Лицензирование отдельных видов деятельности в Республике Беларусь

Актуальность данной темы очевидна, так как лицензирование, как специфический вид деятельности, как форма государственного регулирования, направлено на защиту национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды. Достигается это путем создания специальных ограничений, результат которых способствует избеганию социальных конфликтов, чрезмерного богатства одних и обнищания других, сохранить равновесие общественных сил.

Целью данной работы является изучение административно-правовых и организационных основ лицензирования отдельных видов деятельности.

Задачами работы являются изучение: положения о лицензировании отдельных видов деятельности; порядка государственного лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; положение о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей; лицензирование отдельных видов деятельности Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Объектом курсовой работы является совокупность административно-правовых отношений, возникающих в сфере реализации исполнительной власти посредством лицензирования.

Предметом исследования курсовой работы является совокупность административно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере лицензирования как институт административного права, а также тенденции и перспективы его развития в современных политико-правовых условиях.

1. Лицензирование как форма государственного регулирования

В практике правового регулирования некоторых видов деятельности встречаются различного рода ограничения и запреты (на определенный вид деятельности, несоответствия государственным или международным стандартам, квоты на продажу и многие другие).

Зачастую, на практике встречаются специфическую форму правовых ограничений – лицензирование.

Необходимо отметить, что данное определение появилось не сразу. Оно имеет широкую историю.

Мы помним, что уже с периода буржуазных революций государство становится центром реальной политической власти, способным использовать ее (путем законодательного закрепления и гарантированного исполнения того или иного правового запрета) как во вред, так и во благо общества. По мнению российского ученого И. Ю. Козлихина основная задача ограниченного правовыми запретами государства заключается, в защите права каждого индивида от чрезмерного вмешательства государства и его законов, ибо исторически право гражданского общества, (частное право) развивается вместе с обществом независимо от воли политических властей; и именно в частном праве реализуются имманентно присущие ему принципы свободы и равенства, которые лишь постепенно переносятся и на сферу публичного права [8].

12 стр., 5617 слов

Виды научно-исследовательских работ для студентов — правила оформления

... rabot/ Темы научно-исследовательских работ для студентов Деятельность высших учебных заведений в России и мире направлена на подготовку научных и практических ... деятельность. Формы и виды научно-исследовательской работы студентов Положение о научно-исследовательской работе студентов регламентирует ее основные формы и виды. Выделяют два основных вида деятельности обучающихся в вузах: Деятельность ...

С выдвижением и разработкой идей правового государства, страны, воспринявшие эту идею, следят за тем, чтобы сдерживать и контролировать чрезмерную силу одной категории лиц путем ограничения монополий путем продуманной системы не слишком «жестких» налогов, не давать им возможность поработить аппарат управления, подчинить себе законодательную власть. Его цель — избежать социальных конфликтов, чрезмерного богатства одних и обнищания других, сохранить равновесие общественных сил. Вместе с тем опыт бюрократических государств дал возможность сделать вывод о том, что чрезмерное вмешательство госчиновников в дела общества значительно тормозит прогресс всего общества. Еще знаменитый английский экономист Адам Смит писал о том, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении. Все остальное сделает естественный ход вещей.

Тем не менее, многие специалисты (политики, юристы, экономисты и др.) считают, что в настоящее время важнейшей тенденцией развития государственности является движение к новой разновидности социально—правового демократического государства, соединяющего лучшие качества содержания, формы и методов деятельности. Можно с уверенностью сказать, что это государство, выполняющее, «общие дела», ограниченное и ответственное, где степень государственного вмешательства в регулирование важнейших общественных отношений должно быть опосредовано правом, и соответствовать уровню саморегулирования общества.

Дело в том, что этот вопрос о лицензировании, как виде правовых ограничений только на первый взгляд чисто теоретический. На самом деле он является жизненно важным для многих стран, как недавно вступивших в Евросоюз (Польша, Венгрия, Чехия, прибалтийские государства и т.д.), так и для стран, которые готовятся к вступлению в ВТО. Это, прежде всего, Россия, Беларусь и еще ряд других стран—членов СНГ. В ближайшие несколько лет предстоят серьезные изменения в законодательстве, а также в практике его применения и т.д. [16].

По существу, лицензирование является одной из необходимых мер вмешательства государства в экономику. Конституция Республики Беларусь (ст. 13 Конституции) допускает такое вмешательство, но только в интересах человека и общества; государство также обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.[9].

В принципе, лицензирование обладает сравнительной универсальностью, не присущей другим правовым институтам. Так, сертификация товаров и услуг введена для защиты прав всех категорий потребителей. Необходимость осуществления государственного валютного контроля можно обосновать защитой институтов валютного регулирования. Иными словами, лицензирование проводиться для защиты широкого круга интересов гражданина, общества и государства. Это делается в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды. Иными словами, государство заботится о том, чтобы субъекты хозяйствования, которые собираются осуществлять ту или иную деятельность (которая подлежит лицензированию), вначале доказали государству в лице его компетентных органов свое соответствие определенным государством критериям. Такой порядок может являться некой гарантией того, что получивший лицензию субъект будет осуществлять лицензируемый вид деятельности в соответствии с утвержденными правилами и потребитель товаров (работ, услуг) этого субъекта будет защищен от продукта низкого качества.

6 стр., 2789 слов

Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

... осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в порядке, установленном законом для профессиональных участников рынка ценных бумаг. Федеральным законом № 185-ФЗ из профессиональных участников рынка ценных бумаг были исключены кредитные организации, а также индивидуальные предприниматели. Основными принципами осуществления лицензирования ...

Ряд авторов считают, что определение специфических целей и задач лицензирования возможно при сравнении лицензирования с иными институтами разрешительной системы, в частности с институтами государственной сертификации и валютного контроля. [5].

