Логистическое планирование на предприятии

ВВЕДЕНИЕ

логистический запас планирование

Целью преддипломной практики является сбор подробной информации о предприятии, ознакомление с документами, которые являются предметом рассмотрения в дипломном проекте, необходимых для более глубокого изучения предприятия.

Задачи преддипломной практики:

  • собрать материалы, характеризующие общее состояние организации для подготовки и написания дипломного проекта;
  • изучить распределительную подсистему организации: внешнюю и внутреннюю среду;
  • закрепить теоретические знания на основе изучения опыта работы организации.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ

Полное наименование общества с ограниченной ответственностью :

Общество с ограниченной ответственностью “МЕТТРЕЙД ”

Сведения о государственной регистрации :

Компания зарегистрирована 23 декабря 2003 года регистратором межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 26 по ростовской области. директор организации — коновалов андрей викторович. Компания ООО «МЕТТРЕЙД» находится по адресу 346312, область ростовская, район красносулинский, поселок молодежный, территория базы УМТС.

Реквизиты организации

ОГРН

1036154023245

ИНН

6154089948

КПП

614801001

Код ОКПО

70656877

Код ОКАТО

60407000000

Вид собственности

Частная собственность

Вид организации по классификации ОКОГУ

Организации, учрежденные юридическими лицами или юридическими лицами и гражданами

Дата регистрации

23 декабря 2003 года

Регистратор

МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 26 ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Уставный капитал по состоянию на 23 декабря 2003 года

80000 руб.

Основные виды деятельности:

Основным видом деятельности является «Организация перевалки грузов». Основная отрасль компании — «Операции с недвижимым имуществом».

Органы управления Обществом:

  • Генеральный директор

Виды деятельности:

Основной (по коду ОКВЭД):

63.40

Организация перевозок грузов

Дополнительные виды деятельности

28.75

Производство прочих готовых металлических изделий

51.52.21

Оптовая торговля черными металлами в первичных формах

63.12.4

Хранение и складирование прочих грузов

71.21

Аренда прочих сухопутных транспортных средств и оборудования

Компания работает в следующих отраслях промышленности (в соответствии с классификатором ОКОНХ):

Операции с недвижимым имуществом.

ООО «МЕТТРЕЙД» является частью логистической цепочки корпорации ИСД. Официальным дилером корпорации ИСД по РФ является: ООО «РГМК». В свою очередь РГМК реализует продукцию корпорации через базы по перевалке расположенные в разных точках РФ. Такие как ООО «Фрам», ООО «Сталь», ООО «МЕТТРЕЙД», ООО «РГМК-Центральный регион» и т.д.

Готовая продукция перевалки (прокат черных металов-уголок, швеллер, двутавр, лист) ООО «МЕТТРЕЙД» не принадлежит, оно выполняет указания собственника продукции ООО «РГМК» по приему ,отгрузке и хранению готовой продукции.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ НА УРОВНЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ (УЧАСТКА)

2.1 Текущее планирование типичных логистических операций

Планирование логистической деятельности — это систематический процесс поиска возможностей действовать, прогнозирования последствий этих действий, разработки логистического проекта, формирования управленческих решений, конкретных мероприятий и сроков их выполнения для достижения поставленных целей в будущем.

Для организации эффективного планирования на предприятии должна существовать система планирования, т.е. упорядоченная структура отдельных видов планирования. Основными требованиями к такой системе являются:

  • документальное обеспечение.
  • стандартизация.
  • организованность.
  • точность.
  • согласованность.
  • непрерывность, гибкость и цикличность.
  • полнота

Перед началом планирования необходимо четко определить:

  • объект планирования (что планируется);
  • субъект планирования (кто планирует);
  • горизонт планирования (на какой срок);
  • средства планирования (с помощью чего планировать: финансовые средства, вычислительная техника);
  • методику планирования (как планировать);
  • согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

На предприятии ООО «МЕТТРЕЙД»находится 4 мостовых и 2 козловых крана. Общая вместимость подкрановых площадок 20 тыс.тонн.

Примерное распределение по объёму выгрузки: 50% -площадка двух козловых кранов, 50%- двух мостовых кранов.

Фронт выгрузки на предприятии 18 вагонов,10 из них на площадках козловых кранов и 8 на площадках мостовых кранов(по 2 на каждый кран),причем один из козловых кранов 20-и тонный, остальные по 10 тонн. Исходя из этого при планировании выгрузки вагонов учитывается, что 20-и тонным краном пачки металла выгружаются быстрее и площадка козловых кранов более удобна для складирования металлопроката в пачках, но 20-и тонный кран более тихоходный, поэтому вагоны с менее лёгкими пачками расставляются под выгрузку на мостовые краны.

2.2 Обоснование выбора основных параметров работы логистической системы и отдельных её звеньев

Логистические системы являются одним из наиболее важных понятий в логистике и имеют широкое применение в практической деятельности предприятий.

Проанализируем свойства логистических систем с учетом основных характеристик, присущих каждой.

  • Целостность и возможность деления;
  • Сбыт;
  • Связи;
  • Организация;
  • Оперативность;
  • Сложность;
  • Иерархичность.

Звеном логистической системы является экономический или функционально автономный объект, не подлежащий дальнейшему преобразованию в границах определенной задачи анализа или построения.

2.2.1Разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования логистической системы

  • Уровень точности исполнения заказов по времени и необходимой комплектации товаров.
  • Уровень сервиса для потребителей.
  • Уровень затрат на деятельность логистической структуры. Доля транспортных расходов от объема продаж.

Существует несколько методов оценки эффективности.

