Развитие информационно-образовательной среды школы

С 09 февраля по 09 марта 2011 года я проходила практику на базе МОУ СОШ № 39 поселка Дальнее Поле.

Темой производственной практики была: «Развитие информационно-образовательной среды школы».

Широкое развитие информационных технологий и их проникновение во все сферы жизни общества определяет мировое развитие в течение последних нескольких десятилетий. Этот процесс требует подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, а также повышение общего уровня компьютерной грамотности. Современная школа с её проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. В ходе научно-технического прогресса появляется всё больше технических средств с новыми информационными возможностями. Широкое развитие информационных технологий и их проникновение во все сферы жизни общества определяет мировое развитие в течение последних нескольких десятилетий. Компьютер и связанные с ним устройства используется на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и изучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Таким образом, средства информационных технологий при соблюдении необходимых условий их применения могут оказывать существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.

Современное образование предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования и самообразования обучающихся. Компьютер позволяет и учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения и организации условий, которые необходимы для успешного решения образовательных задач. При этом информационные Интернет-ресурсы важны, поскольку они помогают учителям выстраивать свою работу по-новому.

11 стр., 5476 слов

Информационно-коммуникационные технологии в банковской деятельности

... банковской деятельности В последние годы банковская система нашей страны переживает бурное развитие. Сегодня все больше банков делает ставку на профессионализм своих сотрудников и новые информационно-коммуникационные технологии. ... требования, отражающие специфику банковской деятельности, банковских операций и технологий их выполнения; показатели качества, характеризующие процесс разработки АБС. Ниже ...

В настоящее время в школе существовала информационно-образовательная среда,

Поэтому возникла проблема формирования и развитие у учителей набора профессиональных компетенций, которые нужны для эффективной работы в современных условиях.

Следовательно, целью проводимой мною работы было исследование образовательной среды школы и составление плана мероприятий для ее развития.

Для достижения поставленной цели я провела ряд мероприятий с учителями – предметниками и учащимися школы:

Основная часть

На сегодняшний день в нашей школе созданы хорошие условия для использования ИТ в образовательном процессе. В течение учебного года удалось значительно пополнить парк компьютерной и мультимедийной техники. Кабинет информатики оборудован 7 компьютерами, которые объединены локальной сетью и подключены к сети Интернет, имеется мультимедийный проектор, сканер. Кабинеты русского языка, биологии, физики оснащены стационарными компьютерами и мультимедийными проекторами. В школе имеется 5 ноутбуков, которые так же используются в учебном процессе.

Итого в школе для организации учебного процесса с применением ИТ используется 17 компьютеров (по сравнению с прошлым учебным годом количество компьютеров увеличилось ).

Расширяется набор периферийных устройств. Для полноценной работы всех подразделений школы имеются сканеры, копировальная техника, цветной и лазерный принтеры и многое другое.

Осуществлен выход в глобальные сети, благодаря чему школа включилась с мир компьютерных коммуникаций, может участвовать в широком обмене информацией, всероссийских проектах, получила выход в Интернет. Создан и функционирует электронный почтовый ящик.

Коллектив муниципальной средней школы № 39 (93 ученика и 20 педагогов) работает над программой «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в школьное образование» уже второй год.

Педагогами школы были успешно выполнены задачи первого этапа «Компьютерная грамотность»,в результатом которого стали:

50% учителей — умеют свободно работать в текстовом редакторе,

30% учителей — создают презентации,

5% учителей — умеют сканировать и обрабатывать изображение с помощью стандартных программ,

5% учителей – имеют навыки работы с цифровым фотоаппаратом,

70% учителей — имеют навыки работы с принтером – печать документов,

10% учителей — свободно владеют навыками работы в Интернет,

2% учителей — имеют свои электронные ящики и активно ими пользуются.

Для более активного внедрения информационных технологий в процесс обучения и развития информационно- образовательной среды необходимо было организовать обучение педагогических кадров пользовательским навыкам работы на компьютере, познакомить с современными информационными технологиями. Одним из условий развития единой образовательной информационной среды является подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров в области информационных технологий. В течение 2007-2011 года восемь преподавателей прошли курсы информационных технологий, с целью повышения квалификации. Еще раньше (до 2007 года) курсы прошли 5 человек. Но на тот момент материально – техническое оснащение школы не позволило применить полученные знания на практике, и они оказались не востребованными. Организовать обучение всех учителей на базе повышение квалификации г. Ростова – на — Дону не представлялось возможным. Было принято решение о разработке семинаров для учителей- предметников, реализуемых на базе школы. Основная задача семинаров освоение работниками школы (учителями-предметниками, администрацией, учителями начальных классов) отрасли информационных технологий с учетом собственной профессиональной деятельности.

10 стр., 4855 слов

Работа средней школы и учет в ней

... по учебно-воспитательной работе назначается педагог, имеющий квалификационную категорию и обладающий организаторскими способностями. Назначается и увольняется исполняющим обязанности директора школы, в ... в табелях рабочего времени. Составляет журнал операций по зарплате №6. В функции бухгалтерии входит: ведение бухгалтерского учета в ... бюджетного учреждения. Целью практики является: Формирование ...

В ходе практики в школе я разработала анкету «ИКТ – компетентности»

Проанализировав результаты анкетирования, я пришла половина преподавательского состава относятся к слабым пользователям, примерно треть — к пользователям среднего уровня, и только десятая часть владеет пользовательскими навыками в полном объеме. Поэтому я разработала курс пользователей, который предусматривал обучение педагогов основному курсу разными группами по уровню подготовки: начальный курс, курс пользователя, продвинутый уровень.

За период практики я приняла участие в проведении мастер — классы:

Редакторы документов (например, Microsoft Word) могут с успехом использоваться учителями для разработки и подготовки различных видов учебно-методической и организационно-методической деятельности учителя (инструкционных, технологических карт, дидактических материалов, планов-конспектов уроков, сценариев и т.д.), для ведения личного архива учителя, моделирование на ЭВМ различных процессов (например, этапов предпринимательской деятельности), деловая переписка. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.

Табличные процессоры или электронные таблицы (Excel) предназначены, в основном, для обработки числовых данных. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем, в которых фигурируют количественные показатели (определение себестоимости изготавливаемых изделий, поиск конкретных путей ее уменьшения, выявление путей повышения конкурентоспособности; математические и физические расчеты) Excel позволяет обрабатывать статистические данные, проводить сравнительный анализ таких данных, что может быть полезно при проведении диагностики знаний учащихся.

Программа подготовки презентаций Microsoft Роwer Рoint может использоваться для создания наглядности, презентаций, в том числе, для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.), иллюстрирования содержания творческого проекта, с показом видеофильма или слайдов с добавлением звуковых эффектов.

В ходе индивидуальной работы с учителями предметниками были затронуты вопросы:, Создание базы наглядных пособий по предмету

Количество педагогов, владеющих навыками работы на ПК, увеличилось на 19% за счет проведения индивидуальных занятий. В течение всего года, а особенно в течении практики, оказывалась индивидуальная консультативная помощь учителям на базе кабинета информатики: многие учителя получили электронные адреса и научились пользоваться электронной почтой (Бойко Л.В., Огурцова Т.Н., Пискушова Н.В.).

7 стр., 3381 слов

Контрольная работа: Благотворительная деятельность в России на ...

... связаны со становлением и развитием Российского государства. Если не учитывать очень кратких указаний о благотворительной деятельности отдельных благочестивых князей в ранние ... общежития: любой, кто помогает ближнему в беде, давая ему работу и деньги, знает, что, окажись он в подобной ... указ царя Федора Алексеевича о том, что неспособные к работе должны найти себе приют при монастырях или богадельнях, ...

Ряд учителей обучены технологии поиска информации в сети Интернет (Луханин В.М., Ерохина Л.А., Барнинец Е.В, Смыкова С.И., Бойко Л.В., Воронцова Е.Н.).

Многие учителя обучились технологии работы в программе PowerPoint и самостоятельно готовят интерактивные материалы для уроков, родительских собраний, классных часов, выступлений перед коллегами на совещаниях и семинарах.

Активность учителей в использовании компьютерной техники по сравнению с прошлым учебным годом значительно повысилась.

Так, например, с учителями литературы Бойко Л.В. и Марцинкевич Г.Н. мы создали видеотеку, куда вошли видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят уроки по творчеству С.А.Есенина, А.С. Пушкина и других.

Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды все же, можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра.

