Конкурентоспособность учителя: критерии роста статья

Часовских Н.А.

ГБОУ гимназия № 498,Санкт-Петербург

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: КРИТЕРИИ РОСТА

«Когда человек не знает,

к какой пристани держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным».

Сенека

Серьёзные изменения социальной и экономической ситуации в нашей стране предъявляют особые требования и к уровню профессионализма специалистов сферы образования. Сегодня всё чаще говорят о необходимости планирования карьеры. Тема моей диссертации — «Обучение планированию карьеры в процессе реализации магистерской программы». Можно ли предусмотреть все повороты своей профессиональной жизни? Есть ли практическая потребность современного общества в новом учителе?

Ещё недавно слово «карьера» имело негативный смысл и в отечественной педагогике практически не использовалось. Сейчас человек, «делающий карьеру», рассматривается как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала. Карьера – один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и уровня жизни. Успешно построенная карьера позволяет человеку раскрыть свою неповторимость, стать значимым для других людей, для общества в целом.

Понятие «карьера» многозначно. А.Н. Толстая определяет карьеру как индивидуально осознанную позицию и поведение, связанное с трудовым опытом и профессиональной деятельностью [1].

Я нахожу это определение самым близким к проблемам, которые обозначены мною в этом эссе.

На мой взгляд, карьера – это ещё и постоянный процесс саморазвития, самоактуализации, реализации личностного потенциала, рефлексии. Общество нуждается в специалистах, способных выстраивать успешную карьеру. Изменившиеся социально-экономические отношения заставили многих проанализировать собственную ценность на рынке труда, задуматься о своих компетенциях и путях развития карьеры. В современном обществе у человека должна быть способность « чётко осознавать собственный карьерный потенциал и в соответствии с этим эффективно выстраивать карьерный путь, преодолевая все возможные препятствия и затруднения» [2].

13 стр., 6076 слов

Планирование карьеры персонала

... карьера для его жизнедеятельности. Карьера выступает в роли своеобразного контекста трудовой жизни человека, структурируя его трудовой опыт (кстати существенную часть общего жизненного опыта) последовательностью определенных ступеней, благодаря чему профессиональная жизнь ...

Я считаю, что сегодня карьера – это не только успешность в профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни человека. Молодому человеку ещё в процессе получения образования необходимо соотнести свои способности с профессиональными качествами, необходимыми для профессии учителя. Сейчас проводятся различные тестирования (TEDS-M, PISA и др.), которые и призваны ответить на многие вопросы современного образования. Чему учить завтрашнего учителя? Какое знание необходимо для жизни? Как много и долго должен учиться человек? Большое внимание общества направлено на личность самого учителя. Кем призван стать учитель для своего ученика, для обучающегося взрослого в современной России? Я выросла на Востоке. Там принято учителя называть «наставником», относиться к нему с великим уважением. Образованные люди очень ценятся обществом. Это уважаемые люди. Когда я читаю о том, что страны Азии сейчас лидируют в образовании, я невольно думаю о том, что образование и образованность там — это не просто политика, но и менталитет; учитель там – уважаемый человек.

Да для того, чтобы учитель был успешен, конкурентоспособен, важны критерии личностного роста. Внутренние критерии роста – это принятие себя, вера в себя и свои возможности, доверие собственной природе. Учитель должен полно и чётко понимать себя, иметь глубокое представление о себе. Современный педагог должен быть целостным и динамичным. Этот внутренний рост учителя невозможен без уважения общества к нашей профессии. Конечно же, важны и внешние критерии личностного роста. Это принятие и уважение других, понимание других. Педагог просто обязан стремиться к конструктивным социальным взаимоотношениям, быть реалистичным и гибким. А ещё – проявлять творческую адаптацию к новизне сложившейся ситуации.

