Управление логистическими рисками предприятия

ВВЕДЕНИЕ

В данный момент проблема рисков на автомобильном транспорте, изучена недостаточно. К тому же исследователи и представители различных школ не выработали единое представление о методах управления разнообразными рисками (транспортными, экономическими, технологическими, производственными, операционными и др.) автотранспортных предприятий.

В тоже время управление деятельностью автотранспортных или логистических предприятий требует эффективного использования рыночных и внутрихозяйственных возможностей. А это в свою очередь зависит от углубленного исследования рисков на автомобильном транспорте и разработки современных методов управления ими.

Таким образом от разумного управления логистическими, транспортными и иными предпринимательскими рисками зависит уверенное положение предприятия на рынке. Особенно в свете текущей экономической ситуации это позволит компании преодолеть кризисную ситуацию, если таковая возникнет и смогло преодолеть временные трудности посредством использования всех возможностей современного менеджмента, разработки и практической реализации на каждом предприятии специальной программы, имеющий стратегический характер.

Цель данной курсовой работы – проанализировать систему управления логистическими рисками в современных реалиях на примере компании «КРАФТ логистик».

В соответствие с целью работы были сформированы задачи, определившие ее логику и структуру:

  • Определить сущность, содержание и классификацию рисков в транспортной деятельности;
  • Классифицировать логистические рисков и особенности их управления в деятельности предприятия;
  • Характеризовать методы выявления и предотвращения рисков. Дать характеристику риск-менеджменту как элементу системы управления рисками на предприятии;
  • Проанализировать выбранную компанию, систему управления рисками в данной компании;
  • Дать рекомендации по оптимизации логистических процессов в компании.

1 Управление логистическими рисками в транспортной деятельности

Современная экономика характеризуется процессами глобализации рынков, увеличивающейся кооперации в цепочке создания стоимости и др. Одно из направлений развития грузодвижения предусматривает ориентацию предприятий-производителей и потребителей самых разных отраслей на интегрированную логистику.

Так, в цепочке «поставка — производство — складирование — транспортировка — сбыт» требуется применение механизма, обеспечивающего взаимодействие основных указанных элементов. Применение интегрированной логистической цепи позволяет не только объединить различные предприятия промышленности, транспорта, инфраструктуры и т. д., но и обеспечить быструю, своевременную и с минимальными затратами доставку продукции потребителю. Причем в качестве потребителя может рассматриваться также участник интегрированной цепи грузодвижения.

10 стр., 4708 слов

Управление рисками в инвестиционной деятельности фирмы

... при повышении эффективности управления инвестиционной деятельностью. Эти риски являются диверсифицированными, ... деятельности в любом виде связано с риском. В предпринимательской деятельности под риском принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием ... инвестиционном проектировании) не отменяет необходимости учета инфляционного риска, поскольку наличие инфляции влияет на показатели проекта ...

Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Логистическим системам свойственна полиструктурность, которая выражается во взаимопереплетении разнокачественных подсистем, образующих несколько интегрированных иерархических структур: производственно- технологических, территориальных и др.

Стоит согласиться с мнением о том, что логистические системы относятся к системам с переменной структурой. Они подвижны, формируются применительно к условиям функционирования, обладают свойством быстрой реструктуризации.

Конечно же, с точки зрения многих авторов процесс создания и функционирования логистических систем основывается на логистических принципах. Основными принципами при проектировании и создании логистических систем, определяющими характер и природу всего механизма взаимодействия в целом и отдельных его элементов в частности, являются следующие принципы:

