Российская политика в сфере высшего образования: анализ основных направлений

В современном мире Высшее профессиональное образование — это не только норма жизни, но и необходимое условие успешного существования.

Высшее образование (далее — ВПО) — это верхний уровень (этап) получения образования, следует за средним образованием. ВПО не является бесплатным общим этапом образования. Высшее образование человек получает исходя из своих личных интересов и финансовых возможностей, своего интеллектуального опыта.

Получают ВПО в университетах, институтах, колледжах и академиях, а также в их филиалах. Данные названия в современном мире могут трактоваться по-разному в странах мира.

В Российской Федерации, согласно Федеральному Закону «Об образовании» сфера образования объявлена приоритетной, то есть, преимущественной. Право каждого гражданина РФ закреплено Конституцией.

Как же определить роль ВПО в современном мире? Роль ВПО на данном этапе очень высока. Это обусловлено стремлением РФ к уровню стран мирового сообщества, к уровню развития стран Европейского Союза ( далее — ЕС).

К примеру, в Соединенных Штатах Америки(далее — США) в бюджетных учреждениях обучаются 77% американцев. В РФ это значение значительно ниже. В мире сфера образования признана приоритетной, а ВПО — неразделимый фактор успешной карьеры и формирования стабильной развитой экономической системы государства. Исходя из этого, можно понять, что способность конкурировать со странами ЕС возможна лишь после формирования национальной государственной политики в этой области на должном уровне.

1. Государственная политика в области образования

Основывается на следующих принципах:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

2. Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения

3 стр., 1336 слов

Германия в системе международных отношений мира

... внешней политики. Объект исследования Германия в системе международных отношений мира на современном этапе. Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы: Цель работы рассмотреть Германию в системе международных отно-шений мира. Для достижения цели необходимо ...

Приоритетный национальный проект «Образование» явился организационной основой государственной политики РФ в области образования. Он определил стратегию приоритетного развития системы образования, меры ее реализации, предусмотрев обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы.

В финансировании реализации проекта предусматриваются как выделение средств из бюджетов всех уровней, так и дополнительное целевое финансирование мероприятий и проектов.

Главной целью стало развитие системы образования в интересах формирования социально активной, гармонично развитой, творческой личности во имя экономического и социального прогресса общества.

Органы государственной власти, общество, учреждения образования в итоге обеспечивают достижение следующих целей:

  • предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;
  • создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;
  • гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;
  • дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;
  • обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированного, устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;
  • сохранение и развитие единого образовательного пространства в РФ с учетом особенностей многонационального государства;
  • формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;
  • совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;
  • разграничение компетенций в области образования между органами государственной власти и местного самоуправления и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;
  • достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;
  • равноправное, взаимовыгодное, социально и экономически целесообразное сотрудничество системы образования РФ с системами образования иностранных государств и международными организациями.

Основными государственными и социальными гарантиями обучающимся признаны:

12 стр., 5995 слов

Роль образовательного кредитования в повышении уровня доступности ...

... направлений (специальностей) подготовки. Система образовательного кредитования создает предпосылки для развития системы социального партнерства учреждений высшего профессионального образования с предприятиями и организациями и привлечения работодателей к участию в профессиональной подготовке обучающихся. В этой связи становится ...

  • реализация права на бесплатное общее, в том числе среднее полное и начальное профессиональное образование, дополнительное образование детей;
  • доступность получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в сочетании с дополнительными гарантиями права на образование сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • возможность выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализации обучения, создания условий для профессионального самоопределения и трудоустройства обучающихся;
  • полноценное питание обучающихся в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных условиях или бесплатно;
  • финансовые льготы обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения и транспортом;
  • самоуправление обучающихся в учебе и в быту;
  • охрана жизни и здоровья обучающихся;
  • получение профессионального образования гражданами с ограниченными из-за состояния здоровья возможностями;
  • систематизация поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;
  • выделение бюджетных средств на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся;
  • создание рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики (с оплатой работы);
  • совершенствование правовых основ взаимоотношения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Все это было предусмотрено в координационном плане совместных действий министерства образования РФ с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

Основными направлениями проекта явились:

  • стимулирование инноваций в сфере образования;
  • подключение школ к Интернету;
  • поддержка талантливой молодежи;
  • организация начального профессионального образования для военнослужащих;
  • организация сети национальных университетов и бизнес-школ;
  • дополнительные выплаты за классное руководство;
  • поощрение лучших учителей (ежегодно 10000 лучших учителей получают по 100000 рублей);
  • направление в сельскую местность школьных автобусов;
  • укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.