  • Предприятия стремятся различными средствами повысить эффективность управления логистикой.
  • Оценка текущих запасов продукции и возможность их оптимизации.
  • Метод продуктивности
  • Метод оценки сервиса
  • Метод затрат

Любое предприятие, создавая логистическую структуру, в обязательном порядке должно оценивать эффективность ее работы.

Каждое предприятие использует свой набор показателей эффективности системы и устанавливает свои нормативы, выполнение которых контролирует и добивается.

Приведем пример стандартов, в соответствии с которыми предприятия оценивают деятельности логистической системы:

  • Доля повреждений товаров при переработке его на складе и при хранении.

2.2.2 Основные методы, которые можно использовать для повышения эффективности системы

Основные методы, которые можно использовать для повышения эффективности системы:

  • Направленность на достижение намеченных целей;
  • Использование аналитических средств;
  • Повышение заинтересованности сотрудников.

Для оперативного планирования характерно использование ряда методов плановых расчетов хода производства: календарный (аналог MRP I), объемно-календарный (используемый в концепциях MRP II и ERP) и перспективный объемно-динамический метод планирования,Календарный метод планирования (КМ) предназначен для определения конкретных сроков хода производства (запуска, выпуска изделий; опережений запуска, выпуска изделий, сборочных единиц относительно выпуска рассматриваемого изделия) каждого наименования выпускаемой продукции.

Оперативное планирование на металлобазе ООО«МЕТТРЕЙД» происходит с учётом занятости складских площадей, работы грузоподъемных механизмов, приоритетной работы.

2.2.3 Расчёт длительности производственного цикла

Тп.ц, Ттехн — соответственно длительность производственного и технологического циклов;

  • Тпер — продолжительность перерывов;
  • Тест.пр — время естественных процессов.

На предприятии ООО«МЕТТРЕЙД» наличие временных ограничений нет. Нормы погрузки и выгрузки металлопроката зависит от номенклатуры, способа выгрузки и загруженности бригад другими видами работ.

2.2.4Анализ выполнения плана-графика производства конкретной продукции

Главный план-график производства (ГПГП) определяет, что должно быть сделано и когда в терминах:

  • единиц конечной продукции (как правило, на предприятиях, работающих «на склад»);
  • индивидуальных заказов покупателя (для предприятий с единичным производством);
  • числа модулей в заделах (для массового производства многообразных модификаций готовой продукции).

Первый интервал — от текущего момента времени до некоторой точки «фиксированного спроса» на оси времени. Практика показывает, что продол жительность этого интервала приблизительно равна четверти длительности цикла изготовления конечной продукции. Задачей планирования на этом интер вале является удержание по возможности неизменными всех плановых заданий с тем, чтобы дать исполнителям возможность нормально работать. Здесь ин формацию ГПГП, используемую в МЛР-расчетах в качестве исходной, можно отнести к категории постоянной и, как правило, стопроцентно точной. Третий интервал — за пределами некоторой точки «планируемого спроса». Практика показывает, что эта точка отстоит от текущего момента ориентировочно на время, необходимое для изготовления всех компонентов конечного продукта. Здесь задания главного плана-графика рассматриваются еще как текущие, из-меняемые. Второй интервал— между двумя отмеченными выше точками — от носится к области регулирования и поиска баланса между планом производства и ключевыми ресурсами. Здесь какие-то задания могут сдвигаться во времени, а, значит, исходная информация в этом интервале переменна и не совсем точна. Таким образом, чем дальше уходить от текущего момента, тем менее опреде ленным и более динамичным становится главный план-график производства.

В виду того,что предприятие ООО «МЕТТРЕЙД» является базой по перевалки и не производит продукции планов, графиков выпуска продукции соответственно не имеют. Имеются примерные графики выгрузки и погрузки.

3. ДОКУМЕНТООБОРОТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

На предприятии ООО МЕТТРЕЙД документы предназначены для введения хозяйственной деятельности предприятия и являются основой различных видов отчетности. Документальный фонд находится во введении руководителя предприятия, который несёт за него персональную ответственность.

На предприятии где я проходила практику используются следующие виды документооборота:

  • документы поступающие от других организаций (входящие).к ним относятся следующие этапы обработки:
  • начальная обработка документов-т.е.вагоны с необходимыми документами поступают на станцию после расстомаживания и подачи вагонов под выгрузку.

Документы поступают к бухгалтеру-товароведу.

  • предварительное рассмотрение-на этом этапе предварительное рассмотрение бухгалтер товаровед проверяет правильность и полноту поступивших документов
  • регистрация-идёт постановка поступившего металла на склад
  • изучение дел руководителем-на данном этапе изучение документов о поступившем металлопрокате отправляются в Москву для изучения.
  • передача документов исполнителю -на этом этапе из Москвы приходит разнорядка на отгрузку металлопроката по определённым реквизитам. На основании этой разнорядки металл отгружается и списывается с хранения, со склада.
  • создание дел и хранение документов-после отгрузки металлопроката и списывания, его документы подшиваются и передаются в архив.
  • Документы отправляемые в другие организации(исходящие)
  • Документы используемые в процессе управления организации (внутренние).

3.1 Подготовка документов по учету складского хозяйства

Для выполнения своей основной задачи складское хозяйство предприятия ООО «МЕТТРЕЙД» выполняет такие функции:

  • прием материальных ценностей с их количественной и качественной проверкой, в т.ч. проверкой тары и паковки, учет и оформления документов, создание необходимых условий для хранения груза, его разгрузку, перетаривание, перемещение и размещение на составах;
  • подготовка и выпуск материальных средств в производство и отправка за границы предприятия;
  • подготовка складских помещений и площадей;
  • внутренне складское перемещение грузов;
  • прием от производственных подразделов готовой продукции по количеству, ассортиментам и сортам с оформлением документов;
  • размещение ее на сладах и обеспечение сохранности;
  • подготовка партий готовой продукции к отгрузке потребителям (затаривание, этикетирование, сортировка, расфасовка, комплектование, паковка и др.);
  • отпуск готовой продукции потребителям по номенклатуре, ассортименту, количеству и качеству с оформлением соответствующей документации;
  • разработка и реализация мероприятий по усовершенствованию складского хозяйства, погрузочно-разгрузочных работ, по механизации и автоматизации сладов.

