Определение предмета экономической теории в истории науки – Определения предмета экономической теории в истории науки

1. История предмета экономической теории

Говоря о предмете любой науки, мы должны прочно придерживаться двух кардинальных позиций: во-первых, предмет этой науки должен быть недвусмысленно, однозначно определен; во-вторых, должна быть определена система категорий и законов, которые изучает и развивает данная наука, и которые составляют ее содержание. Ибо еще не существовало в обществе науки, не имевшей своего круга категорий и законов и не изучавшей их. Специфика категорий и законов собственно и отличает предмет одной науки от предмета другой. Нам пока, в свете сказанного, необходимо определиться с названием науки. Обратимся к корням ее.

«политическая экономия»

Вспомним знаменитый принцип разделения собственности при феодализме: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Чисто экономически (отношения собственности) это означало: «принадлежащее тому, кто мне принадлежит, не принадлежит мне». Так исторически, последовательно, объективно формировалось прямо-таки мистически уважительное отношение к собственности, как к своей, так и к чужой. И недаром. Она есть основа жизни человеческого общества, организации его существования. Следовательно, будет логичным и вывод о том, что экономическая теория, изучающая производственные отношения, на самом деле изучает анатомию человеческого общества. Как не существует ни терапевта, ни хирурга, ни гинеколога без предварительного фундаментального изучения анатомии человека, так не могут существовать банкиры и брокеры, финансисты и бухгалтеры, статистики и экономисты без предварительного изучения ими экономической теории — анатомии человеческого общества.

Экономическая теория как наука носит фундаментальный характер. Тем не менее, она ограничена в своем предмете. Например, она изучает стоимостные отношения, но не занимается калькуляцией стоимости, исследует историю и природу денег, но не занимается банковским делом, изучает природу и механизм производства прибавочной стоимости, но не рассматривает конкретные пропорции ее распределения между собственниками факторов производства и т.д. Этими проблемами занимаются другие крупные направления в экономической науке, входящие в общую экономическую теорию.

Чтобы окончательно ответить на вопрос о предмете общей экономической теории, необходимо затронуть одну глобальную проблему — проблему редкости ресурсов. Ведь процесс производства есть не что иное, как «отделение вещества от природы» (К. Маркс) или преобразование человеком природных ресурсов в предметы потребления. Человеческие потребности возрастают со временем количественно и качественно. А ресурсы в каждый данный момент ограниченны, некоторые из них просто редки. Человечество в течение всего своего существования пыталось преодолеть ограниченность ресурсов. Это и являлось практически основной причиной всех войн в истории. Захват территории есть захват ресурсов. Переманивание лучших умов («утечка мозгов») есть овладение ресурсами независимо от того, какими бы лозунгами свободы творчества человека и места его проживания оно ни прикрывалось.

4 стр., 1631 слов

Капитал как экономический ресурс

... с позиций законности его приобретения и владения. Политэкономия как наука теоретическая изучает капитал, как абстрактную экономическую категорию, выражающую отношения между людьми. В экономической теории общепризнанным является деление факторов производства на три ...

С другой стороны, человеческая история есть и была историей борьбы за экономию этих ресурсов. Поднимаясь по ступеням своего развития, человек совершенствовал процесс производства и повышал производительность труда, как мог экономил рабочее время или ресурсы. Эта экономия становится всеобщим экономическим законом. Любая новая технология есть

новое

с точки зрения экономии рабочего времени и ресурсов, она более производительна, или экономична, что одно и то же. Недаром все западные экономисты считают предметом общей экономической теории использование людьми ограниченных ресурсов. Формулировки разные, а суть одна. Например, “Деятельность людей в условиях редкости” (Э. Долан).

«Она исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека» (К. Макконнелл, С. Брю).

Примерно в этом же духе дано определение предмета общей экономической теории у А. Маршалла и Дж. Кейнса.

Советские, а затем и российские экономисты, отождествляя политическую экономию с общей экономической теорией, ее предметом считали, и большинство из них считает и сейчас, производственные отношения. Это верно, но только лишь частично. Из изложенного очевидно,

что общая экономическая теория есть наука о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченности ресурсов.

Она изучает всю совокупность экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг между членами общества, закономерности и тенденции их развития на всех уровнях: индивидуума, предприятия (фирмы), общества.

Каждая наука, рассматривая свой специфический предмет, имеет соответствующий метод его исследования. Естественно, он опирается, прежде всего, на известные общенаучные методы: моделирование процессов, построение гипотез и постановка экспериментов, статистическое наблюдение, абстрагирование, анализ и синтез, системный подход, индукция и дедукция и т.д. При этом, например, в химии особое значение имеет лабораторный эксперимент, в биологии — микроскоп, а в ядерной физике — ускорители. В общей экономической теории в одностороннем порядке невозможно использовать ни то, ни другое, ни третье.

диалектики.

Метод диалектики конкретизируется в отдельных своих направлениях: методе абстракции, восхождении от абстрактного к конкретному, сочетании анализа и синтеза, исторического и логического, эксперименте, моделировании и т.д.

3 стр., 1278 слов

Возникновение и этапы развития экономической теории

... всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения - результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений ... "эгоистов-индивидов". После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения и употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о ...

Метод абстракции исходит из того, что экономические явления и процессы практически никогда не протекают в чистом виде. Они заслонены нагромождением коллизий общественной жизни. Во-первых, они реализуются в виде тенденции, во-вторых, они всегда вплетены в саму общественную жизнь — в ее политический, социальный, национальный и иные аспекты. Отделить друг от друга разные аспекты общественной жизни всегда очень сложно. Особенно сложно выделить экономический аспект.

абстракция

Например, говорить в наше трудное время, что экономика не должна быть справедливой, значит навлечь на себя праведное возмущение и гнев большинства населения России. Но она действительно не должна быть справедливой. Экономика как наука не приемлет и не знает таких этических проблем, как: справедливо — несправедливо, хорошо — нехорошо, нравится — не нравится и т.д. Для экономической теории все эти нравственные категории не существуют. Экономика — это расчет, наиболее рациональное сочетание ограниченных ресурсов и неограниченных наших потребностей. Следователь но, мы должны в процессе экономического познания

абстрагироваться

от указанных нравственных проблем. Отказаться от их решения?- Нет. Просто расставить все по своим местам. Экономика должна стремиться быть максимально эффективной, а через эту эффективность творить справедливость. Эта гениальная мысль А. Смита имеет большое значение сама по себе, но особенно важна для выделения экономических проблем из массы наслоенных на них общественных. На этом примере хорошо видно, что первично в общественной жизни, а что — вторично. Понять все это мы можем, применяя метод абстракции.

