Формирование финансовых систем субъектов Российской Федерации

Актуальность исследования финансовых систем региональных и местных бюджетов обусловлена той ролью, которую они играют в социально-экономическом развитии регионов России.

Несмотря на разнообразную конъюнктуру и большие различия в региональном развитии, все субъекты Российской Федерации и муниципальные образования сталкиваются со схожими проблемами, связанными с недостатком средств, необходимых для финансирования возложенных на них полномочий.

На протяжении длительного периода наблюдается нехватка финансовых ресурсов, которая обусловливает возникающие дисбалансы региональных и местных финансовых систем.

Особенно проблема увеличения налоговых доходов бюджетов территорий обострилась в последнее время в связи с нарастающими кризисными явлениями в экономике.

В формировании и последующем развитии экономической структуры каждого современного общества определяющая роль отводится региональному регулированию, осуществляемому в разках реализуемой властными структурами экономической политики.

При этом наиболее важным механизмом, позволяющим регионам вести социальное и экономическое регулирование, является такой экономический механизм, как финансовая система общества, наиболее важным звеном которой является государственный бюджет, посредством которого государство образует централизованные фонды денежных средств и оказывает воздействие на формирование децентрализованных денежных фондов, позволяющих государству выполнять возложенные на его органы функции.

Очевидно, что успех финансовой системы региона в очень большой степени зависит от того, насколько проводимая им политика отвечает требованиям времени, способна ли она стимулировать приоритетные сектора экономики, обеспечивает ли наименее защищенным слоям населения социальную поддержку.

В условиях экономического кризиса вопросы, связанные с функционированием финансовой системы региона, теоретических и практических основ этого процесса, бюджетной системы в целом, обретают особую значимость.

Цель настоящей курсовой работы — изучение значения и роли финансовых систем субъектов Российской Федерации в социально-экономической жизни страны.

Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач:

  • изучение теоретических основ формирования финансовых систем субъектов Российской Федерации на примере Самарской области;
  • проведение анализа показателей финансовой системы Приволжского федерального округа и Самарской области за 2012-2014г.г.;
  • поиск направлений совершенствования процесса формирования финансовой системы субъектов Российской Федерации на примере Самарской области.

Объектом исследования в настоящей работе является финансовая система Самарской области.

6 стр., 2981 слов

Исследование неметаллических денежных систем в Российской Федерации

... неметаллических денежных систем в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1) рассмотреть понятие и эволюцию развития денежной системы; 2) изучить особенности функционирования неметаллических денежных систем; 3) рассмотреть денежный эталон современных денежных систем. 1. ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ Современный ...

Предметом исследования является роль финансовой системы Самарской области в социально-экономической жизни региона.

Эмпирическую основу настоящей работы составили нормативно-правовые документы и различные материалы исследований, отражающие состав и структуру финансовой системы Самарской области.

Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и библиографический список.

ГЛАВА 1. ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Самарская область расположена в юго-восточной части европейской территории России, в среднем течении крупнейшей в Европе реки Волги, и занимает площадь 53,6 тыс. кв. км, что составляет 0,31% территории России. На севере она граничит с Республикой Татарстан, на юге — с Саратовской областью, на востоке — с Оренбургской областью, на северо-западе — с Ульяновской областью. Губерния протянулась с севера на юг на 335 км и с запада на восток на 315 км.

Административно-территориальное деление области: 10 городских округов и 27 муниципальных районов. В составе районов — 13 городских и 292 сельских поселения.

В Самарской области проживает более трех миллионов человек. Основная часть городского населения — жители Самары и Тольятти.

Важнейшими биоресурсами области являются заповедники и природные заказники, и в первую очередь, национальный парк «Самарская Лука», Жигулевский государственный заповедник им. И.И.Спрыгина, заповедник «Бузулукский бор».

Область располагает больших запасом полезных ископаемых. Основные из них — нефть и попутный газ.

С возведением в 1957 г. Волжской ГЭС важнейшим гидроэнергетическим ресурсом стала вода Жигулевского моря, образовавшегося выше плотины.

Выгодное географическое положение способствовало превращению Самарской области в мощный транспортный узел. Здесь проходят важнейшие воздушные линии, железнодорожные, автомобильные, и водные магистрали государственного значения. Развитие индустрии позволило Самарской области войти в число крупнейших промышленных регионов России. Промышленный комплекс области — это более 450 крупных и средних и около десяти тысяч малых предприятий. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности, как машиностроение и металлообработка, топливная, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая, цветная металлургия.

Машиностроение представлено почти полным набором основных отраслей, среди которых ведущая роль принадлежит автомобильной промышленности. На долю Волжского автомобильного завода приходится около 70% всех легковых автомобилей, выпускаемых в России. В области действует крупный аэрокосмический комплекс. Топливная промышленность по объемам производства занимает второе место в России. Удельный вес производства основных нефтепродуктов, таких, как автомобильный бензин, дизельное топливо, топочный мазут, составляет 10-12%. По территории области проходят три крупнейших российских газопровода: Челябинск — Петровск, Уренгой — Петровск, Уренгой — Новопсков. Предприятия нефтехимической промышленности являются крупнейшими поставщиками синтетического каучука и изделий из пластмасс. Предприятия химической промышленности производят аммиак, различные удобрения, карбамид, желтый фосфор.

9 стр., 4122 слов

Социально-экономическая характеристика Самарской области

... приграничной территории. Куйбышевской областью Самарская область -- пятый по площади регион Поволжья -- занимает территорию площадью 53,6 тыс. кмІ, что составляет 0,31 % территории России. Область протянулась ... сил хозяйства области Самарская область входит в группу наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации. Регион отличает диверсифицированная экономика, включающая отрасли ...

Таким образом, на территории региона сосредоточено много производств и сооружений, опасных (в случае аварии) по возможным последствиям социального, экономического и природоохранного характера.

Самарская область является одним из крупных индустриальных центров страны и занимает одно из ведущих мест в стране по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции. Из основных видов промышленности развита машиностроение и металлообработка (42 %), топливная (17,4 %), электроэнергетика (12,7 %), химическая и нефтехимическая (17,6 %), строительных материалов (2,9 %) и другие — 7,4%.

По объему промышленного производства Самарская область в Российской Федерации занимает 6 место и составляет 3,4%.

В настоящее время на территории области расположены более 4 тыс. предприятий, которые выпускают пассажирские самолеты, легковые автомобили, станки с программным управлением, промышленные роботы, оборудование для нефтепромыслов, сельскохозяйственные машины, подшипники, продукцию приборостроения, кирпич, цемент, бумагу и картон, телевизоры и мебель, одежду и обувь, практически полный набор продовольственных товаров.

Область находится на пересечении трех железных дорог, соединяющих центр страны с Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией. Города Самара, Сызрань, Кинель являются важными железнодорожными узлами.

Основное направление Похвистнево — Сызрань двухпутное, электрофицированное, которое одно из самых грузонапряженных в России.

Самарская область обслуживается Самарским отделением Куйбышевской железной дороги. Главный ход Новообразцовое — Сызрань — Самара — Кинель — Похвистнево — 237,6 км — двухпутный электрифицированный. Автотранспортные перевозки в области осуществляют более чем 40 акционерных предприятий автомобильного транспорта. Количество транспортных средств более 808725 единиц (в городах 85%, в сельской местности 15%).

По территории области проходят дороги протяженностью:

  • федеральные: Москва — Самара — 184 км, интенсивность движения 7000 авт/сутки, асфальто-бетонное (А-Б) покрытие, 15 путепроводов, 7 мостов;
  • Самара — Уфа — Челябинск — 161 км, около 3000 авт/сутки, один путепровод, 21 мост;
  • Самара — Большая Черниговка — Казахстан — 186 км, 3000 авт/сутки, Самара — Оренбург -135, 7 км, около 3000 авт/сутки, один путепровод, 9 мостов;
  • Сызрань — Саратов- 7,4 км, около 3000 авт/сутки;
  • подъезд к городу Ульяновску — 33,9 км, 3000 авт/сутки, три моста.

По территории области проходит 44 магистральных трубопроводов восьми акционерных обществ.

Протяженность трубопроводного транспорта составляет более 19048 км., нефтеперекачивающих станций 98 ед., резервуарных парков 27 ед., общей емкостью около 2,3млн. куб. метров, нефтеперерабатывающих заводов — три, газоперерабатывающих заводов — два. Общая протяженность трубопроводов 521 км.

Воздушные перевозки осуществляются самолетами ОАО авиакомпании «Самара», услугами которого ежегодно пользуется около 1 млн. пассажиров. По воздуху переправляются свыше тысячи тонн почты и 30 тыс. тонн народнохозяйственных грузов. На территории области расположено два аэропорта: международный аэропорт «Курумоч» и а/п «Смышляевка».

