Формирование системы информационного

Введение

Открытость школы как объективная необходимость.

В современном мире и государство, и общество предъявляют к образованию такие требования, которые должны помочь экономике встать на инновационный путь развития. Это станет неразрешимой задачей без образованных людей во всех сферах деятельности. В настоящее время система образования является областью общественных интересов, а одним из ключевых направлений модернизации образования является открытость школы. Премьер-министр России Д. Медведев на заседании правительства РФ 26 июля 2012 года отметил «Информационная открытость учебных заведений — это одно из существенных условий модернизации всей системы образования в нашей стране». Образование для человека является залогом успешности в современном обществе, — это важная составляющая жизни каждого человека: у одного учатся дети, другой учится сам, третий работает в системе образования. Сегодня практически все в обществе понимают роль образования, и что вопросы информационного обмена между образовательными учреждениями и социумом должны опираться на открытость, прозрачность всей системы образования. К сожалению, современная культура использования данных не дает полной картины для потребителей образовательных услуг и остается одним из актуальных в государственной образовательной политике.

Система образования сегодня должна представлять открытую социально-педагогическую среду взаимодействия с общественностью. Принцип открытости рассматривается как особый способ организации жизнедеятельности школы в активном взаимодействии с социумом и семьей. В таком взаимодействии в равной степени заинтересованы все субъекты образовательного процесса. Готовность школы к сотрудничеству с семьей и другими социальными институтами является одной из характеристик её открытости, признаком демократичности.

В условиях нормативного-подушевого финансирования и существующей конкуренции на рынке образовательных услуг информационная открытость образовательного учреждения способна обеспечить развитие образовательному учреждению и стать одним из факторов конкурентного преимущества.

В работах A.A. Рахкошкина рассматривается проблематика открытости образования, как одной из ключевых характерискик; исследования A.И. Адамского, С.Г. Косарецкого, A.A. Пинского посвящены государственно-общественной системе управления и социального партнерства в образовании; зарубежный опыт в сфере общественного участия представлен в работах В.И. Гусарова; вопросы информационного обеспечения управления образования принадлежат исследованиям А.Г. Асмолову, А.Л. Семенову, А.Ю. Уварову, Д.Л. Константиновскому; использование публичных докладов в деятельности школы рассмотрены в работах С.Г. Косарецкого, Т.А. Мерцаловой, И.А. Вальдмана; вопросы информационной открытости школы и взаимодействии с социумом рассматриваются в работах И.А. Вальдмана, К.М. Ушакова, АМ. Питерса; наполнению и анализу содержания сайтов образовательных учреждений посвящены работы Ю.В. Ээльмаа, А.В. Хуторского; Д.Л. Константиновский, В.С. Вахштайн, Д.Ю. Куракин, М.Л. Агранович, О.Я. Дымарская, В.С. Вахштан в своих работах поднимают вопросы определения информационных запросов потребителей образовательных услуг.

46 стр., 22685 слов

Инновации в дошкольном образовательном учреждении

... образовательного процесса либо в новом подходе к оказанию социальных услуг в области образования на основе реальных запросов родителей, т.е. новых форм дошкольного образования. Успешная организация и реализация инновационной ... воспитательно-образовательного процесса. Открытость ... Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе ...

Несмотря на огромный интерес исследователей к проблеме информационного взаимодействия школы с общественностью, которое обеспечивает открытость образовательного учреждения, некоторые аспекты информационного взаимодействия остаются малоизученными. На сегодняшний день система образования не преодолела информационную закрытость, непрозрачность для потребителя, т.е. взаимодействие образовательного учреждения с общественностью и потребителями образовательных услуг достаточно условно, т.е. имеет односторонний процесс информирования — от образовательного учреждения, без обратной связи. Большое количество научных и научно-публицистических работ еще не говорит о том, что тема изучена и хорошо проработана, в настоящее время так проблема в том, что существующие процедуры и инструменты информационного взаимодействия школы и общественности на всех уровнях образования преимущественно представляют односторонний процесс информирования — от образовательного учреждения, без обратной связи.

Многие руководители образовательных учреждений определяют, что для развития образовательного учреждения важно информационное взаимодействие всех заинтересованных сторон, но нечетко понимают (или не понимают вообще) каким оно должно быть. И в этой области информационного взаимодействия существует пробел знаний на уровне образовательного учреждения, который не в полной мере обеспечивает открытость образовательного учреждения социуму.

Перемены, происходящие в системе образования страны, требуют пересмотра существующих процедур и инструментов взаимодействия школы и общественности на всех уровнях образования, которые должны сопровождаться повышением информационной прозрачности деятельности системы образования, развитием механизмов обратной связи.

