Социально-экономические реформы в Российской Федерации обусловили трансформацию прежней экономической системы. Произошли изменения в сфере труда и занятости населения. Появление комплекса рыночных отношений в сфере занятости ужесточило условия выхода трудоспособного населения на рынок труда и в то же время обусловило выделение человеческого капитала в качестве приоритетного фактора экономического роста, а молодежи — как объекта долгосрочных инвестиций.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить молодежный рынок труда на примере Пензенского региона, его функционирование и характерные особенности, так как молодежь — это наиболее перспективная группа в составе трудоспособного населения, ей присуща энергичность, высокая работоспособность, быстрая обучаемость, высокие физические показатели.
Через десять-двадцать лет формируемое в современных условиях поколение работников будет определять как направление развития отношений занятости, так и системы экономических отношений в целом. Главной задачей является обеспечение достойного уровня существования молодежи посредством эффективной занятости, поддержки молодых семей и долгосрочных вложений в человеческий капитал, что позволит стимулировать рост рождаемости и предотвратить демографический кризис. Успешный старт на рынке труда — ключевое условие, которое определяет участие молодежи в жизни общества и ее влияние на общественное развитие. Данное обстоятельство и определяет, главным образом, высокую социальную значимость современного рынка труда, как сферы становления и развития трудового потенциала молодежи — самой экономически активной части общества.
При этом рыночные условия найма остаются тяжелыми для молодых работников, не имеющих профессиональных навыков, производственного опыта и требуемой квалификации. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной. В этой связи актуальным и стратегически важным становится формирование действенного механизма обеспечения занятости молодежи в рамках государственной молодежной политики, с одной стороны, и политики занятости, с другой. Государственное регулирование занятости молодежи в Российской Федерации становится одной из главных задач развития страны, так как молодежь — объект национально государственных интересов, один из факторов обеспечения развития Российского государства и общества.
Государственное регулирование занятости молодежи в Российской Федерации
... решены в рамках настоящей дипломной работы следующие задачи: рассмотреть понятие и сущность рынка труда; изучить особенности занятости и безработицы; исследовать основные характеристики молодежи; раскрыть положение молодежи на рынке труда в России; проанализировать работу региональных органов занятости по обеспечению занятостью молодежи; ...
Глава 1. Рынок труда молодежи в современной экономике России
1. Характерные особенности молодежи как социальной группы
Молодежь характеризуется как социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами и потребностями.
Под молодежью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).
На основе данных нормативных документов РФ молодежь принято делить на четыре возрастные группы:
— 14-16 лет — подростки. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства. До 14 лет социальный статус подростка мало чем отличается от детского, он является объектом защиты семьи, общества, государства, международных организаций и т.д. Но по достижению данного возраста подросток имеет право и обязан занять правовую статусную позицию: с 14 лет наступает уголовная ответственность. Так же с этого возраста подросток имеет возможность трудиться и получать за свой труд вознаграждение. С 16 лет молодой человек получает основные трудовые и гражданские права. С этого же возраста молодые люди имеют право вступить в брачно-семейные отношения, а завершение этапа знаменуется наступлением правовой зрелости — человек получает и политические права.
— 17-19 лет — юношество. Возраст самоопределения — начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации — происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.
— 20-24 года — собственно молодежь. Продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу, прежде всего, составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи. В целом этот этап можно охарактеризовать как этап достижения интеллектуальной зрелости.
— 25-30 лет — старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.
Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают — неоднозначны и противоречивы.
В Комитете по делам молодежи администрации г. Новокузнецка
... молодежи; Содействие социальному, интеллектуальному, культурному и физическому развитию молодежи, более полному включению в социально-экономическую и культурную жизнь города; Доступность минимума социальных услуг для молодежи; Использования инновационного потенциала молодежи ... молодёжи в обществе. Оно характеризуется по множеству показателей, среди которых социально-демографическая структура молодё ...
Во-первых, молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несет функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.
Во-вторых, как и любая социальная группа, молодежь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.
В-третьих, в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодежь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.
В-четвертых, с одной стороны, молодежь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.
В-пятых, молодежь — это социальный слой общества, который является как источником социально-экономического и духовного возрождения России, так и источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряженности. Особую значимость данной проблеме придают динамизм и противоречивость социально-экономических процессов в нашем обществе в период его реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь оказывается молодежь; именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентаций, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на жизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.
Определение категории «молодежь» позволяет обобщить типичные характеристики, свойственные представителям молодежи, установить ее роль в различных сферах жизни, а также учесть специфические свойства, черты сознания и поведения молодежи в конкретном обществе на определенном периоде его исторического развития. Использование категории «молодежь» в нормативных актах свидетельствует о том, что этот термин относится не только к философско-социальным понятиям, но в определенной степени и к правовым.
Итак, понятие «молодежь» в социально-правовом аспекте, в котором она рассматривается как особая внутренне дифференцированная в соответствии с возрастными признаками биосоциальная группа, объединяющая людей в возрасте от 14 до 30 лет, которые пребывают в динамичном состоянии социализации, обладают определенными социально-психологическими чертами, свойствами и ценностными ориентациями и наделяются специальным правовым статусом.
Особенности труда молодежи
... -психически организма от производственных вредностей. Требования к условиям и видам работ для труда молодежи Допустимыми для применения труда подростков являются оптимальные и допустимые классы условий, определенные в соответствии ...
2. Молодежный рынок труда Российской Федерации, его сущность и специфика
Современная экономическая ситуация в России делает задачу освоения социально-экономического и культурного производства, встающую перед каждым молодым человеком, особенно сложной. Сегодня можно констатировать, что молодежь, обладая высоким потенциалом экономической активности и ориентированностью на инновационное развитие, одновременно имеет суженный спектр своей реализации.
Острота данной проблемной ситуации обуславливает необходимость всестороннего изучения положения молодежи на региональных рынках труда. Общество на каждом этапе развития вырабатывает к ней определенные требования и предоставляет различные возможности для реализации молодежью своих жизненных стратегий.
Проблемы рынка труда молодежи являются составной частью социально-трудовой сферы, объединяющей обширную область экономической теории и практики регулирования трудовых процессов демографии, социологии труда, вопросов предпринимательства и т.п. в современной экономике.