Главной водной магистралью области является р. Волга, судоходная на всем протяжении области. Общая протяженность судоходных путей сообщения — свыше 700 км. Навигационный период на р. Волга длится до 200 суток, со второй половины апреля до середины ноября.

Остальные реки Самара, Сок, Сургут, Большой Кинель, Чапаевка, Большой Иргиз, Уса судоходны только в устьевой части. В северо-западной части области расположено Куйбышевское водохранилище с акваторией 6448 км 2 и объемом в паводковый период до 58 млрд. м3 воды.

Таким образом, Самарская область Самарская область является одним из крупных индустриальных центров страны, имеющим большое значение для экономики государства.

1.2 Анализ основных социально-экономических показателей развития Самарской области и Приволжского федерального округа за период 2012-2014 г.г

На основании данных официальной статистики, приведенных на сайте Росстата (www.gks.ru), заполним таблицу 1, содержащую основные социально-экономические показатели развития Приволжского федерального округа и Самарской области за 2012-2014г.г.

Таблица 1 Основные социально-экономические показатели развития Приволжского федерального округа и Самарской области за 2012-2014 гг.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

ПФО

Сам. обл.

ПФО

Сам. обл.

ПФО

Сам. обл.

1

2

3

4

5

6

7

Площадь территории, тыс. км.

1037,00

53,60

1037,00

53,60

1037,00

53,60

Численность населения, тыс. человек

29811,5

3214,1

29772

3213

29739

3211

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек

14343,4

1504,8

14336,4

1507

14217

1502

Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб.

17282,2

21756,1

19596,8

24683,0

21864

26865

Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб.

13063,0

15933,8

14677,6

17126,8

16497

19033

Средне месячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

17543,6

18600,3

20020,4

20799,9

22481

23470

Валовой региональный продукт, млн. руб.

5660129,9

692927,6

6987511,5

832588,8

7911058

941611

Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года), млн. руб.

17166375

2005380

17906759

2173528

19684669

2342741

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности,млн. руб.

7198150

932897

7809248

1027352

8212619

1083051

добыча полезных ископаемых

1245956

145226

1355243

171702

1499228

186506

обрабатывающие производства

5163857

689251

5687482

757031

5895090

780879

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

788337

98420

766523

98619

818301

115666

Продукция сельского хозяйства — всего, млн. руб., в т. ч.

795115

50982

801536

58193

881259

67739

растениеводства

392140

29102

365377

32110

434239

42526

животноводства

402975

21880

436159

26083

447020

25213

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2

13603,2

1331,0

14179,6

1484,3

15260

1738

Оборот розничной торговли, млн. руб.

3469160

463930

3913676

502042

4377961

558547

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций, млн. руб.

836232

116728

1046526

131246

939668

150777

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

1685380

198744

1980652

204165

2228110

262326

Как показывает анализ представленных в таблице 1 данных, на протяжении рассматриваемого периода численность населения Самарской области сократилась на 1,1 тыс.человек, в то время как среднегодовая численность занятых в экономике снизилась на 2,2 тыс.чел.

Среднедушевые денежные доходы населения выросли с 21756,1 рублей в месяц в 2012 году до 26865,0 рублей в месяц в 2014 году, т.е. на 5108,9 руб., что заслуживает положительной оценки.

Величина потребительских расходов в среднем на душу населения в 2012 году составляла 15933,8 рублей, к 2014 году она выросла на 3099,2 рубля и составила 19033 рубля.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в 2014 году составила 23470 рубля в месяц, что на 4869,7 рублей в месяц больше, чем в 2012 году, что также положительно характеризует социально-экономическую обстановку в Самарской области.

Валовый региональный продукт в течение 2012-2014 годов также демонстрировал положительную динамику. За рассматриваемый период его величина увеличилась на 248683,4 млн.рублей.

Объем основных фондов в экономике Самарской области в течение рассматриваемого периода увеличился на 337 361 млн.рублей.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности также демонстрирует рост всех показателей:

  • объем добычи полезных ископаемых в 2012-2014 году вырос на 41280 млн.руб.;
  • обрабатывающие производства выпустили в 2014 году продукции на 91628 млн.рублей больше, чем в 2012г.;
  • производство и распределение энергии в 2014 году больше аналогичных показателей 2012 года на 17246 млн.руб.

Наблюдает рост и показателей выпуска продукции сельским хозяйством: в 2014 году оно произвело продукции на 16757 млн.рублей больше, чем в 2012 году.

Показатель ввода в эксплуатацию жилых домов также демонстрирует значительное увеличение: если в 2012 году было введено 1331 тыс.м 2 жилья, то в 2014 году данный показатель составил 1738 тыс.м2 , т.е. на 407 тыс.м2 больше. В области растет оборот розничной торговли: если в 2012 году данный показатель составлял 463930 млн.руб., то к 2014 году он вырос до уровня 558547 млн.руб., т.е. на 94617 млн.руб. больше.

Финансовый результат деятельности организаций в 2012 году составлял 116728 млн.руб., к 2014 году данный показатель вырос до величины 150777 млн.руб., т.е. на 34049 млн.руб., что безусловно положительно характеризует экономику региона.

Наконец, инвестиции в основной капитал на протяжении рассматриваемого периода увеличились на 63582 млн.рублей и составили на конец 2014 года 262326 млн.руб.

В таблице 2 произведем расчет показателей, характеризующих динамику социально-экономических показателей развития Приволжского федерального округа и Самарской области в 2012-2014г.г.

Таблица 2 Динамика основных социально-экономических показателей развития Приволжского федерального округа и Самарской области за 2012-2014 гг.

Показатель

Темп роста, % (по ПФО) 2014 г.

Темп роста, % (по Самарской области) 2014 г.

к 2012 году

к 2013 году

к 2012 году

к 2013 году

1

2

3

4

5

1.

6 столбец табл. 1 / 2 столбец табл. 1 * 100%

6 столбец табл. 1 / 4 столбец табл. 1 * 100%

7 столбец табл. 1 / 3 столбец табл. 1 * 100%

7 столбец табл. 1 / 5 столбец табл. 1 * 100%

Численность населения, тыс. человек

99,76

99,89

99,90

99,94

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек

99,12

99,17

99,82

99,67

Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб.

126,51

111,57

123,48

108,84

Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб.

126,29

112,39

119,45

111,13

Средне месячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

128,14

112,29

126,18

112,84

Валовой региональный продукт, млн. руб.

139,77

113,21

135,89

113,09

Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года), млн. руб.

114,67

109,93

116,82

107,79

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, млн. руб.

114,10

105,17

116,10

105,42

Добыча полезных ископаемых

120,33

110,62

128,42

108,62

Обрабатывающие производства

114,16

103,65

113,29

103,15

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

103,8

106,75

117,52

117,29

Продукция сельского хозяйства всего, млн. руб., в т. ч.

110,83

109,95

132,87

116,40

растениеводства

110,74

118,85

146,13

132,44

животноводства

110,93

102,49

115,23

96,66

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2

112,18

107,62

130,58

117,09

Оборот розничной торговли, млн. руб.

126,20

111,86

120,39

111,26

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций, млн. руб.

112,37

89,78

129,17

114,88

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

132,20

112,49

131,99

128,49

Анализ представленных в таблице 2 расчетных данных в целом подтверждает ранее сделанные выводы о том, что значения социально-экономических показателей Приволжского федерального округа и Самарской области в частности, демонстрируют положительную динамику.

По всем рассмотренным выше показателям наблюдается рост на уровне 3-10 %. Максимальные темпы прироста наблюдаются по такому показателю, как валовый региональный продукт, рост которого составил 39,1% в 2014 году по сравнению с 2013 годом по Приволжскому федеральному округу, и 35,89% по Самарской области в тот же период.

Также значительные изменения произошли по показателю инвестиций в основной капитал. В 2014 году из рост составил 32,2% по Приволжскому федеральному округу, по Самарской области данный показатель вырос на 31,99%.

Отрицательная динамика прослеживается только по таким социально-экономическим показателям, как численность населения, которая сократилась в течение рассматриваемого периода на 0,24% по Приволжскому федеральному округу в целом, по Самарской области данный показатель уменьшился на 0,1%, что в целом не превышает общероссийские показатели.

В таблице 3 произведем оценку вклада Самарской области в социально-экономическое развитие Приволжского федерального округа.

финансовый бюджет региональный экономический

Таблица 3 Вклад Самарской области в социально-экономическое развитие Приволжского федерального округа

Показатель

2012 г., %

2013 г., %

2014 г., %

к 2012 г.

