В современных условиях сектор розничной торговли занимает значительное место в экономике страны.
Розничная торговля — это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Основной задачей розничной торговли является доведение товаров из сферы производства в сферу потребления, а значит удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.
С каждым годом торговля как сфера деятельности развивается и расширяется, возрастает количество торговых предприятий, увеличивается конкуренция. В связи с этим, управление торговым предприятием является сложным и многогранным процессом, требующим вложения усилий со всех сторон деятельности предприятия.
Для того, чтобы предприятие достигло коммерческого успеха, а его товарооборот возрастал, важно, чтобы продаваемые товары соответствовали рыночным требованиям и желаниям потребителей, и спрос населения удовлетворялся своевременно.
Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через точки продаж розничных предприятий до потребителей называется товароснабжением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и все операции, связанные с их хранением, сортировкой и подготовкой к продаже.
Для данной дипломной работы была выбрана тема «Организация товароснабжения розничной торговой ети». Объектом исследования на практике является Общество с ограниченной ответственностью «Адидас», один из крупнейших ритейлеров спортивных товаров в России. ООО «Адидас» — дочернее предприятие немецкой корпорации Adidas Group, ведущей торговую деятельность во всем мире.
Предметом исследования при написании работы послужил процесс организации товароснабжения розничной торговой сети.
Актуальность темы работы определяется, прежде всего, необходимостью бесперебойного обеспечения розничных предприятий товарными ресурсами, что в свою очередь, требует четкой системы планирования снабжения, основанного на определении потребности в товарах. Процесс товароснабжения напрямую влияет на степень удовлетворения потребностей населения за счет обеспечения полноты и стабильности ассортимента, а также на коммерческий успех предприятий розничной торговли, достигаемый путем высокой прибыли от продаж.
Целью данной дипломной работы является: исследование процессов товароснабжения розничной торговой сети и особенностей его организации в современных условиях хозяйствования.
Современные формы и методы розничной продажи товаров и их эффективность ...
... рассмотреть принципы и методы розничной продажи товаров и их эффективность на примере ООО "Евросеть". При подготовке курсовой работы использовались работы Виноградовой С.Н., Панкратова Ф.Г. и других, а также материалы периодической печати. ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ. К ...
Для реализации поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- изучить теоретические основы товароснабжения;
- проанализировать система товароснабжения в розничной сети компании ООО «Адидас»;
- определить основные недостатки организации товароснабжения ООО «Адидас», даны рекомендации по совершенствованию систем товароснабжения, а также дать оценку эффективности рекомендованных мероприятий.
Информационная база работы включает учебную и научную литературу по теме товароснабжения, данные бухгалтерской и финансовой отчетности ООО «Адидас», материалы предприятия об организации процессов товароснабжения, а также специальная нормативная литература.
Необходимо следовать рациональной организации товароснабжения на розничных торговых предприятиях для обеспечения оптимального уровня товарных запасов, полноты и устойчивости ассортимента, высоких финансовых показателей работы торговых предприятий, а также удовлетворения спроса населения,
При организации мероприятий по товароснабжению розничных предприятии необходимо следующие основные требования:
- источники и наиболее выгодные для конкретного предприятия розничной торговли формы товароснабжения, которые будут рассмотрены далее, должны определяться с учетом объема выпускаемых товаров, его ассортимента, а также территориальной удаленности от снабжаемых розничных предприятий;
- спрос населения, а также установленные для конкретных магазинов ассортиментные перечни — необходимые условия для соблюдения актуальности завозимого товара;
- необходимый для магазина объем завозимых товаров должен определяться типом торгового предприятия, его размерами, мощностью, наличием соответствующего торгово-технологического оборудования, а также уровнем товарооборота.
* величина разовой партии товаров, доставляемой в магазин, должна рассчитываться с соблюдением данных о товарных запасах, имеющихся на предприятии на момент доставки, объеме среднедневной реализации с учетом сезонности, а также установленной периодичности завоза;
- должны быть обеспечены минимальные издержки по завозу и хранению товаров, для этого нужно рационально и четко разрабатывать всю систему товароснабжения.
Говоря в целом о товароснабжении именно сетевых розничных предприятий, следует отметить, что развитие системы товароснабжения напрямую зависит от широко развивающейся в последние годы сетевой розничной торговли. Создание торговых сетей — один из методов управления торговым капиталом, позволяющий получать экономию от масштаба деятельности в розничной торговле. [21, c.10]
Применение сетевых технологий позволяет получать конкурентные преимущества за счет максимизации выручки, получения ценовых скидок на оптовые закупки продукции у производителей и предложения собственных торговых марок. Исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой, поддержанием товарно-материальных запасов, получением, отгрузкой товаров, административными расходами, расходами по обработке заказов и прочими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока. Поэтому современный процесс товародвижения должен основываться на соответствующей подготовке товаров к продаже путем их фасовки, упаковки и комплектования необходимого ассортимента. Эти операции целесообразно осуществлять в производстве или оптовых базах, чтобы максимально освободить магазины от несвойственных им функций.
Организация и технология товароснабжения розничной торговой сети
... данной курсовой работе освящены вопросы организации и технологии товароснабжения розничной торговой сети. Актуальность выбранной темы заключается в том, что предприятие имеет ... торговых компаний. Завершение процесса обращения товаров происходит в розничной торговой сети. Она объединяет большое количество предприятий. Торговое предприятие - основное звено торговли. Товароснабжение розничной торговой ...