В условиях предпринимаемых реформ, формирования рыночных отношений молодежь как важнейшая социально-демографическая группа общества оказалась в трудовой ситуации. Значительная часть ее объективно не готова к деятельности в условиях рынка. Многие молодые люди не имеют ни специальности, на квалификации, а тем более опыта успешной конкуренции на рынке труда. Темпы роста молодежной безработицы существенно выше, чем среди всего трудоспособного населения. Меры по улучшению положения юношей и девушек на рынке труда, принимаемые на государственном уровне, не всегда учитывают всю специфику рынка труда молодежи, его место в социально-трудовых отношениях, его роль для настоящего и будущего социально-трудовой сферы России.
Формирование рынка труда в стране происходит, прежде всего, в виде региональных рынков труда, что предопределяет зависимость этого процесса от степени развития рыночных отношений в том или ином субъекте России. Исследование особенностей регионального рынка труда молодежи востребовано не только наукой, но, прежде всего практикой, необходимостью научного обеспечения принятия управленческих решений с целью повышения эффективности, функционирования специфического сегмента рынка труда.
Рынок труда молодежи представляет собой определенную систему социально-экономических отношений по согласованию интересов работодателей и наемных работников нового поколения в связи с потребностью соединить способность к труду последних со средствами производства первых, достижения потребления рабочей силы молодежи в процессе производства ею материальных благ и услуг, создания потребительских стоимостей. В результате этого не только потребляется рабочая сила подростков, юношей и девушек, и создаются новые потребительские стоимости, но и изменятся качество совокупной рабочей силы, что способствует преодолению существующего конфликта между устаревающими прошлыми и формирующимися новыми трудовыми отношениями.
Рынок труда раскрывается как динамичная система, в которой взаимодействуют, с одной стороны, работодатели (собственники производства, предприниматели), а с другой — работополучатели (наемные работники), формируя объем, структуру и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, социальных (в том числе и юридических) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда, а также положение о том, что переход к рыночной экономике вызвал изменение качества труда. Поскольку для основной массы экономически активного населения он стал наемным, зависящим от соотношения спроса и предложения, от хозяйственной конъюнктуры. Для значительной части населения открылись возможности проявить свои, предпринимательские способности.
Молодежь на рынке вторичной занятости
... влияния молодежи на рынке вторичной занятости на равновесие рынка труда на основе изучения его масштабов и выявления факторов спроса и предложения. Объектом исследования выступает молодежь на рынке вторичной занятости как феномен рынка труда. молодежь занятость вакансия 1. Структура занятости молодежи ... квалифицированной и опытной рабочей силы ведущим мотивом вторичной занятости молодежи и особенно ...
Для динамичного развития общественного производства или для периода его радикального реформирования характерно появление в массовом масштабе принципиально новых рабочих мест, заполнение которых сдерживается отсутствием соответствующей профессионально подготовленной рабочей силы. В связи с этим непосредственное отношение к качественным характеристикам рабочей силы имеет такая неотъемлемая часть социально-трудовой сферы как системы общего и профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, рынок учебных услуг. Этот рынок в наибольшей степени сопряжен с рынком труда молодежи.
Таким образом, рынок труда молодежи — это, прежде всего и главным образом рынок рабочей силы юношей и девушек. Однако его функционирование нельзя рассматривать вне рынка рабочих мест и рынка учебных услуг. Эти последние обладают некоторой автономностью по отношению к рынку рабочей силы, но являются неотъемлемым звеном рынка труда вообще и рыночной экономики в целом.
Тесная зависимость рынка труда молодежи от состояния рынка учебных услуг и рынка качественно новых рабочих мест представляет собой одну из особенностей содержания рынка труда молодежи. Подход к молодежи как к новому поколению людей, вступающих в социально-трудовую сферу, предопределяет включение в содержание понятия «занятость молодежи» ее общую и профессиональную учебу. В известном смысле учеба, в том числе и учеба на рабочем месте, повышение профессиональных знаний, переподготовка выступают в качестве основы деятельности молодого человека.
Рынок труда молодежи, как и рынок труда в целом, — это сфера не столько противостояния предпринимателей и работников, сколько в современном толковании сфера социального партнерства, компромиссов и договоренностей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы по поводу условий труда, режим занятости, цены труда и т.п. Государство призвано организовывать цивилизованный диалог субъектов рынка труда. Но ему еще предстоит в полной мере освоить эту функцию.
Соотношение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда молодежи оказывает решающее воздействие на цену способности к труду, а также на уровень занятости в целом. Обществу и, следовательно, органам власти приходится выбирать между альтернативой: высокая занятость (низкая безработица) — при невысокой средней зарплате или уменьшение уровня занятости (высокая безработица) — при более высокой средней зарплате.
Все указанные характеристики — результат партнерского взаимодействия субъектов рынка труда и молодежи. Субъектами рынка труда молодежи выступают все держатели товара, имеющего спрос с ее стороны: предприниматели, включая государство, со своими капиталами, собственники основных фондов и недвижимости, оборотных средств, рынка услуг, в том числе по ее обучению. Молодые наемные работники выходят на рынок труда со своим специфическим товаром — рабочей силой или способностью к труду.
В зависимости от масштаба развития рыночных отношений и охватываемого рынком контингента из числа молодежи можно различать:
Использование труда молодежи
... занятости молодежи на российском рынке труда; выявить особенности занятости молодежи в Омской области; рассмотреть реализованные программы по содействию трудоустройства молодежи в Омской области; предложить комплекс мероприятий по улучшению состояния занятости молодежи ... характеристик ... практике плановых органов в начале 50-х годов XX века с целью измерения показателей процесса воспроизводства рабочей ...
- а) федеральный рынок труда молодежи, субъектом которого выступает государство в лице своих структур;
- б) региональный (территориальный) рынок труда молодежи, субъектами которого, естественно, выступают от лица государства, региональные структуры федеральной службы занятости;
- в) местный рынок труда молодежи в городах, районах, поселках и селах, субъектами которого являются различные работодатели основного звена экономики, юноши и девушки, ищущие работу.
В качестве переходной формы может существовать частично регулируемый рынок труда молодежи. Например, когда трудовое законодательство охватывает какую-то часть (фрагмент) системы взаимоотношений работник-работодатель: минимальную оплату (почасовые расценки), ограничивает продолжительность непрерывной суточной занятости, или трудовых отпусков и т.д. Вместе с тем единой государственной нормативно-правовой базы для осуществления последовательных установок государственной политики занятости пока нет. Самую высокую степень управляемости имеет организованный рынок труда. Он, как правило, структурирован, то есть имеет под собой систему специальных молодежных учреждений и организаций, призванных содействовать адаптации юношей и девушек к требованиям рынка труда.
