Роль и функции государства в смешанной экономике

В данной курсовой работе, по возможности, наиболее подробно рассматривается тема “Роль и функции государства в смешанной экономике”. На мой взгляд, данная тема является очень интересной и актуальной.

Почему я решила выбрать именно эту тему, потому что, не все знают, как важна роль государства в современном обществе, какие оно выполняет функции, как влияет на жизнь людей. Государство должно участвовать в жизни своего народа, чтобы сделать её лучше. Это касается не только сферы экономики, но и социальной, политической и т.д. Многие люди нуждаются в государственном участии, но не каждое государство может и хочет помочь. Я считаю, что правительство каждой страны должно отлично выполнять свои функции, свою роль. От того, как оно будет это делать, зависят миллионы людей, и в случае чего это может привести к определённым трудностям, к таким как финансовый кризис.

Цели моей работы показать роль государства в смешанной экономике и рассмотреть основные модели государственного регулирования в разных странах .

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Цели и задачи определяют структуру работы. В первой главе подробно рассматривается необходимость государства в смешанной экономике, т.е. фиаско рынка и роль государства в экономике и государственное управление экономикой. Во второй главе я рассматриваю особенности государственного участия в экономике разных стран, а именно в Германии, Швеции, США и России.

Для написания курсовой работы были использованы как работы зарубежных авторов, так и отечественных (Бабашкина А.М., Капканщиков С.Г., Видяпин В.И. и др.), а также периодические издания (такие как Вопросы экономики, Экономист, Вестник МГУ), имеющие очень интересные и учитывающие нашу действительность наработки.

Глава 1. Объективная необходимость государства в смешанной экономике

При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско («осечки», «провалов», несостоятельности) рынка. Фиаско рынка – это ситуация, при которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль государства заключается в том, чтобы корректировать подобные рыночные «провалы». При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определённый тип государственного вмешательства.

31 стр., 15222 слов

Введение в экономику отраслевых рынков: возникновение, развитие, ...

... теории отраслевых рынков; приобретение ими практических навыков анализа применительно к исследованию рыночных структур и функционирования отраслей; ознакомление студентов с основными направлениями теоретических и эмпирических исследований в области экономики отраслевых рынков. Изучение ...

Проявлениями рыночного фиаско являются1 :

области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку национальной экономики;

Игнорирование рынком проблемы внешних эффектов. Он не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда благ. В результате этого образуются положительные и отрицательные побочные эффекты, или экстерналии, — издержки или выгоды неких товаров и услуг, не получившие отражения в ценах. Эти эффекты затрагивают интересы так называемых третьих лиц, не выступающих ни покупателями, ни продавцами, т.е. не являющихся непосредственными участниками данной рыночной сделки.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента обусловливает издержки других. Возникающие в результате этого у третьих лиц некомпенсируемые издержки называются издержками перелива. Наиболее очевидные из них связаны с загрязнением окружающей среды. Примерами возникновения отрицательных экстерналий могут также служить выбросы из труб металлургического завода, шум самолётов в аэропорту, автомобильные «пробки» и т.п. Во всех этих случаях в результате переноса компаниями своих издержек на третьих лиц равновесный объём выпускаемого ими продукта оказывается выше оптимального уровня и ресурсы поступают в его производство в чрезмерном количестве, т.е. имеет место перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами.

К эффективным мерам защиты интересов третьих лиц могут быть отнесены принятие законов о чистой воде, чистом воздухе, об ограничении шума, наложение запрета на коммерческую эксплуатацию части невоспроизводимых национальных ресурсов, законодательное установление предельных норм по вредным выбросам в атмосферу. Практика установления подобных нормативов имеет очевидные недостатки: в определённых пределах они разрешают бесплатно сбрасывать вредные вещества; при установлении единых для всей страны норм не учитывается различная степень остроты экологических проблем в разных регионах; стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения. Поэтому целесообразным представляется введение платы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду отходов производства.

Также, в функции государства входит регулирование не только экстерналий, но и интерналий. Интерналии – издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при её заключении. Примерами интерналий являются ущерб покупателя от потребления некачественного товара, безнаказанное нарушение контракта одной из сторон сделки. Для устранения подобные явлений государство вводит санкции за нарушение контракта, предусматривает стандартные формы договоров и чёткую процедуру заключения сделок, обязывает экономических субъектов бесплатно предоставлять правдивую информацию, контролирует качество продукции, законодательно защищает права потребителя.

Незаинтересованность рынка в производстве общественных благ. В таких ситуациях рынок нацелен на создание преимущественно частных благ. Эти блага, во-первых, делимы, а потому в принципе доступны индивидуальным покупателям, а во-вторых, подвержены действию принципа исключения: только тот субъект, который платит равновесную цену, получает продукт, решивший же сэкономить на их покупке, исключается из процесса потребления. От них заметно отличаются общественные блага – товары и услуги, которые рыночная система не намерена производить. Данные блага, во-первых, неделимы и, следовательно, не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Во-вторых, на них не распространяется действие принципа исключения: не существует эффективных способов отстранения индивидов-неплательщиков от пользования общественными благами.

20 стр., 9776 слов

Поведение производителей. Производство и издержки производства

... расширенного производства материальных и духовных благ. Предпринимательство можно определить как деятельность по координации и комбинации факторов производства с целью обеспечения необходимых результатов, т.е. при меньших затратах средств получать наибольшие результаты. 2. Издержки производства и прибыль ...

Существует немало неделимых товаров, к которым вполне может быть применён принцип исключения. Это так называемые квазиобщественные (смешанные) блага, которые также нуждаются в немалой финансовой поддержке правительства в связи с их высокой социальной значимостью. К категории квазиобщественных могут быть отнесены и те неделимые блага, производство которых государство не может в полном объёме отдать частным компаниям, но уже не в связи с выгодностью долгосрочных государственных инвестиций в человеческий капитал, а в силу высоких трансакционных издержек по их доведению до потребителя.

Концентрация и монополизация производства. Рыночный механизм основан на конкуренции, однако в ходе конкурентной борьбы закономерно происходит поглощение одних компаний другими, что ведёт к концентрации и монополизации производства. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, в результате чего цены и заработная плата становятся негибкими, малоподвижными. В связи с этим перед государством встаёт задача защиты конкуренции и антимонопольного регулирования экономики.

Безработица и инфляция, макроэкономическая нестабильность. Рыночный механизм неуклонно приводит национальную экономику к равновесию между совокупным спросом и совокупным предложением. Однако на практике такое равновесие вполне может установиться и при неполной занятости производственных ресурсов или излишне высоком общем уровне цен. Иначе говоря, рынок не обладает иммунитетом против болезней безработицы и инфляции и регулярно порождает макроэкономическую нестабильность. Это вызывает необходимость проведения государством стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний конъюнктуры. Осуществляя антициклическое регулирование, правительство и центральный банк поочерёдно реализуют политику занятости и антиинфляционное регулирование экономики.