Введение
Практика в агентстве недвижимости ИП Акимкина В.Ю. призвана помочь систематизировать и закрепить теоретические знания, расширить и дополнить их изучением нормативных источников, получить практические навыки работы по будущей специальности.
Целью данной практики является:
- получение представления о системе налогообложения организации, ее структуре и тенденциях развития;
- систематизация и обобщение информации по вопросам профессиональной деятельности;
- рассмотрение основной документации, формирующейся в бухгалтерии.
Исходя из цели практики, были поставлены следующие задачи:
- собрать и систематизировать практический материал для выполнения отчета по практике «Налоги и налогообложение» (на примере ИП Акимкина В.Ю.);
- вести дневник практики;
- предоставить руководителю практики письменный отчет.
Объект практики. Объектом практики является агентство недвижимости ИП Акимкина В.Ю., находящееся по адресу: Российская Федерация, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д.93.
Основной вид деятельности предприятия оказание посреднических услуг в сфере купли-продажи недвижимости и юридическое обслуживание. Агентство недвижимости было зарегистрировано 09 апреля 2012 года.
1. Теоретические аспекты налогообложения индивидуальных предпринимателей
1.1 Законодательные основы деятельности индивидуальных предпринимателей
Гражданским законодательством (статья 23 ГК РФ) определено, что любой гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257 ГК РФ), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В этой связи следует особо подчеркнуть, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Поскольку предпринимательской признается самостоятельная производственная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли, то, следовательно, гражданин, работающий по трудовому договору, не является предпринимателем, поскольку он действует не на свой риск, а выполняет поручение работодателя. Разумеется, необходимыми условиями для занятия гражданином предпринимательской деятельностью является его дееспособность и государственная регистрация в качестве предпринимателя, которая производится на основании его письменного заявления. В заявлении указываются виды деятельности, которыми гражданин намерен заниматься. Основанием для отказа в регистрации может быть недееспособность предпринимателя, намерение заняться запрещенной законом деятельностью или отсутствие лицензии, если она нужна. Порядок выдачи лицензии определен постановлением Правительства Российской Федерации. Деятельность на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории иных субъектов Российской Федерации может осуществляться после регистрации таких лицензий органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Инновационная деятельность Российской Федерации
... защиту результатов интеллектуальной деятельности, использованных в продукте; создание и развитие инновационной инфраструктуры; передача либо приобретение прав Российской Федерацией или другими ... стратегию инновационного развития, предложенную Минэкономразвития. В ходе Красноярского форума он сделал запоминающееся заявление: «Инновационный сценарий Минэкономики усугубит зависимость России ...
Регистрация проводится в течение 30 дней по предъявлении оригинала лицензии с проверкой, при необходимости, указанных в лицензии данных, условий осуществления соответствующего вида деятельности и условий безопасности. О проведенной регистрации в лицензии делается отметка о занесении в реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий.
Отказ или уклонение от регистрации, могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке. После уплаты регистрационного сбора заявителю должно быть выдано свидетельство, которое является основным документом, удостоверяющим его право на предпринимательскую деятельность. Свидетельство выдается на определенный срок и в нем в обязательном порядке указываются виды деятельности, которыми вправе заниматься предприниматель
Поскольку для занятия предпринимательской деятельностью необходима полная дееспособность, то самостоятельно этим заниматься граждане могут по достижении ими 18 лет (статья 21 ГК РФ), но при условии, что они не ограничены в дееспособности по состоянию здоровья (статья 29 ГК РФ) либо вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами (статья 30 ГК РФ).
Последние из указанных выше лиц могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия попечителя. Причем, поскольку лицо, вступившее в брак до достижения им 18 лет, признается полностью дееспособным (статья 21 ГК РФ), то поэтому оно вправе самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью.
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (статья 83 НК РФ).
Заявление о постановке на учет физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.
Налоговые органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, учет и регистрацию, недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.