Специфичность функционирования рынка труда молодежи в значительной мере связана с объективно имеющимися социальными, демографическими и другими различиями внутри самого контингента молодежи. Здесь достаточно четко выделяются подростки — до 18 лет, собственно молодежь 18-24 года и молодые люди 25-29 лет. Верхняя граница у подростков определяется достижением политического статуса и объективной возможностью получения полного среднего образования, а также полного социально-трудового статуса. В социальной структуре общества со времен перестройки возникли качественно новые группы и новые тенденции ее изменения. Молодежь в различной степени принадлежит к каждой из социальных групп, как по своему социальному происхождению, так и социальному положению. Юноши и девушки различаются по материальным возможностям, интересам и системе ценностей, образу жизни. Принадлежность к различным социальным группам общества в значительной степени предопределяет особенности поведенческих предпочтений внутри рынка труда молодежи.
Финансовая поддержка семьи позволяет части выпускников школ очно продолжать свое обучение, а другой ее части при неудачном поступлении в институты, готовиться к следующей попытке, находясь на попечении родителей. Молодые люди из обеспеченных семей обладают возможностью более требовательно относиться к поиску устраивающего их рабочего места. Кроме того, как правило, в таких семьях родители или родственники оказывают значительную помощь в трудоустройстве с целью приработка и после окончания учебы. Те, кто не имеет достаточной финансовой поддержки со стороны семьи, в своем большинстве вынуждены ограничивать сроки очного обучения и нередко оказываются среди социально-незащищенной части населения. Они готовы на любую, в том числе и низкооплачиваемую малоперспективную работу, что для многих из них предопределяет всю дальнейшую жизнь. То есть, молодых людей отличают разные стартовые условия по материальной обеспеченности семей, что во многом объясняет мотивацию их поведения на рынке труда.
Молодежь на рынке труда
... и переподготовку. Цель курсовой работы - изучение проблем рынка молодежного труда. Объект - молодежь как специфическая социально-демографическая группа. Предмет - проблемы занятости молодежи. Задачи: Выявить способы разрешения проблем занятости молодежи. Рассмотреть основные проблемы, с ...
В настоящее время характерно и существование относительно заметной группы молодых людей, отказывающихся как от продолжения учебы, так и от постоянной работы. Сюда относятся как проживающие на иждивении дети состоятельных родителей, так и молодые люди без специальности, потерявшие надежду в получении достойной работы и «перебивающиеся» случайными заработками.
Внутри рынка труда молодежи существуют особенности, вызванные возрастными характеристиками.
Специфика 16-18 летних заключается в относительно начальном этапе социализации личности молодых людей, становлении их профессиональной ориентации.
Для 19-24 лет характерно обладание профессиональным образованием, и ярко выраженным стремлением к экономической самостоятельности.
Значительную долю молодежи 25-29 лет составляют выпускники высших учебных заведений. Специфика проблемы их занятости в значительной мере заключена в противоречии между условиями начала и конца обучения, а также определенной инертностью системы высшего профессионального образования, из-за чего часть полученных знаний оказывается устаревшей и
В то же время, наличие высшего образования вкупе с присущей молодежи высокой мобильностью и адаптационными способностями в условиях резко возросшей значимости овладения и творческой переработки информации объективно приводит к тому, что эта категория молодежи обладает максимальной способностью к увеличению стоимости накопленной суммы знаний, и следовательно, к повышению конкурентоспособности молодой рабочей силы в условиях повышения интеллектуального труда.
Внутри рынка труда молодежи существует и дифференциация по качеству рабочей силы и ее профессионально-квалификационным характеристикам: молодежь, окончившая школу, колледж, другие учебные заведения, получившие разный уровень образования, прошедшая переобучение и перепрофилирование с участием служб занятости, в том числе, из числа бывших военнослужащих и других неперспективных отраслей занятости. Различия существуют также и по отношению к занятости молодежи. Так, различают, во-первых, незанятую, но ищущую работу группу; во-вторых, молодежь занятую, но неудовлетворенную своей работой и озабоченную ее переменой или необходимостью дополнительного заработка; в-третьих, ту часть молодежи, которая находится под угрозой увольнения из-за финансового неблагополучия предприятия и подлежит опережающему переобучению и перепрофилированию.
Принципиальные отличия рынка труда молодежи выражаются в качественных особенностях рабочей силы подростков, юношей и девушек, что наиболее ярко выражается характеристикой уровня их конкурентоспособности.
С одной стороны, молодежи объективно свойственна относительно низкая конкурентоспособность. На рынке труда она обусловлена:
- недостатком профессиональных знаний;
- отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков;
- желанием реализации возможности совмещения труда и учебы, пользованием рядом льгот, что создает дополнительные проблемы для предприятия и работодателя.
С другой стороны, молодежь отличается от старшего поколения следующими позитивными характеристиками:
- способностью к более быстрой и безболезненной адаптации к меняющимся внешним условиям жизнедеятельности, в том числе, условиям труда;
- динамичностью, гибкостью, стремлением к освоению нового, неизвестного, к самосовершенствованию;
- специфическими психофизиологическими качествами: энергичностью, нетерпимостью, дерзостью, стремлением к самоутверждению.
Однако эти и другие факторы, способствующие повышению уровня конкурентоспособности молодых людей на рынке труда, требуют постоянной поддержки и развития со стороны государства и его органов. Особенно это важно на самых ранних стадиях формирования личностных установок как на уровне общего и профессионального образования, профессиональной ориентации и содействия во включении юношей и девушек в производственную сферу, так и на уровне активного воздействия на формирование у них новой системы жизненных ценностей, потребностей и интересов.
Молодежь является ярко выраженной «группой риска» из-за перенасыщенности рынка труда другими, более конкурентоспособными категориями населения. Сложившиеся условия выводят молодежь из сегмента эффективной занятости, что влечет за собой вынужденное иждивенчество, асоциальное поведение.