Вопрос о специфике лицензирования как особой формы государственного контроля с помощью правовых запретов и ограничений имеет практическое значение. В отношении лицензирования как особого вида деятельности государственных органов существует большое количество правовых ограничений. Эта классификация может осуществляться по различным критериям — например: по видам госорганов, осуществляющих лицензирование, сроками действия лицензии, размеру платежей за выдачу лицензии и т.д. Данные ограничения никак не могут быть обойдены или заменены какой-то другой формой контроля, сходной с лицензированием, но носящей другое название.

Законодательством определены критерии отнесения отдельных видов деятельности к подлежащим лицензированию – предметом лицензирования являются такие виды деятельности, которые могут быть наносить вред интересам Республики Беларусь, природной среде или угрожать здоровью людей. [18,с.37].

Белорусское законодательство содержит многочисленные примеры подобных правоотношений в сфере лицензирования предпринимательской деятельности. К ним, в частности, относятся сертификация товаров и услуг, отношения в области антимонопольной политики, валютного контроля и т.д. Аналогично указанным видам отношений государство в лице своих органов, выдав лицензию, осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

Большинство как теоретиков, так и практиков, отмечают, что лицензирование является единым комплексным административно-правовым режимом, в основе которого лежат общие принципы, к которым относятся законность, обязательность, публичность, заявительный характер, платность, достоверность, открытость; особенности отдельных лицензионных режимов определяются его целевым назначением в зависимости от вида реализуемого публичного интереса.

Считаю необходимым согласиться с мнением Куликовой Т.В. о том, что обоснован методологический подход к классификации видов лицензирования на основе единого критерия – реализуемого посредством исполнительной власти публичного интереса, дифференцированного по характеру, уровню и содержанию, на основе которого выделяются следующие виды лицензирования:

  • по характеру публичного интереса (публично-функциональной направленности):
  • а) лицензирование, направленное на охрану общественного порядка и обеспечения национальной (государственной) безопасности;
  • б) лицензирование, направленное на обеспечение прав и свобод граждан.
  • по уровню публичного интереса:
  • а) лицензирование, направленное на реализацию общегосударственного интереса;
  • б) лицензирование, направленное на реализацию публичного интереса субъектов;
  • по содержанию публичного интереса:
  • а) лицензирование в экономической сфере;
  • б) лицензирование в административно-политической сфере;
  • в) лицензирование в социально-культурной сфере. [10].

Лицензионное производство представляет собой разновидность управленческого процесса как административно-процессуальной формы, в которой осуществляется деятельность органов исполнительной власти по применению норм лицензионного права как административно-правового института. Правовое значение опосредования лицензирования категорией административного процесса состоит в обеспечении легитимности лицензионных правовых актов; нарушение требований административно-управленческой процессуальной формы должно влечь незаконность последнего.

64 стр., 31800 слов

Депозитная деятельность банка с физическими лицами на примере ...

... юридических и физических лиц, привлеченные в результате проведения банком операций по открытию и ведению счетов клиентов, приема вкладов (депозитов), выпуска собственных ценных бумаг в виде долговых обязательств ... практику депозитной деятельности банка с физическими лицами и разработать направления ее совершенствования на примере банка ОАО «Сбербанк России». Для достижения цели в работе были ...

Вновь обращаясь к Куликовой Т.В., отметим обоснованность необходимости разграничения и правового закрепления двух видов процедур, образующих содержание лицензионного производства: общие и специальные; общие процедуры, в свою очередь, могут дифференцированы на обязательные и факультативные. К общим обязательным процедурам относятся возбуждение лицензионного производства, лицензионная экспертиза, принятие решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии, оплата лицензионного сбора; к общим факультативным относятся: переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществление текущего контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, применение мер принуждения за их несоблюдение лицензионных требований, в частности, приостановление и аннулирование лицензии. К специальным лицензионным процедурам относятся процедуры, отражающие специфику отдельных видов лицензирования, обусловленную характером лицензируемого объекта. [10]

Важным элементом, на мой взгляд, является тот факт, что институт лицензирования включает и такие функции, как государственный контроль за законностью лицензируемого вида деятельности. Механизм лицензирования предусматривает как предварительный контроль (проверка соответствия соискателя лицензии квалификационным требованиям), так и последующий (контроль за законностью лицензируемой деятельности, выражающийся в проверке соблюдения лицензиатом лицензионных условий и требований).

В нашей стране правовое регулирование лицензирования осуществляется на основе «Положения о лицензировании отдельных видов деятельности», утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 с последующими изменениями и дополнениями.

2. Положение о лицензировании отдельных видов деятельности

В соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь в целях государственного регулирования отдельных видов деятельности Президент Республики Беларусь Декретом от 14.07.2003г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» постановил: в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды право на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности может быть реализовано после получения в установленном порядке специальных разрешений (лицензий) [6].

3 стр., 1245 слов

Предпринимательство — важнейший вид экономической деятельности. ...

Глава I. Предпринимательство - важнейший вид экономической деятельности. 1.1 Субъекты предпринимательства Субъектами предпринимательства могут быть: * граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законодательством порядке в своей деятельности, * граждане иностранных государств и лица без ...

В соответствии с Положением «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензированием понимается комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Настоящим Положением регулируются отношения по лицензированию отдельных видов деятельности, указанных в перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, за исключением:

  • деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами);
  • внешнеэкономической деятельности по ввозу и (или) вывозу отдельных товаров;
  • деятельности, осуществляемой воинскими частями (учреждениями) Вооруженных Сил и другими воинскими формированиями, органами внутренних дел, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в соответствии с задачами, возложенными на них законодательством;
  • деятельности, лицензируемой Национальным банком [6].

Следует отметить, что право на получение лицензии имеют:

  • юридические лица и индивидуальные предприниматели (если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица);
  • физические лица, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью.

