Фирма и рынок: параметры взаимодействия

Современный мир немыслим без рынка и фирм — участников в экономическом обращении. И фирмы, и рынки не существовали всегда в таком виде, в каком находятся в настоящее время, исторически они эволюционировали от более простых, ко все более сложным, включали новые сферы, накапливали опыт и практические результаты.

Фирмы и рынок, являясь отдельными составляющими экономической системы, взаимодействуют друг с другом, но это взаимодействие обязательно проходит по определенным правилам с учетом закономерностей экономического пространства.

В данной работе будет рассмотрена экономическая сущность категорий фирмы и рынка, без раскрытия которой невозможно будет понять об их взаимодействии. Безусловно, фирма и рынок это масштабные категории экономической системы и история их уходит вглубь веков, но все же, благодаря таким классикам экономической науки как: Адам Смит, Карл Маркс и Рональд Коуз основные отличия этих категорий будут разъяснены с целью использования их при рассмотрении системы экономических отношений на настоящий момент в Российской Федерации и в Республике Татарстан.

При рассмотрении особенностей взаимодействия фирмы и рынка в России и Татарстане невозможно охватить весь объем организаций и предприятий, а также все специализированные и общественные рынки, поэтому отличия Российских фирм и предпринимательства от Мировых, а также отличия взаимосвязи этих институтов в Татарстане от других регионов будут рассмотрены лишь на нескольких примерах.

Важное место в развитии экономики страны и региона занимает также политика, проводимая в правительстве по поводу улучшения эффективности фирм и развитию рынков, а также предпринимаемые правительством меры. Стимулируя развитие экономики, руководители регионов и целых стран добиваются повышения уровня жизни и благосостояния граждан.

1. Экономическая сущность фирмы и рынка

Заниматься хозяйственной деятельностью, т.е. хозяйствовать может любой человек. Ведь каждый ведет домашнее хозяйство, не спрашивая на это разрешение властей и не оформляя официально юридически статус хозяина. Если же экономическая деятельность выходит за пределы примитивных форм, направлена на общественные цели, приобретает массовый производственный характер, то ей должны соответствовать определенные, установленные действующим законодательством и нормами хозяйственного права формы структуры управления и организации. Организационно-правовые формы хозяйствования дают возможность человеку или коллективу обрести официально правовой статус хозяйствующего субъекта. Любой человек вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

3 стр., 1434 слов

Рынки природных ресурсов и экономическая рента

... работает рынок природных ресурсов, какие закономерности на нем действуют и как нашей стране следует формировать свою политику в области использования этих ресурсов. Стоит разобраться в том, какие виды природных ресурсов выделяет экономическая ...

Когда же трудовая деятельность носит систематический характер и влечет за собой получение дохода и прибыли, ее следует регистрировать и получать лицензию или патент на ее осуществление и реализацию продукта деятельности, обслуживания широкого круга потребителей либо фиксировать, объявлять о доходе и платить налоги.

Более долговременной, устойчивой и масштабной формой организации экономической деятельности является создание фирмы.

Фирма — это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном действующим законодательством, и осуществляющий выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для удовлетворения потребностей общества и получения прибыли. Чаще всего фирму образует юридическое лицо, которое имеет название, расчетный счет в банке и печать.

Юридическим лицом считают организацию, представляющую собой в едином лице входящих в нее отдельных субъектов, которая несет самостоятельную имущественную ответственность, выступая в качестве отдельного субъекта права в роли как истца, так и ответчика и имеет в распоряжении обособленное имущество.

Часто путают близкие по значению понятия фирмы и предприятия. Различия между ними в том, что предприятие имеет узкий профиль, а также большую уязвимость на быстроменяющемся рынке, фирма же ведет многопрофильное производство, а гибкость на рынке по сравнению с предприятием выше.

Близки по смыслу к понятию «фирма» более узкие термины «компания», «корпорация».

Компании — это фирмы разнообразного профиля при долевом участии вкладчиков. Чаще всего они заняты коммерческой, предпринимательской, промышленной деятельностью и функционируют на ассоциативных принципах.

Корпорация — это официально зарегистрированное, действующее как юридическое лицо объединение фирм, физических лиц и организаций, где права собственности разделены между акционерами. Распространены корпорации в виде акционерных обществ (АО).

Корпоративная форма организации оказывается удобной и для фирм, и для самих акционеров, она довольно гибкая, она предоставляет возможность получения различных льгот и ограничивает ответственность держателей акций.

Потребитель и фирма, являясь главными агентами рыночных отношений, представляют два полюса этих отношений. Но и сама фирма является результатом рыночных отношений. В научной литературе показывается, что «фирма возникает из рыночного обмена, точно так же, как появляются сгустки масла в бадье с пахтой».

Рынок — это экономическая категория, которая является совокупностью экономических связей и отношений между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками в сфере оборота денег и товаров, которая обеспечивает обмен результатами труда и отражает частные интересы субъектов экономических отношений. Сущность рынка невозможно понять без важнейших социально-экономических условий возникновения самого рынка.

Одним из условий возникновения рынка является специализация и общественное разделение труда. В любом экономическом обществе нет таких участников хозяйства, которые могут жить за счет полного самообеспечения нужными для удовлетворения потребностей ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы людей специализируются на производстве отдельных товаров и услуг для дальнейшего их обмена на товары других групп людей. Здесь действует принцип сравнительного преимущества, т.е. происходит производство товаров и услуг при относительно меньших издержках.

