Основные инструменты государственного регулирования экономики в России

Содержание скрыть

В данной работе рассмотрен вопрос государственного регулирования экономики, в том числе и в современной России. Тема данной работы — роль государства в рыночной экономике. Насколько она необходима и значительна.

Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии.

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю — даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях

экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении мер по обеспечению экономического роста.

В настоящее время не вызывает сомнения, что в существующих социально-

экономических системах необходимо государственное регулирование.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но и здесь — экономическая роль государства велика.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком («провалов» рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования.

5 стр., 2307 слов

Сущность и цели государственного регулирования экономики

... ёхуровневый механизм регулирования. Цели государственного регулирования экономики составляют своеобразную пирамиду целей. Высшими целями государственного регулирования экономики является соблюдение интересов государства, общества в ... инвалидам. Государство устанавливает минимальный размер пенсий, пособий, стипендий. Для регулирования трудовых отношений, условий и оплату труда государство создаё ...

1. Необходимость и типы государственного регулирования экономики., Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлена:

Государственное регулирование экономики — это система мероприятий по воздействию государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для эффективного функционирования рыночного механизма, решения социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества.

Объекты ГРЭ — сферы, отрасли, регионы, а также явления, ситуации и условия социально-экономической жизни, в которых возникают или могут возникать проблемы и которые не могут решиться произвольно или решаются неэффективно, т.е. это: экономические циклы; структура экономики, условия накопления и инвестиционные процессы; научно-технический прогресс; инновационные процессы; денежное обращение и инфляция; цены; платежный баланс; блок социальных проблем (занятость, доходы населения, социальная защита, подготовка и переподготовка кадров и т.д.); условия конкуренции, окружающая среда (экологические проблемы); регионы.

1.1 Типы государственного регулирования

Типами государственного регулирования экономики являются: правовое

регулирование, финансовое регулирование, социальное регулирование и

государственное предпринимательство

Правовое регулирование экономики, Финансовое регулирование

Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп . В такой защите нуждаются практически все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере

гарантия минимума заработной платы, обеспечение занятости, индексация фиксированных доходов

предпринимательства

Рыночный механизм, взятый сам по себе, безразличен к проблеме социальной справедливости и равенства, что приводит к дифференциации доходов, социальной незащищенности людей, чревато конфликтами. Свойственная для рынка тенденция к концентрации производства и монополизации подрывает свободную конкуренцию, необходимую для осуществления регулирующей функции рынка. Все это дало повод

заговорить о фактическом «фиаско» рынка.

1.2 Недостатки рынка

К недостаткам рынка можно отнести следующие:

1)Макроэкономическая нестабильность.

2)Монополизм, угасание конкуренции.

3)Игнорирование рынком внешних эффектов (экстерналий):

4)отрицательные внешние эффекты (издержки перелива);

5)положительные внешние эффекты (выгоды перелива).

6)Отсутствие интереса к производству общественных благ.

7)Равнодушие рынка к социальным проблемам.

Рассмотрим эти недостатки подробнее:, Макроэкономическая нестабильность

механизма приводит к равновесию между спросом и предложением. Но такое

11 стр., 5012 слов

Особенности правового регулирования труда государственных служащих

... в правовом регулировании труда государственных служащих обусловлено задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью ... по государственной должности государственной службы. Они касаются практически всех вопросов регламентации трудовых правоотношений государственных служащих, в том числе возникающих в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и ...

равновесие может установиться при неполной занятости экономических ресурсов или при высоком уровне инфляции. Рынок самостоятельно (без осмысленной государственной политики) не может справиться с высокой безработицей и инфляцией, со сглаживанием циклических колебаний в экономике. Государственное регулирование в этой области состоит в проведении бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики.

Монополизм

основного регулирующего механизма в рыночной экономике является одной из приоритетных задач государства. Государственное антимонопольное регулирование сводится к контролю за ценами и стандартами продукции, а также к антитрестовскому законодательству.

Внешние эффекты (экстерналии), Отрицательные внешние эффекты (издержки перелива)

очистку отходов, оказываются достаточно низкими. Производитель привлекает дополнительные экономические ресурсы. Объём производства растёт до уровня выше оптимального с точки зрения всего общества. Цена опускается до уровня ниже оптимального для общества. Таким образом, для производства целлюлозы и бумаги используется избыточное количество ресурсов. Рынок не видит и не может регулировать подобную ситуацию.

Государственное регулирование издержек перелива может быть двояким:

законодательное ограничение и даже запрещение загрязнения природы; введение штрафных санкций, особых налогов (комплекс законодательных, административных и экономических инструментов государственного регулирования).

Такими действиями государство перекладывает на производителя издержки перелива.

