Проблему профессионального самоопределения, представлений о профессиональном «Я» молодого поколения, которое вскоре окажется на рынке труда и станет производительной силой общества, можно определить как чрезвычайно актуальную.
Профессиональное самоопределение личности является сложным и длительным процессом, связанным со значительным периодом жизни. Чаще всего его эффективность зависит от того, насколько психологические возможности человека согласованы с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, со сформированностью у личности способности к адаптации в изменяющихся социально-экономических условиях в ходе устройства собственной профессиональной карьеры.
Процесс профессионального самоопределения состоит из развития самосознания, формирования системы ценностных ориентаций, моделирования своего будущего, построения эталонов для получения идеального образа профессионала. Основой личностного самоопределения человека выступает освоение выработанных в обществе представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. На сегодня социальная ориентация во многом влияет на профессиональное самосознание, профессиональное самоопределение и профессиональный выбор человека.
Большинство молодых людей в выборе профессии исходят из существующих общественных стереотипов, а это нередко становится помехой, приводит к психологическим трудностям, дезориентирует в мире профессий. Как следствие, современная молодежь использует установку
«через высшее образование к высокооплачиваемой работе», но упускает или игнорирует другие продуктивные установки, способные повысить и развить их потенциал: диплом по «престижной» специальности воспринимается как путь к повышению конкурентоспособности на рынке труда или как гарантия получения высокооплачиваемой должности. Ввиду специфики трудностей, касающихся профессионального самоопределения, получения образования и дальнейшего трудоустройства молодежи на современном этапе, необходимо искать новые формы работы для решения подобных трудностей.
Проблема профессионального самоопределения старшеклассников имеет общественную значимость, она состоит том, чтобы преодолевать противоречия между объективно существующими потребностями общества в наличии сбалансированной кадровой структуры и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными стремлениями молодых людей. Назначение системы профориентации должно заключаться в определении правильного распределения трудовых ресурсов, выбора жизненного пути нового поколения, его адаптации к профессии. Роль подготовки к выбору профессии проявляется также в том, что она это неотъемлемая составляющая во всестороннем и гармоничном развитии личности, она должна рассматриваться в единстве и взаимодействии с совершенствованием личности в нравственном, трудовом, интеллектуальном, эстетическом и физическом направлении, то есть с системой учебно- воспитательного процесса в целом. Степень разработанности проблемы в психологических исследованиях .
Нравственно-психологическая детерминация экономического самоопределения ...
... миру, себе, другим людям. Цель исследования, Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ концептуальных, методологических основ и очертить возможные направления исследований нравственно-психологической детерминации экономического самоопределения личности и группы. ...
Целью настоящей работы является исследование особенностей профессионального самоопределения молодых людей и возможности повышения эффективности данного процесса.
Объектом исследования в работе стали факторы профессионального выбора подростков.
Предмет исследования — процесс профессионального самоопределения молодежи.
В данной работе предполагается, что на профессиональный выбор подростка значительное влияние оказывают внешние факторы, навязанность чужого мнения. А так же что, повышение эффективности профессионального самоопределения является возможным с помощью проведения профориентационных занятий с акцентом на изучение видов профессий и обоснования подросткам необходимости руководствоваться личностными особенностями при выборе.
Задачи:
- провести теоретико-методологический анализ научной литературы и других источников информации по данной теме;
- определить факторы, влияющие на процесс выбора профессии современной молодежи и оценить влияние личностных особенностей на выбор профессии;
- разработать практические рекомендации для повышения эффективности профессионального самоопределения молодежи;
- В работе применяются следующие методы: теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эксперимент, психологическое исследование.
Методологическую и теоретическую основу работы представили труда таких авторов, как Т.Н. Долгушина, А.Г. Грецов, А.А. Азбель, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, И.В. Кузнецова, И.С. Кон, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина и других.
В экспериментальной части работы были использованы следующие методики:
- методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова,
- матрица выбора профессии (разработана Московским областным центром профориентации молодежи, автор Г.В. Резапкина);
- методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А.
Азбель, А.Г. Грецов);
- метод Р.В. Овчаровой «Мотивы выбора профессии»;
- методика «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) Дж.
Холланда (Голланда).
Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании, составило 20 человек в возрасте 17-19 лет, распределенных на две группы (контрольная и экспериментальная) по 10 человек в каждой.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Профессиональное самоопределение современной молодежи как процесс в психологических исследованиях
К наиболее острым проблемам в настоящий момент относится профессиональное самоопределение современных молодых россиян. Отсутствие профессионального решения данной проблемы приводит к дисбалансу на фоне имеющихся трудовых ресурсов и потребностей рынка труда, что влечет за собой безработицу и прочие деструктивные социально- экономические процессы, которые касаются не только молодежи, но и всего общества. Принимая во внимание данное обстоятельство, приходится акцентировать на отечественной системе профориентационной работы и необходимости переосмыслить имеющиеся подходы к профессиональному самоопределению. Наряду с этим профессиональное самоопределение в качестве объекта научного интереса получило распространение и активное научное развитие в психологии и педагогике.
Особенности выбора будущей профессии старшеклассниками в зависимости ...
... испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных ... при выборе той или иной специальности. Семья может относиться уважительно или неуважительно к выбору специальности и учебного заведения [34, с.158]. Методы влияния семьи на выбор ...
Изучение профессионального самоопределения в юности стало базой исследований Г.С. Абрамовой, И.В. Дубровиной, Е.А. Климова, И.С. Кон, И.Ю. Кулагиной, Н.С. Пряжникова, И.В. Шаповаленко и других.
Сегодня принято руководствоваться двумя основными подходами к дефиниции понятия профессионального самоопределения. Первый из них строится на мнении о том, что профессиональное самоопределение подразумевает выбор профессии, причем в круге исследовательских задач выделяются возрастные рамки (от этапов, которые предшествуют выбору, до
самого акта выбора).
Второй подход рассматривает профессиональное самоопределение как форму самоопределения личности в целом.
Так, с точки зрения Е.А. Климова, профессиональное самоопределение является деятельностью личности, обретающей некоторое содержание в соответствии с этапом ее становления в качестве субъекта труда Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 2004.
Итак, профессиональное самоопределение состоит из процесса приобщения к профессиональной группе и постоянного поиска возможностей для собственного развития. Отечественные психологи Л.Д. Столяренко и В.Е. Столяренко считают самоопределение пожизненным процессом, возникающим от появления профессиональных намерений и завершающимся на этапе окончания трудовой деятельности Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика. Краткий курс лекций. -М.: Юрайт, 2013.
Исследования, проведенные Н.С. Пряжниковым, в значительной мере обогатили теорию и практику профессионального самоопределения. Ученый настаивает на неразрывной связи между профессиональным самоопределением и самореализацией человека в ряде других жизненных сфер. В его трудах содержательно обоснована процессуальная модель профессионального самоопределения личности, которая представлена Пряжников Н.С. Профориентология. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 405 с.:
- осознанием ценности общественно-полезного труда и необходимости проводить профессиональную подготовку.
- ориентировкой в социально-экономической ситуации и прогнозированием престижности выбираемой профессии.
- общей ориентировкой на рынке труда и выделением профессиональной цели — мечты.
- определением ближних профессиональных целей, выступающих этапами и путями к дальней цели.
- информированием о профессиях и специальностях, которые соответствуют профессиональным учебным заведениям и местам трудоустройства.
- представлением о препятствиях, мешающих в достижении профессиональных целей, а также знанием своих достоинств, которые позволяют реализовать намеченные планы и перспективы.
- наличием системы резервных вариантов выбора на случай, если основной вариант самоопределения окажется неудачным.
- началом практического воплощения личной профессиональной перспективы и постоянной корректировкой намеченных планов по принципу обратной связи.
И.С. Кон назвал профессиональное самоопределение действиями молодого человека, направленными на самоанализ, самопознание и самооценивание своих способностей и ценностных ориентаций, действиями по пониманию меры соответствия своих особенностей требованиям выбираемой профессии, действиями по саморазвитию способностей и возможностей обучаться при профессиональной подготовке, благодаря чему можно достичь полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии или профессии относительно собственных устремлений Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание/ И. С. Кон.- М.: Политиздат, 1984.- 213 с.
Влияние престижности профессии на процесс профессионального самоопределения ...
... престижность профессии как фактора профессионального самоопределения старшеклассников. Цель курсовой работы: изучить влияние престижности профессии на процесс профессионального самоопределения старшеклассников. Задачи курсовой работы: Охарактеризовать основные подходы к исследованию проблемы профессионального самоопределения. Изучить механизмы влияния на профессиональное самоопределение старших ...
Соответственно, в содержание самоопределения входят такие процессы, как самопознание (человек осознает собственные интересы, склонности, предпочтения, особенности характера и темперамента), самооценивание (человек сравнивает результаты самопознания с имеющимися представлениями о профессиональных требованиях, которые выдвигаются со стороны выбираемой профессии) и саморазвитие (человек целенаправленно формирует в себе качества, необходимые для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности).
С позиций психологического подхода, самоопределение нужно рассматривать по отношению ко всему поколению — речь идет о характеристике его вхождения в конкретные социальные структуры и сферы жизни, его стабилизации в таких социальных структурах и сферах. По словам исследователя, критерии самоопределения — включение в определенные сферы жизни, при этом этапами самоопределения, фиксирующими такие включения с точки зрения социологии, выступает комплекс жизненных событий — поступление в вуз или поступление на работу, вступление в брак и прочие.
Жизнедеятельностный подход, представленный работами Л.И. Божович, выделяет профессиональное самоопределение в качестве этапа на жизненном пути личности Долгушина Т.Н., Юревич С.Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — № 3-4 (16).
— 2013. Как полагает исследователь, принятие решения о выборе профессии может длиться до нескольких лет, состоять из нескольких стадий. Стадия фантастического выбора — до 11 лет, когда ребёнок только размышляет о будущем, но пока не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор происходит при наличии малодифференцированных представлений о профессиях, когда отсутствуют выраженные интересы и склонности. По мере интеллектуального развития подросток или юноша всё активнее изучает условия реальности, но пока не обладает уверенностью в своих способностях — это стадия пробного выбора (примерно до 16-19 лет).
Организационная культура как ключевой фактор успешной деятельности организации
... формирует у сотрудников чувства осознанности и ответственности за свою работу. В том случае, если в компании сформирована организационная культура, ее сотрудники будут настроены лояльно по отношению к ... как приход нового сотрудника, с абсолютно другой культурой, практически не изменят ту культуру, что сложилась в организации. Рассмотрим примеры того, какие принципы руководства могут принести успех ...
Постепенно среди множества вариантов человек выделяет оптимально реальные и приемлемые, а затем совершает выбор. На стадии реалистического выбора (после 19 лет) вопросы обсуждаются с осведомлёнными лицами, осознается возможность конфликта между кругом способностей, ценностей и объективных условий реального мира.
