Введение
Деньги — это средства необходимые для существования человека, они играют в нашей жизни важную роль. Часто многие семьи испытывают нехватку в денежных средствах. Не только молодые семьи, которые только что начали вести совместную жизнь, но и семьи, прожившие в браке много лет.
Вроде и доходы такие же, как в семьях подруг, но вот почему то не хватает, хоть плачь, и постоянно приходится до получки занимать то у родителей, то у друзей. Куда уходят деньги? Почему утекают, как песок сквозь пальцы? И как другим удается не только сохранить деньги до следующей зарплаты, но еще и приумножить и накопить? Почему у подруги всегда полный кошелёк, вроде и она покупает такие же продукты? Но у вас уже через неделю после получки денег нет, а у неё деньги есть всегда.
Семейный бюджет – это общая сумма доходов и расходов всех членов семьи в течение, определённого времени.
Семейный бюджет составляется для:
— контроля за финансовым положением семьи;
— достижения финансовых целей (квартира, машина, отдых, образование, и т. д.);
— финансовой защиты семьи (создания денежных сбережений в виде резервного фонда, инвестиций и пенсионных накоплений).
Семейный бюджет нужен прежде всего для того, чтобы понять
Основная задача при составлении бюджета — правильно распределить будущие доходы на необходимые статьи расходов, чтобы в конечном итоге расходы не превышали доходы (чтобы бюджет был сбалансированным) и нам хватило денег на жизнь. Для этого необходимо правильно определить основные статьи доходов и расходов в семье.
Доход семьи складывается из денежных средств, которые супруги получают в виде заработной платы, из выплат детских пособий, алиментов, пенсий, от сдачи в аренду жилого помещения, от начисления процентов по банковским вкладам и прочие денежные поступления.
Деньги и денежное обращение в Киевской Руси
... Киевской Руси. Сущность и значение денежной реформы Петра I. Особенности чеканки памятных монет в советский период. реферат ... Денежная история. Денежное обращение и денежная система. Структура денежной массы. Денежные агрегаты. О выпуске денег в обращение. Спрос на деньги. Равновесие на денежном рынке. Инфляция. Деньги ... семьи. С появлением портовых отгрузочных пунктов образовался в Киевской Руси ...
Так же в доход семьи входит материальная помощь от родственников, например: родители ежемесячно дают определенную сумму денег молодой семье или дети помогают престарелым родителям.
Расходы — это денежные средства, затраченные на содержание семьи. Расходы бывают постоянные и непредвиденные.
Методическая разработка занятия на тему: «Структура дохода семьи» отражает реализацию образовательной программы по финансовой грамотности. Она предназначена для учащихся 3 классов общеобразовательных школ в курсе внеурочной деятельности.
Основная цель методической разработки заключается в построении модели учебного занятия. Форма проведения – занятие с элементами практикума и игры, основной дидактической целью которой является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся. Такая форма проведения занятий расширяет кругозор и формирует рациональное логическое мышление учащихся.
Актуальность
Практической значимостью
-
Общая характеристика занятия
Характеристика
Место: г. Волгоград
Название образовательной организации:
МОУ СШ №85 Дзержинского района,
МОУ СШ №33 Дзержинского района,
МОУ СШ №97 Дзержинского района,
Архипова Елена Николаевна, МОУ СШ №85, учитель начальных классов;
Замесова Лилия Николаева, МОУ СШ №33, учитель начальных классов;
Качегина Инна Викторовна, МОУ СШ №85, учитель начальных классов;
Уляхина Жанна Владимировна, МОУ СШ №97, учитель начальных классов
Учащиеся: 3 класс
-
Название курса: внеурочная деятельность
-
Место занятия в логике реализации предмета: изучение нового материала.
-
Вид деятельности учащихся: внеурочная
-
Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме : 3 / 2
-
Тип занятия: комбинированный
Формы проведения: занятие по внеурочной деятельности
Характеристика на студента экономиста с места практики
... высокий интерес и инициативу к работе. Характеристика на студента экономиста с места практики Порутчиков Алексей Александрович студент ЮФ «КАТУ» НАУ во время прохождения производственной практике на должности дублер экономиста в АПК «Виноградный» Симферопольского района зарекомендовал ...
Оборудование и/ или характеристика образовательной среды:
интернет-источники:
1. – сайт журнала «Семейный бюджет»;
– сайт по основам финансовой грамотности;
– сайт по основам финансовой грамотности.
Литература:
1. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008.
2. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
-
Педагогическая характеристика занятия
Тема: «Структура дохода семьи», Цели занятия, Предметные образовательные результаты
доходы семьи, определять семейный бюджет.
Метапредметные образовательные результаты
-
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
-
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.
