Финансовое право как отрасль российского права

Содержание скрыть
Финансовое право как отрасль российского права 1

Московская Государственная

Юридическая

Академия

финансовое правО

РОсСИИ

Ерофеев Андрей

3 курс 4 группа ЗФОЦП

Москва ’98

ТЕМА 1. Финансовое право как отрасль российского права.

1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ, ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА.

Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.

Финансы по своей сути представляют одну из экономических категорий, используемых в современных государствах с различными общественно-политическим строем. К таким категориям относятся также — деньги, прибыль, себестоимость.

Существование финансов связано с товарно-денежными отношениями.

ФИНАНСЫ РФ — это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей .

По своему материальному содержанию финансы представляют денежные фонды, а их совокупность — финансовые ресурсы страны, которые отражаются в свободном финансовом балансе по территории РФ.

Однако сущность финансов раскрывается через содержание тех общественных отношений, которые возникают в связи с их функционированием.

распорядительная

Распорядительная функция

Однако эффективной реализации функций и регулирующей роли финансов препятствуют кризисные явления в экономике страны. Они выражаются в бюджетном дефиците, падении покупательной способности рубля, угрозе гиперинфляции, необоснованном росте денежной массы, низком уровне финансовых вложений в развитие производства, науки и социальной сферы, неэффективности налогового и кредитного механизмов как стимуляторов производственной деятельности и др.

Финансовая система, Эту систему составляют:

  • бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральными, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;
  • внебюджетные целевые фонды;
  • финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • имущественное и личное страхование;
  • кредит (государственный и банковский).

Эти звенья существуют как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Функционирование финансовой системы обеспечивается

Создаются разнообразные внебюджетные целевые фонды подобно тем, что имеют широкое распространение в других странах. Уже не существует государственной монополии на имущественное и личное страхование, банковский кредит.

централизованными

Централизованные, Децентрализованные, Внебюджетные целевые фонды, Финансы предприятий

Кредит выражается в привлечении и аккумуляции в кредитные ресурсы свободных средств государства, юридических и физических лиц, предоставляемых на принципе возвратности.

Государственный кредит

Банковский кредит — отношения по образованию в распоряжении банков денежных фондов (кредитных ресурсов) в результате использования хранящихся на их счетах временно свободных средств и предоставлению этих ресурсов на началах возмездности и возвратности юридическим и физическим лицам на производственные, социальные нужды.

Финансовая деятельность государства, Главной целью этой деятельности, Содержание этой деятельности

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий.

Воздействие государства на социально-экономические процессы так же осуществляется путем — предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании, предоставлении отсрочек по налоговым платежам.

финансирование

2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РФ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

3. МЕСТО ФИНАНСОВОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВА.

Финансовое право

Отношения между:

  • РФ, ее субъектами и местными административно-территориальными единицами;
  • финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой;
  • государственными фонансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных денежных фондов и ресурсов;
  • государственными предприятиями, организациями и их вышестоящими органами государственного управления ;
  • финансово-кредитными органами, с одной стороны и юридическими и физическими лицами;
  • финансово-кредитными органами, с одной стороны и физическими лицами — с другой — платежи в государственные денежные фонды.

К предмету относятся, Предмет финансового права, Основной метод финансово-правового регулирования

рекомендации

Финансовое право тесно соприкасается с конституционным и административным правом.

Также тесно связано и с гражданским правом, поскольку его предметом является не только имущественные, но и денежные отношения.

4. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА.

Система финансового права

Общая

Общей части

Особенная часть

В Особенной части сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  • а) государственной бюджетной системы;
  • б) внебюджетных государственных и муниципальных фондов;
  • в) финансов государственных предприятий;
  • г) государственных доходов;
  • д) государственного кредита;
  • е) государственного страхования;
  • ж) государственных расходов;
  • з) банковского кредитования;
  • и) денежного обращения и расчетов;
  • к) валютного регулирования.

Источники финансового права, Главный источник

Федеральный Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 10.10.91 г., «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.91 г.

5. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ, ЕЕ СТРУКТУРА. ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ.

Финансово-правовые нормы, Содержание

Содержание обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений (вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет).

Финансово-правовая норма, Обязывающие нормы, Устанавливающие нормы

материальными

Материальные, Процессуальные

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы, конкретное условие на право совершения определенного действия — обязанность уплатить предприятию а государственный бюджет налог на прибыль, но если это предприятие расчетный счет и самостоятельный баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль.

Диспозиция

САНКЦИИ — определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства.

6. ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ.

Финансовое правоотношения, Основная особенность, Следующая особенность, Финансовое правоотношение

Возникают при определенных действиях — Действия — юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Такие факты — утверждение финансово-плановых актов. В этих планах выражены права и обязанности участников правоотношений.