Исследование концепции бухгалтерского учета по международным ...
... на МСФО. 3. Дать характеристику состава и структуры финансовой отчетности. 4. Проследить взаимосвязь форм бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. 5. Рассмотреть принципы и особенности международных стандартов финансовой отчетности. 6. Провести сравнительный анализ российской системы бухгалтерского учета и ...
Согласно ст.84 НК РФ форма, заявления о постановке на учет устанавливается МНС России.
При подаче заявления индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.
Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство, форма которого устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика, в течение 14 дней со дня подачи такого заявления. Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.
Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.
Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях, а каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
На основе данных учета Министерство Российской Федерации по налогам и сборам ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Причем, сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено НК РФ.
К числу иных документов, подаваемых налогоплательщиками в налоговые органы, связанных с вопросами их учета, в которых должен применяться идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), для индивидуальных предпринимателей являются:
- сообщение об открытии (закрытии) счетов индивидуального предпринимателя,
- сообщение об участии индивидуального предпринимателя в российских и иностранных организациях,
- сообщение об объявлении несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя,
- заявление об изменении места жительства налогоплательщика — физического лица (в произвольной форме).
Присвоенный налогоплательщику ИНН подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе или копией указанного свидетельства, заверенной в установленном порядке. Выше уже отмечалось, что сведения об ИНН не относятся к налоговой тайне. Лица, обязанные в соответствии с НК России представлять в налоговые органы сведения о налогоплательщике, могут указывать в подаваемых в налоговый орган документах ИНН налогоплательщика, подтвержденный свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.
Курсовая — Учет доходов организации
... 1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕТА ДОХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 Понятие и классификация доходов организации в бухгалтерском учете Начиная с 2000 года, организации формируют в бухгалтерском учете информацию о доходах и расходах согласно порядку, ... без НДС и акцизов, экспортных пошлин и других вычетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и затратами на ее производство и продажу[7. 156 с.]. ...
Присвоенный налогоплательщику ИНН не подлежит изменению, за исключением случаев изменения его структуры в связи с внесением изменений в соответствующие положения Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения ИНН, он не может быть повторно присвоен другому налогоплательщику.
Заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства (далее по тексту — Заявление о постановке на учет, см приложение) подается и заполняется индивидуальными предпринимателями в течение 10 дней после их государственной регистрации Заявление о постановке на учет заполняется шариковой ручкой или ручкой с чернилами Все записи словами, цифрами или знаками необходимо делать аккуратно, четко, в строго отведенных зонах или на соответствующих линиях предназначенных для заполнения данного пункта. При заполнении Заявлениям постановке на учет исправления не допускаются.
1.2 Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей
Традиционная система налогообложения индивидуальных предпринимателей.
В настоящее время в Российской Федерации действуют три системы налогообложения индивидуальных предпринимателей:
1. Общеустановленная система, при которой индивидуальные уплачивают в бюджет налог на прибыль, НДС, налог на имущество и др.
2. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, введенная в действие Федеральным законом от 29.12.95 г. N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
3. Налогообложение единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 г. N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (с изм. и доп.).
По всем региональным и местным налогам и сборам соответственно региональный законодатель и представительный орган местного самоуправления устанавливают ставки (в рамках, установленных федеральным законодателем), а также льготы по этим налогам и сборам.
Установление элементов налогообложения по федеральным налогам производится федеральным законодателем, если только он не делегирует свои полномочия региональному законодателю или местному самоуправлению.
В соответствии с налоговым кодексом налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
В настоящее время индивидуальные предприниматели, использующие общую систему налогообложения, в качестве законодательной базы должны использовать Налоговый кодекс Российской Федерации (часть II, глава 23 «Налог на доходы физических лиц»).
Вторая часть Налогового кодекса РФ вступила в действие с 01.01.2001 года.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и (или) за её пределами.