Склады промышленных предприятий классифицируются по многим признаками, в том числе: по их роли в производственном процессе, назначением груза, номенклатуре хранящихся ценностей, техническому обустройству, масштабу деятельности (или сфере обслуживания).

По роли в производственном процессе различают склады:

  • снабженческие
  • производственные
  • сбытовые

К снабженческим относятся склады, предназначенные для хранения производственных запасов сырья, которые поступают со стороны, материалов, топлива, полуфабрикатов. Производственные склады предназначены для сохранности полуфабрикатов собственного производства, инструментов, запасных частей для оборудования и др. Сбытовые — это склады хранения предназначенной для реализации готовой продукции и отходов производства.

На предприятии ООО «МЕТТРЕЙД» сбытовой склад с готовой продукцией.

3.2 Составление форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций

На предприятии используются Первичные учетные документы унифицированные (форма которых разработана Росстатом (бывший Госкомстат РФ) или Центробанком)

на предприятии содержится следующий перечень обязательных реквизитов первичных унифицированных документов :

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление;
  • подписи этих лиц.

4. ВЫБОР ПОСТАВЩИКА ПЕРЕВОЗЧИКА

4.1 Определение критериев выбора поставщика

Имеются два основных критерия выбора поставщика: стоимость приобретения продукции и услуг, качество обслуживания.Стоимость приобретения товаров и услуг включает в себя цену приобретаемого товара за вычетом полезности, которую трудно оценить в денежном выражении.

Другие критерии выбора поставщика:

  • местоположение организации поставщика относительно местоположения организации потребителя;
  • сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
  • организация и наличие системы управления качеством у поставщика;
  • психологический климат в трудовом коллективе поставщика (отсутствие риска забастовок);
  • способность поставщика обслуживать запчастями поставленное оборудование в течение всего срока его эксплуатации на предприятии, возможность и качество послепродажного обслуживания;
  • кредитоспособность и финансовое положение поставщика;
  • готовность поставщика к выполнению заказов и работе с заказчиками без предварительной оплаты, работа в кредит, предоставление рассрочек;
  • количество лет существования поставщика на рынке товаров и услуг.

Так как предприятие ООО «МЕТТРЕЙД» является структурным подразделением ООО «РГМК»,которая в свою очередь является структурным подразделением «Корпорации ИСД»- то о выборе поставщика речи не идёт.

4.2 Определение критериев выбора перевозчика

Основная проблема, которая возникает на этапе выбора перевозчика — это недостаток исходной информации о рынке транспортных услуг. Этапы выбора перевозчика:

  • Отбор основных критериев оценки перевозчиков
  • Сбор основной информации о перевозчиках
  • Определение целевой группы наиболее привлекательных перевозчиков
  • Отбор дополнительных критериев оценки перевозчиков
  • Ранжирование перевозчиков из целевой группы
  • Контакты, ведение переговоров с перевозчиками
  • Окончательный выбор перевозчика

Отбор дополнительных критериев. К числу дополнительных критериев относят:

  • Грузоподъемность подвижного состава
  • Степень доступности предлагаемых услуг
  • Финансовая стабильность перевозчика
  • Спектр предлагаемых дополнительных услуг
  • Безопасность и сохранность грузов в пути
  • Отслеживание грузов в пути
  • Реакция на жалобы клиента
  • Содействие в решении непредвиденных проблем

Перевозчика предприятия ООО «МЕТТРЕЙД» как автомобильного так и железнодорожного выбирает ООО «РГМК» исходя из цены проданного металлопроката, стоимости перевозки и её скорости, т.е. согласен ли покупатель оплатить перевозку и как ему удобней получить товар (вагонами или машинами)

4.3 Выбор типа посредников

Основанной на оценке всего двух показателей. Это:

  • Уровень осведомленности посредника о рынке сбыта данного товара, которая зависит, прежде всего, от опыта работы с этим товаром.
  • Желание посредника работать с данным товаром.

В зависимости от сочетания этих двух факторов всех посредников делится на 4 типа:

  • Фирмы с высоким уровнем осведомленности и высоким желанием работать с данным товаром.
  • Фирмы с низким уровнем осведомленности о товаре, но с большой потребностью работать с данным товаром.
  • Фирмы с низкой потребностью в данном товаре и низкой осведомленностью о нем.
  • Фирмы с высокой осведомленностью о данном товаре и низкой потребностью в нем.

4.4 Проектирование каналов распределения

Методически значимым является вопрос инструментария анализа и проектирования каналов (сети) распределения в логистической цепи сбыта.

Анализ существующего методического аппарата позволил выявить 5 основных методов с большим или меньшим успехом используемых при анализе и проектировании каналов распределения:

  • Институционально-описательный
  • Графический
  • Метод, основанный на группировке товаров
  • Функциональный
  • Структурный

Возможности и ограничения их использования при формировании распределительных каналов требуют детального анализа каждого.

Так как ООО «МЕТТРЕЙД» является базой по перевалки каналы поступления и распределения металлов рассчитывает ООО «РГМК» исходя из своих запасов в данном регионе, вместимости базы, стоимости по которой они приобретают металл на заводе и ожидаемыми продажами.

