Автоматизация бюджетирования

23

Список использованных источников

24

Введение

Сегодня бюджетирование – одно из ключевых средств достижения стратегических целей компании. Используя годовые и оперативные бюджеты, топ-менеджмент может точно анализировать и прогнозировать развитие бизнеса. Автоматизация бюджетирования и управленческой отчетности призвана упростить и повысить эффективность этой деятельности.

Составление бюджета и автоматизация отчетности позволяет предприятию максимально эффективно использовать имеющиеся и привлекаемые ресурсы, выгодно использовать рыночные колебания, избежать неблагоприятных ситуаций. В современных условиях осуществление такого сложного процесса как бюджетирование требует использования современных инструментов по автоматизации бюджетирования и управленческой отчетности. Если небольшие предприятия могут обойтись возможностями Excel или Access, то крупным компаниям необходим специальный инструментарий – комплексные системы бюджетирования и автоматизация составления отчетности. «Микротест» предлагает использовать для этих целей ведущие программные средства – SAP SEM, Microsoft Dynamics AX, IBM Cognos 8 Planning, 1С: Консолидация 8.

Важно знать, какого рода автоматизация требуется конкретной компании. Важно создать надежную и достоверную систему оценки исполнения разных бюджетов разных уровней.

Цель работы: рассмотреть теоретические и методологические основы автоматизации бюджетирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить

Объектом работы является процесс автоматизации бюджетирования.

Во введении определена актуальность выбора темы курсовой работы.

В первой главе работы рассмотрены теоретические и методологические основы автоматизии бюджетирования.

Во второй главе работы рассмотрен пример составления бюджета общепроизводственных расходов.

Предметом исследования работы является совокупность методологических, теоретических и практических вопросов по процессу автоматизации бюджетирования. Исследование строилось на основе анализа действующих нормативных положений по тематике курсовой работы, изучении экономической литературы

Глава 1. Теоретические и методологические основы автоматизации бюджетирования

1.1. Предпосылки, сфера применения и принципы автоматизации управления затратами на предприятии

В связи с недостаточным уровнем компьютеризации формирования и ведения нормативной базы, ее локальностью по видам расчетов, отсутствием или недостаточным уровнем компьютеризации первичного оперативного учета затрат на производство, несоответствием по времени, учетным единицам и точности управленческого (производственного) и бухгалтерского учета оперативно контролировать и регулировать уровень затрат на производство очень трудно. Необходимо также, чтобы расчеты по управлению затратами были включены в общую информационную, программную, техническую и организационную систему управления предприятием.

Все сказанное позволяет сделать вывод о необходимости увеличения уровня компьютеризации при управлении затратами на базе современных технических средств сбора, передачи, накопления, обработки и использования информации на всех стадиях жизненного цикла товара (продукции или услуги): «исследование – проектирование – производство – реализация».

Предпосылки для этого имеются. Это наличие высокопроизводительных и достаточно надежных средств формирования, сбора, передачи, обработки и отображенияуправленческой информации; соответствующих экономико-математических методов прогнозирования, моделирования, планирования, учета и регулирования хода производственного процесса и его обеспечения; потребности в коренном улучшении прогнозирования и регулирования уровня затрат на предприятии, т.е. в управлении затратами; квалифицированных кадров, обладающих опытом компьютеризации задач управления.

При подготовке к компьютеризации управления каким-либо процессом, в том числе и к компьютеризации задач по управлению затратами, возникает желание максимально увеличить число компьютеризированных задач (расчетов), при этом наблюдается тенденция концентрации расчетов на верхних уровнях управления, что приводит к некоторой информационной перегрузке одних уровней управления и к недостатку необходимой информации на других уровнях управления и, в конечном счете, к снижению эффективности всей системы управления.

С учетом изложенного четкое определение сферы компьютеризации затратами необходимо.

Под определением сферы компьютеризации управления следует понимать отнесение расчетов, реализующих те или иные функции управления, к одному из двух классов задач:

1) требующих компьютеризации в первую очередь;

2) требующих компьютеризации во вторую очередь либо вообще не требующих или не поддающихся компьютеризации.

Чтобы обосновать отнесение задач управления затратами к указанным классам необходимо выбрать и обосновать признаки классификации.