Бурю впечатлений в детстве вызывает посещение театра! Мы живем в маленьком поселке, удалены от культурных центров и у учеников нашей школы нет возможности посетить театр, прикоснуться к этому искусству. ИКТ и здесь приходят на помощь! Прочитать драматическое произведение это одно, а увидеть его на сцене – совсем другое. Теперь на уроке литературы есть возможность, познакомится с театральными постановками великих драматургов. На урок пришёл « Ревизор» Н.В.Гоголя, «Вишневый сад» А.П.Чехова.

С учителями истории и обществознания разработали разнообразные формы наглядности в виде разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют знания, умения, навыки учащихся. Использование кроссвордов (иногда их придумывают ученики сами и предлагают использовать на уроке), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЕГЭ, начиная уже с 5 класса.

С учителями математики (Воронцовой Е.Н., Фильшина И.А.) рассмотрели использование ИКТ в преподавании математики по следующим направлениям:

самостоятельных, лабораторных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.) поурочных планов, календарно-тематического планирования (используется MS Office Word, MS Office Excel, MS Office Publisher); разных типов;(Приложение Д) исторического, практического характера обучающихся (тесты создаются в MS Office Excel, MS Office FrontPage, MS Office PowerPoint, конструкторе тестов).

Учителя школы, которые в достаточной мере владеют информационными технологиями, принимают участия в районной конференции «Информационные технологии в образовании», где делятся опытом использования информационных технологий на уроках. В прошлые годы участие в конференциях были минимальным, но все равно отмечалась грамотой Отдела Образования. В 2009-2010 году в конференции приняли участие три человека и получили грамоты Отдела Образования в каждой своей номинации: Смыкова С.И., — использование ИКТ во внеурочной деятельности ; Бездудная Е.Н. – использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе; Пешкова Л.Б. – Сетевое взаимодействие как результат саморазвития педагога. (Приложение В).

Пешкова Л.Б. является сетевым методистом Ростовской области по развитию социальных педагогических сообществ. Ею в 2010 -2011 учебном году была организована работа творческой группы Песчанокопского района по освоению навыком работы педагогическом социальном сервисе.

За время моей практики я вошла в эту группу, получила консультацию по работе в этом социальном сервисе и впоследствии выполняла задания своего руководителя и наполняла социальный сервис различными заданиями и инструкциями под руководством Пешковой Л.Б..

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы с учащимися — это внеклассная работа. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие, интересующие детей вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей.

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности позволяет:

развить коммуникативные умения обучающихся

повысить интенсивность учебного труда

развить познавательную активность, а, следовательно, желание изучать предмет

приучить обучающихся к самостоятельной работе с материалом

организовать моментальную обратную связь с обучающимися

вовлечь в учебную деятельность пассивных обучающихся

привить обучающимся навыки сотрудничества

обеспечить учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают обучающимся проявлять их творческие способности

Виды и формы внеклассной работы многообразны. Наряду с уже установившимися, в известной мере традиционными формами, такими, как утренники и вечера, жизнь выдвигает новые пути приобщения учащихся к познанию окружающего мира, к расширению кругозора, интереса к учебной деятельности. Использование компьютера позволяет любое мероприятие сделать привлекательным, информативным и по-настоящему современным.

Обучающиеся проявляют всё большую инициативу и самостоятельность в использовании ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Они совершенствуют свои навыки работы с компьютером, усложняя и оформляя работы на более высоком уровне: готовят тематические доклады, рефераты, кроссворды, ребусы, устные журналы.

Заключение

4) Анализировать анкеты и материал с точки зрения конкретной темы занятия

5) Подбирать программное обеспечение и дидактический материал к занятию

7) Активизировать внимание и учебную деятельность учащихся, педагогов;

Внедрение компьютерных технологий не только обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло и неоценимую роль, в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, они увидели в нем друга, который помогает им, учится, познавать мир, мыслить и творить. Мои предложения по совершенствованию содержания информационно-обучающей среды школы таковы:

Создание в школе сетевых компьютерных классов и отдельных компьютерных рабочих мест, например, в библиотеке, объединенных в локальную школьную сеть, проведение в них уроков по информатике в сетевом режиме, частичное использование отдельными педагогами на уроках компьютера в качестве устройства для тестирования учащихся и организации тренингов, создание отдельных обучающих программ по небольшому количеству изучаемых в школе дисциплин и использование их в образовательном процессе, а также автоматизация элементарных административных функций, связанных с созданием и ведением базы данных учащихся и сотрудников в виде exсel-форм.