В настоящее время выделены следующие основные проблемы, которые препятствуют согласованию интересов современной системы образования и рынка труда, и которые характерны практически для всех российских регионов:
- низкий уровень материально-технической базы учебных заведений, что вызвано значительным недофинансированием системы образования, и что в свою очередь не позволяет готовить специалистов соответствующего уровня;
- недостаточно гибкое реагирование учреждений профессионального образования на требования рыночной конъюнктуры, в результате чего более половины специальностей по структуре и по своему характеру не соответствуют на рынке труда спросу;
низкое качество подготовки выпускников учреждений профессионального образования, которое не отвечает сегодняшним требованиям производства, что влечет за собой рост несбалансированности между структурой рабочих мест и образовательной, профессионально-квалификационной
разрушение взаимодействия школа — профессиональное учебное заведение — предприятие, что создает ситуацию, когда большинство выпускников школ попадают на рынок труда без приобретенной специальности, что существенно снижает их конкурентоспособность.
Ситуация рассогласования спроса и предложения на региональных рынках труда усугубляется снижением спроса на услуги профессиональных образовательных учреждений со стороны молодежи, что обусловлено падением престижности рабочих профессий и сложного экономического положения предприятий материального сектора. Снижение численности приема учащихся, наблюдаемое за последние годы на фоне роста общей численности поколения молодежи, подтверждает изменение ориентаций современной молодежи на более высокий образовательный статус.
Глава 2. Состояние рынка труда молодежи в Пензенском регионе
1 Функционирование молодежного рынка труда в Пензе
Рынок труда является важнейшим звеном любого этапа развития региона и страны в целом, но в эпоху коренных перемен, радикальных реформ эта проблема становится ключевой. Кадров с институтским дипломом у нас хватает. Работодатели все чаще обращаются с просьбой усилить требования к качеству подготовки молодых специалистов: они должны иметь первоклассную квалификацию и опыт работы; а молодежь, в свою очередь, хочет за это высокую заработную плату.
Сегодня рынок труда информационно ассиметричен. Работодатель не владеет точной и достоверной информацией о количестве и качестве рабочей силы, присутствующей на рынке, и безработные тоже не осведомлены о наличии свободных рабочих мест на предприятиях. Значительные массы людей, занятые в прежних отраслях экономики и оказавшиеся вытесненными из них, вынуждены перемещаться в другие предприятия и отрасли, переобучаться, заводить собственное дело или становиться «хроническими» безработными.
Основные задачи, поставленные перед службами занятости, — информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда; подбор подходящей работы и специалистов требуемой квалификации; оказание консультационных и профильных услуг; проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест; направление граждан на профессиональную подготовку и переподготовку. Реализация специальных программ по содействию занятости (временная занятость и общественные работы, содействие предпринимательству, социальная адаптация граждан на рынке труда в рамках программ «Клуб ищущих работу», «Новый старт» и др.).
Участие в квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи, а также в резервировании отдельных видов работ для остальных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите; содействие переселения молодежи в другую местность, в том числе сельскую, в целях трудоустройства; материальная поддержка безработных граждан.
Жизнь ставит задачи расширения объемов информационной поддержки, оказываемой субъектам рынка труда, более полного удовлетворения спроса работодателей на рабочую силу. Это особенно актуально на фоне наметившегося экономического подъема. Таким образом, на первый план выступает проблема информационного обеспечения рынка труда, как безработных, так и занятых трудом, и работодателей.
Проблемы информационной прозрачности рынка труда в г. Пензе показали, что многие соискатели рабочих мест испытывают затруднения при поиске работы из-за отсутствия необходимой информации. Далеко не все готовы платить большие деньги за ее получение или обращаться в службы занятости и кадровые агентства по трудоустройству. Тогда возникает вопрос: «Где и как можно получить необходимую информацию о рынке труда?» Большую помощь в этом могут оказать местные СМИ (телевидение, радио, газеты, Интернет и пр.).
Они выступают информаторами и предлагают необходимые сведения, не требуя больших денежных затрат. Объявления о спросе на рабочую силу молодых специалистов и ее предложении публикуются в местных газетах таких как: «Из первых рук», «Из рук в руки», «Счастливый случай» и др. Причем невысокая цена, большое количество информации плюс купон на бесплатное объявление делают их самыми покупаемыми. Информацию о вакансиях можно получать также из некоторых телепередач: телеканал «Экспресс» — «Деловая Пенза», телеканал «Россия (Пенза)» — «Информбюро». Кроме того на этих телеканалах действует «бегущая строка», в которой предоставляются сведения о работе. Необходимую информацию о возможном трудоустройстве за пределами города Пензы можно найти в сети Internet. Сайт Job.ru — самый большой и популярный ресурс в российском Интернете.
В настоящее время на базе сайта содержится 4 013 367 резюме специалистов из всех областей России и ближнего зарубежья, 16 004 вакансии из различных отраслей и 3 816 вакансий именно для студентов или начинающих карьеру молодых специалистов, поэтому работодатели считают данный ресурс наиболее эффективным для поиска квалифицированных специалистов. Сегодня многие имеют шанс бесплатно оформить свое резюме на этом сайте, для этого необходимо всего лишь там зарегистрироваться.
Продолжительное несоответствие спроса и предложения на молодежном рынке труда существует, прежде всего, из-за отсутствия эффективной отлаженной информационной службы. Неполнота и асимметричность информации оказывает существенное влияние на поведение субъектов рынка труда — усиливает напряженность, ведет к росту застойной и скрытой безработицы, создает основу для формирования теневого рынка труда.
Оставшиеся без работы специалисты, чьи знания, навыки, опыт в силу объективных причин вдруг оказываются невостребованными, особенно нуждаются в квалифицированном и заинтересованном посредничестве при поиске работы. Для минимизации периодов безработицы большое значение имеет информация о реальных потребностях рынка труда, переориентация специалистов на востребованные профессии. Эти задачи решаются с помощью как индивидуальных, так и групповых форм обучения: информационно-обучающих курсов, индивидуально-профессиональных консультаций по отбору в учебные группы, групповых занятий. Многие молодые люди ориентированы на получение статуса безработного, это связано с тем, что данная регистрация дает им возможность бесплатно пройти курс обучения и получить новую профессию или повысить квалификацию.
Молодые специалисты являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны. С одной стороны, они не имеют практического опыта работы по специальности, а с другой — предъявляют высокие требования к оплате труда. В итоге поиск работы становится проблематичным. Как следствие, значительная часть выпускников уходит в «теневую» экономику — менее стабильную, но зато высокодоходную.