Ещё недавно выражение «планирование карьеры» воспринималось с улыбкой. Что можно было планировать в 90-е, когда педагоги нередко уходили в торговлю или осваивали новую для них профессию? Сегодня рынок труда достаточно устойчив, а умение ставить себе цели и продумывать пути их достижения ценится. Молодёжь сейчас становится активной. Очень многие задумываются о планировании карьеры, у них есть общий план развития карьеры. Планирование карьеры очень важно: необходимо знать, в каком направлении двигаться, какие навыки развивать.

Кто он, педагог, который нужен обществу? Я вижу его таким:

В деле : уверен, требователен, любит выполнять роль наставника и воспитателя.

В действиях: легко идёт на перемены, следует нормам морали и закона.

В общении: внимательный, активный, эмоциональный.

Я считаю, что «новое» должно восприниматься педагогом быстро и с энтузиазмом.

Конечно же, нужны условия, при которых педагогу захочется развиваться и становиться конкурентоспособным. Нужна информационная, методическая и материально-техническая обеспеченность учебного процесса.

Одна из задач моего магистерского исследования — разработать программу элективного курса по планированию карьеры. Теоретической основой исследования являются педагогические, психологические и управленческие концепции о профессиональном росте, профессиональной карьере (Климов А.Е., Маркова А.М. И др.); социально-педагогические концепции (В.Г. Бочарова, Н.Л. Селиванова и др.).

59 стр., 29206 слов

Образование как отрасль социальной сферы

... образования как отрасли социальной сферы, анализируется структура системы образования и состояние сферы образования в России и в мире, рассматриваются основы и приоритеты государственной политики в области образования. Образование, Образование, Образование Образование ... образования. Цели образования Традиционно цели образования определяются как формирование у обучаемого знаний, ... учителей, религиозные ...

В исследовании я использую следующие методы:контент-анализ;опрос,наблюдение;изучение и обобщение педагогического опыта и др.

Хочу снова вернуться к международным исследованиям в образовании.PISA, например, определяет не знания учеников, а их умение применять эти знания в решении каких-то задач. Отечественное образование построено таким образом, что знания передаются обучающемуся уже в готовом виде. Этот путь самый неэффективный. В западных странах необходимые знания ученик или взрослый обучающийся добывают эмпирическим путём, исследованием. Наши дети и взрослые при таком обучении теряют способность мыслить и относиться к обучению творчески.

Новый, по-новому подготовленный педагог должен учитывать индивидуальные особенности обучающегося к восприятию информации, открывать в ученике возможности к творчеству и развитию талантов в разных сферах.

Планирование карьеры позволяет определить оптимальный путь профессионального развития будущего педагога, его совершенствования, более полного раскрытия потенциала будущего специалиста на этапе обучения в ВУЗе. В настоящее время в системе высшего профессионального образования уделяется недостаточно внимания вопросам, связанным с планированием карьеры будущих специалистов. Поэтому моя диссертация будет иметь практическую значимость в том числе и для подготовки будущих учителей.

Я хочу, чтобы учитель, да и всякий специалист, целенаправленно, планомерно «выращивал» свою конкурентоспособность через творческое отношение к делу, настойчивость в осуществлении профессионального развития и саморазвития. Ясность осознания целей, ценностных ориентаций, себя и своей индивидуальности, профессионально значимых качеств – залог успеха всей жизни человека.

Удовлетворённость своей профессией и местом работы связана с карьерой. Именно карьера как профессиональное продвижение обеспечивает и материальную стабильность, и психологический комфорт. Человек счастлив, у него отсутствует эмоциональный дискомфорт, напряжённость в межличностных связях.

Литература:

  1. Толстая А.Н. Управление карьерой в организациях.//Психология управления: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Федотова.-Л.:Лениздат,-1991.-с.49-62
  2. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг / Е.А. Могилевкин.-СПб:Речь, 2007.- 336 с.
  3. Климов А.И. «Психология профессионализма»,М., 1996 г.
  4. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. М.: Совершенство, 1998
  5. Краевский А.В. Методология педагогики: новый этап: Учебное пособие для студ. ВУЗов/ М.: Академия, 2006 г.