Обмен и деньги. Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег

Приложение 2.9 к приказу

МБОУ «Школа № 26»

от сентября 208 года №56

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению

«Финансовая грамотность» для 5-6-7 класса на 208-20 учебный год

Учитель Бочкова И.С.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: -осознание себя как члена семьи, общества и государства;

  • — овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • — развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
  • — развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты: -способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • — владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • — способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • — готовность к сотрудничеству, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Формы реализации программы Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

Содержание курса внеурочной деятельности

5 класс Раздел . Что изучается в курсе «Экономика семьи» (7 часов) Что такое экономика. Основные проблемы экономики. Семья глазами экономиста. Хозяйственная деятельность семьи. Потребности человека и семьи. Почему и как люди занимаются хозяйством? Что такое собственность? Как люди зарабатывают деньги? Неограниченные потребности в условиях ограниченности ресурсов. Практическая деятельность. Просмотр м/ф «Цветик-семицветик», обсуждение

7 стр., 3495 слов

Внеурочное занятие»Структура доходов семьи»

... «Структура дохода семьи» отражает реализацию образовательной программы по финансовой грамотности. Она предназначена для учащихся 3 классов общеобразовательных школ в курсе внеурочной деятельности. Основная ... проведения – занятие с элементами практикума и игры, основной дидактической целью которой является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся. Такая ...

Раздел 2. Семейное хозяйство (8 часов) Элементы семейного хозяйства. Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства. Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве. Что нужно для существования семьи? Что такое ресурсы семьи и как их правильно использовать? Для чего нужны деньги? Кто их зарабатывает? Семья с высоким уровнем дохода. Средняя семья. Малоимущая семья. Экономические проблемы семьи. Почему возникает выбор? Что такое эффективность? Исследовательская деятельность. Срок использования электротоваров, мебели. Почему у разных товаров этот срок разный? Практическая деятельность. Проект: «Экономические проблемы моей семьи» (если решены, то как, какие еще не решены, намеченные пути их решения).

Его обсуждение. С целью усвоения терминов и понятий темы: разгадывание кроссвордов, игра «Буква потерялась», «Найди пару»

Раздел 3. Бюджет семьи. (4 часа) Доходы и расходы семьи. Что такое бюджет семьи. Что кладут в потребительскую корзину. Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Заработная плата. Номинальные доходы. Реальные доходы. Из чего складываются доходы и расходы семей? Виды доходов. Основные термины и понятия: заработная плата, завещание, доходы запрещенные законом, проценты, трансферы, арендная плата, налог. Практическая деятельность: ролевая игра «Бюджет моей семьи».

Раздел 4. Рачительный хозяин (4 часа) Кто такой рачительный хозяин. Качества личности рачительного хозяина. Секреты рачительного хозяина Просмотр в/фильмов: отрывок и м/ф «Дюймовочка», «Три поросенка» и др. Обсуждение. Групповая практическая деятельность: «Портрет рачительного хозяина».

Раздел 5. Думающий покупатель (5 часов) Покупатель и продавец. Реклама и упаковка. Особенности маркировки товаров. Секреты выбора товаров. Практическая деятельность. Изготовление рекламы. Упаковка товара. Презентация.

Раздел 6. Семья и рынок (4 часа) Экономические возможности семейного хозяйства. Экономические связи семьи. Профессия членов твоей семьи и родственников. Практическая деятельность. Игра «Профессии разные нужны, профессии разные важны», презентации. Выставка рисунков: «Я хочу стать…», «Моя любимая профессия» и т. п. Итоговое занятие (2 часа)

6 класс Тема . Обмен и деньги. Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств. Устройство монет, изобретение бумажных денег, способы защиты от подделок бумажных денег. Древнерусские товарные деньги, происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Современные деньги России, современные деньги мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, функции банкоматов.

Тема 2. Потребитель и его потребности. Кто является потребителем? Суверенитет потребителя. Права и обязанности потребителей. Общее представление о видах потребностей. Индивидуальные, групповые, общественные потребности. «Пирамида» человеческих потребностей по Маслоу. Переход потребностей с одного уровня на другой. Психология потребителя. Самоменеджмент в деятельности потребителя. Рациональное потребление и норма потребления. Потребление и сбережения. Можно ли потребить больше, чем произведено? Что значит «правильно питаться»?

32 стр., 15856 слов

Анализ структуры налоговых доходов бюджета

... в общей сумме доходов бюджета; отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений; конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений. Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в ...

Тема 3. Источники информации для потребителей Реклама. Виды рекламы. Приемы, используемые в рекламе. Достоинства и недостатки рекламы. Проблемы государственного регулирования рекламы. Сертификация продукции. На какие виды продукции необходим сертификат. Какую информацию потребитель может получить из сертификата. Как регулируется право потребителя на информацию. Символы на этикетках, упаковках, вкладышах. Товарные знаки и их назначение. Штриховой код. Разновидности систем кодирования. Что стоит за цифрами. Кто имеет право ставить штрихкод на товаре. Индекс Е. Для чего нужны пищевые добавки. Классификация пищевых добавок. Практическая часть: «Определение пищевых добавок в продуктах», «Определение видов маркировки», «О чем нам расскажет штрих-код», «Создание рекламы»