2 Занятость молодежи на рынке труда Пензенского региона: анализ ситуации и перспективы
На рынке образовательных услуг сложилась такая ситуация, что наибольшим спросом пользуются специальности, связанные с экономикой и сферой обслуживания, так как эти профессии предполагают наибольший доход. В соответствии с предпочтениями рынка многие учебные заведения переориентировались и отказались от подготовки молодежи по промышленным профессиям. Сейчас легче получить профессию повара, визажиста, психолога, бухгалтера-аудитора, нежели станочника. Под угрозой простое воспроизводство кадров в ряде производств и отраслей, особенно в машиностроении. Можно уже с определенностью говорить об усилении тенденции кадрового кризиса по отдельным профессиям.
Стабильно сохраняется спрос на специалистов с высшим образованием: инженеров-механиков, конструкторов, технологов, программистов, страховых агентов, врачей. Промышленности сегодня требуются профессионально подготовленные инженерно-технические специалисты со знанием маркетинга, анализа хозяйственной деятельности, управления персоналом. Таким образом, налицо явное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, рынка труда и рынка образовательных услуг.
Однако, предложение по отдельным профессиям не соответствует спросу не только по количеству, но и по качеству. Так, многими работодателями, заявляющими в службу занятости об имеющихся у них свободных рабочих местах, предъявляются настолько высокие требования к претендентам и их квалификации, что среди безработных, имеющих нужную работодателю профессию, не находится соответствующих этим требованиям. Например, претендент на вакансию бухгалтера должен иметь высшее бухгалтерское образование и опыт работы не менее 5 лет.
Региональные особенности занятости и функционирования молодежного рынка труда проистекают из специфики формирования экономически активного населения, сложившегося уровня и структуры занятости, обусловленных специализацией и комплексностью хозяйства, его обеспеченностью сырьевой базой, динамикой и эффективностью производства, инвестиционной активностью и привлекательностью территорий, характером поддержки предприятий со стороны федеральных и региональных органов власти.
Начавшиеся в конце 2008 года проявления финансово-экономического кризиса негативно сказались на экономической ситуации области. Они затронули сферу занятости и рынок труда. Так за 2008 год в городской Центр занятости населения обратилось за содействием в трудоустройстве 11 834 человека, из которых 6 723 человека было трудоустроено на постоянную и временную работу, что составляет 56,8% от всего количества обратившихся. Из них: незанятые граждане — 66,7%; не были заняты трудовой деятельностью более года — 16,5%; молодежь в возрасте до 30 лет — 55,1%.
За январь-июнь 2009 года в городской Центр занятости населения обратилось за содействием в трудоустройстве 9 721 человек. Из них: незанятые граждане — 93,9%; не были заняты трудовой деятельностью более года — 17,4%; молодежь в возрасте до 30 лет — 41,3%. За 6 месяцев 2009 года службой занятости города Пензы было трудоустроено на постоянную и временную работу 3 295 человек, что составляет 33,9% от всего количества обратившихся за содействием в трудоустройстве. Уровень официальной безработицы в нашей области за первый квартал 2009 года вырос почти в два раза. Во многом из-за того что увольняются и обращаются за пособием в центры занятости «жертвы кризиса».
Особый феномен — сельская безработица. На ее уровень значительно влияет ситуация в областных городах, степень развитости маятниковых трудовых миграций. Выделить собственно безработицу в сельской местности можно только в периферийных районах, удаленных от городских мест приложения труда, где она особенно высока. Причины сельской безработицы различны. Одной из главных возможностей выживания сельских предприятий является сокращение штатов и выплата минимальной заработной платы.
Снижение объемов производства, оказания услуг, приостановка деятельности предприятий привело к увеличению масштабов неполной занятости работников на предприятиях и в организациях. Так в течение 2008 года 211 предприятий предоставили сведения о предполагаемом высвобождении 2 959 работников. Массовые высвобождения намечались на 12 предприятиях. В результате предполагалось высвободить 1 123 человека. На таких предприятиях как ООО «Компрессор-литье» — 64 человека, Управление по вопросам демографии, семейной и молодежной политики — 15 человек, ГУ «Центр Управления ГПС МЧС России по Пензенской области» — 50 человек, ОАО «Пензенский завод точных приборов» — 304 человека, ГУ Пензенской области «Пензенский пожарно-спасательный центр» — 124 человека и т.д.
В течение первого полугодия 2009 года 245 предприятий предоставили сведения о предполагаемом высвобождении 2 802 работников. Массовые высвобождения намечались на 11 предприятиях: ОАО «Пензхиммаш», ОАО «Биосинтез», ОАО «Пензкомпрессормаш», МУП «Пассажирские перевозки г. Пензы» и т.д. В результате массового высвобождения предполагалось высвободить 1 335 человек. Таким образом, сравнивая с 2008 годом, видно, что число безработных только росло, это вело к напряженности на рынке труда.
Молодежь на рынке труда города Пензы — категория достаточно многозначительная. Ее готовность к производительному труду является жизненно высокой составляющей успешного экономического развития общества в будущем. В настоящее время ситуация на молодежном рынке труда сложилась следующим образом. Рассмотрим данные 2013 года, за десять месяцев этого года в Центр занятости населения города Пензы за содействием в трудоустройстве обратилось 9 467 человек, из них 2 692 (28,4%) — граждане в возрасте 18-29 лет, 1 806 человек (19,1%) — в возрасте 14-17 лет. За указанный период зарегистрированы в качестве безработных в установленном законом порядке 918 человек в возрасте 18-29 лет, всем назначена социальная выплата в виде пособия по безработице.
Наглядно сравним количество граждан, обратившихся в Центр занятости населения за период кризиса 2008-2009 годов и текущего 2013 года, по диаграмме, представленной на рисунке 1.
Рис. 1. Количество граждан, обратившихся в Центр занятости населения за помощью в трудоустройстве в Пензенском регионе по данным 2008, 2009 и 2013 годов
Одна из серьезнейших проблем молодежной безработицы — несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Большая часть безработных граждан имеют высшее и среднее профессиональное образование (42,8% и 24% соответственно).
На 01.11.2013г. в банке данных Центра занятости населения насчитывалось 6 233 вакансии для работы на постоянных и временных рабочих местах, из них 4 603 вакансии (73,8%) — по рабочим профессиям. Среди выпускников учебных заведений, обращающихся в Центр занятости населения, преобладают инженеры, менеджеры, бухгалтеры, экономисты, юристы. Тогда как работодатели заинтересованы в молодежи, имеющей рабочие профессии, такие как рабочие-станочники, слесари-ремонтники, рабочие строительных профессий. В целях правильного выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения государственная услуга по профессиональной ориентации оказана 1 927 обратившимся гражданам в возрасте 18-29 лет, 6 870 гражданам в возрасте 14-17 лет, [10, ж)].