Для получения лицензии соискатель лицензии (соискатель лицензии — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением с приложением необходимых документов для получения лицензии, а также физическое лицо, ходатайствующее о предоставлении ему права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью) представляет в соответствующий лицензирующий орган: заявление о выдаче лицензии с указанием:

  • для юридического лица — наименования и места его нахождения;
  • для физического лица — фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);
  • лицензируемого вида деятельности (работ либо услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять;
  • копии учредительных документов (устава) юридического лица, за исключением учредительных документов иностранного юридического лица, свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя без нотариального засвидетельствования;
  • копию извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика;
  • документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления;
  • выписку из торгового реестра страны пребывания (происхождения) или иной документ, подтверждающий регистрацию (для иностранного юридического лица).
    37 стр., 18149 слов

    Бухгалтерский учет кредитных операций банка с физическими лицами ...

    ... Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи: раскрыть сущность, значение и виды банковских кредитов; изучить нормативно-правовое регулирование, задачи и принципы бухгалтерского учета кредитных операций банка с физическими лицами; дать финансово-экономическую ...

Документы, представляемые иностранными юридическими лицами, должны быть переведены на белорусский или русский язык и удостоверены в установленном порядке;

  • другие документы, указанные в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии, либо определенные Президентом Республики Беларусь.

В выдаче лицензии может быть отказано при:

  • наличии в представленном заявлении с приложением необходимых документов недостоверных сведений;
  • несоответствии представленных документов требованиям положения о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;
  • наличии заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по результатам проверки и (или) экспертизы;
  • обращении за получением лицензии до истечения одного года со дня вынесения решения об аннулировании лицензии, за исключением случая аннулирования лицензии в связи с выдачей ее с нарушением установленного порядка.

На мой взгляд, это целесообразно. Именно эти условия выполняют роль защиты как государственных, так и общественных интересов.

При наличии одного из этих оснований лицензирующий орган вправе принять решение об отказе в выдаче лицензии, о чем в 5-дневный срок со дня принятия такого решения письменно уведомляет соискателя лицензии.

Лицензия выдается по форме, утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь, и должна содержать:

  • наименование органа, выдавшего лицензию;
  • регистрационный номер лицензии;
  • номер и дату принятия решения о выдаче лицензии;
  • срок действия лицензии;
  • сведения о лицензиате (наименование и место нахождения юридического лица, фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, которому выдается лицензия, наименование регистрирующего органа, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, учетный номер налогоплательщика);
  • наименование вида деятельности;
  • указание работ и услуг (особых требований и условий), если они определены положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;
  • сведения об обособленных подразделениях (филиалах);
  • отметку об ознакомлении соискателя лицензии с законодательством, определяющим лицензионные требования и условия осуществления вида деятельности.

В случае смены собственника, изменения наименования (фирменного наименования), места нахождения юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, получившего лицензию, изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в лицензию, иных сведений, указанных в лицензии, лицензиат обязан в месячный срок обратиться в лицензирующий орган для внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в лицензию, выдачи ее копии в порядке, установленном настоящим Положением.

13 стр., 6432 слов

Организация аудита банков цель и задачи банковского аудита

... банке РФ лицензии организациям, занимающимся банковским аудитом выдаёт банк России. Согласно положению от 23.12.1997 г. № 10-П “О порядке составления и представления в банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности ... руководства банка. Внутренний аудит организационно представлен как структурное подразделение банка и подчиняется руководителю банка. Задачи внутреннего аудита ...

В случае реорганизации юридического лица в форме слияния, преобразования, выделения или разделения вновь созданное юридическое лицо в месячный срок со дня своей государственной регистрации, равно государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица, обязано подать в орган, выдавший лицензию, заявление с приложением необходимых документов для выдачи новой лицензии в порядке, установленном настоящим Положением. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица указанный срок для подачи заявления исчисляется со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Говоря о сроке действия лицензии, то она выдается на срок от 5 до 10 лет.

Действие лицензии прекращается в случаях:

  • по истечении срока, на который она выдана;
  • по решению лицензирующего органа: об аннулировании лицензии в соответствии с настоящим Положением;
  • в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата;
  • при реорганизации юридического лица;
  • в случае принятия лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • по решению суда: об аннулировании лицензии;
  • в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде.

В случае повторного (два и более раза в течение календарного года) нарушения лицензиатом установленного законодательством порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и (или) использования кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем лицензирующий орган обязан в двухнедельный срок принять решение об аннулировании лицензии на основании представления налогового органа или другого государственного органа, контролирующего в пределах своей компетенции соблюдение указанного порядка.

Необходимо отметить и тот факт, что лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий (реестр лицензий — совокупность данных, формируемых лицензирующим органом о выданных лицензиях, их дубликатах, внесении изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлении, возобновлении, продлении срока действия лицензий, прекращении их действия, и иных сведений в соответствии с настоящим Положением).

В реестре лицензий должны содержаться следующие данные: наименование органа, выдавшего лицензию;

  • регистрационный номер лицензии;
  • номер и дата принятия решения о выдаче лицензии;
  • срок действия лицензии;
  • сведения о лицензиате (наименование и место нахождения лицензиата — юридического лица, фамилия, имя, отчество и место жительства лицензиата — физического лица, наименование регистрирующего органа, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, учетный номер налогоплательщика);
  • наименование вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;
  • работы и услуги, составляющие вид деятельности, если они определены положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;
  • сведения о продлении срока действия лицензии, приостановлении, возобновлении, прекращении ее действия;
  • сведения об утрате лицензии (копии лицензии, заверенной лицензирующим органом) и о выданных дубликатах;
  • иные сведения, предусмотренные положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии.

[6].

14 стр., 6794 слов

Предпринимательская деятельность в Республике Беларусь

... формы предпринимательской деятельности; 3) провести анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь; 4) выявить проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь и предложить ... Сущность же предпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих ...

3. Некоторые виды лицензирования

3.1 Порядок государственного лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

В соответствии со статьей 26 Банковского кодекса Республики Беларусь Правление Национального банка Республики Беларусь постановило утвердить порядок государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций [3].

В связи с этим было утверждено Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2001г. № 175 «Об утверждении инструкции о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций».