5. РАСЧЁТ ПОТРЕБНОСТИ В МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСАХ КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАПАСОВ

Различают следующие виды запасов:

  • запасы в пути
  • неликвидные запасы
  • переходящие запасы
  • подготовительные запасы
  • производственные запасы
  • сезонные запасы
  • резервные запасы
  • страховые
  • текущие запасы
  • запасы сырья и материалов
  • запасы незавершенного производства
  • запасы готовой продукции
  • запас текущего пополнения
  • запас в размере однодневного оборота

5.1 Определение методов для расчёта потребностей в материальных запасах

Наиболее распространен метод прямого счета, основанный на программе выпуска продукции и нормах расхода материалов на единицу выпускаемой продукции. Его называют поиздельным. Расчеты при этом методе производятся по формуле:

Р = Н и * Пн ,

где

Р — общая потребность в материале;

Н и — норма расхода на изделие;

П н — программа производства данного изделия.

Подетальный метод расчета потребности в материальных ресурсах определяется по формуле:

Р = Н д * Пд ,

где

Н д — норма расхода;

П д — программа производства детали в плановом периоде.

При методе по типовым представителям потребность в материальных ресурсах определяется по формуле:

Р = Н тип * Побщ ,

где

Н тип — норма расхода материалов на изготовление типового представителя;

П общ — общая программа производства изделий данной группы.

Потребность в ресурсах определяется при этом по формуле:

Р п = Рпр — Кпр * Кп ,

где

Р п , Рпр — плановая потребность и фактический расход материальных ресурсов, соответственно в планируемом и прошлом периодах;

К пр , Кп — коэффициенты динамических изменений соответственно производственной программы и расхода материальных ресурсов.

5.2 Оценка рациональности структуры запасов

оценка рациональности структуры запасов, позволяющая выявить ресурсы, объем которых явно избыточен, и ресурсы, приобретение которых нужно ускорить

  • определение сроков и объемов закупок материальных ценностей.
  • выборочное регулирование запасов материальных ценностей, предполагающее, что внимание нужно акцентировать на дорогостоящих материалах или материалах, имеющих высокую потребительскую привлекательность.
  • расчет показателей оборачиваемости основных групп запасов и их сравнение с аналогичными показателями прошедших периодов.

В целях контроля и анализа состояния запасов необходимо: обеспечение и поддержание ликвидности и текущей платежеспособности; сокращение издержек производства путем снижения затрат на создание и хранение запасов; уменьшение потерь рабочего времени и простоев оборудования из-за нехватки сырья и материалов; предотвращение порчи, хищений и бесконтрольного использования материальных ценностей.

Кроме того, необходимо разработать мероприятия, направленные на ускорение оборачиваемости оборотных средств, а то есть на уменьшение времени их пребывания и в сфере производства, и в сфере обращения.

5.3 Расчет показателей оборачиваемости групп запасов

Для расчета оборачиваемости товара в натуральных единицах необходимо:

  • Рассчитать средний товарный запас за выбранный период (можно рассчитывать по отдельному товару или по товарной группе)
  • Выбрать период (неделя, месяц, год)

где ТЗ1, ТЗ2, … ТЗn — величина товарного запаса на отдельные даты анализируемого периода,

n — количество дат в периоде.

Рассчитать продажи товара (товарной группы) за период (в натуральных единицах)

После этого можно рассчитать оборачиваемость товара в натуральных единицах:

5.4 Проведение выборочного регулирования запасов

Одна из проблем российского законодательства о недрах — это замена (или дополнение) норм публичного (государственного) права на нормы гражданского (частного) права.

Действующее российское законодательство уже предусматривает соглашения о разделе продукции и концессии, являющиеся гражданскими договорами, которые не нашли широкого распространения. Для предоставления в пользование участков недр местного значения законодательством субъектов РФ можно было бы ввести договора аренды участков недр.

Для проектов, включенных в Федеральную программу, можно было бы допустить применение экономических льгот:

  • снижение ставки налога на добычу;
  • установление 100%-й квоты на экспорт;
  • компенсацию дополнительных капитальных вложений из Фонда нефтеотдачи;
  • освобождение от налога на добычу на период окупаемости;
  • освобождение от налога дополнительных капитальных вложений;
  • ускоренную амортизация.

В заключение целесообразно сформулировать некоторые итоговые положения. Проблемы с приростом запасов, катастрофическим состоянием ГРР появились и продолжаются уже более 10 лет, с тех пор, когда государство самоустранилось от регулирования и приростов запасов и добычи минерального сырья. До 2002 г. как-то удавалось удерживать от резкого спада геологоразведку и приросты запасов через финансирование за счет отчислений на ВМСБ. С их отменой в 2002 г. наступила пора полной бесконтрольности в этой сфере, так как не были созданы механизмы, стимулирующие прирост запасов недропользователями, а в федеральном бюджете средства на это не предусматриваются.

5.5 Анализ оборачиваемости товарно-материальных запасов

Оборот производственных запасов характеризует скорость движения материальных ценностей и их пополнения. Чем быстрее оборот капитала, помещенного в запасы, тем меньше требуется капитала для данного объема хозяйственных операций.

Оборачиваемость производственных запасов в отраслях промышленности весьма существенно различается. В отраслях с длительным операционным циклом формирование запасов требует более крупных капиталов.

Сроки оборота производственных запасов предприятий одной и той же отрасли, как правило, характеризуют, насколько успешно используется ими капитал. Как было выяснено ранее, накапливание запасов связано с весьма значительным дополнительным оттоком денежных средств, что делает необходимой оценку возможности и целесообразности сокращения срока хранения материальных ценностей.