  • оптимальности, означающий многовариантный поиск наилучшего способа экономического поведения логистической системы с учетом конкретных условий;
  • синергии, заключающийся в достижении набора параметров, характеризующих сложную систему, согласованности действий во всех взаимосвязанных процессах системы и приносящий наибольший эффект в целом, по сравнению с улучшением функционирования отдельных ее элементов;
  • динамичности, а именно прогрессивной динамики, выражающийся в развитии, стремлении к совершенству;
  • формализации, предполагающий получение количественных и качественных характеристик функционирования логистической системы;
  • комплексности, обозначающий построение логистической системы как совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, автономное функционирование которых считается деструктивным;
  • гибкости, позволяющий системе быстро и эффективно адаптироваться в условиях турбулентной среды;
  • целесообразности, проявляющийся в избирательном выборе организационных, технических и технологических структурных составляющих при достижении логистических целей;
  • эффективности, проявляющийся во взаимосвязи между достигнутым результатом системы и использованными ею ресурсами, характеризующийся эффективностью функционирования основных и вспомогательных логистических функций;
  • интегративности, означающий, что данное качество присуще лишь логистической системе в целом, но не свойственно ни одному из ее элементов в отдельности;
  • надежности, заключающийся в способности логистической системы в определенных условиях и в течение заданного периода выполнять свои функции, сохраняя эффективность функционирования на установленном уровне;
  • превентивности: в логистике предусмотрена превентивная концепция управления, предупреждающая возникновение отклонений и диспропорций.

Таким образом, логистические принципы позволяют совершенствовать методику и повысить качество организационного проектирования, обеспечить системный подход к проектированию транспортно-складской, производственной, коммуникационной и информационной подсистем логистической системы.

5 стр., 2151 слов

Логистический анализ

... она является важным фактором, который связывает производственные процессы и логистические операции на предприятии. Данная система нацелена на поддержание низкого уровня показателей запасов материальных ... время нужному клиенту. Логистические методы получили весьма широкое распространение благодаря теории об «управлении физическим распределением продукции» .Суть этой теории заключается в том, ...

В современных условиях, когда необходимо быстро ориентироваться в сложных рыночных ситуациях и принимать обоснованные управленческие решения, снижающие коммерческий риск, особо важное значение приобретают задачи повышения эффективности функционирования логистических систем.

Проблема анализа и синтеза структур и процессов эффективного функционирования логистических систем сложна, но в то же время весьма актуальна. Основным средством решения этой проблемы является создание так называемых интегрированных систем моделирования применительно к логистическим системам.

Интегрированная система моделирования должна быть построена с применением известных системных принципов в соответствии со следующими основными направлениями развития аппарата системного моделирования:

  • высокая гибкость при решении различных задач анализа и синтеза структур и алгоритмов функционирования логистической системы;
  • возможность анализа различных показателей функционирования логистической системы;
  • интерактивность средств параметризации структуры и процесса функционирования логистической системы;
  • возможность предварительного анализа и синтеза вариантов организационно-технологических решений;
  • возможность направленного поиска наилучших вариантов оптимизации.

Эффективность функционирования интегрированных цепочек грузодвижения (ИЦГ) предполагает их рассмотрение через достижение оптимального баланса между издержками и уровнем качества обслуживания потребителей.

Логистические процессы содержат следующие основные категории издержек: издержки по организации и выполнению заказа, на поставку товарно-материальных единиц; на формирование и хранение запасов; транспортно-экспедиторские работы; издержки хранения и др.

Управление риском — это процесс принятия и выполнения управленческих решений, которые минимизируют неблагоприятное влияние ущерба, вызванного случайными событиями. Управление риском является достаточно сложным видом деятельности. Главной целью системы управления рисками является обеспечение успешного функционирования организации в условиях риска и неопределенности.

Причем неопределенность вызвана не только субъективной ограниченностью наших знаний об объекте анализа, но и объективной невозможностью исчерпывающего и адекватного его описания.

Именно неопределенность, конфликтность, многокритериальность и порождают риск, т. е. вероятность (возможность) потери хозяйствующим субъектом части своих активов, недополучения доходов, возникновения дополнительных расходов, а также недостижения определенных показателей или результатов в процессе осуществления организацией производственно-коммерческой или иной деятельности.

Полностью исключить риск часто невозможно. Поэтому реальная задача — не исключение риска, а сведение его до приемлемых границ, снижение возможных убытков или обеспечение несущественного отклонения от цели — ожидаемых результатов операции. Кроме того, риск — величина многомерная. Требуется увязка его также с такими показателями, как надежность, стойкость, маневренность, безопасность интегрированной цепочки грузодвижения как системы. Есть определенные сложности и в использовании традиционных теоретических подходов общего менеджмента к решению указанных проблем. Как правило, в процессе своего функционирования ИЦГ сталкивается не с одним-единственным риском, а с достаточно широкой совокупностью рисков.