Тема 4. Поведение потребителей при выполнении работ, оказании услуг Предприятия службы быта. О правилах бытового обслуживания населения. Договор. Что должно быть указано в договоре? Поведение потребителей: в химчистке, в ремонтной мастерской, в ателье. Сроки выполнения работ (услуг) и какова ответственность за их несоблюдение. Устранение недостатков в выполненной работе. Условия выполнения работ из материала исполнителя и (или) заказчика. Что такое финансовые услуги? Куда наиболее выгодно вкладывать деньги? Кто может получить кредит в Сбербанке? Как правильно застраховать вклад? Операции с ценными бумагами. Покупка ценных бумаг. Защита прав потребителей при оказании финансовых услуг. Порядок пользования коммунальными услугами. Права и обязанности потребителя и исполнителя услуг. Что должен знать потребитель о пользовании радио и телефоном? Об услугах лечебных учреждений. Медицинское страхование. Защищены ли Законом «О защите прав потребителей» права пассажиров, туристов? О правилах гостиничных услуг. Практическая часть: «Оплата коммунальных услуг». Решение практических ситуаций

Тема 5. Защита прав потребителей.

Государственный антимонопольный комитет России. Госстандарт России, Госсанэпидемслужба России, Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. Органы по защите прав потребителей. Общественные организации потребителей, их функции и полномочия. Правила обращения в суд. Как обжаловать решение суда. Кассационная жалоба, исковое заявление. Что должно быть указано в исковом заявлении. Кто может определить размер морального вреда. Как возмещается моральный вред. Изучение статей 8 – 25 закона РФ «О защите прав потребителей». Практическая часть: «Как правильно составить исковое заявление?», «Как обжаловать решение суда?», Анализ конкретных практических ситуаций. Деловая игра: «Вы приобрели недоброкачественный товар».

7 класс Тема . Доходы и расходы семьи. Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет. Тема 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование. «Семейный бюджет». Тема 3. Семья и государство: как они взаимодействуют Налоги. Социальные пособия. Государство – это мы.

53 стр., 26041 слов

Контрольная работа: Анализ российских домохозяйств по расходам ...

... работы. Дале мы провели непосредственно анализ расходов домохозяйств на товары и услуги по России, с разбивкой по регионам, поскольку для современной России характерна жесткая дифференциация по регионам в части расходов на товары и услуги, и ...

Тема 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Собственный бизнес. Валюта в современном мире. Благотворительность. Личный финансовый план.

Тематическое планирование

5 класс

№ Наименование разделов, тем Кол-во часов п/п «Экономика семьи» 7 2 Семейное хозяйство 8 3 Бюджет семьи 4 4 Рачительный хозяин 4 5 Думающий покупатель 5 6 Семья и рынок 4 7 Итоговое занятие 2

Итого: 34

6 класс

№ п/п Наименование разделов, тем Количество

часов Обмен и деньги 8 2 Потребитель и его потребности 6 3 Источники информации для потребителя 7 4 Поведение потребителей при выполнении работ и оказании услуг 7 5 Защита прав потребителей 6

Итого 34

7 класс

№ п/п Наименование разделов, тем Количество

часов Доходы и расходы семьи 0 2 Риски потери денег и имущества и как человек может от этого 6

защититься 3 Семья и государство: как они взаимодействуют 6 4 Финансовый бизнес: чем он может помочь семье 2

Итого 34

Тематическое планирование

5 класс

Планируемые УУД Коррект

ировка № Дата

Тема урока урока Метапредметные Личностные

Введение Откуда родом экономика; значение ·осуществлять поиск

  • — осознавать

понятия «экономика»; что такое благо, необходимой информации себя гражданином,

Что такое экономика примеры различных благ для выполнения учебных будущим 2 заданий с использованием работником,

Основные проблемы Понятие «потребности», «ресурсы»; учебной литературы, участником

экономики. виды ресурсов; основные вопросы энциклопедий, социально экономики, почему нужно уметь справочников (включая экономических

ограничивать потребности. электронные, цифровые), в проблем региона,

Семья глазами Что такое семья, кто входит в ее открытом школы, семьи; 4 экономиста. состав, какие экономические вопросы информационном

  • — работать в

решаются в семье пространстве, в том числе коллективе,

Хозяйственная Виды хозяйственной деятельности; контролируемом проявлять 5 деятельность семьи. особенности. пространстве Интернета; взаимопомощь,

·осуществлять запись осуществлять

Потребности Понятие потребности, виды 6 (фиксацию) выборочной обоснованный

человека и семьи. потребностей, правильно подбирать

информации об выбор и отвечать за

Просмотр м/ф товары и услуги.

окружающем мире и о себе последствия этого

«Цветик- самом, в том числе с выбора;

семицветик» помощью инструментов •

обсуждение ИКТ; 7 ·осуществлять синтез как

составление целого из

частей;

·проводить сравнение и

классификацию по

заданным критериям;

Элементы семейного Хозяйство семьи; виды имущества ·использовать знаково-

  • — проявлять

хозяйства. семьи. символические средства, в уважение и

Разгадывание Что нужно для существования семьи том числе модели (включая готовность 9 виртуальные) и схемы выполнять совме кроссвордов

Экономические Виды финансовых документов семьи (включая концептуальные) стно

показатели и для решения задач; установленные 0 финансовая ·строить сообщения в договорённости и

документация устной и письменной правила, в том

9 стр., 4330 слов

Сельская семья в условиях социально-экономического кризиса

... позиция в отношении числа детей, а более всего – в таком важнейшем проявлении брачно-семейных отношений, как моногамия. Все метаморфозы, возникшие в условиях социально-экономического кризиса, не обошли стороной и Российскую сельскую семью. Семья и общество в условиях кризиса ...