Следует подчеркнуть, что результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать достижение современного качества образования, адекватного социально-экономическим условиям.

В частности, поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению восприимчивости системы образования к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей кладет основу для реализации инновационного потенциала россиян.

18 стр., 8528 слов

Образование как сложная социально-экономическая система и приоритетная ...

... 1. Образование как система и отрасль экономики 1.1 Образование как приоритетная отрасль экономики Экономическая функция образования. Образование является одним из факторов экономического и ... социально-психологические отношения к труду. Образование - это “подготовительный цех” экономики страны. Главная цел образования - удовлетворение потребности людей в образовательных услугах. Образование ...

Внедрение новой системы оплаты труда учителей, в том числе вознаграждение за классное руководство и иные доплаты, стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, создание новых федеральных университетов направлены на повышение качества профессионального образования, его взаимосвязи с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также ориентировано на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

Интернетизация нацелена на распространение современных технологий во все сферы производства и общественной жизни, выравнивание возможностей всех российских школьников и педагогов.

Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, автобусы существенно повышают уровень доступности качественного образования.

В целом же достигается глобальная модернизация региональных систем образования, обеспечивающая условия для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

В свете этого, целями приоритетного национального проекта «Образование» видятся:

  • ускорение модернизации российского образования;
  • обеспечение успешности комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны;
  • создание условий для достижения современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям;
  • содействие становлению институтов гражданского общества.

В ряду задач социально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы, которые поставило перед собой государство, предполагается продолжение реструктуризации сети образовательных учреждений, в частности:

  • оптимизация сети малокомплектных сельских школ;
  • создание университетских комплексов, реализующих программы различных уровней профессионального образования, научно-исследовательские, производственные и другие задачи;
  • адресная система стипендиального обеспечения студентов (социальные и академические стипендии);
  • нормативно-подушевой принцип бюджетного финансирования учреждений образования;
  • финансирование высшего образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов, реализуемого на конкурсной основе;
  • повышение прозрачности финансовых потоков, направляемых в учреждения образования, путем создания попечительских советов, публичной отчетности образовательных учреждений.

Основные мероприятия нацпроекта «Образование» направлены на решение следующих задач:

  • реализация равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
  • формирование экономических механизмов развития системы образования;
  • разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
  • функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий;
  • соответствие образования современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;
  • разработка информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;
  • научно-исследовательская и научно-техническая деятельность организаций системы образования, интеграция науки и образования;
  • контроль качества образования;
  • государственная и социальная поддержка работников системы образования, обучающихся и воспитанников;
  • приоритетность фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;
  • издание учебной, научной и методической литературы;
  • централизованное обеспечение фондов библиотек системы образования за счет бюджетов всех уровней;
  • производство учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения;
  • совершенствование материально-технической базы, энергосберегающих технологий.

Однозначно, незыблемыми остаются две основные позиции государственной политики в области образования:

1) образование (и школьное, и высшее) в основном остается бесплатным, при известной доле платного;

2) образование должно строиться на единых стандартах, принципах системности и фундаментальности.

Отметим, что, согласно международным профессиональным стандартам, педагог должен иметь определенный набор различных технологических базовых и сопутствующих компетенций, способностей, требующихся для выполнения конкретной работы.

Базовые технологические компетенции в данном случае отражаются в государственных образовательных стандартах и квалификационных требованиях. Они объединяют знания и навыки, требующиеся для реализации профессиональной деятельности и должностных обязанностей.