4 стр., 1807 слов

Фирма и рынок, параметры взаимодействия

... Мнoгиe учeныe экoнoмиcты paccмaтpивaют pынoк кaк кoнкуpeнтный мexaнизм, упpaвляющий движeниeм cпpoca и пpeдлoжeния и oтpaжaющий иx взaимoдeйcтвиe чepeз cиcтeму цeн. Пpeдмeт иccлeдoвaния дaннoй куpcoвoй ... Мнoгиe учeныe - экoнoмиcты paccмaтpивaют pынoк кaк кoнкуpeнтный мexaнизм, упpaвляющий движeниeм cпpoca и пpeдлoжeния и oтpaжaющий иx взaимoдeйcтвиe чepeз cиcтeму цeн. В шиpoкoм знaчeнии pынoк — ...

Следующим условием является экономическая обособленность производителей, которые полностью независимы, автономны в принятии хозяйственных решений. Эта обособленность возникает за счет частной собственности, которая в дальнейшем распространяется на коллективную собственность. Если в обществе права собственности не определены, то существование рынка невозможно. Д.Хайман говорил: что «рынки могут существовать только для продуктов, права собственности, на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться».

Данные условия выражают глубокие противоречия рыночной экономики, получившие выражение в объективной необходимости полной взаимосвязи поставщиков продукции и услуг, вследствие разделения труда, и полного обособления, для улучшения эффективности производства. Именно эти противоречия определяют наличие системы рыночных отношений.

Есть еще одно условие, оно связано с разрешением проблемы трансакционных издержек, это издержки на передачу прав собственности, издержки в сфере обмена. Они включают различные расходы, такие как: расходы на поиск информации, на ведение переговоров и т.д. Если такие расходы выше ожидаемого дохода, то рынок представленных товаров невозможно будет создать.

Для эффективного действия рынка необходимо и такое условие как — свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов, самостоятельность производителя. Чем больше свобод у производителя, тем большее развитие получает рынок. Свободный обмен формирует свободные цены, которые указывают ориентиры для производителей по наиболее эффективной работе в их отрасли экономической деятельности.

Для выявления связи между рынком и фирмой вначале надо выделить главные признаки этих институтов в хозяйственной деятельности людей.

Рынок:

  • Предполагает принадлежность факторов производства собственникам;
  • Преобладают косвенные формы связей между людьми, т.е. через цены, деньги;
  • Использование экономических, т.е.

материальных стимулов; прямой диктат и приказ исключаются;

Фирма:

  • Основывается на объединении производственных факторов;
  • Господство прямых форм связей между сотрудниками;
  • Основывается на административных методах управления.

Данные признаки показывают, что рынок — это сфера спонтанной, бессознательной координации действий его участников. Фирмы, наоборот, — это участки сознательной кооперации между людьми. В отличие от рынка они представляют собой иерархическую, или плановую систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками. Итак, фирмы и рынок являются альтернативными методами организации экономической деятельности людей.

В научной литературе существуют разные объяснения причин возникновения фирмы.

Например, А. Смит, а в последствии и К. Маркс считали, что фирмы (мануфактуры, фабрики) возникли в результате кооперации рабочих, т.е. на основе разделения труда. Кооперация стала качественно новой производительной силой, т.к. многократно снизила производственные издержки и значительно увеличила производительность труда каждого работника. А. Смит в своей книге «Богатство народов» говорит о «английской булавочной мануфактуре, организация которой обеспечила рост выработки в расчете на одного занятого в 100 раз». К. Маркс говорил: «В мануфактуре работает железный закон строго определённых пропорций и отношений, который распределяет рабочие массы между различными функциями», таким образом, пришел к выводу, что необходимо расширять кооперацию до масштабов всего общества, предполагая что такое расширение позволило бы планомерно развиваться национальной экономике, а также устранить своего рода «рыночную анархию». Вследствие чего коммунистический способ производства возобладал над капиталистическим.

28 стр., 13629 слов

Бухгалтерский учет и анализ издержек обращения в розничной торговле, ...

... издержек обращения в торговле; анализ основных статей издержек обращения; факторный анализ издержек обращения и разработка предложений по оптимизации и экономики издержек торговой организации. Предметом дипломной работы являются методики учета и анализа издержек обращения товаров в ...

Американский экономист Ф. Найт считает, что «фирмы появились в результате стремления рыночных агентов к минимизации рисков и неопределенности. Чем сильнее неопределенность, тем больше преимущества фирмы по сравнению с рынком».

Наиболее глубокое объяснение причин возникновения фирмы, получившее широкое признание в научном мире, дал другой американский экономист, Р. Коуз. С выходом в 1937 г. его знаменитой статьи «Природа фирмы» началось развитие нового и, как сейчас признано всеми, весьма важного раздела экономической теории — институциональной экономики.

Если говорить кратко, то суть открытия Р. Коуза состоит в следующем: «фирма как экономический институт возникает из-за дороговизны рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые понесли бы производители не объединившие свои усилия. Использование рыночного механизма требует от общества определенных затрат. Такие затраты связаны не с технологией производства, а с самим процессом взаимодействия рыночных агентов в ходе совершения ими различных сделок». Р. Коуз назвал их трансакционными затратами (от лат. transactio — сделка).

Общество, конечно, учитывало их на практике, но не подозревало, что они имеют важнейшее значение в возникновении фирм, банков, бирж и других институтов экономической жизни. «Подобно трению в физике, которое порождает механическое сопротивление, возникающее в плоскости касания двух тел при их относительном перемещении, трансакционные издержки затрудняют функционирование рыночного механизма». Фирмы и другие экономические институты как раз и призваны минимизировать эти издержки. Не будь трансакционных затрат, фирм вообще бы не существовало.

Р. Коуз выделил четыре категории трансакционных затрат:

  • Затраты на сбор и обработку информации (это информация о потенциальных покупателях и поставщиках, характеристиках товаров и услуг, ценах).

  • Затраты на проведение переговоров и принятие решений (заключение контрактов).