семейного хозяйства. форме; числе правила

Игра «Буква Для чего нужны деньги, кто их ·основам смыслового общения со

потерялась» зарабатывает восприятия взрослыми и

художественных и сверстниками в

Проект: Систематизация полученных знаний

познавательных текстов, официальной

«Экономические 2 выделять существенную обстановке,

проблемы моей

информацию из сообщений участвовать в

семьи»

разных видов (в первую коллективной

Планирование , учет Планирование при ведение семейного

очередь текстов); коммуникативной 3 и контроль в хозяйства

·осуществлять анализ деятельности в

семейном хозяйстве.

объектов с выделением информационной

Игра «Найди пару» Срок использования электротоваров, 4 существенных и образовательной

мебели несущественных среде;

Проект Защита проекта признаков;

«Экономические ·осуществлять подведение

проблемы» под понятие на основе 5 распознавания объектов,

выделения существенных

признаков и их синтеза;

·устанавливать аналогии;

Доходы и расходы из чего складываются доходы и ·задавать вопросы, определять общую

семьи. расходы семьи. необходимые для цель в совместной

Что такое бюджет термин заработная плата, арендная организации собственной деятельности и 7 деятельности и пути её

семьи? плата, налоги,

Что кладут в Потребительская корзина, сотрудничества с достижения, 8 потребительскую прожиточный минимум партнёром; договариваться о

корзину? ·осуществлять взаимный распределении

Семейный бюджет в Знать: как и почему различается контроль и оказывать в функций и ролей,

разных странах. питание в разных странах; доля сотрудничестве осуществлять

Ролевая игра расходов на питание. необходимую взаимный контроль

«Бюджет моей Понимать: рост затрат в бюджете взаимопомощь; в совместной

семьи» семьи – тревожный сигнал. ·адекватно использовать деятельности,

речь для планирования и адекватно

регуляции своей оценивать

деятельности. собственное

·адекватно использовать поведение и

коммуникативные, прежде поведение

всего речевые, средства для окружающих.

решения различных

  • — осознавать

коммуникативных задач, себя гражданином,

строить монологическое будущим

высказывание (в том числе работником,

сопровождая его участником

аудиовизуальной социально поддержкой), владеть экономических

диалогической формой проблем региона,

коммуникации, используя в школы, семьи;

том числе средства и

инструменты ИКТ;

Кто такой Рачительный хозяин. ·продуктивно

  • — осознавать

рачительный хозяин? содействовать разрешению себя гражданином,

Качества личности портрет рачительного хозяина конфликтов на основе будущим

рачительного учёта интересов и позиций работником, 2 всех участников; участником

хозяина. Просмотр

м/ф «Дюймовочка» ·с учётом целей социально Секреты «секреты» рачительного хозяина коммуникации достаточно экономических

рачительного Понимать: покупать хлеб не больше, точно, последовательно и проблем региона, 22 хозяина. чем требуется своей семьи; как полно передавать партнёру школы, семьи;

34 стр., 16825 слов

Управление внешнеэкономической деятельностью предприятий в рамках ...

... кафедрой «Менеджмент и экономическая безопасность» С.В. Тактарова _______________________ « » ЗАДАНИЕ на бакалаврскую работу студента Назаровой Ксении Алексеевны (фамилия, имя, отчество) Тема работы Управление внешнеэкономической деятельностью предприятий в рамках кластерной системы . Утверждена ...

сохранить электроэнергию и воду в необходимую информацию

своей квартире как ориентир для

Просмотр м/ф «Три портрет рачительного хозяина построения действия; 23 поросенка» ·устанавливать причинно следственные связи в

изучаемом круге явлений;

·строить рассуждения в

форме связи простых

суждений об объекте, его

строении, свойствах и

связях;

Покупатель и товары, покупатель, продавец, виды ·понимать относительность

  • — осознавать

продавец. магазинов мнений и подходов к себя гражданином,

Реклама реклама, функции рекламы решению проблемы; будущим 25 ·аргументировать свою работником,

Упаковка. упаковка товара, виды упаковок, позицию и координировать участником

функции упаковки её с позициями партнёров в социально сотрудничестве при экономических

Особенности маркировка товара, этикетка, 27 выработке общего решения проблем региона,

маркировки товаров. штриховой код, вкладыш.

в совместной деятельности; школы, семьи;

Секреты выбора цена товара, торговая скидка, бонус. ·формулировать

товара. собственное мнение и

позицию;

·договариваться и

приходить к общему

решению в совместной

деятельности, в том числе в

ситуации столкновения 28 интересов;

·строить понятные для

партнёра высказывания,

учитывающие, что партнёр

знает и видит, а что нет;

·задавать вопросы;

·контролировать действия

партнёра;

Экономические Предпринимательство ·использовать речь для

  • — Проектирова 29 возможности регуляции своего действия; ть и выполнять

семейного хозяйства. ·адекватно использовать проект,

Профессии членов понятие профессии, новые профессии, речевые средства для предусматриваемы 30 твоей семьи и устаревшие профессии решения различных й удовлетворение

родственников. коммуникативных задач, определённой

Игра «Профессии строить монологическое потребности,

разные нужны, высказывание, владеть рациональное 3 диалогической формой использование

профессии разные

важны» речи. ресурсов,

Выставка рисунков ·учитывать и необходимость 32 координировать в выбора.