Налоговая база определяется как денежное выражение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, уменьшенных на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты в порядке, установленном статьями 218-221 НК РФ (эти вычеты впервые применялись индивидуальными предпринимателями при подаче декларации о доходах, полученных в 2001г.) на основании приложенного заявления о предоставлении им соответствующих вычетов и документов, подтверждающие наличие права на эти вычеты.
Налогообложение страховой деятельности
... налогообложению у источника этих доходов. Прибыль, полученная страховой организацией от иных видов деятельности, не связанных со страховой деятельностью, а также доходы посредников (брокеров) облагаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О налоге ... налога на доходы от страховой деятельности являются также компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии ...
При определения налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжения которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Доходы (расходы, признаваемые к вычету) налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату фактического поступления доходов (расходов).
Налоговая ставка устанавливается в размере 13% , если иное не предусмотрено ст. 224 НК РФ.
Основным документом для исчисления налога на доходы индивидуальных предпринимателей является его налоговая декларация, которая представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 229 НК РФ).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода в предыдущем налоговом периоде с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 НК РФ. В соответствии со статьей 227 НК РФ авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
- за январь-июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
- за июль-сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
- за октябрь-декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой суммы авансовых платежей.
Таким образом, общая система налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей определяется главой 23 НК РФ и основывается на налоге на доходы с физических лиц. Однако в настоящее время действуют еще два метода налогообложения указанных доходов — это упрощенная система налогообложения, учета и отчетности и система обложения единым налогом на вмененный доход.
С 1 января 2003 г. вступила в силу глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ. Она введена Федеральным законом от 24.07.02 N 104-ФЗ.
Переход к применению упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями и возврат к общепринятой системе осуществляются добровольно.
Упрощенная система налогообложения предусматривает уплату организациями единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. При этом единый налог заменяет собой уплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и единого социального налога.
Объекты обложения другими налогами (не заменяемыми единым налогом), возникающие у организаций при ведении хозяйственной деятельности с применением упрощенной системы, облагаются этими налогами на общих основаниях в соответствии с НК РФ и иными актами действующего законодательства.
В соответствии со ст.346.14 НК РФ объектами налогообложения при упрощенной системе признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения предоставлен самому налогоплательщику. Выбрав объект при переходе к упрощенной системе, налогоплательщик вынужден будет применять его в течение всего периода применения самой упрощенной системы.
Налоговые ставки дифференцированы в зависимости от объекта налогообложения: доходы, полученные налогоплательщиками, облагаются по ставке 6%, а доходы, уменьшенные на величину расходов, — по ставке 15% (ст.346.20 НК РФ).
В составе доходов организации учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав (в соответствии с правилами ст.249 НК РФ), а также внереализационные доходы (в соответствии с правилами ст.250 НК РФ).
Индивидуальные предприниматели учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности, без распределения их на доходы от реализации и внереализационные доходы.
Согласно ст.249 НК РФ доходом от реализации является выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. При этом выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В свою очередь внереализационными доходами согласно ст.250 НК РФ признаются доходы, не связанные с реализацией.
Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (ст.346.17 НК РФ), т.е. доходы признаются кассовым методом аналогично приведенному в ст.273 НК РФ.
Учитывая эти положения, а также то, что при переходе на упрощенную систему налогообложения с метода начисления в налоговую базу включаются суммы, полученные по договорам, исполнение которых производится после перехода (п.1 ст.346.25 НК РФ), можно сделать вывод о включении в состав дохода (выручки) авансовых платежей.
Можно сказать, что в целом методика исчисления налоговой базы и уплаты авансовых платежей по единому налогу подобна определению налоговой базы при расчете налога на прибыль при общем режиме налогообложения в соответствии с главой 25 НК РФ.
Однако для организаций и предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, введен минимальный налог, который установлен п.6 ст.346.18 НК РФ.
Ставка минимального налога установлена в размере 1% от суммы полученных доходов, т.е. от суммы выручки от реализации товаров и внереализационных доходов.