Для примера остановимся более подробно на сочетании исторического и логического. Наша жизнь, особенно экономическая, сплошь состоит из фактов, которые необходимо собирать, классифицировать, располагая в определенном порядке. Факты могут быть самыми разнообразными. От «повышения цены на сахар» в связи с распадом СССР и до «снятия всех ограничений на торговлю с Россией» в 2003 г. странами Запада. Факты нужно осмыслить, найти принципы их взаимосвязей, линию, проходящую сквозь них, а, следовательно, объединяющую их. Например, что объединяет все войны, независимо от места и времени их протекания? Скажем, походы Александра Македонского со Столетней войной. Захват ресурсов. Задача общей экономической теории — собрать и классифицировать в историческом аспекте эти факты (их экономическое содержание), вывести закономерности и неизбежность их появления, взаимосвязи и взаимозависимость, сформулировать экономические принципы или законы их действия, то есть дать им теоретическое обоснование. «Выведение принципов из фактов называется экономической теорией или экономическим анализом… Задача экономической теории — привести в систему, истолковать и обобщить факты. Теория — конечный результат экономического анализа — вносит порядок и смысл в набор фактов, связывая их воедино, устанавливая надлежащие взаимосвязи между ними и выводя из них определенные обобщения. Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны».

19 стр., 9214 слов

Теории лидерства

... к лидерству. Объект исследования - лидерство, концепции лидерства, сходства и различия различных теорий лидерства. Предмет исследования - природа лидерства, подходы к изучению лидерства, концепции лидерского поведения, концепции ситуационного и харизматичного лидерства, их сравнение. В курсовой работе изложены ...

mirznanii.com

Предмет экономической теории

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития.

В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

1) экономия как набор знаний по организации (ведению) хозяйства;

2) политическая экономия как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

3) экономикс как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания — проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (Древний мир, Средневековье), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы еще не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин «экономия».

Разложение феодализма и становление капитализма обусловили возникновение самостоятельной науки — политической экономии. Это произошло, когда появилась первая школа в экономической науке – меркантилизм. Один из видных представителей меркантилизма А. Монкретьен в 1615 г. опубликовал «Трактат политической экономии», давший название будущей науке.

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

меркантилизма

классической буржуазной политической экономии

марксистской политической экономии

исторической школы

австрийской школы и неоклассического направления

кейнсианского направления

Таким образом, можно видеть, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии — к экономикс. Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение этого приведем определения П. Самуэльсона, К. Макконнелла и С. Брю.

«Экономическая теория

«Предмет экономикс

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей. Иначе говоря, экономическая теория — это наука, изучающая экономическое поведение людей с позиции соотношения между целями и ограниченными средствами (ресурсами) для их достижения, которые могут иметь различное (альтернативное) употребление.

4 стр., 1603 слов

Роль экономической науки в развитии общества

... экономической науки, во второй рассматривается возникновение и основные этапы развития экономической науки: функции, методы, кривая Лоренца, коэффициент Джинни, в моей заключающей главе речь идет о современных направлениях и школах экономической теории. Предмет экономической науки ...

Похожие статьи:

poznayka.org

Предмет экономической теории | Рефераты Для Тебя

Оглавление

Введение

1. Исторический процесс развития экономической науки

2. Предмет экономической теории

3. Метод экономической теории

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет, функции и метод экономической теории — то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы про­стой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об ис­точниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

Экономическая теория есть наука о богатстве.

Человечество проявляло всегда большой интерес к основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Цель данной работы – раскрыть содержание предмета и метода экономической теории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть исторический процесс развития экономической науки.

2. Изучить предмет и метод экономической теории.

9 стр., 4441 слов

Экономическая теория: история и развитие

... состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое ...

1. Исторический процесс развития экономической науки

Для изучения экономической теории необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.

Экономика считается одной из самых древних наук. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

В процессе становления и развития экономической науки можно выделить несколько крупных периодов.

Зарождение экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории, охватывая древние цивилизации Востока, Грецию, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. – V в. н.э.).

В это время для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых взглядов. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения касаются в основном проблем функционирования и рациональной организации хозяйства и труда, системы государственного управления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты отдельных лиц, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже – Корана.

Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в эпоху Средневековья, которая также охватывает большой исторический период (в Западной Европе – с V в. до буржуазных революцией XVII-XVIII вв., в России – с IX в. до реформы1861 г.).

Кстати, в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранялись и в XX в. В это время формируются взгляды по проблемам сословного положения, владения землей и распределения доходов, отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.).

Политическая власть находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовало религиозное мировоззрение. Еще одна особенность – повышенный интерес к товарно-денежным отношениям. Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи черпались также из ересей (например, – равенство, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций), требований крестьянских восстаний, раннеутопических социалистических идей.

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XV в. – середина XVIII в.).

Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

Меркантилисты (Т. Мен в Англии, А. Монкретьен и Ж.Б. Кольбер во Франции) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

Меркантилизм для своего времени был прогрессивным явлением, поскольку способствовал развитию производительных сил, становлению капиталистического способа производства. Однако, занимаясь анализом лишь процесса обращения, меркантилисты не смогли вскрыть глубинных закономерностей экономического развития.

4 стр., 1809 слов

Экономические теории будущего развития

... задуматься о будущем экономической теории и путях развития мировой экономики. Процесс математизации экономической науки - это одна из разновидностей формализации, процесс внедрения в нее математических методов, [1, ... экономической деятельности является стремление получить прибыль, а целью экономической науки - не изучение человеческого поведения, а изучение законов, которые регулируют производство ...

Политика протекционизма была выгодной для многих стран, где были развиты идеи меркантилизма (Англия, Франция и др.), но к концу XVII – началу XVIII в. привела к ограничениям в торговле, конфликтам, ухудшению дел в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Меркантилизм вступил в противодействие с потребностями экономического развития. Ему на смену пришла классическая буржуазная политическая экономия.

Разложение меркантилизма и зарождение классической буржуазной политической экономии относится к XVII в. В этот период на базе промышленного переворота происходит буржуазная перестройка производства, господство торгового капитала сменяется господством промышленного капитала.

Классическая буржуазная политическая экономия придала экономической теории подлинно научный характер:

1. Она сделала предметом своего анализа внутренние закономерности сферы производства материальных благ, открыв в нем реальный источник общественного богатства.

2. Она не ограничилась лишь описанием экономических явлений, процессов, а перешла к выявлению их глубинной сущности и законов развития, которые рассматривались как объективные, естественные. В систему экономического анализа был введен метод научной абстракции.

3. Одним из главных достижений стало создание ее представителями трудовой теории стоимости.

4. В трудах ее представителей представлена практически современная система экономических категорий (товар, деньги, заработная плата, рента, процент и др.), раскрыто их экономическое содержание.

В классической буржуазной политической экономии образовались две школы: английская и французская. Первым представителем в Англии считают Уильяма Петти (1623-1774), главными фигурами – Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823), а завершителем – Джона Ст. Милля (1806-1873).

Двое первых жили в эпоху мануфактурного производства, а два последних – в эпоху промышленного переворота. В работах Смита и Рикардо особенно четко показана роль труда как созидателя богатства, его всесторонние характеристики (разделение труда, производительность, характер труда и т.д.).

Выработаны основные понятия экономической науки (особенно стоимость, капитал, продукт и его структурные части, рента и т.д.).

Сама экономическая теория впервые предстала как цельная система и как особая отрасль знаний.

Во Франции основателем классической школы является Пьер Буагильбер (1646-1714), после которого она была представлена школой физиократов (дословно – «власть природы»).