Исследования, проведенные авторами, и практика компьютеризации задач по управлению затратами показали, что основными признаками классификации целесообразно считать:

  1. трудоемкость расчетов;
  2. стоимость расчетов;
  3. обеспечение информационного и алгоритмического сопряжения смежных задач управления затратами и системы управления предприятия в целом;
  4. обеспечение оперативности управления затратами и ее соответствие динамике процесса производства и управления в целом;
  5. точность расчетов;
  6. возможность реализации новых задач управления.

Задачи по управлению затратами многовариантны, они решаются на основе большого числа взаимодействующих, а подчас и противоречивых факторов, которые порождают множество различных вариантов решений и схем управления. Применять принцип оптимума не всегда целесообразно из-за его сложности и специальных требований, поэтому при определении сферы компьютеризации необходимо задачи, относящиеся к первому классу (требующие компьютеризации), разделить на два подкласса: поддающиеся формализации и требующие оптимизации; не поддающиеся формализации и не требующие оптимизации.

Основной признак задач первого подкласса – мног овариантность.

Выбрать наилучший вариант – задача часто невозможная при ручных методах расчета, в то же время есть задачи, не требующие нескольких вариантов расчета, т.е. решаемые методом прямого расчета.

Чтобы решать оптимизационные задачи большой размерности (а задачи по управлению затратами информационноемкие), необходимо использовать специальные экономико-математические методы, поэтому их наличие есть второй признак классификации. Примером задачи, требующей использование экономико-математических методов, может служить прогнозирование затрат на выпуск продукции. Методы ее решения многообразны, например, имитационное моделирование экономических процессов.

В результате классификации задач управления затратами по данной методике выявлено, что большинство задач требуют компьютеризации, в меньшей мере требуют непосредственной компьютеризации задачи (функции) непосредственного принятия управляющих воздействий, так как они выполняются человеком, но на основе информации, полученной с использованием компьютеров.

Предварительное определение сферы компьютеризации повысит эффективность системы за счет более рационального использования технических средств и методов управления затратами.

Управление затратами на предприятии – часть единого процесса управления предприятием, но в частном случае ее можно рассматривать как самостоятельную систему, имеющую свои специфические особенности, свой критерий управления и включающую в себя экономико-правовую, организационно-техническую и информационную стороны.

Для достижения цели функционирования управления затратами с применением компьютеров можно сформулировать следующие принципы компьютеризации при

1. Системный подход к процессу управления затратами, предполагающий взаимосвязь всех расчетов по прогнозированию, планированию, учету, калькулированию и регулированию уровня затрат, связь и взаимодействие с другими подсистемами управления предприятия, с другими субъектами по вертикали.

2. Комплексность системы, заключающаяся в максимальном охвате компьютеризацией всех операций по формированию, сбору, передаче, накоплению, обработке, отображению и использованию информации. Все задачи (расчеты) находятся в неразрывной временной, содержательной, технической, программной и информационной связи друг с другом и представляют в своей совокупности замкнутую систему управления затратами на всех стадиях жизненного цикла, распределенную по уровням, связанную входными и выходными сетевыми информационными каналами с другими системами (подсистемами) по горизонтали и вертикали.

3. Компьютеризация должна качественно улучшить систему прогнозирования, учета и калькулирования, изменить методологию формирования и распределения затрат на выпускаемую продукцию (в части обоснования уровня и увеличения доли затрат, прямо относимых на продукцию), обеспечивать работников управления точной и оперативной информацией о состоянии затрат и отклонениях их от плановых (нормативных), вырабатывать варианты управленческих решений с анализом результатов их реализации.

4. Методологическое, информационное, техническое и программное единство или совместимость по всем уровням управления (сетевая совместимость), с системой управления предприятием в целом, с региональными и другими системами управления.

5. Компьютеризация должна охватывать все уровни производства и управления, все места осуществления затрат с распределением управленческой информации о затратах по уровням.

6. Система управления затратами должна принимать информацию от людей, технических средств внутри системы и из других систем, передавать (вводить) их в ту или иную вычислительную систему, обрабатывать, накапливать информацию, выдавать в виде печатного документа или отображать в удобочитаемом виде.