к 2013 г.

1

2

3

4

5

6

1

3 столбец табл. 1 / 2 столбец табл. 1 * 100%

5 столбец табл. 1 / 4 столбец табл. 1 * 100%

7 столбец табл. 1 / 6 столбец табл. 1 * 100%

4 столбец табл. 3 — 2 столбец табл. 3

4 столбец табл. 3 — 3 столбец табл. 3

Численность населения, тыс. человек

10,78

10,79

10,78

0,02

0,01

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек

10,49

10,51

10,56

0,07

0,05

Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб.

125,89

125,95

122,87

-3,01

-3,08

Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб.

121,98

116,68

115,37

-6,60

-1,31

Средне месячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

106,02

103,89

104,39

-1,62

0,51

Валовой региональный продукт, млн. руб.

12,24

11,91

11,90

-0,34

-0,01

Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года), млн. руб.

11,68

12,14

11,90

0,21

-0,24

8. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, млн. руб.

12,96

13,16

13,19

0,23

0,03

Добыча полезных ископаемых

11,66

12,67

12,44

0,78

-0,23

Обрабатывающие производства

13,34

13,31

13,25

-0,10

-0,06

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

12,48

12,87

14,13

1,65

1,27

9. Продукция сельского хозяйства всего, млн. руб., в т. ч.

6,41

7,26

7,69

1,27

0,43

растениеводства

7,42

8,79

9,79

2,37

1,01

животноводства

5,53

5,98

5,64

0,21

-0,34

10. Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2

9,78

10,47

11,39

1,60

0,92

11. Оборот розничной торговли, млн. руб.

13,37

12,83

12,76

-0,61

-0,07

12. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций, млн. руб.

13,96

12,54

16,05

2,09

3,50

13.Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

11,79

10,31

11,77

-0,02

1,47

Анализ представленных в таблице 3 данных позволяет сделать вывод о том, что население Самарской области составляет около 10% населения всего Приволжского федерального округа. Рост данного показателя в рассматриваемом периоде составил 0,02%.

Вклад Самарской области в такой показатель, как среднедушевой доход в рассматриваемом периоде уменьшился на 3,01%, а по показателю потребительских расходов сокращение вклада области составило 6,06%. Величина вклада Самарской области в валовый региональный продукт также демонстрирует тенденцию к уменьшению: в 2014 году доля вклада Самарской области в данный показатель снизилась на 0,34%. Доля основных фондов в экономике Приволжского федерального округа, принадлежащая Самарской области, в рассматриваемом периоде увеличилась на 0,21%, а доля отгруженных товаров собственного производства увеличилась на 0,23%.

Вклад Самарской области в рост показателей продукции, произведенной сельскохозяйственными предприятиями, составил 1,27%, при этом доля Самарской области в выпуске продукции растениеводства увеличилась на 2,27%, тогда как по животноводческим показателям рост составил только 0,21%.

Положительной оценки заслуживает рост показателей ввода в эксплуатацию жилого фонда, который составил с рассматриваемом периоде 1,6%. А вот по показателю розничного товарооборота доля, принадлежащая Самарской области, сократилась на 0,61%.

Сальдированный финансовый результат, достигнутый организациями Самарской области, в рассматриваемом периоде увеличил свой вклад в аналогичный показатель по Приволжскому федеральному округу на 2,09%, что заслуживает безусловно положительной оценке.

В целом результате социально-экономической деятельности Самарской области в период 2012-2014г.г. могут быть оценены положительно, поскольку практически по всем направлениями наблюдается увеличение показателей.

Проведем анализ объема, динамики и отраслевой структуры валового регионального продукта Самарской области за 2012-2014 гг. Необходимые данные систематизируем в таблицах 4-6.

Таблица 4 Объем и динамика валового регионального продукта Самарской области за 2012-2014 гг.

Показатель

2012

2013

2014

1

2

3

4

Валовой региональный продукт (в текущих основных ценах) млн. руб.

941611

952137

976212

Валовой региональный продукт на душу населения, рублей

293001,2

293215,7

294137,6

Валовой региональный продукт (в сопоставимых основных ценах), в процентах к предыдущему году

105,0

104,5

106,0

Динамика валового регионального продукта Самарской области за период 2012-2014гг.

Абсолютный прирост, млн. руб. — базисный

х

10526

24075

— цепной

х

10526

24075

Темп роста, %- базисный

х

101,12

102,53

— цепной

х

101,12

102,53

Темп прироста, %- базисный

х

1,12

2,53

— цепной

х

1,12

2,53

Абсолютное значение одного процента прироста, млн. руб.

х

9398,21

9515,81

Для расчета основных показателей динамики целесообразно использовать

Таблица 5 Основные показатели динамики

Вид показатели

Абсолютный прирост

Темп роста, %

Темп прироста, %

Цепной

Глава диагностика проблем социально экономического развития самарской области 1 Глава диагностика проблем социально экономического развития самарской области 2Глава диагностика проблем социально экономического развития самарской области 3

Базисный

Глава диагностика проблем социально экономического развития самарской области 4 Глава диагностика проблем социально экономического развития самарской области 5Глава диагностика проблем социально экономического развития самарской области 6

Средний

Глава диагностика проблем социально экономического развития самарской области 7 Глава диагностика проблем социально экономического развития самарской области 8

Таблица 6 Отраслевая структура валового регионального продукта Самарской области по видам экономической деятельности и секторам экономики за 2012-2013 г. (в % от общего объема ВРП)

Сектор экономики

Вид экономической деятельности в рамках сектора экономики

2012

2013

2014

Изменение,+/-, 2014 г. к 2012 г.

1

2

3

4

5

6

Первичный сектор экономики

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

50982

58193

67739

+16757

Рыболовство, рыбоводство

1317

1418

2077

+760

Добыча полезных ископаемых

145226

171702

186506

+41280

Итого

197525

231313

256322

+58797

Вторичный сектор экономики

Обрабатывающие производства

64590

65464

66889

+2299

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

98420

98619

115666

+17246

Строительство

104070

105897

134669

+30599

Итого

267080

269980

317224

854284

Третичный сектор экономики

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

30789

32596

33123

2334

Гостиницы и рестораны

2359

3237

3234

875

Транспорт и связь

6127

7224

7542

1415

Финансовая деятельность

60905

61238

62258

1353

Операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставление услуг

32591

33124

33671

1080

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

6001

6090

7112

1111

Образование

3421

3522

3334

-87

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

5080

5987

6297

1217

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

1717

1987

2057

340

Итого

148990

155005

158628

+9638

Итого ВРП по всем видам экономической деятельности

613595

Таким образом, анализ объема, динамики и отраслевой структуры валового регионального продукта Самарской области за 2012-2014 гг. показал, что практически по всем показателям наблюдается рост объемов производства, что положительно характеризует социально-экономическую ситуацию в регионе.

Одним из важнейших факторов социально-экономического развития региона является демографический и трудовой потенциал, поскольку успех экономического развития во многом определяется ролью человека как главной производительной силы общества, его трудовыми способностями и возможностями их реализации.

Самарская область наиболее густозаселенный (плотность населения составляет 59,5 чел. на 1 кв. км) и высоко урбанизированный (более 80% населения проживает в городах) регион России.

Областным центром Самарской области является город-миллионер Самара (1143,4 тыс. человек).

На территории области находится третья по численности населения в России (после Московской и Санкт-Петербургской) Самарско-Тольяттинская городская агломерация, позволяющая мультиплицировать преимущества концентрации мест приложения труда, увеличивать разнообразие доходных видов экономической деятельности, ускорять распространение инноваций за ее пределы. Более двух третей населения сосредоточено в четырех крупнейших городах области (Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск).

Самарская область обладает богатейшим человеческим потенциалом: по состоянию на 1 января 2006 года численность населения области составила 3189,0 тыс. человек (2,2% численности населения России).

Национальный состав представлен 225 различными национальностями и этническими группами со значительным преобладанием (83,6%) русского населения. В регионе не наблюдается напряженности в отношениях между отдельными национальностями и религиозными группами.

В общей численности населения 54% занимают женщины, 46% — мужчины (или на 1000 мужчин приходится 1173 женщины).

Демографические процессы характеризуются низкой рождаемостью, высоким уровнем смертности, естественной убылью, положительным сальдо миграции, снижением численности населения

Самарская область является одним из наиболее миграционно привлекательных регионов Российской Федерации. Ежегодно область притягивает 6 — 7% от общего миграционного прироста по России. Коэффициент миграционного прироста в 2005 году составил 26 чел. на 10000 населения, что в 2,9 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации.

