Бюджетное регулирование экономики страны

В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. В целом его можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования.

В современных условиях проблема формирования эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом на субфедеральном уровне и ее реализации на практике приобретает особую значимость, поскольку финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при финансовом благополучии ее территорий. Эффективная бюджетная политика в регионах и на местах позволит на деле обеспечить финансовую самостоятельность, получение населением достаточного объема общественных благ, доходную самодостаточность и ответственность субъектов Федерации.

Объектом исследования является весь бюджетный процесс, включающий в себя бюджетно-налоговое право, бюджетную систему и бюджетный механизм.

Предмет исследования — финансово-правовые отношения при формировании бюджетной политики.

Целью данной работы является построение понятия бюджетной политики страны и, в частности, описание процесса бюджетного регулирования экономики.

Для достижения цели были сформулированы

Современная бюджетная система требует разработки механизмов реализации таких направлений реформирования, как реструктуризация бюджетных расходов, переориентация бюджетных отношений, оптимизация доходной части бюджетов, совершенствование бюджетного устройства, бюджетных процедур и управления бюджетным процессом, построение эффективной системы межбюджетных отношений. В данной работе будет представлено общее описание указанных направлений, а также объяснена необходимость их реформирования.

В первой части данной работы определена сущность бюджетной политики и сформулированы принципы ее формирования.

Во второй — выполнено описание современной бюджетной политики России, выявлены основные проблемы в формировании бюджетной политики.

В третьей части представлены мероприятия по повышению эффективности бюджетной политики.

Методологической основой работы являются законы РФ, руководящие документы по развитию отрасли, нормативные акты и документы, касающиеся рассматриваемой темы.

ЧАСТЬ 1

БЮДЖЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Одним из важнейших направлений экономической политики государства является его финансовая политика, так как достичь успехов в построении экономически сильного и стабильного общества можно лишь при успехах в финансовой политике.

14 стр., 6831 слов

Курсовая — Промышленная политика государства, ее основные направления

... Определить цели и задачи промышленной политики России. 5. Определить принципы и направления промышленной политики РФ. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения. Промышленная политика – это совокупность мер государственно-правового регулирования деятельности ...

Одной из главных составных частей финансовой политики, во многом определяющей экономический курс развития государства, является бюджетная политика. Именно бюджетная политика, в которой отражаются интересы государства, функции государства, требующие для решения поставленных задач бюджетных средств, занимает ведущее место в экономической политике страны, ее концепция формирует и налоговую, и инвестиционную политику.

Таким образом, под бюджетной политикой государства понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетная политика характеризуется тем, что:

На всех этапах экономического развития стратегическая цель бюджетной политики — это обеспечение финансовой и социальной стабильности в государстве. И для этого требуется следующее: Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Нельзя сводить бюджетную политику только к бюджетному процессу, хотя это наибольшая по объему и важности работа. Закон должен четко определить функции исполнительной и законодательной ветвей власти в бюджетном процессе, функции субъектов Федерации, принципы бюджетного федерализма, права и обязанности субъектов бюджетного процесса и т.п.. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в доле федерального бюджета из общей суммы консолидированного бюджета, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета.

В соответствии с экономическими целями, уровнем развития экономики и ее состоянием, правительство страны определяет для себя приоритетные задачи бюджетной политики: повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы. Согласно поставленным задачам, происходит регулирование государственного бюджета.

Бюджетная политика имеет три основных функции:

Главные направления бюджетной политики государства: Основными критериями эффективности бюджетной политики считаются уровень собираемости бюджетных доходов (в том числе налогов), уровень выполнения бюджетных обязательств, величина бюджетного дефицита (профицита) и скорость роста (сокращения) государственного долга.

Итак, под бюджетной политикой государства понимается политика государственных расходов, налоговых ставок и государственных займов. Она имеет свои цели, задачи, функции, направления деятельности и критерии эффективности этой деятельности.

9 стр., 4038 слов

Влияние мирового финансового кризиса на фискальную политику Российского ...

... дороги и мосты, у нас главный акцент делается на строительство жилья. Видимо до финансового кризиса, который ... или 3% ВВП. Большое влияние антикризисные мероприятия оказывают на размер бюджетного дефицита страны. В России ... по стимулированию развития малого бизнеса и поддержке инновационной активности в экономике. Государство планирует вкладывать средства в создание бизнес-инкубаторов, гарантийных и ...