10 стр., 4948 слов

Зарубежный опыт функционирования пенсионных систем, возможности ...

... условиях усиления влияния глобальных рисков на макроэкономическую политику: демографического и финансового кризисов, негативное воздействие которых концентрируется на экономическом механизме функционирования пенсионной системы государства. Национальные пенсионные системы развитых стран по-разному решают проблему адаптации пенсионного обеспечения своих граждан ...

Процесс управления риском можно условно разделить на ряд этапов: идентификация рисков, анализ альтернативных методов управления рисками, выбор методов управления риском, исполнение выбранного метода управления рисками, мониторинг результатов и совершенствование системы управления рисками.

Идентификация и анализ рисков являются ключевым элементом процесса управления рисками. От их правильной организации в значительной степени зависит то, насколько эффективными будут дальнейшие решения и, в конечном итоге, удастся ли в достаточной мере защититься от угрожающих рисков.

Перемещение материального потока из пункта производства (предъявления) продукта до пункта потребления (реализации) может осуществляться, как правило, множеством возможных способов: могут варьироваться виды транспорта и их сочетания, пункты меж- или внутритранспортной перевалки груза, маршруты движения транспортных средств, типы используемого подвижного состава, способы организации перевозок (маршрутный или сборный) и т. д.

Сокращение расходов на транспортную продукцию может достигаться путем рационального распределения перевозок между отдельными видами транспорта, внедрения передовых методов труда и эксплуатации подвижного состава, совершенствования транспортного процесса и экономии времени на каждой транспортной операции и др.

При выборе стратегии управления рисками в ИЦТ особое внимание необходимо уделить исследованию методов анализа транспортно-логистических рисков экономическими субъектами (грузовладельцами, грузоперевозчиками и т. д.) в условиях неопределенности, а также исследованию критериев принятия решений.

Исходным пунктом является представление о рациональности индивида и, возможности количественной оценки имеющихся рисковых альтернатив. Под индивидом понимается любое лицо, которое принимает решение в отношении рассматриваемых случаев.

При оценке рисков участником ИЦГ, когда его показатели характеризуются неопределенностью, заданной интервалом существования, например, возможных потерь (издержек), доходов с известным (предполагаемым) либо неизвестным законом распределения, могут быть использованы различные критерии, учитывающие целевые установки объекта, имеющиеся ограничения на условиях его деятельности и другие обстоятельства.

Немаловажны изменения, происходящие в экономике России. В частности внедрение в хозяйственную практику пред приятий новых методов и технологий доставки товаров, базирующихся на концепции интеграции транспорта и материально-технического обеспечения и развития информационных технологий.

13 стр., 6362 слов

Система управления рисками

... объединенная в единую информационную сеть, создает условия для построения эффективной системы управления рисками. Внедрение системы управления рисками как формы таможенного контроля в таможенных органах ... таможенного контроля используется система управления рисками; таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, ...

В сложившихся условиях особенно актуальным становится повышение эффективности управления материальными потоками, которые являются залогом улучшения всей хозяйственной деятельности субъекта экономических отношений.

Транспортные риски — это риски, связанные с перевозками грузов любым транспортом (автомобильным, морским, речным, железнодорожным, самолетами и т. д. Транспортные риски связаны не только со спецификой, присущей транспортному процессу но и с технологическими особенностями страхования транспортных рисков. Прежде всего транспортные риски делятся на риски каско (страхование воздушных, морских и речных судов, железнодорожных составов и автотранспорта) и карго (страхование грузов, перевозимых воздушным, морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом).

Классификация транспортных рисков впервые была разработана международной торговой палатой в Париже 1919 г. и унифицирована в 1936 г. В настоящее время транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности и делятся на четыре группы: E, F, C, D.

  1. Группа Е характеризуется принятием риска поставщиком вплоть до момента принятия товара покупателем на складе поставщика.
  2. Группа F характеризуется передачей рисков от покупателя продавцу на определенном этапе транспортировки.
  3. Группа С включает ситуации, когда продавец заключает с покупателем договор на транспортировку, однако риск, возникающий в ее процессе полностью возлагается на покупателя.
  4. Группа D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца.