1. Денежная система Российской Федерации, ее элементы. Методы правового регулирования денежного обращения. , Денежная система
Денежная система складывается исторически в каждой стране индивидуально, исходя из особенностей развития государства и общества. Так денежные системы основываются на обращении неполноценных и неразменных бумажных и кредитных денег. В таком случае золото вытеснено из обращения и уже не рассматривается как деньги. К данному типу относят все современные денежные системы всех стран мира. Между собой они очень схожи и как результат имеют общие черты.
Денежная система в Российской Федерации действует в соответствии с Федеральным законом от 12.04.1995 года «О Центральном Банке Российской Федерации». Данный закон определяет ее основы. Официальная денежная единица в России – рубль. Введение на территории Российской Федерации иных денежных единиц запрещено. Более того, соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами законодательством также не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам должен определяться Центральным Банком России и публиковаться в печати.
Исключительное право эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России имеет только Банк России. Виды денег, которые имеют законную платежную силу – это банкноты и металлические монеты. И те, и другие должны обеспечиваться всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, которые находятся на счетах в Центральном Банке Российской Федерации. Регулирование денежного обращения, которое возложено на Банк России, осуществляется по основным направлениям денежно-кредитной политики. Такая политика разрабатывается и утверждается в порядке, который установлен банковским законодательством.
Центральный банк России использует денежно-кредитную политику в качестве средства регулирования экономики. Центральный банк использует ряд следующих инструментов:
1) ставки учетного процента (дисконтную политику);
2) нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
3) операции на открытом рынке;
4) регламентации экономических нормативов для кредитных учреждений и другие.
Резервные фонды банкнот и монет должны создаваться на основе распоряжения Банка России, устанавливающего их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Более того, существует объективная потребность в существовании резервных фондах. Эта потребность обусловлена рядом причин. Во-первых, есть необходимость удовлетворять потребности экономики в наличных деньгах. Во-вторых, денежная масса в обращении должна обновляться в связи с деньгами, которые пришли в негодность. В-третьих, обязательный покупюрный состав денежной массы должен поддерживаться в целом по стране и регионам в частности. В-четвертых, существует необходимость сокращения расходов на перевозку и хранение денежных знаков.
Земельный фонд Российской Федерации как объект управления
... земель лесного фонда составила 1103,1 млн га. В соответствии с Лесным и Земельным кодексами Российской Федерации к данной ... строительству, реконструкции, ремонту и развитию объектов транспорта. В целом по России площадь земель транспорта составила 2,3 ... земель, относимых к категории земель поселений, входят как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные угодья. Преобладают сельскохозяйственные ...
Наличные деньги выпускаются в обращение только на основе определенного эмиссионного разрешения. Таким разрешением является документ Правления Банка России. Он дает право на подкрепление оборотной кассы за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается только в пределах эмиссионной директивы, другими словами существует предельный размер выпуска денег в обращение, который установлен Правительством Российской Федерации.
Таким образом, денежная система является формой организации денежного обращения в стране, которая сложилась исторически и закреплена национальным законодательством. Современная денежная система – это система, в пределах которой отдельные элементы находятся в определенном единстве. К таким элементам следует относить: наименование денежной единицы, эмиссионный механизм, принципы организации денежной системы и другие.
Так денежная единица – денежный знак, который установлен в законодательном порядке, а также необходим для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части. Представляет собой законное платежное средство. Например, денежные единицы – это знаки, которые по закону являются обязательными к приему в погашение долга на территории данного государства. Как упоминалось ранее, в России денежная единица – это рубль. Так все законные платежные средства являются деньгами, но не все деньги являются законными платежными средствами. Другими словами, иностранная валюта не является для другой страны законным платежным средством. Следующий элемент, эмиссионный механизм – это порядок эмиссии наличных и безналичных денег в оборот и их изъятия. К принципам организации денежной системы относят:
1) принцип централизованного управления денежной системой. Централизованное управление денежной системой, как правило, базируется на экономических методах, которые основаны на мотивации деятельности хозяйствующих субъектов;
2) принцип планирования денежного оборота в условиях рынка на базе составления соответствующих прогнозов;
3) принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. То есть денежная система удовлетворяет потребности экономики в денежных средствах, но не допускает развития инфляционных процессов;
4) принцип кредитного характера денежной эмиссии – эмиссия наличных и безналичных денег организуется на основе кредитных операций;
5) принцип обеспеченности эмитируемых денег;
Налоговая реформа в России, история, принципы и формы
... целях финансового обеспечения государства и его территориальных образовании. Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или ... отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежными средствами в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах ...
