Формирование и развитие отношений между асеан и китаем

Глава 2 Проблемы и перспективы развития отношений Китая с АСЕАН

2.1 Экономическое и политическое сотрудничество КНР и АСЕАН

Китай представляет все больший интерес как сторона взаимодействия для стран АСЕАН. Подобный интерес противоречит ожиданиям многих зарубежных специалистов по Азии, которые, исходя из жесткой конкуренции азиатских экспортеров на американских и европейских рынках, отрицали саму возможность развития более или менее широкого азиатского сотрудничества.

Тем не менее, реальность свидетельствует о другом. Например, по данным статистики Азиатского банка развития, 57.7% торговли Китая приходится на азиатские экономики. Вступление Китая в ВТО приведет к дальнейшей интеграции этого огромного рынка не только в экономику Азии, но и в глобальную экономику. Интерес к Китаю подтверждается единогласной поддержкой участия КНР в свободной зоне Ассоциацией, которая постоянно подвергается критике за неспособность к решительным действиям, так как ее члены редко могут достичь консенсуса. И эта поддержка свидетельствует, что страны АСЕАН понимают необходимость принятия специальных мер для борьбы с глобальной нестабильностью, вызванной экономическим спадом и борьбой против терроризма. Безусловно, успех Китая – это непосредственное вторжение в зону интересов Японии, привыкшей доминировать на рынке АСЕАН. Правда, страны Ассоциации и не собираются отказываться от сотрудничества с другими столпами региональной экономики. Одновременно с вынесением решения о включении Китая в зону свободной торговли АСЕАН лидеры стран-членов Ассоциации провели «сепаратные» переговоры с Японией и Южной Кореей о более тесной интеграции. При этом очевидно, что интересы Японии здесь – раскрытые «коридоры» в западной и восточной части Индокитая, а не в том, чтобы помогать строительству железной дороги, соединяющей Юго-Восточную Азию с южной частью Китая. 1

Будущее участие Китая в Восточноазиатской зоне свободной торговли представляет для АСЕАН возможности значительного увеличения экспорта. Однако сегодня вступление Китая в ВТО означает ужесточение конкуренции для асеановских экспортеров со стороны зарубежных поставщиков и, главное, опасность отвлечения потоков ПИИ от АСЕАН в Китай.

Финансово-экономический кризис 1997 г., нанесший значительный ущерб экономике многих стран АСЕАН, замедлил темп экономической интеграции в регионе. В тоже время кризис способствовал усилению взаимодействия стран АСЕАН в финансовой сфере и старту валютного сотрудничества с Китаем, Японией и Южной Кореей. Глубинной причиной кризиса стало ослабление контроля государства за вливаниями иностранного капитала, недооценка опасности накопления большой внешней задолженности частными банками и предприятиями, когда риски, связанные с нестабильностью краткосрочных инвестиций, стали перевешивать те преимущества, которые дает привлечение иностранных кредитов и портфельных инвестиций.

34 стр., 16519 слов

Особенности интеграционных объединений в Азиатско-Тихоокеанском ...

... создания и развития АСЕАН; исследованы основные интеграционные механизмы в АСЕАН; рассмотрены основные проблемы экономического развития стран АСЕАН и перспективы дальнейшей интеграции; исследованы вопросы сотрудничества и взаимодействия АСЕАН с Россией и США. Глава 1. История создания и членство в АСЕАН 1.1. Развитие ...

Программы реформирования экономики, обуславливающие выделение кредитов МВФ, предусматривали проведение жесткой бюджетной и монетарной политики, реструктуризацию банковской системы, включая процедуру банкротства неэффективных финансово-кредитных институтов. Осуществление этих мер в Индонезии и Таиланде, обратившихся за помощью в МВФ, привело к еще большим экономическим трудностям и дестабилизации общей ситуации в этих странах. Между тем, возможность обойтись без помощи МВФ прекрасно продемонстрировала Малайзия, которая, проводя самостоятельную экономическую политику и не прибегая к внешним кредитам, уже в 1999 г. в основном преодолела последствия кризиса.

Индонезии и Таиланду требовались не финансовые инъекции с временными интервалами, а одномоментные значительные по объему кредиты, по примеру действий Фонда в Мексике в 1994 г. или Бразилии в 1998 г. Неконтролируемое углубление кризиса, происходившее несколько месяцев, вновь доказало пагубность отсутствия процедур быстрой реструктуризации и замораживания долгов и неспособность МВФ предоставлять новые кредиты при просроченной задолженности по старым. Как вариант повышения эффективности взаимодействия МВФ с АСЕАН рассматривается увеличение квоты азиатских стран в Совете директоров МВФ, усиление механизма надзора Фонда за ситуацией на развивающихся рынках. 1

И вот здесь, чтобы разрешить эти проблемы появляется идея создания зоны свободной торговли между Китаем и АСЕАН. Изменение позиции стран АСЕАН относительно зоны свободной торговли, несомненно, было связано с нестабильной экономической ситуацией в мире и в регионе. Сложившаяся в предкризисные годы структура товарообмена привела к тому, что экономики стран оказались зависимыми от экспорта в развитые страны, который снижается из-за спада в мировой экономике. Для возобновления роста им нужен растущий спрос на продукцию, а найти его на Западе и в Японии сейчас трудно. Необходимы новые быстрорастущие рынки. И здесь по всем параметрам подходит Китай, который начинает конституироваться не только как продавец или покупатель, но и как инвестор. В то же время сам факт формирования гигантского торгового регионального блока может привлечь новое внимание инвесторов из третьих стран, охладевших к региону в связи с кризисами. Более того, это мощнейшее экономическое объединение может быть расширено привлечением дополнительного экономического потенциала, если страны АСЕАН согласятся с подключением к проекту Японии и Южной Кореи. Данный вопрос обсуждался в 2003 году на встрече стран АСЕАН совместно с тремя восточно-азиатскими державами – Китаем, Японией и Южной Кореей. Кстати, руководители двух последних государств также присутствовали на встрече АСЕАН 2001 года. Во время встречи в Бандар-Сери-Бегаване лидеры КНР, Японии и Республики Корея достигли соглашения о дальнейшем углублении экономического и торгового сотрудничества. Речь также шла о развитии информационного и технологического сотрудничества и обмене специалистами. 1

6 стр., 2937 слов

Торгово-экономические отношения США со странами АСЕАН Усольцев, ...

... ВАС участвуют 18 госу дарств: страны АСЕАН и ее диалоговые партнеры - Австралия и Новая Зеландия, Ин дия, Китай, Республика Корея, Россия, США, Япония. 5 Obama to ... субрегионального уровней, с учетом усиления взаимовлияния экономической и политической составляющих международных отношений. Глобальный финансово-экономический кризис 2008—2009 гг. способствовал проявлению ряда тенденций, меняющих ...

Другой пример разрешения послекризисных проблем является территориальные споры. Весьма разумным подходом к урегулированию спорных вопросов явилась разработка и подписание в Пномпене а ноябре 2002 года Декларации о принципах деятельности в Южно-Китайском море. Идея выработки своеобразного кодекса поведения в этом районе, где на ряд островов претендует сразу несколько стран, и уже имели место случаи применения оружия, появилась в АСЕАН в 90-х гг. Работа над этим документом началась, когда на переговорах АСЕАН и Китая в апреле 1999 г. Пекин дал согласие на его подготовку.