По мнению экспертов, рациональная организация товароснабжения позволяет снизить уровень запасов на 30-50%, сократить время движения товаров на 25-45%, повторные складские перевозки — в 1,5-2 раза, снизить расходы на автоперевозки и железнодорожные перевозки.
Выявлено, что сокращение издержек на 1% соответствует почти 10% увеличения объема продаж. [11, c.38]
В качестве примера можно рассмотреть компанию Wall-Mart, в которой все расходы на товароснабжение составляют 1,5% от оборота. Для этой розничной сети сокращение издержек всего на 0,1% приведет к дополнительной ежегодной прибыли в размере, превышающем сотни миллионов долларов. [22, c.10]
Рис . 1.1 Принципы товароснабжения
Рассмотрим основные принципы, на которых должна основываться организация товароснабжения предприятий розничной сети (рис. 1):
- планомерность;
- Завоз товаров в магазины должен осуществляться на основе плановых графиков с учетом их ассортиментного профиля.
* ритмичность (завоз товаров через относительно одинаковые промежутки времени);
— Ритмичность способствует ускорению оборачиваемости товаров, созданию товарных запасов, необходимых для обеспечения бесперебойной работы на случай нарушения сроков завоза, исключает образование излишних товарных запасов. Также ритмичность обеспечивает оптимальные условия для работы складов, оптовых баз и транспортных предприятий, позволяет более производительно использовать рабочую силу. При ритмичном товароснабжении рациональнее используются складские площади.
Для того чтобы определить, насколько ритмично осуществляется товароснабжение розничного торгового предприятия, можно использовать такой показатель, как коэффициент ритмичности снабжения (Кр), который рассчитывается следующим образом:
- где Пф — фактическая поставка за исследуемый период в пределах графика (плана);
- Пп — поставка по графику за каждый период времени.
Коэффициент ритмичности показывает какой процент поставок был осуществлен в соответствии с запланированным графиком.
* оперативность;
- Ритм завоза товаров должен нарастать или сокращаться в зависимости от изменений в спросе на них, сезонных и других колебаний.
* экономичность (минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных средств на весь процесс доставки товаров в розничную торговую сеть);
- Это достигается эффективным использованием транспортных средств, механизацией погрузочно-разгрузочных работ, установлением рациональной звенности движения товаров, четким оформлением документов по отпуску и приемке товаров.
* централизация (товароснабжение розничных торговых предприятий силами и средствами предприятий-поставщиков);
- При этом работники магазинов хотя и несут ответственность за коммерческую сторону товароснабжения, но не отвлекаются от своей непосредственной работы по обслуживанию покупателей.
* технологичность;
Организационно-правовые формы предприятий и их характеристики
... раскрыть сущность организационно-правовых форм предприятий; рассмотреть классификацию организационно-правовых форм предприятий; изучить особенности организации финансов различных организационно-правовых форм предприятий; провести анализ основных организационно-правовых форм предприятий; предложить основные направления совершенствования основных организационно-правовых форм предприятий. В процессе ...
- Товароснабжение должно осуществляться на основе использования на всех его этапах прогрессивных технологических решений.
Также, по мнению специалистов, в основу рациональной организации процесса товароснабжения должно быть положено соблюдение следующих принципов:
- применение кратчайших путей движения товаров;
- выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование;
- постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения.
Организация технологической цепи товародвижения с соблюдением названных выше основных принципов позволяет обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения. [12, c.7]
товароснабжение розничный ассортимент ритейлер
Важным условием, определяющим рациональную организацию товароснабжения, является правильный выбор формы движения товаров из пунктов производства в районы потребления.
Товародвижение — процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления.
Форма товародвижения — организационный прием, представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления.
Многообразие условий производства и потребления продукции, способов ее перемещения, методов распределения внутри предприятия предопределяют необходимость использования различных организационных форм снабжения. При этом применение каждой из них в конкретных обстоятельствах обусловлено объективными факторами. В зависимости от особенностей продвижения товарных ресурсов от предприятия-поставщика к потребителям различают две формы снабжения: транзитную и складскую. [23, c.62]
Транзитная форма товародвижения — форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.
Складская форма товародвижения — форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников. (ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения).
Выбор той или иной формы товародвижения зависит от конкретных условий покупателя и поставщика — объема товарооборота, нормативов товарных запасов, состояния складского хозяйства и т.п. [23, c.64]
Транзитная форма товароснабжения способствует сокращению времени доведения товаров до магазинов, снижению транспортно-экспедиционных расходов и товарных потерь, содействуя лучшей сохранности товаров. Однако неправильное применение этой формы может привести к нарушениям полноты и комплектности ассортимента товаров в магазинах и замедлению оборачиваемости, особенно если товаров достигает излишне крупными партиями и в узком ассортименте.
Данная форма широко используется при одногородних поставках, особенно скоропортящихся товаров. Труднее применять ее при иногородних поставках, но это во многих случаях даже целесообразно (поставка крупногабаритных товаров, фарфорофаянсовой и стеклопосуды, строительных материалов и т.д.).