«Я хочу стать»

Выставка рисунков сотрудничестве позиции

  • — осознавать 33 «Моя любимая других людей, отличные от себя гражданином,

профессия» собственной; будущим

Итоговый урок: ·учитывать разные мнения работником,

и интересы и обосновывать участником

собственную позицию; социально ·допускать возможность экономических

существования у людей проблем региона,

различных точек зрения, в школы, семьи;

том числе не совпадающих

с его собственной, и 34 ориентироваться на

позицию партнёра в

общении и

взаимодействии;

·учитывать разные мнения

и стремиться к

координации различных

позиций в сотрудничестве;

6 класс

№ Тема занятия Планируемые УУД Дата Коррект занят ировка ия Метапредметные Личностные Что такое деньги и История денег, Целеполаганию, включая постановку В рамках когнитивного

8 стр., 3608 слов

Реферат деньги как деньги и деньги как капитал

... вопросе о стоимости денег: стоимость денег как денег и стоимость денег как капитала. Деньги как капитал приобретают свою стоимость на денежном рынке под влиянием спроса и предложения, и выступает она в форме процента. ...

откуда они взялись Товар. Деньги. новых целей; адекватно самостоятельно компонента будут 2 Товар. Деньги. Покупка. оценивать правильность выполнения сформированы: основы

Покупка. Продажа. действия и вносить необходимые социально-критического 3 Рассмотрим деньги Ликвидность. коррективы как в конце действия, так и мышления, ориентация в

поближе. Драгоценные по ходу его реализации; особенностях социальных 4 Защита от подделок металлы. Монеты. формулировать собственное мнение и отношений и 5 Какие деньги были Бумажные деньги. позицию, устанавливать и сравнивать взаимодействий.

раньше в России Банкноты. разные точки зрения, прежде чем В рамках ценностного и 6 Безналичные деньги. Купюры. принимать решения и делать выбор; эмоционального 7 Современные деньги в Безналичные аргументировать свою точку зрения, компонентов будут

России и других стран деньги. спорить и отстаивать свою позицию не сформированы: 8 Банкомат. Банковский счет. враждебным для оппонентов образом; уважение к личности и её

Безналичный задавать вопросы, необходимые для достоинствам,

расчет. Банкомат. организации собственной деятельности и доброжелательное

сотрудничества с партнёром; отношение к окружающим

организовывать и планировать учебное В рамках

сотрудничество с учителем и деятельностного

сверстниками, уметь убеждать; (поведенческого)

работать в группе — устанавливать компонента будут

рабочие отношения и давать определение сформированы:

понятиям; умение вести диалог на

устанавливать причинно-следственные основе равноправных

связи; строить логическое рассуждение, отношений и взаимного

включающее установление причинно- уважения и принятия;

следственных связей; потребность в участии в

объяснять явления, процессы, связи и общественной жизни

отношения ближайшего социального

окружения, общественно

полезной деятельности;

умение строить

жизненные планы с

учётом конкретных

социально-исторических,

политических и

экономических условий;

устойчивый

познавательный интерес 9 Кто такие Потребитель, Целеполаганию, включая постановку В рамках когнитивного

потребители потребность, новых целей; адекватно самостоятельно компонента будут 0 Классификация суверенитет оценивать правильность выполнения сформированы: основы

человеческих потребителя, действия и вносить необходимые социально-критического

потребностей продавец, коррективы в исполнение как в конце мышления, ориентация в Права и обязанности обязанность, действия, так и по ходу его реализации; особенностях социальных

потребителей потребительская Формулировать собственное мнение и отношений и 2 Психология культура, право, позицию, устанавливать и сравнивать взаимодействий.

потребителя рациональное разные точки зрения, прежде чем В рамках ценностного и 3 Рациональное потребление принимать решения и делать выбор; эмоционального

потребление и норма аргументировать свою точку зрения, компонентов будут

потребления спорить и отстаивать свою позицию не сформированы: 4 Поговорим о культуре враждебным для оппонентов образом; уважение к личности и её

питания задавать вопросы, необходимые для достоинствам,

организации собственной деятельности и доброжелательное

сотрудничества с партнёром; отношение к окружающим

организовывать и планировать учебное В рамках

18 стр., 8788 слов

Механизмы регулирования трудовых отношений

... и дальнейшего совершенствования норм трудового законодательства, прежде всего путем принятия Трудового кодекса. Должна возрасти роль трудового договора, то есть роль индивидуального регулирования трудовых отношений. Актуальность темы данной курсовой работы заключается еще и ...