Основные проблемы социально-экономического развития и приоритеты социально-экономической политики (СЭП) Самарской области оформить в виде табл. 7

Таблица 7 Основные проблемы социально-экономического развития и приоритеты социально-экономической политики (СЭП) Самарской области

Сфера социально-экономического развития

Проблемная область

Пути решения проблемы в рамках СЭП

Субъект СЭП, ответственный за решение проблемы

Объект СЭП

1

2

3

4

5

Экономическая

Снижение экономической активности

Развитие программ поддержки предпринимателей

Министерство экономики Самарской области

Экономика региона

Социальная

Рост безработицы, рост уровня цен, инфляция, снижение заработной платы

Развитие адресной помощи незащищенным слоям общества

Министерство социального развития области

Население области

Политическая

Отсутствие национальной идеи

Разработка концепции национальной идеи

Политические партии и власти губернии

Население области

Духовная

Разрушение института семьи, отсутствие внутреннего стержня, отсутствие внятной государственной идеологии

Поддержка общественных движений, интеграция с духовными лидерами

Церковные власти, Министерство образования области

Население области

Таким образом, основные усилия в решении проблем социально-экономического развития области необходимо сконцентрировать на привлечении населения к решению собственных экономических и социальных проблем.

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Совокупность бюджетов всех властных структур государства (региональных, муниципальных и федеральных) составляет бюджетную систему государства.

Государственный бюджет является самым важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью на основе бюджетного механизма государство, обеспечивая перераспределение национального дохода, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику — субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций.

Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

В любой стране государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы государства, объединяя в себе его основные доходы и расходы.

Федеральный бюджет — это ежегодно составляемая смета (или роспись) предстоящих расходов государства и его доходов. В Российской Федерации государственный бюджет составляется правительством, за затем принимается и утверждается Федеральным собранием Российской Федерации в форме федерального закона.

Для выполнения возложенных на центральные органы власти основных функций управления государством, для финансового обеспечения реализуемых на государственном уровне мероприятий формируется специальный финансовый фонд (федеральный бюджет), через который происходит процесс реализации распределения и перераспределения созданного национального дохода страны и ее валового внутреннего продукта (ВВП) между всеми отраслями экономики, а также среди различных регионов и социальных слоев населения.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации для решения всех обозначенных выше задач и формируется федеральный бюджет за счет различных налоговых и неналоговых доходов.

В таблице 8 приведены различные определения понятия «финансовая система региона».

Таблица 8 Концептуальные подходы к определению категории «финансовая система»

Определение категории «финансовая система»

Достоинства

Недостатки

1

Совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, правительствам

Дж.Ван Хорн

Простота

Не учитывается сфера финансовых отношений

2

Совокупность сфер финансовых отношений

Л.А.Дробозина

Учитывается сфера финансовых отношений

Размытость и неопределенность

3

Совокупность различных финансовых отношений

Г.Б.Поляк

Полнота формулировки

х

С учетом изложенного можно рассматривать финансовую систему как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Самарская область в соответствии со своими конституционными полномочиями и обязанностями субъекта Российской Федерации:

  • а) выполняет финансовые обязательства перед Российской Федерацией, определяемые федеральным законодательством;
  • б) получает из федерального бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов бюджетные ассигнования, в том числе на федеральные и межрегиональные программы;
  • в) осуществляет государственные внешние и внутренние заимствования, а также управление государственным долгом Самарской области;
  • г) формирует и определяет бюджетный процесс Самарской области;
  • д) осуществляет законодательное регулирование бюджетных и налоговых правоотношений в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством.

Средства бюджета Самарской области и иное имущество Самарской области, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют казну Самарской области.

Финансовая система области включает:

  • а) бюджетную систему области;
  • б) федеральные, региональные и местные налоги и сборы;
  • в) федеральные бюджетные ассигнования;
  • г) финансовые средства юридических и физических лиц.

Функционирование каждого звена финансовой системы, их взаимоотношения регулируются федеральным и областным законодательством, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования преобразований, происходящих в национальной экономике, финансирование развития наиболее перспективных направлений в производственной сфере, финансирование освоения новых территориально-производственных комплексов. Важная роль отводится федеральному бюджету и в деле поддержания и развития культуры страны, ее искусства, средств массовой информации и т.д.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации для решения всех обозначенных выше задач и формируется федеральный бюджет за счет различных налоговых и неналоговых доходов.

Деятельность федерального бюджета основана на соблюдении следующих принципов, обозначенных в Бюджетном кодексе Российской Федерации:

  • принцип единства бюджетной системы Российской Федерации (ст.29 БК РФ), означающий единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, единство форм бюджетной документации, бюджетной отчетности и бюджетной классификации, единство санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, а также формирования доходов и производства расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
  • принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов различных уровней между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (ст.30 БК РФ);
  • принцип самостоятельность бюджетов (ст.

31 БК РФ), означающий наличие у органов государственной власти и местного самоуправления прав и обязанностей самостоятельно обеспечивать сбалансированность и эффективность использования бюджетных средств; наличие у органов государственной власти и местного самоуправления прав и обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливать налоги и сборы, доходы от которых зачисляются в различные бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; наличие у органов государственной власти и местного самоуправления прав и обязанностей самостоятельно осуществлять бюджетный процесс (за исключением предусмотренных Бюджетным кодексом случаев); недопустимость установления расходных обязательств без указания бюджета, за счет средств которого данные расходные обязательства будут выполняться; недопустимость введение в течение текущего финансового года изменений в законодательстве, приводящих к снижению доходов или увеличению расходов других бюджетов бюджетной системы РФ без указания механизма их компенсации;

  • принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образования (ст. 31.1 БК РФ), означающий применение единых требований и принципов при определении полномочий, установлении или исполнении расходных обязательств, определении порядка предоставления межбюджетных трансфертов и т.д.;
  • принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (Ст. 32 БК РФ);
  • принцип сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ), означающий соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
  • принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ), означающий необходимость достижения наилучших результатов расходования бюджетных средств при их наименьшем расходовании, закладываемом при составлении и исполнении бюджета его участниками;
  • принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (ст. 35 БК РФ), означающий недопустимость взаимной увязки расходов бюджета с определенными его доходами и источниками финансирования дефицита бюджета;
  • принцип прозрачности (ст. 36 БК РФ), означающий необходимость обязательного опубликования в СМИ утвержденных Правительством бюджетов и отчетов об их исполнении;
  • принцип достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ), означающий надежность прогнозных показателей социально-экономического развития территории и реалистичность выполненных расчетов расходов и доходов бюджетов;
  • принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ), означающий доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до конкретных получателей денежных средств;
  • принцип подведомственности расходов бюджетов (ст. 38.1 БК РФ), означающий наличие главных распорядителей бюджетных средств;
  • принцип единства кассы (ст.

38.2 БК РФ, означающий зачисление всех кассовых поступлений и исполнение всех кассовых выплат с единого бюджетного счета.

Перечислим основные функции, выполняемые финансовой системой субъекта РФ (таблица 9).

Таблица 9 Функции финансовой системы субъекта Российской Федерации

Функция

Выполнение функции

Аккумулирующая, или функция образования бюджетного фонда

Данная функция выполняется доходами федерального бюджета, структура которых непостоянна и зависит от приоритетов экономической политики государства и общего экономического положения в стране

Перераспределительная, или функция использования бюджетного фонда

Данная функция выполняется с помощью системы бюджетных доходов и расходов путем перераспределения валового внутреннего продукта страны, через которое государством осуществляется финансирование отдельных отраслей экономики, экономических регионов, отдельных хозяйствующих субъектов и учреждений непроизводственной сферы с целью соблюдения необходимых экономических пропорций.

Контрольная

Данная функция выполняется с помощью действий, направленных на осуществление контроля над действиями исполнительной власти страны, анализа финансового положения отдельных субъектов экономики, территориальных образований и отраслей экономики.

Регулирующая

Данная функция означает, что в рыночных условиях финансовая система является главным государственным инструментом, а центральным звеном финансовой системы является федеральный бюджет

Кроме перечисленных в таблице 9 четырех основных функций финансовой системы субъекта РС, он может также выполнять стимулирующую функцию, информационную и другие функции, состав которых зависит от назначения бюджета, который являются дополнительными.

По мере развития рыночных отношений в стране роль финансовой системы в социальных процессах постоянно усиливается.

Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на новый, более высокий уровень социального обслуживания населения страны.

Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных доходов от использования имущества, находящегося в их собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, наиболее важным механизмом, позволяющим Самарской области вести социальное и экономическое регулирование, является такой экономический механизм, как финансовая система общества, наиболее важным звеном которой является государственный бюджет, посредством которого государство образует централизованные фонды денежных средств и оказывает воздействие на формирование децентрализованных денежных фондов, позволяющих государству выполнять возложенные на его органы функции.