  • Затраты по контролю за соблюдением условий договора.
  • Затраты по юридическому обеспечению контракта.

Фирмы становятся альтернативными организациями, которые вытесняют рыночный механизм и заменяют его системой административного контроля. Этот процесс состоит в том, что многие операции осуществляются внутри фирмы, без посредничества рынка, что обходится дешевле. При этом исчезает необходимость непрерывного продления контрактов, в пределах фирмы сокращаются затраты на поиск экономической информации, экономические отношения приобретают устойчивость. Если бы удалось свести к нулю трансакционные издержки, то фирмы попросту были бы не нужны.

31 стр., 15461 слов

Курсовая — Аудит затрат на производство продукции растениеводства ...

... бухгалтерского учета и оценкой риска аудита. Задачами проверки учета затрат на производство являются: Целью курсовой работы является: Работа производилась на примере сельскохозяйственного предприятия ООО ... инвентаризаций посевных площадей, контрольной урожайности сельскохозяйственных культур, правильность списания затрат по погибшим посевам. Детальной проверке должны быть подвергнуты документы, ...

Фирмы устраняют определенные затраты и фактически сокращают издержки производства, существование рынка как метода организации производства становится бессмысленным, но не смотря на это рынок сохраняет свою эффективность. Дело в том, что деятельность любой иерархической организации, как и рынка, так же связана с определенными издержками. Они называются издержками бюрократического контроля. При увеличении размеров фирмы может начаться относительное сокращение дохода от предпринимательства, так как возрастают издержки бюрократического контроля по организации дополнительных операций внутри фирмы. При превышении определенного размера «иерархия» начинает терять управляемость, так как в действие вступает принцип убывающей доходности управления. Увеличиваются затраты на поиск и обработку информации. Обеспечение заинтересованности работников в достижении целей фирмы с помощью системы контроля, надзора и стимулов обходится все дороже. Поэтому организация экономики всей страны по типу «одной гигантской фабрики» и «одной конторы», к чему призывали К. Маркс и В. И. Ленин, ведет не к сокращению, а к возрастанию специфических трансакционных затрат — затрат бюрократического контроля.

Отсюда следует, что ни у «иерархии» нет абсолютных преимуществ перед рынком, ни у рынка — перед «иерархией». Оба этих метода организации имеют свои плюсы и минусы. Поэтому, когда фирма решает, как организовать свои сделки — изыскать внутренний источник или обратиться к внешнему поставщику, она должна взвесить издержки и выгоды обоих вариантов.

В этом состоит ключ к решению — вопроса об оптимальных размерах фирмы. Р. Коуз показал, что они определяются точкой, в которой предельные затраты (т. е. затраты на организацию одной дополнительной операции) внутри фирмы становятся равными предельным затратам использования механизма рынка. До этой границы выгодна «иерархия», после — рынок. Конечно, с учетом конкретных технологических, отраслевых и других условий оптимальный размер фирмы будет различным.

По Р. Коузу: «фирма необходима, в тех случаях когда ею достигается более высокая эффективность (производственные и трансакционные затраты минимизируются), чем у нескольких мелких организационных единиц, из которых она состоит. И наоборот, экономическая эффективность требует ограничения размеров организации, когда одна крупная фирма не в состоянии получить результаты, которых добиваются две, три или больше фирм».

Итак, фирма и рынок — понятия тесно связанные между собой, являясь альтернативными методами организации, они взаимодействуют друг с другом посредством сигналов — цен. Цены — это довольно сложный механизм, который является средством «общения» между субъектами рыночной экономики.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат фирм и получению прибыли, а также удовлетворению спроса покупателей на основе взаимного, свободного соглашения, эквивалентности, возмездности и конкурентности. Материальную сущность рыночных отношений составляет движение товара и денег, через которые также взаимодействуют фирма и рынок.

10 стр., 4598 слов

Банковское кредитование малого и среднего предпринимательства в России

... состояние банковского кредитования малого и среднего предпринимательства в России Развитие малого бизнеса предполагает наличие соответствующих источников финансирования его деятельности. Привлечение кредитных ресурсов субъектами малого бизнеса связано с рядом объективно существующих трудностей, проблем. Для кредитных организаций кредитование предприятий малого и среднего бизнеса ...

Сущность рынка и фирмы находит отражение в главных экономических функциях, выражающих основное назначение данных категорий.

Интегрирующая функция рынка состоит в объединении сферы производства, сферы потребления, а также торговцев-посредников, при участии их в общем процессе активного обмена продуктами и услугами. Фирмы могут представлять как сферу производства, так и торговцев-посредников. Без рынка фирмы не смогут служить потреблению, потребитель же не сможет удовлетворить свои потребности. Рынок содействует росту интеграционных процессов в экономике и процессу углубления общественного разделения труда.

Регулирующая функция осуществляет воздействие рынка на различные сферы экономики, производит согласование потребителей и фирм в ассортименте, сбалансированность спроса и предложения по цене. На рынке действует «невидимая рука», о которой писал А. Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входит в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться служить им». Но современный рынок регулируется не только «невидимой рукой», также в этом процессе принимает участие государство.

Стимулирующая функция рынка означает побуждение фирм к созданию необходимых товаров, новой продукции с меньшими затратами и получением удовлетворительной прибыли, активизации научно-технического прогресса и на его основе — достижения эффективности работы всей экономики. Фирмы же в свою очередь стимулируют рынок на расширение объема и профиля предоставляемых товаров и услуг.

Ценообразующая функция — это установка ценностных эквивалентов для обмена продуктов труда. При этом рынок соизмеряет затраты труда на производство товаров с всеобщим эквивалентом, т.е. сравнивает результаты и затраты, определяет ценность товара посредством выявления как количества затраченного труда, так и его пользы. Фирмы же формируют цену исходя из затрат на производство.

