Проблемы взаимодействия системы высшего образования и рынка труда

Такая система станет основой для формирования адекватной потребностям общества структуры квалификаций и образовательных программ.В настоящее время в России сложилась и действует система высшего профессионального образования, которая состоит из одноуровневой подготовки дипломированных специалистов по специальностям (срок обучения 5 и 5,5 лет) и двухуровневой: с присвоением выпускнику степени бакалавра (срок обучения 4 года) и степени магистра (срок обучения 1-2 года) после получения степени бакалавра или квалификации специалиста.Однако в настоящее время обучение в магистратуре рассматривается преимущественно лишь как возможность увеличения сроков подготовки по специальности, а бакалавриат — как формальный уровень образования при фактическом отсутствии выпуска специалистов на рынок труда. Между тем в современных условиях в интересах повышения качества высшего образования бакалавриат и магистратура должны стать самостоятельными уровнями образования, каждый из которых имеет определенные цели и задачи.Типы программ бакалавриата, как и число направлений подготовки для каждого типа, должны устанавливаться на основе анализа предметно-деятельностных особенностей в различных областях знаний и практики.В период между окончанием бакалавриата и поступлением в магистратуру для отдельных направлений подготовки может быть нормативно закреплена необходимость получения опыта профессиональной деятельности, что предоставит возможность студентам осуществить осмысленный выбор своей образовательной и профессиональной траектории, уточнить направление дальнейшей профессиональной, в том числе и магистерской подготовки.Обучение в магистратуре следует направить на подготовку специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности, к организации новых областей деятельности, к проектной инженерии, к исследованиям и управлению как основополагающим сферам, обеспечивающим социальное и экономическое развитие России.Переход к двухуровневой системе высшего образования требует разработки принципиально новых стандартов образования, обеспечивающих универсальность, фундаментальность образования и его профессиональную направленность.В Концепции модернизации российского образования на период до 2010г., одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2001 г., подчеркивается: «Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности реальную многоуровневую систему высшего образования». Несмотря на это Правительство РФ учло рекомендации академической общественности в лице Союза ректоров и сочло возможным сохранить по некоторым специальностям подготовку специалистов. Как сказано в Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, «опираясь на традиции отечественного образования, по некоторым специальностям (инженеры, врачи, архитекторы и пр.), определяемым в особом перечне, целесообразно сохранить подготовку специалистов».Ряд исследователей (например, Л.А. Вербицкая) полагает, что «именно развитие бакалавриата определяет будущее действительно массовой общедоступной высшей школы. Другое дело, что и традиционное моноуровневое образование тоже должно сохраниться, чему Болонская декларация отнюдь не препятствует».Другие авторы считают, что двухуровневая подготовка может быть реализована по всем специальностям. В то же время некоторые авторы предлагают сохранить на период перехода (на неопределенный срок) традиционную систему подготовки кадров.Распространено и такое мнение, что государство рассчитывает сэкономить за счет того, что основная масса студентов будет обучаться в вузах не 5 – 6 лет, а 4 года.Такое разнообразие мнений свидетельствует с одной стороны, о сложности рассматриваемого вопроса, что требует нестандартных подходов к его решению, а с другой стороны, о низком уровне информированности академической общественности о целях проводимых реформ. Подтверждением этому служат результаты социологического исследования, проведенного Л. Онокой в 2005г.Мнение преподавателей о целесообразности внедрения в высших учебных заведениях двухуровневой системы подготовки выглядит следующим образом: 18% респондентов высказались положительно, 12% — отрицательно, остальные (70%) не имели определенного мнения. Приведенные данные свидетельствуют о том, что для образовательного сообщества двухуровневая система подготовки является недостаточно понятной и прозрачной. Это еще раз подтверждает, что двухуровневая система обучения уже принята на уровне правовых документов, но этого недостаточно без конкретных мер по ее дальнейшему совершенствованию и популяризации среди образовательного сообщества, всего населения. Пока же двухуровневая структура высшего профессионального образования, по мнению некоторых специалистов, «оказалась невостребованной» экономическими и государственными структурами страны, более того, «оказалась отторгнутой значительной частью образовательного сообщества».