Уже в августе того же года Филиппины от имени АСЕАН представили свой проект такого кодекса, а через два месяца Китай вышел со своей его версией. Обсудить оба проекта хотели на встрече АСЕАН-КНР в ноябре 1999 г., но представители Китая отказались рассматривать филиппинский вариант, хотя и согласились продолжать работу над документом. Разногласия касались вопросов строительства сооружений на необитаемых островах, атоллах и рифах в спорных районах и порядка деятельности в них вооруженных сил, а также возможности подачи исков относительно неправомерных действий в этой зоне в Международный Суд или Международный трибунал по морскому праву и некоторых других проблем. В итоге, Китай и поддержавшая его Малайзия заявили, что документ требует более тщательной проработки.

В ходе последующих трехлетних переговоров АСЕАН пошел на существенные уступки Китаю, в результате чего в Пномпеньской декларации 2002 г. в основном превалирует позиция КНР. В документе подтверждены свободы плавания и полетов в Южно-Китайском море в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., приверженность мирному характеру разрешения споров на основе взаимных консультаций, обязательства воздерживаться от действий, которые могут привести к обострению обстановки в этом районе, намерение развивать сотрудничество в интересах защиты морской среды, ведения научных исследований, обеспечения безопасности мореплавания и спасения людей, а также борьбы с преступностью. При этом такое взаимодействие будет строиться “на основе доброжелательного обмена мнениями, конструктивного диалога и справедливости”. Признается необходимым заблаговременное оповещение о проведении вооруженными силами тех или иных мероприятий в этой зоне, а также обмен соответствующей военной информацией.

Правда, оценивая значимость подписания данного документа для укрепления мира и стабильности в Юго-Восточной Азии, ряд аналитиков проявляют скепсис, прежде всего в отношении возможных дальнейших действий КНР. Ведь сравнительно недавно – в августе и ноябре 1995 года – Китай уже подписывал двусторонние кодексы поведения в этой зоне с Филиппинами и Вьетнамом, однако это не остановило тогда продолжение китайской экспансии в зонах спорных островов. А потому в вопросах, связанных с территориальными проблемами, по их мнению, нужны более четко прописанные обязательства, имеющие к тому же исполнительную силу и механизм ответственности за их нарушения. 1

На состоявшейся в 2004 году в Нанкине ярмарке «Китай-АСЕАН», представитель Министерства коммерции КНР Ван Бинсинь заявил, что Китай превратился в 6-го крупнейшего торгового партнера АСЕАН. По статистике, с 1990 года по 2003 год объем торговли между Китаем и странами АСЕАН ежегодно в среднем увеличивался на 20,86 процента. С 1993 года АСЕАН 11 лет подряд занимал 5-е место по объему внешнеторгового оборота с Китаем среди всех торговых партнеров Китая. В 2003 году объем экспорта и импорта между Китаем и АСЕАН достиг до 78,252 млрд. долл. США. Данные показывают, что удельный вес торговли с АСЕАН в общем объеме внешнеторгового оборота Китая в 1975 году составлял лишь 3, 55 процента. В 2003 году этот показатель поднялся до 9,19 процента.

14 стр., 6803 слов

Внешнеэкономическая деятельность Китая

... стран. Целью работы является анализ внешней экономической деятельности Китая. Из цели работы следуют такие задачи изучение внешней торговой деятельности Китая, инвестиционной деятельности, рассмотрение социально-экономического положения Китая. Предметом исследования является внешнеэкономическая деятельность. ... промышленной базы. В годы «культурной революции» (1966 - 1976 гг.) Китай пошёл на ...

В последние годы главными статьями импорта-экспорта Китая и стран-членов АСЕАН стали продукция машиностроения и электроника. В 2003 году Китай экспортировал в страны АСЕАН продукцию машиностроения и электроники на сумму в 16,638 млрд. долл. США (прирост на 29,71 процента), а импортировал из стран АСЕАН указанного вида продукции на сумму в 26,78 млрд. долл. США (прирост на 66,28 процента).

В 2003 году пассивное сальдо внешнеторгового баланса Китая и стран АСЕАН составило 16,4 млрд. долл. США.

Будучи крупнейшей в мире развивающейся страной Китай участвует в ВТО. За это время Китай способствовал усилению голоса развивающихся стран на мировой экономической арене, что содействует тому, чтобы система правил ВТО развивалась в направлении сбалансирования интересов развивающихся и развитых стран своих членов.

Выступая на открывшемся 14 ноября 2002 года в столице Таиланда международном симпозиуме, заместитель министра внешней торговли и внешнеэкономического сотрудничества Китая Лун Юнту отметил, что “укрепление отношений с развивающимися странами служит основой внешней политики Китая. КНР решительно стоит на стороне развивающихся государств, в том числе стран АСЕАН. По его словам, в новом раунде многосторонних торговых переговоров Китай и страны-члены АСЕАН имеют много общих интересов в таких аспектах, как расширение доступа товаров развивающихся стран на рынки развитых стран, противодействие против злоупотребления антидемпинговой политикой и несправедливых торговых барьеров. Китай стоит за постепенное открытие рынков развивающихся стран АСЕАН и считает, что слишком быстрое открытие их рынков отнюдь не благоприятствует этим странам. Китайский рынок открыт как для развитых государств, так и для развивающихся. Китай постепенно сокращает таможенные пошлины, что идет в пользу развивающихся государств АСЕАН. В последние годы активное сальдо АСЕАН в торговле с Китаем растет быстрыми темпами и увеличилось с 1,6 млрд. долларов США в 1998 году до 5 млрд. долларов в 2002 году. В некоторых областях Китай и АСЕАН выступают конкурентами» 1 . Однако исторический опыт показывает, что соперничество также может трансформироваться в партнерство. На Пномпенской встрече руководителей Китая и АСЕАН в 2002 году было подписано рамочное соглашение по интенсификации экономического сотрудничества для создания свободной торговой зоны, что предоставило хорошие рамки сотрудничества для превращения соперничества в партнерство в некоторых областях.2

20 стр., 9803 слов

Вторая мировая война и её влияние на экономическое развитие ведущих ...

... вызванного событиями Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны, уровень его влияния на европейскую и мировую политику существенно снизился. Руководство страны принимало активные ... Китая. И в 1937 году - Япония начинает наступление вглубь Китая. Экспансия Японии встретила активное противодействие великих держав. Великобритания, США и Нидерланды ввели против Японии экономические ...

2.2 Создание зоны свободной торговли между АСЕАН и Китаем

После финансово-экономического кризиса 1998 года страны Юго-Восточной Азии (ЮВА) взирают на Китай со смешанным чувством тревог и надежд. Надежды основываются на том, что быстрый экономический рост соседнего гиганта с населением 1,3 миллиарда человек, с его постоянно растущим потенциалом потребительского роста способен стимулировать производство и экспорт стран региона. Тревоги же истекают из того, что КНР с его дешевой рабочей силой, к тому же является членом Всемирной торговой организации (ВТО), будет еще больше, чем в предшествующие годы, привлекать к себе иностранные инвестиции в ущерб конкурентам из стран АСЕАН.

Эти опасения во многом оправдываются. В 1990 году на долю КНР приходилось менее 20 процентов всех инвестиций, поступавших в развивающиеся страны Азии, на страны ЮВА – 60 процентов. В настоящее время ситуация прямо противоположная: 60% приходится на Китай и 20% — на регион ЮВА, который до недавнего времени был одним из приоритетных для иностранных инвесторов. Только в 2001 году приток инвестиций в ЮВА по сравнению с 2000 годом сократился на шесть миллиардов долларов.