Контролирующая функция играет важную роль, т.к. рынок и фирма являются главными контролерами результатов производства. На рынке определяется, соответствует ли нуждам потребителей, как количество, так и качество товаров и услуг.

Посредническая функция заключается во встречи фирм обособленных экономически и потребителей по поводу обмена и распределения экономических благ. Именно благодаря рынку возможно определить, выгодны ли связи между участниками общественного производства. Потребитель находит оптимального продавца-поставщика, а фирма, как продавец-поставщик, — более выгодного покупателя.

Информационная функция через постоянно меняющиеся цены и процентные ставки на кредит дает участникам рынка объективную информацию о количестве спроса и предложения товаров и услуг на рынке. А фирмы через цену сообщают потребителю информацию о качестве товара.

Функция экономичности направлена на сокращение издержек обращения при потреблении и соразмерности спроса населения с заработной платой.

3 стр., 1214 слов

Роль малого предпринимательства в российской экономике

... постановлением, но осуществлялись субъектом Российской Федерации в соответствии с утвержденной им программой поддержки и развития малого предпринимательства. Например, в Республике Татарстан софинансировали программу «Пятьдесят лучших инновационных идей Республики Татарстан» (общая сумма финансирования составила ...

Функция реализации интересов рыночных субъектов осуществляет взаимосвязь таких интересов по принципу, сформулированному А.Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…». Экономическим интересом фирм является получение большого дохода, а покупателя — удовлетворение потребностей с меньшими затратами. Соединение этих интересов приводит к обмену нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

Из сущности рынка и фирмы, и их функций логически вытекает и их роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция рынка», «функция фирмы» и «роль рынка», «роль фирмы» тесно связаны между собой. Функция и роль — это главные составляющие сущности любой экономической категории.

Таковы сущность рынка и фирмы как политэкономических категорий, свойственные в той или иной степени всем этапам развития цивилизации. Но они вовсе не ограничиваются экономической сферой. Как результат социально-исторического развития человеческого общества рынок и фирма включают исторические, национальные, культурные, и другие особенности развития народов, которые вобрали в себя весь опыт многовековых традиции совместного устройства экономической жизни. Все это явилось следствием современного состояния рыночной системы со всеми ее преимуществами и недостатками, а также установившимися связями со всевозможными субъектами, такими как фирмы. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, связан, возможно, с тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

2. Основные направления взаимодействия фирмы и рынка в РФ и РТ

Взаимодействие какой-либо фирмы с любым из представленных на настоящее время рынком определяется их особенностями и структурой. Фирмы в большинстве случаев представлены малыми предприятиями, поэтому чтобы рассмотреть ее надо обратить внимание на более мелкие составляющие.

Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Россия, будучи сравнима с ведущими странами по размерам своих промышленных гигантов, по относительной насыщенности экономики мельчайшими, мелкими и средними предприятиями, уступает США примерно в 10 раз. В странах Европейского Союза насчитывается более 16 миллионов мелких и средних фирм, и Японии около 7 миллионов.

В России не использован колоссальный потенциал малого предпринимательства. Это обстоятельство может стать чрезвычайно опасным фактором для успешной реализации проводимых преобразований и политической стабильности в стране.

Важнейшими характеристиками особенностей существования малого бизнеса в качестве самостоятельного сектора экономики являются:

  • относительно слабая зависимость результатов функционирования малого бизнеса от макроэкономических показателей в целом в экономике;
  • функционирование малого бизнеса как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся системы, обладающей относительной свободой организации своей внутренней и внешней деятельности;
  • наличие соответствующего уровня развития отношений собственности, при которых обеспечивается относительная экономическая обособленность производителей товаров и услуг, располагающих правом владения, распоряжения и пользования средствами производства и результатами своего труда;
  • рыночное ценообразование:
  • нестабильная организация хозяйственного механизма;
  • различие экономических интересов малого и крупного бизнеса;
  • ограниченность доступа малого бизнеса к материальным и финансовым ресурсам и в некоторые сферы деятельности;
  • стремление государства контролировать денежные потеки в сфере малого бизнеса;
  • специфическая форма соединения факторов производства, не всегда соответствующая требованиям норм трудового законодательства.

Эти объективные составляющие имеют прямое воздействие на мотивацию предпринимательской деятельности в данном секторе экономики. Мотивы создания малых предприятий, как правило, включают ограниченный состав предпринимательских задач, мотивы же создания крупных предприятий значительно сложнее.

46 стр., 22666 слов

Кредитование малого предпринимательства

... на банковском рынке кредитования субъектов малого предпринимательства в России является «Сбербанк». Кредитование малого предпринимательства уже давно стало наиболее распространенным видом кредитования среди широкого перечня банковских услуг. Для многих предприятий и индивидуальных предпринимателей кредитование малого предпринимательства <#"562018.files/image001.gif"> . К ...

Минимальный состав предпринимательской мотивации малого бизнеса — это стремление извлекать прибыль из доступного сочетания хозяйственных ресурсов. Максимальным выражением мотивации здесь может являться развитие и расширение области деятельности, увеличение размеров предпринимательского дохода, возможность создания нового, наиболее выгодного и не содержащего конкурентов (в течение некоторого периода) бизнеса.

Малое предпринимательство стабилизирует экономику страны и региона, обладая при этом выраженными преимуществами, такими как гибкость и быстрая приспособляемость к конъюнктуре рынка, оперативности при создании и применении новых технологий и научных разработок, быстро изменять структуру производства.

Сфера малого бизнеса стимулирует рост национального дохода, способствует существенному увеличению количества рабочих мест, совершенствованию налоговой системы и обеспечения выпуска импортозамещающей и экспорта — ориентированной продукции. А также, на малом и среднем бизнесе базируется формирование среднего класса, который является главной стабилизирующей, поддерживающей и динамически развивающейся политической силой.

