Внеурочное занятие»Структура доходов семьи»

Введение

Деньги — это средства необходимые для существования человека, они играют в нашей жизни важную роль. Часто многие семьи испытывают нехватку в денежных средствах. Не только молодые семьи, которые только что начали вести совместную жизнь, но и семьи, прожившие в браке много лет.

Вроде и доходы такие же, как в семьях подруг, но вот почему то не хватает, хоть плачь, и постоянно приходится до получки занимать то у родителей, то у друзей. Куда уходят деньги? Почему утекают, как песок сквозь пальцы? И как другим удается не только сохранить деньги до следующей зарплаты, но еще и приумножить и накопить? Почему у подруги всегда полный кошелёк, вроде и она покупает такие же продукты? Но у вас уже через неделю после получки денег нет, а у неё деньги есть всегда.

Семейный бюджет – это общая сумма доходов и расходов всех членов семьи в течение, определённого времени.

Семейный бюджет составляется для:

— контроля за финансовым положением семьи;

— достижения финансовых целей (квартира, машина, отдых, образование, и т. д.);

— финансовой защиты семьи (создания денежных сбережений в виде резервного фонда, инвестиций и пенсионных накоплений).

Семейный бюджет нужен прежде всего для того, чтобы понять

Основная задача при составлении бюджета — правильно распределить будущие доходы на необходимые статьи расходов, чтобы в конечном итоге расходы не превышали доходы (чтобы бюджет был сбалансированным) и нам хватило денег на жизнь. Для этого необходимо правильно определить основные статьи доходов и расходов в семье.

Доход семьи складывается из денежных средств, которые супруги получают в виде заработной платы, из выплат детских пособий, алиментов, пенсий, от сдачи в аренду жилого помещения, от начисления процентов по банковским вкладам и прочие денежные поступления.

3 стр., 1208 слов

Деньги и денежное обращение в Киевской Руси

... Киевской Руси. Сущность и значение денежной реформы Петра I. Особенности чеканки памятных монет в советский период. реферат ... Денежная история. Денежное обращение и денежная система. Структура денежной массы. Денежные агрегаты. О выпуске денег в обращение. Спрос на деньги. Равновесие на денежном рынке. Инфляция. Деньги ... семьи. С появлением портовых отгрузочных пунктов образовался в Киевской Руси ...

Так же в доход семьи входит материальная помощь от родственников, например: родители ежемесячно дают определенную сумму денег молодой семье или дети помогают престарелым родителям.

Расходы — это денежные средства, затраченные на содержание семьи. Расходы бывают постоянные и непредвиденные.

Методическая разработка занятия на тему: «Структура дохода семьи» отражает реализацию образовательной программы по финансовой грамотности. Она предназначена для учащихся 3 классов общеобразовательных школ в курсе внеурочной деятельности.

Основная цель методической разработки заключается в построении модели учебного занятия. Форма проведения – занятие с элементами практикума и игры, основной дидактической целью которой является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся. Такая форма проведения занятий расширяет кругозор и формирует рациональное логическое мышление учащихся.

Актуальность

Практической значимостью

  1. Общая характеристика занятия

Характеристика

Место: г. Волгоград

Название образовательной организации:

МОУ СШ №85 Дзержинского района,

МОУ СШ №33 Дзержинского района,

МОУ СШ №97 Дзержинского района,

Архипова Елена Николаевна, МОУ СШ №85, учитель начальных классов;

Замесова Лилия Николаева, МОУ СШ №33, учитель начальных классов;

Качегина Инна Викторовна, МОУ СШ №85, учитель начальных классов;

Уляхина Жанна Владимировна, МОУ СШ №97, учитель начальных классов

Учащиеся: 3 класс

  • Название курса: внеурочная деятельность

  • Место занятия в логике реализации предмета: изучение нового материала.

  • Вид деятельности учащихся: внеурочная

  • Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме : 3 / 2

  • Тип занятия: комбинированный

Формы проведения: занятие по внеурочной деятельности

3 стр., 1107 слов

Характеристика на студента экономиста с места практики

... высокий интерес и инициативу к работе. Характеристика на студента экономиста с места практики Порутчиков Алексей Александрович студент ЮФ «КАТУ» НАУ во время прохождения производственной практике на должности дублер экономиста в АПК «Виноградный» Симферопольского района зарекомендовал ...

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды:

интернет-источники:

1. – сайт журнала «Семейный бюджет»;

– сайт по основам финансовой грамотности;

– сайт по основам финансовой грамотности.

Литература:

1. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008.

2. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.

  1. Педагогическая характеристика занятия

Тема: «Структура дохода семьи», Цели занятия, Предметные образовательные результаты

доходы семьи, определять семейный бюджет.

Метапредметные образовательные результаты

  • Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

  • Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.

  • Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения понятиям

  • Личностные УУД:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

  1. Методическая характеристика занятия

Перечень методик (технологий, методических приемов), используемых на занятии:

— словесные (объяснение нового материала, беседа);

— наглядные (демонстрация мультимедийной презентации);

— работа учащихся в группах (решение практических задач);

— проблемно-диалогический, частично-поисковый (совместная деятельность по усвоению новой темы).