В инструкции отражены все те моменты, которые необходимы для лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Так, пунктом 61 Инструкции определено, что решение о выдаче лицензии, внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, принимается Правлением Национального банка. Лицензия с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять, выдается банку одновременно со свидетельством о государственной регистрации. Банк также вправе обратиться в Национальный банк с заявлением о внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, только при наличии у него установленных отдельными нормативными правовыми актами Национального банка технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций. Таким образом, для внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, банк представляет в Национальный банк:

  • заявление о внесении изменений и (или) дополнений в лицензию за подписью уполномоченного лица банка;
  • документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Национального банка;
  • документы, необходимые для государственной регистрации соответствующих изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы банка.

Срок документов, представленные на рассмотрение для получения лицензии, рассматриваются в срок, не превышающий два месяца с момента их представления. Многие могут не согласиться с таким сроком, но я считаю что это вполне оправдано. Предоставление лицензии банку требует тщательных проверок, поскольку в случае несостоятельности банка выполнить определенные условия поспособствует как подрыву доверия граждан как к самому банку, так и к государству в целом.

Необходимо помнить и о том, прежде чем выдать лицензию, структурное подразделение Национального банка, осуществляющее банковский надзор, проводит проверку наличия технических возможностей банка для осуществления соответствующих банковских операций.

6 стр., 2705 слов

Участие Республики Беларусь в международной торговле

... экспортной деятельности, являются фундаментальные изменения во внешней торговле, связанные с участием Беларуси в Таможенном союзе с Россией и Казахстаном, формированием общего единого экономического пространства, предстоящим вступлением в ВТО. Торговые режимы Республика Беларусь в ...

В случае создания банка в г. Минске, проверка наличии технических возможностей банка для осуществления банковских операций проводит соответствующее главное управление по месту нахождения банка.

Говоря об устойчивости финансового положения банка, следует выделить следующие критерии: прозрачность структуры собственности, включая такие, как:

  • достаточность объема раскрываемой информации о структуре собственности банка;
  • доступность информации о лицах (группах лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка;
  • наличие и размер доли в нормативном капитале банка на момент подачи заявления о внесении изменений и дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии: юридических лиц (организаций), зарегистрированных на территории государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (оффшорных зон);
  • достаточность и структура капитала банка (на мой взгляд, этот показатель является одним из основных);
  • качество активов банка, включая оценку проблемных активов, полноту создания резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансовых счетах, выполнение нормативов ограничения кредитных рисков;
  • финансовая эффективность, включая наличие прибыли с учетом создания резервов, оценку рентабельности активов и капитала;

— состояние ликвидности, включая оценку выполнения норматива краткосрочной ликвидности, наличия фактов неоднократного в течение последних шести месяцев неудовлетворения требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех и более дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах банка.

В соответствии с пунктом 69 Инструкции, для получения права на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц, открытию и ведению счетов в драгоценных металлах, купле-продаже драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, размещению драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты) банк представляет в Национальный банк справку налогового органа по месту нахождения банка об отсутствии задолженности перед бюджетом и (или) государственными внебюджетными фондами [13].

Национальный банк вправе запросить иные документы, необходимые для подготовки заключения об устойчивом финансовом положении банка. В этом случае срок рассмотрения документов, представленных для внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, продлевается на срок, который необходим для представления документов, запрашиваемых Национальным банком.

Гарантий эффективности и соответствия требуемым нормативам в деятельности банка является надзор.

Структурное подразделение Национального банка, осуществляющее банковский надзор, в срок, не превышающий 30 дней со дня представления документов, составляет заключение о финансовой устойчивости (неустойчивости) банка и наличии (отсутствии) у него нормативного капитала в размере, эквивалентном не менее 10 миллионам евро. Для целей составления заключения о финансовой устойчивости банка специалистами Национального банка может в установленном порядке проводиться тематическая проверка [3].

После получения лицензии, ее вносят в реестр, в котором указывают наименование банка, дата выдачи и номер выданной лицензии, перечень банковских операций, которые банк вправе осуществлять.

Основываясь на статье 82 Банковского кодекса, основанием в отказе в выдаче лицензии служит:

  • на момент проведения государственной регистрации уставный фонд банка не сформирован полностью;
  • в отношении одного из учредителей банка не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;
  • физическое лицо — учредитель банка имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и (или) порядка осуществления экономической деятельности;
  • учредитель банка имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) государственные целевые бюджетные и (или) внебюджетные фонды либо является учредителем (участником, собственником имущества, руководителем) юридического лица (простого товарищества (договора о совместной деятельности), хозяйственной группы), имеющего такую задолженность;
  • учредитель банка является учредителем (участником, собственником имущества, руководителем) юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен;
  • учредитель банка является общественным объединением, преследующим политические цели;
  • для государственной регистрации банка представлены не все документы;
  • в документах, представленных для государственной регистрации банка, выявлены недостоверная информация, несоответствие бизнес-плана критериям, установленным Национальным банком;
  • установлены факты использования привлеченных денежных средств и (или) направления доходов, полученных незаконным путем, на формирование уставного фонда банка;
  • устав банка или иные документы, представленные для его государственной регистрации, не соответствуют законодательству Республики Беларусь или нарушен порядок создания банка. [3]

Государственная регистрация банка и лицензирование, соответственно, не производится также в случае несоответствия кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, предъявляемым к ним, или установления специальной квалификационной комиссией Национального банка недостаточной квалификации указанных лиц.

В случае утраты лицензии банку выдается ее дубликат.

По моему мнению, лицензирование деятельности банков выполняет защитную функцию не только для общества и государства, но и для национальной экономики в целом.

3.2 Положение о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей

Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Советом Министров Республики Беларусь было утверждено Положение, в соответствии с которым Министерством архитектуры и строительства определялся порядок выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей (далее — лицензии), их дубликатов, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановление, возобновление, продление срока действия лицензий, прекращение их действия, контроль за осуществлением лицензиатами деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей [14].