Представители школы физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго) видели источник прироста богатства нации в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как «бесплодная» сфера, не создающая «чистого продукта».

В XIX в. экономическая теория приобретает уже довольно сложный характер, порождая направления и школы как внутри классической буржуазной политэкономии, так и ее антипода – «пролетарскую политэкономию».

14 стр., 6931 слов

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ : МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА РЫНОЧНОЕ ...

... выяснения понятий спроса и предложения, факторов, влияющих на них, причины нарушения рыночного равновесия. Также, в работе рассмотрено влияние государства на рыночное равновесие. Источниками информации для написания работы послужила базовая учебная литература и прочие актуальные ...

В самый канун XIX в. разразилась французская буржуазная революция, затем в первой его трети произошел скачок производительных сил на базе парового двигателя и ткацкого станка. В период промышленного переворота налаживалось массовое производство материальных благ, начался расцвет металлургии, горного дела, станкостроения. Вместе с этими сдвигами шло появление инженеров как массовой профессии, формирование промышленного пролетариата, его первых классовых битв (1830, 1848), создание тред-юнионов (профсоюзов).

Начались (с1825 г.) кризисы перепроизводства, произошли масштабные колониальные завоевания, стали формироваться национальные государства, прогремели наполеоновские войны.

Все это привело к появлению нескольких новых самостоятельных (обособленных) течений в экономической мысли.

Сегодня с учетом современного развития экономической науки требуется углубленное изучение взглядов всех экономистов прошлого.

Таким образом, экономическая теория прошла длительный исторический путь становления и развития. На протяжении этого времени человечество накапливало знания об экономике. В результате это привело к их обособлению и возникновению экономической теории как самостоятельной науки, имеющей свой собственный предмет и метод исследования.

2. Предмет экономической теории

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

1. Экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

2. Политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

3. Экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин «экономия».

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

9 стр., 4399 слов

«Прикладная теория систем» Тема: «Фракталы»

... фракталах. Таким образом, теория хаоса, о которой многие думают как о непредсказуемости, оказывается, в то же время, наукой о предсказуемости даже в наиболее нестабильных системах. 2.3.3 Применение теории хаоса в ... несколько примеров: 2.2 Применение фракталов Компьютерные системы. Наиболее полезным использованием фракталов в компьютерной науке является фрактальное сжатие данных. В основе этого вида ...

Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона и К. Макконнелла и С. Брю.

«Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества».[1]

«Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей».[2]

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

3. Метод экономической теории

Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности).

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

  • субъективистский;
  • неопозитивистско-эмпирический;
  • рационалистический;
  • диалектико-материалистический.

Методологию нужно отличать от метода. В свою очередь, метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

  • он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;
  • он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;
  • он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов).

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата).

В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов).

Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

Полезным методом является единство исторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня).

Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

Заключение

Таким образом, экономическая теория как наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни.

Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

Список литературы

  1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: Новая волна, 2004. – 218 с.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М., 2005. – 354 с.
  3. Булатов А.С. Экономика. – М.: БЕК, 2002. – 754 с.
  4. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия – М.: ЮНИТИ, 2007. – 481 с.
  5. Малышев П.А., Стерликов Ф.Ф. Законы экономической жизни. – М., 2008. – 122 с.
  6. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – 213 с.
  7. Нуриев P. M. Основы экономической теории. — М., 2006. – 511 c.
  8. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 520 с.
  9. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. Учебное пособие. – М.: Банки и биржи, 2006. – 377 с.
  10. Самуэльсон П. Экономика. – М., 2002. – 421 с.
  11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 2002. — 221 с.
  12. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М., 2003. – 614 с.

[1] Самуэльсон П. Экономика. – М., 2002. – С.7.

[2] Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – С.18.

Пригодилось тебе? Расскажи друзьям!

ref-4you.ru

Реферат: Контрольная работа: История предмета экономической теории

Содержание

1. История предмета экономической теории

2. Метод экономической теории и ее функции

3. Микро- и макроэкономика как часть экономической теории

4. Экономические модели и экономические эксперименты

5. Тесты

Список литературы

1. История предмета экономической теории

Говоря о предмете любой науки, мы должны прочно придерживаться двух кардинальных позиций: во-первых, предмет этой науки должен быть недвусмысленно, однозначно определен; во-вторых, должна быть определена система категорий и законов, которые изучает и развивает данная наука, и которые составляют ее содержание. Ибо еще не существовало в обществе науки, не имевшей своего круга категорий и законов и не изучавшей их. Специфика категорий и законов собственно и отличает предмет одной науки от предмета другой. Нам пока, в свете сказанного, необходимо определиться с названием науки. Обратимся к корням ее.

«политическая экономия»

Вспомним знаменитый принцип разделения собственности при феодализме: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Чисто экономически (отношения собственности) это означало: «принадлежащее тому, кто мне принадлежит, не принадлежит мне». Так исторически, последовательно, объективно формировалось прямо-таки мистически уважительное отношение к собственности, как к своей, так и к чужой. И недаром. Она есть основа жизни человеческого общества, организации его существования. Следовательно, будет логичным и вывод о том, что экономическая теория, изучающая производственные отношения, на самом деле изучает анатомию человеческого общества. Как не существует ни терапевта, ни хирурга, ни гинеколога без предварительного фундаментального изучения анатомии человека, так не могут существовать банкиры и брокеры, финансисты и бухгалтеры, статистики и экономисты без предварительного изучения ими экономической теории — анатомии человеческого общества.

Экономическая теория как наука носит фундаментальный характер. Тем не менее, она ограничена в своем предмете. Например, она изучает стоимостные отношения, но не занимается калькуляцией стоимости, исследует историю и природу денег, но не занимается банковским делом, изучает природу и механизм производства прибавочной стоимости, но не рассматривает конкретные пропорции ее распределения между собственниками факторов производства и т.д. Этими проблемами занимаются другие крупные направления в экономической науке, входящие в общую экономическую теорию.

Чтобы окончательно ответить на вопрос о предмете общей экономической теории, необходимо затронуть одну глобальную проблему — проблему редкости ресурсов. Ведь процесс производства есть не что иное, как «отделение вещества от природы» (К. Маркс) или преобразование человеком природных ресурсов в предметы потребления. Человеческие потребности возрастают со временем количественно и качественно. А ресурсы в каждый данный момент ограниченны, некоторые из них просто редки. Человечество в течение всего своего существования пыталось преодолеть ограниченность ресурсов. Это и являлось практически основной причиной всех войн в истории. Захват территории есть захват ресурсов. Переманивание лучших умов («утечка мозгов») есть овладение ресурсами независимо от того, какими бы лозунгами свободы творчества человека и места его проживания оно ни прикрывалось.

С другой стороны, человеческая история есть и была историей борьбы за экономию этих ресурсов. Поднимаясь по ступеням своего развития, человек совершенствовал процесс производства и повышал производительность труда, как мог экономил рабочее время или ресурсы. Эта экономия становится всеобщим экономическим законом. Любая новая технология есть новое с точки зрения экономии рабочего времени и ресурсов, она более производительна, или экономична, что одно и то же. Недаром все западные экономисты считают предметом общей экономической теории использование людьми ограниченных ресурсов. Формулировки разные, а суть одна. Например, “Деятельность людей в условиях редкости” (Э. Долан).