Методика оценки педагогической эффективности занятия:

  • Подведение итогов

  • Понравилась ли вам данная форма проведения занятия?

  • Что бы вы изменили в занятии?

  • Где полученные знания вам могут пригодиться в жизни?

    3 стр., 1128 слов

    Семейный бюджет Проект выполнили

    ... класс Название внеурочного мероприятия: Деловая игра «Семейный бюджет» Место занятия в реализации: классный час Вид деятельности учащихся: внеурочная Количество занятий по ... совы» и формулируют тему занятия. Словесный, наглядный, работа в Называют базовые понятия (бюджет, доход, группах, ... Симоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: Учебное пособие. Учрежд. Образовательная область "Технология". ...

Заключение

Данное занятие позволяет показать учащимся взаимосвязь между доходами семьи и ее структурой, с одной стороны, и уровнем финансового благополучия – с другой, что, в свою очередь, повышает финансовую грамотность обучающихся младшего школьного возраста. Приобретенные в процессе занятия умения и навыки помогут в практическом применении знаний при формировании семейного бюджета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В. Д.

Симоненко, Т. А.Степченко — М.: Вита-Пресс, 2004.

2. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008.

3. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.

Интернет-ресурсы:

  1. – сайт по основам финансовой грамотности;

  2. – сайт журнала «Семейный бюджет»;

  3. – сайт по основам финансовой

грамотности.

ПРИЛОЖЕНИЕ, Конспект занятия на тему: «Структура дохода семьи», Цели занятия, Предметные образовательные результаты

доходы семьи, определять семейный бюджет.

Метапредметные образовательные результаты

  • Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

  • Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.

  • Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения понятиям

  • Личностные УУД:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

22 стр., 10950 слов

Методики и организация проведения занятий по основам экономики в школе

... в принятии решений, вырабатывает практические навыки принятия ответственных экономических решений. 2 Организация преподавания экономики в школе на различных ступенях образования В предыдущем пункте работы ... явлений, с легкостью выносить аргументированное суждение по экономическим вопросам, обрести опыт в анализе экономических ситуаций и происходящих в жизни общества изменениях. Занятие ... в семье, ...

Класс: 3 класс

Форма проведения: занятие по внеурочной деятельности

Оборудование: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация

Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично-

поисковый, работа в группах.

Ход занятия:

  1. Мотивация.

Учитель читает стихотворение Ш. Галлиева «Три копейки на покупку».

Маму в магазин провожает сын,

Пять копеек он дает ей: «Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку, танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски, маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

А на сдачу можешь даже и свистульку мне купить…»

— Можно ли купить столько товаров на пять копеек? (Нет).

— Почему? Как вы считаете? (Потому что, пять копеек это мало денег).

— А что можно купить на пять копеек? (Ответы детей)

  1. Актуализация учебной задачи.

— Дайте определение, что такое семья.

(Семья – это коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство.)

— Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.

— На основе чего состоят взаимоотношения в семье?

— Назовите правила поведения в семье.

(Ведение общего хозяйства, общий бюджет, выполнение обязанностей по дому, решение всех проблем, доверие и уважение, забота друг о друге, поддержание и укрепление семейных традиций и т. д.)

— Что необходимо для содержания семьи? (Деньги, работа.)

— Семья – это не только родители и дети, это и общее жилье, и общее имущество, и общие деньги. Вот деньги семьи и принято называть «СЕМЕЙНЫМ БЮДЖЕТОМ». Свой бюджет, то есть деньги, есть не только в семьях, но и в каждом населенном пункте, будь то многомиллионный город или небольшой поселок, у каждого предприятия (завода или магазина), и даже у целой страны.

— А что такое БЮДЖЕТ?

Занятие мы с вами начинаем

И в экономику вникаем.

“Семейный бюджет” — вот тема нашего занятия.

Задача наша – обсудить бюджет семьи,

Зачем он нужен, для чего?

11 стр., 5482 слов

Государственные пособия семьям, имеющим детей

... дипломной работы ... экономических отношений по перераспределению государственных и негосударственных средств, направленная на частичное возмещение доходов от трудовой деятельности, внутрисемейного содержания, дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, ... воспитанием детей. Программа исходит из установления единства интересов семьи и общества; признания значимости семьи ... месяцы ...

Узнать, как можно распланировать его.

Дискуссией мы будем заниматься,

То есть обсуждать, беседовать и спорить,

Искать ответы на эти вот вопросы.

  1. Усвоение новых знаний.

Бюджет семьи

— Разным семьям необходима различные суммы денег, так как одни расходуют много средств, а другие на всем экономят, но и у тех, и у других, бюджет складывается из доходов и расходов.

А что такое доходы?

Доходы

Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги? (Ответы учащихся).

Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату).

— В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию).

— Кому еще в нашем государстве платят пенсию?? (Инвалидам)

— Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает …? (Стипендию)

— Что еще может приносить доход семье? (Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от акций, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в наем и другие).

— А что такое расходы? (Ответы детей).

Учитель обобщает ответы детей.

— Какие могут быть в семье незапланированные доходы и расходы?

  1. Решение практических задач.

Работа в группах.

Задания для работы в группе.

Описание ситуации.

Семья Ивановых (Красновых) состоит из 5 человек: папа, мама, бабушка, сын и дочь.

Папа (работает): зарплата 50 000 рублей в месяц, написал книгу и получил гонорар 200 000 руб.

Мама (работает): зарплата 30 000 рублей в месяц, получила премию 15 000 рублей.

Бабушка (пенсионерка): пенсия 10 000 руб. в месяц, выиграла в лотерею 5 000 руб.

Сын (студент): стипендия 2 000 руб. в мес.

Дочь (школьница) __________________________.

На текущие покупки семья тратит 50 000 руб. в месяц

За коммунальные услуги семья платит 20 000 руб. в месяц.

На транспорт семья тратит 5 000 руб. в месяц.

На лекарства уходит 5 000 рублей в год.

В этом году семья купила телевизор за 40 000 рублей и компьютер за 30 000 рублей.

74 стр., 36630 слов

Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка

... 23 человека) – дети из полных семей. Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, ... Большинство семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, свою феноменологию. Особое внимание среди кризисных ситуаций в семье занимает развод. ... до того, как кризис перейдет в критическую фазу. ♦ Постоянные кризисы, которые могут длиться месяцами или годами, ...

Отдых всей семьи обошелся в 200 000 рублей.

Ежемесячно на занятия танцами дочери уходит 2 000 рублей, на занятия английским языком сына – 5 000 рублей.

Семья Петровых (Веселовых) состоит из 3 человек.

Мама – работает воспитателем, зарплата 15000 рублей, детское пособие на ребенка 4000 рублей

Дочь – 13 лет (учится в школе, посещает музыкальную школу)

Бабушка – пенсионерка, получает пенсию 10000 рублей

На текущие покупки семья тратит 8 000 руб. в месяц

За коммунальные услуги семья платит 3 000 руб. в месяц.

На транспорт семья тратит 1 000 руб. в месяц.

На лекарства уходит 2000 рублей в год.

В этом году семья купила холодильник за 15 000 рублей.

Ежемесячно на занятия в музыкальной школе дочери уходит 1 000 рублей.

Задания.

1. Заполните таблицу «Доходы и расходы»

— Посчитайте, какова разница между доходами и расходами семьи.

— Как вы думаете, правильно ли семья распоряжается своим бюджетом?

Вывод:

— На чем можно экономить в семье?

Игра «Доскажи словечко»

Мама с папой на работе,

У станков стоят все дни.

За труды их есть награда,

Называется ___________.

И бюджет из года в год

Пополняет ___________.

Если хочешь урожай,

То давай поли, сажай.

Чтобы денег больше было,

Мама в магазин ходила,

Папа может сдать в __________

Дом, гараж, машину, землю.

Брат собрался с мыслью тут,

Поступил он в институт.

Он ____________ несет,

И бюджет семьи растет.

А двадцатого числа

Деду _______ пришла.

Денег много накопили,

В банк скорее поспешили.

Валютный счет семьи открыли,

За год ________ получили.

Игра – диалог «Доход-расход».

Правила игры.

Папа получил зарплату — Д.

16 стр., 7742 слов

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

... недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания. Недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания ДОУ Семья недостатки преимущества - Деловая форма общения ... связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества [ 1 ]. Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения ...

Бабушка заболела — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Потеряли кошелёк — Р.

Продали часть урожая помидор — Д.

Нашли 20 рублей — Д.

Порвались штаны — Р.

Заплатили за воду — Р.

Купили арбуз — Р.

  1. Рефлексия.

  1. Что такое семейный бюджет?

2. Какие виды доходов может получать семья?

  1. Перечисли самые необходимые семейные расходы.

Мини-тест.

  1. Отметьте, что может являться доходом семьи:

  • заработная плата;

  • покупка велосипеда;

  • гонорар;

  • пенсия бабушек и дедушек;

  • оплата жилья;

  • покупка лекарств;

  • пособие на детей.

  1. Отметьте, что является расходом семейного бюджета?

  • прибыль от работы фирмы;

  • стипендия;

  • оплата транспорта;

  • покупка билетов в кино;

  • выигрыш в лотерею.

  1. На чем может экономить семья?

  • покупка сладостей;

  • покупка лекарств;

  • бережное отношение к личным вещам.

— Оцените свою работу. На столах у вас лежат монетки (из бумаги) трех видов: золотые, серебряные, медные, выберите одну из них:

8 стр., 3942 слов

Обеспечение жильем молодых семей

... принятию в субъектах Российской Федерации программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий и региональных программ по развитию ипотечного жилищного кредитования. У государства есть обязанность ... помещения или строительство жилого дома, в том числе ипотечные; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства жилого ...

золотая – на занятии было интересно, все полезно, у вас все получилось;

серебряная – было нам занятно, но немного непонятно;

медная – надо больше нам трудиться, есть к чему стремиться!