Транзитная форма товародвижения будет рентабельна для поставщика-производителя и потребителя (розничного предприятия) при следующих обстоятельствах: (рис. 1.2)
Курсовая — Формы сотрудничества предприятия в сфере финансовых отношений
... особенностей форм финансового сотрудничества в предпринимательской деятельности как важного фактора эффективного развития деловой активности в различных ... в основном такими формами партнерских связей, как факторинг, коммерческий трансферт, венчурное финансирование, финансовый лизинг, страховые договора (хеджирование), эккаутинг, франчайзинг, форфейтинг и др. Формы партнерских связей предприятий ...
Рис. 1.2.
- количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт;
- потребителей немного, и они расположены на относительно небольшой территории (наличие концентрации рынка потребителей);
- товар требует высокоспециализированного сервиса;
- объем каждой поставляемой партии достаточен для заполнения одного отгрузочного места (вагон, контейнер);
- у покупателя имеется достаточная сеть складов, подсобных помещений;
- происходит быстрое колебание цены, что требует немедленного согласования с покупателем. [26, c.100]
Таким образом, транзит экономически оправдан, когда объем розничного товарооборота позволяет принимать транзитную норму отгрузки и это не приводит к образованию сверхнормативных запасов.
Под транзитной нормой отгрузки понимается минимально допустимое количество товаров, отгружаемое единовременно поставщиком в адрес покупателя (вагон, контейнер и т.д.).
Нормы регламентируются в договорах поставки.
Необходимый объем товарооборота (Т) для осуществления транзитных отгрузок товаров простого ассортимента можно определить по формуле:
, (1)
где Н — норма отгрузки, тыс. руб.;
- Ч — частота завоза, дней.
По товарам сложного ассортимента учитывается количество поставщиков:
, (2)
где П — количество поставщиков.
Транзитная форма снабжения магазинов может применяться при работе с местными поставщиками по любым товарам, так как в этом случае их завоз осуществляется автомобильным транспортом, а поэтому не требуется соблюдения нормы единовременной отгрузки.
Транзитное поступление товаров от иногородних промышленных предприятий с перевозками в магазины авторефрижераторами или с железнодорожных станций доступно лишь очень крупным универсальным магазинам, имеющим возможность принимать товары партиями в размере установленных норм транзитной отгрузки. Поэтому для большей части магазинов применяются транзитная форма товароснабжения от производителей, работающих в том же городе, что и розничные магазины, или пригородных сельскохозяйственных предприятий.
Скоропортящиеся и вообще требующие быстрой реализации (молочные продукты, мясо, колбасные изделия и мороженая рыба, хлеб) при всех условиях необходимо доставлять в магазины непосредственно с местных предприятий — молочных заводов, мясокомбинатов, хлебозаводов. Транзитом с местных производственных предприятий доставляют также товары простого ассортимента — макаронные изделия, сахар, мыло и др. товары. В летнее время завозят свою плодовоовощную продукцию сельскохозяйственные предприятия.
Складская форма товароснабжения не связана с обязательным получением транзитной нормы. Она позволяет розничной торговле заказывать товары в нужном количестве исходя из спроса на них и товарных запасов. При складской форме товароснабжения товары завозятся сначала на склады оптовой базы, а затем в розничную торговлю. На складах осуществляется подсортировка и комплектование товаров.
Эта форма обычно применяется по товарам сложного ассортимента и главным образом для предприятий розничной торговли, закупающих товары мелкими партиями. Через склады могут продаваться и товары простого ассортимента, когда покупатели по размерам товарооборота не могут получать минимальную транзитную норму, а также товары сезонного производства и потребления.
Банкротство предприятий: сущность, формы, последствия
... направленность, важно понимать состояние соответствующих объектов регулирования. Целью данной курсовой работы является рассмотрение банкротства предприятий, сущности, форм и последствий. Задачами данной работы является рассмотрение теоретических аспектов выбранной темы, а также изучение ...
Снабжение магазинов со складов оптовых предприятий отличается рядом преимуществ. Например, оптовые предприятия имеют достаточно широкий ассортимент товаров, удовлетворяющий требованиям многих магазинов. Наибольшего эффекта эта форма снабжения достигает при поставке товаров в специализированные и крупные универсальные магазины.
Такие товары, как кондитерские изделия, овощные и фруктовые консервы, прочие бакалейные товары, доставляют чаще всего со складов оптовых предприятий по торговле продовольственными товарами.
При снабжении мелких, неспециализированных магазинов часто более предпочтительной оказывается складская форма товароснабжения.
Складская форма товароснабжения образуется при движении товаров от производителей или от оптовых предприятий до магазинов через собственные склады розничной торговой организации. Такие склады имеют возможность отправлять в торговую сеть товары укрупненными партиями, включающими самые разнообразные товары, требуемые магазинами, и производить при этом дробную подсортировку.
Таким образом, складская форма дает возможность: (рис.1.3)
Рис. 1.3.
- принимать товары от иногородних и др. поставщиков;
- вести подсортировку;
- концентрировать на складах необходимые товарные запасы, (что лучше, чем хранить товар в магазинах);
- маневрировать товарными запасами;
- лучше использовать транспорт.
Если говорить о негативных показателях складской формы товароснабжения, то издержки в данном случае выше, а товарооборачиваемость замедляется.