В действительности имеющиеся сегодня бакалаврские образовательные программы могут лишь ориентировать выпускника на тот или иной вид профессиональной деятельности. В этом случае возникает закономерный вопрос, где и как он обучится практическим навыкам будущей профессиональной деятельности. На эти вопросы высшая школа сама находит ответы. Как правило, бакалавр после получения диплома о высшем профессиональном образовании продолжает образование либо по направлению, либо по специальности, чтобы получить степень магистра или квалификацию дипломированного специалиста. По некоторым данным лишь 11% выпускников бакалавриата выходят на рынок труда. Следовательно, бакалаврская образовательная программа становится в этом случае как бы промежуточной при получении высшего профессионального образования. Поэтому, за редким исключением, вряд ли в настоящее время можно вести речь о ее самостоятельном образовательном статусе.Естественно, что такая структура высшего профессионального образования оказалась невостребованной существующими экономическими и государственными структурами страны. Как отмечает член генерального совета «Деловой России», председатель совета по профессиональному и бизнес-образованию «Деловой России», руководитель проектной группы ОАО РАО «ЕЭС России» Н.Ю. Брусникин, вопрос трудоустройства бакалавров нельзя рассматривать вне контекста общих проблем взаимодействия высшего профессионального образования и рынка труда, хотя и следует указать на несколько специфических обстоятельств.Прежде всего необходимо отметить низкий уровень информированности работодателей. Большинство из них не знакомы с переменами, происходящими в системе образования, не знают, каков их практический смысл и как они влияют на уровень подготовки выпускников. Опросы работодателей показали, что им мало известно о бакалавриате как таковом. При этом проблема трудоустройства бакалавров поднималась Минобразования еще десять лет назад. Однако с тех пор ситуация изменилась незначительно.Реализуемые реформы предполагают, что во время учебы на первой ступени высшего образования студент получает основу, затем приобретает профессиональный опыт, а потом уже (если захочет) выбирает направление в магистратуре. Таким образом, уровня бакалавра вполне достаточно для выполнения большинства работ, не требующих узкопрофессиональных знаний. Но мало кто из работодателей это знает. Исследование, проведенное «Деловой Россией», показало, что руководители фирм, знакомые с содержанием реформ российского высшего образования, поддерживают эту схему. Но, к сожалению, таких меньшинство.Следующая проблема состоит в том, что предложение со стороны системы образования и запросы работодателей во многом не совпадают. Последние это хорошо понимают, и поэтому для них, как правило, «неважно, что написано в дипломе — бакалавр или специалист… Их система оценивания отличается от вузовской. Во многом она «заточена под задачу». К сожалению, на сегодня высшее образование дает хорошую академическую подготовку, но практическая составляющая оставляет желать лучшего».В сложившейся ситуации работодатели вынуждены сами доучивать и переучивать сотрудников, решая тем самым проблему нехватки практических навыков и необходимых компетенций. Поэтому сегодня, активно развиваются корпоративные образовательные программы. Сейчас они в основном нацелены на переучивание или доучивание дипломированных специалистов, на чью профессиональную подготовку уже потрачены средства. Если же выпуск бакалавров станет массовым, работодатели смогут учить своих служащих профессиональным навыкам и компетенциям, исходя из внутрикорпоративных целей, не дублируя деятельность системы образования и повышая тем самым качество подготовки. Это приведет к тому, что работодатели получат квалифицированных специалистов, а нагрузка на бюджет будет снижена. Такой подход представляется нам достаточно рациональным, он достаточно распространен в некоторых зарубежных странах. Однако, применительно к российской действительности «примеры частных инвестиций в техническое образование носят эксклюзивный характер, и на них вряд ли можно рассчитывать».