В комплекс макроэкономических индикаторов для региональных экономических систем входят показатели, характеризующие производство и использование ВРП, изменение уровня цен (инфляции), динамику изменения занятости и уровень инвестиционной активности (ставка банковского кредита) и другие стороны финансовой и хозяйственной деятельности регионов.

К таким показателям по отдельным сферам могли бы быть отнесены следующие.

В сфере производства:

  • объем ВРП;
  • ВРП на душу населения;
  • темпы роста ВРП;
  • соотношение темпов роста потребления и инвестиций в основной капитал;
  • рост экспортного потенциала региона;
  • индекс физического объема промышленной продукции (в сопоставимых ценах);
  • степень износа основных производственных фондов;
  • удельный вес убыточных предприятий. В финансовой сфере:
  • ставка по кредитам банков;
  • темп роста инвестиций в основной капитал;
  • индекс соотношения ВРП и налоговых поступлений в региональный бюджет;
  • уровень цен (соотношение цен текущего и базового периодов);
  • бюджетная обеспеченность региона;
  • состояние кредиторской и дебиторской задолженностей региона, в том числе по налогам.

Таблица 10 Система показателей анализа финансовой системы региона

Показатель, ед. измерения

Методика расчета

Характеристика показателя

1

2

3

4

1

Коэффициент занятости населения, %

где Sз.н — среднегодовая численность занятых в экономике региона; Sн — общей численности населения в регионе.

Показывает долю занятого населения в общей его численности

В таблице 11 представлены основные источники информации для проведения анализа.

Таблица 11 Информационное обеспечение анализа финансовой системы региона

Исходная информация для расчета показателей анализа (по теме работы)

1

2

3

1

Sз.н — среднегодовая численность занятых в экономике региона

Статистический сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели» (Труд)

В социальной сфере:

  • уровень прожиточного минимума;
  • доля оплаты труда в ВРП;
  • соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума;
  • задолженность по выплате заработной платы, пенсий и пособий;
  • доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения;
  • уровень финансирования социальных программ из регионального бюджета;
  • естественная убыль и миграция населения;
  • удельный вес официально зарегистрированных безработных и число безработных на одно место;
  • динамика общей численности населения региона, активного и занятого населения;
  • индекс человеческого развития.

Для анализа экономики крупных регионов страны (субъектов Федерации) используются те же макроэкономические показатели, что и для анализа национальной экономики. К ним относятся:

ВВП и его основные компоненты (в том числе конечное потребление), доходы населения (с учетом их покупательной способности), национальное богатство, сосредоточенное на территории региона (в том числе потребительское имущество), и т.д.

Для обобщающей оценки уровня развития и качества жизни людей программой развития ООН (ПРООН) рекомендуется показатель «индекс человеческого развития».

Индекс человеческого развития (ИЧР) дает самую общую интегральную характеристику уровня благосостояния населения страны и регионов. Он включает в себя:

  • доход, измеряемый ВВП на душу населения с учетом различной покупательной способности в различных регионах;
  • продолжительность жизни, измеряемая ожидаемой продолжительностью жизни при рождении;
  • знания или уровень образования, измеряемые числом грамотных и длительностью школьного образования, числом лиц с высшим специальным образованием.

Этот показатель целесообразно связать с уровнями устойчивого благосостояния, дохода, потребления, ресурсопользования, сохранения капитала. Причем важны динамика этих показателей и знание того, когда они близки к пределу социально-экономической устойчивости.

Дополнительными и конкретизирующими являются различные макроэкономические показатели их устойчивости (нестабильности).

Международный банк реконструкции и развития предлагает 26 показателей, характеризующих макроэкономическое состояние экономики страны. Международный валютный фонд использует для этих целей 10 ключевых макроэкономических показателей.

ГЛАВА 3. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Самарская область является субъектом Российской Федерации, где уровень реформ традиционно является наиболее глубоким и продвинутым. Региональные финансы в этом вопросе не исключение — наш регион всегда был одним из передовых по внедрению новых механизмов бюджетных отношений и их совершенствованию.

В Самарской области активно проводится политика создания различных структур, ориентированных на поддержку и сопровождение инвестиционной деятельности. Для выработки законодательных инициатив, оперативного решения вопросов создан консультативно-совещательный орган — Совет по иностранным инвестициям. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области осуществляет мониторинг инвестиционного климата и конкурентных преимуществ Самарской области, информационное и организационное обслуживание потенциальных инвесторов по вопросам организации бизнеса в области.

К настоящему времени Самарская область имеет развитую финансовую систему, завершается формирование регионального фондового рынка, имеется сеть государственных и негосударственных учреждений поддержки малого бизнеса, таких как фонд «Содействие» и Нижневолжский Региональный Фонд ЕБРР поддержки малого бизнеса и предпринимательства. В области успешно работает Торгово-промышленная палата Самарской области, содействующая взаимным контактам самарских и зарубежных производителей. С целью продвижения производимых на предприятиях Самарской области товаров на экспорт открыто представительство Средне-Волжской Торгово- промышленной палаты в земле Нижняя Саксония (Германия).

Консалтинговые организации региона осуществляют исследования в области инвестиционной деятельности, занимаются разработкой инвестиционных проектов, проводят техническую, технологическую, правовую, финансовую экспертизы, маркетинговые исследования.

Отличительной чертой инвестиционного процесса в Самарской области в прошедшем году явилась активизация предприятий области по привлечению инвестиций из-за рубежа с использованием такого финансового инструмента, как торговые кредиты.

В результате использования данного инструмента было привлечено более 60% всех иностранных инвестиций. Более 20% прочих иностранных инвестиций было направлено в виде кредитов в металлургическое производство. Оставшаяся часть прочих инвестиций была направлена на добычу сырой нефти и нефтяного газа.

Основной объем прямых инвестиций поступил в нефтяную промышленность, строительство, машиностроение и металлургическое производство.

По объему привлеченных иностранных инвестиций Самарская область по итогам 2014 года занимает первое место в Приволжском Федеральном округе и 5 место в Российской Федерации.

Тенденции развития иностранных инвестиций. По данным Консультативного совета по иностранным инвестициям при Правительстве Российской Федерации, более 80% иностранных инвесторов, уже работающих в России, заявляют о намерении осуществить 32 дополнительные инвестиции в свои проекты на территории Российской Федерации и, преимущественно, в регионах. В ближайшей перспективе прогнозируется рост проектов с иностранным участием в сфере страхования, информационных технологий, консультационных и управленческих услуг.

Таблица 12 Основные показатели социально-экономического развития Самарской области и России за период 2012-2014 годы

Показатели

2011год

2012г.

2013г.

2014 год

ВРП Самарской области, в основных сопоставимых ценах к предыдущему году, %

106,2

105,2

106,2*

106,8*

ВВП России, в основных сопоставимых ценах к предыдущему году, %

109,4

106,0

107,2

107,8

ВРП на душу населения в Самарской области, тыс. руб.

42,8

150,8*

180,3*

ВРП в основных ценах/ВВП в рыночных ценах на душу населения в РФ, тыс. руб.

39,5

161,0

199,6

Продукция промышленности, в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

Самарская область

111,0

103,8

105,0

105,2

Россия

112,0

105,2

103,9

106,3

Продукция сельского хозяйства, в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

Самарская область

100,2

101,9

105,9

103,6

Россия

107,7

103,1

103,6

103,3**

Инвестиции в основной капитал, в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

Самарская область

127,8

107,8

123,8

128,7

Россия

117,4

109,9

113,7

121,1**

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

Самарская область

104,7

111,1

111,4

109,1

Россия

112,0

111,5

113,3

110,4

Оборот розничной торговли, в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

Самарская область

100,1

109,2

108,5

111,1

Россия

109,0

111,1

113,0

115,2

Объем платных услуг населению, в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

Самарская область

100,6

107,7

106,5

105,7

Россия

104,7

105,4

107,6

107,1

Наблюдается постепенное снижение уровня номинального подушевого ВРП Самарской области относительно среднероссийских показателей, что связано с опережающим ростом номинальных объемов ВРП в столичных регионах и регионах-экспортерах. Таким образом, в целом можно сделать вывод о том, что финансовая система региона функционирует достаточно эффективно, однако существуют и некоторые проблемы, требующие немедленного решения.

Проблемы формирования финансовой системы региона напрямую связаны с проблемами, присущими финансовой системе Российской Федерации в целом, и в первую очередь связаны с системой формирования доходной части бюджета РФ.