Меняется и география внешних инвестиций. Хотя Китай пока не превратился в крупнейшего инвестора ЮВА, эксперты считают, что он идет по пути, проложенном сначала Японией, а затем Южной Кореей, осуществивших массивные вложения в экономику Юго-Восточной Азии. В 2000 году китайские инвестиций в ЮВА составили 108 миллионов долларов, увеличившись по сравнению с 1999 годом в полтора раза. Есть основания полагать, что фактические капиталовложения значительно выше показываемых официально. За этим стоит стремление китайских компаний уйти от валютного контроля посредством перевода капитала за границу через свои офшорные отделения.

Министерство торговли и промышленности Сингапура прогнозирует, что в ближайшие 20 лет китайские инвестиции сыграют значительную роль в развитии экономики стран АСЕАН. Но если Япония и Южная Корея вкладывали капиталы в обрабатывающую промышленность региона, то стратегическая линия Китая состоит в том, чтобы посредством инвестирования обеспечить себе гарантированные поставки природных ресурсов. Так, в 2002 году третья по размерам нефтяная компания КНР – CNOOC – вложила 585 миллионов долларов в приобретение нефтеносных промыслов в Индонезии, ранее принадлежавших испанской корпорации Repsol-EPF. Помимо нефти Китай проявляет интерес к таким ресурсам ЮВА, как газ, уголь, лес, пальмовое масло.

Уровень торговли между Китаем и странами АСЕАН, правда, пока еще относительно невысок. Доля КНР в экспорте и импорте ведущих шести стран АСЕАН составляет соответственно всего три и пять процентов. Но темпы роста весьма внушительны. В 90-годы объем торговли с этими странами рос в среднем на 16% в год и в 2000 году достиг 29,6 миллиарда долларов. В то же время обращает на себя внимание то, что Япония постепенно утрачивает свои позиции на этом рынке.

Производителем промышленной продукции стран региона предстоит противостоять растущей конкуренции со стороны Китая, особенно после его вступления в ВТО. Об этом говорится в ежегодном докладе ООН по торговле и развитию. В нем, в частности, указывается на то, что в ряде трудоемких производств, например, в сборке электронных компонентов, которые страны АСЕАН поставляют международные рынки, они столкнутся с сильнейшей конкуренцией со стороны Китая.

27 стр., 13196 слов

Особенности экономического развития Китая

... Китаем по этому показателю. В результате не внутренний, а внешний рынок стал создавать главные импульсы экономического роста страны и определять главную доминанту ее развития. ... населения в КНР; 2. анализ региональных особенностей экономики КНР, включая характеристику диспропорций по ... в принципе согласился» с восьмилетним планом развития внешней торговли и увеличения инвалютных доходов. Планом, в ...

Одновременно Китай стремится к захвату рынков ЮВА. Во Вьетнаме мотоциклы, импортированные из Китая или собранные из его деталей, составляют 70% всего парка. Китайская компания Suchuan Electric Group стала ведущей на рынке кондиционеров Индонезии уже через два года после начала их поставок. В преддверии отмены в 2005 году квот на экспорт китайского текстиля ряд государств ЮВА опасается полного исчезновения собственной текстильной промышленности в результате заполнения их рынков и рынков третьих стран дешевой продукцией из Китая.

Таким образом, страны ЮВА как в борьбе за иностранные инвестиции, так и за рынки сбыта проигрывают Китаю, в том числе и на собственных территориях. Они поставлены перед необходимостью выработке оптимального варианта сотрудничества с КНР. Как считает генеральный секретарь АСЕАН Р.Северино, Ассоциации следует относиться к Китаю не как к конкуренту, а как к перспективному рынку, и ориентироваться на активное участие в развитии китайской экономики. Не имея другой альтернативы, страны АСЕАН в ноябре 2001 года подписали договор о создании Зоны свободной торговли (ЗСТ) с КНР, но без участия в ней Японии и Южной Кореи, хотя годом раньше в Сингапуре было принято решение о формировании подобной зоны, в которой предусматривалось членство этих двух стран.

Китай в 2000 году выдвинул идею заключения зоны свободной торговли с АСЕАН. Первоначально данное предложение вызвало негативную реакцию со стороны малых стран группировки, вполне отчетливо просматривалась настороженная позиция по отношению к нему и ведущих стран Ассоциации. На пути создания зоны свободной торговли КНР-АСЕАН есть реальные трудности: отсутствие или малая степень взаимодополняемости экономик КНР и асеановских стран, преобладание конкуренции их продукции в одних и тех же сегментах рынка в отличие от экономических отношений между Японией с АСЕАН или Китаем. Хотя здесь также не исключена конкуренция, но взаимодополняемость экономик в обоих случаях на несколько порядков или, по крайней мере, гораздо выше по сравнению с тем, что имеет место в экономических связях КНР с АСЕАН.

Однако на встрече в Брунее в ноябре 2001 года лидеры АСЕАН пришли к выводу, что настало время положительно отреагировать на китайское предложение, учитывая, прежде всего, два важных фактора – вступление КНР в ВТО и расширение китайского рынка. На саммите в Пномпене в ноябре 2002 года было подписано соглашение, предусматривающее создание зоны свободной торговли, включающей АСЕАН-Китай. Сроки осуществления этой идеи – 2012 год – оставляют достаточно времени для обсуждения формата ее реализации, подготовки к ее практическому воплощению в жизнь и т.п. 1

1

Положено начало формированию самой крупной в мире зоны свободной торговли товарами и услугами, общая численность потребителей в которой превысит 1,7 миллиарда человек. Уже осуществляется переход к торговле с низким уровнем таможенного обложения на сельскохозяйственную продукцию, в основном на фрукты и овощи. Китай намерен предоставить странам АСЕАН более либеральные условия торговли, чем предусматривается правилами ВТО. В первую очередь это должно коснуться сельскохозяйственной продукции. Интерес Китая к этой сфере обусловлен тем, что китайское земледелие сосредоточено в основном в зоне умеренного климата и его растущий спрос на продукцию тропического земледелия может быть удовлетворен за счет ее импорта из стран ЮВА.

35 стр., 17063 слов

Дипломной работы МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ

... г. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и девяти приложений. ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА РОССИИ И КИТАЯ § 1. Геополитические ...

Китай, более заинтересованный, чем страны АСЕАН, в создании ЗСТ (далее – CAFTA, от англ. China-ASEAN Free Trade Area), обязался снизить ряд торговых барьеров до осуществления аналогичных мер в отношении других стран в соответствии с его статусом члена ВТО.

Новое экономическое соглашение в регионе, безусловно, отвечает и интересам стран-членов АСЕАН. В быстро развивающейся торговле с Китаем страны Ассоциации имеют положительное сальдо, отмечается уменьшение их зависимости от экспорта США, Западную Европу и Японию. А перспективы беспошлинной торговли могут побудить иностранных инвесторов возвратиться на рынки ЮВА.

Вместе с тем компетентные круги ряда стран Ассоциации, в первую очередь Индонезии, Малайзии, Филиппин, выражают опасения по поводу слишком быстрого создания ЗСТ. Как считает Р.Северино, массированные беспошлинные поставки из Китая могут нанести ущерб их экономике, включая текстильную промышленность, производство игрушке, мотоциклов и кондиционеров. В то же время он подчеркнул, что устранение барьеров во взаимной торговле несет несомненные выгоды для обеих сторон и что экономическая экспансия КНР будет продолжаться вне зависимости от создания или отсутствия ЗСТ.