Следует отметить, что лицензируемая деятельность осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Кроме того, лицензируемая деятельность имеет составляющие работы по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей осуществляется на основании лицензий при новом строительстве, реконструкции, реставрации и капитальном ремонте зданий и сооружений независимо от их назначения и ведомственной принадлежности. Говоря о территории, на которую распространяется действие выданных лицензий, то они действуют на всей территории Республики Беларусь или ее части (по месту нахождения объекта (объектов) строительства).

Каждая новая лицензия выдается сроком на 5 лет. По заявлению лицензиата, срок действия может быть продлен на 5 лет.

К соискателю лицензии предъявляются следующие условия и требования:

  • выполнение лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь и технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (не предъявляется к соискателю лицензии);
  • наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) руководителей, специалистов и рабочих, работающих по основному месту работы.
  • наличие системы управления и (или) контроля качества работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность;
  • наличие системы управления охраной труда;
  • наличие находящихся в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) либо на условиях аренды основных производственных фондов, необходимых для выполнения работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность;
  • при осуществлении функций генерального подрядчика — наличие в совокупности: находящихся в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) у соискателя лицензии (лицензиата) основных производственных фондов в стоимостном выражении не менее 150 тыс. базовых величин;
  • годового объема строительно-монтажных работ, выполненных в течение последних трех лет, составляющего не менее 300 тыс.

базовых величин. При этом объем работ, выполненных собственными силами, должен составлять не менее 60 процентов;

  • опыта строительства объектов в качестве генерального подрядчика и сдачи в эксплуатацию не менее двух объектов в течение последних трех лет стоимостью каждого не менее 75 тыс. базовых величин;
  • при осуществлении функций генерального проектировщика — наличие в совокупности:
  • находящихся в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) основных производственных фондов в стоимостном выражении не менее 10 тыс. базовых величин;
  • годового объема проектных работ, выполненных в течение последних пяти лет, составляющего не менее 20 тыс. базовых величин;
  • опыта проектирования в качестве генерального проектировщика не менее двух объектов, сданных в эксплуатацию в течение последних пяти лет, стоимостью проектных работ каждого не менее 5 тыс. базовых величин. [14]

Для получения лицензии соискатель лицензии (лицензиат) представляет в Минстройархитектуры:

  • сведения о составе и профессиональной квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих, работающих на постоянной основе, документы, содержащие сведения о системе управления и (или) контроля качества работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, копии удостоверений руководителей и специалистов по проверке знаний по вопросам охраны труда в области строительства;
  • положение о системе управления охраной труда в организации, разработанное в соответствии с типовым положением о системе управления охраной труда, утверждаемым Минстройархитектуры в установленном порядке;
  • копии квалификационных аттестатов руководителей и специалистов, на которых возложена персональная ответственность за выполнение работ и услуг, указанных в заявлении;
  • сведения о наличии в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) либо на условиях аренды основных производственных фондов [14].

Для получения гарантий о соответствии соискателем требований, Минстройархитектуры до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести проверку или назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Я полагаю, что проведение проверок должно быть регулярным, поскольку эти мероприятия позволят избежать несчастных случаев. Примером того, могут служить ежегодные статистические данные.

Решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, продлении срока действия лицензии, прекращении ее действия принимается коллегией Минстройархитектуры и оформляется в установленном порядке приказом.

Лицензия подписывается заместителем Министра архитектуры и строительства, уполномоченным Министром архитектуры и строительства, и заверяется гербовой печатью.

В соответствии с данным Положением, лицензированию подлежат следующие категории работ и услуг:

1. Разработка разделов проектной документации:

  • генеральный план и транспорт;
  • архитектурные решения;
  • строительные решения;
  • инженерное оборудование, сети и системы тепло-, водо-, газоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, электроснабжения, электроосвещения;
  • технологические решения (проектирование объектов различного назначения, заявляемых соискателем лицензии).

2. Технический надзор в строительстве.

3. Функции генерального проектировщика.

4. Функции генерального подрядчика.

5. Детальное обследование технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений.

6. Инженерно-геологические изыскания.

7. Строительные и иные специальные монтажные работы:

  • земляные работы и (или) специальные работы в грунте, выполняемые механизированным способом при устройстве оснований и фундаментов и (или) прокладке коммуникаций;
  • работы по устройству свайных фундаментов и шпунтовых ограждений;
  • работы по устройству каменных конструкций;
  • работы по устройству монолитных и (или) монтажу сборных бетонных и железобетонных конструкций;
  • работы по монтажу несущих и ограждающих металлических конструкций;
  • работы по монтажу и устройству несущих деревянных конструкций;
  • работы по устройству дорожной одежды автомобильных дорог и (или) верхнего строения железнодорожных путей и (или) покрытий аэродромов;
  • работы по защите строительных конструкций от коррозии (кроме малярных работ);
  • наружные штукатурные и (или) облицовочные работы;
  • кровельные работы;
  • гидроизоляционные и (или) теплоизоляционные работы;
  • электромонтажные работы (устройство сетей и систем электроснабжения, электроосвещения);
  • санитарно-технические работы (устройство сетей и систем отопления, водоснабжения, канализации, газоснабжения, вентиляции).

Говоря о лицензировании деятельности, связанной с проектированием и строительством зданий и сооружений, необходимо помнить, в первую очередь, о том, что от этого зависят множество человеческих жизней. Здесь мы лишний раз убеждаемся о необходимости существования института лицензирования.

3.3 Лицензирование отдельных видов деятельности Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Совет Министров Республики Беларусь постановил утвердить Положение о лицензировании деятельности, связанной с холодным оружием невоенного назначения, оружием охотничьим, спортивным, газовым (в том числе газовыми баллончиками), боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия.

Данное Положение разработано в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 79, 1/4779) (далее — Декрет), Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2001 года «Об оружии» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 109, 2/810) (далее — Закон), а также Указом Президента Республики Беларусь от 30 августа 2002 г. N 473 «О мерах по совершенствованию регулирования оборота боевого, служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 100, 1/4006).