Поэтому нужна напряженная работа по выработке прежде всего полноценной концепции бакалавриата. Потребуется также совершенствование концептуальной и нормативной базы магистратуры, которая сейчас чрезвычайно бедна и «находится на уровне представлений узкой группы чиновников о характере и задачах этой ступени образования». Как отмечает Э. Демиденко, в немногочисленных положениях, касающихся магистерского цикла, есть много неточностей и явно ошибочных подходов. Магистерская подготовка официально сводится к одной возможной ее ветви – подготовке научных и педагогических кадров. Но пора признать и другую ее ветвь – конкретно-прикладную профессиональную подготовку, не менее важную и реализуемую во всем мире». Таким образом, российскому образованию, как участнику Болонского процесса, предстоят коренные преобразования, которые направлены на формирование открытой системы, что отвечает как международным тенденциям развития образования, так и современным социальным запросам российского общества. Российское образование базируется на культурных и педагогических национальных традициях и приоритетах, имеет глубокие исторические корни и формируется с учетом российской ментальности. Данные показывают, что всякие инновации в образовании должны проводиться после тщательной методической, технологической, маркетинговой проработки при наличии нормативной поддержки и только в том случае, когда общество готово их принять. Как отмечает Д. Константиновский, «высокая социальная значимость сферы образования не позволяет превращать ее в площадку для необдуманных экспериментов». В этой связи исследования социологов призваны способствовать принятию взвешенных управленческих решений, направленных на прогрессивное развитие российской системы образования без разрушения национальных, культурных и педагогических традиций.Необходимо обобщить накопленный в стране за последние годы опыт подготовки бакалавров и магистров. Обобщить и сопоставить с международной практикой, особо продумав вопрос о том, как, не теряя лучших традиций нашего образования, вписаться в Болонский процесс, в рамках которого осуществляется гармонизация систем высшего образования в Европе. А уже на этой основе Минобразования, Минздравсоцразвития, другие заинтересованные министерства и ведомства должны принять конкретные решения, снимающие барьеры на пути становления многоуровневой системы. Ключевым, на наш взгляд, должен стать вопрос «чему учить», а не «сколько учить». Нужен нормальный, научно обоснованный расчет потребности в специалистах, бакалаврах и магистрах для каждой отрасли экономики. Главное, о чем следует помнить, заключается в том, что система образования представляет собой единый организм, и поэтому, модернизируя одно из звеньев, необходимо принимать во внимание, что может произойти в остальной ее части. 3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА3.1 Особенности развития высшего образования и их влияние на рынок труда.Проблемы трудоустройства выпускников вузов особенно актуализировались в период перехода России на новый экономический курс — курс рыночных отношений. Однако корни этих проблем лежат в середине 80-х годов, когда наметился процесс роста структурной безработицы, т.е. трудоустройства выпускников не по получаемой специальности, а в другие отрасли и сферы производства. Причиной тому являлись не только издержки системы планирования образования в СССР, но и отсталость материально-технической базы промышленности, где 46 % составлял ручной и маломеханизированный труд. В результате, молодые люди, получившие инженерное образование, нередко были вынуждены идти на должности среднего технического персонала, например, 40% московских таксистов были с высшим образованием. Кроме того, росту несоответствия образования и выполняемой работы способствовал низкий уровень оплаты интеллектуального труда.В середине 90-х годов кризис промышленного производства стал нарастать. В этот период, по данным разных социологических служб, от 40% до 60% выпускников вузов трудоустраивались не по специальности, были вынуждены доучиваться или переучиваться.Рассмотрим основные тенденции развития высшего образования в регионе. С начала 90-х годов стали открываться негосударственные вузы, которые, по мнению их сторонников, должны были «удовлетворить возрастающие потребности молодежи в получении высшего образования, а также способствовать изменению содержания гуманитарных, в частности, социально-экономических дисциплин, которые в СССР были глубоко политизированными».Непродуманное и бессистемное открытие негосударственных вузов в условиях сокращения производства привело к еще большему росту безработицы среди лиц с высшим образованием. (Сейчас в стране существует 578 негосударственных вузов, их доля в общем количестве гражданских вузов составляет 46 %. Контингент студентов этих вузов приближается к 1 млн. человек).