Оснащение школ мультимедийным компьютерным оборудованием и отдельными специализированными компьютерными местами учителей физики, химии, биологии; формирование в школах медиа- центров; целевая поставка цифровых образовательных ресурсов на компакт-дисках по целому ряду школьных дисциплин; использование отдельных приложений для автоматизации административных функций: учет кадров, ведение штатного расписания школы, частичное опытное использование в подготовке расписания занятий, обмен документами с вышестоящими органами управления образованием на съемных носителях.

Подключение школ к скоростным каналам интернета, регулярное использование электронной почты, массовое создание школьных сайтов, формирование отраслевых образовательных ресурсов в Интернет, распространение дистанционного обучения, организация доступа к существующим цифровым образовательным ресурсам на федеральных образовательных порталах для использования в образовательном процессе; целевая поставка в школы ряда автоматизированных систем управления для системной автоматизации административных функций, в том числе и с использованием корпоративной электронной почты.

Развитие локальной сети школы, технологии Интранет, позволяющей довести информацию до каждого участника педагогического процесса: учителя, учащегося, родителя, медиаспециалиста, лаборанта, независимо от его местонахождения. Осознанный выбор и приобретение автоматизированных систем для функционирования локальной сети уже не только для управления административными функциями школы, но, прежде всего, для оптимизации учебно-воспитательного процесса. Понимания новой роли учителя, который станет использовать имеющиеся в системах дидактические, программно-технологические, аппаратно-технические и др. имеющиеся возможности. Внедрение в практику образования модели «1 учащийся : 1 компьютер», где основным инструментом является ноутбук, ориентированный на самостоятельную творческую работу учащегося в сотрудничестве с учителями и другими учащимися.

Введение электронных дневников, журналов, портфолио.

В новых социально-экономических условиях основной задачей школьного образования должны стать формирование общих компетенций пользования правами демократического общества. Следовательно, акцент учебно-методической деятельности учителя современной школы должен быть в первую очередь направлен на реализацию метапрофессиональных функции школы. Перед учителем должны быть поставлены две различные, но связанные целевые установки. С одной стороны, сформировать основные навыки и умения жизни в демократическом обществе, выявить способности, потребности, интересы, морально-волевые качества ученика, научить методам учения (научить учиться).

При этом неотъемлемыми атрибутами педагогической деятельности должно стать конструирование динамики познания посредством организации исследовательской, креативной деятельности учащегося. С другой стороны, реализовать и традиционную образовательную функцию школы – обучению предметным компетенциям.

Таким образом, основное внимание в современной школе должно уделяться развитию формированию личностных компетенций учащегося: политических и социальных, информационно-коммуникативных, жизни в многокультурном обществе, компетенций, реализующих способность и желание учиться всю жизнь.

Поэтому, на смену традиционному содержанию и технологии обучения должно прийти новое содержание и технология. Суть модернизации обучения – в создании в школе единой ИОС, базирующейся на современных сетевых технологиях. С ее помощью реализуется внедрение инновационных образовательных технологий, новых принципов организации учебного процесса, обеспечивается эффективная реализация новых моделей непрерывного и дистанционного образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего личностного, профессионального и карьерного роста.

Данная практика для меня имела большое значение. Я научилась применять на практике теоретические знания по предмету, работать с разными группами, как по возрасту, так и по знаниям и умениям. Научилась анализировать материалы и данные, и составлять планы работы по определенной тематике. Научилась работать через дистанционные формы.

Приложение

А
Курс «Word» Знаю, могу Затрудняюсь Не знаю, не могу
Строение окна программы Word
Подготовка окна к работе
Ввод текста
Редактирование «вручную» и автоматическое редактирование
Сохранение, открытие, создание нового документа
Работа со шрифтами
Выравнивание текста
Создание рамки и фона
Работа с рисунками
Использование панели инструментов «Рисование»
Копирование, перемещение и удаление текста
Верхние и нижние индексы
Вставка символов
Предварительный просмотр документа
Печать документа

Приложение

Б
Интернет и электронная почта

и т.д……………..

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.