-
Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения понятиям
-
Личностные УУД:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
-
Методическая характеристика занятия
Перечень методик (технологий, методических приемов), используемых на занятии:
— словесные (объяснение нового материала, беседа);
— наглядные (демонстрация мультимедийной презентации);
— работа учащихся в группах (решение практических задач);
— проблемно-диалогический, частично-поисковый (совместная деятельность по усвоению новой темы).
Методика оценки педагогической эффективности занятия:
-
Подведение итогов
-
Понравилась ли вам данная форма проведения занятия?
-
Что бы вы изменили в занятии?
-
Где полученные знания вам могут пригодиться в жизни?
3 стр., 1128 словСемейный бюджет Проект выполнили
... класс Название внеурочного мероприятия: Деловая игра «Семейный бюджет» Место занятия в реализации: классный час Вид деятельности учащихся: внеурочная Количество занятий по ... совы» и формулируют тему занятия. Словесный, наглядный, работа в Называют базовые понятия (бюджет, доход, группах, ... Симоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: Учебное пособие. Учрежд. Образовательная область "Технология". ...
Заключение
Данное занятие позволяет показать учащимся взаимосвязь между доходами семьи и ее структурой, с одной стороны, и уровнем финансового благополучия – с другой, что, в свою очередь, повышает финансовую грамотность обучающихся младшего школьного возраста. Приобретенные в процессе занятия умения и навыки помогут в практическом применении знаний при формировании семейного бюджета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ
-
Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В. Д.
Симоненко, Т. А.Степченко — М.: Вита-Пресс, 2004.
2. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Интернет-ресурсы:
-
– сайт по основам финансовой грамотности;
-
– сайт журнала «Семейный бюджет»;
-
– сайт по основам финансовой
грамотности.
ПРИЛОЖЕНИЕ, Конспект занятия на тему: «Структура дохода семьи», Цели занятия, Предметные образовательные результаты
доходы семьи, определять семейный бюджет.
Метапредметные образовательные результаты
-
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
-
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.
-
Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения понятиям
-
Личностные УУД:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Методики и организация проведения занятий по основам экономики в школе
... в принятии решений, вырабатывает практические навыки принятия ответственных экономических решений. 2 Организация преподавания экономики в школе на различных ступенях образования В предыдущем пункте работы ... явлений, с легкостью выносить аргументированное суждение по экономическим вопросам, обрести опыт в анализе экономических ситуаций и происходящих в жизни общества изменениях. Занятие ... в семье, ...
Класс: 3 класс
Форма проведения: занятие по внеурочной деятельности
Оборудование: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация
Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично-
поисковый, работа в группах.
Ход занятия:
-
Мотивация.
Учитель читает стихотворение Ш. Галлиева «Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Пять копеек он дает ей: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку, танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски, маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже и свистульку мне купить…»
— Можно ли купить столько товаров на пять копеек? (Нет).
— Почему? Как вы считаете? (Потому что, пять копеек это мало денег).
— А что можно купить на пять копеек? (Ответы детей)
-
Актуализация учебной задачи.
— Дайте определение, что такое семья.
(Семья – это коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство.)
— Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.
— На основе чего состоят взаимоотношения в семье?
— Назовите правила поведения в семье.
(Ведение общего хозяйства, общий бюджет, выполнение обязанностей по дому, решение всех проблем, доверие и уважение, забота друг о друге, поддержание и укрепление семейных традиций и т. д.)
— Что необходимо для содержания семьи? (Деньги, работа.)
— Семья – это не только родители и дети, это и общее жилье, и общее имущество, и общие деньги. Вот деньги семьи и принято называть «СЕМЕЙНЫМ БЮДЖЕТОМ». Свой бюджет, то есть деньги, есть не только в семьях, но и в каждом населенном пункте, будь то многомиллионный город или небольшой поселок, у каждого предприятия (завода или магазина), и даже у целой страны.
— А что такое БЮДЖЕТ?
Занятие мы с вами начинаем
И в экономику вникаем.
“Семейный бюджет” — вот тема нашего занятия.
Задача наша – обсудить бюджет семьи,
Зачем он нужен, для чего?
Государственные пособия семьям, имеющим детей
... дипломной работы ... экономических отношений по перераспределению государственных и негосударственных средств, направленная на частичное возмещение доходов от трудовой деятельности, внутрисемейного содержания, дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, ... воспитанием детей. Программа исходит из установления единства интересов семьи и общества; признания значимости семьи ... месяцы ...
Узнать, как можно распланировать его.
Дискуссией мы будем заниматься,
То есть обсуждать, беседовать и спорить,
Искать ответы на эти вот вопросы.
-
Усвоение новых знаний.
Бюджет семьи
— Разным семьям необходима различные суммы денег, так как одни расходуют много средств, а другие на всем экономят, но и у тех, и у других, бюджет складывается из доходов и расходов.
А что такое доходы?
Доходы
Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги? (Ответы учащихся).
Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату).
— В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию).
— Кому еще в нашем государстве платят пенсию?? (Инвалидам)
— Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает …? (Стипендию)
— Что еще может приносить доход семье? (Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от акций, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в наем и другие).