Анализ параметров доходов региональных и местных бюджетов за период 2010-2014 гг. позволил выявить падение их доходов на протяжении всего периода, причем достаточно резкое — в 2012-2013гг. И если снижение доходов в 2010 и 2011 гг. на 1,15% и 0,46% ВВП соответственно можно было бы объяснить последствиями кризиса, то для объяснения снижения доходов на 0,7% и 0,73 % ВВП в 2012 и 2013 гг. соответственно следует искать иные причины.

В таблице 13 представлены данные об удельном весе налоговых доходов консолидированных бюджетов Российской Федерации в ВВП (%), рассчитанные Институтом налоговой политики и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации по данным Росстата, Министерства финансов РФ и Федерального казначейства.

Таблица 13 Удельный вес налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в ВВП, %

Годы

Доходы, всего

Налоговые доходы

Налог на прибыль организаций

НДФЛ

Акцизы

Налоги на совокупный доход

Налоги на имущество

2010

15,27

9,77

2,75

4,29

0,63

0,39

1,47

2011

14,12

9,76

3,28

3,87

0,71

0,39

1,36

2012

13,66

9,42

3,44

3,57

0,66

0,38

1,21

2013

12,96

9,32

3,18

3,63

0,71

0,44

1,26

2014

12,23

8,94

2,58

3,74

0,74

0,44

1,35

Как видно из данных таблицы 2, по своему фискальному значению наиболее привлекательным для субфедеральных бюджетов является налог на прибыль организаций. Однако на протяжении всего анализируемого периода происходило снижение поступлений налога на прибыль организаций, зачисляемого в региональные бюджеты, даже на фоне того, что в 2009 г. ставка налога, поступающего в региональные бюджеты, была увеличена. По всем налогам, являющимся источниками доходов региональных и местных бюджетов, наблюдается сокращение их доли в ВВП, и в последние годы данные показатели существенно отстали от прежних.

Графические структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008-2014г.г. представлена на рис.1.

Глава диагностика проблем социально экономического развития самарской области 9

Рис.1. Структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008-2014г.г.

Как видно из рисунка 1, в период с 2010 по 2012 год произошло снижение поступлений налога на прибыль организаций, а темп роста налога на доходы физических лиц ускорился. Причина нам видится в том, что доходы населения в номинальном выражении после кризиса 2008 года не упали, а прибыль, как уже отмечалось выше, существенно снизилась. Остальные налоговые источники доходов, несмотря на их незначительный удельный вес, сохраняли устойчивую динамику роста.

В целях повышения точности прогнозирования доходов бюджетов, многие субъекты федерации и муниципальные образования используют при планировании налоговых поступлений специальные методики расчета налоговых поступлений, учитывающие специфику соответствующих территорий. Для каждого налога многие субъекты федерации разрабатывают свою формулу расчёта.

Модели планирования и прогнозирования поступлений по налогу на прибыль значительно различаются в различных субъектах Российской Федерации. В отдельных субъектах это связано с особенностями социально- экономических условий развития регионов.

А период с 2011 по 2013 годы наметилась тенденция снижения доли налоговых доходов региональных бюджетов и увеличилась доля налоговых доходов местных бюджетов. Такая статистика может свидетельствовать о повышении эффективности сбора местных прямых реальных налогов — налога на имущество физлиц и земельного налога.

Динамика структуры выпадающих доходов по видам налоговых льгот год от года ухудшается: в структуре налоговых льгот по налогу на имущество организаций на долю федеральных льгот приходилось в 2012 году 59,11 %, в 2013 году — 60,07%, в 2014 году — 59,51%, а к 2015 году эта доля достигла 62,43% (рис. 2).

Глава диагностика проблем социально экономического развития самарской области 10

Рис.2. Структура выпадающих налоговых доходов по налогу на имущество организаций в связи с предоставлением налоговых льгот, %

Анализ доходов бюджетов в разрезе регионов позволил выявить, что наибольшие потери в связи с предоставлением налоговых льгот несут бюджеты таких регионов, как: Республика Алтай (доля выпадающих доходов в общем объеме налога на имущество организаций, исчисленного без учета льгот, составляет около 70%), Архангельская, Костромская, Амурская области (указанная доля составляет около одной трети), а также Республики Карелия, Коми Татарстан, Северная Осетия-Алания, Псковская, Магаданская области (около 1/5 части), Кировская обл., Приморский край (около десятой части).

В более выигрышном положении (практически без потерь в виде выпадающих налоговых доходов) находятся: Брянская, Владимирская, Липецкая, Тамбовская, Вологодская, Оренбургская области, Республики Башкортостан, Калмыкия, Кабардино-Балкарская Республика, Ненецкий АО.

Положение усугубляется тем, что формирование доходов бюджетов все большего числа регионов стало осуществляться не за счет роста налоговых доходов, аза счет перераспределения ресурсов через межбюджетные трансферты.

Местные налоги продолжают оставаться относительно незначительным источником доходов местных бюджетов, что значительно ограничивает финансовую самостоятельность местных бюджетов. Вместо этого важнейшим источником доходов местных бюджетов являются отчисления от федерального налога на доходы физических лиц, который составляет более половины доходов местных бюджетов (таблица 14).

Таблица 14 Соотношение источников доходов местных бюджетов в 2011-2014г.г, %

Виды доходов

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

Земельный налог

10,93

12,53

13,36

13,22

Налог на имущество физических лиц

1,73

0,52

1,69

1,90

НДФЛ

67,16

68,29

70,29

69,93

Прочие доходы

20,19

18,66

14,67

14,95

Существует проблема с обеспечением достоверности прогнозирования поступлений по налогу на имущество физических лиц, поскольку на данный момент не полностью сформирована база кадастровой стоимости. С проблемами столкнулись и субъекты федерации при прогнозировании будущих доходов. ФНС прогнозировала двукратный рост налога на имущество физических лиц в целом по России при переходе на кадастровую системы оценки собственности для целей налогообложения.

Анализ прогноза доходов местных бюджетов в различных субъектах Российской Федерации показывает, что прогнозируется общий рост доходов за счет изменения налогового законодательства. Нужно отметить, что рост доходов будет различаться в зависимости от субъекта федерации. Наибольший рост доходов прогнозируется в Псковской области, Магаданской области и Орловской области (примерно в 5 раз уже в 2015 году по отношению к 2013 году. Наименьший рост поступлений по налогу прогнозируется в Чеченской Республике и Республике Ингушетия. Это объясняется тем, в данных субъектах инвентаризационная и кадастровая стоимость объектов налогообложения практически совпадает. Территории, где расположены объекты недвижимости физических лиц, с невысокой рыночной и кадастровой стоимостью, могут потерять налоговые доходы при переходе к новой системе обложения налогом.

Показатели собираемости налогов дают представление о том, насколько полно происходит сбор налогов, и какой потенциал в данном направлении имеется. Данные о собираемости налогов показывают, что в целом по России собираемость налогов находится на уровне развитых стран (таблица 15).

Таблица 15 Отношение задолженности по налогам, поступающим в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации по федеральному округу к налогам, поступившим в соответствующие консолидированные бюджеты, %

Федеральный округ

2012

2013

2014

Центральный

6,17

6,28

6,94

Северо-Западный

3,72

3,90

4,42

Северо-Кавказский

7,92

8,44

10,26

Южный

4,87

5,14

6,55

Приволжский

3,78

3,54

3,86

Уральский

3,07

3,44

Сибирский

4,06

4,45

5,35

Дальневосточный

2,98

3,18

4,17

Обращает на себя внимание, что доля недоимки во всех регионах после корректировки повысилась. Это свидетельствует о том, что уровень налоговой дисциплины крупнейших налогоплательщиков выше, чем у остальных категорий налогоплательщиков.

В первом полугодии 2015 года доходы региональных бюджетов субъектов РФ преимущественно росли. Согласно данным Минфина РФ, по итогам января-июня 2015 года суммарный объем доходов бюджетов всех субъектов РФ составил 3 927 365.82 млн. руб.

По оценке экспертов РИА Рейтинг, суммарный объем доходов вырос по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 12.1% (темпы роста оценивались без учета Республики Крым и г. Севастополь, так как по этим субъектам РФ нет данных за первое полугодие 2014 года).

Рост был зафиксирован в 63 субъектах РФ, а снижение только в 20-ти, причем в 12-ти из них темпы снижения были меньше 5%. При этом необходимо отметить, что темпы роста доходов региональных бюджетов были ниже инфляции. Согласно данным Росстата, индекс потребительских цен в России в первом полугодии 2015 года составил 116% к первому полугодию 2014 года.