Уровень запасов определяется объемом реализации, характером производства, природой запасов (возможностью их хранения), возможностью перебоев в снабжении и затратами по приобретению запасов (возможной экономией от закупок большего объема) и др.

Уровень незавершенного производства зависит от характера производства, отраслевых особенностей, способа оценки.

Основным фактором, который необходимо учитывать при анализе уровня запасов готовой продукции, является прогноз объема продаж. В свою очередь прогнозирование объема продаж требует корректного предвидения потребностей покупателей. Поэтому одно из преимуществ длительных экономических связей связано с возможностью координации производства продукции с планами закупок покупателей.

Вместе с тем следует иметь в виду и то, что политика накопления запасов товарно-материальных ценностей неизбежно ведет к дополнительному оттоку денежных средств вследствие:

  • увеличения затрат, возникающих в связи с владением запасами;
  • увеличения затрат, связанных с риском потерь из-за устаревания и порчи, а также хищений и бесконтрольного использования товарно-материальных;
  • увеличения сумм уплачиваемых налогов. В условиях инфляции фактическая себестоимость израсходованных производственных запасов существенно ниже их текущей рыночной стоимости

Эти и другие негативные последствия политики накапливания запасов нередко полностью перекрывают положительный эффект от экономии за счет более ранних закупок.

В теории и практике управления запасами выделяют следующие основные признаки неудовлетворительной системы контроля ресурсов:

  • тенденция к постоянному росту длительности хранения запасов;
  • непрерывный рост запасов, заметно опережающий динамику увеличения объема реализуемой продукции;
  • частые простои оборудования из-за отсутствия материалов;
  • нехватка складских помещений;
  • периодический отказ от срочных заказов из-за недостатка (отсутствия) запасов товарно-материальных ценностей;
  • большие суммы списаний из-за наличия устарелых (залежалых), медленно оборачивающихся запасов;
  • значительные объемы списаний запасов вследствие их порчи и хищений.

5.6 Основные цели контроля и анализа состояния запасов

Обеспечение и поддержание ликвидности и текущей платежеспособности; сокращение издержек производства путем снижения затрат на создание и хранение запасов; уменьшение потерь рабочего времени и простоев оборудования из-за нехватки сырья и материалов; предотвращение порчи, хищений и бесконтрольного использования материальных ценностей.

Достижение поставленных целей предполагает выполнение следующей учетно-аналитической работы.

— Оценка рациональности структуры запасов, позволяющая выявить ресурсы, объем которых явно избыточен, и ресурсы, при- обретение которых нужно ускорить. Это позволит избежать из лишних вложений капитала в материалы, потребность в которых сокращается или не может быть определена. Не менее важно при оценке рациональности структуры запасов установить объем и со став испорченных и неходовых материалов. Таким образом обеспечивается поддержание производственных запасов в наиболее ликвидном состоянии и сокращение средств, иммобилизованных в запасы.

  • Определение сроков и объемов закупок материальных ценностей. Это одна из самых важных и сложных для современных условий функционирования российских предприятий задач анализа со стояния запасов.
  • Выборочное регулирование запасов материальных ценностей, предполагающее, что внимание нужно акцентировать на дорогостоящих материалах или материалах, имеющих высокую потребительную привлекательность.

В зарубежной практике широкое распространение получил так называемый АВС-метод, приемы которого могут быть применены и на российских предприятиях. Основная идея метода ABC — оценить каждый вид материалов с точки зрения их значения. Имеются в виду: степень использования материала за конкретный период; время, необходимое для пополнения запасов этого материала, и затраты (потери), связанные с его отсутствием на складе; возможность замены, а также потери от замены.

— Расчет показателей оборачиваемости основных групп запасов и их сравнение с аналогичными показателями прошедших периодов, чтобы установить соответствие наличия запасов текущим потребностям предприятия. Для этого рассчитывают оборачиваемость материалов, учитываемых на различных субсчетах («Сырье и материалы», «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали», «Топливо», «Тара и тарные материалы», «Запасные части» и др.), а затем общую оборачиваемость материалов путем определения средневзвешенной величины.

При анализе оборачиваемости оборотных средств необходимо обратить внимание на следующее:

  • длительность операционного цикла предприятия и его составляющие;
  • основные причины изменения длительности операционного цикла;
  • соотношение длительности операционного цикла и периода погашения кредиторской задолженности;
  • причины расхождения финансового результата и изменения денежных средств;
  • основные факторы оттока денежных средств;
  • скорость оборота дебиторской задолженности;
  • обоснованность сложившегося срока хранения товарно-материальных ценностей.

5.7 Применение методологии проектирования зон складских помещений

Анализ деятельности ряда дистрибьюторских компаний показывает, что существует зависимость между основными экономическими показателями работы компании-дистрибьютора и подходами к управлению запасами и складами. В условиях роста оборота компании-дистрибьютора ошибки управления складскими процессами негативно сказываются на уровне удовлетворения спроса и влекут непропорциональный рост потребностей в складских площадях.

Своевременное инвестирование в реализацию проектов, направленных на повышение эффективности операционной деятельности, существенно дешевле «латания дыр» и исправления последствий серьезных ошибок. Именно поэтому важно предупреждать проблемы, развивая собственный персонал и используя лучшую практику других компаний.

Симптомами ошибок управления складскими процессами являются: дефицит площадей, неэффективное использование оборудования и технических ресурсов, высокие затраты на хранение и обработку грузов, низкое качество обслуживания клиентов.

Задача повышения эффективности работы склада, если он уже построен и работает, выполнима и без существенных инвестиций в оборудование и перестройку складского комплекса.

Грамотный подход к описанию процессов и понимание значимости проблем управления складскими комплексами в значительной степени определяют эффект от последующей модернизации технологии работы склада.

Препятствия на пути повышения эффективности складских комплексов можно разделить на четыре группы: организационные (функции, полномочия, зоны ответственности), технологические (последовательность выполнения операций, методы и алгоритмы), информационные (информационные системы учета и обработки данных, средства коммуникации ) и технические (наличие техники и оборудования, степень изношенности ресурсов, соответствие требованиям).

Выбирая направление оптимизации склада, в первую очередь стоит обратить внимание на совершенствование организации процессов и технологии выполнения работ — именно здесь возможно относительно быстрое получение результата при использовании имеющегося оборудования.

К решению технических и информационных задач, которые могут быть осуществлены в короткие сроки с относительно низкими вложениями средств, можно отнести, например, закупку раций на складе для быстрого вызова необходимого сотрудника, установку принтера для распечатки заданий в непосредственной близости к зоне приемки или отбора и т.п.

Хранение — содержание запасов, обеспечение количественной и качественной их сохранности, рациональное размещение запасов, простота их учета, поиск наименований товаров в зоне хранения, постоянное обновление запасов. Размещение — укладка поступивших на склад товаров на грузместа хранения согласно принятой на складе системе размещения товара по технологическому принципу. C ним связано соблюдение сроков снабжения предприятия нужными товарами нужного количества и качества. Размещение влияет на величину складских запасов, поэтому и на затраты. Метод размещения товаров выбирают в зависимости от задач, назначения грузов, способа хранения, необходимости максимального использования объема склада, предохранения от повреждений, доступности ячейки для механизмов, быстрого нахождения товаров.

При размещении товаров используется принцип: чаще спрос — ближе к проходу, когда товары ежедневного спроса хранятся близко к зоне отгрузки. Для реализации этого положения существует правило Парето: на 20% товаров приходится 80% продаж. Исходя из этого для минимальных грузоперемещений на складе выделяются «горячие линии» и зоны для 20% ассортимента с наибольшим спросом, расположенные вдоль проездов и в ближайшем доступе от зоны комплектации, а остальной ассортимент — в холодную зону.

Существует более сложный способ анализа спроса на товар — АВС и ХYZ. Cоотносятся количество товара и его доля в ассортименте: гр.А — 15% ассортимента, 80% от оборота; В — 35% ассортимента, 15% оборота; С — 50% ассортимента, 5% оборота. Далее с помощью ХYZ ассортимент распределяется в зависимости от регулярности спроса: Х — товары с постоянной потребностью и небольшими колебаниями; У — сезонные колебания, средняя прогнозируемость; Z — нерегулярный спрос. На основе определения коэффициента вариации кривых спроса каждого наименования ассортимента разбивают на 3 группы: Х — 55% наименований хорошо предсказуемы с вероятностью 0,9-1; Y — 32% c вероятностью 0,75-0,9; Z — 13% с вероятностью 0-0,75. Затем совмещают АВС и ХYZ и получают матрицу с 9 классами асс., которая показывает для каждого наименования подходящую для него зону размещения относительно зоны комплектации: горячая зона — непосредственная близость (АХ, Ѕ АY, Ѕ ВX), теплая зона — небольшое грузоперемещение (ВY, CХ. AZ), холодная зона (СZ, Ѕ СY, Ѕ ВZ).

Данный метод позволяет сократить время удовлетворения заявки, трудозатраты. В идеале служащий должен находить товар по названию и адресу, даже не зная его внешнего вида, что очень важно в условиях сжатых сроков удовлетворения заявки.

6. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

6.1 Определение потребности в складской площади

Существуют различные методы расчетов определения потребности в складской площади и емкости складов. В качестве основы расчета складской площади используют показатель товарных запасов, выраженный в условных двухосных вагонах. Данная методика предполагает выполнение предварительных расчетов величины максимального товарного запаса в условных вагонах по формуле:

ТЗ ваг = (О х Д х Кнеравн ) / (365 х С х Т)

где ТЗ ваг — максимальный запас товаров (усл. вагоны);

  • Д — товарный запас (дни оборота);

К неравн — коэффициент неравномерности образования запасов;

  • О — годовой объем складского товарооборота (руб.);
  • СТ — средняя стоимость 1 вагона (руб.).

Потребная площадь хранения (Sn ) определяется отдельно по каждой товарной группе по формуле:

Sn = ТЗваг х Нхр ,

где Н хр — норма площади с учетом способа хранения. Норма площади хранения на 1 условный вагон для товаров, уложенных в штабеля, составляет 25 м2 , а для товаров, хранимых в распакованном виде на стеллажах при высоте укладки 2,5 м2 — 40 м2 .

Емкость склада определяется объемом хранимых товаров, измеряемым в условных поддонах или вагонах. В качестве условного поддона принимается поддон объемом 1 м 3 (800 х 1200 х х1050 мм).

Один двухосный вагон грузоподъемностью 20 т вмещает 42 условных поддона, и его объем соответственно равен 42 м3 .

Для расчета площади хранения можно также воспользоваться следующей формулой:

где НЕ хран — норма емкости на 1 условный вагон товаров (м3 ) (для штабельного способа хранения норма составляет 62 м3 , для стеллажного хранения — 100 м3 );

h — высота укладки товаров (м).

В связи с тем, что на предприятии ООО «МЕТТРЕЙД» со времени производств заказа на завод, до поступления товара на склад происходит от 2-ух недель до 1.5 месяца,то складирование на складских площадях чем больше тем лучше.

6.2 Разработка оптимальной организации системы складского зонирования

Как известно, залогом успеха в работе крупного логистического центра или небольшого склада является оптимальная организация системы хранения и обработки грузов.Ниже приведены несколько основных правил, которые могут решить некоторые Ваши задачи.

Правило № 1

Увеличивая плотность хранения, не жертвуйте скоростью выполнения операций.

Организуя у себя стеллажи, в том числе набивные, рассчитывайте время, которое потратит сотрудник на извлечение груза, в особенности с верхнего яруса самой дальней паллеты. Может случиться так, что сотруднику потребуется одна из таких паллет. В итоге он потратит очень много времени, чтобы ее достать.

Правило № 2

Учитывайте пропускную способность аллей и коридоров, чтобы сотрудники и техника могли разминуться.

Плотность хранения может быть увеличена не только при помощи специализированных стеллажей, но и посредством простого уменьшения ширины проходов, а также за счет сокращения операционных площадей склада. Хотелось бы сделать отдельный упор и на необходимости выбора ширины прохода, исходя не только из числа мест, которое мы хотим получить, но и основываясь на интенсивности операций.

Правило № 3

Сегментируйте зону хранения не только по «АВС», но и руководствуясь принципом минимизации трудозатрат при выполнении операций.

Структурирование зоны хранения — задача достаточно творческая. Чтобы определить, какой именно алгоритм грузов будет оптимален, требуется провести моделирование, определить характеристики SKU и посчитать ресурсозатраты по сопутствующим операциям. Несмотря на это, нередко делается простой ABC-анализ по частоте обращений, чтобы товары, относящиеся к группе «A», размещались ближе к зоне вывоза или консолидации, где собираются уже готовые заказы.

Правило № 4

Не смешивайте на одной операционной площади грузы, имеющие разные точки назначения, обработка которых подразумевает использование различной техники.

Если на складе организованы участки для передачи грузов между различными технологическими зонами (так называемые «транзитные» участки), то на структуру этих участков необходимо обратить самое пристальное внимание.

Правило № 5

При организации зоны набора правильно считайте количество SKU.

Правило достаточно простое. Несмотря на это, встречаются склады, при проектировании которых проектанты не понимают, что одна номенклатурная позиция — это не один SKU.

Правило № 6

Реализуйте буферизацию товаропотока при передаче грузов между технологическими зонами.

Если взглянуть на склад укрупненно, то в ходе целого дня, работа участков будет идти практически с одинаковой нагрузкой. Речь идет о грамотно организованном складе, где на каждую технологическую зону рассчитан свой ресурс, и он регулируется в зависимости от текущей нагрузки.

Правило № 7

Детализируйте каждую зону на предмет необходимости организации дополнительных сервисных подзон, отсутствие которых может сказаться на скорости и качестве выполнения операций.

Если Вы возьмете порядка 80% проектов складских комплексов, то увидите, что технологическая зона контроля и переупаковки будет состоять попросту из одного участка, где — в лучшем случае — нарисован стол и компьютер.

Правило № 8

Сокращайте до минимума количество используемых типоразмеров мест в зоне хранения, чтобы исключить дополнительное зонирование.

Правило № 9

Меняйте структуру и назначение зон склада, если этого требуют текущие условия.

Правило № 10

Не полагайтесь при расчете площадей и объемов зон склада на «магические коэффициенты».

Складирование металлопроката на предприятии возможно в несколько ярусов, но т.к.процесс выгрузки и погрузки происходит параллельно для большего удобства. Раскладку металлопроката лучше производить в 1 ярус.

6.3 Разработка организации движения товарных потоков на складе

Управление движением товарных потоков на складе включает в себя определение мест для хранения поступающих товаров на склады базы и их поиск при отпуске по заказам покупателей.

Размещать товары на складах можно путем определения постоянных и переменных мест хранения. Закрепление постоянных мест хранения за определенными товарами осуществляется для сокращения затрат на транспортировку.

С точки зрения складской логистики, целесообразно осуществлять хранение товаров в переменных местах. Эффективность этого подхода заключается в том, что он позволяет более рационально использовать освободившиеся площади для новых поступлений продукции.

Управление товарными потоками включает разработку рациональных маршрутов движения товаров при поступлении, отборке и отпуске их покупателям, введение стандартной информационно-знаковой системы, регулирующей пути движения транспортных средств, которая предусматривается на стадии разработки технологической планировки склада.

На предприятии ООО «МЕТТРЕЙД» на складе движения не происходит.

Приход продукции на склад осуществляется на основании сопроводительных документов и сертификатов на продукцию, при помощи взвешивания в соответствии количества и качества. На основании этого составляется первичный акт-приемки, далее продукция приходуется на склад с помощью программы 1С.Расход осуществляется на основании заявки собственника (если это вагон) и на основании заявки доверенности ,а также документов на машину и прицеп (если отгрузка производится автотранспортом)

6.4 Выбор складского оборудования

Выбор стеллажного оборудования — такой же важный вопрос в деле создания эффективного склада, как и его компоновка, организация зон комплектации, выездов и подъездов к нему. Тем более что одних только видов стеллажей насчитывается более 25. Подобное видовое разнообразие возникло для решения самых различных складских задач и далеко не всегда в реальной практике вид склада соответствует видам проводимых на нем работ. Разнообразие видов стеллажного оборудования часто не успевает за терминологией. Также порой некомпетентность ответственного за правильный выбор стеллажа человека или банальный неверный перевод может привести к досадным ошибкам при выборе, к примеру, торгового или грузового стеллажа.

К складским стеллажам относятся стеллажи, используемые для хранения грузов на поддонах (палетах).

Поддоны бывают различных размеров, но чаще всего склады проектируются под так называемые стандартизированные поддоны:

  • европоддон (800*1200 мм)
  • финподдон (1000*1200 мм)
  • американский (1200*1200 мм).