— А что такое расходы? (Ответы детей).
Учитель обобщает ответы детей.
— Какие могут быть в семье незапланированные доходы и расходы?
-
Решение практических задач.
Работа в группах.
Задания для работы в группе.
Описание ситуации.
Семья Ивановых (Красновых) состоит из 5 человек: папа, мама, бабушка, сын и дочь.
Папа (работает): зарплата 50 000 рублей в месяц, написал книгу и получил гонорар 200 000 руб.
Мама (работает): зарплата 30 000 рублей в месяц, получила премию 15 000 рублей.
Бабушка (пенсионерка): пенсия 10 000 руб. в месяц, выиграла в лотерею 5 000 руб.
Сын (студент): стипендия 2 000 руб. в мес.
Дочь (школьница) __________________________.
На текущие покупки семья тратит 50 000 руб. в месяц
За коммунальные услуги семья платит 20 000 руб. в месяц.
На транспорт семья тратит 5 000 руб. в месяц.
На лекарства уходит 5 000 рублей в год.
В этом году семья купила телевизор за 40 000 рублей и компьютер за 30 000 рублей.
Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка
... 23 человека) – дети из полных семей. Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, ... Большинство семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, свою феноменологию. Особое внимание среди кризисных ситуаций в семье занимает развод. ... до того, как кризис перейдет в критическую фазу. ♦ Постоянные кризисы, которые могут длиться месяцами или годами, ...
Отдых всей семьи обошелся в 200 000 рублей.
Ежемесячно на занятия танцами дочери уходит 2 000 рублей, на занятия английским языком сына – 5 000 рублей.
Семья Петровых (Веселовых) состоит из 3 человек.
Мама – работает воспитателем, зарплата 15000 рублей, детское пособие на ребенка 4000 рублей
Дочь – 13 лет (учится в школе, посещает музыкальную школу)
Бабушка – пенсионерка, получает пенсию 10000 рублей
На текущие покупки семья тратит 8 000 руб. в месяц
За коммунальные услуги семья платит 3 000 руб. в месяц.
На транспорт семья тратит 1 000 руб. в месяц.
На лекарства уходит 2000 рублей в год.
В этом году семья купила холодильник за 15 000 рублей.
Ежемесячно на занятия в музыкальной школе дочери уходит 1 000 рублей.
Задания.
1. Заполните таблицу «Доходы и расходы»
— Посчитайте, какова разница между доходами и расходами семьи.
— Как вы думаете, правильно ли семья распоряжается своим бюджетом?
Вывод:
— На чем можно экономить в семье?
Игра «Доскажи словечко»
Мама с папой на работе,
У станков стоят все дни.
За труды их есть награда,
Называется ___________.
И бюджет из года в год
Пополняет ___________.
Если хочешь урожай,
То давай поли, сажай.
Чтобы денег больше было,
Мама в магазин ходила,
Папа может сдать в __________
Дом, гараж, машину, землю.
Брат собрался с мыслью тут,
Поступил он в институт.
Он ____________ несет,
И бюджет семьи растет.
А двадцатого числа
Деду _______ пришла.
Денег много накопили,
В банк скорее поспешили.
Валютный счет семьи открыли,
За год ________ получили.
Игра – диалог «Доход-расход».
Правила игры.
Папа получил зарплату — Д.
Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей
... недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания. Недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания ДОУ Семья недостатки преимущества - Деловая форма общения ... связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества [ 1 ]. Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения ...
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 20 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р.
-
Рефлексия.
-
Что такое семейный бюджет?
2. Какие виды доходов может получать семья?
-
Перечисли самые необходимые семейные расходы.
Мини-тест.
-
Отметьте, что может являться доходом семьи:
-
заработная плата;
-
покупка велосипеда;
-
гонорар;
-
пенсия бабушек и дедушек;
-
оплата жилья;
-
покупка лекарств;
-
пособие на детей.
-
Отметьте, что является расходом семейного бюджета?
-
прибыль от работы фирмы;
-
стипендия;
-
оплата транспорта;
-
покупка билетов в кино;
-
выигрыш в лотерею.
-
На чем может экономить семья?
-
покупка сладостей;
-
покупка лекарств;
-
бережное отношение к личным вещам.
— Оцените свою работу. На столах у вас лежат монетки (из бумаги) трех видов: золотые, серебряные, медные, выберите одну из них:
Обеспечение жильем молодых семей
... принятию в субъектах Российской Федерации программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий и региональных программ по развитию ипотечного жилищного кредитования. У государства есть обязанность ... помещения или строительство жилого дома, в том числе ипотечные; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства жилого ...
золотая – на занятии было интересно, все полезно, у вас все получилось;
серебряная – было нам занятно, но немного непонятно;
медная – надо больше нам трудиться, есть к чему стремиться!