСП на конкурсной основе оказывается имущественная поддержка (основание — ФЗ от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении отдельных изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
На конкурсной основе субъектам МСП области предоставляются места и в бизнес-инкубаторах, технико-внедренческой зоне, возможность оперативного обучения (семинары, мастер-классы, тренинги, циклы лекций) на базе Торгово-промышленной палаты.
Таким образом, государственную поддержку МСБ в Томской области можно признать достаточно эффективной. Но это вовсе не означает, что в данной сфере отсутствуют какие-либо проблемы. Так, в докладе Национального института системных исследований проблем предпринимательства за январь-июнь 2011 г. отмечается отрицательная динамика ряда показателей: относительной численности малых предприятий (на 10,9 единиц), числа занятых на малых предприятиях (снижение на 5,6 %), уровня инвестиций в основной капитал малых предприятий (81,3 %).
3. Основные направления совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства
3.1 Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства
Опыт развитых зарубежных стран показывает, что наиболее эффективную государственную поддержку малого предпринимательства можно осуществлять через специализированный правительственный орган, который наделяется широкими полномочиями и имеет значительное влияние и большие ресурсные возможности. Наиболее эффективное решение было найдено в США в форме Администрации малого бизнеса при Президенте США (Small Business Administration — SBA), созданной еще в 1953 г. Опыт SBA широко используется в европейских странах, Японии и ряде других государств при совершенствовании систем поддержки малого бизнеса.
Одной из основных задач системы ПМП в развитых странах является представление и защита интересов и потребностей малого бизнеса на различных уровнях. Активное лоббирование интересов малых предприятий в законодательных и исполнительных органах власти проводится в рамках определенных законодательных процедур и создает благоприятный климат для развития малого предпринимательства. Особенностью этого процесса является ведущая роль основных государственных органов ПМП и их активное взаимодействие с профессиональными, общественными и другими объединениями предпринимателей.
К сожалению, российский малый бизнес пока не имеет достаточных возможностей и ресурсов для эффективного лоббирования своих интересов в структурах государственной власти. А органы государственной власти практически не содействуют эффективному функционированию действующих организаций ПМП. Представляется особенно актуальным создание государственных структур, ориентированных не только на развитие малого предпринимательства в целом, но и на вопросы поддержки и развития общественных организаций, осуществляющих поддержку малого бизнеса.
В развитых странах правительственные органы ПМП тесно взаимодействуют с общественными организациями инфраструктуры ПМП с целью повышения эффективности реализации правительственных программ ПМП.
Развитие различных общественных организаций ПМП является еще одним важным направлением. По данным исследования, проведенного по инициативе ЮНИДО отмечено, что наиболее активно защищают интересы малого бизнеса торгово-промышленные и ремесленнические палаты, объединения и ассоциации предпринимателей, которые оказывают сильное влияние на законотворческие, правоприменительные и экономические процессы в стране.
Эти организации не только пропагандируют предпринимательские идеи и лоббируют интересы малого бизнеса на различных уровнях власти, но и уделяют особое внимание решению многих проблем развития предпринимательства, оказывают предприятиям информационную и консультационную поддержку.
Особенно интересным в области построения инфраструктуры ПМП является изучение опыта Японии по созданию общенациональной системы поддержки предпринимательства.
Все структуры ПМП Японии при координирующем взаимодействии независимой Организации поддержки малого предпринимательства и инновационного развития регионов Японии (Organization for SME and Regional Innovation of Japan) образуют государственную инфраструктуру поддержки предпринимательства.
Государственная система ПМП совместно с частными финансовыми институтами и общественными предпринимательскими организациями образуют национальную систему поддержки предпринимательства. Особое внимание уделяется усилению координационного взаимодействия всех элементов многофункциональной инфраструктуры ПМП с целью создания более благоприятных условий для развития малого бизнеса при возрастании рисков внешней среды.
При координации работы национальной системы ПМП активно используются возможности информационной системы J-Net21. Помимо этого, с помощью данной системы осуществляется мониторинг состояния развития малого предпринимательства, проводятся комплексные исследования, анализ и оценка эффективности мер государственного регулирования и т.п.
Таким образом, происходит постоянное совершенствование системы обратной связи государства с предпринимательским сообществом. По мнению авторов, практический опыт Японии по разработке и внедрению комплексных информационных систем для повышения эффективности мер ПМП с успехом может быть использован и в России.
Еще одним положительным примером использования возможностей национальных комплексных информационных систем является государственная некоммерческая информационная служба China SME Online (CSMEO).
Она была открыта в Китае в 2001 году по решению правительства.