Таким образом, профессиональное самоопределение можно представить в виде многоступенчатого процесса, охватывающего большую часть жизни личности. Профессионального самоопределение в психологии считается процессом и результатом выбора человеком собственных позиций и целей в условиях трудовой деятельности.
Профессиональное самоопределение представляет собой процесс, связанный с формированием знаний, убеждений, навыков, ценностных установок и личных качеств личности при выборе будущей профессии в процессе трудовой деятельности для конкретных исторических условий ее востребованности, статусности, материального потенциала и общественного мнения.
Субъективные и объективные факторы профессионального самоопределения позволяют раскрыть сущность этой проблемы в контексте исследований темы молодежи. Речь идет о соответствии / не соответствии личностных возможностей и установок молодого поколения с существующим рынком образовательных услуг и труда, а также с прочими социально-экономическими условиями общественно-государственного развития.
Факторы, влияющие на процесс выбора профессии современной молодежью
Факторы профессионального самоопределения в юношеском возрасте были предметом изучения ряда отечественных ученых: Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Е.И. Головахи, Е.М. Ивановой, Т.В. Кудрявцева, И.Ю. Кузнецова, В.Ф. Сафина, Ю.К. Стрелкова, С.Н. Чистяковой, В.Д. Шадрикова и др.
Под факторами, влияющими на самоопределение, исследователи рассматривали самосознание (А.Г. Спиркин), активность (К.А. Абульханова- Славская), аутопсихологическую компетентность личности (О.С. Кованова), внутренние противоречия (Л.М. Митина, А.В. Петровский) и т.д.
Е.А. Климов указывает на то, что профессиональный выбор зависит от восьми основных факторов: позиции старших, семьи; позиции сверстников; позиции школьного педагогического коллектива (учитель, классные руководители и пр.); личных профессиональных и жизненных планов; способностей и их проявлений; притязания на общественное признание; информированности о различной профессиональной деятельности; склонностей.
По мнению Е.А. Климова, можно воспользоваться моделью в виде
«восьмиугольника основных факторов выбора профессии» — они помогают охарактеризовать ситуацию профессионального самоопределения и определить само качество профессиональных планов подростка. Он предлагает учитывать Чистякова С.Н. От учебы к профессиональной карьере : учеб. пособие / С.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичев. — М. : Издательский центр «Академия», 2012:
1) свои склонности (склонности отличаются от интересов большей степенью устойчивости);
2) способности, внешние и внутренние возможности;
3) престижность выбираемой профессии;
4) информированность о ней;
5) позицию родителей;
6) позицию одноклассников, друзей и сверстников;
7) потребности производства («рынка»);
Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение человека
... группа - социально-психологические факторы: * Социальное окружение (на выбор профессии может оказать влияние статус ученика в классе, социальный статус родителей и материальное положение семьи, окружение). * Мотивы выбора профессии. Исследования выявили несколько разновидностей мотивов профессионального выбора, причем наметилась довольно ...
8) личную профессиональную перспективу (ЛПП) — определенную программу действий, связанных с выбором и достижением профессиональных целей.
Н.С. Пряжников называет главные факторы выбора профессии, разграниченные на две традиционные группы: субъективные и объективные. Субъективные — это перечень интересов, способностей, особенностей темперамента и характера. Объективные — представлены уровнем подготовки (успеваемость), состоянием здоровья и информированностью о мире профессий.
Объективные факторы находятся в тесной взаимосвязи с социальными характеристиками, к которым принадлежит образовательный уровень родителей, социальное окружение и т.п.
В.И. Кутугина систематизировала большое число научных работ и на этом основании описала факторы профессионального самоопределения в юности в их комплексности. Данные факторы составляют несколько групп Кутугина В.И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. — 2007. — № 1. — С. 51-53.
I группа — социально-экономические факторы:
- Разнообразие профессий.
- Перспективы изменения и развития профессий (одни исчезают или видоизменяются, а другие появляются).
— Способы и орудия производства (к примеру, еще два десятилетия назад компьютер представлял собой редкость, использовался лишь на промышленных предприятиях или организациях, а в наши дни компьютер есть почти у всех, ведь он стал совершенно новым видом человеческой деятельности и культуры).
- Потребность общества в определенных специалистах. Недооценка данного фактора влечет за собой перепроизводство — так, в настоящий момент рынок труда страдает от переизбытка экономистов и юристов.
- Престижность профессии.
- Комплекс материальных и моральных стимулов труда. II группа — социально-психологические факторы:
- Социальное окружение (выбор профессии может зависеть от статуса ученика в школьном коллективе, социального статуса его родителей, материального положения в семье, окружения).
- Мотивы выбора профессии. На сегодня исследователи выделяют много разновидностей мотивов профессионального выбора с их довольно четкой иерархией (данные исследований, проводившихся среди старшеклассников и студентов):
- На 1-ом месте — материальные мотивы, состоят в стремлении получить высокооплачиваемую работу и льготы;
- На 2-ом месте — социальные мотивы, предполагают намерение занять достойное место в обществе;
- На 3-ем месте — моральные мотивы, которые связаны с желанием быть полезным, оказывать помощь людям, общаться;
- На 4-ом месте — группа престижных мотивов, связанных со стремлением к быстрому продвижению по службе, часто это — выбор профессии, которую ценит большинство друзей и знакомых;
- На 5-ом месте — профессиональные и познавательные мотивы, предполагают стремление проникнуть в сущность профессии и стремление к мастерству;
- На 6-ом месте — утилитарные мотивы, касающиеся возможности работать в городских условиях и близко к дому, иметь чистую работу, также — легкость поступления в ВУЗ, советы родителей, друзей и т.п.;
- На 7-ом месте — мотивы творчества, предполагают наличие стремления к оригинальности и неповторимости;
- На 8-ом месте — эстетические мотивы, связанные со стремлением к красоте, гармонии, с желанием работать по специальности, предполагающей создание красивого.
III группа — психологические факторы:
Эссе деньги не должны быть вашим приоритетом номер один при выборе профессии
... на специальность «психология личности». Нравится прогнозировать поведение людей в разных ситуациях». «Еще не решил, надо выбирать то дело, которое доставляет радость и удовлетворение». «Родители советуют выбирать инженерную профессию, ... есть возможность «примерить» на себя выбранную профессию, соответствует ли она твоим интересам; есть ... Родители должны сориентировать ребенка на правильный выбор исходя ...
- интересы, склонности;
- способности общего и специального типа;
- уровень интеллектуального развития;
- самооценка и уровень притязаний;
- особенности памяти, внимания;
IV группа — психофизиологические факторы:
- состояние здоровья;
- свойства нервной системы (представлены силой — слабостью, лабильностью — инертностью, подвижностью);
Некоторым обобщением может стать выделение тех факторов, которые влияют на профессиональный выбор молодых людей:
1. Мнение членов семьи. Нередко семья выступает доминирующим фактором, когда человек выбирает специальность. Ближайшие родственники могут относиться в уважением или без уважения к выбору той или иной специальности или учебного заведения. Влияние семьи на этот выбор может быть реализовано разными методами — как мягкими (в виде совета), так и жесткими (строгое указание и угрозы).
Родители пытаются разными способами оказать воздействие: подчеркивают прямое наследование их профессии и продолжение семейного бизнеса; пытаются обучить своей профессии; оказывают влияние на интересы и занятия детей еще с раннего возраста путем поощрения или осуждения их интересов и увлечений, воздействия всей семейной атмосферой; воздействуют через собственный пример; родители пытаются направить или ограничить выбор детей, настаивают на продолжении или прекращении обучения, заставляют идти в определенную школу или вуз, получить определенную специализацию (внутренние мотивы родителей могут варьироваться: неосознанное желание реализовать в детях свои профессиональные мечты, неверие в их возможности, материальный базис, желание обеспечить ребенку более высокий социальный статус и т.д.); на выбор детей влияет и оценками родителями того или иного вида деятельности, определенных профессий.
Если образование и профессиональный статус матери или отца находятся на достаточно высоком уровне, зачастую согласие детей с родительским мнением по поводу выбора профессии налаживается.
2. Учебные заведения, имеющиеся в пределах территории проживания. Нередко жители небольших городов и тем более сельской местности не обеспечиваются широким спектром учебных заведений, а значит, сужается круг специальностей, которые могли быть доступны для молодежи. В этих обстоятельствах родители выпускника решают вопрос об обучении ребенка там, где есть широкий выбор специальностей, либо делают выбор на фоне имеющихся альтернатив.
3. Позиция друзей. Некоторые люди выбирают учебное заведение или специальность по принципу «за компанию». Как показывает практика, большое количество юношей и девушек предпочитают обсуждать и согласовывать профессиональные планы — как с родителями, так и с друзьями (влияние друзей может заставить их за компанию пойти в какое- либо учебное учреждение).
По словам 39% опрошенных, их профессиональный выбор определили педагоги в старших классах. При этом влияние родителей является более существенным, чем влияние педагогов.
4. Престиж. Во многих случаях выпускники школ стремятся получить модную специальность. Но часто оказывается, что на рынке труда той местности, где проживает выпускник, нет потребности в представителях таких профессий.
5. Позиция школьных учителей и педагогов. Учитель способен разглядеть задатки и склонности ребенка, но, к сожалению, не всегда он предоставляет свои профессиональные рекомендации.
6. Информированность. Большое значение отводится наличию достаточного объема доступной для выпускников информации, касающейся структуры рынка труда той территории, где в дальнейшем будет работать выпускник (важность приобретает прогнозная информация о вероятной структуре рынка труда на момент, когда человек окончит учебное заведение).
7. Личные профессиональные планы. Должны учитываться все представления самого выпускника школы о том, чем бы он хотел заниматься в будущем.
8. Способности и склонности. Особые задатки и особенности личности, помогающие ей в различных видах деятельности, позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи, порождают особый интерес к деятельности. При профессиональном выборе необходимо руководствоваться уровнем умственных способностей и уровнем интеллекта молодого человека, ведь в них отражены способности к принятию им решения. Большинству молодых людей свойственно делать нереалистический выбор, мечтать о престижных высокооплачиваемых профессиях, которые связан с отсутствующими у них данными. Способность к достижению успеха в выбранной работе определяется уровнем интеллекта у человека. Некоторые специалисты полагают, что каждая профессия отличается своими критическими параметрами интеллекта, поэтому людям с более низким интеллектом не удастся успешно справиться с той или иной профессией. Впрочем, высокий коэффициент интеллекта также не является залогом профессиональной успешности. Через интерес, мотивацию, иные способности и личные качества успех человека определяется не в меньше, чем через показатель интеллекта. Разные профессии нуждаются в специфических способностях. Наличие конкретных способностей может сыграть роль решающего фактора быстрого достижения успеха в определенной сфере деятельности, обеспечивает получение хороших результатов после соответствующего обучения и приобретения необходимого опыта.
9. Полоролевые стереотипы. Выбор молодыми людьми специальности в значительной мере зависит от общественных ожиданий по поводу того, какая работа приемлема для мужчин, а какая — для женщин. Следствием полоролевых стереотипов может быть ситуация, когда юноши проявляют большую заинтересованность научно-техническими дисциплинами, а девушки более склонны к искусству либо сфере обслуживания.
10. Структура интересов человека. Интерес — это еще один важный фактор успеха в профессиональной деятельности. Как показывают исследования, чем более человек увлечен выполняемой им работой, тем лучше будут результаты его труда. Показатель вероятности успеха при иных равных условиях более высокий у тех молодых работников, которые имеют такие же интересы, как те, кто уже достиг призвания в своей области. В этом состоит содержание тестирования интереса к профессии: чтобы предсказать успех, нужно оценить схожесть между группами интересов тестируемых с интересами людей, которые стали успешными в той или иной отрасли. Интерес к избранной отрасли должен подкрепляться интеллектом, способностями, возможностями и прочими факторами. Так, заинтересованность в определенной трудовой сфере еще не гарантирует наличия вакансий, позволяющих ею заниматься, то есть интерес и свободные рабочие места могут не совпадать. Условия рыночной экономики предполагают обязательный мониторинг социально-экономического спроса на отдельную профессию, реальных возможностей обучения и трудоустройства по этой профессии, ее материально-социальной значимости.
Следовательно, круг личных профессиональных планов, способностей и склонностей выпускника школы часто не учитывается при выборе специальности. Наибольшим влиянием отличается мнение семьи и друзей, товарищей, а также наличие конкретных учебных заведений в населенном пункте, где проживает человек.
Влияние личностных особенностей на выбор профессии
Как уже было отмечено, среди основных факторов выбора профессии психологи обычно выделяют:
- способности (психологические механизмы, которые необходимы для достижения успеха в том или ином виде деятельности);
- тип темперамента;
- особенности характера;
- интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности);
- склонности.
Под способностями понимают индивидуально психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием ее успешного выполнения.
Способности определяют скорость, глубину, лёгкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Однако сами способности нельзя сводить к совокупности знаний и умений. Исследователи установили, что способности являются прижизненными образованиями, развитие которых происходит в процессе всей жизни, а их формирование во многом зависит от среды и воспитания. В начале XX века зарубежные психологи (Айзенк, Кеттел, Спирмен, Бине и др.) пытались измерить способности, в целях чего использовали тесты. Тем не менее, более рациональный путь определения способностей — выявить динамику успехов в процессе деятельности.
Способности могут подразделяться на типы: общие и специальные. Различные виды специальных способностей изучаются, прежде всего, в ракурсе профессиональной ориентации. В науке предложно (Е.А. Климов) распределить все многочисленные профессии на 5 основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены: П — природа (растения, животные), Т — техника (машины, материалы); Ч — человек, группы людей; З — знаковая система (книги, языки, коды, модели); Х — художественные образы (искусство).
В ходе решения задач профориентации важный аспект касается, в первую очередь, определения склонностей юноши или девушки к перечисленным типам профессии.
Не секрет, что любой вид деятельности предъявляет к психике и её динамическим особенностям человека ряд требований, и в этом смысле важно указать, что идеально пригодных для любого труда темпераментов не существует. Можно образными средствами описать, что холерикам больше подойдет активная рискованная деятельность, сангвиникам — организаторская работа, люди меланхолического типа склонны к творчеству, то есть к науке и искусству, а флегматического типа — к планомерной и плодотворной деятельности. Темперамент играет заметную роль при выборе профессии, так как он влияет на деятельность человека в различных психических состояниях, на реакции в неприятной обстановке, определяет эмоциональные факторы.
На сегодня ученые говорят о 4-х способах, в соответствии с которыми темперамент можно приспособить к требованиям деятельности:
1) профессиональный отбор, задача которого состоит в том, чтобы не допустить к этой деятельности лиц, не обладающих нужными свойствами темперамента. Такой путь приемлем для реализации при отборе на профессии, где предъявляются повышенные требования к свойствам личности;
2) индивидуализация требований, условий и способов работы, которые предъявляются к соискателю должности;
3) преодоление отрицательного влияния темперамента через формирование положительного отношения к работе и соответствующие мотивы;
4) формирование индивидуального стиля деятельности — относится к основным и наиболее универсальным путям приспособления темперамента к профессиональным требованиям.
Помимо влияния врожденных особенностей темперамента, выбор профессии в значительной степени определяется устойчивыми приобретенными качествами характера. Характер является каркасом личности, охватывающим лишь наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, которые отчетливо проявляются в том или ином виде деятельности.
Под характером понимают индивидуальное сочетание особенностей личности, которые являются наиболее устойчивыми, существенными, приобретенными, они проявляются в поведении человека и в определенном отношении:
1) к себе — требовательность, критичность, самооценка в разной степени;
2) к окружающим людям — индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм;
3) к делу — лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость;
4) отражение волевых качеств — готовности преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степени неустойчивости, самостоятельности, решительности и дисциплинированности.