Нечто подобное можно услышать и от представителей КНР. Так, член китайской Академии социальных исследований Чжи Юлин откровенно заявил, что превращение Китая в экономического гиганта – неоспоримый факт, отрицать который бесполезно, и в связи с этим для стран АСЕАН остается только один выход – использовать вытекающие из этого возможности. 2

Создавая зону свободной торговли, члены Ассоциации и КНР ставили цель активизировать внутрирегиональную торговлю товарами и услугами, расширить и диверсифицировать региональный товарооборот и в условиях роста взаимной торговли повысить конкурентоспособность экономик своих стран. CAFTA призвана также способствовать политической консолидации стран региона, подключению к экономическому сотрудничеству менее развитых стран ЮВА. Главный инструмент реализации идеи создания ЗСТ – Рамочное Соглашение о торговле товарами и всестороннем экономическом сотрудничестве, подписанное странами АСЕАН и правительством КНР на саммите в Брунее в 2002 г.

Согласно принятой схеме Рамочного Соглашения все товары подразделяются на четыре категории. К первой относятся товары, уровень тарифов на которые подлежит сокращению в соответствии с ускоренным или обычным графиком. Эта группа товаров составляет 88% всей товарной номенклатуры стран АСЕАН и Китая и постоянно расширяется.

Две другие категории товаров включены в списки изъятий, причем в одну категорию входят товары, представляющие важность для обеспечения интересов региональной безопасности, защиты общественной морали, жизни и здоровья людей, флоры и фауны, а также художественные, исторические и археологические ценности. Другая часть изъятий включает в себя товары, снижение тарифов на которые страны АСЕАН и Китай считают по внутриэкономическим соображениям временно невозможным, однако, предусматривается постепенное сокращение числа этих товаров.

9 стр., 4275 слов

Зоны свободной торговли в мировой экономике

... различных льгот и преференций для привлечения инвестиций. Зону свободной торговли (ЗСТ) можно охарактеризовать как тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины <#"660588.files/image001.gif"> Рис. 1 ...

Четвертую категорию составляет сельскохозяйственное сырье.

Главной причиной, возникающих у членов CAFTA трудностей, является однотипная структура экономик стран АСЕАН и практически одинаковая и, следовательно, конкурирующая их экспортная товарная номенклатура. Исключение составляет только Сингапур.

CAFTA также предусматривает шаги по согласованию стандартов и сертификатов качества на продукцию, выработку правил честной конкуренции, упрощение внутренних инвестиционных и таможенных законодательств, стимулирование процесса создания совместных региональных предприятий и т.д. Для реализации этих целей создан Консультативный комитет АСЕАН-КНР по стандартам и качеству.

Управление и руководство процессом формирования зоны свободной торговли АСЕАН-КНР осуществляется следующим образом. Основным органом, ответственным за выработку решений в отношении реализации схемы Рамочного Соглашения, является Совет CAFTA, в который входят Генеральный секретарь Ассоциации и министр экономики КНР. В осуществлении этих функций Совету помогают регулярные встречи старших экономических должностных лиц и Секретариат АСЕАН, на который возложена текущая работа по координации и отслеживанию хода выполнения достигнутых в рамках CAFTA договоренностей.

В процессе реализации CAFTA помимо вопросов чисто процедурного и таможенного характера все большее внимание уделяется новым направлениям сотрудничества. Так, уже принято решение о создании единой гармонизированной тарифной номенклатуры АСЕАН- КНР, а также унифицированной системы классификации товаров, производимых в странах Ассоциации и Китае. Взят курс на всемерное поощрение использования национальных валют во внутрирегиональной торговле. Делается серьезный акцент на либерализацию торговли услугами. 1

Первой частью программы создания ЗСТ является План «раннего урожая» и направлен на сокращение и отмену тарифов между странами на некоторые товары. Согласно плану государства-участники смогут воспользоваться преимуществами от снижения таможенных пошлин еще до запланированного на 2012 г. создания ЗСТ.

Сроки начала осуществления самого плана «раннего урожая» — 1 января 2004 года, а снижение таможенных тарифов на первую группу товаров (в основном – сельскохозяйственную продукцию) ожидается уже в 2006 году.

Китайские официальные лица полагают, что план «раннего урожая» предоставит хорошие возможности китайским экспортерам риса, мяса, сахара, овощей. Они также надеются, что это сможет стимулировать китайские инвестиции в сельскохозяйственный сектор АСЕАН.

Подписанное в середине июня 2003г. между Китаем и Таиландом соглашение о свободной торговле овощами и фруктами стало первым шагом в реализации плана «раннего урожая». Согласно указанному соглашению, тарифы на 188 товаров будут сокращаться с действующей ныне 30% ставки до нуля, начиная с октября 2003г. Опережая время, намеченное в соответствии с планом «раннего урожая», данная договоренность нацелена на ускорение создания зоны свободной торговли КНР-АСЕАН.

Несмотря на некоторые сомнения относительно возможности существования зоны свободной торговли между конкурирующими Китаем и странами АСЕАН, реализация программы продвигается успешно. На прошедшей в феврале 2003г. в Гуйлине (Гуанси-Чжуанский автономный район, КНР) встрече высших должностных лиц КНР и АСЕАН представитель Ассоциации заявил, что «единственная возможность не отстать от развивающейся экономики Китая – это стать его партнером. Создание CAFTA станет одной из важнейших составных частей приграничной стратегии китайской дипломатии. Для Китая CAFTA станет первой официальной региональной интеграционной организацией, в которой он примет участие. 2

6 стр., 2715 слов

Место и роль АСЕАН в мировой экономике

... с Таиландом (3,5 млрд. долларов) и Китаем (2,9 млрд. долларов). Таблица 43 Внутренняя торговля стран АСЕАН, 2004;2013 гг. (млрд. долл.) Структура ... помогают регулярные встречи старших экономических должностных лиц и Секретариат АСЕАН, на который возложена текущая работа по координации и отслеживанию хода выполнения достигнутых ... 4,7 6,2 8,2 7,5 9,0 10,4 11,6 9,1 США 1,1 0,9 1,1 1,7 2,7 3,0 3,8 4,6 ...

Товарооборот стран CAFTA в 2002г. составил 206,90 млрд. долл., что составляет 15,8% от совокупного товарооборота 11 стран, предполагающих создать зону свободной торговли. По сравнению с НАФТА и ЕС это низкий показатель.

Китай и АСЕАН являются друг для друга 5 по значению торговыми партнерами. Согласно китайской статистике, в 2002г. товарооборот Китая со странами АСЕАН составил 54,77 млрд. долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 31,7%. Страны АСЕАН стали для Китая быстро растущим зарубежным рынком, что внесло ощутимый вклад в поддержание быстрых темпов роста китайской торговли.

Согласно статистике стран АСЕАН, объем торговли этой организации с Китаем (включая CAP Гонконг) в 2001г. составил 55,38 млрд. долл. США, сократившись по сравнению с предыдущим годом на 10%. Из первых пяти торговых партнеров АСЕАН рост товарооборота наблюдался с Японией и внутри самой группировки АСЕАН, по всем остальным странам имело место сокращение товарооборота.