18 стр., 8517 слов

Кризис августа 1998 года в России, причины, последствия, уроки

... кризиса и его последствий. 1. Характеристика экономики России в 1993-1998 годах и причины кризиса. Накопление кризисного потенциала в российской экономике про­исходило постепенно и параллельно кажущейся стабилизации. Экономический кризис ... бюджета, выдвигающегося обычно в качестве главного аргумента. Следует заметить, что начиная с 1996 года главным источником образования дефицита федерального ...

9 стр., 4318 слов

Курсовая — Специальное образование в России: состояние ...

... образования. Объект исследования : специальное образование. Предмет исследования : история развития специального образования. Целью данного исследования является изучение истории становления специального образования в России; Задачи: Методы исследования : теоретические – анализ, синтез, обобщение. Методологические основы реферата: анализ развития специального образования ...

4 стр., 1660 слов

Финансовый кризис 1998 года в России

... выражения кризиса в России, стало развертывание мирового финансового кризиса, а также ряд ошибок в экономической политике, допущенных в 1997 – 1998 годах. Объектом исследования явилась фактическая составляющая экономического кризиса 1998 г. Моя цель написания реферата ...

7 стр., 3108 слов

Формы и системы оплаты труда в современных условиях

... экономики государства, подъема благосостояния народа. В ней получает своё выражение широкий аспект экономических отношений между обществом, трудовым коллективом и работниками по поводу их участия в общественном труде и его оплате. ...

При этом государственные учреждения и организации практически не признавали дипломы негосударственных вузов, а молодежь, их окончившая, оказалась обманутой самим государством, так как эти вузы были открыты на основании лицензий, выданных федеральными органами управления образованием.На очных отделениях вузов в 2006/2007 учебном году обучалось 56,9% студентов, на заочных – 39,7 %, на очно-заочных отделениях – 3,2 %, в 2011/2012 учебном году – соответственно 58,4 %, 38,1 % и 3,4 %, смотрите Рисунок 3.1.Рисунок 3.1 Наблюдается дальнейший рост приема в вузы. В 2005 году в государственные вузы области было принято 9,8 тыс. студентов, что больше уровня предыдущего года на 1,7 % и уровня 2000 года – в 2 раза.В негосударственные вузы в 2005 году принят 121 студент, это всего 1,2 % от общего числа поступивших в 2005 году студентов (в 2004 г. –119 студентов, или 1,2 %).При общем темпе роста приема в государственные вузы в 2006 году по сравнению с 2000 годом в 2 раза. Несмотря на рост приема на места с оплатой стоимости обучения их доля в общем приеме ниже соответствующего показателя по России в целом. Так, в 2006 г. доля студентов Челябинской области, принятых в вузы на платной основе составляла 48,3 %, в то время как в ЦФО этот показатель составлял 57,4 %, а в Российской Федерации – 55,9 %.При примерно постоянном приеме на первый курс на бюджетные места совершенствуется структура приема – увеличивается величина приема гуманитарного и естественнонаучного направлений, при некотором сокращении приема технического направления. Продолжает сокращаться доля первокурсников, имеющих начальное и среднее профессиональное образование: 2003 год – 27,7 %, 2004 год – 26,6 %, 2005 год – 24,6 %. Уменьшилась доля студентов, поступивших в вузы в год окончания средней школы, с 60,7 % в 2004 году до 57,1 % в 2007 году.Начиная с 2004 г. численность принимаемых в вузы превышает число окончивших общеобразовательную школу, причем этот разрыв все увеличивается. Это объясняется тем, что, во-первых, в вузы поступает часть выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования (хотя, как было отмечено выше, наблюдается тенденция к их уменьшению), во-вторых, увеличивается число получающих второе высшее образование. Следует сказать еще об одной особенности. Увеличивается средний возраст абитуриентов, зачисленных в ЧелГУ на заочную форму обучения: с 17,5 лет в 2002 г. до 26,2 лет в 2007 г.Ряд авторов придерживается следующего мнения: из-за того, что численность выпускников общеобразовательных школ под влиянием демографических факторов в предстоящие годы будет снижаться, может сложиться ситуация, когда все большая часть вузов будет вынуждена попросту охотиться за абитуриентами, что приведет к снижению качества подготовки в вузах. Всего в ЧелГУ на факультеты с очной формой обучения в 2007 году было подано 11 870 заявлений (в 2004 году – 10 905).

9 стр., 4150 слов

Система образования России

... мало результативно в смысле обучения детей. 3.Среднее (школьное) образование Школьное образование - важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Школы в России дают обучаемым так называемое среднее образование. Школы, дающие ...

Средний по университету конкурс среди лиц, успешно сдавших экзамены, составил 5,63 заявления на место (в 2004 году – 4,60).