Сопутствующие компетенции являются дополнительными и индивидуальными. Это потенциал личности, опыт, который позволяет педагогу быть успешным в профессиональной деятельности.

Говоря о содержательной стороне российского образования, надо упомянуть об эволюции образовательных программ. В целом их реформы сегодня вызываются изменениями в экономике и социальной сфере.

Новые программы предусматривают:

  • приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;
  • приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности;
  • приобретение опыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности.

Здесь стоит отметить, что изменение требований непосредственно к педагогам привело к новому пониманию содержания их профессиональной переподготовки. В него входят не только профессиональные знания и умения, но и такие важные качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, умение учиться самим, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная и профессиональная ответственность… Сформулированный подход составляет основу организации личностно-ориентированного образования.

Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования и структуры, и содержания образования. Среди основных направлений данной реформы можно выделить демократизацию системы обучения и воспитания, гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования, его компьютеризацию.

Государственная политика в области образования — это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения.

Она определяется на высшем уровне государственной власти и реализуется посредством соответствующих нормативных документов Правительства, общегосударственных и международных программ, международных актов (договоров, соглашений и т.п.), а также путем вовлечения в процесс ее реализации всех заинтересованных слоев общества (учащихся, их родителей, работников образовательных учреждений, работодателей), а также средств массовой информации, общественных и профессиональных ассоциаций, союзов и других влиятельных сил общества.

Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования гражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере.

Можно сделать следующие выводы:

1. Совершенствование системы образования, являясь одним из принципов государственной политики, входит в число наиболее актуальных задач для современного общества.

2. С учетом всех путей возможного реформирования системы образования в Российской Федерации, в его границах сохраняются основополагающие гарантии, декларируемые Конституцией РФ.

3. В условиях демократизации общества образование приобретает все более гуманистический характер. На передний план в реализации приоритетного национального проекта «Образование» выходит задача формирования социально активной, гармонично развитой личности.

4. Изменение требований к системе образования в целом предполагает профессиональное совершенствование педагогических кадров, раскрытие их личностного и творческого потенциала.

5. Одним из основных принципов функционирования системы образования сегодня является его интернационализация в сочетании с сохранением культурной самобытности.

6. В числе главных целей реформирования системы отечественного образования ведущее место занимает достижение его реальной доступности для всех граждан РФ, соблюдение в данной социальной сфере принципа равноправия.

7. Главным результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать достижение современного качества образования, соответствующего социально-экономическим запросам общества.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты Высшего Профессионального Образования

В Российской Федерации на государственном уровне определяются требования к реализации всех направлений подготовки и специальностей, устанавливаемые Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют требования к структуре основных образовательных программ (ООП), к условиям реализации ООП и к результатам освоения ООП. В разработке ФГОС участвуют ведущие вузы страны, представители академической общественности, работодателей, координацию работы которых осуществляет Министерство образования РФ.

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС.

3. Реализация государственной политики в сфере образования

1. Государственная политика в сфере образования основывается на признании приоритетности сферы образования как важнейшего фактора обеспечения реализации конституционных прав и свобод граждан, прогресса общества, развития инновационноориентированной экономики и безопасности страны.

2. Реализация государственной политики в сфере образования обеспечивается правовыми, организационными, финансово-экономическими и иными механизмами, в том числе следующими:

1) создание целостной системы правового регулирования сферы образования;

2) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

3) стратегическое планирование, принятие федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) методическая и информационная поддержка органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

5) подготовка и повышение квалификации кадров для системы образования.

1. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в сфере образования является Федеральная целевая программа развития образования.

2. Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.

Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.

1. Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и осуществлять реализацию региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей субъектов Российской Федерации.

2. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в рамках своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе заключенных двусторонних и многосторонних договоров и соглашений разрабатывают и реализуют совместные программы и проекты в сфере образования, направленные на развитие системы образования, более полное удовлетворение образовательных потребностей граждан и региональных рынков труда, повышение эффективности использования региональных образовательных ресурсов.