С января по октябрь 2013года направленны на обучение 72 безработных в возрасте 18-29 лет. Обучение производилось по таким профессиям как бухгалтер, оператор ПЭВМ, швея, водитель погрузчика, машинист крана, машинист экскаватора, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, делопроизводитель, маникюрша, охранник, кондитер, предприниматель. Трудоустроено на постоянные и временные рабочие места всего 7 086 человек, из них 1 950 человек (27,5%) — молодежь 18-29 лет. Доля трудоустроенных из числа обратившейся молодежи этой возрастной категории составила 72,4%. Принимали участие в общественных работах 528 человек. На временные рабочие места трудоустроено 1 800 подростков, желающих работать в свободное от учебы время. Государственную услугу по содействию занятости получили 2 человека, зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.
По состоянию на 01.11.2013г. на учете в ГКУ ЦЗН г. Пензы в качестве безработных состояло 425 человек в возрасте 18-29 лет, из которых 40 человек — выпускники учреждений высшего профессионального образования, 15 человек — выпускники среднего профессионального образования, 3 человека — выпускники учреждений начального профессионального образования, [10, ж)].
Сравнительно низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда обусловлена, прежде всего, нехваткой профессиональных знаний и умений, низкой квалификацией, отсутствием трудовых навыков, отсутствием у молодежи адекватного отношения к требованиям работодателей в сложившихся экономических условиях.
Относительно других регионов по данным за 2012 год, Пензенская область находится на 20 месте по уровню безработицы, который составил 4,91%, тогда как средний уровень по стране составил 5,46%. Минимальный уровень безработицы 0,81% зафиксирован в городе Москва, а максимальный в 47,68% в Республике Ингушетия, [10, д)]. Количество занятых и безработных в Пензенском регионе за 2000-2012 года показано в таблице 1.
Таблица 1. Усредненные статистические данные о занятости и безработицы в Пензенской области по годам.
Год |
Экономически активное население, чел. |
Количество занятых, чел. |
Количество безработных, чел. |
Уровень безработицы, % |
||||
2012 |
703 000 |
668 000 |
35 000 |
4,91 |
||||
2011 |
689 000 |
652 000 |
37 000 |
5,39 |
||||
2010 |
685 000 |
641 000 |
44 000 |
6,44 |
||||
2009 |
692 000 |
636 000 |
56 000 |
8,09 |
||||
2008 |
712 000 |
658 000 |
54 000 |
7,56 |
692 000 |
656 000 |
36 000 |
5,16 |
2006 |
713 000 |
667 000 |
46 000 |
6,43 |
||||
2005 |
712 000 |
665 000 |
47 000 |
6,58 |
||||
2004 |
698 000 |
652 000 |
47 000 |
6,69 |
||||
2003 |
692 000 |
628 000 |
64 000 |
9,25 |
||||
2002 |
703 000 |
652 000 |
51 000 |
7,30 |
||||
2001 |
729 000 |
628 000 |
100 000 |
13,75 |
||||
2000 |
755 000 |
668 000 |
86 000 |
11,44 |
Безработная молодежь в Пензе составляет почти 30% от общего количества безработных. Данные приведены на рисунке 2.
Рис. 2. Безработная молодежь за 2008-2012 года
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Анализ рынка труда и положение молодежи на нем свидетельствует о сложившейся тенденции увеличения и общей численности молодых граждан и экономически активной молодежи, состав и структура которой показывают, что большая ее часть относится к категории «занятые». Но одновременно с ростом занятости безработица среди молодежи тоже увеличивается, а за последний год наблюдается снижение числа безработной молодежи, состоящей на учете в органах исполнительной власти. Это зависит от спектра знаний и умений молодых людей в различных сферах и опыта работы, позволяющего им быстро адаптироваться к новым условиям. Можно заметить, что среди молодежи Пензенской области, зарегистрированной в органах исполнительной власти, в самом худшем положении находится безработная молодежь в возрасте от 18 до 24 лет, но за последний год ее численность сокращается.
Проблема конкурентоспособности молодежи на рынке труда весьма актуальна. Ужесточаются требования, предъявляемые работодателями, растут притязания выпускников. В этих условиях неизбежно встает вопрос о возрождении и модернизации вузовской системы трудоустройства выпускников. Одновременно с корректировкой учебного процесса в соответствии с требованиями регионального рынка труда выпускников необходимо обучать приемам грамотного построения профессиональной карьеры, самостоятельного поиска рабочего места.
Приоритетными направлениями Центра занятости молодежи и органов исполнительной власти Пензенской области являются трудоустройство социально незащищенной категории молодежи на постоянную работу, трудоустройство подростков 14-18 лет на временные работы. А также проведение ярмарок учебных и рабочих мест, профильная работа с молодежью, проведение учебно-методических семинаров, оказание консультационных услуг в сфере профориентации, предпрофессиональной подготовки молодежи и подростков, создание специализированных рабочих мест для выпускников учебных заведений, обучение и переобучение молодежи.
На сегодняшний день проблема занятости молодежи в городе Пензе и Пензенской области является одной из самых актуальных, поэтому органам исполнительной власти необходимо вести активную работу по снижению напряженности на молодежном рынке труда и приобщать подростков к труду с раннего возраста.
Глава 3. Государственная программа Пензенской области: «Молодежь Пензенской области на 2014-2020 года»; цели и задачи
Важнейшим фактором устойчивого развития Пензенской области, формирования инновационной экономики, роста благосостояния и общественной активности является эффективная реализация в регионе государственной молодежной политики.
Государственная молодежная политика — это система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала.
Молодежь — участник общественных отношений, чей потенциал (ресурс) развития способен совершить экономические преобразования, обеспечить бурный экономический рост, качественно изменить уровень жизни в
Молодежь обладает качествами, которые выгодно отличают ее от других слоев населения: высокой степенью мобильности, интеллектуальной активностью, инициативностью, большой восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям. В связи с высокой динамикой старения населения и неблагоприятными демографическими тенденциями в ближайшее время молодежь станет основным трудовым ресурсом в Пензенской области, а их трудовая деятельность — источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и людей старшего поколения. Пензенская молодежь сегодня — это 278 069 человек в возрасте от 14 до 30 лет, составляющих 21% от всего населения региона.