6) принцип независимости Центрального банка от государства в области проведения эмиссионных операций и денежно-кредитного регулирования;
7) принцип надзора и контроля за денежным оборотом.
Еще один элемент денежной системы – это виды и порядок обеспечения денежных знаков. Законодательство устанавливает, что именно служит обеспечением эмиссии денежных знаков. Структура денежной массы, в качестве элемента, является либо соотношением между наличной и безналичной денежной массой, либо покупюрным строением массы денежных знаков.
Механизм денежно-кредитного регулирования, порядок установления валютного курса и порядок кассовой дисциплины также относятся к элементам денежной системы. Механизм денежно-кредитного регулирования является совокупностью инструментов денежно-кредитного регулирования (прямых и косвенных), права и обязанности органов денежно-кредитного регулирования. Валютный курс должен определяться на основании котировки. Котировка – это процесс определения и установления курса иностранной валюты к национальной. Именно котировка валют помогает определить соотношение двух денежных единиц, которые предложены для обмена. Это соотношение не является постоянным, в следствии изменения спроса и предложения на валютном рынке. Котировку проводят центральные (национальные) банки и крупнейшие коммерческие банки. Порядок кассовой дисциплины должен отражать набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности. Перечисленными документами руководствуются все хозяйствующие субъекты в ходе организации наличного денежного оборота, который проходит через их кассы.
Говоря о методах правового регулирования денежного обращения, нужно напомнить, что регулирование денежного обращения в России возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) рефинансирование банков – это кредитование Банком России коммерческих банков. Центральный банк устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки соответственно – к удешевлению кредитов и росту массы денег. Самый высокий ставки рефинансирования был зарегистрирован в октябре 1993 года – 210 процентов, затем к августу 1994 года он снизился до 130 процентов. На сегодняшний день ставка рефинансирования составляет 11 процентов.
2) нормативы обязательных резервов представляют собой беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Центральный банк. Размер обязательных резервов определяется Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. В настоящее время норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических и физических лиц составляет 4,25 процента.
Данные резервы необходимы и используются в случае отзыва лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основным назначением нормативов обязательных резервов является регулирование денежного обращения. Банк России изменяет нормы обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.
Государственное регулирование науки в россии
... функций и задач государственного регулирования науки с исследованием практических аспектов их реализации в России в период перехода к рыночным отношениям, и выявлением закономерностей российской модели развития. ... потребовало решения двух основных блоков проблем: Анализ государственной научной политики по созданию условий для развития науки как сферы производства новых знаний1 и для повышения спроса ...
Механизм применения двух перечисленных методов достаточно широкий, требует затраты большого количества времени и работы в каждом кредитном учреждении. При этом он носит разовый, а в случае с обязательными резервами – принудительный характер. Одним из главных инструментов денежно-кредитной политики Центрального банка принято называть операции на открытом рынке.
3) операции на открытом рынке – это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг. Ограничение по операциям на открытом рынке утверждаются Советом директоров. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг – изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения. Данный метод используется в мировой практике чаще остальных.
Операции на открытом рынке имеют решающее значение по причине того, что это более гибкий инструмент регулирования по сравнению с процентной политикой и политикой обязательных резервов. В этом состоит причина того, почему предпочтение отдается рыночным методам регулирования экономики, а не административным.
4) депозитными операциями называют это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Центральному банку привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать появление возможного давления на валютный рынок.
5) валютное регулирование осуществляется с целью поддержания курса национальной валюты.
Оно реализуется с помощью валютных интервенций — купля-продажа Центральным банком иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение валюты. В случае когда спрос на валюту больше предложения, то Центральный банк продает валюту из своих золотовалютных резервов. Если же предложение валюты превышает спрос, то Центральный банк покупает валюту. Такие операции являются возможными только с помощью значительных накоплений валютных резервов.
6) прямые количественные ограничения устанавливают максимальные уровни ставок по отдельным видам операций и сделок. Речь идет о прямом ограничении кредитования, то есть замораживаются процентные ставки, прямое регулирование конкретных видов кредита для банков и кредитных учреждений.
Таким образом, в настоящее время на территории Российской Федерации сложилась такая система, которая обусловлена историческим развитием государства и в наибольшей степени отвечает запросам российского общества. Денежная система в России представляет собой сложную форму, состоящую из ряда элементов. Именно денежная система и методы ее регулирования помогают создать устойчивые рыночные отношения. В Российской Федерации методы правового регулирования денежного обращения применяются в зависимости от их необходимости и целесообразности. То есть исходя из условий и сложившейся ситуации в стране (в том числе и в денежной системе), будут применяться наиболее эффективные в данном случае методы.
2. Задача.
В результате аудиторской проверки, проводимой в государственном учреждении, была обнаружена незначительная недостача наличных денежных средств в кассе учреждения. После ознакомления с заключением аудиторской фирмы по результатам проверки руководитель учреждения издал приказ о применении мер дисциплинарного характера к главному бухгалтеру за ненадлежащий контроль в сфере ведения кассовых операций и взыскании с него суммы недостачи.
Денежный рынок. Денежно–кредитная система и денежно–кредитная политика
... денег и равновесие денежного рынка Рисунок 16.5 - Изменение спроса на деньги и равновесие денежного рынка Рисунок 16.6 - Восстановление равновесия на денежном рынке Денежно-кредитная система. Центральный банк страны и его роль в экономике Денежно-кредитная система - это совокупность денежно ...
Проанализируйте правомерность данного приказа.
По статье 1 Федерального закона от 30.12.2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица – это отчетность (либо ее часть), которая предусмотрена Федеральным законом от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Сюда также относится являющаяся аналогичной по составу отчетность (или ее часть), которая предусмотрена иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, другая финансовая информация.
По пункту 5.1. Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, которые были выявлены при инвентаризации, регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке: недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации или уменьшение финансирования (фондов) у государственного (муниципального) учреждения. Следовательно, прежде чем издавать приказ о наложении дисциплинарной ответственности должно быть установлено виновное лицо.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель может расторгнуть трудовой договор в случае совершения виновных действий работником, который непосредственно обслуживал денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя. Другими словами должен быть установлен факт совершения хищения, взяточничества либо иного корыстного правонарушения таким работником.
Пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» устанавливает, что судам необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по пункту 7 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации возможно только в отношении работников, которые непосредственно обслуживают денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и так далее), при условии, что ими совершены такие виновные действия, которые давали работодателю основание для утраты доверия к ним.
Однако на главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности. Ему запрещается получать непосредственно по чекам и другим документам денежные средства и товарно-материальные ценности для объединения, предприятия, организации, учреждения. Следовательно, главный бухгалтер не является лицом, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности либо иное имущество.
Налоговая система Российской Федерации и основные направления ...
... налоговой системы России; 2. Рассмотреть недостатки налоговой системы России; . Провести анализ развития налоговой системы; . Выявить результаты налоговых реформ России; . Отметить основные направления налоговой политики России. Глава I. Сущность и значение налоговой системы РФ, . Развитие налоговой системы РФ в постсоветский период Российская налоговая система ... Реформирование налоговой системы, ...
Значит, на бухгалтера нельзя возлагать ответственность за недостачу наличных денежных средств в кассе. То есть применение мер дисциплинарного характера к главному бухгалтеру за ненадлежащий контроль в сфере ведения кассовых операций и взыскании с него суммы недостачи не является правомерным. Приказ не правомерен.
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Справочно-правовая система «Гарант».
- Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015) «Об аудиторской деятельности»
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете»
- Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» // Справочно-правовая система «Гарант».
- Указание Банка России от 28.12.2015 № 3924-У «Об обязательных резервных требованиях»
- Постановления Пленума Верховного Суда от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».
Литература
- Ашмарина Е.М. Финансовое право. М.: Юрайт, 2014. 332 с.
- Галочкина А.Б. Увольнение работников, обслуживающих денежные или товарные ценности, в связи с утратой доверия // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. № 3. С. 4-7.
- Финансовое право: учебник / под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2014. 536 с.
- Финансовое право: учебник / под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юристъ, 2015. 749 с.
не сложно
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.