Несмотря на разницу в показателях статистики Китая и стран АСЕАН, тенденция развития сотрудничества между ними неизменна: за исключением произошедшего в 1998г. некоторого сокращения торговли вследствие воздействия Азиатского финансового кризиса, с 1993г. по 2001г. товарооборот между Китаем и странами АСЕАН быстрыми темпами увеличивался. Согласно китайской статистике, среднегодовые темпы прироста товарооборота в эти годы составляли 17,4%. По статистике стран АСЕАН получается еще более высокий показатель – 25,5%, вследствие того, что, начиная с 1999г., стали учитывать также и данные по Гонконгу. Этим же объясняется демонстрируемое статпоказателями снижение товарооборота в 2001г.

Согласно китайской статистике, у Китая в торговле с АСЕАН постоянное отрицательное сальдо, размер которого с 1995г. непрерывно растет. В 2002г. отрицательное сальдо Китая в торговле с 6 странами АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Таиланд) составило 6,522 млрд. долл., с 10 странами АСЕАН (плюс Мьянма, Камбоджа, Лаос, Вьетнам) – 7,63 млрд. долл. Согласно статистике стран АСЕАН, до 1998г. у Китая было стабильное положительное сальдо. Такая разница в показателях объясняется тем, что в статистике АСЕАН учитывается реэкспорт Китая через Гонконг. При учете этих показателей получается, что отрицательное сальдо у Китая стало наблюдаться лишь с 1999г.

Подавляющая часть товарооборота Китая со странами АСЕАН приходится на 6 стран, по итогам 2001-02гг. на них пришлось 90%. При этом импорт Китая из 6 стран АСЕАН превышает экспорт. По сравнению с новыми странами-членами АСЕАН, старые страны-члены больше экспортируют в Китай и меньше импортируют.

Среди новых стран-членов АСЕАН наибольшего внимания заслуживает Вьетнам. Он поздно присоединился к этой организации, на него приходится наибольший удельный вес в торговле Китая с новыми странами-членами, а его импорт из КНР превышает объем импорта Филиппин. Это пятый по значимости экспортный рынок КНР в АСЕАН. Наибольший объем товарооборота среди стран АСЕАН Китай имеет с Сингапуром. До 2001г. Сингапур занимал лидирующее положение среди торговых партнеров Китая, но доля торговли с ним постепенно снижалась, и по итогам 2002г. Малайзия обогнала Сингапур, при этом доля ее в торговле Китая со всей организацией поднялась с 22,6% в 2001г. до 26,1% в 2002г. Доля Таиланда и Индонезии в торговле АСЕАН с Китаем по итогам 2002г. несколько снизилась.

В экспорте Китая в страны АСЕАН крупнейшим рынком является Сингапур: по итогам 2002г. на него пришлось 29,6% китайского экспорта, это ниже, чем в 2001г. Вторым по значению экспортным рынком является Малайзия, на которую по итогам 2002г. пришелся 21,1% китайского экспорта (больше, чем в 2001г.).

За ними следуют Индонезия, Таиланд, Филиппины.

В импорте Китая основным поставщиком является Малайзия, на которую по итогам 2002г. пришлось 29,8% совокупного объема импорта Китая из стран АСЕАН. На втором месте Сингапур, затем идут Таиланд, Индонезия, Филиппины.

Наиболее крупными товарными группами китайского экспорта в 5 стран АСЕАН (Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины) являются следующие 6 групп: электротехническое, аудио-, видеооборудование, детали и запчасти к нему; текстильное сырье и изделия; полезные ископаемые; продукция химической и смежных с ней отраслей; растительная продукция; оборудование для автомобилей, летательных аппаратов, судов и транспортировки.

Наблюдается тенденция роста экспорта капитало- и техникоемкой продукции. Наиболее значимой товарной группой являются электротехнические товары, их поставки с 1993г., росли быстрыми темпами – с 18,1% до 46,1% в 2001г. Растут также поставки транспортного оборудования, несмотря на небольшую долю данного вида продукции в совокупном объеме экспорта. По трудо- и ресурсоемким текстильным товарам, полезным ископаемым и растительной продукции наблюдается снижение объемов экспорта. Текстильные товары с 1997г. занимают 10% экспорта, доля полезных ископаемых остается меньше, чем в 1993г.; на растительную продукцию приходится 3,6% экспорта. Доля химпродукции в экспорте Китая в страны АСЕАН остается на протяжении лет стабильной.

В импорте Китая из 5 стран АСЕАН ключевыми являются следующие 6 товарных позиций: электротехнические товары; пластмасса, каучук и изделия из них; полезные ископаемые; химпродукция; изделия из древесины и транспортное оборудование. Китай и АСЕАН в торговле друг с другом имеют примерно одинаковую структуру экспорта и импорта.

^

Первый уровень составляет Сингапур, специализирующийся на экспорте капитало- и техникоемкой продукции. Второй уровень составляют четыре азиатских «маленьких тигра» и восточные районы КНР, специализирующиеся на экспорте продукции, требующей концентрации квалифицированной рабочей силы, и в определенных масштабах экспортирующие капитало- и техникоемкую продукцию. Третий уровень – это 4 новых страны-члена АСЕАН и центральные районы КНР, преимущества которых состоят в наличии низкооплачиваемой рабочей силы. Такая ступенчатость в размещении факторов производства приводит к наличию разных сравнительных преимуществ у разных территорий, что в целом стимулирует торговлю. Вследствие этого между странами разных уровней существует определенная взаимодополняемость, а между странами одного уровня – отношения конкуренции. Эта конкуренция может проявляться в наличии одного целевого рынка. На рынке развитой страны товары из Китая и стран АСЕАН будут конкурировать, однако друг для друга они, возможно, не будут конкурентами вследствие различий во внутреннем спросе. Китай ежегодно экспортирует хлопчатобумажную пряжу в Малайзию и одновременно закупает ее в этой стране.

^

Что касается внешней торговли, то в Сингапуре расширяется торговля услугами, в Китае и четырех азиатских «маленьких тиграх» 90% экспорта приходится на готовую продукцию, а в новых странах-членах АСЕАН значительную часть экспорта занимает первичная продукция.

^

Развитию внутриотраслевой торговли способствует также и процесс взаимного инвестирования между Китаем и странами АСЕАН, который воздействует и на разделение труда между ними. Вследствие особого режима регулирования капитальных счетов в Китае, объем китайских инвестиций в АСЕАН остается на низком уровне. За 1995-2001гг. он составил 800 млн. долл.; за этот же период инвестиции АСЕАН в Китай достигли 22,4 млрд. долл. АСЕАН в Китае вкладывает капиталы в основном в торговлю продукцией давальческой переработки, что требует импорта значительного объема деталей из АСЕАН и стимулирует внутриотраслевую торговлю.

Вследствие возрастающей привлекательности Китая для иностранных инвестиций, сюда перетекает основной объем капиталов, поэтому между ним и странами АСЕАН существует определенная конкуренция в плане привлечения ПИИ. Несмотря на то, что на начальном этапе преимущества обеих сторон состояли в дешевой рабочей силе, цене на землю и льготной политике государства по привлечению ПИИ, разные масштабы стран привели к тому, что эти преимущества постепенно перешли к Китаю.