Этот потенциал стимулирует представителей экономической структуры реализовывать эффективную политику в сфере предпринимательства в РТ.

28 февраля 2001 года был принят Закон Республики Татарстан N 679 «Об утверждении Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства на 2001 — 2004 годы».

Вышеуказанная Программа было направлена на решение сложных задач, по ликвидации проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства:

  • уязвимость механизмов страхования рисков малых предприятий и финансово-кредитной поддержки;
  • нестабильная нормативно-правовая база
  • упущения в сфере налогообложения;
  • неполный доступ малых предприятий к имуществу реструктуризируемых предприятий и к полной мощности производственных ресурсов;
  • отсутствие кредитных союзов, обществ взаимного страхования (так называемых институтов самофинансирования);
  • проблемы по организации взаимодействия рынка и малых предприятий, и неполное взаимодействие их с государством;
  • проблемы ненадежности социальной защиты и безопасности предпринимателей;
  • административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

Поддержка малого предпринимательства и государственная политика являются важными составляющими системы социально-экономической политики, решающей обозначенные проблемы.

5 стр., 2473 слов

Формы малого инновационного предпринимательства

... работ по широкому кругу товаров. Особая роль в развитии инновационного предпринимательства в Украине принадлежит малым инновационным предприятиям, так как страна обладает мощным научно-техническим ... персонала, проведение поисковых исследовании силами привлекаемых ученых. Эффективность малой формы предприятия, занимающегося научно-исследовательскими и опытно конструкторскими разработками, обычно ...

С целью увеличения эффективнсти развития малого предпринимательства в Республике Татарстан принят ряд нормативных актов, которые направлены на создание институциональных, экономических, правовых, технологических и организационных условий деятельности субъектов малого предпринимательства.

Постановление Кабинета Министров (КМ) РТ от 24.06.2002 N 365 утратило силу в связи с изданием Постановления КМ РТ от 11.07.2005 N 342.

В 2001 — 2004 годах реализация Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства на 2001 — 2004 годы стала движущей силой для главных показателей развития малого предпринимательства в Республике Татарстан.

Финансирование данной Программы учитывалось ежегодно при разработке проектов, законов о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год. Ассигнования из бюджета Республики Татарстан благодаря Программе составили: 521,7 млн. рублей, в том числе в 2001 г. — 21,7 млн. рублей, в 2002 г. -100.0 млн. рублей, в 2003 г. — 100,0 млн. рублей, в 2004 году — 300,0 млн. рублей.

На основе анализа реализации данной Программы и аналитических материалов, отражающих состояние и развитие малого предпринимательства в Республике, и мерах по его государственной поддержке, которые были подготовлены Центром экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 августа 2001 г. N 586, «0 ведении мониторинга состояния и развития субъектов малого предпринимательства», были выявлены следующие приоритетные направления в сфере малого предпринимательства, требующие дальнейшей государственной поддержки:

  • Выработка эффективных способов ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, которые бы сочетали интересы как крупного так и малого бизнеса и бизнес — коммуникаций;
  • Привлечение инноваций;
  • Поощрение личной инициативы и волонтерства в сельскохозяйственной сфере;
  • Деятельность субъектов малого предпринимательства в жилищно-коммунальной сфере и городском хозяйстве;
  • Направленность системы образования на удовлетворения потребностей малого и среднего предпринимательства;

— Поддержка государством малых предприятий ведущих деятельность в так называемых приоритетных отраслях: в машиностроении, в разработке экологических и энергосберегающих технологий, добыче и переработке нефти, химии и нефтехимии, в переработке и утилизации промышленных отходов.

Следовательно, так как фирмы и малые предприятия находятся в неразрывной связи с рынком, то данные направления будут осуществляться и в рыночной структуре. А именно будут внедряться инновации в процессы обмена и потребления, наполнение рынка образованными экономическими субъектами, что позволит уменьшить потери в связи с неграмотностью, увеличится конкуренция в сфере жилищно-коммунальных услуг, что создаст предпосылки для улучшения качества таких услуг, и наконец, поспособствует экологическому оздоровлению промышленности и как следствие самого рынка. Такие направления в развитии фирм и рынка в Республике Татарстан дадут, при их осуществлении, огромный экономический эффект, а также позволит заявить о себе как о передовом регионе не только локально, т.е. на уровне России, но и позволит конкурировать с другими экономически высокоразвитыми регионами мира.

Дальнейшую реализацию, с целью улучшения эффективности взаимодействия фирмы и рынка, должны получить: социальные проекты по поддержке малого предпринимательства (создание новых рабочих мест, налоговые отчисления и др.) Увеличение эффективности за сет государственной поддержки в экономике; Обособление, автономия самофинансирование и самоокупаемость института поддержки малого бизнеса к 2010 году. Преимущество государственных средств перед прямым финансированием малого предпринимательства должна учитываться при осуществлении планов.

В рамках реализации Программы предстоит решить огромный комплекс задач, таких как: привлечение все больших инвестиций за счет увеличения конкурентоспособности малого предпринимательства и рыночной структуры в Республике Татарстан:

  • Рациональное ограничение налогового бремени на малый бизнес, защита прав собственности и легализация деятельности фирм на рынках.
  • Создание благоприятного климата для развития эффективных организационно-правовых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса.
  • Стремление обеспечить свободную конкуренцию на товарно-сырьевых рынках.
  • Совершенствование земельных отношений и развитие рынка земли.
  • Приспособления образовательного процесса к потребностям предпринимательства.
  • Развитие прогрессивных финансовых технологий в сфере малого бизнеса. Создание постоянной системы анализа обеспечения информацией предпринимателей.
  • Социальная защита работников на частных предприятиях.
  • Стимулирование вовлечения незанятого населения в сферу малого бизнеса для самообеспечения с учетом сбалансированной территориальной политики.
  • Дальнейшее развитие эффективной системы бизнес информационных коммуникаций.
  • Замещение государственного присутствия и реализация частной инициативы в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве и др.
  • Передача под опеку и патронаж объектов культурно-исторического наследия РТ успешным предприятиям малого бизнеса.