Эксперты РИА Рейтинг отмечают, что лидером по темпам роста суммарных доходов бюджета стала Сахалинская область, где доходы областного бюджета по итогам первого полугодия 2015 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 65.3%. Еще у трех регионов темпы роста превысили 40%. Это Чукотский автономный округ (+48.8%), Красноярский край (+42.7%) и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (+40.1%).

Драйвером роста стали собственные доходы.

Во всех этих субъектах РФ рост суммарных доходов был обусловлен увеличением собственных доходов, которые выросли по сравнению с первым полугодием 2014 года более чем на 40%. При этом, согласно оценке РИА Рейтинг, полученной на основе данных Минфина РФ, объем безвозмездных поступлений в данных регионах, за исключением Чукотского автономного округа, снизился. В Чукотском автономном округе рост суммарных доходов окружного бюджета был обусловлен как ростом налоговых и неналоговых доходов, так и увеличением объема безвозмездных поступлений, однако темпы роста собственных доходов были выше.

Наиболее существенно доходы регионального бюджета в первом полугодии 2015 года снизились в Республике Ингушетия (-24.4%) и Республика Мордовия (-22.7%).

Сокращение доходов бюджета республики Ингушетия было обусловлено снижением на 28.2% объема безвозмездных поступлений, в то время как налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета выросли по сравнению с первым полугодием 2014 года почти на 10%. В Республике Мордовия, напротив, доходы республиканского бюджета сократились вследствие снижения налоговых и неналоговых доходов. Их объем в первом полугодии 2015 года уменьшился на 36.8%.

По оценке экспертов РИА Рейтинг, доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме доходов региональных бюджетов всех субъектов РФ по итогам первого полугодия 2015 года выросла до 80.2% (78.9% в первом полугодии 2014 года).

Лидеры по доле собственных доходов — финансовые центры и нефтегазодобывающие регионы

В структуре налоговых и неналоговых доходов наибольшая доля приходится на налоги на прибыль организаций и на налоги на доходы физических лиц. В суммарном объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ в первом полугодии 2015 года на эти две статьи приходится 39.3% и 31.0% соответственно.

В первом полугодии 2015 года в большинстве регионов наблюдался рост поступлений налога на прибыль организаций. Рост этого налога связан с увеличением прибыли предприятий. Согласно данным Росстата, в первом полугодии 2015 года, по оперативным данным, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений) в действующих ценах составил +5268.8 млрд. руб., увеличившись к соответствующему периоду прошлого года на 42.6%, что во многом объясняется ростом цен.

НДФЛ в региональных бюджетах увеличился на 4.8%.

Поступления налогов на доходы физических лиц в первом полугодии 2015 года также преимущественно увеличивалось. Снижение было зафиксировано только у 22-х регионов, причем у 10-ти из них темпы снижения были меньше 2%.

Причина такой динамики рост зарплат. Согласно данным Росстата, среднемесячная начисленная номинальная заработная плата одного работника в России в первом полугодии 2015 года выросла по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 6.1%. Лидером по росту поступлений в региональный бюджет налогов на доходы физических лиц в первом полугодии 2015 года стали Красноярский край, Новосибирская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, где их объем вырос более чем на 10%. Наиболее существенное снижение (более чем на 5%) зафиксировано в Ивановской области, Чувашской Республике и Республике Калмыкия.

Самая низкая зависимость доходной части регионального бюджета от налогов на доходы физических лиц в Ненецком автономном округе и Сахалинская области, где по итогам 2015 года на долю налогов на доходы физических лиц приходится менее 10% налоговых и неналоговых доходов.

Несмотря на рост доходов, региональные бюджеты большинства субъектов РФ были исполнены с дефицитом, причем в некоторых из них дефицит находится на довольно высоком уровне. По итогам первого полугодия 2015 года региональный бюджет 55-ти субъектов РФ был исполнен с дефицитом. Из них у 7-ми регионов дефицит бюджета превышает 40% налоговых и неналоговых доходов.

Таким образом, несмотря на позитивную динамику доходов в первом полугодии 2015 года, ряд регионов может столкнуться с дефицитом средств для финансирования расходных статей бюджета и будут вынуждены либо сокращать расходы, либо привлекать внешние источники финансирования, — полагают эксперты РИА Рейтинг. Это может привести к дальнейшему росту долговой нагрузки, которая и так находится на довольно высоком уровне.

В письме Минфина РФ от 01.12.2014 №06-03-05/61507 «О направлении рекомендаций по направлениям роста доходов и оптимизации расходов при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации на 2015-2017 г.г» в целях принятия субъектами Российской Федерации мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в 2014 году и по подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов перечислены разработанные с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендации по направлениям роста доходов и оптимизации расходов, источников финансирования дефицита региональных бюджетов, управлению государственным долгом субъекта Российской Федерации.

В целях обеспечения роста доходов субъектов Российской Федерации Минфином предложены к реализации следующие меры:

1. Организовать работу во всех муниципальных образованиях по принятию и официальному опубликованию не позднее 1 декабря 2014 года нормативных правовых актов о налоге на имущество физических лиц в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации <http://www.audar-info.ru/docs/lawbooks/?sectId=318383> и признанию утратившими силу нормативных правовых актов о налоге на имущество физических лиц, принятых на основании Закона Российской Федерации от 09.12.91 № 2003-1 <http://www.audar-info.ru/docs/laws/?sectId=223943>.

— Установить единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года в случае, если субъектом Российской Федерации утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

  • Организовать работу в муниципальных образованиях по принятию и официальному опубликованию в установленные сроки нормативных правовых актов, предусматривающих введение местных сборов на ведение торговли и предоставление услуг, после внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации <http://www.audar-info.ru/docs/lawbooks/?sectId=307811>.
  • Провести оценку эффективности предоставляемых льгот и установленных ставок по налогам, не влияющих на стимулирование предпринимательской активности.
  • По отдельным видам доходов:
  • по налогу на доходы физических лиц — инвентаризация (пересмотр) иных по сравнению с нормами Налогового кодекса Российской Федерации <http://www.audar-info.ru/docs/lawbooks/?sectId=307811>
  • размеров социальных и имущественных налоговых вычетов;
  • по транспортному налогу — установить ставку налога не ниже базовой, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации <http://www.audar-info.ru/docs/lawbooks/?sectId=307811>, порядок и сроки его уплаты;
  • оптимизация налоговых льгот и оснований для их использования налогоплательщиком;

— проведение с органами местного самоуправления мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечения их к налогообложению, содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами.

  • Проведение работы с субъектами малого и среднего предпринимательства по легализации доходов в целях увеличения налоговых поступлений.

— Обеспечить взаимодействие с налоговыми органами в целях повышения собираемости налоговых доходов, в первую очередь, по региональным и местным налогам. Создание комиссии по мобилизации доходов, в которую входят представители региона и налоговые органы. В полномочия данной комиссии может входить рассмотрение дел неплательщиков налогов. Мероприятия в данной области включают в себя работу по сокращению и ликвидации задолженности, в том числе по начисленным штрафным санкциям.

  • Выявление используемых не по целевому назначению (неиспользуемых) земель сельскохозяйственного назначения для применения к ним повышенной ставки налога.

— Недопустимость установления сверхнизких ставок по земельным налогам. 10. Проведение работы по вовлечению в налоговый оборот объектов недвижимого имущества физических лиц, включая земельные участки. 11. Установить ответственных администраторов неналоговых доходов и определить требования к их деятельности.

  • Провести инвентаризацию имущества, находящегося в государственной собственности, то есть систематизацию сведений о его наличии и использовании:
  • выявление неиспользованного (бесхозного) и установления направления эффективного его использования;
  • определение и утверждение перечня сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование;
  • корректировка методики установления арендной платы за сдаваемое в аренду государственное (муниципальное) имущество в направлении максимального ее приближения к рыночной и четкого обоснования исключений из этого правила;
  • выявление неиспользуемых основных фондов государственных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду.

— В отношении акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, исходить из необходимости направления на выплату дивидендов не менее 25 процентов чистой прибыли акционерного общества, а начиная с 2016 года (в части дивидендов по итогам предыдущего года) — исходя из необходимости направления на выплату дивидендов 35% чистой прибыли, рассчитанной по показателям консолидированной финансовой отчетности.

  • Стимулирование работы муниципальных образований по самообложению граждан (например, через софинансирование соответствующего самообложения из регионального бюджета).

Реализация предложенных мер направлена на увеличение уровня доходов субъектов Российской Федерации. Таким образом, несмотря на разнообразную конъюнктуру и большие различия в региональном развитии, все субъекты Российской Федерации и муниципальные образования сталкиваются со схожими проблемами, связанными с недостатком средств, необходимых для финансирования возложенных на них полномочий.