^

На первый взгляд, может возникнуть конкуренция в текстильной сфере. Однако объем взаимной торговли текстильной продукцией между Китаем и АСЕАН невелик; текстильная одежда поставляется ими в основном в третьи страны в Европу и США, где и будет продолжать разворачиваться конкуренция между ними. В рамках CAFTA возможно лишь кратковременное обострение борьбы вследствие снятия торговых барьеров и взаимопроникновения предприятий на рынки, однако оно будет способствовать лишь усилению их конкурентоспособности на рынках третьих стран. Что касается конкуренции в сфере производства высокотехнологичной продукции, то здесь все будет определяться процессом международного инвестирования и реализацией каждой из сторон своих сравнительных преимуществ. Китай и страны АСЕАН являются всемирно известными базами производства высокотехнологичной продукции, однако тенденция размещения производства пока складывается в пользу КНР.

Несмотря на то, что Китай обладает значительными мощностями по переработке нефтехимической продукции, его международная конкурентоспособность в данной сфере ограничена нехваткой технологий и опыта управления, которыми обладает, например, Сингапур, также являющийся мировой базой производства этого вида продукции, с которым конкуренция неизбежно обострится.

В Китае, Таиланде и Малайзии автопромышленность является одной из основных отраслей экономики, однако в соответствии с общей тенденцией максимального приближения сборочных производств к собственному рынку, каждая из стран будет использовать свои сборочные предприятия, и конкуренция не будет слишком сильной. Очевидные преимущества у Китая существуют в сфере производства сельскохозяйственного оборудования, легких машин и средних машин для перевозки грузов.

Создание CAFTA благоприятным образом отразится на металлургической промышленности Китая. В странах АСЕАН металлургия развита слабо, поэтому на их рынках будет идти конкуренция между основными азиатскими производителями – Японией, Кореей и Китаем. Китай же в данной сфере получит относительные преимущества вследствие облегчения условий доступа на рынок стран АСЕАН. Такая же ситуация будет складываться и в сфере производства продукции бытовой электроники.

Создание CAFTA будет стимулировать торговлю услугами, морские, воздушные перевозки, предоставление услуг связи, финансовых услуг и т.д. Китай обладает высокой международной конкурентоспособностью в сфере предоставления услуг по строительному подряду, поэтому региональная интеграция благоприятно отразится на развитии строительной отрасли Китая.

Есть отрасли китайской экономики, которые очевидно выиграют от создания CAFTA – это металлургия, электронная промышленность, производство машинотехнической продукции. Однако на ряд отраслей региональная интеграция окажет скорее негативное воздействие – на нефтехимическую, текстильную отрасли, производство одежды. Противодействие переговорному процессу, оказывается со стороны группировок, чьим интересам наносится ущерб. Однако в случае с CAFTA существует еще ряд специфических факторов, затрудняющих переговоры.

^

^

Созванная 6-7 апреля 2003 года встреча министров финансов АСЕАН и КНР стала очередным шагом в определении будущего зоны свободной торговли в регионе. В Брунейском саммите министрам было поручено оценить совместимость различных секторов экономик, включая финансовый. Фактически министры должны составить «карту движения» к новому торговому блоку. К настоящему времени готовы проекты в области страхования, развития рынков капитала, либерализации финансовых услуг, контроля и отслеживания финансовых потоков.

Самое серьезное внимание уделено т.н. Чанмайской инициативе, предложившей объединить международные резервы стран АСЕАН с резервами Китая, чтобы в случае нового кризиса иметь больше доступных ресурсов.

Но несмотря на то, что история группировки АСЕАН уже насчитывает 30 лет, ее деятельность затрудняется тем, что каждая страна-член обладает правом вето. Среди АСЕАН нет сильного лидера, способного возглавить процесс объединения, как в НАФТА, где в этой роли выступают США, или в ЕС, где лидируют Германия и Франция. Наиболее активно в поддержку идеи создания CAFTA выступают Сингапур и Таиланд, однако их экономический и политический потенциал недостаточен для того, чтобы сыграть объединяющую роль. Фактически не существует единой структуры, которая вела бы переговорный процесс с Китаем от имени АСЕАН, а идут переговоры Китая с 10 странами, и если хотя бы с одной из них возникнут трудности, это негативно повлияет на исход всех переговоров.

Тем не менее, pабота над новым региональным торговым блоком начата. Его экономический потенциал не вызывает сомнения. Поэтому неудивительно, что попасть в его члены стремятся гранды мировой экономики. Страны же Восточной Азии четко отдают себе отчет в необходимости тесной экономической интеграции, чтобы обеспечить себе дальнейшее процветание. 2

2.3 Роль Китая и АСЕАН как региональной экономической организации в Юго-Восточной Азии

После преодоления самых тяжелых последствий кризиса в Восточной Азии начался поиск новых возможностей региональной кооперации. Перечислим некоторые этапы этого пути:

  • в ноябре 1999 года Япония, Китай и Южная Корея приняли участие во встрече государств-членов АСЕАН на высшем уровне в Маниле. Они обсуждали вопросы создания общего рынка, валютного союза и, в качестве последней ступени, «East Asian Community»;
  • в январе 2000 года Айсуке Сакакибара, уже многие годы работающий статс-секретарем в японском министерстве финансов, которого Япония выдвигала в качестве преемника бывшего директора-распорядителя Международного валютного Фонда Мишеля Камдессю, высказался за «основанный на сотрудничестве монетарный режим» в Восточной Азии;
  • в марте 2000 года министры финансов государств-членов АСЕАН приняли решение о создании регионального фонда ликвидности, не выдвинув, однако, конкретных предложений по реализации этой идеи;
  • в начале мая 2000 года в рамках ежегодной сессии Азиатского банка развития было достигнуто соглашение о создании сети центральных банков. Центральные банки стран Восточной Азии должны получить посредством «currency swaps» быстрый доступ к валютным резервам других центральных банков региона. В Чианг Май (Таиланд) уже было принято решение работать с «currency swaps» в узких рамках;
  • в середине сентября 2000 года заместитель премьер-министра Таиланда и будущий Генеральный секретарь Всемирной торговой организации Супахаи Панихпакди энергично проталкивал инициативу создания Азиатского валютного фонда.

Супахаи констатировал, что МВФ не располагает, видимо, достаточными ресурсами на случай будущих кризисов. На фоне дебатов о будущем МВФ, ведущихся в США, эта оценка звучит убедительно;

  • в ноябре 2000 года в рамках встречи АСЕАН+3 в Сингапуре была подтверждена инициатива, согласованная в Чианг Мае. Одновременно китайский премьер-министр Чжу Жунцзи внес предложение о создании зоны свободной торговли между АСЕАН и Китаем, исключив из нее Японию;

— в январе 2001 года министры финансов Японии и Франции представили в рамках встречи министров финансов АТЭС в японском городе Кобе совместный документ, в котором утверждается, что на региональном уровне можно достичь стабильных валютных и финансовых отношений.

Таким образом, правительства стран Юго-Восточной и Восточной Азии ищут новую форму наднационального сотрудничества. Ею могла бы стать модель монетарного регионализма. Основная идея этой концепции состоит в поэтапном процессе интеграции для стабилизации валютных и финансовых отношений при отказе от классических интеграционных шагов, базирующихся на интеграции в области торговли. 1

На первом этапе был бы создан региональный фонд ликвидности, т.е. предпринято коллективное обеспечение ликвидности на региональном уровне. Благодаря подобному фонду, национальные эмиссионные банки оказались бы в состоянии более эффективно реагировать на проблемы с ликвидностью, возникающие в национальных народных хозяйствах. Доступ к валютным резервам других национальных банков, участвующих в этой системе, позволял бы справляться, в особенности, с нехваткой валюты. На этом первом этапе следовало бы предпринять попытку уменьшить остроту кредитных кризисов, ведь разразившийся в Азии кризис продемонстрировал, что отказ продлить сроки погашения кредитов создает как проблемы отечественным заемщикам, так и оказывает негативное влияние на валютный курс. Именно это и служит исходным пунктом образования регионального фонда ликвидности.