Решение вышеприведенных задач является на сегодняшний момент стратегической целью экономического сектора Республики Татарстан. Каждая из задач Программы имеет тесные связи с другими, которые, в зависимости от функций государственной поддержки малого предпринимательства, решаются по следующим направлениям:

  • Инновационное развитие (развитие инфраструктуры, реализация инновационного потенциала, вовлечение молодежи в инновационный процесс).

  • Законодательное и нормативное правовое обеспечение развития предпринимательства и рынков.
  • Разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки рынка и малого предпринимательства (в том числе начинающего).

  • Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельском хозяйстве.
  • Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства и интеграция их рыночных систем.
  • Научно-методическое, образовательное и кадровое обеспечение малого предпринимательства с использованием современных информационных технологий.
  • Разработка и внедрение механизмов социальной защиты и охраны труда в сфере малого предпринимательства и на рынке труда.
  • Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в городском хозяйстве и сфере жилищно-коммунального хозяйства.
  • Формирование эффективной системы информационных коммуникаций.

Главным принципом реализации такой системы мероприятий является преемственность по отношению предыдущих программ и взаимосвязь целей и задач, определенных программами развития и поддержки предпринимательства.

Предполагается при последовательном осуществлении Программы следующие результаты:

  • доля субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте Республики Татарстан увеличится до 30%;
  • доля налоговых платежей субъектов малого предпринимательства в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан составит 18%;
  • уровень социальной рентабельности субъектов малого предпринимательства составит 322%;
  • уровень минимальной заработной платы работников, занятых в малом предпринимательстве, станет не ниже минимального потребительского бюджета.

Межведомственную и межрегиональную координацию и контроль хода реализации программных мероприятий осуществляет Кабинет Министров Республики Татарстан. Контроль за использованием бюджетных средств Республики Татарстан, выделяемых на реализацию Программы, осуществляет Счетная палата Республики Татарстан в рамках предоставленных полномочий.

Функции текущего мониторинга реализации Программы выполняют Торгово-промышленная палата Республики Татарстан и Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан, оказывая содействие в развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан.

Ход выполнения Программы регулярно рассматривается на заседаниях профильного комитета Государственного Совета Республики Татарстан.

Основным механизмом реализации Программы является утверждение ежегодных планов выполнения программных мероприятий и заключение государственных контрактов (договоров) с исполнителями отдельных мероприятий. Исполнители работ (услуг) определяются на конкурсной основе.

Выделение средств из бюджета Республики Татарстан исполнителям работ в рамках мероприятий Программы должно осуществляться на конкурсной основе. Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Программы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ.

Министерства и организации в установленные сроки выполняют ключевые мероприятия по реализации Программы. В случае необходимости выполнения конкретных задач, направленных на реализацию настоящей Программы, заинтересованные министерства и организации могут разрабатывать и принимать свои подпрограммы в рамках настоящей Программы.

К основным целям государственной политики в данной сфере относится развитие самозанятости населения, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на различного рода рынках, создание для них благоприятных условий взаимодействия, увеличение доли товаров, работ и услуг, производимых МСП в валовом внутреннем продукте Российской Федерации и в валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации, расширение рыночных связей, интеграция регионов в единое экономическое пространство.

3. Особенности взаимодействия фирмы и рынка в РФ и РТ

Республика Татарстан — один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Важным фактором экономического успеха Республики является его географическое расположение в центре индустриального района РФ на пересечении крупных магистралей, которые соединяют окраины между собой и, что самое главное, с центром.

Конечно же, в столь развитом регионе присутствуют особенности всех составляющих экономической жизни, в том числе и взаимодействия фирмы и рынка.

Республика Татарстан обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой.

Согласно рейтингам эффективности по региональным социально-экономическим показателям, проведенным независимыми федеральными органами, Республика Татарстан входит в число шести ведущих регионов, вместе с Москвой, Санкт-Петербургом, Ленинградской, Свердловской и Ярославской областями.

Промышленный профиль республики определяют топливная и нефтехимическая отрасли промышленности (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (тяжелые грузовики, вертолеты, самолеты и авиадвигатели, компрессоры и нефте-газо перекачивающее оборудование, речные и морские суда, гамму легковых автомобилей), а также развитое радио- и электро- приборостроение.

В республике добывается около 32 млн. тонн нефти в год. В начале 2008г. компания «КАМАЗ» занимала 29% российского рынка грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн. Каждый второй произведенный в России и СНГ грузовик — это автомобиль «КАМАЗ». В Татарстане производится 24% российских тракторов. Республиканскими предприятиями нефтехимической отрасли выпускается около трети российского производства полиэтилена, синтетического каучука и автошин.

Компания «КАМАЗ» реализует свою продукцию посредством сети дилеров, с помощью дилеров же компания получает информацию о спросе на предлагаемую продукцию.

В 2008 году валовой региональный продукт (ВРП) вырос в сопоставимых измерениях на 7,1% и составил 930 млрд. руб. В промышленности по итогам 2008 года рост составил 4,3% при объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг на сумму около 910 млрд. рублей. Наибольший темп роста достигнут в обрабатывающих производствах — 109,3%, их удельный вес в структуре промышленного производства составил более 60%.

