Бюджетная система
– один из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества.
Выступая как система денежных отношений, государственный бюджет, как экономическая категория, выражает экономические отношения в обществе – отношения между социальными слоями и группами.
По форме государственный бюджет представляет собой роспись доходов и расходов государства на определенный срок, утверждаемую в законодательном порядке. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
С помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из финансовых звеньев не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных хозяйственных субъектов, показывает, соответствует ли размер ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Статистика бюджета и бюджетной системы
... органами самоуправления. 2. Основные показатели статистики бюджета и бюджетной системы Доходные и расходные статьи бюджета располагаются в соответствии с бюджетной классификацией конкретного государства. Доходы бюджета -- это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления его функций, ...
Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как основы финансовой экономики, его структуры;
- рассмотрение источников формирования государственного бюджета;
- рассмотрение процесса исполнения, направлений расходования средств государственного бюджета.
Глава 1. Бюджет и бюджетная система РФ
1.1 Сущность и содержание бюджета
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».[1] Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, поэтому им присущи денежная форма и основные функции финансов.
Основные функции бюджета.
1) Образование бюджетного фонда – доходы бюджета.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
2) Использование бюджетного фонда – расходы бюджета.
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
3) Контроль за образованием и использованием бюджетных фондов.
Основные функции бюджета приведены на рис.1.
Рисунок 1. Основные функции бюджета.
Функции образования бюджетного фонда выполняют следующие доходы:
1. Налоговые доходы, к которым относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, пени, штрафы, таможенные пошлины и иные таможенные платежи, государственная пошлина.
2. Неналоговые доходы, в состав которых входят:
- доходы от использования, продажи или другого возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти, а также бюджетными учреждениями;
- штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджета других уровней бюджетной системы;
- иные неналоговые доходы (в доходах федерального бюджета учитываются прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности и от реализации государственных запасов и резервов).
13 стр., 6044 слов
Нецелевое использование бюджетных средств как нарушение бюджетного ...
... выделил «ущербность» системы исполнения бюджета, которая заключалась как раз-таки в сложившейся практике нецелевого использования бюджетных средств. Так как нецелевое использование бюджетных средств является бюджетным нарушением, которое регулируется бюджетным законодательством, то в этой ...
Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 мес. В пределах финансового года
3. Безвозмездные перечисления.
4. Остаток средств на конец предыдущего года, который зачисляется в доходы бюджета текущего года.
Структура бюджетных доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий страны.
Функции использования бюджетного фонда выполняют конкретные целевые расходы бюджета, предусмотренные бюджетной классификацией РФ.
Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
1. Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
2. Классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов, отражающую направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, и подразделяется на четыре уровня:
- разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства;
- подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов;
- целевые статьи, отражающие финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета;
- виды расходов, детализирующие направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.
3. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ – группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.
4. Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.
Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания подразделяются на капитальные и текущие.
Капитальные расходы бюджета обеспечивают финансирование инновационной и инвестиционной деятельности.
Инновационная деятельность – деятельность, основанная на использовании новых форм организации, управления и финансирования.
Капитальные расходы включают:
Учет доходов и расходов в бюджетных учреждениях
... ёт исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений называется бюджетным учётом. Объектами бюджетного учёта являются: доходы и расходы бюджета; денежная наличность, хранящаяся в банках; средства в расчётах между бюджетами; фонды и резервы, создаваемые в бюджетах в процессе ...
- инвестиции в действующие и вновь создаваемые организации (юридические лица) а соответствии с инвестиционной программой;
- бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам;
- расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта;
- иные расходы, связанные с расширением воспроизводства, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество органов государственной власти.
Инвестиции – долгосрочные вложения средств с целью создания новых и модернизаций действующих предприятий, освоения новейших технологий и техники, увеличения производства и получения прибыли.
В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития. Основными источниками его формирования являются:
- связанные инвестиционные иностранные кредиты, получаемые под гарантии Правительства РФ;
- налоговые доходы федерального бюджета.
Средства бюджета развития используются на финансирование экспортно-ориентированных и импортозамещающих инвестиционных проектов, высокоэффективных инвестиционных проектов, на реализацию инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности. Объем финансирования перечисленных мероприятий зависит от величины поступивших доходных источников.
Текущие расходы позволяют обеспечивать текущее финансирование органов власти и бюджетных учреждений. Они включают:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
- средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
- обязательные выплаты населению (заработная плата, пенсии, пособия, стипендии и т.д.);
- бюджетные кредиты юридическим лицам (налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей);
- субсидии физическим и юридическим лицам;
- инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;