Например, извещение налогоплательщику со стороны налогового органа о необходимости уплаты определенной суммы налога.

События — это обстоятельства, не зависящие от воли людей. Например, рождение ребенка у гражданина, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношение по поводу налоговых платежей.

классификацию

  • бюджетные;
  • налоговые;
  • по поводу организации финансов государственного предприятия;
  • организации государственного страхования.

материальными

материальные

процессуальных

Субъекты финансового права:

  • общественно-территориальные образования — РФ и ее субъекты, города, районы и т.п.;
  • коллективные субъекты — государственные и общественные организации, органы государственной власти и управления, предприятия, коммерческие организации;
  • индивидуальные субъекты — граждане.

    Тема 2.

Бюджетное право РФ.

1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА. БЮДЖЕТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ, КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ, МИНИМАЛЬНЫЕ, ИХ ВИДЫ.

Ст. 6 Бюджетного Кодекса определяет бюджетформа образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления .

Из учебника — БЮДЖЕТ представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда разного уровня, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом .

как экономическая категория

В материальном смысле

Утвержденный в установленном законом порядке бюджет выступает как основной государственный финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт местного уровня.

Универсальный финансовый план, так как его показатели охватывают практически все области и сферы экономического и социального развития. Утверждаются бюджеты ежегодно и действуют с 1 января по 31 декабря. Однако в 90-ых годах составляются не только годовые, но и квартальные бюджеты — инфляционные процессы и кризисные явления вынуждают.

Местный (самостоятельный) бюджет формируется на уровне районов, городов, районов в городах, сел, поселков, других административных образований.

На территории РФ ежегодно составляются консолидированные бюджеты.

Ст. 6 БК РФ

Такой бюджет включает в себя бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней — бюджеты городов, районов, областей, краев и т.д.

Значение такого бюджета

В условиях перехода к рыночным отношениям бюджеты в РФ стали сводиться с дефицитом, разбалансированность расходов и доходов свидетельствует о негативных явлениях в экономике. Хронический и постоянно растущий дефицит бюджетных средств ведет к росту государственного долга, усиливает инфляцию, сокращает реальные доходы населения, уменьшает платежеспособность.

Но, однако есть и дефициты в других странах — США, Япония, ФРГ. Поэтому задача государства — не составление бездефицитного бюджета, а контроль за этим дефицитом, установление его пределов, допустимых в условиях стабильной рыночной экономики.

минимальный бюджет

Бюджет — это единственный источник денежных средств, находящихся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти.

2. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА. ЕГО ИСТОЧНИКИ.

3. ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

Нормы права регулирующие возникающие при использовании бюджета отношения образуют один из разделов финансового права — бюджетное право РФ.

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВА — совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России .

Эти отношения — предмет бюджетного права. Отношения, которые возникают:

  • с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;
  • с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разного уровня;
  • с разграничением бюджетной компетенции между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления;
  • с организацией бюджетного процесса, т.е.

установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов;

  • с организацией контроля за исполнением бюджетов.

бюджетными правоотношениями

Ст. 1 БК РФ Правоотношения

бюджетным правоотношениям

  • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга ;

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением .

Источниками

Субъекты бюджетных правоотношений делят на три группы:

1) государство, национально-государственные и административные образования (РФ, ее субъекты);

2) представительные и исполнительные органы государственной и местной власти (Правительство РФ, Правительства республик, министерства и т.п.);

3) государственные и муниципальные организации (предприятия, учреждения).

Не являются субъектами бюджетного права — негосударственные организации и граждане

Особенность бюджетных правоотношений

4. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РФ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.

5. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ. ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ.

бюджетным устройством

Ст. 6 БК РФ.

Бюджетная система

Россия — федеративное государство, отсюда вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее субъектов. Исходя из особенностей государственного и административно-территориального устройства РФ, ее бюджетная система представлена следующими видами бюджетов ст. 10 БК:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты административно-территориальных образований.

Каждая группа включает в себя самостоятельные звенья бюджетной системы РФ в целом. Бюджеты действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. В законодательстве они представлены по уровням их формирования.

Каждый бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих соответственно федеральное, республиканское, областное, краевое, окружное или местное значение.

Вторым элементом, Перечень принципов бюджетной системы

единства бюджетной системы

разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

самостоятельности бюджетов

полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов

сбалансированности бюджета

эффективности и экономности использования бюджетных средств

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

гласности

достоверности бюджета

адресности и целевого характера бюджетных средств

Распределение доходов и расходов в бюджетной системе должно быть подчинено решению:

Во-первых, Во-вторых, Распределительный процесс доходов и расходов

централизованного регулирования

максимально возможного сбалансирования бюджетов

подведомственности и значимости финансируемых объектов (мероприятий)

территориальности в зачислении доходов

5) самостоятельности власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в распределении отдельных видов доходов — российское законодательство определяя виды доходов, поступающих в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, оставляет за органами представительной власти субъектов РФ право определять порядок распределения отдельных видов доходов между своим бюджетом и нижестоящим бюджетом.

во-первых

Закрепление доходов за бюджетами, Субвенция

СУБСИДИЯ — это бюджетные средства, выделяемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на финансирование определенных мероприятий и предполагающая долевое участие нижестоящих бюджетов в этом финансировании.

бюджетных

6. СТРУКТУРНЫЕ ЧАСТИ БЮДЖЕТА: ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, ОБОРОТНАЯ КАССОВАЯ НАЛИЧНОСТЬ.

БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ, ЦЕЛЕВЫХ ДОХОДОВ.

КЛАССИФИКАЦИЯ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ.

РАСХОДЫ ТЕКУЩИЕ, РАЗВИТИЯ, ЗАЩИЩЕННЫЕ СТАТЬИ РАСХОДА.

ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ РФ, ИХ ПЕРЕЧЕНЬ.

Раздел II Бюджетного Кодекса — Доходы бюджетов.

Общие положения о доходах бюджетов

Ст. 41Виды доходов бюджетов .

1. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. В доходы текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

налоговым доходам

неналоговым относятся доходы

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг;
  • оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов самоуправления;
  • средства полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • иные налоговые доходы.

В ст. 42 , 43 , 44 , 45 , 46 описывается подробно о сути этих доходов.

В ст. 47 определено — Собственные доходы бюджетов .

1. Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.

2. К собственным доходам бюджетов относятся:

  • налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
  • неналоговые доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг;
  • оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов самоуправления;
  • средства полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • иные налоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

3. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

В ст. 48 определены — Регулирующие доходы бюджетов.

Регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50 процентов от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

Далее глава 7 определяет доходы федерального бюджета статьи 49-54.

Глава 8 определяет доходы бюджетов субъектов РФ и глава 9 доходы местных бюджетов.

Доходы поступающие в бюджеты разного уровня, можно классифицировать по социально-экономическому признаку , порядку и условиям зачисления , юридическим формам .

По социально-экономическому признаку

Необходимость деления доходов вызывается существенными различиямисамих источников этих доходов.

По порядку и условиям зачисления доходы можно классифицировать на закрепленные, регулирующие, дотации и субвенции, собственные и заемные.

Закрепленные доходы, Регулирующие доходы

заемные средства

налоговые

РАСХОДЫ.

Расходы находятся в тесной связи с доходами. Основные направления расходов бюджетной системы РФ:

1) расходы на финансирование народного хозяйства;

2) расходы на финансирование государственных и муниципальных программ и инвестиций;

3) расходы на финансирование социально-культурных мероприятий;

4) расходы на финансирование фундаментальных научно-технических исследований, государственных и муниципальных научно-технических программ;

5) расходы на оборону;

6) расходы на содержание органов государственной и муниципальной власти, правоохранительных органов, судов, прокуратуры;

7) расходы на внешнеэкономическую деятельность;

8) расходы, связанные с выплатой разного рода пособий и компенсаций гражданам;

9) расходы по выплате дотаций и субвенций.

Бюджетная система РФ разделяет расходы на две части: текущие расходы и расходы бюджета развития. Бюджет развития включает расходы на инвестиционную и инновационную деятельность. В бюджет текущих расходов включаются расходы на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования и т.п.

В основе всего этого деления лежит экономическая нестабильность. Расходы бюджета развития финансируются во вторую очередь, полнота их обеспечения зависит от выполнения плана поступлений доходов в бюджетную систему. Именно на расходы развития ложится основная нагрузка бюджетного дефицита.

Раздел III Кодекса определяет расходы бюджетов .

Ст. 65Формирование расходов бюджетов . — базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

Статья 66 Определяет Составные части расходов бюджетов: текущие и капитальныекапитальные расходы обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность (ст. 67 ).

Текущие расходы, Бюджетная классификация

Ст. 18 БК

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ .

Ст. 19 БК

Бюджетная классификация

* классификацию доходов бюджетов РФ;

  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Ст. 20 БК — Классификация доходов бюджетов РФ .

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Ст. 114 БК — Состав государственных внебюджетных фондов РФ

* Пенсионный фонд РФ;

  • Фонд социального страхования РФ;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Государственный фонд занятости населения РФ.

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, СТАДИИ И ПРИНЦИПЫ.

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС — это регламентируемая законом деятельность органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов .

Формирование бюджетов, Исполнение бюджета

Заключительный этап составление и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.

В БК четко изложены эти этапы.