Согласно Положению, Выдача специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с холодным оружием невоенного назначения, оружием охотничьим, спортивным, газовым (в том числе газовыми баллончиками), боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия (далее — лицензии), их дубликатов, внесение изменений и (или) дополнений, отказ в выдаче лицензий, приостановление, возобновление, аннулирование, продление срока действия лицензий, прекращение их действия, контроль за осуществлением деятельности, связанной с холодным оружием невоенного назначения, оружием охотничьим, спортивным, газовым (в том числе газовыми баллончиками), боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия (далее — лицензируемая деятельность), осуществляется Министерством внутренних дел.

Следует отметить, что данная лицензируемая деятельность осуществляется юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательством, регулирующим оборот оружия и боеприпасов на территории Республики Беларусь. [12]

Лицензируемая деятельность включает следующие составляющие работы и услуги:

  • производство оружия и боеприпасов;
  • реализация оружия и боеприпасов;
  • ремонт оружия и боеприпасов;
  • коллекционирование и экспонирование оружия.

Как и отмечалось ранее, лицензия действует на всей территории Республики Беларусь. Срок ее действия составляет 5 лет. Срок действия лицензии по ее окончании может быть продлен по заявлению лицензиата на 5 лет.

Интересным является и тот факт, что лицензия, дающая право на производство, реализацию и ремонт оружия и боеприпасов выдается юридическим лицам, а лицензия, дающая право на коллекционирование и экспонирование оружия — юридическим и физическим лицам на определенные виды, типы и модели оружия. [12].

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в МВД дополнительно к документам, предусмотренным пунктом 8 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом, следующие документы:

  • договоры об аренде помещений, зданий, используемых для осуществления лицензируемой деятельности, либо документы, подтверждающие право собственности соискателя лицензии на данные помещения и план помещения, здания (кроме физических лиц);
  • акты обследований помещений юридических лиц, предназначенных для производства, реализации, ремонта, коллекционирования, экспонирования, хранения оружия и боеприпасов, органами внутренних дел, государственного санитарного надзора, государственного пожарного надзора;
  • акт проверки органом внутренних дел помещений, предназначенных для хранения оружия и боеприпасов, на соответствие необходимым требованиям (условиям) по месту нахождения оружия физического лица;
  • акт о соответствии оборудования помещений для производства, реализации, ремонта, коллекционирования, экспонирования, хранения оружия, его составных частей и компонентов, боеприпасов требованиям законодательства, регулирующего оборот оружия и боеприпасов на территории Республики Беларусь (для юридического лица), или копия договора на оборудование жилого дома (помещения) физического лица техническими средствами охраны с территориальным подразделением Департамента охраны МВД по месту нахождения соискателя лицензии;
  • копии разрешений на хранение или приобретение оружия (для соискателя лицензии, дающей право на коллекционирование и экспонирование огнестрельного и иного номерного оружия);
  • список работников юридического лица, допущенных к выполнению лицензируемой деятельности.

Как и другие министерства, МВД до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести проверку или назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Решение о выдаче (об отказе в выдаче) лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, продлении срока действия лицензии, прекращении ее действия принимается коллегией МВД и оформляется в установленном порядке приказом.

Лицензия подписывается Министром внутренних дел или уполномоченным им заместителем Министра и заверяется гербовой печатью МВД.

Существенным является и тот факт, что Соискатели лицензий и лицензиаты, осуществляющие лицензируемую деятельность, должны соблюдать следующие лицензионные требования и условия:

  • иметь помещения и условия размещения оружия, его составных частей и компонентов, боеприпасов, соответствующие требованиям законодательства, регулирующего оборот оружия и боеприпасов на территории Республики Беларусь;
  • соблюдать правила размещения оружия, его составных частей и компонентов, боеприпасов, устанавливаемые МВД, при осуществлении лицензируемой деятельности (после получения лицензии);
  • работники соискателей и лицензиата должны соответствовать требованиям, установленным статьей 14 Закона. Данные требования распространяются на физических лиц;
  • выполнять требования нормативных правовых актов, регламентирующих лицензируемую деятельность.

Обращая же внимание на Положение о лицензировании деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц, то здесь также имеются свои особенности.

Так, выдача специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц (далее — лицензии), их дубликатов, внесение изменений и (или) дополнений, отказ в выдаче лицензий, приостановление, возобновление, аннулирование, продление срока действия лицензий, прекращение их действия, контроль за осуществлением деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц (далее — лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством внутренних дел. А лицензируемая деятельность осуществляется юридическими лицами, при этом юридические лица, являющиеся государственными органами, — Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Комитет государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск, подчиненные им юридические лица, осуществляют указанную деятельность без специальных разрешений (лицензий).

[полож2].

Лицензируемая деятельность включает следующие составляющие работы и услуги:

  • охрана юридическим лицом своих штатных работников;
  • охрана юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества);
  • проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны (за исключением средств охраны индивидуального пользования);
  • изготовление печатей и штампов.

Лицензия выдается сроком на 5 лет. Срок действия лицензии по ее окончании может быть продлен по заявлению лицензиата на 5 лет.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в МВД дополнительно к документам, предусмотренным пунктом 8 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом, следующие документы:

  • копию положения о своем структурном подразделении, осуществляющем лицензируемую деятельность;
  • сведения о материальной базе (в том числе о помещениях), предназначенной для осуществления лицензируемой деятельности, и работниках;
  • разрешение МВД на открытие и функционирование штемпельно-граверного объекта, выданное в установленном законодательством порядке (для соискателей лицензии, которые будут изготавливать печати и штампы).