Поскольку стабилизация валютных курсов является очень комплексной задачей, на втором этапе можно было бы создать региональную валютную систему по образцу Европейской валютной системы. Валютные курсы участвующих в ней стран могли бы тогда колебаться только в определенном диапазоне. Для успеха региональной валютной системы необходима тесная координация макроэкономических мер. Поэтому требования, предъявляемые к кооперационной способности стран-участниц такой системы, значительно выше, чем на первом этапе монетарного регионализма.

На третьем этапе, после введения общей валюты и создания регионального эмиссионного банка, завершилось бы создание экономического и валютного союза. Венцом подобного интеграционного процесса могло бы стать образование Восточноазиатского сообщества.

Однако необходимо задаться вопросом о том, насколько убедительна подобная концепция, и какие препятствия нужно преодолеть на пути ее реализации. Важный мотив для ее осуществления заключается в том, что тем самым могла бы быть создана региональная сеть безопасности, служащая предотвращению новых финансовых кризисов. Опыт азиатского кризиса свидетельствует о том, что это имеет важнейшее значение. Уже на первом этапе после создания Азиатского валютного фонда (АВФ) страны Восточной Азии добились бы значительно большей автономии от Международного валютного фонда и США.

Следующее преимущество этой концепции заключается в том, что обе соперничающие державы Восточной Азии — Китай и Япония — могли бы участвовать в реализации данного замысла и формировать процесс интеграции. Однако условием для успеха региональной интеграции в Восточной Азии является развитие такой модели кооперации, которая учитывала бы интересы обоих крупных игроков этого региона.

Ресурсы для создания Азиатского валютного фонда, бесспорно, имеются: в настоящее время центральные банки АСЕАН+3 располагают валютными резервами в размере более 800 миллиардов долларов. Хотя Китай вследствие все еще существующих всеобъемлющих ограничений на обращение капитала и в силу экономических причин не может пока еще сегодня проявлять большой интерес к созданию азиатского фонда ликвидности, эта ситуация, по-видимому, изменится по мере дальнейшего раскрытия страны. Вступление Китая во Всемирную торговую организацию расставило вехи на пути его широкомасштабной интеграции в мировую экономику.

В долгосрочной перспективе, видимо, лучшие шансы имеет проект интеграции, осуществляемый при лидирующей роли Китая. Если Китаю удастся продолжить поступательное экономическое развитие, наблюдавшееся в последние два десятилетия, и он к тому же окажется в состоянии мирно урегулировать на сегодня все еще не разрешенные споры в области политики безопасности в Восточной Азии, то в долгосрочной перспективе кажется убедительной картина ведомого Китаем «Восточноазиатского валютного союза». Однако когда оглядываешься на время, которое потребовалось Европе для создания единой валюты, и принимаешь во внимание большую экономическую гетерогенность стран Юго-Восточной и Восточной Азии, путь к восточноазиатскому валютному союзу и азиатскому блоку кажется очень длинным. В отличие от этого создание Азиатского фонда ликвидности представляется возможным уже в среднесрочной перспективе. 1

Тем не менее, движение в этом направлении было длительным и не прямолинейным. Поиск оптимальных форм сотрудничества на региональной основе шел в АТР с 60-х годов. Он развивался по принципу «параллельного продвижения»: к многосторонним обсуждениям привлекались, с одной стороны, представители тех или иных правительств, выступавшие в качестве частных лиц; с другой — деятели неправительственных элит (бизнесмены, ученые, отставные военные).

Таким образом, подавляющее большинство обсуждений проходило на неофициальной или, в крайнем случае, на полуофициальной основе. Причем в 60-х и 70-х годах на таких встречах обсуждались почти исключительно экономические вопросы, и только в 80-х дискуссии стали распространяться на сферу безопасности.

Сходным образом, по принципу «параллельных шагов», формировались и форумы для обсуждения политических вопросов. В этом смысле наиболее заметными начинаниями были Азиатско-тихоокеанский «круглый стол» (Asia-Pacific Roundtable), проведение которого выливалось в конференции с несколькими сотнями участников, включая как частных экспертов, так и некоторых официальных лиц; Совет по безопасности и сотрудничеству в Азии и на Тихом океане (Council for Security and Cooperation in the Asia-Pacific — CSCAP), объединивший представителей разного рода неправительственных учреждений и исследовательских центров тихоокеанских стран. К началу 1994 г., по неполным подсчетам, в АТР существовало 15 программ многосторонних общерегиональных форумов, в рамках которых в той или иной форме обсуждались вопросы безопасности 2 . На фоне таких тенденций страны АСЕАН и решились, наконец, в начале 90-х годов перевести дискуссии по политико-военным вопросам в официальное русло.

В этом смысле начало было положено решением государств АСЕАН открыть диалог без его формализации в рамках ежегодных постминистерских конференций стран АСЕАН. Имеется в виду традиция, в соответствии с которой на следующий день после каждой очередной официальной встречи министров иностранных дел «шестерки» с 1979 г. руководители делегаций АСЕАН проводят совместное заседание с представителями избранных стран, которые имеют статус так называемых партнеров по диалогу (Dialogue Partners) с АСЕАН. В их число исторически входили шесть государств (США, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Южная Корея) и одна организация (ЕС).

Формально постминистерские конференции проходят вне официальной повестки дня конференции министров стран АСЕАН, фактически же они являются их продолжением в более широком составе. Вместе с тем, для Китая был учрежден институт «официальных гостей» АСЕАН, который не позволял китайским делегатам присутствовать на пленарных заседаниях, но давал им возможность участвовать в некоторых других обсуждениях. С ограниченными правами присутствуют и делегаты Лаоса, Камбоджи, Папуа — Новой Гвинеи (с 1996 г.) и Мьянмы, которые имеют статус официальных наблюдателей. С июля 1996 г. КНР получила статус официального партнера АСЕАН по диалогу. Повестка дня и состав приглашенных участников практически полностью зависит от мнения «шестерки» стран АСЕАН, которая стала «семеркой» после того, как в 1996 г. в организацию был принят Вьетнам.

Официально вопросы безопасности до начала 90-х годов на пост-министерские конференции (ПМК) не выносились ни разу, они обсуждались только в узком кругу самих асеановских государств. Но в 1991 г. эксперты стран АСЕАН, проанализировав тенденции стратегической ситуации в связи с планировавшимся уже тогда уходом США с баз на Филиппинах, сочли необходимым рекомендовать своим правительствам расширить круг участников диалога по безопасности. В 1992 г. на очередной ПМК обсуждался вопрос о ситуации в районе архипелага Спратли и о политике КНР в этой связи 1 . Эта практика прижилась. Интерес к многосторонним обсуждениям политической ситуации в регионе был столь очевидным и всеобщим, что страны АСЕАН решили укрупнить и расширить диалог, включив в него страны, остававшиеся за рамками формального партнерства с «шестеркой».

В июле 1994 г. на очередном совещании министров АСЕАН в Бангкоке был создан так называемый Асеановский региональный форум (АРФ) как организационная структура для постоянного многостороннего диалога по проблемам безопасности в азиатско-тихоокеанском районе в составе шести членов АСЕАН, их официальных партнеров, России, КНР, Вьетнама, Лаоса и ряда других стран (всего 21 участник) 1 . В 1995 г. после очередной встречи министров стран АСЕАН и постминистерской конференции состоялось его первое заседание.