«Она исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека» (К. Макконнелл, С. Брю).

Примерно в этом же духе дано определение предмета общей экономической теории у А. Маршалла и Дж. Кейнса.

Советские, а затем и российские экономисты, отождествляя политическую экономию с общей экономической теорией, ее предметом считали, и большинство из них считает и сейчас, производственные отношения. Это верно, но только лишь частично. Из изложенного очевидно, что общая экономическая теория есть наука о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченности ресурсов. Она изучает всю совокупность экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг между членами общества, закономерности и тенденции их развития на всех уровнях: индивидуума, предприятия (фирмы), общества.

Каждая наука, рассматривая свой специфический предмет, имеет соответствующий метод его исследования. Естественно, он опирается, прежде всего, на известные общенаучные методы: моделирование процессов, построение гипотез и постановка экспериментов, статистическое наблюдение, абстрагирование, анализ и синтез, системный подход, индукция и дедукция и т.д. При этом, например, в химии особое значение имеет лабораторный эксперимент, в биологии — микроскоп, а в ядерной физике — ускорители. В общей экономической теории в одностороннем порядке невозможно использовать ни то, ни другое, ни третье.

диалектики.

Метод диалектики конкретизируется в отдельных своих направлениях: методе абстракции, восхождении от абстрактного к конкретному, сочетании анализа и синтеза, исторического и логического, эксперименте, моделировании и т.д.

Метод абстракции исходит из того, что экономические явления и процессы практически никогда не протекают в чистом виде. Они заслонены нагромождением коллизий общественной жизни. Во-первых, они реализуются в виде тенденции, во-вторых, они всегда вплетены в саму общественную жизнь — в ее политический, социальный, национальный и иные аспекты. Отделить друг от друга разные аспекты общественной жизни всегда очень сложно. Особенно сложно выделить экономический аспект.

абстракция

абстрагироваться

Для примера остановимся более подробно на сочетании исторического и логического. Наша жизнь, особенно экономическая, сплошь состоит из фактов, которые необходимо собирать, классифицировать, располагая в определенном порядке. Факты могут быть самыми разнообразными. От «повышения цены на сахар» в связи с распадом СССР и до «снятия всех ограничений на торговлю с Россией» в 2003 г. странами Запада. Факты нужно осмыслить, найти принципы их взаимосвязей, линию, проходящую сквозь них, а, следовательно, объединяющую их. Например, что объединяет все войны, независимо от места и времени их протекания? Скажем, походы Александра Македонского со Столетней войной. Захват ресурсов. Задача общей экономической теории — собрать и классифицировать в историческом аспекте эти факты (их экономическое содержание), вывести закономерности и неизбежность их появления, взаимосвязи и взаимозависимость, сформулировать экономические принципы или законы их действия, то есть дать им теоретическое обоснование. «Выведение принципов из фактов называется экономической теорией или экономическим анализом… Задача экономической теории — привести в систему, истолковать и обобщить факты. Теория — конечный результат экономического анализа — вносит порядок и смысл в набор фактов, связывая их воедино, устанавливая надлежащие взаимосвязи между ними и выводя из них определенные обобщения. Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны».

При этом необходимо учитывать, что с развитием человечества меняется и экономическая среда, реальность — и наоборот. Со временем один фактологический материал теряет свое значение, следовательно, отмирает и та теория, что была его обобщением. Некогда совершенная теория стареет потому, что изменилась реальная действительность. В связи с этим экономическую теорию нельзя сравнивать с естественными науками, в которых есть необходимость и возможность повторяемости опытов: если физик или химик сделал какое-нибудь открытие, то оно не считается таковым до тех пор, пока вторая-десятая лаборатория не повторит опыт с теми же результатами. В экономике ничего подобного не возможно. Здесь любая рекомендация и ее результаты носят одноразовый характер. Теоретическим изысканиям известного Дж. Сакса сопутствовал успех в преобразовании экономики Колумбии. В Польше результаты были скромнее, в России и Казахстане — вовсе плачевные. Во всех странах он делал одно и то же, ничего не изменяя в своей системе, но пренебрег рядом основополагающих факторов (уровнем экономического развития и потенциала страны, масштабами, традициями, сложившейся структурой экономики и т.д.) (В. Максимов).

Выведение теории из фактов называется индукцией. Такая теория совершенна. Экономисты, однако, используют в своих исследованиях и метод дедукции. Раз существует определенная, уже устоявшаяся теория, то на ее основе можно рассчитывать предполагаемый ход развития событий, фактов. Особенно ярко этот метод используется в настоящее время в реформируемой России.

общая экономическая теория, имея познавательную функцию, помогает нам

Схематически сказанное можно выразить следующим образом (рис. 1):

Рис. 1 — Формирование экономической теории

Экономическая теория позитивная и нормативная.

«что повышение спроса на товар вызывает рост его цены»,

Позитивная экономическая теория говорит о том, что есть, что установлено достоверно, что к этому привело и приводит. На основе позитивных утверждений экономическая теория вырабатывает круг закономерностей, категорий и законов — принципы, по которым развиваются хозяйственные системы.

Зная о том, что есть в экономике сегодня, через причинно-следственные связи мы можем дать прогноз на ближайшее будущее — перспективу экономического развития.

Нормативная экономическая теория имеет дело с тем, что и как должно быть, если мы решили достичь каких-то конкретных результатов. Нормативная экономическая теория оперирует понятиями «должно», «надо», «следует». В качестве нормативного утверждения можно привести следующее: » Чтобы увеличить собираемость налогов и уменьшить дефицит государственного бюджета, надо упростить налоговую систему, следует сделать ее понятной и необременительной».

как есть,

Микроэкономика — раздел общей экономической теории, исследующий деятельность отдельных экономических субъектов, играющих существенную роль в функционировании экономики. Таких, как: правительственные организации и учреждения, отрасли, фирмы, домохозяйства, индивидуумы, а также отдельные рынки, товары и услуги и цены на них. «Учитывая, что основной, центральной фигурой жизни и жизнедеятельности на Земле является человек, личность, экономика как наука призвана уделять внимание, держать в поле зрения личную, индивидуальную экономику человека, домашнее, семейное хозяйство, отдельные продукты, товары, услуги, удовлетворяющие потребности человека и семьи».

Микроэкономика рассматривает экономическую систему на микроуровне, характеризует поведение участников экономической деятельности и объясняет, кем, как и почему экономические решения принимаются на этом уровне, что, сколько и когда купить или продать. Из нее можно узнать, как устанавливаются цены на тот или иной товар, какими явными и неявными, объективными и субъективными факторами определяется их повышение или понижение. Микроэкономика исследует также развитие и функционирование отраслей и отдельных рынков, каналы и рычаги, через которые государство может влиять (влияет) и воздействовать (воздействует) на них, ускоряя или замедляя их развитие, иначе говоря, регулируя экономику, обеспечивая общее экономическое равновесие.