Одним из важнейших вопросов, который необходимо решить при организации складской формы товародвижения, является звенность товародвижения. [23, c.75]
Звенность товародвижения — количество складских звеньев, через которые проходит товар при его продвижении от производителя к потребителю как на основе перехода прав собственности на товар, так и без него. (ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения).
Число складских звеньев должно быть минимальным, так как от их количества зависят время товарного обращения, размер товарных запасов, уровень расходов по реализации.
К звеньям в процессе товародвижения относятся склады оптовой и розничной торговли, которые прерывают движение товаров для подсортировки, хранения или перевалки на другой вид транспорта. Различают однозвенную, двухзвенную и более складские формы товародвижения.
Необходимость разделения крупных партий товаров, поступающих от промышленности, проведения подсортировки товаров сложного ассортимента, создание в оптовом звене устойчивых переходящих запасов, гарантирующих регулярность и бесперебойность снабжения розничной сети, — все это вызывает потребность в промежуточных складских звеньях, возникающих на пути движения товара.
Под звеньями товародвижения, как уже отмечалось, понимаются склады оптовых и розничных торговых организаций и предприятий, осуществляющие получение, хранение, подсортировку, комплектование и отпуск или отгрузку товаров в магазины. Рационализация товародвижения идет по пути устранения излишних звеньев между производством и розничной торговлей. При использовании складской формы товародвижения стремятся к тому, чтобы на пути движения товаров из производства в розничную сеть было не более одного складского звена, территориально приближенного к пунктам снабжения.
Мировой опыт деятельности торгово-посреднических фирм в организации ...
... этом проверенным многолетней практикой зарубежным опытом посредничества могут воспользоваться как белорусские промышленные фирмы и организации, так и импортеры иностранных товаров, осваивающие в качестве посредников ... организации эффективного товародвижения и формирования предложений по его использованию в Республике Беларусь. В ней анализируются место и роль посредников в мировой торговле, виды и ...
Однозвенное товародвижение характерно в настоящее время для ряда крупных городов нашей страны. Строительство крупных зональных складов в ближайшей перспективе позволит шире распространить эту форму товародвижения.
Двухзвенное товародвижение пока еще достаточно широко распространено при снабжении торговой сети небольших городов или сельских населенных пунктов.
Для установления рациональности товародвижения рассчитывается коэффициент звенности товародвижения — показатель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазина.
Коэффициент звенности рассчитывается отношением валового (суммы складского и розничного) оборота к розничному: [23, c.75]
где Топт — оптовый товарооборот,
Трозн — розничный товарооборот.
Коэффициент торгово-организационной звенности показывает, сколько торговых организаций участвовало в актах купли-продажи товаров на всем пути его движения к потребителю. Чем ниже этот коэффициент, тем эффективнее процесс товародвижения.
Складской оборот рассчитывается по поступлению товаров на склады оптовых и розничных предприятий, а розничный — в магазины. При транзитном товародвижении коэффициент складской звенности равен нулю.
На коэффициент звенности влияют:
- степень специализации источников,
- размеры партии отгрузки,
- объем и структура оптового товарооборота,
- физико-химические особенности и свойства товара.
Немаловажно, что всех случаях, когда товары поступают с одногородних складов, на них должны выполняться все необходимые операции по подготовке товаров к продаже — распаковка, подсортировка, проверка по качеству, а при необходимости фасовка и укладка в тару — оборудование.
Розничные организации могут централизовать товароснабженческие функции своих мелких и средних предприятий и выполнять их экономически более рационально, используя ту или иную форму товароснабжения.
К основным факторам, влияющим на выбор формы товародвижения можно отнести (рис.1.4):
- производственные (размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства);
— Значительное влияние на процесс товародвижения оказывает размещение производства товаров. Приближение производственных предприятий к источникам сырья часто приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, а это, в свою очередь, усложняет процесс товародвижения, так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет их доведение от производства до потребителей.
Производство некоторых товаров народного потребления имеет ярко выраженный сезонный характер, что в свою очередь связано с сезонностью производства сырья для их изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, а это вызывает необходимость внесения соответствующих коррективов в организацию технологического процесса товародвижения. [12, c.5]
К примеру, в зимний период в России некоторая овощная продукция импортируется из-за рубежа, т.к. выращивать эту группу товаров в холодный период года у нас в стране невозможно. А в летний период наблюдается обратная ситуация, когда внутреннее производство может обеспечивать внутренний спрос на рынке овощных продуктов.
* транспортные (состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, транспортные расходы);
— Уровень транспортных расходов является основным фактором, влияющим на выбор формы отгрузки товара, и включает в себя все расходы на перевозку товара. Если предприятие розничной торговли имеет в своем распоряжении консолидационный склад, очевидно, что подготовительные процедуры (хранение, распаковку, сортировку товаров и др.) выгоднее осуществлять на складе.
* социальные (расселение населения, уровень денежных доходов);
— Важное влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы, основными из которых являются: расселение населения, уровень денежных доходов населения и т.д. При невысокой плотности населения сложнее организовать доставку товаров потребителям, чем в районах с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев. На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения. [12, c.6]
* торговые (размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров, их свойства, обеспечение рассортировки, скорость оборачиваемости товаров)
В значительной степени процесс товародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, проходят подсортировку на складе.