Минимальный налог уплачивается в случаях, когда единый налог, исчисленный по ставке 15% от суммы полученных доходов, уменьшенных на расходы, меньше, чем сумма минимального налога.
1.3 Порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход
Порядок исчисления и уплаты ЕНВД определен в главе 26.3 Налогового кодекса. Налоговой базой для исчисления ЕНВД признается величина вмененного дохода (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).
Она рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. При этом базовая доходность корректируется (уменьшается или увеличивается) на коэффициенты К1 и К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).
Так, на 2009 г. К1 установлен в размере 1,148 (приказ Минэкономразвития России от 12 ноября 2008 г. № 392).
Следовательно, при расчете суммы ЕНВД в 2009 году базовую доходность необходимо умножать на 1,148.
К2 — это корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности (ст. 346.27 НК РФ).
Он устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (подп. 3 п. 3 ст. 346.26, п. 6 ст. 346.29 НК РФ).
Величины базовой доходности по каждому из видов деятельности, подлежащих переводу на уплату ЕНВД, установлены непосредственно самим НК РФ (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Данные показатели приведены в таблице. Региональные власти не имеют полномочий на какое-либо их изменение при введении ЕНВД на своей территории.
Изменения носят в основном редакционный характер — названия видов предпринимательской деятельности приведены в соответствие с названиями, перечисленными в ст. 346.26 НК РФ, некоторые из которых подверглись изменениям. Исключение составляет физический показатель деятельности по оказанию услуг по временному размещению и проживанию, а также вид деятельности по разносной и развозной торговле.
Что касается изменения физического показателя при оказании услуг по размещению и проживанию, то с 1 января 2009 г. при расчете ЕНВД в отношении такой деятельности применяется физический показатель — общая площадь предоставляемого помещения, а не только его спальная часть (как это было ранее).
Замечу, что базовая доходность осталась неизменной в отношении всех видов «вмененной» деятельности.
И еще одно изменение, касающееся определения налоговой базы, это введение в ст. 346.29 НК РФ нового п. 11, в соответствии с которым Налоговый кодекс РФ теперь позволяет округлять значения корректирующего коэффициента К2 до третьего знака после запятой. Ранее главный налоговый закон страны не позволял этого делать. Таким образом, с 1 января 2009 г. в Налоговом кодексе РФ законодательно закреплено, что значения физических и стоимостных показателей указываются в полных числах, для чего необходимо округление указанных показателей. В прежней редакции Налогового кодекса РФ этого делать не допускалось, в связи, с чем возникали проблемы, поскольку такого округления требовал Порядок заполнения декларации по ЕНВД (Приказ Минфина России от 17.01.2006 N 8н).
Налоговый период по ЕНВД равен кварталу. Если налогоплательщик зарегистрировался в середине квартала, то налог рассчитывают, начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации. А если изменились корректирующие коэффициенты, то применять их нужно прямо со дня такого изменения.
Таким образом, для расчета налоговой базы по ЕНВД следующая формула:
НБ = ((БД Ч 3) Ч К1 Ч К2) Ч ФП,
где НБ — налоговая база;
- БД — базовая доходность;
3 — количество месяцев в налоговом периоде;
- К1 — коэффициент-дефлятор;
- К2 — корректирующий коэффициент;
- ФП — физический показатель.
Чтобы рассчитать «вмененный» налог, который необходимо уплатить в бюджет, умножьте величину налоговой базы на 15 процентов (налоговая ставка по ЕНВД).
НБ Ч 15% = сумма ЕНВД за квартал
В ней указано, что налогоплательщиками уплата единого налога производится не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждения работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а так же на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. Налоговая декларация по итогам налогового периода предоставляется налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
2. Налогообложение деятельности ИП Акимкина В.Ю.
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности индивидуального предпринимателя
налогообложение индивидуальный предприниматель
Агентство недвижимости ИП Акимкина В.Ю. действует на основании свидетельства о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Место нахождения агентства недвижимости: Российская Федерация, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д.93.
Агентство недвижимости было зарегистрировано 09 апреля 2012 года.
Агентство недвижимости было создано с целью более полного удовлетворения потребностей граждан в услугах по покупке, продаже, аренде недвижимого имущества. В данный момент основным занятием предприятия является покупка, продажа недвижимого имущества, а так же с целью получения прибыли. На предприятии действует упрощенная система налогообложения.
Предприятие имеет следующую структуру:
- руководитель агентства — Акимкина Виктория Юрьевна;
- бухгалтер — Ващук Татьяна Валентиновна;
- кассир — Ващук Татьяна Валентиновна.
2.2 Расчет и уплата налога по данным 3 квартала 2012г
В данной главе предлагаю произвести расчет единого налога и сравнить его с расчетом если бы предприниматель применял систему налогообложения УСН.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности и величины физического показателя по определенному виду предпринимательской деятельности. ИП Акимкина В.Ю. ведет розничную торговлю, осуществляемую через объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал, поэтому базовая доходность в месяц составляет 1 800,00 рублей. Физическим показателем является площадь торгового зала, которая равна 15,6 кв.м.
Согласно решению Правительства корректирующие коэффициенты равны:
К1 — 1,081
К2 — 0,22
Расчет налоговой базы для исчисления суммы единого налога:
ВД=БД х П х К
где ВД — вмененный доход;
- БД — базовая доходность на единицу физического показателя;
- П — количество единиц физического показателя;
К — корректирующие коэффициенты
- базовая доходность — 1 800 руб.
- величина физического показателя — 15,6 м.кв.
- корректирующий коэффициент К1 — 1,081
- корректирующий коэффициент К2 — 0,22
ВД= 1800*15,6*1,081*0,22=6678
Итоговая сумма за квартал получается: 6678*3=20034руб.
В соответствии с п.2 ст.346.32 Налогового кодекса РФ сумма налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, занятых в сфере деятельности, которая облагается единым налогом на вмененный доход, на свое страхование, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности, уплачиваемых за этот период времени, но не более чем на 50 %.
Сумма страховых взносов равняется 1609руб. из них 966 рублей было уплачено на наемных работников и 643 руб. работодатель заплатил за себя. (приложение 2)
20034руб.*15%=3005руб.
Данную сумму налога уменьшаем на сумму страховых взносов.
3005*50%=1503руб.
3005руб. — 1503руб.=1502руб.(приложение 1)
Применение упрощенной системы налогообложения.
Теперь рассмотрим пример того, какую бы сумму уплачивал предприниматель, если бы применял УСН с объектом налогообложения в виде доходов.
Для расчета налога возьмем в качестве дохода данные по кассовому аппарату отраженные в журнале кассира- операциониста. Доход за 3 квартал согласно кассовой книги составил 195000руб.
Расходы ИП в анализируемом периоде в среднем остаются неизменными
Таб.1- Квартальные расходы.
№ |
Расход |
Сумма |
Итого |
|||
Июль |
Август |
Сентябрь |
||||
1. |
Зарплата: — продавец. |
2300 |
2300 |
2300 |
6900 |
|
2. |
Взносы на обязательное пенсионное страхование за работников и ИП |
536 |
536 |
536 |
609 |
|
3. |
Оплата коммунальных услуг |
200 |
200 |
200 |
600 |
|
4. |
Оплата за телефон |
1 813 |
2 154 |
2 060 |
6 027 |
|
5. |
Расходы на хоз. нужды |
1 100 |
950 |
1 350 |
3 400 |
|
6. |
Расходы за банковское обслуживание |
525 |
2 747 |
1 410 |
4 682 |
|
7. |
Оплата за товар |
10 369 |
62 580 |
44 300 |
117 249 |
|
ИТОГО: |
16843 |
71467 |
52156 |
140466 |
||
Итого квартальных расходов 140466руб.