Макроэкономика — раздел общей экономической теории, исследующий экономику как единое целое, в системе, в комплексе всех ее проблем на уровне народного хозяйства. Макроэкономика исследует происхождение и природу доходов населения, богатства нации в целом, производительность общественного труда и факторы, ее определяющие, движение процента, безработицу и ее природу, инфляцию… Следовательно, она изучает крупномасштабные экономические процессы и ищет решения общеэкономических проблем: как создать новые рабочие места и ослабить негативные последствия безработицы, как защитить экономику от инфляции, как повысить общий уровень жизни населения страны, как разрешить возникающие социальные и экономические противоречия в обществе, как обеспечить экономический рост.

Из макроэкономики можно узнать, на чем основана правительственная налоговая политика и какую цель она преследует, что такое бюджетный дефицит и государственный долг и какие социально-экономические последствия имеет их рост, как функционирует национальная финансовая система и какое значение имеют для страны в целом здоровые кредитно-банковская и денежная системы. Она также рассматривает складывающиеся пропорции между частным, кооперативным, государственным секторами и особенности развития каждого из них, их взаимосвязь и взаимозависимость.

Строго говоря, четкую и ясную границу между микроэкономикой и макроэкономикой провести нельзя. Они находятся в неразрывном единстве, во взаимосвязи. Поэтому, исследуя какой-то один раздел экономической теории — микро или макро, невозможно получить полное представление о той или иной экономической проблеме. Всегда будет существовать определенная незавершенность ее знания. Оба раздела необходимо изучать в единстве. Ведь макроэкономика рассматривает экономические процессы на народнохозяйственном уровне, с точки зрения общих экономических процессов, а микроэкономика преломляет те же процессы на уровне фирмы, хозяйствующего субъекта. И вовсе не обязательно, что ту или иную экономическую проблему в них анализируют только лишь с одного из указанных ракурсов. Результаты анализа часто могут быть противоположными. Таким образом, деление экономической науки на микро- и макроэкономику в определенной степени условно. Это тем более естественно, что оба этих крупных раздела экономической теории исследуют свои проблемы на основе знания законов и категорий, являющихся предметом экономической теории.

Экономическая категория — это теоретическое выражение существующих производственных отношений, первая ступень проникновения в сущность производственных отношений. Более глубокое проникновение нам дает экономическая модель.

Экономическая модель выражает объективную устойчиво повторяющуюся причинно-следственную зависимость между экономическими явлениями и процессами.

Нет ни одной науки — будь то общественная или естественная, техническая или общенаучная, которая бы развивалась иначе, чем через открытие, познание и использование своего специфического круга законов. Следовательно, если нет определенного круга специфических законов — предмета данной науки, нет и самой науки.

Как уже говорилось выше, главной функцией экономической теории является накопление фактов, выявление определенных связей между ними и расположение их в определенной субординации. Экономическая теория посредством экономических экспериментов выясняет, повторяются ли связи с повторением фактов, носит ли взаимосвязь устойчивый характер или она случайна. Очевидно, что, чем прочнее, устойчивее связи между экономическими фактами, тем вернее могут быть экономические расчеты. Следовательно, предмет общей экономической теории представляет собой выявление прочных, постоянных, существенных (содержательных) причинно-следственных связей между фактами, явлениями, процессами в экономической жизни общества. Говоря строго научно — между производственными отношениями. Такие связи называются моделями. Например, закон непрерывного роста производительности труда или закон экономии рабочего времени, закон возвышения потребностей, закон стоимости, законы денежного обращения и т.д.

Экономические модели носят объективный характер, а значит, они не подчиняются воле и сознанию людей, не являются их порождением, не могут быть в оценках людей ни хорошими, ни плохими. Они действуют всегда с неизбежностью течения времени, как и факторы, процессы, между которыми они выражают связи. Экономические модели запретить нельзя. Человеку, обществу остается одно — изучать механизм действия этих моделей, чего они «хотят», чего «требуют», и принимать хозяйственные, экономические решения в соответствии с требованиями данных моделей. Хозяйствующему субъекту (индивидууму, фирме, государству) процветание и экономическая выгода обеспечены, если он действует с учетом требований экономических моделей.

Экономические модели действуют как система. В этой системе выделяют 3 группы моделей:

  • специфические – действуют в определенном способе производства. Выражают сущность производственных отношений данного способа производства.
  • общие – свойственны всем без исключения способам производства. Выражают направление поступательного развития общественного производства.
  • особые (особенные) – выражают особенности производственных отношений, которые характерны определенному типу хозяйства.

5. Тесты

1. Какое из перечисленных положений не входит в определение предмета экономической теории:

а) экономические блага

б) неограниченные производственные ресурсы

в) максимальное удовлетворение потребностей

г) безграничные потребности

д) редкость (ограниченность) ресурсов?

Правильный ответ: б)

2. Метод исследований объекта, состоящий в отвлечении от случайных, временных черт и связей.

а) экономическая модель

б) абстракция

в) индукция

г) нормативная экономическая теория

Правильный ответ: б)

3. Что из перечисленного не изучает макроэкономика?

а) ВНП;

  • б) роль государства в рыночной экономике;
  • в) максимизацию прибыли и ценовую дискриминацию;
  • г) цикличность развития экономики.

Правильный ответ: в)

4. Изучение экономической теории не имеет практического значения в одном из перечисленных случаев:

  • а) каждый человек, испытывая влияние экономики, сам воздействует на нее;
  • б) экономическая теория учит студентов «умению жить»;
  • в) каждому человеку приходится сталкиваться с политическими проблемами, которые связаны с экономикой;
  • г) человек, разбирающийся в принципах функционирования экономики, может лучше решать свои собственные экономические проблемы.

Правильный ответ: а)

5. Какое из утверждений является примером экономической модели:

  • а) рост безработицы способствует замедлению инфляции;
  • б) в результате реформы жители России потеряли свои сбережения;
  • в) денежной единицей в России является рубль;
  • г) в 1999 году падения промышленного производства не будет.

Правильный ответ: а)

Список литературы

1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М.: ПРИОР, 2007.

2. Куликов П.М. Основы экономической теории. – М.: Финансы и статистика, 2006.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. — М.: ОМЕГА-Л, 2008.

4. Райзберг Б.А. Рыночная экономика. — М.: Деловая жизнь, 2007.

5. Чепурин М.П. Кисилева Е.А. Курс экономической теории. – Киров: АСТ, 2003.

www.neuch.ru

Предмет экономической теории — Курсовая

Академия Бюджета и Казначейства

при Министерстве Финансов РФ

Курсовая работа

по

экономической теории

на тему

Предмет экономической теории

Оглавление

  • Введение……………………………………………………………………….

  • Предмет экономической теории………………………………………

  • История развития предмета экономической теории…………..

  • Методы экономической теории……………………………………….

  • Функции экономической теории………………………………………

  • Хозяйственная деятельность……………………………………………

  • Заключение……………………………………………………………………

  • Литература…………………………………………………………………….

Введение

Экономическая теория не есть набор уже

готовых рекомендаций, применимых

непосредственно в хозяйственной политике. Она

является скорее методом, чем учением,

интеллектуальным инструментом, техникой

мышления, помогая тому, кто владеет ею,

приходить к правильным заключениям.