Конкурс в 2007 году заметно выше, чем в 2003 году, что можно объяснить большим количеством заявлений с копиями аттестатов и свидетельств ЕГЭ, что допускается порядком приема. В среднем один абитуриент подал 2,8 заявлений. Исследователи отмечают, что на протяжении нескольких лет наблюдается увеличение доли тех, кто по окончании школы выбирает не одну, а две и более специальности.Сочетание прагматизма и весьма поверхностного представления о содержании и возможностях той или иной специальности своеобразным образом проявляются в профессиональном самоопределении старшеклассников. Почти каждый второй выбирающий профессию инженера не ограничивается только ею, а пытается комбинировать с такими специальностями, как юрист, менеджер и экономист.Ф.К. Каников выделяет несколько причин выбора двух и более профессий. Приведем некоторые из них, которые являются наиболее важными, на наш взгляд.Выбирается одна из престижных профессий, требующая материальных вложений. Другая – традиционная, более дешевая или бесплатная. Около трети старшеклассников, выбирающих профессию инженера, не готовы оплачивать обучение вообще, либо могут позволить себе обучаться в вузе, где стоимость не превышает 30 000 рублей в год. Введение платы за обучение приводит к тому, что выбор профессии осуществляется на основе экономических расчетов. Возникает снижение общей мотивации к обучению по специальности.Основная профессия требует больших интеллектуальных и некоторых материальных затрат. «Страховочная» же менее энергоемка. Прослеживается зависимость между степенью уверенности в поступлении и количеством выбираемых профессий. Более уверенные в своих силах, как правило, ограничиваются выбором одной специальности. Вуз, где можно получить основную профессию, находится за пределами своего города. Поэтому, в случае неудачной попытки в чужом городе, можно поступить на эту же или на «страховочную» специальность рядом с домом. Более 40% респондентов отмечают, что не могут позволить себе обучение в другом городе по ряду причин, в числе которых материальное неблагополучие, боязнь самостоятельной жизни и др.По мнению Ф.К. Каникова, в ряде случаев сочетание профессий свидетельствует, скорее, «о профессиональной неопределенности выпускника, а также о безразличии к самому процессу выбора. В этом случае основной целью является, видимо, поступление просто в вуз для получения диплома».К сожалению, данные нашего опроса, проведенного среди студентов ЧелГУ (опрошено 220 человек), подтверждают этот тезис.

6 стр., 2616 слов

Проблемы и перспективы развития образования в современной России

... условия и средства реализации государственной политики в образовании, ее первая регламентация. Гипотеза: если государственная политика в области образования ведется для улучшения качества образования, то в будущем образование в Российской Федерации станет самым престижным. Глава1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ...

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аврамова, Е.М. Современное высшее образование и перспективы вертикальной мобильности [Текст] / Е.М. Авраамова, О.А. Александрова, Д.М. Логинов// Общественные науки и современность. – 2011. – № 6. – С. 41 – 55.

2. Агранович, М.Л. Российское образование в контексте международных показателей. Сопоставительный доклад [Текст] / Ф.В. Полетаев, М.Л. Агранович, Л.Н. Жарова. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 48 с.

3. Агранович, М.Л. Системы образования регионов России: Сравнительный анализ на основе международных индикаторов [Текст] / М.Л. Агранович, Л.Н. Жарова, О.Н. Кожевникова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 66 с.

4. Андреев, А. Знания или компетенции [Текст] / А. Андреев// Высшее образование в России. – 2010. – № 2. – С. 3 – 11.

5. Арапов, М.В. Бум высшего образования в России: масштабы, причины, следствия [Текст] / М.В. Арапов// Общественные науки и современность. – 2008. – № 6. – С. 30 – 40.

6. Байденко, В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы [Текст] / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский новый университет, 2008. – 128 с.

7. Балабай, С. Проблемы образования и стратегия власти в современной России [Текст] / С. Балабай// Власть. – 2005. – № 7. – С. 20 – 25.

8. Баранов, А.А. Влияние социальной дифференциации на образовательные ориентации горожан [Текст] / А.А. Баранов, Н.Г. Иванова// Социс. – 2010. – № 2. – С. 72 – 78.

9. Белоконь, А.В. Безотлагательные проблемы высшего образования: что необходимо сделать для их решения? [Текст] / А.В. Белоконь// Высшее образование сегодня. – 2005. – № 7. – С. 28 – 33.

10. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе [Текст] / Под ред. К. Пурсинайнена, С. А. Медведева. – М.: РЕЦЭП, 2005. – 199 с.

11. Васильев, В.Н. Университетский комплекс как центр развития региональной системы непрерывного образования [Текст] / В.Н. Васильев, А.В. Воронин// Университетское управление: практика и анализ. – 2010. – № 3. – С. 14 – 24.