На протяжении длительного периода наблюдается нехватка финансовых ресурсов, которая обусловливает возникающие дисбалансы региональных и местных бюджетов. Особенно проблема увеличения налоговых доходов бюджетов территорий обострилась в последнее время в связи с нарастающими кризисными явлениями в экономике.

В целях обеспечения роста доходов субъектов Российской Федерации Минфином предложены к реализации определенные меры, перечисленные в письме Минфина РФ от 01.12.2014 №06-03-05/61507 «О направлении рекомендаций по направлениям роста доходов и оптимизации расходов при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации на 2015-2017 г.г»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность исследования финансовых систем региональных и местных бюджетов обусловлена той ролью, которую они играют в социально-экономическом развитии регионов России.

Несмотря на разнообразную конъюнктуру и большие различия в региональном развитии, все субъекты Российской Федерации и муниципальные образования сталкиваются со схожими проблемами, связанными с недостатком средств, необходимых для финансирования возложенных на них полномочий.

На протяжении длительного периода наблюдается нехватка финансовых ресурсов, которая обусловливает возникающие дисбалансы региональных и местных финансовых систем.

Особенно проблема увеличения налоговых доходов бюджетов территорий обострилась в последнее время в связи с нарастающими кризисными явлениями в экономике.

В формировании и последующем развитии экономической структуры каждого современного общества определяющая роль отводится региональному регулированию, осуществляемому в разках реализуемой властными структурами экономической политики.

Самарская область Самарская область является одним из крупных индустриальных центров страны, имеющим большое значение для экономики государства.

Проведенный анализ социально-экономических показателей развития региона показал, что на протяжении рассматриваемого периода численность населения Самарской области сократилась на 1,1 тыс.человек, в то время как среднегодовая численность занятых в экономике снизилась на 2,2 тыс.чел.

Среднедушевые денежные доходы населения выросли с 21756,1 рублей в месяц в 2012 году до 26865,0 рублей в месяц в 2014 году, т.е. на 5108,9 руб., что заслуживает положительной оценки.

Величина потребительских расходов в среднем на душу населения в 2012 году составляла 15933,8 рублей, к 2014 году она выросла на 3099,2 рубля и составила 19033 рубля.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в 2014 году составила 23470 рубля в месяц, что на 4869,7 рублей в месяц больше, чем в 2012 году, что также положительно характеризует социально-экономическую обстановку в Самарской области.

Валовый региональный продукт в течение 2012-2014 годов также демонстрировал положительную динамику. За рассматриваемый период его величина увеличилась на 248683,4 млн.рублей.

Объем основных фондов в экономике Самарской области в течение рассматриваемого периода увеличился на 337 361 млн.рублей.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности также демонстрирует рост всех показателей:

  • объем добычи полезных ископаемых в 2012-2014 году вырос на 41280 млн.руб.;
  • обрабатывающие производства выпустили в 2014 году продукции на 91628 млн.рублей больше, чем в 2012г.;
  • производство и распределение энергии в 2014 году больше аналогичных показателей 2012 года на 17246 млн.руб.

Наблюдает рост и показателей выпуска продукции сельским хозяйством: в 2014 году оно произвело продукции на 16757 млн.рублей больше, чем в 2012 году.

Показатель ввода в эксплуатацию жилых домов также демонстрирует значительное увеличение: если в 2012 году было введено 1331 тыс.м 2 жилья, то в 2014 году данный показатель составил 1738 тыс.м2 , т.е. на 407 тыс.м2 больше. В области растет оборот розничной торговли: если в 2012 году данный показатель составлял 463930 млн.руб., то к 2014 году он вырос до уровня 558547 млн.руб., т.е. на 94617 млн.руб. больше.

Финансовый результат деятельности организаций в 2012 году составлял 116728 млн.руб., к 2014 году данный показатель вырос до величины 150777 млн.руб., т.е. на 34049 млн.руб., что безусловно положительно характеризует экономику региона.

Наконец, инвестиции в основной капитал на протяжении рассматриваемого периода увеличились на 63582 млн.рублей и составили на конец 2014 года 262326 млн.руб.

Несмотря на разнообразную конъюнктуру и большие различия в региональном развитии, все субъекты Российской Федерации и муниципальные образования сталкиваются со схожими проблемами, связанными с недостатком средств, необходимых для финансирования возложенных на них полномочий.

На протяжении длительного периода наблюдается нехватка финансовых ресурсов, которая обусловливает возникающие дисбалансы региональных и местных бюджетов. Особенно проблема увеличения налоговых доходов бюджетов территорий обострилась в последнее время в связи с нарастающими кризисными явлениями в экономике.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998г. №145-ФЗ (в редакции Федерального закона №25-ФЗ от 08.03.2015).

  • Аваков С.Ю. Закономерности и проблемы функционирования и развития экономики региона: теоретический и прикладной аспекты исследования / С.Ю.Аваков. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 417с.
  • Алехин Э.В.

Государственные и муниципальные финансы: учебник / Э.В.Алехин. — М.: Юристъ, 2014. — 498с.

  • Алехин Э.В. Государственное регулирование региональной экономики / Э.В.Алехин. — М.: РИОР, 2013. — 641с.
  • Андреев А.В.

Основы региональной экономики: учебник для вузов / А.В. Андреев. — М.: КНОРУС, 2012. — 334с.

  • Андреев А.В. Региональная экономика: учебник для вузов / А.В.Андреев. — СПб: Питер, 2014. — 464с.
  • Бабич А.М.

Государственные и муниципальные финансы / А.М.Бабич. — М.: ЮНИТИ, 2012. — 703с.

  • Бовтеев С.В. Государственные и муниципальные финансы: учебник / С.В.Бовтеев. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 346с.
  • Бокова И.В.

Финансы и кредит: краткий курс лекций / И.В.Бокова, С.П.Дядичко, М.П.Крымова, Л.А.Мусина, И.А.Резник. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2014. — 185с.

  • Возрастно-половой состав населения Самарской области. Часть 1 (Городские округа и муниципальные районы Самарской области): статистический сборник / Самарастат, 2014. — 299с.
  • Врублевская О.В.

Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов/ О.В.Врублевская. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 643с.

  • Гранберг А.Г. Основы государственного регулирования экономики: Учебник для вузов / А.Г.Гранберг. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2014. — 495 с.
  • Герасимов Б.И.

Макроэкономическая мировая статистика. Учебное пособие / Б.И.Герасимов, Л.Ш. Гурова, В.В.Дробышева, В.М.Золотухина. — Тамбов: Изд-вo ТГТУ, 2015. — 112 с.

  • Денисов А.Ф. Региональные финансы: учебное пособие / А.Ф.Денисов. — М.: РИОР, 2014. — 639с.
  • Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В.

Бюджетная система Российской Федерации. — М.: Экзамен, 2013. — 415с.

  • Жариков В.В. Региональная экономика / В.В.Жариков. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 502с.
  • Каймакова М.В.

Экономика государственного и муниципального сектора / М.В.Каймакова. — М.: Велби, 2015. — 369с.

  • Кузнецов В.В. Местное самоуправление с системе государственного управления / В.В.Кузнецов. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 316с.
  • Куликов Н.И.

Современная бюджетная система России: учебник / Н.И.Куликов. — М.: Юристъ, 2013. — 507с.

  • Курнышев В.В. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы / В.В.Курнышев. — М.: КНОРУС, 2012. — 320с.
  • Левин Д.Н.

Финансы и кредит: учебное пособие. — Пенза: ПГУ, 2014. — 169с.

  • Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 135с.
  • Мишуров С.С.

Основы регионалистики / С.С.Мишуров. — М.6: ЮНИТИ, 2013. — 361с.

  • Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.М. Мысляева. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 693с.
  • Нелюбова Н.Н, Сазонов С.П.

Финансы: учебное пособие. — Волгоград: ВолГУ, 2012. — 496с.

  • Поляк Г.Б. Бюджетная система России. — М.: Феникс, 2014. — 425с.
  • Романов В.Н.

Система государственного и муниципального управления / В.Н.Романов. — М.: ЮРАЙТ, 2014. — 507с.

  • Россия в цифрах: статистический сборник. — М.: Федеральная служба государственной статистики, 2015. — 340с.
  • Трошин А.Н.

Финансы и кредит: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 369с.

  • Федеральные округа России. Региональная экономика: учебник / под ред. В.Г. Глушковой. — М.: КРОН-ПРЕСС, 2014. — 352с.
  • Феоктистов А.Г.

Финансы: учебник для вузов. — СПБ.: СЗТУ, 2013. — 149с.

  • Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление / Г.Г.Фетисов. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 416с.