Джон Мейнард Кейнс

Экономическая теория превратилась

в царицу социальных наук. Это

единственная отрасль социальных

исследований, по которой присуждается

Нобелевская премия.

Роберт П. Хайлброннер

Современная экономическая теория, по сути, является новым этапом в развитии политической экономии, строится на синтезе традиционных, классических и современных взглядов на экономическое развитие. Ее значимость особенно возрастает в период перехода к рыночным отношениям. Связано это прежде всего с переосмыслением отдельных теоретических положений, с иным взглядом на экономическую действительность, с изучением тех разделов, которые раньше находились под гласным и негласным запретом (теория рыночных отношений, теория занятости, теория человеческого капитала, теория рационального потребительского поведения и др.).

Познание сущности данных теорий, полное представление о рынке, его плюсах и минусах позволяют понимать происходящие изменения, принимать обоснованные решения, осуществлять переход к рыночным отношениям с меньшими материальными и моральными потерями.

Экономическая теория выступает в качестве теоретической базы целой системы научных дисциплин, как отраслевых, так и функциональных. Поэтому, осваивая курс экономической теории, можно создать определенный теоретический задел для изучения конкретных экономических дисциплин. В то же время, несмотря на свой чисто фундаментальный характер, экономическая теория также и практическая наука, без нее невозможны теория и практика управления на различных уровнях, создание рациональной финансовой и кредитной систем, организация учета и контроля за производством, обеспечение слаженного развития всех отраслей хозяйства и достижение желаемых целей.

Сложность и многоуровневый характер экономической жизни, ее интенсивная социальная окраска обусловили наличие большого количества сопряженных областей экономического знания,. А следовательно, и специальных экономических наук. Эти науки, изучающие структуру, элементы и грани, прямые и обратные связи экономической действительности, сложились в систему экономических наук.

Общей методической базой этой системы является экономическая теория. Оставляя за собой такую специфику, экономическая теория тем не менее имеет и свой предмет исследования, который изучает характер экономической деятельности отдельного экономического субъекта и совокупности всех функционирующих субъектов на уровне национальной экономики.

Существует разветвленная система наук, которые изучают экономическую жизнь общества. Это и наука об общих прин­ципах и законах экономического развития, и отраслевые эко­номические науки, и науки об истории народного хозяйства и экономической мысли.

Теоретическая и прикладная экономика

Содержание теоретической и прикладной экономики состав­ляют:

  • выяснение принципов и законов экономического разви­тия, т. е. тех основ, которые изучаются и традиционной поли­тической экономией;
  • анализ механизма функционирования экономических си­стем (в том числе международных аспектов этого механизма), в особенности изучение методов деятельности народного хо­зяйства в целом, отдельной фирмы, предприятия;
  • разработка основ экономической политики.

Позитивная, Нормативная, Предмет экономической теории

Предметом Общей Экономической Теорией являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.

Экономическая Теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого Экономическая Теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения:

  • какие виды работ нужно выполнять?

  • как они оплачиваются?

  • сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции?

  • какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию,

обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном

предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот

сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот

некоторые из таких определений:

Марксистское определение

Экономическая теория изучает экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества.

Определение Самуэльсона

Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп общества.

Определение Макконнела и Брю

Во-первых экономика — это исследование поведения человека в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире редких ресурсов.

Во-вторых экономика исследует эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

Определение Лайнена Роббинса

Экономика — это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование(проблема выбора).

Вот еще несколько определений:

  • Экономика — это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.

  • Экономическая теория есть наука о видах деятельности,

связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд,

товары производственного назначения, например машины, и

технические знания) для производства различных товаров (таких как

пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и

распределения их между членами общества в целях потребления.

жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

справляется со своими задачами в области потребления и

производства.

  • Экономическая теория есть наука о богатстве.

Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в более длинный перечень.

Если попробовать выбрать из всех приведенных выше

дефиниций лишь одну, то в наше время больше всего подходит определение о том, что экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

Курс Общей Экономической Теории включает в себя изучение

экономических категорий и явлений присущих общественному

производству независимо от общественно экономической формации, а также изучает эти экономические закономерности человеческого

общества и общественного производства в общечеловеческом плане.

Жизнь человеческого образа многообразна, сложна и запутана.

Она складывается из многочисленных и разнообразных видов

деятельности человека в производстве материальных благ и оказании

услуг, в науке и культуре, в политике и идеологии. Человечество

стремится разгадать тайну отношений. Это стремление не стремление

к самопознанию, а удовлетворение потребностей в регулировании

экономической жизни. А самое главное желание — воздействовать на

экономические процессы в нужных для человека направлениях.

История развития предмета экономической теории

Человечество проявляло всегда большой интерес основам

управления экономическими процессами. Экономические воззрения воз­никли в глубокой древности. Человеческий разум постепенно осознавал процессы и закономерности хозяйственной жизни, познавал их причины. От примитивных взглядов до подлинно научных теорий — таков трудный путь познания сути эконо­мических процессов, явлений, тенденций. При этом одна те­ория, одна школа сменяла другую, вступали в противоборство различные концепции, внося, как правило, какие-то рацио­нальные зерна в общий кладезь экономической мудрости. Про­цесс познания и сейчас не завершен, поэтому можно считать себя сознательным субъектом хозяйственной деятельности, лишь познакомившись, хотя бы в общих чертах, с основными направлениями экономических теорий как прошлого, так и настоящего.

Экономическое мышление является ровесником челове­ческого общества. Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным, кристаллизировать ее абсолютно начальные результаты.

Происхождение слова «экономия» берет начало от «ойкономиа» («ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — правило, закон) и в начале рассматривалось как наука о домашнем хозяйстве. Аристотель, оперируя термином «экономия» и производным от него «экономика», рассмот­рел основные экономические закономерности общества своего времени. Философ и экономист, Аристотель иссле­дует основание пропорций обмена, происхождение и фун­кции денег, значение торговли и т. п.

Истоками считают и папирусы Древнего Египта, и законы царя Хамурапи, и древнеиндийский трактат «Артхашастра». Интересные и весьма поучительные экономические заповеди содержатся в Библии. В сочинениях Аристотеля, Ксенофонта, Платона можно увидеть различные варианты теоретического осмысления экономического бытия.

Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории в процессе победы капитализма над феодализмом.

Накопление больших объемов экономических знаний приводит к их расчленению и обособлению. Возникновение специальных исследований относится к началу 17 в. (зарождение капитализма и формирование национальных рынков).

Тогда и возник термин политэкономия. Он был впервые применен французским ученым- меркантилистом Антуаном де Монкретьеном в 1615 г.

Определяющим направлением экономической мысли XV-XVII вв. стал меркантилизм . Сущностью меркантилизма в экономической теории является определение закономер­ностей в сфере обращения, т. е. в денежном обороте и торговле. Характерными выразителями идей меркантилиз­ма были англичанин Томас Ман и француз Жан Батист Кольбер.

Классическая политическая экономия возникла в связи с проникновением капитала в сферу производства. Она была господствующей школой во 2 пол.18- нач.19 в. Первые представители этой школы — физиократы (природа и власть), родоначальником которой был Франсуа Кенэ. Источником богатства они считали производство, но лишь с/х. Главная их заслуга — первая попытка провести анализ общественного воспроизводства.