2008 год стал прорывным для сельского хозяйства республики. Валовая продукция АПК выросла по сравнению с прошлым годом на 9,3% и составила 124 млрд. руб. По стоимости валовой сельхозпродукции Татарстан на 2-м месте среди регионов РФ после Краснодарского края (192,2 млрд. руб.).

Собрано 6,2 млн. тонн зерна.

В 2009 году прогнозируется сохранение достигнутых объемов промышленного производства и обеспечение темпов роста промышленного производства 100,2%.

Торгово-экономические связи Татарстана со странами ближнего и дальнего зарубежья имеют большое значение для экономики республики — на сегодняшний день более 100 зарубежных стран осуществляют активную торговую деятельность с Республикой Татарстан. Внешнеторговый оборот Татарстана по итогам 2008 г., составил около 21,3 млрд. долл. США (в т.ч. 18,4 млрд. долл. — экспорт, 2,9 млрд. долл. — импорт).

Казанский завод синтетического каучука, основанный в 1936 году, — одно из ведущих предприятий нефтехимической промышленности России. Обладая современными технологиями и богатым научно-производственным опытом специалистов, завод производит уникальную высококачественную продукцию находящую применение в самых различных отраслях промышленности стран СНГ и дальнего зарубежья. В настоящее время на предприятии выпускается свыше 160 наименований продукции. Обширна география поставок — более пяти тысяч потребителей в России и зарубежье. Номенклатура изделий постоянно расширяется. Предприятие ориентировано на выпуск каучуков специального назначения и продукции на их основе.

Продукция строительного назначения — ОАО «КЗСК» на протяжении продолжительного времени занимается производством высококачественных технологичных продуктов, пользующихся высоким стабильным спросом в строительной отрасли: стыковые герметики, кровельные материалы, кровельные гидроизоляционные мастики, силиконовые краски. Постоянно ведется разработка новых материалов для стройиндустрии, учитывая современные требования к качеству строительных материалов.

Дальнейшее расширение ассортимента и повышение качества продукции являются приоритетными направлениями предприятия, которые позволят наиболее тесно взаимодействовать с потребителем через рынок синтетических продуктов.

Среди других особенностей фирм и рынков на передний план выдвигается участие Республики Татарстан в освоении новых технологий, которые призваны привести промышленность к экономическому прорыву, позволяя значительно сократить затраты на производство и увеличить прибыль, и как следствие благосостояние граждан.

Татарстан является одним из лидеров в развитии наноиндустрии в России, и регионам страны следует обратить внимание на опыт республики в данной сфере, что, безусловно, может помочь становлению этой отрасли в Российской Федерации.

Развитие наноиндустрии в Республике Татарстан является существенным отличием от других регионов, что позволяет говорить об отличиях взаимодействия фирм, применяющих нанотехнологии, с классическими рынками.

6-8 октября 2009 года в Москве прошел Второй международный форум по нанотехнологиям, в котором приняла участие татарстанская делегация во главе с первым вице-премьером Борисом Павловым.

Как сообщили в пресс-службе Кабинета Министров РТ, на открытой в рамках форума выставке инновационной продукции свои проекты представили более 300 российских и иностранных компаний из 17 стран, в том числе из России, Австрии, Германии, Латвии, США, Финляндии.

Экспозицию нашей республики за три дня посетили несколько тысяч человек, в их числе Президент России Дмитрий Медведев, спикер Государственной Думы Борис Грызлов, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, генеральный директор госкорпорации «Роснанотех» Анатолий Чубайс, представители других федеральных структур и финансовых институтов.

Открывая Второй международный форум по нанотехнологиям, Дмитрий Медведев сообщил, что до 2015 года на финансирование нанотехнологий будет выделено 318 млрд. рублей. Еще ранее в ходе встречи с Чубайсом Президент России подтвердил, что, несмотря на экономические сложности, российское государство не откажется от развития нанотехнологий и будет поддерживать малый и средний бизнес, занятый в этой сфере.

А накануне форума Премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение о выделении госкорпорации «Роснанотех» бюджетных ассигнований на 2010-2015 годы на предоставление государственных гарантий для обеспечения возврата основного долга по займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов. Так, на эти цели, к примеру, в 2010 году предусмотрено направить 53 млрд. рублей.

В рамках форума первый вице-премьер РТ Борис Павлов провел ряд встреч, на которых рассматривались вопросы участия различных компаний и организаций в реализации проектов, включенных в комплексную программу проектного развития наноиндустрии Татарстана на 2009-2013 годы и на период до 2015 года. Он также выступил с презентацией этой программы, рассказал о крупных инвестиционных и инновационных проектах республики, привлекательных как для российских, так и для иностранных инвесторов. Привлечение иностранного и отечественного капитала является важной задачей фирм, стремящихся расширить производство и удовлетворить постоянно растущий спрос, о котором данные фирмы получают информацию посредством рынка.

Управляющий директор по инфраструктурной деятельности «Роснанотеха» Евгений Евдокимов отметил, что программа, представленная татарстанской делегацией, состоит на особом счету и на настоящий момент находится на согласовании в госкорпорации.

Руководитель Дирекции по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти Дмитрий Криницкий подчеркнул: «У республики огромный промышленный и научно-образовательный потенциал, а что особенно важно — налицо серьезный подход руководства Татарстана к развитию наноиндустрии. Также в этом регионе хорошо отработана связь бизнеса и госструктур, что, в свою очередь, содействует быстрому принятию решений…»

Татарстанскую экспозицию также посетили руководители Сбербанка России, которым представили инновационные проекты наноиндустрии республики с наибольшей степенью готовности для промышленного внедрения, с целью привлечь финансирование. В их числе инвестиционный проект компании «НУРан» — «Производство нанодисперсных полимерных композиционных материалов для кабельной и трубной промышленности Российской Федерации» и инвестиционный проект акционерного общества «Татнеф-техиминвест-холдинг» — «Газохимия — будущее России» по переработке природного газа.