От позиции молодежи в экономической и общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть успех демократических, правовых преобразований во всех сферах жизни. Именно молодые люди должны быть готовы к экономическим преобразованиям в экономике, противостоять политическим манипуляциям и экстремистским призывам. В условиях многонационального состава и вероисповедания населения Пензенской области, притока мигрантов из других регионов молодежь области призвана выступать проводником идеологии толерантности, укрепления межнациональных и межрелигиозных отношений.
Однако современные условия жизни и происходящие в ней изменения создают комплекс проблем, которые снижают потенциал молодежи и тормозят экономическое и социальное развитие Российской Федерации и Пензенской области:
- значительная часть молодых людей не в состоянии адаптироваться к условиям современной экономической ситуации и реализовать свои профессиональные способности;
- отсутствует активное стремление создать собственный бизнес, незначительная часть молодежи участвует в малом и среднем бизнесе;
- низкий уровень благосостояния молодых семей, трудности с обеспечением жильем;
- имеет место криминализация молодежной среды, еще значительная часть молодых людей склонна к правонарушениям;
- ухудшается состояние физического и психического здоровья;
- происходит деформация духовно-нравственных и культурных ценностей;
недостаточно развито чувство патриотизма и ответственного гражданского поведения, часть молодых людей сознательно уклоняется
от своего конституционного долга — службы в Армии;
- в значительной степени отсутствует стремление к участию в общественной и политической деятельности.
Государственная программа Пензенской области «Молодежь Пензенской области на 2014-2020 годы» (далее — Государственная программа) является продолжением программных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности, поддержки молодежных объединений.
В период выполнения долгосрочной целевой программы «Молодежь Пензенской области (2009-2013 годы)» были заложены организационные основы государственной молодежной политики, отработаны механизмы ее реализации, а анализ достигнутых результатов и реального положения молодежи в области позволили определить приоритетные направления развития государственной молодежной политики в Пензенской области на ближайшие годы.
Разработка и реализация Государственной программы направлены на создание возможностей для равного участия всех молодых людей независимо от пола, национальности, религии, профессии, места жительства и социального статуса в деятельности, которая более всего соответствует их интересам. Государственная программа предусматривает качественно новые подходы и мероприятия, направленные на создание условий для решения проблем молодых людей, формирование конкурентоспособного молодого поколения.
Реализация Государственной программы позволит сформировать вариативную, скоординированную систему взаимодействия исполнительных органов государственной власти, учреждений и организаций, общественных и религиозных институтов в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодого поколения, стимулирования творческой, инновационной активности молодежи, сохранения физического и духовного здоровья.
Выполнение задач Государственной программы создаст основу для распространения эффективных моделей и форм неформального образования и участия молодежи в реализации молодежной политики, развития и поддержки молодежных общественных организаций и объединений, увеличение численности студенческих отрядов и добровольцев (волонтеров).
Увеличение количества проводимых олимпиад, фестивалей, спортивных игр, иных конкурсных мероприятий и поддержка способной, инициативной и талантливой молодежи будет способствовать развитию интеллектуального, творческого, физического потенциала молодежи.
Реализация Государственной программы в рамках Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года) создаст условия для повышения деловой активности молодежи, включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и увеличения количества вновь созданных субъектов предпринимательства из числа участников программы.
Одним из главных результатов реализации Государственной программы будет являться совершенствование системы гражданского и патриотического воспитания в молодежной среде и допризывной подготовки. Кроме того произойдет увеличение численности молодых людей допризывного возраста, имеющих спортивные разряды по военно-прикладным и военно-техническим видам спорта, повышение уровня доверия в обществе к военной службе, сокращение количества уклоняющихся от обязанностей военной службы, а также укрепление института молодой семьи.
Цель Государственной программы — создание условий для развития и реализации потенциала молодежи в интересах Пензенской области.
развитие и поддержка молодежных общественных организаций и объединений, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, вовлечение молодых людей в добровольческую деятельность, в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, формирование механизмов, распространение эффективных моделей и форм неформального образования и участия молодежи в реализации молодежной политики;
- развитие интеллектуального, творческого, физического потенциала молодежи, организация и проведение олимпиад, спортивных игр, конкурсов и фестивалей по профилям деятельности и интересам молодежи, поддержка способной, инициативной и талантливой молодежи;
- развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи, создание условий для включения молодого человека в новые для себя виды деятельности;
— совершенствование системы гражданского и патриотического воспитания в молодежной среде на основе отечественных нравственных и культурных традиций и ценностей, развитие допризывной подготовки молодежи к военной службе, военно-прикладных и военно-технических видов спорта, популяризация и пропаганда духовно-нравственных ценностей в молодежной среде, укрепление института молодой семьи, пропаганда ответственности родителей.
В рамках Государственной программы предусмотрена реализация следующих подпрограмм:
- Вовлечение молодежи в социальную практику.
- Формирование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи.
- Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.
- Совершенствование системы гражданского и патриотического воспитания, допризывной подготовки молодежи к военной службе, развитие военно-прикладных и военно-технических видов спорта.
Цели, задачи и мероприятия государственной программы «Молодежь Пензенской области на 2014-2020 годы» направлены на создание условий для развития и реализации потенциала молодежи в интересах Пензенской области.
- Подпрограмма «Вовлечение молодежи в социальную практику».
Предстоит разработать эффективные модели и формы вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, в том числе трудовых объединений и студенческих отрядов, уделить внимание развитию молодежных бирж труда, добровольческой (волонтерской) деятельности и других форм занятости. Физкультурно-спортивное воспитание должно стать одним из направлений патриотического воспитания. Необходимо повысить роль некоммерческих организаций в вовлечении молодежи в социально-полезную деятельность.
Усилить работу учреждений по работе с молодежью Пензенской области.
- Подпрограмма «Формирование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи».
Следует существенно увеличить количество молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады).
- Подпрограмма «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность».
Комплекс мероприятий способствует максимальной самореализации обучающихся и студентов, успешной социализации молодежи на региональном рынке труда, повышению уровня предпринимательских компетенций, увеличению количества субъектов предпринимательства в Пензенской области.
- Подпрограмма «Совершенствование системы гражданского и патриотического воспитания, допризывной подготовки молодежи к военной службе, развитие военно-прикладных и военно-технических видов спорта».
От позиции молодежи в экономической и общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть успех демократических преобразований во всех сферах жизни. Именно молодые люди должны быть готовы к экономическим преобразованиям в экономике, противостоять политическим манипуляциям и экстремистским призывам.