Исходя из отдаленности расположения производителя, розничное торговое предприятие выбирает оптимальную форму товароснабжения. Как правило, местные поставщики товаров, особенно продовольственных, осуществляют перевозку готовой продукции, минуя склады.
Обеспечение рассортировки товаров подразумевает необходимость выбора транзитной или складской формы товароснабжения в зависимости от вида товара, его характеристик и форм потребления. Например, скоропортящиеся товары доставляют напрямую в магазины, минуя склад, проходя стадию сортировки на производстве.
Скорость оборачиваемости товарных запасов является неотъемлемым фактором, влияющим на выбор формы товароснабжения. Оптимальная скорость оборачиваемости товаров характеризуется эффективным взаимодействием закупок и продаж, что является немаловажной целью любого торгового предприятия.
Рис .1.4. Факторы, влияющие на выбор формы товародвижения
Выбор формы движения товаров обусловливается экономической целесообразностью, выявляемой путем конкретных расчетов затрат по товародвижению. Рассмотренные выше факторы формируют не только выбор той или иной формы товароснабжения, но и обеспечивают оптимальное использование ресурсов предприятия.
Важное значение для рациональной организации товароснабжения розничной торговой сети имеет выбор метода завоза товаров. Основными являются два метода: децентрализованный и централизованный. [14, c.97-98]
Первый метод предполагает, что завоз товаров осуществляется силами и средствами розничных предприятий и называется децентрализованным (самовывоз).
При применении децентрализованного метода товароснабжения значительно возрастают издержки обращения, в частности транспортные расходы (большинство магазинов не имеют собственных транспортных средств).
Нерационально используется грузоподъемность транспортных средств через их неполное заполнение товарами и увеличение времени простоев автомобилей вследствие неупорядоченного отбора товаров, долгого оформления документации, погрузочно-разгрузочных работ. [1, c.75]
Более того, этот метод отвлекает работников магазинов от их непосредственной работы по торговому обслуживанию покупателей. В магазинах х с одним продавцом применения этого метода вызывает необходимость временного закрытия.
Второй метод — централизованный, предусматривает завоз товаров силами и средствами поставщика.
Он более экономичный, позволяет улучшить управление процессом товародвижения, повысить эффективность использования автотранспорта. Работники магазинов не отвлекаются для поездки за товаром.
Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам, представляющим собой расписание доставки товаров в магазины. В них указывают номера маршрутов, дни завоза, наименования торговых предприятий и их адреса, вид транспорта и часы доставки.
Количество заказываемых товаров зависит от:
- частоты завоза;
- среднедневной реализации;
- неснижаемых запасов и остатков товаров на день завоза;
- емкости холодильного оборудования (для быстропортящихся товаров).
Графики составляются, как правило, на квартал. На более длительный срок их составление нецелесообразно, так как в процессе работы ситуация меняется. Практика свидетельствует, что наиболее приемлемая частота завоза продовольственных товаров — через 2-3 дня, непродовольственных — 7-9 дней, но это зависит от однодневного товарооборота и размера единовременной партии завоза.
При централизованной доставке завоз товаров в розничную торговую сеть может осуществляться собственным транспортом поставщика или транспортом общего пользования.
Важное значение при разработке планов централизованной доставки товаров имеет определение необходимого количества транспортных средств, контейнеров и многооборотной тары.
Необходимое количество транспортных средств определяется следующим образом. Вначале определяется суточная производительность автомобиля по формуле:
- где Д — полезное время работы автомашины, мин;
- к — коэффициент использования грузоподъемности автомобиля;
- К — грузоподъемность автомобиля, т;
- Р — расстояние рейса, км;
- С — техническая скорость движения автомобиля с грузом и без него, км/час; Т — время простоя автомобиля под погрузкой и выгрузкой, мин.
Затем исчисляется необходимое количество автомашин:
М = О/Р,
где О — количество грузов, подлежащих перевозке в предстоящий период.
Транспортные расходы — существенная статья расходов, поэтому торговые организации должны принимать меры по более эффективному использованию транспортных средств. Особое внимание следует уделить сокращению сроков погрузки и разгрузки транспортных средств, повышению коэффициента использования их грузоподъемности, использованию более эффективных систем товароснабжения, проектированию торговых объектов с учетом требований транспортировки и т.д. [1, c.78-79]
Товары народного потребления могут перевозиться железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом. (Рис. 1.5)
Рис . 1.5. Виды транспорта
Основными видами транспорта, используемыми в торговле, являются железнодорожный и автомобильный, реже воздушным и водным.
Каждый из видов транспорта имеет особенности, которые определяют сферу его применения. При выборе транспортных средств для перевозки необходимо учитывать себестоимость перевозки, скорость доставки, регулярность, сохранность грузов и т.д.
Особенности железнодорожного транспорта:
- низкая себестоимость перевозок, особенно на большие расстояния (свыше 200 км);
- независимость от климатических условий;
- широкие возможности механизации погрузочно-разгрузочных работ;
- перевозка любых товаров независимо от их упаковки.