Главные представители классической политической экономии: Вильям Петти, Адам Смитт, Давид Рикардо обосновали, что источником общественного богатства является все общественное производство.

Их заслуги:

1.Ввели метод абстрагирования, открывающий возможности проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений. 2.Заложили основы трудовой теории стоимости.

3.Исследовали механизм воспроизводства общественного капитала. 4.Предприняли попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями.

5.Выступали за ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли.

В середине и второй половине 19в. в трудах Сисмонди и Прудона развивалась мелкобуржуазная политическая экономия. Она отражала интересы и взгляды мелких товаропроизводителей, но не смогла открыть законы экономического развития и потому оказалась бесплодной.

Что касается современной экономической теории, то она характеризуется большим количеством направлений, школ, течений. Основные течения:

1) Неоклассическое;

2) кейнсианское;

  1. монетаризм;

4) институционально-социологическое.

Они различаются трактовкой роли рынка и государства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии.

Неоклассическое исходит из коренного положения классической школы о рынке и конкуренции, как о естественных условиях функционирования и развития экономики. Рыночный механизм саморегулирования считается единственно эффективным способом функционирования экономики. Государственное вмешательство может привести к нарушению экономического равновесия, к снижению эффективности. Основывается на теориях предельной полезности и производительности.

Кейнсианство возникло в 30-е годы, в связи с необходимостью вывода буржуазной экономики из мирового кризиса 29-33 гг. Кейнс выпустил в 1936 г. работу «Общая теория занятости, процента и денег». Основные положения: рыночный механизм не способен полностью устранить кризисы и безработицу, необходимо государственное регулирующее вмешательство, с использованием налогов, субсидий, ссудного процента.

Монетаристические теории интенсивно развиваются. В центре их внимания — антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активности с использованием финансово-кредитной системы, денежного обращения, инфляций для повышения спроса и производства.

В институционально-социологическом течении объектом исследования являются такие общественные институты как корпорации, профсоюзы, государства. При этом в центре внимания — общечеловеческие ценности. Выступают против чрезмерной идеологизации общественной жизни, против милитаризации экономики, за индикативное государственное планирование экономики, за гарантированные доходы, за расширение государственных социальных программ, за организацию государством переквалификацию работников в связи с технологической безработицей. Характерной чертой является технологический детерминизм. Различаются теории: индустриального, постиндустриального, технотронного, информационного общества.

Марксистское учение вышло на арену экономической теории с середины 19в. как одна из вершин теоретической мысли того времени. Таким оно в основном и остается.

В «Капитале» дано достаточно глубокое теоретическое отражение условий развития капитализма свободной конкуренции конца 18в. -начала 19в. Именно экономическое учение марксизма явилось прочным фундаментом формирования политической экономии как науки с четко определенным предметом. Марксов анализ производственных отношений в единстве с производственными силами, создание им системы экономических категорий и законов, анализ внутренней противоречивости экономической системы — общепризнаны мировой наукой. Марксизм внес принцип историзма, который позволил Марксу открывать законы экономического развития. Метод исследования общественных явлений Маркса является в основном эффективным и сейчас. Однако некоторые положения или устарели, или изначально были ошибочными. Процесс развития человеческого общества многопричинен и многофакторен. Маркс сосредоточился лишь в сфере интересов рабочего класса и она была им заидеологизирована. Все основные социальные взгляды Маркса относительно экономического положения рабочего класса сложились в 1840-е гг. на начальных ступенях развития капитализма.

В связи с этим не подтвердились выводы Маркса об абсолютном и относительном обнищании рабочего класса с развитием капитализма.

В начале XX возник ряд научных экономических школ:

  • свою высшую особую и последнюю стадию развития, империализм есть умирающий капитализм;
  • Они утверждали теорию предельной полезности материальных благ. Ценность любого блага определяется ограниченностью его, редкостью его и той пользой, которую может принести последний экземпляр данного блага;
  • Суть его теории сводилась к тому, что он сделал попытку объединить теории издержек производства, спроса и предложения, производительности и воздержания с теорией предельной полезности и предельной производительности;

Методы экономической теории

Методы экономической науки разнообразны:

  • метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений о предметах исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного.

  • движение от абстрактного к конкретному;

  • метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положения и принципы;

  • метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений основываются те или иные частности экономических объектов и процессов.

  • единство исторического и логического, т.е. экономические процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи;

  • экономико-математическое моделирование, создание математических моделей той или иной экономической теории.

Вообще метод Общей Экономической Теории — это метод диалектического материализма. Научные познания экономической жизни в отличие от ее непосредственного восприятия позволяет, используя научный метод познания или исследования, проникать вглубь экономических процессов и явлений, раскрывать их связи, выявлять причинно-наследственную связь явлений и раскрывать движущие силы развития общества. Метод предлагает процесс от созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

Научной абстракцией — называются обобщенные понятия (деньги, товар, рабочая сила, и т.д.) выработанные людьми путем мышления отвлеченного от непосредственно конкретного изучения явления, а исходным пунктом научного познания является объективная реальность. И этой реальностью выступает экономическая жизнь человеческого общества. Если это объективная реальность то она не зависит от воли и сознания человека одновременно с тем, что эта реальность складывается из осознанных поступков и деятельности индивидов.

Необходимыми элементами экономического исследования являются анализ и синтез. В процессе анализа мышление от видимого конкретного идет к абстрактному мышлению, расчленяя исследуемые элементы на его простейшие части и стороны.

В процессе синтеза познаваемые явления исследуются во взаимной связи составляющих его сторон в движении и противоречии, в результате чего открываются пути и формы разрешения противоречий, а следовательно развития явлений.

Имеется еще 2 элемента — качественный и количественный анализ. Это связано с тем что любому экономическому явлению присущи качественная и количественная определенность.

Функции экономической теории

Существуют несколько функций экономической теории.

экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках.

  • прогностическая

  • познавательная функция. Ею политическая экономия обеспечивает накопление научных знаний в области производственно-хозяйственной деятельности людей, а в целом — наращивание интеллектуального потенциала общества, расширяет научный кругозор людей, вооружает их знанием объективных законов экон. развития общества, силой научного предвидения.

  • практическая функция. Политическая экономия — теоретическая основа экономической политики государства, предприятий, фирм. На основе открываемых ею законов и ее теоретических выводов органы госуправления, фирмы определяют свои программные цели, экономическую стратегию и тактику. Политическая экономия способствует наращиванию экономического потенциала.

  • идеологическая функция. Политическая экономия формирует взгляды, общественные идеи, общественное сознание. Является исходной основой формирования экономического и политического мышления.

Хозяйственная деятельность

Экономические условия современной жизни, несмотря на их

большую сложность, во многих отношениях представляются более

ясными чем условия прежних времен. Хозяйственная деятельность

более четко отделяется от других видов деятельности; права

индивидуумов по отношению к другим индивидуумам и по отношению к обществу строже определены; и, что важнее всего, освобождение от власти обычаев и расширение свободы хозяйственной деятельности, постоянное заглядывание вперед и неустанная предприимчивость придали большую определенность и большее значение побудительным мотивам, которые регулируют относительные стоимости различных вещей и различных видов труда.