3. Общероссийские, общероссийские отраслевые (межотраслевые), межрегиональные (отраслевые, межотраслевые), региональные, региональные отраслевые, территориальные и территориальные отраслевые объединения работодателей (далее — объединения работодателей) участвуют в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

4. ВПО Российской Федерации

Выпускник школы так или иначе задумывается куда ему поступать. Для этих целей служат рейтинги вузов, основанные на статистических данных различных показателей. Чем лучше ВУЗ — тем легче трудоустроится(как считается) Взглянем на первую десятку:

Место 2014

Место 2013

Рейтинговый функционал

Условия для получения качественного образования, ранг

Уровень востребованности выпускников работодателями, ранг

Уровень научно-исследовательской активности, ранг

1

1

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

4.6184

1

2

1

2

2

Московский физико-технический институт ((национальный исследовательский университет))

4.1476

4

3

6

3

3

Московский государственный технический университет им.Баумана

4.0364

6

1

14

4

5

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

3.9659

9

5

2

5

4

Санкт-Петербургский государственный университет

3.9583

3

19

5

6

6

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

3.9241

5

8

15

7

7

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

3.9034

7

12

4

8

8

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

3.7371

10

10

11

9

11

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ

3.6664

2

22

38

10

15

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина

3.4707

24

6

9

Чем выше учебное заведение в рейтинге, тем больше абитуриентов участвуют в конкурсном отборе на обучение в ВУЗе. Данная ситуация приводит к вылету некоторых выпускников школ из списка поступающих. Образовательная политика первой/второй волны с одной стороны положительная, но с другой — это приводит к потере ценного кадрового функционала страны. В связи с этим существует необходимость решения проблемы с нехваткой бюджетных мест.

Заключение

Высшее профессиональное образование формирует отношение к профессиональной деятельности человека. Многие люди после школы не поступают вообще никуда и начинают свой карьерный рост «с нуля». Это неприемлемый фактор для перспективного развития Российского образования в целом. Поэтому на современном этапе остро обозначается необходимость модернизации реформы высшего образования, выход его на новую ступень с целью создать крепкую инновационную российскую систему с планами внедрения России в европейское мировое пространство. Серьезной для России является повышение статуса престижности педагога и преподавателя России.

Трудно спорить с тем утверждением, что в российском образовании многое надо менять. Однако делать это следует не только в содержательной, но и в организационной части. И приступать к работе в каждом конкретном случае следует не спонтанно, а обдуманно и планомерно.

Обучение в вузе позволяет прежде всего студенту научиться самореализации в обществе и достижения поставленных целей. Студенчество, как отдельная социальная группа России, — будущее страны, те люди, кто будет ей управлять и работать на ее благо, так что образование стоит того, чтобы в него вкладывать. Президентские гранды, например ПГАС — Повышенная Государственная Академическая степендия — является отличным стимуляторов студентов к деятельности различных форм. А мотивацией для Высших учебных заведений являются тендерные и грантовые конкурсы от Минестерства образования и науки.

Государству необходимо вмешиваться в политику образования, иначе это чревато низким уровнем образования, что приведет к катастрофам во всех политических сферах деятельности государства.

Список литературы:

государственный политика профессиональный образование

1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании»/Собрание законодательства РФ №10,с. 100.

2. Федеральный закон №83 83 «о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

3. А.Заборовская, С.Шишкин, Т.Клячко, И.Королев. «Высшее образование: правила и реальность.»

4. Развитие высшего образования. Журнал «Все об образовании». Электронный ресурс , URL:http://obrazovanie.kop.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=31&Itemid=44.

5. Развитие высшего образования. Журнал «Все об образовании». Электронный ресурс,URL:http://obrazovanie.kop.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=31&Itemid=44

6. Центр развития образования России. Электронный ресурс, URL:- http://www.lexed.ru/mpravo/razdel2/index.html

7. Российское образование. Федеральный образовательный портал http://edu.ru/

8. Министерство образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru/