Данный институт непосредственно связан с функционированием налоговой системы государства, т.к. обеспечивает собирание, распределение (перераспределение) и использование денежных средств, в частности налогов и сборов. И в зависимости от того, как будут реализовываться методы осуществления финансовой деятельности государства, зависит и сам процесс собирания налогов и сборов. Но в условиях экономических реформ и кризисов, с каждым годом все труднее осуществлять следующие методы:
Это можно объяснить тем, что возрастает количество противоправных действий со стороны налогоплательщиков, а государство не обеспечивает достаточный финансовый контроль со своей стороны.
Основными целями моей курсовой работы являются:
Для реализации целей написания курсовой работы необходимо решить следующие задачи: Для решения поставленных задач по курсовой работе необходимо исследовать следующие источники: Достижение целей курсовой работы возможно только путем исследования и анализа вышеперечисленных источников.
В результате исследования и анализа, попытаемся осветить существующую проблему и найти пути ее решения.
Глава 1. Финансовая деятельность государства
§1.1. понятие финансовой деятельности государства
Человечество в процессе эволюции прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а государство в процессе своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды. Финансы – это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества в нужном для данного периода времени направлении. Финансы, помимо всего прочего, являются лучшим информационным источником. Наглядным примером этому служит современное развитие России, где недостаточное выделение средств на науку, образование, здравоохранение и другие социальные направления приводит к свертыванию этих видов деятельности, оттоку кадров из указанных областей и другим негативным явлениям[1] .
Совершенствование деятельности Министерства финансов в сфере ...
... акты. Министерство финансов РФ в пределах своей компетенции издает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты. Один из специальных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства, — Центральный ...
Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. финансовую деятельность.
В разных источниках такое определение, как «финансовая деятельность государства» рассматривается с различных точек зрения, например в первом случае, финансовая деятельность государства – это процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства для достижения стоящих перед ним целей и задач.
финансовая деятельность государства
Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что — это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции, по этому не возможно рассматривать финансовую деятельность исключительно как управленческую. Финансовая деятельность государства — это особый вид государственной деятельности, который включает в себя и законодательную деятельность представительных органов государства в области финансов (например, установление и введение налогов и сборов), и управленческую деятельность органов исполнительной власти, направленную на практическую реализацию нормативных правовых актов в сфере финансовых отношений. Финансовую деятельность государства осуществляет и судебная власть как в процессе создания фондов денежных средств (взимание государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений и жалоб), так и в процессе использования определенного фонда денежных средств[1] . Финансовая деятельность вызвана объективными условиями существования, во-первых, она необходима для распределения и перераспределения национального дохода, удовлетворения не только личных, индивидуальных потребностей граждан, но и общества в целом.
Часть совокупного общественного продукта идет на возмещение потребленных средств производства. Оставшиеся средства образуют национальный доход, часть которого направляется на оплату труда работников материального производства, а другая – на дальнейшее развитие производства, создание специальных резервных, страховых фондов, оборону страны, содержание аппарата управления и нетрудоспособных. Распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода происходят в денежной форме. А во-вторых, товарное производство, действие закона стоимости определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий. В процессе производства у предприятий и иных организаций, а также граждан постоянно образуются фонды денежных средств. При финансовой деятельности часть этих средств привлекается в общегосударственный фонд для удовлетворения общественных потребностей. Из этого можно сделать вывод, что перед государством лежит две основные задачи в области финансов:
Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и использования фондов денежных средств. Они подразделяются на централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Методы и формы финансовой деятельности государства
... методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных, ... обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов. Основное содержание принципов финансовой деятельности государства определяется Конституцией РФ. Элементы финансовой ...
К централизованным фондам денежных средств или централизованным финансам относятся денежные средства, поступающие в распоряжение государства как властвующего субъекта. К ним относятся, прежде всего все средства, аккумулируемые в бюджетной системе государства, государственные внебюджетные фонды, государственное страхование – имущественное и личное, кредит (государственный и банковский).
К децентрализованным фондам денежных средств относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые за счет собственных ресурсов, так и за счет бюджетных ассигнований, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.
Финансы государства – это система сообщающихся сосудов. Недобор или переизбыток средств в каком-либо звене финансовой системы приводит к тому, что начинает «лихорадить» систему в целом. Так, в современных условиях становления рынка при существующем большом бюджетном дефиците сокращается бюджетное финансирование, растут неплатежи, увеличивается инфляция, падает курс рубля и т.д. Это отрицательно сказывается на жизни общества. Совершенствование финансовой системы в целом поможет выходу из кризиса.
§1.2. органы, осуществляющие финансовую деятельность государства
Как отмечалось ранее, особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от их компетенции. Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам:
Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы.
Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определены Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 31 декабря 1997 г.).
В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и т. д.
Представительные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.
Органы государственного управления РФ и субъектов Российской Федерации, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций. Наряду с органами государственного управления, осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, созданы органы государства специально для осуществления финансовой деятельности, которые в своей совокупности получили название «финансовая система».
Государственный долг, как инструмент финансовой политики государства
... государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой. Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на реальный, финансовый ... обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга. Также используются следующие инструменты управления государственным долгом: консолидация — объединение нескольких займов в один ...
Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной своей задачи были созданы следующие специальные органы государственного управления:
Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации
Существует еще ряд других органов созданных специально для поддержания финансовой системы страны. К примеру, основным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, является налоговая служба. Для усиления государственного влияния, контроля, слежения рублем, соблюдением законности в области финансовой деятельности образована Федеральная служба налоговой полиции, одной из основных задач которой является предупреждение коррупции в области финансовой деятельности.
Глава 2. Методы осуществления финансовой деятельности государства
§2.1. основное понятие и виды методов осуществления финансовой деятельности государства, их сущность
Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов:
субъекта взаимоотношений
условий аккумуляции и использования денежных средств
Методы – это набор приемов и способов, при помощи которых осуществляется финансовая деятельность государства. Их различают по тому, с какими субъектами вступает государство в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств. Соответственно двум сторонам деятельности методы подразделяются на следующие виды:
1. Методы накопления денежных средств, или, как говорится в некоторых источниках, метод мобилизации фондов денежных средств:
При уплате налогов часть прибыли или накоплений предприятий граждан перераспределяется в общегосударственный фонд денежных средств, в бюджетную систему или во внебюджетные фонды. Вся бюджетная деятельность государства и деятельность государства по аккумуляции налогов, сборов пошлин регламентируется специальным законодательством, в основе которого лежат нормы Конституции РФ, Бюджетного и Налогового кодексов, где система бюджетная: федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ и местные бюджеты обеспечиваются налоговой системой: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, и местные налоги и сборы[15] .
К неналоговым платежам относятся:
Кредит – совокупность урегулированных нормами права действий участников кредитных отношений (деятельность, направленная на урегулирование доходной и расходной частей бюджета).
Т.е. это денежные средства, предоставляемые бюджетом, другому бюджету системы Российской Федерации, юридическому лицу, иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах[14] .
Эмиссия денег широко используется при переходе к рыночной экономике. Так было в период нэпа, так происходит и сейчас. Отпуск цен потребовал увеличения денежной массы в обращении и, следовательно, повлек за собой эмиссию денег, которые в свою очередь стали дополнительным бюджетным ресурсом. Кроме того, в рыночной экономике возможна точечная, регулируемая эмиссия денег, имеющая даже инфляционную основу, которая может быть использована при дефиците бюджетных средств, когда не выплачивается заработная плата. Также эмиссия может послужить оживлению спроса на рынке, который в свою очередь стимулирует рыночное предложение и соответственно положительно влияет на развитие производства. Банк монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение[17] .
Эволюция денег и денежных систем, кредитно-денежная система государства
... подоплеку возникновения денег; значимость денежной системы для государства; особенности кредитно- денежной системы ... кредитно- денежной системы России; оценить эффективность предложенных мер. Объектом исследования данной работы является кредитно- денежная система РФ. Предметом исследования является перспектива развития кредитно- денежной ... роль лишь в качестве средства приобретения резервных валют. ...