Характер человека можно сравнить со сплавом, в котором сочетаются врожденные свойства высшей нервной деятельности и приобретенные в течение жизни индивидуальные черты. Различные свойства характера взаимосвязаны и взаимозависимы, то есть представляются целостной организацией, именуемой «структура». Первая группа содержит черты, которые выражают направленность личности (круг устойчивых потребностей, установок, интересов, склонностей, идеалов и целей), систему отношений к окружающей действительности, они выступают в качестве индивидуально-своеобразных способов осуществления таких отношений. Вторая группа представлена интеллектуальными, волевыми и эмоциональными чертами характера личности.
В любой профессии предъявляются те или иные требования к интересам: это может быть интерес к новому или интерес к практической деятельности, трудовому процессу или его результату. Интерес можно рассматривать как индивидуальную психологическую особенность человека, касающуюся избирательной направленности к явлениям действительности.
Интересы в жизни имеют важнейшее значение, побуждая человека к овладению знаниями и расширению кругозора, а также они помогают в преодолении трудностей и препятствий. Интересы могут иметь форму склонностей, которые состоят в стремлении заниматься конкретной деятельностью.
Пробуждение профессионального интереса зачастую происходит на какой-либо психологической основе, которая появилась до момента осознания интереса. Возникновение внешних факторов интереса к профессии связано с их преломлением через внутренние, психологические условия. Эти условия, в первую очередь, выражены сложившейся к этому моменту у школьника потребности в некотором характере переживания. Данная потребность играет роль непосредственных интересов. Специфика интереса заключается в том, что интерес — это выражение потребности не столько в объекте или в овладении им, сколько в комплексе вызванных им переживаний. Именно такая особенность обуславливает избирательность при реагировании человека на внешние воздействия.
В 1980-х годах В.Д. Федоров и его коллеги провели исследование, направленное на то, чтобы выявить структуру интересов в профессиональном самоопределении личности. По мнению этой группы психологов, распространенные диагностические методики позволяют установить связь между профессиональными и познавательными интересами А.И. Голомшток, Е.А. Климов).
Однако лишь ориентация на выявление структуры всех интересов личности может в полной мере охарактеризовать профессиональное самоопределение.
Понятие «склонность» имеет тесную связь с понятием «интерес». Ряд психологов и педагогов, включая С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищева, Н.С. Лейтеса, рассматривали склонность в качестве
«направленности к деятельности» (С.Л. Рубинштейн), «потребности в определенной деятельности» (В.Н. Мясищев), «стремления заниматься какой-нибудь деятельностью, потребностью в этом» (Н.С. Лейтес) и т.п.
Интерес и склонности многие авторы считают идентичными понятиями. К примеру, исследователь по данной проблеме И.А. Невский отмечает, что склонность можно понимать как качество личности, которое складывается в процессе воспитания и развития, сочетает в себе «устойчивый интерес к определенной области знаний, устойчивое эмоционально окрашенное стремление к деятельности в соответствующей этому интересу области, с более или менее развитыми способностями, умениями и навыками, обеспечивающими успешное творческое выполнение данной деятельности» Невский И. А. Склонности учащихся, их изучение и развитие в процессе обучения : автореф. дис. … канд. пед. наук / Акад. пед. наук РСФСР, Науч.-исслед. ин-т общ. и политехн. образования. — М., 1964.
По мнению Е.М. Борисовой, профессиональное самоопределение является процессом развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного применения собственных способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей. Левицкая И.А. Конкурентноспособность будущего специалиста как социально-педагогическая категория // Современные исследования социальных проблем. — №1(57).
— 2016
Итак, все важнейшие личностные предпосылки самоопределения сводятся к двум центральным группам:
1. Особенности личности, способствующие успешному решению проблемы выбора профессии, но непосредственно не участвующие в активизации такого процесса. К этой группе принадлежат волевые черты характера и трудолюбие, а также сюда относится наличие определенного трудового и жизненного опыта, уровень жизненной зрелости человека в целом.
2. Психологические предпосылки самоопределения, состоящие из тех различных компонентов направленности личности, которые динамизируют процесс профессионального самоопределения и обуславливают избирательное реагирование. Речь идет о потребности в профессиональном самоопределении, возникших у человека учебных и профессиональных интересах, склонностях, убеждениях и установках, ценностях и идеалах, представлениях о жизненных ценностях.
Компонентам второй группы, ввиду их связи с познавательными потребностями, присуща функция обуславливания сферы деятельности, которая привлекает человека.
Следовательно, человеку свойственны многочисленные личностные характеристики, но при выборе профессии не все они играют важную роль. Отдельные профессии по отношению к личным качествам человека не отличаются особыми требованиями, а значит, их можно считать
«универсальными» по отношению ко всем, их может освоить любой. В то же время, освоение большого числа профессий предполагает наличие (или отсутствие) различных качеств личности, некоторых умственных, духовных или физических способностей. Подросткам при выборе профессии обычно свойственно ошибаться как раз на данной стадии. Результатом становится то, что они даже в благоприятных условиях с трудом могут освоить такую профессию, или превращаются в посредственных специалистов. Подростку необходимо четко разбираться в особенностях будущей профессии, тесно связанных с наличием или отсутствием у него определенных качеств и способностей.
Выводы по главе 1
Таким образом, цель профессионального самоопределения — постепенно сформировать внутреннюю готовность к самостоятельному и осознанному планированию, корректированию и реализации перспектив своего развития (в профессиональном, жизненном и личностном ключе).
Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте: выбор будущей профессии с учетом полоролевых стереотипов, материальных факторов в выборе профессии, возможности получить социальное признание и обеспечить свой карьерный рост, выбора профессии с позиций ее общественной значимости, наличия возможности трудового совершенствования.
Профессиональное самоопределение должно рассматриваться не только как конкретный выбор профессии, но и как непрерывный процесс поиска смысла в профессиональной деятельности, которую человек выбирает, осваивает и выполняет. Процесс профессионального самоопределения в юношестве нуждается в установлении баланса между личными предпочтениями и склонностями и существующей системой разделения труда.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ, Характеристика экспериментального исследования
В настоящее время выбор профессии молодыми людьми осуществляется, преимущественно, под влиянием внешних факторов и слабо учитывается личностный выбор, что отрицательным образом сказывается на эффективности профессионального обучения и достижения успеха в профессии в дальнейшем.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики обследования профессионального самоопределения, соответствующих поставленной цели.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование выбора профессии учащимися выпускных классов средней школы.
3. Выявить личностные особенности в выборе профессии учащимися выпускных классов.
4. Выявить соответствие выбираемых профессий личностным особенностям.
Эмпирическое исследование включало следующие этапы:
1. Подготовительный этап. Формулировка проблемы, выдвижение гипотезы. Выбор адекватных методов, которые воплощены в конкретных методиках и организации процедуры эмпирического исследования.
2. Основной этап. Проведение эмпирического исследования.
3. Этап обработки эмпирических данных. Количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных.
4. Завершающий этап. Соотнесение полученных в результате анализа эмпирических данных исследования с выдвинутой гипотезой с целью определения ее достоверности на основе развернутой научно обоснованной интерпретации выявленных в ходе исследования фактов и закономерностей.
Экспериментальная выборка. Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании, составило 20 человек в возрасте 17-19 лет, распределенных на две группы по 10 человек в каждой.
Форма и условия проведения исследования. Исследование проводилось в групповой и индивидуальной форме по стандартным инструкциям, в дневное время. Во время проведения диагностики все испытуемые спокойны, проявляли умеренный интерес, внимательно слушали инструкции, выполняли предложенные задания.
Конкретно-методические принципы, на которые опирались в ходе проведения исследования следующие:
- принцип качественно-количественного подхода: мы опирались на оценку не только количественных показателей, основанных на балльной оценке методик, но и на качественный анализ (анализ высказываний, беседа с испытуемыми во время выполнения заданий), который уточняет, дополняет и обогащает полученные нами количественные данные;
- принцип учёта возрастных особенностей учеников: подбор методик, предъявление инструкции, анализ результатов осуществлялся с учётом возрастных норм 17-19 лет;
- принцип индивидуального подхода: организована позитивная направленность исследуемых на контакт с психологом, а также предоставление индивидуальной помощи каждому, кто в ней нуждался в ходе исследования.
Также соблюдались следующие условия проведения психологического обследования:
- перед проведением исследования установлен контакт с каждым испытуемым: мы представились, ознакомили с целями предстоящего исследования;
- адекватность поощрения и стимуляции обследуемых: поддержание положительного настроя в контакте с исследуемыми, использование эмоциональных поощрений в случае любого выполнения задания;
- относительность оценочных характеристик: безоценочное отношение психолога к испытуемым.
Методы исследования:
1) Теоретические — анализ зарубежных и отечественных исследований системы профессиональной ориентации старших подростков;
2) Эмпирические: эксперимент в единстве его этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем и контрольном этапах применялась диагностическая программа, в состав которой вошли следующие методики:
- Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова.
- Матрица выбора профессии (разработана Московским областным центром профориентации молодежи, автор Резапкина Г.В.) Резапкина Г.В.
Секреты выбора профессии.- М.:Генезис, 2012.
- Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов).
- Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.
Климова Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова. Электронный ресурс. Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/43.htm Дата обращения 01.05.2016.
Цель методики состоит в проведении отбора по различным типам профессий согласно классификации типов профессий, предложенной Е.А. Климовым. Данная методика успешно применяется на мероприятиях по профориентации как подростков, так и взрослых.
Содержание методики следующее: испытуемому предлагают 20 пар видов деятельности, а ему необходимо в каждой из них выбрать только один вариант и напротив него в графе ответов поставить знак «+».
Лист ответов построен специально для того, чтобы удобно подсчитывать количество знаков «+» в каждом столбце. Каждый из этих 5-ти столбцов отвечает тому или иному типу профессии. Испытуемый должен выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+».
Ключ к тесту содержится в таблице 2.1.1
Таблица 2.1.1 — Ключ к тесту
Типы профессий |
Номера вопросов |
||||||||
Человек-природа |
1а |
3б |
6а |
10а |
11а |
13б |
16а |
20а |
|
Человек-техника |
1б |
4а |
7б |
9а |
11б |
14а |
17б |
19а |
|
Человек-человек |
2а |
4б |
6б |
8а |
12а |
14б |
16б |
18а |
|
Человек-знаковая система |
2б |
5а |
9б |
10б |
12б |
15а |
19б |
20б |
|
Человек-художественный образ |
3а |
5б |
7а |
8б |
13а |
15б |
17а |
18б |
|
За каждое совпадение с ключом начисляют один балл. Интерпретация результатов теста выгляди так:
Испытуемому рекомендуют выбрать тип профессий, получивший максимальное количество баллов в знаках. Перечислены такие типы профессий:
- «человек-природа» — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
- «человек-техника» — все технические профессии;
- «человек-человек» — все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
- «человек-знак» — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
- «человек-художественный образ» — все творческие специальности.