1.2. Принципы формирования бюджетной политики

Бюджетная политика, будучи комплексной, самостоятельной организационно-финансовой категорией управления, имеет свои субъекты и объект. Субъектами бюджетной политики выступают государственные (муниципальные) законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, разрабатывающие, утверждающие, контролирующие и реализующие на практике принятую бюджетную политику, а также непосредственные исполнители бюджетов всех уровней власти по доходам и расходам (налогоплательщики — физические и юридические лица, распорядители бюджетных кредитов и бюджетополучатели).

В качестве объекта бюджетной политики следует считать весь бюджетный процесс, включающий в себя бюджетно-налоговое право, бюджетную систему, систему бюджетов и бюджетный механизм. Названные относительно самостоятельные организационно-финансовые категории выступают одновременно структурными элементами единого бюджетного процесса, каждый из которых призван выполнять свои функции и задачи в рамках принятой бюджетной политики.

Как организационно-финансовая категория бюджетная политика строится на следующих принципах:

Перечисленные принципы являются основополагающими требованиями, которых следует придерживаться при построении рациональной бюджетной политики в стране.

1.3. Типизация бюджетной политики

До сих пор не разработана подробная, расширенная типизация или видовая классификация бюджетной политики. Существующие типизации чаще всего ограничиваются выделением стратегии и тактики федеральной и региональной бюджетной политики. Однако это более многоплановое понятие. Содержание бюджетной политики наиболее полно раскрывается в детализации ее на разноплановые типы, виды и формы реализации на основе соответствующих критериев.

1. По масштабности и долговременности целей и задач различают стратегическую долговременную (на срок от трех и более лет) и тактическую текущую составляющие общей бюджетной политики. Стратегия и тактика должны взаимодополнять и развиваться, а не противоречить друг другу, как это наблюдалось в России на протяжении 90-х годов. Если тактические цели и задачи постоянно меняются, оставаясь до конца не решенными, или противоречат общей стратегии, то вряд ли можно ожидать от такой бюджетной политики значимых результатов, экономического и социального эффекта.

2. В зависимости от приоритетов в области управления бюджетным процессом необходимо выделять следующие типы бюджетной политики: доходный, расходный, контрольно-регулирующий и комбинированный.

Доходный тип бюджетной политики характеризуется тем, что в управлении бюджетным процессом и в бюджетном механизме его реализации во главу угла ставится доходная часть бюджетной системы. Планирование, организация и исполнение бюджетов сконцентрированы пре имущественно на доходах и ведутся от доходов, под объем которых подстраиваются бюджетные расходы и контрольно-регулирующие задачи. В налоговой политике, как основной части политики бюджетной, подобный подход проявляется в приоритете максимально возможного увеличения любыми средствами доходов бюджета в текущем плане и зачастую в ущерб стратегическим интересам экономики страны, регионов и налогоплательщиков.

23 стр., 11244 слов

Контрольная работа: Инвестиционная политика государства в современной экономике

... инвестиционной политики. Целью контрольной работы является определение сущность и роль инвестиционной политики государства в современной экономике. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: раскрыть сущность и экономическое содержание инвестиционной политики государства; показать основные направления инвестиционной политики в ...

Расходный тип бюджетной политики основан на подчинении доходов, бюджета его расходам. Стратегия и тактика бюджетного планирования, регулирования и контроля сконцентрированы на расходной части бюджетов. В первую очередь определяется объем общественных услуг, выраженных через объем государственных (муниципальных) расходов, а затем под эти показатели подводится соответствующий объем доходных источников с учетом конкретной социально-экономической ситуации в стране и перспектив ее развития. Такой подход вытекает из основ ной цели бюджета и бюджетной политики — доставлять обществу максимум благ (услуг) и из логики рыночных отношений: товар (услуга) — деньги (налоговые платежи), если придерживаться общепринятого пони мания государства как коллективного хозяйствующего макросубъекта, оказывающего обществу разнообразные услуги за соответствующую плату. Однако следует отметить, что эффективность бюджетной политики расходного типа тем выше, чем стабильней экономика страны, когда поиск дополнительных доходных источников составляет второстепенную задачу.

Контрольно-регулирующий тип бюджетной политики строится на максимально возможном использовании государством контрольно-регулирующих свойств бюджета, государственных расходов и заказов, налогов и налоговых методов (льгот, санкций и т.д.), зачастую в ущерб основному предназначению бюджета и цели бюджетной политики — максимальному (на конкретном этапе) обеспечению общества коллективными услугами высокого качества на основе поступательного развития рыночной экономики. Такой политике присущи чрезмерное увлечение регулированием и регламентированием экономики, государственными заказами, налоговыми льготами и санкциями, расширением государственной (муниципальной) собственности на сферы деятельности, традиционно выполняемой частным сектором, распространением жесткого государственного контроля на деятельность, не являющуюся исключительно бюджетной, и т. д. Элементы рассматриваемой политики не единожды применялись и применяются в России в течение последнего десятилетия. Это не случайно, поскольку контрольно-регулирующая бюджетная политика в отрыве от других ее типов обусловлена, как правило, слабостью выполнения бюджетом своих основных функций — образования и использования централизованных фондов денежных средств, проведением государством жесткой политики высоких налогов, влекущей за собой массовое уклонение от уплаты налогов и уход легальной экономики в разряд теневой. Не меняя по сути элементов бюджетного процесса и бюджетного механизма, государство пытается возместить потери, связанные с недостатками выполнения бюджетной системой своих функций, контрольно-регулирующими мерами. Целью бюджетного регулирования и контроля становится не создание необходимых условий для нормального функционирования бюджетного процесса, а поиск способов искусственного вмешательства в экономику для поддержания равновесия доходов и расходов.

Каждый из рассмотренных типов бюджетной политики в отдельности имеет свои недостатки. Кроме того, в реальной жизни сложно провести четкие границы между ними. Поэтому более эффективной и сбалансированной является комбинированная бюджетная стратегия и тактика (с преобладанием одного из первых трех типов), нацеленная на реализацию в комплексе всех функций бюджета и достижение на этой основе значимого экономического и социального результата. Такую политику можно назвать по-другому равновесной бюджетной политикой, потому как она направлена на обеспечение равновесного соотношения всех функций бюджета, интересов государства, налогоплательщиков, пользователей государственными услугами и общества в целом. Поэтому одна из важнейших задач государства — разработка концепции и механизмов реализации эффективной, сбалансированной комбинированной бюджетной стратегии и тактики.

Комбинированная (равновесная) бюджетная политика ориентирована на создание необходимых и достаточных условий для развития рыночной экономики, на увеличение количества и качества предоставляемых государством (муниципалитетами) услуг, на обеспечение органов власти всех уровней достаточными и стабильными собственными доходами на основе роста легальных объемов производства, потребления и доходов субъектов, активизации инвестиционной деятельности и повышения контрольно-регулирующей эффективности бюджетного механизма.

Основными направлениями реализации такой бюджетной политики могут быть разработка и внедрение научно обоснованных государственных социальных стандартов, упорядочение системы государственных заказов, повышение доли инвестиционной составляющей в общих государственных (муниципальных) расходах, сокращение неэффективных расходов, оптимизация общего налогового бремени и ставок основных налогов, рационализация состава и структуры налоговой системы и налоговых льгот, создание эффективных механизмов распределения расходных и доходных полномочий между бюджетами различных уровней и межбюджетного регулирования на базе адекватного России бюджетного федерализма.

3. В зависимости от стратегической направленности бюджетного регулирования следует различать стимулирующую и сдерживающую бюджетную политику. При этом под бюджетным регулированием мы понимаем не только межбюджетное регулирование, но и все прочие формы регулирующей деятельности государства в бюджетной сфере — распределение доходных и расходных полномочий между бюджетами различных уровней, налоговое регулирование во всех его проявлениях, регулирование экономики и социальной сферы через систему государственных расходов (заказов, программ и т.п.).

Сдерживающая политика типична для стран с развитой рыночной экономикой, где применяется с целью предотвращения кризисов перепроизводства отдельных видов продукции, недопущения переинвестирования отдельных отраслей экономики и т.д. В современной России речь может идти о стимулирующей бюджетной политике в товаропроизводящей сфере в сочетании с использованием элементов политики сдерживания инфляции.