Так же существуют и другие методы собирания денежных средств:
? добровольные взносы денежных средств (вклады населения в банки, приобретение облигаций и других ценных бумаг, лотерейных билетов и т.п.);
? пошлины, которые в отличие от налогов взимаются, как правило, за какие-либо услуги, оказываемые организации или гражданину, например за выдачу документа, таможенные пошлины и др. Законом строго установлен круг органов, взимающих пошлину, установлены ее размеры;
? страхование имущества, личности, ответственности, что позволяет привлеченные таким образом средства использовать в денежном обороте;
? социальный налог во внебюджетные фонды социального страхования, занятости населения, медицинского страхования, пенсионный фонд, уплачиваемый предприятиями, организациями и гражданами и используемый на выплаты пенсий и различных пособий.
2. Методы распределения и использования денежных средств:
Финансирование – безвозмездный и безвозвратный отпуск денежных средств на содержание всей социальной сферы, инвестиции, оборона, управление. Финансирование осуществляется за счет как централизованных, бюджетных и внебюджетных фондов, так и децентрализованных фондов, в соответствии с различными государственными программами. Этот метод применяется в отношении государственных организаций.
Кредитование служит использованию денежных средств на условиях возвратности, возмездности, срочности, имеет целевое назначение, а так же за них взимается определенный процент. Этот метод может применяться как в отношении государственных, так и в отношении частных организаций.
К другим методам данной группы относятся:
§2.2. способы контроля, за осуществлением методов финансовой деятельности государства
В первую очередь контроль можно определить, как одну из разновидностей финансовой деятельности государства. Государство мобилизует, распределяет и расходует средства, и эффективность выполнения тех или иных задач государством во многом зависит от правильного, четко спланированного контроля. Поэтому использование любым государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля, за ходом выполнения этих задач.
Контроль, за осуществлением методов финансовой деятельности государства воплощается в жизнь следующими способами:
1. Проверки проводятся на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Их имеют право проводить налоговые органы. Они включают в себя:
Аудит операций с денежными средствами
... аудиторской проверки кассовых операций и операций по счетам в банках, определение процедур проведения проверки операций с денежными средствами и последовательность их составления. 1. Аудит кассовых операций В ходе аудита кассовых операций ... РФ от 24.03.2000 г. № 31н). План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утв. Приказом МФ ...
Круг лиц, на которых распространяется проверка, ограничивается не только налогоплательщиками (как юридическими лицами, так и гражданами).
Так же сюда относятся и налоговые агенты (т.е. лица, несущие обязанность начислять, удерживать и перечислять налог в бюджет вместо налогоплательщика), банки, кредитные учреждения, ответственные за кассовое исполнение бюджета, нотариусы, обязанные предоставить информацию о стоимости имущества и др. Проверке подвергаются денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы, которые связаны с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет. Проверки бывают комплексные и тематические. Комплексные проводятся в плановом порядке (не реже 1 раза в год), а так же при ликвидации предприятия или его банкротстве.
Тематические проверки проводятся по заданиям вышестоящих налоговых органов на основании оперативной информации, предоставленной органами налоговой полиции или иными правоохранительными органами, в ходе встречных проверок. В ходе тематических проверок исследуются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности, порядок бухгалтерского учета отдельных операций и т.п.
Проверки проводятся на основании письменного поручения начальника налогового органа. Перед началом проверки инспектор предъявляет руководителю предприятия данное поручение и служебное удостоверение. Исходящие данные поручения отражаются в акте проверки. Проведение проверки вне проверяемого субъекта или без надлежащим образом оформленного поручения влечет недействительность решения, принятого по результатам проверки.
2. Наблюдение, оно направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.
3. Обследование, оно проводится путем анкетирования, опросов, различных аналитических приемов.
4. Ревизии – это основной способ контроля. Их классификация., По содержанию:
По времени: По обследуемому периоду деятельности ревизии: По объему ревизуемой деятельности: По окончании ревизии члены комиссии составляют акт – документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, проводившими ревизию, проверку, руководителем и главным бухгалтером организации, в которой проводилась проверка. При наличии возражений или замечаний по акту руководитель или главный бухгалтер приобщают к нему свои замечания и возражения. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявления нарушения финансовой дисциплины, причины, повлекшие данные нарушения, а так же виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации нарушений и меры ответственности виновных должностных лиц.
и т.д……………..