Налоговая база в анализируемом периоде составит:
НБ=195000-140466=54534руб.
При ставке налогообложения 15% сумма налога составит:
54534*15%=8180руб, уменьшаем на сумму страховых взносов:
8180-1609=6571руб.
Итого сумма налога к уплате составит 6571руб. за 4 квартал.
Теперь рассмотрим пример того, какой размер налога уплатил бы предприниматель при системе налогообложения доходы, по ставке 6%.
Налоговая база составляет 195000руб.
Сумма налога к уплате = 195000руб.*6%=11700руб.
11700-1609=10091
Выводы: как показало вышеописанное исследование, предприниматель применяет наиболее оптимальный для него вариант налогообложения.
Так как при системе налогообложения УСН в виде доходов за вычетом расходов сумма налога превышает сумму налога при ЕНВД в4,4 раза
6571руб.:1502руб.=4,4
При системе налогообложения УСН в виде доходов сумма налога больше в 6,7 раза.
10091руб.:1502руб.=6,8
Сводные данные в виде диаграммы приведены на рисунке1.
Рис.1 Соотношение сумм налогов при изменении режима налогообложения
3. Совершенствование налогообложения деятельности индивидуальных предпринимателей
В настоящее время проводится работа по совершенствованию налогового законодательства, направленная, с одной стороны, на снижение налогового бремени, а с другой стороны — на улучшение собираемости налогов в бюджеты различных уровней и на защиту экономической свободы.
Так, в ст. 346.26 НК РФ отмечается, что переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщика от обязанностей по представлению в налоговые и другие органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Кодекс не исключает возможность или необходимость ведения предпринимателем бухгалтерской отчетности.
Естественно, что когда на территории края, области или другого субъекта Российской Федерации предполагается ввести новый вид налогообложения, возникают вопросы: как это введение повлияет на экономику региона и как оно отразится на доходной части бюджета. Анализ преимуществ и недостатков федерального законодательства о едином налоге на вмененный доход позволяет спрогнозировать, что в результате его применения на практике неизбежно проявятся две тенденции. Первая — это резкое снижение налоговой нагрузки для юридических лиц по большинству видов деятельности. Вторая — это увеличение сумм налоговых платежей, уплачиваемых предпринимателями.
Первоосновой этих противоречий является несовершенство действующего налогового законодательства, которое не устранено и в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ).
Это прежде всего, наличие в российском законодательстве такого понятия, как «предприниматель без образования юридического лица», которого нет ни в одной другой стране. Во всем мире существует простое правило: коль ты занимаешься предпринимательской деятельностью, то независимо от того, используешь ты наемный труд или нет, ты выполняешь функции предприятия и уплачиваешь все налоги как юридическое лицо. В России же предприниматели, причем даже использующие наемный труд, платят налоги в гораздо меньшем размере, чем предприятия.
В то же время в Федеральном законе «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (далее — Федеральный закон) предусматривается одинаковый подход как для юридических, так и для физических лиц. Такое усреднение неизбежно приводит к тому, что при одном и том же размере единого налога предприятие имеет уменьшение налоговой нагрузки, а предприниматели — увеличение. Такое положение неизбежно оказывает влияние на развитие регионального законодательства. С одной стороны, нужно компенсировать потери бюджета от применения этого вида налогообложения по предприятиям, а с другой, значительное увеличение налоговой нагрузки может заставить предпринимателей без образования юридического лица либо прекратить свою деятельность, либо уйти в тень.