Необходимо обратить внимание и на следующие особенности: соискатели лицензии на деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц должны заключать трудовые договоры с работниками, соответствующими требованиям, установленным пунктом 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1998 г. N 24 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности в Республике Беларусь». Такими требованиями являются: специальные разрешения (лицензии) на деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц, в том числе по изготовлению печатей и штампов, не выдаются, если эта лицензируемая деятельность будет осуществляться лицами:

  • имеющими судимость;
  • признанными в установленном порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными;
  • которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
  • состоящими на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании, а также в органах внутренних дел;
  • отрицательно характеризуемыми по месту прежней работы (службы), учебы;
  • уволенными из судебных, налоговых и таможенных органов, органов прокуратуры, финансовых расследований, внутренних дел и государственной безопасности, а также воинских формирований и военизированных организаций по служебному несоответствию, за проступки, дискредитирующие воинское звание, за нарушение дисциплины и условий контракта;
  • не достигшими 18-летнего возраста;
  • не имеющими постоянного места жительства в Республике Беларусь.

На мой взгляд, данный перечень является исчерпывающим.

Лицензиаты, осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц, обязаны:

  • в течение одного месяца со дня приема на работу представлять в лицензирующий орган списки вновь принятых работников, осуществляющих лицензируемую деятельность;
  • представлять по требованию работников лицензирующего органа и его структурных подразделений документацию и сведения, касающиеся лицензируемой деятельности;
  • обеспечивать в соответствии с законодательством беспрепятственный проход на свои объекты (территорию) должностных лиц лицензирующего органа, а также должностных лиц иных государственных органов, осуществляющих контрольные полномочия в пределах своей компетенции, и проведение этими должностными лицами проверок деятельности лицензиата;
  • соблюдать требования нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление данной деятельности.

Лицензиаты, осуществляющие деятельность по охране своих штатных работников, кроме того, обязаны:

  • осуществлять охрану юридическим лицом своих штатных работников только штатными работниками данного лицензиата, в обязанности которых входит обеспечение безопасности, защиты жизни и здоровья названных лиц;
  • иметь и выполнять локальные нормативные правовые акты об охране своих штатных работников;
  • иметь систему контроля за несением службы работниками, осуществляющими лицензируемую деятельность;
  • обеспечивать подготовку и переподготовку работников, осуществляющих данную деятельность;
  • лицензиаты, осуществляющие деятельность по охране принадлежащих им объектов (имущества), кроме того, обязаны:
  • не нарушать исключительное право государства на охрану объектов, подлежащих в соответствии с законодательством обязательной охране Департаментом охраны МВД;
  • осуществлять охрану юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества) только штатными работниками лицензиата, в обязанности которых входит обеспечение охраны принадлежащих этому лицензиату объектов (имущества);
  • размещать на центральных постах объектов сведения о лицензиате, осуществляющем охрану этих объектов на основании лицензии (наименование лицензиата, его юридический адрес, номер лицензии, кем и когда выдана, на какой вид деятельности с указанием работ и услуг, его составляющих, срок действия лицензии);
  • использовать средства и системы охраны, прошедшие сертификацию в Республике Беларусь;
  • осуществлять техническое обслуживание используемых на объектах лицензиата средств и систем охраны только на основании лицензий на проектирование, монтаж, наладку и техническое обслуживание средств и систем охраны (за исключением средств охраны индивидуального пользования) или договоров с юридическими лицами, имеющими данные лицензии;
  • иметь и выполнять локальные нормативные правовые акты об охране принадлежащих этому лицензиату объектов (имущества);
  • иметь систему контроля за несением службы работниками, осуществляющими лицензируемую деятельность;
  • немедленно оповещать территориальный орган внутренних дел по местонахождению охраняемого лицензиатом объекта о задержании лиц за совершение противоправных посягательств на охраняемый объект, обнаружении краж, иных правонарушениях на объекте, не допускать посторонних лиц на место происшествия до прибытия представителей органа внутренних дел;
  • обеспечивать подготовку и переподготовку работников, осуществляющих данную деятельность;
  • лицензиаты, осуществляющие деятельность по проектированию, монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств и систем охраны (за исключением средств охраны индивидуального пользования), кроме того, обязаны:
  • предусматривать при проектировании и применять при монтаже средства и системы охраны, имеющие сертификаты соответствия, выданные в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь;
  • соблюдать требования технических нормативных правовых актов, касающихся проектирования, монтажа, наладки и технического обслуживания средств и систем охраны (за исключением средств охраны индивидуального пользования);
  • вести учет и обеспечивать хранение проектов, актов обследования (или их копий) на период срока эксплуатации средств и систем охраны в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов;
  • выполнять работы по монтажу средств и систем охраны только по проектам (актам обследования), разработанным лицензиатами;
  • оказывать услуги только по письменно заключенным договорам с обязательным указанием в них номера и даты выдачи соответствующей лицензии, вести учет и хранение этих договоров;
  • иметь технические нормативные правовые акты по проектированию, монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств и систем охраны (за исключением средств охраны индивидуального пользования), помещения, оборудование и приборы, необходимые для осуществления указанной деятельности;
  • обеспечивать осуществление проектирования, монтажа, наладки и технического обслуживания средств и систем охраны (за исключением средств охраны индивидуального пользования) работниками, обладающими необходимыми для этого знаниями и навыками и имеющими в соответствии с законодательством допуск к самостоятельной работе с электроустановками;
  • использовать при монтаже средства и системы охраны, прошедшие проверку технического состояния в соответствии с законодательством;
  • обеспечивать подготовку (переподготовку) специалистов и контроль за качеством выполненных работ;
  • лицензиаты, осуществляющие деятельность по изготовлению печатей и штампов, кроме того, обязаны:
  • получить в установленном законодательством порядке разрешение территориальных органов внутренних дел, дающее право на изготовление печатей;
  • обеспечить охрану объектов, на которых осуществляется данная деятельность, в том числе пропускной режим, исключающий доступ в производственные помещения посторонних лиц;
  • иметь следующие помещения, отвечающие требованиям, перечень которых устанавливается МВД:
  • отдел (пункт) по приему и выдаче заказов;
  • граверный цех (участок), выполняющий работы на металле, полимере, каучуке;
  • наборный цех (участок), выполняющий набор текста по оригиналам (эскизам) заказчиков;
  • иметь оборудование, обеспечивающее весь производственный цикл изготовления печатей и штампов;
  • согласовать списки работников лицензиата с территориальными органами внутренних дел;
  • осуществлять лицензируемую деятельность работниками, соответствующими квалификационным требованиям, либо характеристикам по должностям (профессиям), установленным квалификационными справочниками, утвержденными республиканским органом государственного управления по труду и социальной защите;

— строго выполнять условия и требования, оговоренные в лицензии, соблюдать законодательство, регламентирующее их деятельность, другие нормы, правила и стандарты, гарантировать качество производимой продукции, обслуживаемых систем автоматики [15].