Положительные внешние эффекты (выгоды перелива)

определённых товаров, услуг. Эти выгоды перелива не оплачиваются и не

компенсируются. Примером могут служить услуги здравоохранения и образования.

Если проводится вакцинация и лечение больных туберкулёзом или либо другими инфекционными заболеваниями, то выгоду получают не только больные, но и всё население. Образование приносит пользу не только самим учащимся.

Предприниматели получают более квалифицированных работников, с высокой производительностью труда. Общество получает активных и думающих граждан. Но так как выгоды перелива не оплачиваются, то объём производства таких товаров и услуг может оказаться заниженным по сравнению с общественными потребностями. Государственное регулирование выгод перелива может заключаться в предоставлении субсидий потребителям и производителям подобных товаров и

услуг. Государство само может заняться производством продукции с большим положительным внешним эффектом.

Общественные товары и услуги, Социальные проблемы, Однако у кого-то есть экономические ресурсы, а у кого-то их нет. Таким

образом, существуют значительные слои населения, у которых отсутствует сама возможность участвовать в конкурентных, рыночных отношениях и получать какие- либо доходы. Инвалиды, больные, сироты и престарелые нуждаются в государственной поддержке. Государственное регулирование заключается в различных программах борьбы с бедностью, в трансфертных (безвозмездных) платежах обездоленным слоям населения, регулировании ценообразования и определении минимального размера заработной платы. Прогрессивная шкала обложения индивидуальных доходов (богатые платят больше, чем бедные) также является инструментом государственного регулирования социальных проблем.

13 стр., 6057 слов

Административно-правовое регулирование экономики

... государственное административно-правовое регулирование в отношении субъектов хозяйствования следует рассматривать в качестве основной функции управления, включающей в себя, как регулирование права, так и практическую деятельность органов исполнительной власти по управлению государственным сектором экономики, оказанию государственных ...

Таким образом, недостатки рыночного экономического механизма требуют

государственного вмешательства в экономику. В реальной действительности

развитые рыночные экономики являются смешанными экономиками, где наряду с частным сектором развит и государственный сектор экономики.

Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства

государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации

рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами.

2. Экономические функции государства в смешанной экономике

К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, — создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

  • антимонопольное регулирование;
  • проведение политики макроэкономической стабилизации;
  • деятельность в сфере распределения доходов;
  • деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все

функции взаимосвязаны и действуют в комплексе.

2.1Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики, Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и

правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их

исполнением. Создание законодательной базы — это установление правил

поведения экономических агентов, юридических принципов экономического

общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты — производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.

Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

Антимонопольное регулирование, К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу,

выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские (антимонопольные) законы.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных

направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний.

Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен.

Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

2 стр., 920 слов

Государственные расходы и налоги

... Государственные налоги 2.1 Общее представление и функции государственных налогов Главной статьёй бюджетных доходов являются налоги, взимаемые как центральными, так и местными органами власти. Налог ... сектора экономики, защита прав собственности, защита свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.); ... и др.). Средствами для оплаты расходов государства, в первую очередь, выступают налоги. ...

Макроэкономическая стабилизация, Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе

рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи — фискальная и денежная политика., Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не

происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.

Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является

способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.

Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и

сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на

производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ.

Перераспределение доходов, Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов., Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к

социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне

контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о

неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие

программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

3. Основные инструменты государственного регулирования экономики., Инструменты

административные и экономические.

6 стр., 2917 слов

Государственные расходы, их экономическое и социальное значение

... особо отметить огромное значение государственных расходов на экономику для регулирования рыночных отношений. Механизм функционирования расходов способствует развитию внутреннего и ... государственных гарантий возврата заемного капитала. Государственные расходы стали одним из главных инструментов концентрации и централизации капитала. Особое место в системе государственных расходов занимают расходы ...

Административные инструменты

Административные инструменты регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения.

Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.

Экономические инструменты

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики – это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.

Основные экономические инструменты — это:

1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая

центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как

эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

Государственный бюджет

финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также административно — управленческие расходы воздействуют на спрос на

потребительские товары и услуги.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.

Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры — сокращаются.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и

вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в

7 стр., 3401 слов

Налоговые инструменты регулирования экономики Российской Федерации

... налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики. Именно контрольная функция обеспечивает необходимый уровень устойчивости мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет, который должен быть достаточным хотя ... рассмотрим, с помощью каких методов и инструментов государство осуществляет налоговое регулирование. Вид бюджета 2015 2016 2017 Консолидированный бюджет РФ 13 720,4 14 386,1 17 ...

долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа.

Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во- вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов — регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

государственном секторе

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.

Значительная часть государственного сектора — это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть — государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора — это пакеты акций смешанных частно — государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей

деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

и т.д……………..