Информационная сеть CSMEO поддерживается Национальной комиссией по развитию и реформированию (The National Development and Reform Commission) и обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Сайт этой службы представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений.
Информационная сеть CSMEO предоставляет оперативную информацию об изменении действующих и введении в действие новых нормативных документов, о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков. Сеть публикует общую информацию о состоянии рынка малого предпринимательства, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую предприятиями.сообщает о потребностях в трудовых ресурсах для малых предприятий в различных регионах и городах страны. Сеть дает информацию о специалистах, ищущих работу, осуществляет онлайн-консультации предпринимателей, оказывает широкий спектр образовательных и технических услуг и т.п.
Проведенный анализ зарубежного опыта ПМП показывает наличие в развитых странах комплексной государственной политики ПМП и необходимость системной поддержки ПМП по многим направлениям. Таким образом, по мнению авторов данной статьи, основными направлениями ПМП, которые активно применяются за рубежом и до настоящего времени не нашли должного применения в России, являются
- Создание специализированного государственного органа ПМП в целях повышения эффективности реализации государственных программ.
- Обязательное включение в состав функций этого органа видов деятельности, направленных на создание и развитие организаций ПМП.
- Создание и развитие законодательной базы и экономических условий для совершенствования национальной инфраструктуры ПМП.
- Усиление координационного взаимодействия всех элементов многофункциональной инфраструктуры ПМП.
- Создание национальной системы информационного обслуживания предпринимательства с целью мониторинга и анализа эффективности мер государственного регулирования ПМП.
— Обеспечение представления интересов и потребностей малого предпринимательства на всех уровнях государственной власти, например посредством введения в Общественные советы при главах федеральных и региональных органов власти представителей различных общественных предпринимательских объединений.
7. Пропаганда среди населения важности и необходимости развития малого предпринимательства для решения социально-экономических проблем страны, усиление ответственности представителей власти за неэффективные решения проблем развития малого предпринимательства.
3.2 Проблемы государственной поддержки развития малого бизнеса в России
Развитие малого бизнеса в России характеризуется крайней противоречивостью. Одной из причин медленного развития малого бизнеса является проводимая государством политика в этой сфере, которая носит в основном декларативный характер, а практика ее реализации представляет собой отдельные, не связанные в единую систему меры.
Сложившаяся экономическая ситуация пока негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям и создает ряд проблем для развития малого бизнеса в стране.
Во-первых, отсутствие четкой эффективной законодательной базы, регламентирующей функционирование предприятий сферы малого бизнеса;
- Во-вторых, увеличение налогового бремени и бюрократизация органов, осуществляющих надзорные функции.
В третьих, отсутствие, системы финансирования развития предприятий малых форм предпринимательства. Кредитование является одной из важнейших проблем малого бизнеса в России.
В настоящее время распространена практика предоставления кредитов только под залог или поручительство, которые большинство малых предприятий просто не могут предоставить. Отсутствие специальных банков, которые бы обслуживали малый бизнес, ставит малые формы предпринимательства в особо трудное положение, поскольку невозможность получения кредита исключает способность этих предприятий конкурировать с иными предприятиями;
- Как известно, все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, особенно в сфере малого предпринимательства.
В сфере налоговой политики основными мерами должны быть:
- снижение ставок налога;
- предоставление налоговых льгот на инвестиции и внедряемые инновации;
- проведение политики ускоренной амортизации.
В сфере кредитно-денежной политик необходимо проведение политики увеличения кредитов с целью оживления производства при помощи дополнительных кредитов, которое достигается за счет снижения процентных ставок за кредиты. Однако налогово-бюджетная политика государства в последние годы направлена на повышение налогового бремени, так для предприятий сферы малого бизнеса обязательные отчисления в социальные фонды были увеличены в 2 раза, что негативно сказывается на его развитии, особенно в реальном секторе экономики.
Анализ динамики числа малых предприятий по видам экономической деятельности подтверждает неэффективность государственной политики развития малого бизнеса в наукоемких отраслях и в реальном секторе экономики.
Высокие темпы развития малого бизнеса именно в сфере торговли свидетельствуют о неэффективности государственной политики поддержки малого предпринимательства. Это связано с тем, что в сфере торговли низкие риски банкротства, требуется небольшой первоначальный капитал, осуществляется быстрый оборот капитала, для малых предприятий производственной сферы требуется первоначальный капитал, позволяющий приобрести парк оборудования.
Отсутствие льготных условий кредитования малого бизнеса (минимальная ставка кредита для малого бизнеса — 21%), а так же эффективной программы его поддержки (для получения государственной поддержки необходимо пройти контроль большого числа комитетов и департаментов, получить их одобрение, эти процедуры занимаю несколько месяцев), не позволяют ему развиваться в реальном секторе экономики.
Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной структуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес глубокий спад производства, хотя в последние два года наблюдается рост микро предприятий.
3.3 Перспективы государственной поддержки развития малого бизнеса в России
Изучив основные проблемы развития малого бизнеса, можно утверждать, что для дальнейшего эффективного развития малого бизнеса в стране, необходима, правильно разработанная государственная поддержка, которая заключается в стимулировании предпринимательской активности общества со стороны государства в соответствии с определенными целями и направлениями осуществления поддержки.
Определение целевых ориентиров поддержки и развития малого предпринимательства должно исходить из необходимости сочетания интересов, как государства, так и малого бизнеса с учетом текущего состояния экономики страны.
Основными целями государственной политики в области развития российского малого бизнеса являются:
- создание благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности;
- устойчивое развитие малого бизнеса как фактора формирования конкурентной среды и среднего класса российского общества;
- расширение самозанятости населения;
- увеличение доли участия малого бизнеса в формировании валового внутреннего и валового регионального продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджета.
На сегодняшний момент осуществляется стабильная финансовая поддержка малого бизнеса, которая реализуется посредством единоразового пособия для открытия собственного бизнеса, путем целевых субсидий малому бизнесу или же через систему гарантийных фондов в каждом отдельно взятом регионе.
В большинстве случаев государственная финансовая поддержка малого бизнеса направлена на новичков, переживающих период старт-апа. В данном случае новоявленным компаниям доступен ряд бесплатных консультаций в сфере юридических и финансовых областей, координируемых центрами занятости, Министерством здравоохранения, а также Министерством экономического развития страны.
В 2011-2013 годах в России действуют различные программы государственной поддержки малого бизнеса (малого предпринимательства).
Также малому бизнесу предлагается участие в программе повышения эффективности бизнеса (в том числе − энергоэффективности) посредством проведения соответствующего аудита.
В качестве меры поддержки разработана и упрощена процедура получения лицензий и продолжается программа субсидирования безработных, желающих организовать свой малый бизнес.
Поддержка предоставляется в форме:
- €’ обучения (РЅР° безвозмездной РѕСЃРЅРѕРІРµ, либо СЃ частичным, обычно символическим, покрытием расходов);
- €’ стажировок;
- €’ льготногого лизинга;
- €’ бизнес-инкубаторов (возможность снять хороший офис Р·Р° символическую плату);
- €’ льготного/бесплатного аутсорсинга (внешнее бухгалтерское Рё/или юридическое обслуживание);
- €’ льготного/бесплатного участия РІ выставках Рё ярмарках;
- €’ грантов.
Более 30 городов страны на сегодняшний день предлагают организованные на их территории агентства, осуществляющие поддержку малого предпринимательства.
Это негосударственные структуры, хотя деятельность свою осуществляют при поддержке и участии местной администрации. Это консалтинговые компании, предлагающие услуги получения инвестиций малыми предприятиями, и обучение персонала.
Венчурные фонды на региональном уровне представляют собой коммерческие организации, за их счет малые предприятия инвестируют средства в сферы сельского хозяйства, биотехнологий, фармацевтику, здравоохранение и прочие субстанции, связанные с научно-техническим прогрессом.
Финансирование фондов осуществляется Министерством экономики и развития, местной и региональной администрацией, иногда частными (заинтересованными) инвесторами.
В настоящий момент в стране действует порядка 20 таких венчурных фондов, средства, на развитие которых выделяются из бюджета. Но гораздо больше присутствует частных венчурных фондов.
Венчурное финансирование − это именно то направление, с помощью которого Россия сможет обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках и подъем экономики страны.
Для реализации этого направления необходимо создание специальных венчурных фондов и поворот к этой проблеме коммерческих банков. Здесь также активнее должны работать агентства, технопарки, бизнес-инкубаторы и бизнес-центры, занимающиеся отбором, экспертизой и продвижением на рынке инвестиционных проектов для малых инновационных предприятий.
В комплекс услуг, которые могли бы оказывать эти структуры, должно входить консультирование предпринимателей на всех этапах подготовки бизнес-планов с расчетом рисков и реализации проектов.
Но самое главное − это привлечение инвестиций и кредитов, обеспечение экспериментальной базой и оборудованием с помощью лизинга, управление проектами и т.д.
Бизнес-инкубаторы предлагают малым предприятиям размещение на своей территории, при этом организация пользуется определенными льготами (офисными и консалтинговыми услугами, доступной арендой помещения).