Для перевозки грузов железнодорожным транспортом могут быть использованы транспортные средства различных типов, грузоподъемности и назначения. [14, c.100-102]
Наиболее широкое применение получили:
- крытые вагоны для перевозки затаренных грузов вместимостью от 50 до 125 т;
- полувагоны для перевозки навалочных и длинномерных грузов, грузов в контейнерах;
- платформы для перевозки грузов в контейнерах;
- цистерны для перевозки наливных грузов;
- вагоны-рефрижераторы для перевозки охлажденных и замороженных продуктов;
- специальные изотермические вагоны для перевозки молока, вин, живой рыбы.
Железнодорожный транспорт — основное звено в единой транспортной системе Российской Федерации. Отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Эти преимущества делают железнодорожный транспорт универсальным для перевозки всех видов грузов в межрайонных и внутрирайонных сообщениях и пассажиров в пригородном, местном и дальнем сообщениях.
Однако, учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.
Особенности автомобильного транспорта:
- возможность доставки грузов в любой населенный пункт;
- хорошая сохранность товаров;
- низкая себестоимость перевозок на короткие расстояния.
Автомобильный транспорт делится на грузовой, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.
Автомобили классифицируют:
по грузоподъемности:
- особо малой грузоподъемностью — до 1 т;
- малой грузоподъемностью — 1-3 т;
- средней грузоподъемностью — 3-5 т;
- большой грузоподъемностью — 5-8 т;
- особо большой грузоподъемностью — свыше 8 т;
по назначению:
- автотранспорт общего назначения для перевозки любых грузов;
- специализированный автомобильный транспорт для перевозки нестандартных и специальных грузов, скоропортящихся товаров и т.д.;
по типу кузова:
- с бортовой платформой;
- самосвалы;
- фургоны;
- рефрижераторы;
- цистерны.
Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связанно со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов «от двери до двери» без дополнительных затрат на перегрузку. Большая мобильность, возможность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автотранспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров. [27, c.51]
Однако себестоимость перевозок на автомобильном транспорте сравнительно высока и в среднем превышает аналогичные показатели речного и железнодорожного транспорта. Высокий уровень себестоимости определяется небольшой грузоподъемностью и, следовательно, производительностью подвижного состав.
Особенности морского транспорта:
- самая низкая себестоимость перевозки грузов;
- хорошая мобильность, таким образом, может быстро менять маршруты;
- неограниченная пропускная способность морских путей.
Морской транспорт представлен пассажирскими, грузопассажирскими судами, сухогрузами, наливными судами, паромами, контейнеровозами и т.д.
Особенности речного транспорта:
- высокая провозная способность по рекам;
- низкая себестоимость перевозок;
- сезонность перевозок.
На речном транспорте используются самоходные суда и баржи, специализированные суда.
Особенности воздушного транспорта:
- высокая скорость перевозки;
- сокращение путей транспортировки;
- хорошая сохранность, особенно скоропортящихся грузов;
- зависимость от климатических условий;
- самая высокая стоимость перевозок. [1, c.316]
Все разновидности грузоперевозок, независимо от вида транспорта и дальности расстояния, предполагают использование тары. Тара определяется соответствующей нормативной документацией как средство, обеспечивающее защиту окружающей среды и самого груза в процессе его транспортировки и дальнейшего хранения.
Тара играет важную роль не только в самом процессе перевозки, но и при складировании грузов и их хранении, и в этом случае может принадлежать как заказчику услуг, так и транспортной компании. Тара для транспортировки грузов имеет свою классификацию. [14, c. 181]
В зависимости от длительности использования тару подразделяют на:
- одноразовую,
- оборотную (возможно использовать несколько раз);
В зависимости от способа изготовления:
- выдувную,
- литую,
- клееную,
- прессованную.
В зависимости от материала, из которого она изготовлена, на:
- картонную,
- деревянную,
- полимерную,
- керамическую,
- металлическую,
- текстильную,
- стеклянную и др.
Деревянная тара является наиболее распространенным видом. Она занимает наибольший удельный вес в общем объеме транспортной тары. Деревянная тара, как правило, является многооборотной и подлежит обязательному возврату.
Картонная и бумажная тара отличается от других видов тары низкой стоимостью и легкостью, герметичностью упаковки. Для ее транспортировки требуется значительно меньше транспортных средств. Она легко подвергается переработке. Для затаривания сыпучих товаров применяется бумажная тара — мешки и пакеты.
Полимерная тара применяется для упаковки и транспортировки продовольственных товаров. К ее преимуществам относятся прочность, химическая устойчивость, непроницаемость, хорошая окрашиваемость.
Металлическая тара используется для затаривания легковоспламеняющихся материалов (бензина, керосина, ацетона и др.), с высокой степенью летучести (карбида кальция, газов), различных масел, лакокрасочных товаров и др. Преимущества металлической тары: прочность, долговечность, экономичность, большая грузоподъемность.
Текстильная тара — это тканевые мешки и паковочные ткани: льняные, полульняные, льноджутовые, джутовые, пеньковые, хлопчатобумажные, комбинированные.
Стеклянная и керамическая тара используется для затаривания продукции пищевой, химической и других отраслей промышленности (молочные, винно-водочные, косметические товары и др.).
В зависимости от кратности использования различают многооборотную тару и тару разового использования.