Экономическая наука занимается изучением того, как люди

существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной

жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те

побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее

устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной

сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает

хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в

других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей,

представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда,

самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных

методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы,

движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой

богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым

стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание

получить за нее плату, которая представляет собой материальное

вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на

эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры. Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

Экономическая теория вовсе не утверждает, что люди —

эгоисты, или что они чересчур материалистичны, с ограниченным

кругозором, интересуются только деньгами и не чувствительны ко

всему остальному. Ничего этого не предполагается, когда мы

говорим, что люди стремятся к возможно большей чистой пользе. В

действительности все зависит от того, как они сами понимают свои

интересы. Некоторые испытывают огромное удовлетворение, помогая

другим. Есть, к сожалению, и такие — вероятно, их немного —

которые получают удовлетворение, вредя своим ближним. Кто-то

наслаждается видом цветущих роз. Другие с охотой пустились бы в

спекуляцию городской недвижимостью.

Но если все люди такие разные, то каким же образом, исходя

из одной только предпосылки о стремлении каждого удовлетворить

свои интересы, экономической теории удается что-то объяснить или

предсказать в их поведении? Разве из этой предпосылки следует

что-либо помимо того, что люди всегда действуют так, как хотят, в

чем бы не состояли их интересы?

В действительности люди отнюдь не такие уж разные, как могло

бы показаться из сделанных выше сопоставлений. Всем нам постоянно удается правильно предсказывать поступки совершенно незнакомых людей — без этого нормальная жизнь в обществе просто невозможна.

Кроме того, в любом обществе, широко использующем деньги, почти

каждый человек предпочитает иметь их побольше, потому что деньги

расширяют возможности достижения собственных интересов. Последнее обстоятельство сильно помогает

предсказывать человеческое поведение.

Оно также оказывается весьма полезным и в тех случаях, когда

требуется повлиять на поведение других людей. Экономическая

теория утверждает, что, действуя в своих собственных интересах,

люди создают возможности выбора для других и что общественная

координация есть процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их

взаимодействия.

Заключение

В заключение мне хотелось бы подвести некоторые итоги.

В общем смысле экономическая теория – это наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого предмета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод. Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют границы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией.

Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. Т.е. предметом экономической теории являются экономические отношения .

Экономическая наука использует методы : анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Также в экономической теории используются такие методы, как метод научной абстракции, гипотезы, также используют графические методы.

Экономические законы отражают наиболее существенные, типичные черты функционирования и развития той или иной системы производственных отношений. Экономических законов много: закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон повышающейся производительности общественного труда, закон экономии времени, закон стоимости, закон денежного обращения, спроса и предложения, также существуют специфические законы.

В заключение уместно привести высказыва­ние Людвига фон Мизеса о назначении экономической теории: «Проблемы экономической организации обще­ства — совсем не подходящая тема для легкой беседы за коктейлем. Не могут они быть адекватно рассмотрены и демагогами, разглагольствующими на массовых митингах. Это серьезные вещи. Они требуют усердных занятий. К ним нельзя относиться легкомысленно» (Мизес Л. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность).

Литература

  1. Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П. Николаевой. — М.: «Проспект», 2000.

  2. Барр, Раймон. Политическая экономия:В 2 т.:Пер. с фр.-М.:Междунар.отношения,1994.

  3. Маршалл, Альфред. Принципы экономической науки:[В 3т.:Пер.с англ./Вступ.ст.Дж.М.Кейнса, с.5-44].-М.:Прогресс.Фирма»Универс», 1993

  4. Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: 1995

  5. Роббинс Л. Предмет экономической науки. – М.: 1993, т. 1, вып. 1

  6. Самуэльсон П. Экономика. – М.: 1992

  7. Чепурин М. Н. Курс экономической теории. – Киров: 1995

  8. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов/ под редакцией кандидата экономических наук, доцента Булатова А. С. – М.: 1995

refdb.ru

Предмет экономической теории | Учебные материалы

Экономика является разветвленной системой наук, которые изучают экономическую жизнь общества. Это и наука об общих принципах и законах экономического развития, и отраслевые экономические науки, и науки об истории народного хозяйства и экономической мысли.

Курс «Основы экономики» изучает общие принципы и законы экономического развития. Определений данного направления экономических исследований много, так как существовали и существуют в настоящее время различные направления в развитии основ экономической теории. Среди них:

  • экономика – это наука о деятельности по поводу производства и обмена между людьми;
  • изучает движение в экономической жизни — тенденции в развитии цен, производства, безработицы;
  • каким образом человек решает проблемы организации потребления и производства;
  • наука о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;
  • предметом экономической теории является анализ рыночного хозяйства;
  • экономика решает проблему редкости (ограниченности) ресурсов, их выбора и проблему экономического поведения людей и др.

Общепризнанным считается определение английского экономиста А.Роббинса (1898 – 1984): «Экономика – это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими – минимализация затрат и максимализация альтернативное использование.

Альтернативное использование – это проблема выбора, а цель хозяйствования выгоды. Это и есть рациональное экономическое поведение. Соотношение «выгоды»/«затраты» является показателем эффективности. Люди в своей деятельности всегда стремились к его росту. В настоящее время они также решают проблему – как в условиях ограниченных ресурсов добиться максимальной отдачи от произведенных затрат»

Экономическая теория может быть разделена на две основные группы в соответствии с их функциональным назначением. Это позитивная и нормативная экономика. Позитивная экономическая теория стремится познать существующий мир, дать ему характеристику, разобраться в его чертах и закономерностях. Она описывает факты, условия, отношения в сфере экономики (например, какой сегодня уровень цен, безработицы? и т. п.).

Нормативная ветвь экономической теории идет дальше. На основе познания существующей деятельности она намечает пути совершенствования экономической системы, охватывает ее моральные и стоимостные оценки (например, каков допустимый уровень инфляции, следует ли через систему налогообложения перекачивать деньги в пользу бедных слоев общества, как должны расти или снижаться расходы на оборону и т. п.).

С точки зрения объема исследования различают микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает закономерность функционирования отдельных экономических субъектов – предприятий (фирм), отраслей и рынков. Здесь изучаются и анализируются цели и функции предприятия (фирмы), спрос, издержки, определяется рациональный объем производства, рассматривается организация заработной платы, использование прибыли, основы инвестиционной политики предприятия (фирмы), поддержание высокого технического уровня производства и др.

На макроэкономическом уровне исследуются вопросы, относящиеся к экономике страны в целом. В этом разделе дается оценка роли и средств государственного регулирования экономики, исследуются проблемы макроэкономического равновесия, экономического роста и структурных изменений, управление денежным обращением, кредитом, бюджетом и налогами, доходами и расходами населения.

Таким образом, экономическая теория представляет синтез теоретических и прикладных исследований, актуальных для познания и регулирования важнейших процессов хозяйственной жизни, а рассмотренная логика изучения предмета позволяет формировать целостное представление о хозяйственном развитии на всех уровнях.

dprm.ru