12. Вебер, М. Основные понятия стратификации [Текст] / М. Вебер// Социс. – 2008. – № 5. – С. 148 – 156.

13. Виштак, О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов [Текст] /О.В. Виштак// Социс. – 2009. – № 2. – С. 135 – 138.

14. Вузы и работодатели о выпускниках и реформе высшей школы [Текст] / М. – Аналитический центр «Эксперт», 2005. – 49 с.

15. Высшее образование в России. Статистический сборник [Текст] / М., 2010. – 121 с.

16. Голуб, Ю. Власть, общество и проблемы модернизации российского образования [Текст] / Ю. Голуб, А. Поздняков// Власть. – 2008. – № 8. – С. 19 – 23.

17. Гончарова, Н. Некоторые проблемы высшего образования в условиях формирования рынка труда [Текст] /Н. Гончарова [Электрон. ресурс]. – 18 августа 2006. – Режим доступа: http://region.ulsu.ru/books/drugoe_pole/part1ch6

42 стр., 20608 слов

Управление расходами местного бюджета (на примере администрации ...

... муниципального образования "Маганинский наслег" Горного улуса (района) Республики Саха (Якутия) по управлению расходами местного бюджета. Теоретико-методологической основой и эмпирической базо й дипломного ... Цель работы. Разработка направлений совершенствования системы управления расходами местного бюджета со стороны органов местного самоуправления на примере муниципального образования "Маганинский ...

18. Градосельская, Г.В. Образовательно-экономические стратегии населения/ Г.В. Градосельская// Вестник РУДН. Серия Социология. – 2005. – № 1 (4).

– С. 218 – 239.

19. Гражданкин, А.И. Система профессионального образования и рынок труда [Текст] / А.И. Гражданкин, М.Д. Красильникова [Электрон. ресурс]. – 14 июля 2005. – Режим доступа: http://isek.hse.ru/20050517/20050517_krasilnikova.doc

20. Гуров, В. Качество образования в негосударственных вузах [Текст] / В. Гуров// Высшее образование в России. – 2009. – № 6. – С. 148 – 149.

21. Демиденко, Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире [Текст] / Э.С. Демиденко// Социс. – 2009. – № 2. – С. 80 – 87.

22. Долженко, О. Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте [Текст] / О. Долженко// Вестник высшей школы. – 2010. – № 6. – С. 15 – 23.

23. Дубин, Б.В. Доступность высшего образования: социальные и институциональные аспекты. [Текст] / Б.В. Дубин [и др.]// Доступность высшего образования в России/ Отв. ред. С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. – М, 2008. – 500 с.

24. Дюркгейм, Э. Социология образования [Текст] / Под ред. В.С. Собкина, В.Я. Нечаева; пер. с фр. Т.Г. Астаховой. – М.: ИНТОР, 2009. – 80 с.

25. Зборовский, Г.Е. Профессиональное образование и рынок труда [Текст] / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина// Социс. – 2008. – № 4. – С. 99 – 106.

26. Зборовский, Г.Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия [Текст] / Г.Е. Зборовский// Социс. – 2009. – № 2. – С. 3 – 17.

27. Зуев, В.М. Методические основы прогнозирования развития образования [Текст] / М.В. Зуев, В.Р. Яценко. – М.: НИИВО, 2009. – 89 с.

28. Зуев, В.М. Мониторинг и прогнозирование профессионального образования [Текст] / В.М. Зуев, П.Н. Новиков: Научно-практическое пособие. – М.,2009. – 80 с.

29. Илясов, Е.П. Организационные и методические основы создания и функционирования государственной системы содействия трудоустройству и занятости выпускников учреждений профессионального образования [Текст] / Под общ. ред. Б.А. Сазонова. – М.: МЦПТ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 43 с.

30. Императив интеграции [Текст] // Высшее образование в России. – 2005. – № 6. – С. 3 – 7.

31. Калачева Т.Г. Установки выпускников школ на получение высшего образования [Текст] / Т.Г. Калачева, Л.В. Абросимова // Социс. – 2008. – № 5. – С. 98 – 103.

32. Каников, Ф.К. Ориентация учащейся молодежи на инженерную профессию [Текст] / Ф.К. Каников, О.В. Трунькина// Социс. – 2009. – № 11. – С. 111 – 115.