сотрудничество с учителем и деятельностного

сверстниками, уметь убеждать; (поведенческого)

работать в группе — устанавливать компонента будут

рабочие отношения сформированы:

Давать определение понятиям; умение вести диалог на

устанавливать причинно-следственные основе равноправных

связи; строить логическое рассуждение, отношений и взаимного

включающее установление причинно- уважения и принятия;

следственных связей; потребность в участии в

объяснять явления, процессы, связи и общественной жизни

отношения, выявляемые в ходе ближайшего социального

исследования; основам окружения, общественно

ознакомительного, изучающего, полезной деятельности;

усваивающего и поискового чтения; умение строить

жизненные планы с

учётом конкретных

социально-исторических,

политических и

экономических условий;

устойчивый

познавательный интерес 5 Реклама: доверяй, но ИндексЕ, Целеполаганию, включая постановку В рамках когнитивного

проверяй реклама, новых целей; адекватно самостоятельно компонента будут 6 Виды рекламы сертификат, оценивать правильность выполнения сформированы: основы 7 Предъявите товарный знак, действия и вносить необходимые социально-критического

сертификат. этикетка, штрих- коррективы как в конце действия, так и мышления, ориентация в

Определение код, товарная по ходу его реализации; особенностях социальных

пищевых добавок в марка, упаковка. Формулировать собственное мнение и отношений и

продуктах позицию, устанавливать и сравнивать взаимодействий. 8 Символы на разные точки зрения, прежде чем В рамках ценностного и

этикетках, упаковках, принимать решения и делать выбор; эмоционального

вкладышах аргументировать свою точку зрения, компонентов будут Назначение товарных спорить и отстаивать свою позицию не сформированы:

знаков. Определение враждебным для оппонентов образом; уважение к личности и её

видов маркировки задавать вопросы, необходимые для достоинствам, 20 Загадочная зебра, или организации собственной деятельности и доброжелательное

о чем нам расскажет сотрудничества с партнёром; отношение к окружающим

штрих-код организовывать и планировать учебное В рамках 2 Создаем рекламу сотрудничество с учителем и деятельностного

сверстниками, уметь убеждать; (поведенческого)

работать в группе — устанавливать компонента будут

рабочие отношения сформированы:

Давать определение понятиям; умение вести диалог на

устанавливать причинно-следственные основе равноправных

связи; строить логическое рассуждение, отношений и взаимного

включающее установление причинно- уважения и принятия;

следственных связей; объяснять явления, потребность в участии в

процессы, связи и отношения, общественной жизни

выявляемые в ходе исследования; ближайшего социального

основам ознакомительного, изучающего, окружения, общественно

усваивающего и поискового чтения; полезной деятельности;

умение строить

жизненные планы с

учётом конкретных

социально-исторических,

политических и

экономических условий;

устойчивый

познавательный интерес 22 Что должен знать акция, банк, Целеполаганию, включая постановку В рамках когнитивного

32 стр., 15837 слов

Информационного общества была развита Мануэлем Кастельсом в труде ...

... потребительские предпочтения Предмет: влияние интернета на потребительские предпочтения Цель работы – изучить механизмы и оценить влияние интернета на потребительские предпочтения ... выявить специфику влияния в рамках данного государства. Изучение влияния интернета на общество прослеживается ... информационное и информациональное общество, определяя последнее как «атрибут специфической ...

потребитель о службе дивиденды, новых целей; адекватно самостоятельно компонента будут

быта? договор, оценивать правильность выполнения сформированы: основы 23 Оформление заказов инвестор, кредит, действия и вносить необходимые социально-критического

на услуги. Договор неустойка, коррективы в исполнение как в конце мышления, ориентация в 24 Финансовые услуги номинал, действия, так и по ходу его реализации; особенностях социальных 25 Защита прав облигация, Формулировать собственное мнение и отношений и

потребителей при страхование, позицию, устанавливать и сравнивать взаимодействий.

оказании финансовых финансы, разные точки зрения, прежде чем В рамках ценностного и

услуг. Финансовые финансовые принимать решения и делать выбор; эмоционального

услуги услуги, аргументировать свою точку зрения, компонентов будут 26 Правила пользования финансовые спорить и отстаивать свою позицию не сформированы:

коммунальными учреждения, враждебным для оппонентов образом; уважение к личности и её

услугами ценная бумага, задавать вопросы, необходимые для достоинствам, 27 Услуги лечебных эмитент. организации собственной деятельности и доброжелательное

учреждений сотрудничества с партнёром; отношение к окружающим 28 Это должен знать организовывать и планировать учебное В рамках

каждый прежде, чем сотрудничество с учителем и деятельностного

отправиться в дорогу: сверстниками, уметь убеждать; (поведенческого)

потребитель в роли работать в группе — устанавливать компонента будут

пассажира, туриста, рабочие отношения сформированы:

клиента Давать определение понятиям; умение вести диалог на

устанавливать причинно-следственные основе равноправных

связи; строить логическое рассуждение, отношений и взаимного

включающее установление причинно- уважения и принятия;

следственных связей; объяснять явления, потребность в участии в

процессы, связи и отношения, общественной жизни

выявляемые в ходе исследования; ближайшего социального

основам ознакомительного, изучающего, окружения, общественно

усваивающего и поискового чтения; полезной деятельности;

умение строить

жизненные планы с

учётом конкретных

социально-исторических,

политических и

экономических условий;

устойчивый

познавательный интерес 29 Система Адвокат, Целеполаганию, включая постановку В рамках когнитивного

государственных арбитраж, исковое новых целей; адекватно самостоятельно компонента будут

органов по защите заявление, оценивать правильность выполнения сформированы: основы