Для использования в магазинах обычно используют легкие фронтальные и консольные стеллажи с несущими полками

Для библиотек, архивов и складов мелких запчастей используются полочные передвижные и стандартные стеллажи.

Особое внимание при установке стеллажа нужно обратить на полы, так как довольно часто у полов не хватает несущей способности для организации современного архива в существующем помещении. Для решения этой проблемы, устанавливаются строительные балки с высокой несущей способностью. Это устранит возможности самохода стеллажей и повысит общий уровень безопасности всей конструкции. Важно и соответствие высот, проездов и коридоров применяемому грузоподъемному оборудованию.

Доля приемки и отгрузки металлопроката на предприятии ООО «МЕТТРЕЙД» используются весы крановые и грузозахватные приспособления (траверсы, цепочки, струбцины).Выбор транспортных средств для транспортировки груза определяет собственник или покупатель.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт. Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля.

Железнодорожный транспорт. Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов.

Морской транспорт. Его основные преимущества низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок.

Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы.

Воздушный транспорт. Основные преимущества — скорость и возможность достижения отдаленных районов. К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

Доставка груза по договоренности между ООО «РГМК» и покупателем происходит или за счёт продавца(тогда оно в цене заложено) или за счет покупателя который решает ,исходя из своих потребностей и возможностей (стоимость в первую очередь).

6.6 Проведение расчета потребного количества транспортных средств

Расчет потребности в автотранспорте происходит на основании расчета количества машино-часов. Количество машино-часов работы автотранспорта определяется путем деления общего объема грузооборота предприятия на производительность одной автомашины в час.

Расчет производительности одной автомашины в час на внешних перевозках производится по формуле:

П=(х*к пмг )/(Л+кг *х*Тпр )

где П — производительность одной машины в час;

  • х — средняя техническая скорость машины, км/ч;

к п —коэффициент использования пробега;

Г м — средняя грузоподъемность машины;

к г — средний коэффициент использования грузоподъемности;

  • Л — среднее расстояние поездки, км;

Т пр — среднее время простоя под погрузкой и разгрузкой, ч.

Аналогично производится расчет производительности других видов безрельсового транспорта.

Расчет общего количества машино-часов работы автотранспорта на внешних и внутренних перевозках производится путем деления общего объема грузооборота предприятия на полученную величину часовой производительности одной машины.

6.7 Оценка затрат на перевозку груза

При выборе способа доставки грузов, грузовладелец должен руководствоваться множеством критериев.

К важным преимуществам железнодорожного транспорта относятся:

  • регулярность перевозок независимо от времени года, суток и погодных условий;
  • разветвленная сеть железнодорожных путей и разнообразие подвижного состава для любого вида груза;
  • относительно невысокая себестоимость перевозки грузов;
  • более высокая скорость доставки грузов и более короткий путь по сравнению с речным транспортом.

Морской транспорт в основном используется при межконтинентальных перевозках грузов. Главным достоинством перевозок морским транспортом считается:

  • высокая провозная и почти неограниченная пропускная способность, т.е. можно перевозить практически любые грузы и в любом количестве,
  • низкая себестоимость перевозки на дальние расстояния;
  • более высокая, чем на речном транспорте, скорость доставки.

Речной транспорт используется на внутренний водных путях и имеет ограниченную зону обслуживания. Речной и морской транспорт по своим характеристикам можно объединить в общий вид — водный транспорт .

К сильным сторонам автомобильного транспорта относятся:

  • высокая скорость доставки грузов;
  • большая маневренность;
  • перевозка грузов может осуществляться без промежуточных перегрузок, т.е.

непосредственно со склада отправителя на склад получателя.

  • К преимуществам воздушного транспорта можно отнести:
  • возможность перевозки грузов на дальние расстояния с высокой скоростью доставки;
  • высокая сохранность груза.

Стоимость на предприятии ООО «МЕТТРЕЙД» складывается из расстояния топажа средства выбранного и погрузки выгрузки.

7. РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ СКЛАДСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ

7.1 Определение потребности в складских помещениях

Для определения потребности в складской площади отдельных складов, а также при проектировании складов на стадии технико-экономических обоснований могут применяться различные методики расчета.

Одна из них — методика расчета складской площади (в м2) и емкости складов (в тоннах) по показателю товарных запасов на складе, выраженному в условных вагонах, и дифференцированным нормативам складской площади на вагон или тонну товарного запаса.

Нормы площади на 1 вагон дифференцированы в зависимости от способа укладки грузов (штабельная, стеллажная) и высоты укладки (3-5 м).

Одной из более современных является методика расчета потребности в складской площади, исходя из необходимого объема хранения товарных запасов.

Необходимый объем хранения той или иной группы продовольственных товаров рассчитывается путем деления суммы средних товарных запасов, подлежащих хранению на складе, на стоимость 1 м3 товаров. После суммирования необходимого объема хранения по каждой товарной группе и распределения этих объемов по соответствующим товарным складам рассчитывается необходимая площадь хранения.

Площади для приемки и отпуска товаров, подсортировки, вспомогательная, административно-бытовая и другие площади рассчитываются по специальным нормативам.

Для расчета потребности в складской площади ( емкости) отдельных складов могут использоваться примерные нормативы оптово-складского товарооборота и товарных запасов на 1 м2 складской площади.

В связи с тем, что на предприятии ООО «МЕТТРЕЙД» со времени производств заказа на завод, до поступления товара на склад происходит от 2-ух недель до 1.5 месяца,то складирование на складских площадях чем больше тем лучше.

7.2 Расчет складских площадей

Основным показателем, характеризующим то или иное складское помещение, является размер общей площади склада.