Между Министерством экономики РТ и Международным банком реконструкции и развития подписано соглашение о предоставлении татарстанской стороне консультационных услуг. Договоренность об этом достигнута на встрече в Казани министра экономики Марата Сафиуллина с делегацией Всемирного банка, в состав которого входит Международный Банк Реконструкции и Развития.

В пресс-службе Министерства экономики сообщили, что соглашение предусматривает проведение комплекса исследований и выработку стратегических рекомендаций для нашей республики по выбору приоритетных направлений в сфере инноваций. К примеру, документом определены объемы работ по созданию условий для развития и поддержки инновационного потенциала Татарстана. Кроме разработанных предложений представлен и перечень индикаторов, по которым можно будет измерять результаты реализации разработанной банковскими экспертами стратегии.

Делегация влиятельной международной финансовой организации в течение прошедшей недели проводила в Казани ознакомительные встречи в министерствах и ведомствах на предмет исследований инновационного потенциала региона. Делается это в рамках договоренностей, зафиксированных в меморандуме о стратегическом партнерстве Республики Татарстан и Международного Банка Реконструкции и Развития до 2015 года, который был подписан 21 июля этого года Президентом Минтимером Шаймиевым и директором — постоянным представителем Всемирного банка в Российской Федерации Клаусом Роландом.

В России и в Республике Татарстан в частности есть огромные отличия взаимодействий фирмы и рынка от соответствующих структур во всемирном экономическом пространстве. Безусловно, со свойственными особенностями идут процессы освоения экономических ресурсов, введение новых технологий, таких как нанотехнологии, интеграция и специализация составных частей экономики, различны механизмы действия информационной и контролирующей функций. У взаимодействия фирмы и рынка в Татарстане есть огромные перспективы на развитие, даже в условиях кризиса усилиями представителей правительства промышленность развивается и не стоит на месте, хотя и значительно снизились темпы роста.

Для наглядного отображения темпов роста или спада достаточно рассмотреть наглядно колебания индекса промышленного производства в России и Республике Татарстан (Рис.1., Рис.2.).

Индекс промышленного производства служит для определения динамики физического объема производства добывающей и обрабатывающей промышленности и коммунального обслуживания.

Рис.1. Индекс промышленного производства Республики Татарстан (январь-сентябрь 2009г. в % к январю-сентябрю предыдущего года)

Данный график показывает, что индекс промышленного производства после 2006 года незначительно возрос и, достигнув своего пика за данный период в 2007 году (109,1) стал постепенно снижаться в 2008 года, а в 2009 году в связи с кризисом резко упал до уровня 87,4.

Рис.2. Индексы промышленного производства России

Индекс промышленного производства в январе-сентябре 2009г. по сравнению с январем-сентябрем 2008г. составил 86,5%, в сентябре 2009г. по сравнению с сентябрем 2008г. — 90,5%, по сравнению с августом 2009г. — 105,1%. (Рис.2.) Индекс промышленного производства исчисляется по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» на основе данных о динамике производства важнейших товаров-представителей (в натуральном или стоимостном выражении).

В качестве весов используется структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности за базисный (2002) год.

Заключение

Итак, в настоящее время приоритетные направления развития взаимодействий фирмы и рынка приобретают все большую значимость для развития экономики, как страны, так и региона. А приоритетными являются такие направления как: регулирование в сфере малого и среднего бизнеса, финансирование из федерального и регионального бюджетов жизненно важных отраслей, внедрение современных достижений научно-технического процесса и др.

Правительство и руководящие структуры делают все для повышения конкурентоспособности страны и региона путем повышения эффективности действия рыночной структуры, которая состоит из рыночных агентов, преследующих цели максимизации удовлетворенности своих потребностей.

Руководство Республики Татарстан посредством введения новых законов проектов и программ стимулирует действие различных функций, таких как: интегрирующая, регулирующая, ценообразующая, посредническая и др. государственный экономический самозанятость предпринимательство

За счет слаженной работы всех структур и конкретно выбранной цели, а также правильно подобранных методов достижения этих целей, экономическое общество будет беспрепятственно удовлетворять постоянно возрастающие потребности, что является стратегической целью любого государства.

Список литературы

— Закон РТ № 679 «Об утверждении государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства на 2001-2004 годы» от 28.02.2001 г.

— Проект Федерального Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 08.08.2007 г.

— Распоряжение Правительства РФ от 19.05.2009 № 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции в РФ» (с планом мероприятий по реализации Программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 года).

— А Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо 2007. 960 с.

— К. Маркс. Капитал. М.: Мир книги, Литература. 2007г. — 416 с.

— Р. Коуз. Фирма, рынок и право. / пер. с англ. Б. Пинскер — М.: Новое издательство. 2007. — 224 с.

— Антология экономической классики.-т.1 .-М.: Эконов Ключ, 1991. — 474с.

— Ф. Найт. Риск, неопределенность и прибыль. — М.: Дело 2003 г. 360 с.

— Макконел Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т.2. — М.: Республика, 1992 г. — 400 с.

— Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель./пер. с англ. В.Лукашевич и др.; под общей ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. — М.: 1996 г. — 496 с.

— Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т 1. -М.: Финансы и статистика. 1992г. — 758 с.

— Ивашковский С.Н. Микроэкоомика. Уебник. — М.: Дело, 1998 г. — 416 с.

— Розанова Н.М. Экономическая теория фирмы. Учебник. — М.: Экономика. 2009 г. — 447 с.

— Розанова Н.М., Зороастрова И.В. Экономический анализ фирмы и рынка. Учебник. — М.: ЮНИТИ — ДАНА. 2009 г. — 279 с.