На сегодняшний день в стране насчитывается 50 таких бизнес-инкубаторов 8 . Они могут выступать самостоятельно или же в составе техноцентров и технопарков (созданных на базе ВУЗов).
Рассмотрим направления государственной поддержки малого бизнеса в 2013 году. В соответствии с Постановлением Правительства РФ средства предоставлялись на:
- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
- поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
- развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере;
- реализацию иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства;
- ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, в целом на федеральном уровне государственная политика в 2010-2013гг. была направлена в сторону стимулирования создания новых предприятий и содействия самозанятости оказавшихся без работы граждан.
Основной акцент при этом был сделан на финансовую поддержку старт-апов, оператором которой выступило Министерство здравоохранения и социального развития России. Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что антикризисные меры, направленные на стимулирование сектора микропредпринимательства смогли принести весьма ограниченные результаты, выразившиеся главным образом в росте числа предприятий.
Заключение
Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.
Малым предприятиям принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры нашего общества, в решении социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости их аппарата управления, неповоротливости в условиях рыночной экономики, отсутствия у них обратных связей с потребителями. Наличие малых предприятий в экономике значительно децентрализует всю систему управления и способствует, на наш взгляд, более рациональному распределению функций в системе общественного разделения труда.
Государственное регулирование — это необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малых предприятий к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и защита потребителя — от недобросовестных продавцов и поставщиков товаров и услуг.
Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время являются:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
- организация подготовки и переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется
имущественная поддержка;
- финансовая поддержка;
- информационная поддержка;
- правовая и консультационная поддержка;
— поддержка в продвижении на рынок производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров и услуг.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // #»907008.files/image001.gif»>
|
|
Малые и средние предприятия |
|
|
|
|
Приложение 3
Среднесписочная численность работников (без внешних совместитетлей) предприятий по видам экономической деятельности в 2012 году (в процентах к итогу)
Средние предприятия |
Малые предприятия 1) |
|
|
Малые и средние предприятия |
|
|
|
|
1) Включая микропредприятия.
Приложение 4
Распределение средств федерального бюджета на реализацию Программы в 2013 году
Наименование мероприятия |
Выделено, млрд. руб. |
% от общего лимита |
Количество регионов, участвующих в программе, ед. |
I. Субсидии регионам на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства |
18,03 |
91,0 |
82 |
Поддержка предпринимательской инициативы и содействие вовлечению в предпринимательство, |
2,03 |
10,2 |
— |
в том числе: |
|||
грантовая поддержка начинающих |
1,12 |
5,6 |
44 |
Перевооружение и модернизация производства, в том числе: |
5,0 |
25,2 |
75 |
поддержка лизинга малых компаний |
3,0 |
15,1 |
72 |
Поддержка малых инновационных компаний |
1,14 |
5,8 |
59 |
Расширение доступа к финансовым ресурсам, в том числе: |
4,33 |
21,9 |
— |
создание микрофинансовых организаций |
2,25 |
11,4 |
35 |
создание гарантийных фондов |
2,08 |
10,5 |
35 |
Создание и развитие объектов инфраструктуры содействия предпринимательству, в том числе инновационной инфраструктуры |
2,93 |
14,8 |
— |
Иное (поддержка муниципальных программ, в том числе поддержка монопрофильных муниципальных образований (моногорода), мероприятия по энергоэффективности, техприсоединению) |
2,60 |
13,1 |
— |
II. Создание объектов имущественной поддержки предпринимательства: бизнес-инкубаторы — от 900 кв. м, промпарки — от 20 тыс. кв. м, технопарки — от 5 тыс. кв. м |
1,79 |
9,0 |
|
ВСЕГО |
19,82 |
100 |
82 |
Приложение 5
Показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014-2016 годы
2012 г. отчет |
2013 г. оценка |
прогноз |
2016 г. в % к 2012 г. |
|||||||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||||||||
1 вар. |
2 вар. |
1 вар. |
2 вар. |
1 вар. |
2 вар. |
1 вар. |
2 вар. |
|||
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей в общей численности занятого населения, % |
24,6 |
25,0 |
25,5 |
27,0 |
26,0 |
27,4 |
26,5 |
28,1 |
7,7 |
14,2 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Российской Федерации, единиц |
42,2 |
43,4 |
44,7 |
45,6 |
46,0 |
47,0 |
47,4 |
48,0 |
12,3 |
13,7 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку (ежегодно), тыс. единиц |
196 |
230 |
190 |
250 |
190 |
250 |
190 |
250 |
— 3,1 |
27,5 |