Что можно сделать для устранения недостатков от перехода на уплату единого налога в случае сохранения варианта действующего Федерального закона и как надо усовершенствовать сам этот закон? В рамках существующего Федерального закона одновременное его применение в полном объеме для юридических и физических лиц нецелесообразно, так как избежать значительных потерь доходов бюджета от перевода на уплату единого налога предприятий и организаций невозможно. Если повысить базовую доходность по торговле, общественному питанию, автотранспортным и бытовым услугам, а также другим услугам до уровня, при котором потери бюджета по юридическим лицам будут сведены к нулю, то сумма налога станет неподъемной для предпринимателей и будет стимулировать их уход в «теневой оборот». Поэтому самая эффективная мера — отмена единого налога на вмененный доход для юридических лиц. Как исключение, применение этого вида налогообложения можно оставить по таким видам деятельности, где действительный доход практически невозможно контролировать: перевозки пассажиров легковыми и маршрутными такси, автосервис и отдельные виды бытовых услуг.
В настоящее время существует ряд предложений по совершенствованию закона о едином налоге на вмененный доход. Одно из них заключается в предоставлении льготы по налогу на вмененный доход, если сумма подоходного налога с заработка сотрудников какого-либо малого предприятия в два раза превысила ставку налога по вмененному доходу этого МП.
Такое предложение связано, прежде всего с тем, что сегодня большая часть (80-90 %) заработной платы выплачивается вчерную и официально показывается по документам совершенно незначительная ее часть. Это приводит к огромным недоплатам в подоходный налог с физических лиц и во все внебюджетные фонды. Этим самым вольно-невольно предприниматели входят в криминальную систему бизнеса. Поскольку им надо для этого скрыть часть доходов, отмыть и обналичить деньги. Потом эти деньги надо передать своим работникам, которые таким образом тоже оказываются вовлеченными в круговую поруку. В результате практически все оказываются в криминальной сфере.
Чтобы вытащить всех из этой среды необходимо заинтересовать предпринимателей платить зарплату легально. По мнению специалистов, этого можно добиться, если перенести центр тяжести налоговых сборов с юридических лиц на лиц физических. Для этого следует узаконить такой подход: если сумма подоходного налога с заработка сотрудников какого-либо малого предприятия в два раза превысила ставку налога по вмененному доходу этого МП, то предприятию предоставляется льгота по налогу на вмененный доход. Это прямо заинтересует предпринимателя в том, чтобы увеличивать зарплату своим работникам и показывать ее всю целиком. Если ж эту меру подкрепить введением личных счетов в Пенсионном фонде, как это предлагается сделать в ходе пенсионной реформы, то и у рядовых работников получится двойная заинтересованность в том, чтобы не иметь дела с зарплатой, выплачиваемой вчерную.
Заключение
Ознакомление с системой налогообложения организацией малого бизнеса, сформированной в Налоговом кодексе в виде специальных налоговых режимов, показало, что эта система недостаточно полно учитывает особенности деятельности подобных организаций. Не полностью соответствуют установленные специальные режимы налогообложения и необходимым критериям формирования подобной системы. Принятое законодательство в части упрощенной системы налогообложения не отличаются простотой, и для его практического применения требуется привлечение специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения. Это связано с обязанностью налогоплательщиков вести бухгалтерский учет расходов, с наличием значительного отсылочного материала к другим главам Налогового кодекса.
Что касается плательщиков единого налога на вмененный доход, то здесь, несмотря на кажущуюся простоту ведения расчетных и кассовых операций, у некоторых из них возникает обязанность ведения в полном объеме бухгалтерского учета и отчетности. Речь, в частности, идет о тех организациях, которые занимаются многими видами деятельности, в том числе не подпадающими под систему единого налога на вмененный доход.
На налогоплательщиков возлагается, кроме того, обязанность вести налоговый учет по достаточно большому числу других налогов, которые они должны уплачивать помимо единого налога, установленного как одним, так и другим специальным режимом налогообложения
Действие указанных специальных режимов налогообложения распространяется на ограниченное число организаций, занимающихся малым бизнесом. Положение о едином налоге на вмененный доход распространяется на весьма узкий круг сфер деятельности организации малого бизнеса. Что касается упрощенной системы налогообложения, которая не устанавливает отраслевой принадлежности организаций, то переходом на нее смогли воспользоваться далеко не все организации.