Многооборотная тара совершает несколько оборотов, обслуживая процесс продвижения товаров от производства до потребления, и подлежит возврату поставщику или тарособирающей организации. К ней относится большинство деревянной, металлической, текстильной, полимерной тары. [14, c.183-184]
Разовая (однооборотная) тара используется при поставках один раз. К ней относятся основные виды потребительской тары (коробки из-под печенья, конфет, винно-водочных изделий, спичек, папирос, флаконы из-под парфюмерии, бутылки, банки из-под лакокрасочных товаров и т.д.).
Кроме того, для перевозки всех разновидностей грузов: жидких, твердых, сыпучих — существует специальная тара, подходящая именно этому типу груза. Например, для транспортировки сыпучих грузов используют мягкие контейнеры, мешки или чехлы, складную тару. Она, с одной стороны, достаточно удобна, занимает немного места в освобожденном состоянии, а с другой — обладает достаточным запасом прочности. Особенно востребована такая тара при перевозке пищевых грузов: крупы, сахар, высушенные порошковые продукты, мука.
Контейнеры и поддоны чаще применяются в химической промышленности, а также для несыпучих пищевых продуктов. Такая тара многофункциональна, т.е. выполняет как традиционные функции в процессе перевозки, так и незаменима при дальнейшем хранении и складировании грузов.
Поддоны и контейнеры еще называют «тарооборудованием», поскольку этот вид транспортной тары позволяет доставлять товар с предприятия-изготовителя или склада сразу в место реализации без дополнительных манипуляций. По пути следования поддон выполняет функции тары, а в торговом зале он становится торговым оборудованием, заменяя собой стеллаж или прилавок.
Успешное функционирование торговых предприятий невозможно без наличия и укрепления материально-технической базы.
Материально — техническая база — совокупность средств производства, выступающих в форме реальных активов торговых предприятий, обеспечивающих процессы купли — продажи и товародвижения. (ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения)
Для анализа эффективности использования материально-технической базы рассчитываются фондоотдача, фондоемкость.
Фондоотдача определяется путем отношения суммы розничного товарооборота за год к среднегодовой стоимости основных фондов и показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль основных фондов.
Фондоемкость является обратным показателем фондоотдачи и отражает сумму основных фондов, приходящуюся на один рубль товарооборота.
Рассчитаем показатели анализа материально-технической базы ООО «Адидас» за 2011-2013 гг. (табл.2.1)
Таблица 2.1
Показатели |
Период |
Темп роста, в % |
|||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2012 г. / 2011 г. |
2013 г. / 2012 г. |
2013 г. / 2011 г. |
||
Среднегодовая стоимость основных производственных средств |
1816740,00 |
1747145,50 |
2100729,50 |
96,17% |
120,24% |
115,63% |
|
Фондоотдача основных производственных средств |
13,251 |
16,116 |
16,593 |
121,62% |
102,96% |
125,23% |
|
Фондоемкость основных производственных средств |
0,075 |
0,062 |
0,060 |
82,22% |
97,12% |
79,86% |
|
На основании таблицы 2.1 построим график динамики стоимости основных производственных средств за 2011-2013гг. (рис.2.1)
Рис.2.1. График динамики стоимости основных производственных средств ООО «Адидас» за 2011-2013 гг.
Эффективность торгового предприятия можно определить как отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности.
2.1.2 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Адидас»
Рентабельность — синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых предприятий за определённый период. Это процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей: объёму товарооборота, издержкам обращения, средней стоимости основных и оборотных средств и т.п.
Основными задачами анализа прибыли и рентабельности торгового предприятия являются:
- систематический контроль за выполнением плана полученной прибыли;
- определение влияния объективных и субъективных факторов на финансовые результаты деятельности предприятия;
- выявление резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности;
- разработка мероприятий по использованию выявленных возможностей увеличения прибыли;
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации товаров, прибыли и рентабельности.
Влияют на размер прибыли и рентабельности следующие факторы: объем и структура товарооборота, уровень валовых доходов и издержек обращения, производительность труда, эффективность использования основных и оборотных средств, размер прочей прибыли, уровень цен и др.
Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рассчитывается по формуле:
(1.6)
где Пр — прибыль; ВР — выручка от реализации.
Таблица 2.2
Показатели |
Период |
Темп роста, в % |
|||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2012 г. / 2011 г. |
2013 г. / 2012 г. |
2013 г. / 2011 г. |
||
Валовый доход от реализации товаров, тыс. руб. |
4423419,00 |
6077790,00 |
6551898,00 |
137,40% |
107,80% |
148,12% |
|
Уровень, в % к товарообороту |
18,37% |
21,59% |
18,80% |
117,47% |
87,08% |
102,29% |
|
Чистая прибыль, тыс. руб. |
2883962,00 |
4521964,00 |
5313910,00 |
156,80% |
117,51% |
184,26% |
|
Уровень, в % к товарообороту |
11,98% |
16,06% |
15,24% |
134,05% |
94,92% |
127,25% |
|
Рентабельность продаж |
0,65 |
0,74 |
0,81 |
114,12% |
109,01% |
124,40% |
|
2.1.3 Анализ финансового положения ООО «Адидас»
По данным бухгалтерского баланса можно сделать следующие выводы.
В структуре активов организации в течение анализируемого периода существенных изменений не произошло, но в абсолютных значениях наблюдается динамика роста по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности, компания ООО «Адидас» стабильно наращивает оборот за период 2011-2013 гг.