прав потребителей исковое действия и вносить необходимые социально-критического 30 Общественные заявление, коррективы как в конце действия, так и мышления, ориентация в

организации по кассационная по ходу его реализации; особенностях социальных

защите прав жалоба, Формулировать собственное мнение и отношений и

потребителей моральный вред, позицию, устанавливать и сравнивать взаимодействий. 3 В каких случаях суд. разные точки зрения, прежде чем В рамках ценностного и

потребитель имеет принимать решения и делать выбор; эмоционального

право на судебную аргументировать свою точку зрения, компонентов будут

защиту? спорить и отстаивать свою позицию не сформированы: 32 Деловая игра: «Вы враждебным для оппонентов образом; уважение к личности и её

приобрели задавать вопросы, необходимые для достоинствам,

недоброкачественный организации собственной деятельности и доброжелательное

товар». сотрудничества с партнёром; отношение к окружающим 33 Что такое моральный организовывать и планировать учебное В рамках

вред и как он сотрудничество с учителем и деятельностного

возмещается? сверстниками, уметь убеждать; (поведенческого) 34 Итоговое занятие работать в группе — устанавливать компонента будут

рабочие отношения сформированы:

Давать определение понятиям; умение вести диалог на

устанавливать причинно-следственные основе равноправных

связи; строить логическое рассуждение, отношений и взаимного

включающее установление причинно- уважения и принятия;

следственных связей; объяснять явления, потребность в участии в

процессы, связи и отношения, общественной жизни

выявляемые в ходе исследования; ближайшего социального

основам ознакомительного, изучающего, окружения, общественно

усваивающего и поискового чтения; полезной деятельности;

умение строить

жизненные планы с

учётом конкретных

социально-исторических,

политических и

экономических условий;

устойчивый

познавательный интерес

7 класс

№ Тема Кол- Дата Содержание Планируемые УУД

во

часо

в

Метапредметные Личностные Введение Почему так важно изучать Коммуникативные: самостоятельно Формирование стартовой

финансовую грамотность? Чему вы организовывать учебное взаимодействие мотивации к изучению

можете научиться на уроках в группе; определять собственное нового материала

финансовой грамотности? отношение к явлениям современной

жизни, формулировать свою точку

зрения.

Регулятивные: самостоятельно обна руживать и формулировать учебную

проблему; выбирать средства дости жения цели из предложенных, а также

искать их самостоятельно.

Познавательные: давать определения

понятиям; анализировать, сравнивать,

классифицировать и обобщать факты и

явления 2- Деньги 2 Люди обмениваются товарами и Коммуникативные: самостоятельно Формирование осознанного

услугами. Прямой обмен неудобен организовывать учебное взаимодействие понимания значения денег в

из-за несовпадения интересов и в группе; определять собственное жизни общества и человека

определения ценности. Товарные отношение к явлениям современной 3 Обслуживание деньги обслуживают обмен, но жизни, формулировать свою точку

и обмен денег имеют собственную ценность. зрения.

Драгоценные металлы и монеты из Регулятивные: самостоятельно обна них являются товарными деньгами. руживать и формулировать учебную

Металлические монеты сложно проблему; выбирать средства дости изготавливать и опасно перевозить. жения цели из предложенных, а также

Бумажные деньги являются искать их самостоятельно.

символическими деньгами. Познавательные: давать определения

Безналичные деньги представляют понятиям; анализировать, сравнивать,

собой информацию. Денежной классифицировать и обобщать факты и

системой страны управляет явления

центральный банк. 4- Доходы семьи 2 Доходами семьи являются: Коммуникативные: самостоятельно формирование

заработная плата, доходы от организовывать учебное взаимодействие ответственного отношения к

владения собственностью, в группе; определять собственное учению, готовности и

социальные выплаты и заёмные отношение к явлениям современной способности обучающихся к 5 Проценты в средства. Размер заработной платы жизни, формулировать свою точку саморазвитию и

банке зависит от образования, профессии, зрения. самообразованию на основе

квалификации. Владение Регулятивные: самостоятельно обна- мотивации к обучению и

недвижимостью (квартирой, домом, руживать и формулировать учебную познанию

гаражом, участком земли) может проблему; искать и выделять необхо приносить арендную плату. Деньги, димую информацию. Познавательные:

положенные в банк, приносят осуществлять расширенный поиск

проценты. Владельцы акций могут информации; анализировать, сравнивать,

получать дивиденды. Предпринима- классифицировать и обобщать факты и

тель получает прибыль. Государство явления; давать определения понятиям

выплачивает пенсии, стипендии,

пособия. Банки предоставляют

кредиты. 6- Расходы семьи 2 Семьи тратят деньги на товары и Коммуникативные: самостоятельно формирование

услуги. Расходы можно разделить организовывать учебное взаимодействие ответственного отношения к

на три группы: обязательные, в группе; определять собственное учению, готовности и

желательные и лишние. отношение к явлениям современной способности обучающихся к 7 Система скидок Коммунальные услуги должны жизни, формулировать свою точку саморазвитию и

оплачиваться ежемесячно. На зрения. самообразованию на основе

крупные покупки деньги можно Регулятивные: самостоятельно обна- мотивации к обучению и

накопить или занять. Долги надо руживать и формулировать учебную познанию

отдавать в назначенный срок. В проблему; искать и выделять необхо разных магазинах цены на одни и те димую информацию. Познавательные:

же товары различаются. Расходы осуществлять расширенный поиск

можно сократить, выбрав магазин с информации; анализировать, сравнивать,

более низкими ценами или восполь- классифицировать и обобщать факты и

зовавшись скидками. явления; давать определения понятиям 8- Семейный 2 Доходы и расходы следует Коммуникативные: самостоятельно формирование

бюджет планировать. План доходов и организовывать учебное взаимодействие ответственного отношения к

расходов называется бюджетом. в группе; определять собственное учению, готовности и

Превышение доходов над отношение к явлениям современной способности обучающихся к 9 Банковские расходами позволяет делать жизни, формулировать свою точку саморазвитию и

сбережения сбережения. Сбережения обычно зрения. самообразованию на основе

хранятся в банке. Превышение Регулятивные: самостоятельно обна- мотивации к обучению и

расходов над доходами сокращает руживать и формулировать учебную познанию

сбережения или приводит к образо- проблему; искать и выделять необхо ванию долгов. димую информацию. Познавательные:

осуществлять расширенный поиск

информации; анализировать, сравнивать,

классифицировать и обобщать факты и

явления; давать определения понятиям 0 Доходы и Коммуникативные: самостоятельно Формирование ценностных

расходы семьи организовывать учебное взаимодействие ориентиров, основанных на

в группе; определять собственное идеях убежденности и

отношение к явлениям современной важности ответственного и

жизни, формулировать свою точку взрослого поведения

зрения.

Регулятивные: определять последо вательность промежуточных целей с

учетом конечного результата, составлять

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять рас ширенный поиск информации; ана лизировать, сравнивать, классифици ровать и обобщать факты и явления;

давать определения понятиям — Особые 2 Экономические последствия Коммуникативные: самостоятельно Формирование

жизненные непредвиденных событий: болезней, организовывать учебное взаимодействие ответственного отношения к

ситуации и как аварий, природных катаклизмов. в группе; определять собственное саморазвитию и са с ними Расходы, связанные с рождением отношение к явлениям современной мообразованию на основе

справиться детей. жизни, формулировать свою точку мотивации к познанию,

зрения. осознанному выбору и

Регулятивные: определять последо- построению дальнейшей 2 Расходы, вательность промежуточных целей с индивидуальной траектории

связанные с учетом конечного результата, составлять

рождением де- план последовательности действий.

тей Познавательные: осуществлять рас ширенный поиск информации; ана лизировать, сравнивать, классифици ровать и обобщать факты и явления;

давать определения понятиям 3- Страхование 2 Страхование имущества, здоровья, Коммуникативные: самостоятельно Формирование

здоровья и жизни. Принципы работы страховой организовывать учебное взаимодействие ответственного отношения к

жизни компании. в группе; определять собственное саморазвитию и са отношение к явлениям современной мообразованию на основе 4 Страхование жизни, формулировать свою точку мотивации к познанию,

имущества зрения. осознанному выбору и

Регулятивные: определять последо- построению дальнейшей

вательность промежуточных целей с индивидуальной траектории

учетом конечного результата, составлять

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять рас ширенный поиск информации; ана лизировать, сравнивать, классифици ровать и обобщать факты и явления;

давать определения понятиям 5- «Семейный 2 Коммуникативные: самостоятельно Формирование

бюджет» организовывать учебное взаимодействие ответственного отношения к

в группе; определять собственное саморазвитию и са6 Игра отношение к явлениям современной мообразованию на основе

«Семейный жизни, формулировать свою точку мотивации к познанию,

бюджет» зрения. осознанному выбору и

Регулятивные: определять последо- построению дальнейшей

вательность промежуточных целей с индивидуальной траектории

учетом конечного результата, составлять

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять рас ширенный поиск информации; ана лизировать, сравнивать, классифици ровать и обобщать факты и явления;

давать определения понятиям 7- Налоги 2 Налоги — обязательные платежи, Коммуникативные: самостоятельно Формирование

собираемые государством. На- организовывать учебное взаимодействие ответственного отношения к

правления государственных в группе; определять собственное саморазвитию и са8 Налоговые расходов. Виды налогов. отношение к явлениям современной мообразованию на основе

льготы Организация сбора налогов. Налог. жизни, формулировать свою точку мотивации к познанию,

Налоговая инспекция. Подоходный зрения. осознанному выбору и

налог. Налоговая ставка. Налог на Регулятивные: определять последо- построению дальнейшей

прибыль. Физические лица. Пеня. вательность промежуточных целей с индивидуальной траектории

Налоговые льготы. Налог на учетом конечного результата, составлять

добавленную стоимость. Акциз. план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять рас ширенный поиск информации; ана лизировать, сравнивать, классифици ровать и обобщать факты и явления;

давать определения понятиям — Социальные 2 Государство поддерживает Коммуникативные: самостоятельно Формирование

пособия некоторые категории людей: организовывать учебное взаимодействие ответственного отношения к

инвалидов, стариков, семьи с в группе; определять собственное саморазвитию и са20 Детские детьми, безработных. отношение к явлениям современной мообразованию на основе

социальные жизни, формулировать свою точку мотивации к познанию,

пособия зрения. осознанному выбору и

Регулятивные: определять последо- построению дальнейшей

вательность промежуточных целей с индивидуальной траектории

учетом конечного результата, составлять

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять рас ширенный поиск информации; ана лизировать, сравнивать, классифици ровать и обобщать факты и явления;