33. Кельчевская, Н.Р. Интеграция высшей школы и промышленности как основа формирования человеческого капитала [Текст] / Н.Р. Кельчевская, Л.А. Романова // Университетское управление. – 2009. – № 3 (31).

– С. 59 – 62.

34. Клячко, Т.Л. Доступность высшего образования: состояние и перспективы [Текст] / Т.Л. Клячко // Народное образование. – 2005. – № 10. – С. 42 – 46.

35. Колесов, В.П. Ступенчатость высшего образования и Болонский процесс [Текст] / В.П. Колесов// Экономика образования. – 2007. – № 2. – С. 7 – 20.

36. Константиновский, Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 60-х к 2000-му) [Текст] / Под ред. В.Н. Шубкина. М.: Эдиториал УРСС, 2005. – 344 с.

14 стр., 6941 слов

Общественные и частные инициативы в развитии профессионального ...

... в разных областях образования. Особо важной в условиях развития отечественной промышленности являлась забота о профессиональном образовании рабочих. Особенностью общественно-педагогического движения в пореформенной России ... развития профессионального образования в России с учётом его позитивных и негативных сторон, поисков новых форм работы имеет научное и практическое значение. Взаимосвязь ...

37. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Официальные документы в образовании. – 2002. – № 4. – С. 8.

38. Копачева, Е. Инвестировать в людей выгодно. Но не в России [Текст] / Е. Копачева// Экономика и жизнь. – 2008. – № 2. – С. 28.

39. Красильникова, М.Д. Работодатели о современном состоянии рабочей силы и профессиональном [Текст] / М.Д. Красидьникова// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. – 2010. – № 3 (77).

– С. 59 – 69.

40. Кузьминов Я. Образование и реформа [Текст] / Я. Кузьминов// Отечественные записки. – 2010. – № 2. – С. 7 – 28.

41. Лоншакова, Н.А. Регионализация высшего образования: теоретико-методологический и социологический анализ: автореф. дисс. …д-ра соц. наук. [Текст] /Улан-Удэ, 2007. – 24 с.

42. Лукичев, Г.А. В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей [Текст] / Г.А. Лукичев// Экономика образования. – 2005. – № 4. – С. 97 – 113.

43. Лукичев, Г.А. Высшее образование и рынок труда: новая парадигма взаимодействия [Текст] / Г.А. Лукичев// Высшее образование сегодня. – 2005. – № 6. – С. 30 – 33.

44. Майбуров, И.А. Механизм согласования возможностей высшей школы с потребностями региона [Текст] / И. А. Майбуров// Университетское управление: практика и анализ. – 2003. – № 5 – 6 (28).

– С. 38 – 46.

45. Митрофанов, С. Плюсы и минусы Болонского процесса [Электрон. ресурс]. – 2012. – Режим доступа: httр: //www.russ.ru/ist sovr/sumerki/20030407 – mitr. Html

46. Мкртчян, Г.М. Молодежь Москвы на рынке труда [Текст] / Г.М. Мкртчян, И.М. Чистяков // Социс. – 2011. – № 12. – С. 42 – 50.

47. Мкртчян, Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления [Текст] / Г.М. Мкртчян// Социс. – 2005. – № 2. – С. 104 – 113.

48. Назимов, И. Исследование и классификация профессий с целью эффективного использования и развития кадрового потенциала (опыт США) [Текст] / И.Назимов// Управление персоналом. – 2009. – № 9. – С. 40 – 47.

49. Обзор занятости в России. Вып. 1 (1991 – 2000 гг.) / ред. Т.М. Малеева. – М.: ТЕИС. – 2002. – 145 с.

50. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности («круглый стол») [Текст] // Социс. – 2008. – № 5. – С. 89 – 100.

51. Олейникова, О. Н. Европейское сотрудничество в области профессионального образования и обучения: Копенгагенский процесс [Текст] / О.Н. Олейникова. М: Центр изучения проблем профессионального образования, 2004. – 70 с.

52. Онокой, Л.С. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования [Текст] / Л.С. Онокой// Социс. – 2009. – № 2. – С. 80 – 85.

53. Плаксий, С.И. Парадоксы реформирования российского высшего образования [Текст] / С.И. Плаксий// Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2010. – № 10. – С. 3 – 11.

54. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации [Электрон. ресурс]. – 18 мая 2006. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/edu-politic/priority/

55. Проблемы доступности высшего образования: препринт WP3/2003/01 / Е. Л. Омельченко [и др.]; [Текст] / Отв. ред. С. В. Шишкин; Независимый институт социальной политики. – М.: СИГНАЛЪ, 2008. – 173 с.

56. Проблемы и тенденции развития образования в Российской Федерации. Профессиональное образование. Региональный аспект. Статистический информационно-аналитический сборник [Текст] М.: ООО «Корвет», 2005. – 380с.

57. Пузанков, Д. Двухступенчатая система подготовки специалистов [Текст] / Д. Пузанков, И. Федоров, В. Шадриков// Высшее образование в России. – 2010. – № 2. – С. 3 – 11.

58. Розмыслов, А. Через образование в профессию и обратно [Текст] / А. Розмыслов, А. Зеленцов, О. Петров// Российское Экспертное Обозрение. – 2006. – № 1 (15).

– С. 16 – 19.

59. Россияне озабочены невозможностью дать детям хорошее образование [Электрон. ресурс]. –2012. – Режим доступа: http://www.rustrana.ru/print.php?nid=7237

60. Рощина, Я.М. Профессиональное образование в России: социальные детерминанты неравенства доступа, мотиваций и спроса [Текст] / Я.М. Рощина, М.А. Другов, О.Е. Кузина. Отчет по гранту № SP – 01 – 2 – 1 независимого института социальной политики. М., 2010. – 120 с.

61. Сабуров, Е.Ф. Образование и ноосферная экономика [Текст] / Е.Ф. Сабуров// Общественные науки и современность. – 2012. – № 4. – С. 5 – 14.

62. Серов, В.Г. Зарубежный опыт прогнозирования потребностей в специалистах [Текст] / В.Г. Серов// Материалы конференции Британского совета. – Иркутск, 2004. – С. 62 – 69.

63. Соловьев, А.А. Вопросы занятости и трудоустройства [Текст] / А.А. Соловьев. – М.: Приор, 2010. – 96 с.

64. Сорокин, П.А. Социальная стратификация и мобильность [Текст] / П.А. Сорокин/ Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 2007. – С. 373 – 424.

65. Сорокина, Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов [Текст] / Н.Д. Сорокина// Социс. – 2008. – № 10. – С. 55 – 61.

66. Социология образования: теории, исследования, проблемы. Хрестоматия [Текст] / Сост. и ред. С.А. Ерофеев, В.П. Модестов, В.В. Фурсова. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова – Ленина, 2009. – 168 с.

67. Структура профессионального образования Самарской области: прогнозные оценки [Текст] / С.Ю. Алашеев [и др.]. – Самара: Изд-во «Профи», 2011. – 36 с.

68. Тарасенко, Л. Образовательная политика как фактор социально-профессиональной адаптации личности [Текст] / Л. Тарасенко// Власть. – 2011. – № 5. – С. 55 – 58.

69. Топилин, А.В. Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития [Текст] / А.В. Топилин. – М.: Экономика, 2008. – 321 с.

70. Требования работодателей к системе профессионального образования [Текст] / Е.М. Авраамова [и др.] М.: МАКС Пресс, 2006. – 128 с.

71. Трунова, Н. Рынок образовательных услуг в России: новые потребители [Текст] / Н. Трунова// Российское Экспертное Обозрение. – 2006. – №1 (15).

– С. 12 – 14.

72. Управление качеством образования [Текст] / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 448 с.

73. Черемошкина, Л. Мотивация труда: факторы влияния [Текст] / Л. Черемошкина// Человек и труд. –2009. – № 8. – С. 75 – 79.

74. Что такое бакалавриат? [Электрон. ресурс] [Текст] / Научно-практический семинар. Санкт Петербург, 25-26 ноября 2004 г. – Режим доступа: http://bologna.mgimo.ru/documents.php?doc_id=248

75. Шарыгин, И. Образование и глобализация. Российское образование в условиях глобализации [Текст] / И. Шарыгин// Новый мир. – 2009. – № 10. – С. 110 – 125.

76. Шпак, Л.Л. Реформирование высшей школы: мнение преподавателя [Текст] / Л.Л. Шпак// Социс. – 2010. – № 8. – С. 116 – 119.

77. Шулакова, О.В. Социальная мобильность в образовании [Текст] / О.В. Шулакова// Вопросы статистики. – 2009. – № 6. – С. 66 – 70.