Создание нового механизма встретило разноречивые отклики в академических и политических кругах. Преобладающим мотивом оценок пока что остается сдержанный скептицизм, связанный с чисто консультационными функциями нового органа и отказом от принятия на нем сколько-нибудь обязывающих рекомендаций. По мнению Роберта Маннинга и Паулы Стерн (скорее, остроумному, чем пока что обоснованному), Асеановский региональный форум сегодня напоминает собой своего рода «Совет опасности» (по контрасту с Советом Безопасности ООН), поскольку он способен обсуждать озабоченности входящих в него стран, но не в состоянии реально повлиять на ситуацию 2 . Думается, однако, что роль АРФ может оказаться существеннее, чем это кажется обоим авторам.

Новый форум может утвердиться в качестве своего рода «совета раннего предупреждения» о региональных опасностях и, почти несомненно, имеет шанс достаточно существенно влиять на средне- и долгосрочное стратегическое планирование стран-лидеров. Если сколько-нибудь устойчивое общерегиональное представление об угрозе (угрозах) стабильности вообще когда-либо способно возникнуть среди стран АТР, в рамках Асеановского регионального форума оно сложится скорее, чем где-либо еще. Это замечание, как представляется, имеет смысл не только применительно к проблемам безопасности малых стран. Значение «китайского вопроса», по сути дела, хотя и не формально, остающегося едва ли не главным предметом формальных и неформальных обсуждений в столицах региона, выходит далеко за рамки озабоченностей государств АСЕАН или оттесненного от регионального политического диалога Тайваня.

Достаточно значимо появление АРФ и в общеполитическом смысле. Во-первых, впервые за послевоенные годы военно-стратегическая среда в АТР приобрела черты цельности: в диалоге участвуют как традиционно взаимно противостоявшие друг другу лидеры, так и малые государства — присоединившиеся и неприсоединившиеся. Во-вторых, эта среда стала более проницаемой — за исключением КНР (и КНДР) страны региона в целом снижают уровень секретности в вопросах военного строительства и постепенно развивают двусторонний и многосторонний диалог по вопросам национальных военных доктрин, оценки представлений об источниках реальных и потенциальных угроз и т.д.

При этом фактически происходит «легализация» практикуемого странами АСЕАН с начала 70-х годов принципа мягкой выработки регионального консенсуса — сближение взглядов через постепенные, многократные обсуждения, в ходе которых если и не преодолеваются принципиальные разногласия, по крайней мере, возникает реальное представление о контурах зоны несовместимости интересов, если таковая возникает. Иначе можно сказать, что малые и средние страны убедили лидеров в приемлемости для них, если не всего набора конкретных условий регионального взаимодействия в вопросах безопасности, то, по крайней мере, его формы. И хотя, разумеется, стабильность отношений в Восточной Азии по-прежнему в основном зависит от взаимоотношений между крупными державами, малые государства, по сути дела, добились перехода в их руки инициативы в региональном диалоге по вопросам безопасности и тем самым сделали непропорционально большой (если оперировать традиционными критериями) шаг к повышению своей роли в региональном механизме политического и экономического регулирования — в той мере, конечно, как таковой вообще сложился на сегодняшний день в регионе.

В том, что касается процедур обсуждений, способа и характера принимаемых в рамках АРФ решений, остается много неясностей. Для многих его участников непривычен и стиль работы форума — многократно апробированный странами АСЕАН, но чуждый дипломатии США, России, Китая, Австралии, Канады и даже, насколько можно судить, Вьетнама. Тем не менее, АРФ — это на сегодняшний день единственное учреждение в тихоокеанской Азии, которое имеет сколько-нибудь серьезные шансы вырасти в нечто вроде общерегиональной постоянно действующей конференции по вопросам безопасности; во всяком случае, это единственный политический диалог, участие в котором не вызывает автоматической реакции отторжения у явного большинства стран региона, сколь бы различны не были их устремления. Вероятно, во многом это связано с тем обстоятельством, что инициатива в проведении форума в самом деле исходила «снизу», со стороны стран «среды», которые таким образом зарезервировали за собой ряд потенциально ценных организационных преимуществ, но одновременно и нейтрализовали свои же комплексы и подозрения в отношении потенциальных поползновений более сильных держав навязать малым странам свою повестку дня и условия диалога.

Если АРФ окажется жизнеспособным начинанием, может решиться и занимающий многих экспертов вопрос о соотношении двустороннего и многостороннего начал в региональной политике обеспечения стабильности: АРФ со временем получит шанс перерасти в аналог ОБСЕ — то есть организации преимущественно политического диалога и сотрудничества. А функции силовых опор этого диалога, по-видимому, будут сохранять имеющиеся и, не исключено, новые двусторонние союзы и военно-политические партнерства, которые, однако, вряд ли будут тяготеть к слиянию в единую организационно-силовую структуру (многосторонний блок).

1

Важнейшей тенденцией развития экономической интеграции в ЮВА является интенсификация экономического сотрудничества в четырехугольнике АСЕАН-Китай-Япония-Южная Корея. Сотрудничество по формуле АСЕАН+3 началось после кризиса 1997 г., когда страны пришли к выводу о необходимости усиления экономической устойчивости региона и его независимости от МВФ и США. В 2000 г. три страны Восточной Азии и АСЕАН заключили соглашение о валютных свопах, определяющего возможность оказания финансовой взаимопомощи в долларах США в обмен на национальную валюту на условиях кредита сроком до шести месяцев. Для этих целей в специальном фонде предусмотрено аккумулировать 100 млрд. долл. Многими наблюдателями эти действия расцениваются как первый шаг в направлении создания Азиатского валютного фонда. В том же году на втором саммите АСЕАН+3 со стороны АСЕАН прозвучало предложение о создании Восточноазиатской зоны свободной торговли (ВАЗСТ).

Это предложение сейчас находится на рассмотрении в межгосударственной экспертной комиссии. Создание такой группировки будет означать формирование крупнейшего интеграционного блока с населением около 2 млрд. человек и суммарным ВВП, составляющим 18% от мирового ВВП. Безусловно, создание группировки АСЕАН+3 не предопределено и обусловлено многими факторами, такими как, устойчивое развитие Китая, нормализация отношений Японии с Китаем и Южной Кореей, но представляется наиболее вероятным развитием событий. Для АСЕАН участие в таком союзе, несомненно, выгодно и означает прежде всего значительное расширение рынков сбыта, хотя также и серьезную проверку на конкурентоспособность своей экономики на начальном этапе.

Анализ отношений АСЕАН с основными торгово-экономическими партнерами и международными экономическими организациями показывает, что страны АСЕАН более глубоко и интенсивно, чем большинство развивающихся государств, включены в международное разделение труда. 60% внешней торговли АСЕАН приходится на основные экономические центры мировой экономики — США, ЕС и Японию, причем доли каждого из партнеров сравнимы друг с другом (соответственно 23,4, 18,2 и 18,6% в 1999 г.), что свидетельствует о значительном и равномерном вовлечении АСЕАН в мирохозяйственные связи.

Подобное явление – не просто продукт культурного родства восточно-азиатских стран, а схожесть их подходов к экономическому развитию, согласно которым в основе развития лежат прежде всего инвестиции и производство, а импорт и иностранные капиталовложения должны носить контролируемый характер.