давать определения понятиям 2- Государство – 2 Коммуникативные: самостоятельно Формирование

это мы организовывать учебное взаимодействие ответственного отношения к

в группе; определять собственное саморазвитию и са22 Конституция отношение к явлениям современной мообразованию на основе

РФ жизни, формулировать свою точку мотивации к познанию,

зрения. осознанному выбору и

Регулятивные: определять последо- построению дальнейшей

вательность промежуточных целей с индивидуальной траектории

учетом конечного результата, составлять

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять рас ширенный поиск информации; ана лизировать, сравнивать, классифици ровать и обобщать факты и явления;

давать определения понятиям 23- Понятие 2 Понятие инфляции. Как спасти Коммуникативные: самостоятельно Формирование

инфляции деньги от инфляции организовывать учебное взаимодействие ответственного отношения к

в группе; определять собственное саморазвитию и са отношение к явлениям современной мообразованию на основе 24 Как спасти жизни, формулировать свою точку мотивации к познанию,

деньги от зрения. осознанному выбору и

инфляции Регулятивные: определять последо- построению дальнейшей

вательность промежуточных целей с индивидуальной траектории

учетом конечного результата, составлять

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять рас ширенный поиск информации; ана лизировать, сравнивать, классифици ровать и обобщать факты и явления;

давать определения понятиям 25- Банковские 2 Банки принимают вклады и выдают Коммуникативные: самостоятельно Формирование

услуги. Вклады кредиты. Процентная ставка по организовывать учебное взаимодействие ответственного отношения к

вкладам зависит от размера вклада и

в группе; определять собственное саморазвитию и са26 Банковские его срока. При прекращении дея- отношение к явлениям современной мообразованию на основе

услуги. тельности банка вкладчикам жизни, формулировать свою точку мотивации к познанию,

Кредиты гарантируется возврат средств. зрения. осознанному выбору и

Процентная ставка по кредитам Регулятивные: определять последо- построению дальнейшей

выше процентной ставки по вательность промежуточных целей с индивидуальной траектории

вкладам. учетом конечного результата, составлять

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять рас ширенный поиск информации; ана лизировать, сравнивать, классифици ровать и обобщать факты и явления;

давать определения понятиям 27- Собственный 2 Организация бизнеса. Разработка Коммуникативные: самостоятельно Формирование

бизнес бизнес-плана. Стартовый капитал. организовывать учебное взаимодействие ответственного отношения к

Организации по поддержке малого в группе; определять собственное саморазвитию и са28 Организации по бизнеса. отношение к явлениям современной мообразованию на основе

поддержке жизни, формулировать свою точку мотивации к познанию,

малого бизнеса зрения. осознанному выбору и

Регулятивные: определять последо- построению дальнейшей

вательность промежуточных целей с индивидуальной траектории

учетом конечного результата, составлять

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять рас ширенный поиск информации; ана лизировать, сравнивать, классифици ровать и обобщать факты и явления;

давать определения понятиям 29- Валюта в 2 Валюта — денежная единица Коммуникативные: самостоятельно Формирование

современном страны. Разные страны имеют организовывать учебное взаимодействие ответственного отношения к

мире разные валюты. Цена одной валюты, в группе; определять собственное саморазвитию и са выраженная в другой валюте, отношение к явлениям современной мообразованию на основе 30 Ставки по называется валютным курсом. жизни, формулировать свою точку мотивации к познанию,

валютным Процентные ставки по валютным зрения. осознанному выбору и

вкладам вкладам отличаются от ставок по Регулятивные: определять последо- построению дальнейшей

вкладам в национальной валюте. вательность промежуточных целей с индивидуальной траектории

учетом конечного результата, составлять

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять рас ширенный поиск информации; ана лизировать, сравнивать, классифици ровать и обобщать факты и явления;

давать определения понятиям 3- Благотворитель 2 Что такое благотворительность? Коммуникативные: самостоятельно Формирование

ность Значение помощи людям организовывать учебное взаимодействие ответственного отношения к

в группе; определять собственное саморазвитию и са32 Значение отношение к явлениям современной мообразованию на основе

помощи людям жизни, формулировать свою точку мотивации к познанию,

зрения. осознанному выбору и

Регулятивные: определять последо- построению дальнейшей

вательность промежуточных целей с индивидуальной траектории

учетом конечного результата, составлять

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять рас ширенный поиск информации; ана лизировать, сравнивать, классифици ровать и обобщать факты и явления;

давать определения понятиям 33- Личный 2 Финансовые цели. Как найти дорогу Коммуникативные: самостоятельно Формирование

финансовый к своей мечте организовывать учебное взаимодействие ответственного отношения к

план в группе; определять собственное саморазвитию и са отношение к явлениям современной мообразованию на основе

жизни, формулировать свою точку мотивации к познанию,

зрения. осознанному выбору и 34 Итоговое Регулятивные: определять последо- построению дальнейшей

занятие вательность промежуточных целей с индивидуальной траектории

учетом конечного результата, составлять

план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять рас ширенный поиск информации; ана лизировать, сравнивать, классифици ровать и обобщать факты и явления;

давать определения понятиям