4. По территориальному признаку бюджетную политику условно можно разделить на федеральную, региональную и местную. Условность такого деления объясняется тем, что региональные и местные органы власти в России не наделены пока еще такими бюджетно-налоговыми полномочиями и правами, которые позволили бы в полной мере проводить им самостоятельную бюджетную политику.

5. По признаку предметной специализации в составе различных типов бюджетной политики можно выделить налоговую, социальную, инвестиционную, выравнивающую и другие виды бюджетной политики.

Проведенные выше типизация и классификация бюджетной политики имеют не только теоретическое, но и в большей степени практическое значение. Для того чтобы глубоко проанализировать и дать объективную оценку проводимой в стране бюджетной политики, можно использовать предложенные ранее критерии, а результаты оценки положить в основу разработки приоритетов, конкретных путей и механизмов по строения и реализации бюджетной политики.

2.1 Налоги и их роль в обеспечении экономического развития

Перед российским правительством и органами власти субъектов Российской Федерации стоит важнейшая задача создания такого налогового режима, который, с одной стороны, обеспечит полный и своевременный сбор налогов, необходимых и достаточных для финансирования государственных расходов, а с другой стороны, создаст благоприятные условия для стабилизации экономики, развития производства и роста благосостояния граждан.

Поэтому необходимо оценить динамично ли развитие экономики, растут ли так быстро доходы, что страна не успевает их расходовать, на самом ли деле так хорошо профинансирована бюджетная сфера, что поступающие доходы оказываются избыточными с точки зрения целесообразности увеличения расходов. Анализ опыта функционирования бюджетных систем в разных странах показывает, что принцип сбалансированности доходов и расходов бюджетов реализуется, как правило, без профицита. Абсолютные и относительные величины дефицита или профицита бюджетов России отражают качество работы по реализации установленного Бюджетным кодексом принципа сбалансированности бюджетов, т. е. равенства доходов и расходов, покрытия планируемых расходов мобилизуемыми в бюджет доходами. В ситуации динамичного экономического роста и повышения эффективности производства рост доходов производителей продукции и услуг является основой увеличения доходов бюджетной системы, а значит, и расходов бюджетов, изменения их структуры в соответствии с приоритетами бюджетной политики. Абсолютный рост доходов бюджета становится базой постепенного сокращения бюджетной нагрузки на экономику (относительное снижение доли бюджетных доходов в объеме ВВП).

В такой ситуации в абсолютном выражении растут и расходы.

В бюджетной практике России с 2000 г. ежегодно предусматривается растущий профицит (таблица 1).

Поступление налогов существенно улучшилось.

Таблица 1. Доходы, расходы, дефицит/профицит федерального бюджета (в % к ВВП)

Год Доходы Расходы Дефицит (-) Профицит (+)
1992 15,8 18,9 -3,1
1993 14,9 20,5 -5,5
1994 13,4 23,4 -10,0
1995 15,1 17,9 -2,8
1996 14,9 18,6 -3,7
1997 13,9 17,6 -3,7
1998 11,9 17,2 -5,3
1999 12,9 14,0 -1,1
2000 16,0 14,6 1,4
2001 17,6 14,7 2,9
2002 19,4 17,8 1,5
2003 18,5 18,0 0,5
2004 17,9 17,4 0,5
2005 17,8 16,3 1,5

Прежде нередко ситуация складывалась очень тяжелая. Относительно объема ВВП дефицит федерального бюджета в 1994 г. достиг максимума (10,5%).

В этот период наблюдался глубокий спад производства, который сопровождался резким снижением рентабельности производства, ростом процентных расходов, низкой доходностью местных бюджетов и неудовлетворительной собираемостью налогов вследствие развития бартерной формы расчетов.

Впоследствии Правительство России сумело воспользоваться благоприятной бюджетной ситуацией для проведения комплексной реформы налоговой системы, а также ряда институциональных реформ, призванных улучшить процесс выработки финансовой политики и управление государственными расходами.

При проведении реформы налоговой системы в последние годы в области совершенствования налоговой системы и снижения налогового бремени на экономику произошли большие изменения. Многие ставки налогов были значительно снижены, а их налоговая база — расширена. Это было наиболее важным вкладом органов власти в обеспечение устойчивого роста экономики в период после 1998 г. Начиная с 2000 г. федеральный бюджет составлялся так, чтобы быть профицитным даже при консервативных оценках цен на нефть.

и т.д……………..