В частности, из сферы применения указанного режима налогообложения практически полностью выведены промышленные предприятия, что связано с ограничениями по численности работающих, объему производства и стоимости основных фондов.
В связи с тем что не решена проблема возмещения НДС у организаций — покупателей продукции малых предприятий, возможности последних по реализации своей продукции резко ограничены. Отмена НДС для малых предприятий стала преградой для перехода большинства из них, за исключением сферы розничной торговли и бытовых услуг, на упрощенную систему налогообложения.
По описанным выше причинам, а также в связи с ликвидацией такой формы уплаты налога, как патент, специальными налоговыми режимами не может воспользоваться достаточно большое число индивидуальных предпринимателей.
Введение единого сельскохозяйственного налога было призвано обеспечить повышение эффективности сельскохозяйственного производства, стимулируя сельских товаропроизводителей к рациональному использованию сельхозугодий.
Наличие серьезных ограничений для перехода на специальные режимы налогообложения, в целом благоприятные для малых предприятий в части снижения налоговой нагрузки, мешает решать для многих из них проблему чрезмерности гнета. Тем самым не полностью ликвидируется проблема теневой экономики в малом бизнесе, и малые предприятия, занятые в сфере материального производства, практически никакой финансовой поддержки со стороны государства не имеют.
Литература
1. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» № 54-ФЗ от 22.05.2003г.
2. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ.
3. Бойков О. В. О некоторых вопросах Части второй Налогового кодекса Российской Федерации // Налоги, 2008, №12, с. 37-39
4. Дмитриева Н. Г., Дмитриев Д. Б. Специальные налоговые режимы // Налоги, 2003, №2, с. 29-35
5. Дыбов А. И., Елина Л. А., Попов П. А. Считаем единый налог. -Тематические статьи и обзоры ЗАО «Консультант Плюс», www.consultant.ru.
6. Злобина Л. А., Стажкова М. М. Оптимизация налогообложения экономического субъекта // Налоги, 2008, №1, с. 24-27
7. Романовский М. В., Врублевская О. В. Специальные налоговые режимы // Налоги, 2008, №4, с. 49 — 53
8. Садыков Р. Р. Упрощенная система налогообложения // Налоги, 2007, №3, с. 11-19
9. Полторак А.Ф. Система налогообложения малых предприятий / Бухгалтерский учет, 2008 г., №12, с.18-19
10. Самохвалова Ю.Н. Единый налог на вмененный доход в 2009г.. — М.: Дело и Сервис, 2003.- 189 с.
11. Хабарова Л.П. Упрощенная система налогообложения. — М.: Интел-Синтез, 2007.- 156 с.
12. Черник Д.Г. О малом предпринимательстве /Налоговый вестник, 2008 г., №1,с.17-18
13. Шуткин А.С. Единый налог для малых предприятий: иллюзия или реальность //Финансы, 2007 г., №6, с. 34-36
14. Алиева Б.Х. Налоги и налогообложение. — М.: Финансы и Статистика, 2006. — 158с.
15. Дмитриева Н. Г., Дмитриев Д. Б. Специальные налоговые режимы. — М.: Инфра-М, 2008. — 359с.
16. Миронов О.А. Налоговое администрирование. — М.: Издательство Омега-Л, 2006. — 408с.
17. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2007. — 576с.
18. Пономарев А.И. Налоги и налогообложение. — Ростов н/Дону: Феникс, 2007. — 352с.
19. Романовский М. В., Врублевская О. В. Налоги и налогообложение. — СПб.: Питер, 2007 -576с.
20. Васюченкова Л.В. Налоговый учет при применении упрощенной системы налогообложения // Финансы. — 2008. — № 3. — с.33 — 35
21. Горина Г.А. Единый налог на вмененный доход как специальный налоговый режим // Финансы. — 2007. — №12. — с.30 — 35