Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная сумма денежных средств. Следовательно, без сбора налогов государство не сможет выполнять свои функции, а его существование как такового станет бессмысленным. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка… Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Жизнь в государстве «Где люди не платят налоги» станет небезопасной, потому что доблестные правоохранительные органы работать бесплатно не будут. Вскоре страна «Без налогов» падет жертвой другой страны, потому что у нее не будет средств на содержание армии. Никто не может не согласиться, что эти перспективы никак нельзя назвать приятными.
Государство использует налоги для создания необходимого ему денежного фонда (государственного бюджета) и решения различных социально- экономических задач.
С учетом нового бюджетного устройства России в стране введена трехуровневая система налогов, которая состоит из федеральных налогов, региональных налогов, местных налогов.
Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливается законодательными актами РФ и взимаются на всей территории страны.
Региональные налоги также устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки по этим налогам определяются законами республик РФ или решениями органов государственной власти краев и областей.
Налоги: признаки, виды, функции
... средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства. Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или ...
Местные налоги определяются законодательными актами республик в составе РФ и решениями органов государственной власти административно-территориальных образований.
Функции налогов — это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны.
Основные функции налогов следующие:
1) Фискальная
2) Регулирующая
3) Контролирующая
Суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций.
Регулирующая функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему.
Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п.
Контролирующая функция позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины — своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.
Принципы построения налоговых систем в целом не однозначны. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.
В совокупности принципов налогообложения, как историческом, так и в содержательном смысле, решающее значение принадлежит экономическим принципам, представляющим собой фундаментальные основы, обосновывающие целесообразность и значение налогов как экономического явления.
Экономические принципы формирования налоговой системы предопределяют возможности создания материальных условий для государственного регулирования воспроизводственного процесса посредством целенаправленного финансового воздействия на движение инвестиционных потоков, процессы накопления капитала и платежеспособный спрос населения.
При формировании налоговой системы важную роль играют правовые принципы. Исходя из тенденций развития налоговой системы, формулируются основные юридические принципы налогообложения:
1. Принцип юридического равенства налогоплательщиков.
Этот принцип означает общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом.
2. Принцип законности налогов.
Этот принцип означает, что физические и юридические лица обязаны платить лишь законно установленные налоги и сборы.
3. Принцип ограничения форм налогового законодательства.
Данный принцип ограничивает включение в “неналоговые” законы норм, изменяющих установленное налогообложение.
Отсрочка и рассрочка уплаты налогов как элементы налоговой оптимизации: ...
... срока уплаты налогов и сборов может предоставляться в форме отсрочек и рассрочек, а также в форме инвестиционных налоговых кредитов [1]. Цель данного реферата заключается в том, чтобы раскрыть такие понятия, как отсрочка и рассрочка по уплате налога и ...
Организационные принципы налоговой системы определяют ее развитие и управление.
Для современной России особо важное значение имеет обработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства. налог региональный общество экономика
Итак, применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Сегодняшняя налоговая стратегия направлена на стимулирование экономического роста, создание в России благоприятного инвестиционного климата.
Теоретические аспекты налогообложения: сущность налогов, их функции и основные виды (федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы).
Современное состояние местных налогов.