Методика «Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкиной.
Эту методику разработали в Московском областном центре профориентации молодежи под авторством Г.В. Резапкиной. Испытуемому предлагают задать себе ряд вопросов:
1. Какой объект деятельности Вас привлекает? С кем или с чем Вы бы хотели работать? (СФЕРА ТРУДА).
Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители, читатели, сотрудники).
Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования).
Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты).
Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы и машины).
Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись).
Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые).
Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные).
Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские, хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты).
Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства).
Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоёмы, месторождения).
2. Какой вид деятельности Вас привлекает? Чем бы вы хотели заниматься (ВИД ТРУДА)
Управление (руководство чьей-то деятельностью).
Обслуживание (помощь людям, удовлетворение чьих-то потребностей).
Образование (воспитание, обучение, формирование личности).
Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение).
Творчество (создание оригинальных произведений искусства).
Производство (изготовление продукции).
Конструирование (проектирование деталей).
Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо).
Защита (охрана от враждебных действий).
Контроль (проверка и наблюдение).
Проанализировать ответы можно с использованием таблицы («Матрица выбора профессии») . Профессии, которые расположены на пересечении «сферы труда» и «вида труда», могут считаться как наиболее близкие интересам и склонностям испытуемого лица.
Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов) Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. — СПб., Питер, 2006. — с. 143-155.
При помощи этого теста определяют статус профессиональной идентичности — в виде «ступенек», которые человек занимает при профессиональном самоопределении.
- Неопределенная профессиональная идентичность : свидетельствует о том, что жизненный путь не выбран, четких представлений о карьере нет, но испытуемый не осознает это для себя как проблему.
— Навязанная профессиональная идентичность: испытуемый обладает сформированными представлениями о своем профессиональном будущем, но при этом существует навязывание их извне (к примеру, со стороны родителей), то есть это не результат самостоятельного выбора.
- Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности : испытуемый знает о проблеме выбора профессии, находится в процессе ее решения, но пока не определился с наиболее подходящим вариантом.
- Сформированная профессиональная идентичность: у испытуемого определены профессиональные планы, что явилось результатом осмысленного самостоятельного решения.
a, b, c, d
Чем выше сумма баллов, которую набрал испытуемый по каждому статусу, тем в большей степени суждения о нем могут применяться к испытуемому. Интерпретация полученных сведений:
Неопределенное состояние профессиональной идентичности. Данным состоянием характеризуются оптанты, не обладающие прочными профессиональными целями и планами, а также не пытающиеся прийти к их формированию, к построению вариантов своего профессионального развития. Как правило, этот статусом имеют подростки, чьи родители не желают либо не способны проявлять активный интерес к профессиональному будущему своих чад. Такой статус присущ подросткам, привыкшим жить текущими желаниями, они в недостаточной мере осознают важность выбора профессионального пути.
Сформированная профессиональная идентичность. Это оптанты, которые отличаются готовностью совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального пути или уже его совершили. Им свойственна уверенность в правильности принятого решения касаемо их профессионального развития. Часто это юноши и девушки, преодолевшие
«кризис выбора» и самостоятельно сформировавшие систему знаний о себе и о своих профессиональных ценностях, целях и убеждениях в жизни. Они способны осознанно выстраивать свою жизнь, так как определились со своими намерениями и стремлениями.
Мораторий (кризис выбора).
Состояние, характерное для человека, который изучает альтернативные варианты профессий, активно пытается выйти из такого состояния путем принятия осмысленного решения на счет собственного будущего. Такие юноши и девушки могут размышлять о возможных вариантах профессионального пути, примерять на себя разные профессиональные роли, они стремятся как можно больше узнать о различных специальностях и способах их получения. Эта стадия зачастую характеризуется неустойчивостью в отношениях с родителями и друзьями: на смену полному взаимопониманию может приходить непонимание, и наоборот. Обычно большинство молодых людей после «кризиса выбора» переходят в состояние сформированной идентичности, но реже наблюдается навязанная идентичность.
Навязанная профессиональная идентичность — выражена состоянием человека, сделавшего профессиональный выбор, но это произошло не через самостоятельные размышления, а путем прислушивания к авторитетной точке зрения: это могут быть родители или друзья. На какой-то период времени это обычно приводит к комфортному состоянию, позволяет исключить переживания касаемо будущей жизни. Однако при этом отсутствуют всякие гарантии того, что выбранная специальность соответствует индивидуальным интересам и способностям человека.
Вероятно наступление ситуации, когда это обернется разочарованием в сделанном выборе.
По результату проведенного исследования формулируются выводы
относительно факторов выбора молодежью профессий и соответствие данного выбора личным особенностям подростков.
При наличии значительных отклонений — будет предложены методы работы с молодежью в области профессиональной ориентации в целях повышения эффективности профессионального самоопределения молодежи.
Анализ особенностей выбора профессии современной молодежи
Как сказано ранее, все участники исследования поделены на 2 равные группы — одна из групп стала считаться контрольной (Группа «К»), а вторая- экспериментальная (Группа «Э»).
Данное деление выполнено для того, чтобы в дальнейшем можно было сопоставить итоги проведенной работы после внедрения предложенных улучшений — в контрольной группе никаких мероприятий по профессиональному самоопределению проводиться не будет, а в экспериментальной группе будет на базе полученных результатов исследования проведена специальная работа. Таким образом, контрольная группа будет служить критерием контрольной оценки полученных результатов в экспериментальной группе.