Лицензиатам (их штатным работникам) при осуществлении юридическим лицом охраны своих штатных работников либо охраны принадлежащих ему объектов (имущества) запрещается совершение действий, установленных пунктом 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1998 г. N 24 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности в Республике Беларусь»:

  • осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, воинских формирований и военизированных организаций;
  • устанавливать и носить при осуществлении охранной деятельности форму одежды, не согласованную в установленном порядке с Министерством внутренних дел;
  • носить и хранить оружие, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  • совершать деяния (действия, бездействия), ставящие под угрозу жизнь и здоровье граждан, имущество юридических и физических лиц;
  • осуществлять охрану физических лиц, не являющихся их штатными работниками, и не принадлежащих им объектов (имущества);
  • осуществлять охрану грузов, перемещаемых по территории Республики Беларусь под таможенным надзором;
  • обеспечивать охрану общественного порядка на договорной основе;
  • передавать специальное разрешение (лицензию) для использования другим органам, юридическим лицам. [15].

Таким образом, мы пронаблюдали основные положения и требования, предъявляемые соискателям лицензии (лицензиатам).

Необходимо отметить, что государством предусмотрены не только проверки, направленные на соответствие требованиям лицензии, но и взыскания в виде административного либо уголовного. Так, например, ст.233 Уголовного кодекса Республики Беларусь также предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), она будет наступать в случае получения от нее дохода, в крупном и особо крупном размере. [17] Или ст. 154 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает штраф в размере от двадцати до пятидесяти минимальных заработных плат с конфискацией имущества за осуществление деятельности, требующей специальное разрешение. [7]

Заключение

Подводя итог данной работы, необходимо отметить следующее: нами была выполнена основная цель работы – изучение административно-правовых и организационных основ лицензирования некоторых видов деятельности в Республике Беларусь. Этому способствовало выполнение следующих поставленных задач: изучение лицензирования в качестве одной из форм государственного регулирования; изучения положения о лицензировании отдельных видов деятельности; изучение лицензирования на конкретных примерах.

Лицензирование, как специфическая форма правовых ограничений, возникла сравнительно давно. Его цель — избежать социальных конфликтов, чрезмерного богатства одних и обнищания других, сохранить равновесие общественных сил. Законодательством Республики Беларусь определено: лицензирование — это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

На конкретных примерах нами был определенный порядок, в связи с которым происходит процесс государственного лицензирования. Так, для получения лицензии, соискателю необходимо соответствовать определенным требованиям и выполнить ряд предписаний. К ним относят представление документов, в которых указаны все необходимые данные, соответствующие лицензируемой деятельности, легальность лицензируемой деятельности. Кроме того, в данной работе определены условия, по которым соискателю лицензии может быть отказано в выдаче лицензии. Считаем, что выделение правовой специфики лицензирования, может помочь определить его место среди иных государственных ограничений и запретов. В принципе, лицензирование обладает сравнительной универсальностью, не присущей другим правовым институтам. Фактически лицензирование проводиться для защиты как интересов гражданина, так и государства. Полагаем, что институту лицензирования необходимо уделять особое внимание.

Список использованной литературы

1. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Мн.: Дикта, 2004. – 416с.

2. Административное право: Учебное пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; Под ред. Д-ра юрид. наук, проф. Д.А. Гавриленко. – Мн.: Алмафея, 2002. – 416с.

3. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 106, 2/219; 2002 г., N 128, 2/897).

4. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 375.

5. Г. В. Мельничук. Лицензирование как форма государственного регулирования // Российская юстиция, 2003.№5, С. 23.

6. Декрет Президента Республики Беларусь « О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14.07.2003, №17.Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 16 июля 2003 г. N 1/4779.

7. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апреля 2003 г., № 194-З: Принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: Одобрен Советом Республики 2 апр. 2003 г.: В ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2007 г., № 201-З // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2007.

8. Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994.С.26

9. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994г. (С измен. и дополн.) Принята на республиканском референдуме от 24 ноября 1996г. В редакции Решения республиканского референдума 17 октября 2004г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 1999. — № 1. — 1/0; ― 2004. – № 188. – 1/6032.

10. Куликова Т.В. Лицензирование как форма реализации исполнительной власти: дис….конд. юрид. наук: 12.00.14 / Т.В. Куликова. – Рост. н/Д, 2007.

11. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник. 2-еизд., исправ. и доп. – Мн.: Тесей, 2006. – 616с.

12. Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 31.10.2003г. № 250 «О лицензировании отдельных видов деятельности Министерства внутренних дел». Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 14.11.2003г. № 8/10206.

13. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2001г. № 175 «О порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций». Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 23.07.2001г. № 8/6419.

14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003г. № 1368 «О лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей». Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 30.10.2003г. № 5/13296.

15. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003г. № 1360 «О лицензировании деятельности, связанной с холодным оружием невоенного назначения, оружием охотничьим, спортивным, газовым (в том числе газовыми баллончиками), боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия». Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 24.10.2003г. № 5/13234.

16. Тагунов Д.Е. Конституционные нормы и особенности правовых ограничений при лицензировании предпринимательской деятельности / Труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь — 8 Мн., 2006.

17. Уголовный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З: Принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: В ред. Закона Респ. Беларусь от 20.07.2006 г., № 162-З // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2007.

18. Хозяйственное право: Курс лекций / Реуцкая Е.А. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 324 с.