На конец 2012 и конец 2013 года преобладают оборотные активы, а доля внеоборотных активов к концу анализируемого периода составляет 28,11%, что говорит об определенной степени зависимости имущественного положения ООО «Адидас». Вместе с тем, темп роста оборотных активов (128,98%) немногим опережает темп роста внеоборотных активов (128,28%).
Рост стоимости оборотных активов обусловлен, в первую очередь, увеличением дебиторской задолженности и запасов готовой продукции.
Прирост денежных средств, сконцентрированных в кассе и на расчетных счетах, составил 42,5%. Их доля в структуре активов увеличилась с 1,67 до 1,85, в то время как за период 2011-2012 гг. составил 38,9%, что немногим меньше чем за последующий период, что показывает стабильный рост денежных средств за период 2011-2013 гг.
В структуре источников средств ООО «Адидас» в анализируемом периоде произошли следующие изменения.
Доля собственного капитала увеличилась за 2012-2013 гг. с 80,17% до 82,9%, в процентном соотношении собственный капитал увеличился на 33,4%, а за 2011-2012 — увеличился на 39,74%, что показывает снижение темпов роста собственного капитала за период 2012-2013 гг.
За период 2011-2012 гг. совокупная стоимость заемного капитала увеличилась на (3,867,195/2,515,600*100%-100%)= 53,7%.
При этом совокупная стоимость заемного капитала за 2012-2013 гг. увеличилась на 9,5%, соответственно темп роста составил 4,235,502/3,867,195*100%= 109,5%, и к концу 2013 составила 4,235,502 млн. руб. Большую долю заемного капитала составляют краткосрочные обязательства. В течение анализируемого периода они увеличились с 2,515,600 млн. рублей до 4,235,502 млн. руб. и их темп роста составил 168,4% за период 2011-2013 гг. Степень их влияния на итог баланса равна 16,57% в 2013 г. Это говорит об финансовой устойчивости и независимости компании от стороннего капитала.
Доля долгосрочных обязательств не так значительна, степень влияния на итог баланса равен 121,694/25,563,607*100% = 0,47%.
Темп роста за период 2012-2013 гг. равен 121,694/64,839*100% = 187,7%. При этом большое влияние на итог баланса оказала нераспределенная прибыль, в 2011 году она составила 11,314,493/13,934,409*100%= 81,2%, в 2012 г. она составила 15,836,457/19,830,191*100% = 79,9%, и уже в 2013 г. — 21,144,711/25,563,607*100% = 82,7%.
Темп роста нераспределенной прибыли за 2011-2012 гг. — 15,836,457/11,314,493*100% = 139,9%, за 2012-2013 гг. — темп роста 21,144,711/15,836,457*100% = 133,5%.
Это говорит, о том, что хоть темпы роста за отчетный период снизились, но компания стабильно накапливает собственный капитал, и увеличивает свою финансовую независимость. Значительная доля нераспределенной прибыли компании в балансе в данном случае говорит об интересе компании привлечения крупных акционеров, так как дивиденды придется платить на увеличивающийся капитал компании, соответственно повышенной интерес у инвесторов и более высокий рейтинг среди других компаний, но с другой стороны это может и настораживать так как данная прибыль может быть распределена среди владельцев компании, к тому же доля заемных средств столь незначительна, что дает менеджменту компании большую свободу от финансовых институтов.
2.1.4 Экспресс-анализ имущественного положения ООО «Адидас»
Таблица 2.3 Критерии экспресс-анализа имущественного положения ООО «Адидас» на 2013 г.
Критерий |
Оценка |
|
1. Доля ВА > Доля ОА |
Не выполняется |
|
2. Темп роста ОА > Темп роста ВА |
Выполняется |
|
3. Доля СК > Доля ЗК |
Выполняется |
|
4. Темп роста СК > Темп роста ЗК |
Выполняется |
|
5. Темп роста ДЗ ? Темп роста КЗ |
Не выполняется |
|
6. Общая сумма имущества увеличилась |
Выполняется |
|
Положение компании за отчетный период 2012 — 2013 гг. можно назвать успешным, т.к. наблюдается резкий рост собственного капитала компании, низкие темпы роста кредиторской задолженности, доля собственного капитала намного выше доли заемного, наращивание оборотных активов компании. Высокая доля собственного капитала обеспечивает финансовую независимость и стабильности развития компании. Также общая сумма имущества значительно увеличивается за счет увеличения собственного капитала компании.
2.1.5 Анализ ликвидности и платежеспособности компании методом абсолютных разниц и с помощью коэффициентного метода для ООО «Адидас»
Таблица 2.4 Анализ ликвидности и платежеспособности ООО «Адидас» методом абсолютных разниц за 2013 г.
Группа активов |
Млн.руб. |
Факт |
Норматив |
Руб. |
Группа пассивов |
|
Абсолютно ликвидные активы |
426,939 +35,298=462237 |
< |
4,189,064 |
Наиболее срочные обязательства |
||
Быстро реализуемые активы |
4,599,664 |
> |
1,130 |
Краткосрочные обязательства |
||
Медленно реализуемы запасы |
5,324,265+129,949=5454214 |
> |
121,694 |
Долгосрочные обязательства |
||
Трудно реализуемые запасы |
1,723,626 |