В условиях многонационального состава и вероисповедания населения Пензенской области, притока мигрантов из других регионов молодежь области призвана выступать проводником идеологии толерантности, укрепления межнациональных и межрелигиозных отношений.
Реализация Государственной программы будет осуществляться в три этапа в соответствии с периодами бюджетного планирования.
Срок реализации — 2014-2020 годы:
- первый этап 2014-2015 годы;
- второй этап 2016-2018 годы;
- третий этап 2019-2020 годы.
1 этап: 2014-2015 годы
Данный этап реализации Государственной программы будет направлен на развитие вариативной системы взаимодействия субъектов молодежной политики в Пензенской области, вовлечение социально-ориентированных молодежных некоммерческих организаций в реализацию программных мероприятий. Кроме того, содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области (далее — органы местного самоуправления) в принятии муниципальных программ в сфере молодежной политики и анализ эффективности новых подходов и программных мероприятий.
К 2016 году планируется:
- выявление и устранение недостатков новых подходов программных мероприятий;
- создание региональных моделей адресной работы с молодежью;
- совершенствование механизмов взаимодействия учреждений по работе с молодежью в Пензенской области;
- развитие системы повышения квалификации и сохранение кадрового потенциала в сфере молодежной политики;
- развитие системы сохранения и укрепления здоровья молодежи.
Все это должно способствовать созданию прочной основы устойчивого развития сферы молодежной политики в соответствии с изменяющейся социальной, экономической, культурной и технологической средой.
этап: 2016-2018 годы
Второй этап реализации Государственной программы ориентирован на полноценное использование созданных на первом этапе условий для обеспечения высокого уровня реализации молодежной политики в регионе и решения проблем молодых людей.
К 2019 году планируется:
- сформировать и использовать механизмы распространения эффективных моделей и форм неформального образования и участия молодежи в реализации молодежной политики;
- увеличение количества молодых людей, вовлеченных в добровольческую деятельность, в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов и других детских и молодежных общественных объединений;
- развитие и расширение социально-полезной деятельности молодежных общественных организаций и объединений, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;
- увеличение количества конкурсных мероприятий, олимпиад, спортивных игр, конкурсов и фестивалей по профилям деятельности и интересам молодежи и количества участников в них;
- развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи, увеличение количества молодых людей, вовлеченных в предпринимательскую деятельность;
— совершенствование системы гражданского и патриотического воспитания в молодежной среде, увеличение численности молодых людей допризывного возраста, занимающихся военно-прикладными и военно-техническими видами спорта, и количества разрядников, а также снижение количества уклоняющихся от обязанностей военной службы.
3 этап: 2019-2020 годы
Третий этап реализации Государственной программы будет направлен на анализ эффективности созданной системы формирования приоритетов и мер по созданию условий и расширению возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Развитие в молодежи интеллектуального, творческого потенциала и планирование работы по совершенствованию подходов, форм и методов реализации молодежной политики в регионе.
К 2021 году планируется:
- разработка и широкое внедрение новых методов, форм работы с молодежью;
- повышение доли внебюджетных средств в общем объеме финансирования на реализацию молодежной политики в Пензенской области;
- создание региональной системы мониторинга эффективности реализации молодежной политики;
- обеспечение эффективности управления системой реализации молодежной политики Пензенской области.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что действующее в настоящее время законодательство Пензенской области в сфере молодежной политики будет совершенствоваться в целях успешной реализации мероприятий Государственной программы, направленных на качественное обновление молодежной политики в регионе.
занятость молодежь рынок конкурентоспособность
Заключение
Учитывая, что одной из острых проблем российского рынка труда является молодежная безработица, в данных программах необходимо обратить особое внимание на организацию работы по снижению напряженности на рынке труда для молодежи, а органам по делам молодежи субъектов Российской Федерации необходимо проявить инициативу по включению в указанные программы соответствующих мероприятий.
Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостного регулирования занятости молодежи в Российской Федерации, поэтому все необходимые специальные меры, разработанные в федеральных и региональных программах, обеспечивающих подготовку и занятость молодежи, должны быть строго выполнены. Решение этих вопросов требует особого внимания к концептуальным основам исследования молодежного рынка труда в контексте с общей направленностью социально-экономического развития России, в частности, по обеспечению значительных темпов роста валового внутреннего продукта, а также показателей уровня и качества жизни населения.
Подводя итог, хочется сказать, что складывающаяся неблагоприятная для молодежи ситуация на рынке труда требует принятия ряда компенсационных мер со стороны государства. Прежде всего, эти меры должны проявляться в проводимой государственной молодежной политике. Она должна быть направлена на создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий для самореализации молодого человека и развитие молодых инициатив, все это будет способствовать поддержанию социального согласия в обществе и направленности на достижение отдельных целей экономики, политики, нравственного и культурного развития молодежи.
Список литературы
1. Учебник «Экономическая теория» под ред. Николаевой И.П. — Москва. Проспек, 2009.
- Чернецова Н.С., Скворцова В.А., Медушевская И.Е. учеб. пособие «Экономическая теория», М.: Кнорус, 2009. — 264с.
- «Молодежь в России»: Стат.
Сб.//ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. — 166с.
- Скворцова В.А., Медушевская И.Е., Чернецова Н.С., Скворцов А.О. «Микроэкономика»: учеб. пособие // под ред. д.э.н., проф. В.А. Скворцовой. Пенза: Изд-во ПГУ, 2012. — 304с. — (Экономическая аудитория).
- Найденова Л.И.
«Цели, ценности и профессиональное самоопределение современной учащейся молодежи» // Под ред. Букина В.П., Найденовой Л.И., Купцова И.П., Мананниковой Ю.В. — Пенза, 2006.
- Резник С.Д. «Занятость молодежи на рынке труда: анализ ситуации и перспективы» // Сборник статей «IV Международной научно-практической конференции». — Пенза, 2006.
- Капезина Т.Т.
« Рынок труда и проблемы занятости выпускников вузов» // «Рынок труда и качество профессионального образования». — Пенза, 2006.
— Романова А.А. « Проблемы и особенности занятости молодежи в регионе» // «Материалы межвузовской научно-практической экономической конференции студентов и аспирантов» // Под ред. доктора экономических наук, профессора Хрусталева Б.Б. — Пенза: ПГАСА, 2003.
- Постановление Правительства Пензенской области «Об утверждении государственной программы Пензенской области «Молодежь Пензенской области на 2014-2020 годы» от 24.09.2013г., № 712-пП. — Пенза, 2013.