Здесь видим ряд противоречий:

  • между существующими формами информирования общественности о деятельности школы и ограниченностью форм информационного взаимодействия школы и социума, использующих принципа обратной связи;
  • между стремлением образовательных учреждений обновить формы социальных отношений по вопросам информационного взаимодействия и отсутствием предпосылок для такого взаимодействия со стороны социума;
  • между необходимостью участия педагогических работников в процессе информирования потребителей образовательных услуг и недостаточной готовностью педагогов к осуществлению этой деятельности.

Мы формируем цель исследования:

16 стр., 7742 слов

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

... взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и ... прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от ... и положительные стороны общественного и семейного воспитания. Недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания ДОУ Семья недостатки преимущества - Деловая форма ...

Целью исследования является определение эффективных инструментов и процедур информационного взаимодействия с партнёрами и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих открытость образовательного учреждения.

Практическая значимость данной проблемы определила тему магистерского исследования: Формирование системы информационного взаимодействия школы с общественностью, обеспечивающей открытость образовательного учреждения.

Объект исследования — система информационного взаимодействия образовательных учреждений с общественностью для обеспечения открытости общеобразовательных учреждений г. Саратова.

Предмет исследования — процедуры и инструменты информационного взаимодействия образовательных учреждений г. Саратова и общественности.

Гипотеза — информационная открытость образовательного учреждения способна обеспечить развитие образовательному учреждению и стать одним из факторов конкурентного преимущества, если в деятельности образовательного учреждения используются такие инструменты и процедуры взаимодействия школы, обеспечивающие информационную открытость, как государственно-общественное управление, публичный доклад школы, сайт школы, результаты самообследования как инструменты, при которых налажена обратная связь;

  • созданы организационные условия, обеспечивающие эффективную работу сайта в практике работы образовательного учреждения;
  • на уровне образовательного учреждения учитываются информационные запросы потребителей информации о деятельности школы.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены задачи:

Описать и проанализировать существующие формы, инструменты и процедуры информационного взаимодействия в международной и российской практике с социумом и потребителями образовательных услуг с целью определения возможности обеспечить открытость образовательного учреждения перед общественностью, а также выявить проблемы в существующей практике такого взаимодействия.

Определить потребителей информации о деятельности школы и их информационные запросы.

Разработать рекомендации по организации информационного взаимодействия между всеми потребителями информации ОУ г. Саратова (образовательное учреждение — муниципалитет — регион).

1. Деятельность школы в условиях информационной открытости

1.1 Информационная открытость, её принципы и возможности

Определение информационной открытости образовательного учреждения, различные подходы к определению информационной открытости ОУ.

Информационная открытость образования сегодня является одним из ключевых условий для развития системы, которая стремится к качественному образованию для всех. Здесь видится две причины: во-первых, система образования, чтобы идти «в ногу со временем», должна постоянно контактировать с широким спектром наук, которые относятся и к основам преподавания предметов, и к особенностям образования и обучения человека. Во-вторых, образования — это деятельность, которая не может осуществляется без постоянного общения с лицами, которых это касается — учащиеся, родители, педагоги. Предполагаю, что степень информационной открытости может быть интерпретирована как один из показателей качества системы образования.

50 стр., 24894 слов

Финансирование учреждений образования

... вопросы, связанные с анализом финансирования бюджета и внебюджетных источников финансирования Муниципального учреждения образования Азнакаевского муниципального района РТ. Третья глава посвящена разработке мероприятий по повышению эффективности деятельности образовательных учреждений, современным проблемам и путям ...

В настоящее время термин «информационная открытость» не имеет универсального определения и различных сферах деятельности интерпретируются по-разному, в том числе и в сфере образования. Многие ученые рассматривают открытость со стороны информатизации образования, и говорят об открытости образования как о развитии дистанционных образовательных технологий.

Так А.М. Питерс (Университет штата Иллинойс) рассматривает открытость образования как использование открытых образовательных ресурсов, таких как образовательных ресурсов в сети Интернет, свободное программное обеспечение с открытым кодом, открытые образовательные ресурсы оцифрованных материалов, предлагаемые свободно и открыто для педагогов, студентов и учащихся для самостоятельного использования и пр.

С другой стороны понятие открытости образования «вырастает» из понятия «открытое общество», о некоторых аспектах которых в своих работах говорят философы К. Поппер и Д. Сорос.

К. Поппер в своей теории открытое общество определяет как противоположность понятию тоталитарного общества и говорит, что никто не имеет доступа к высшей истине и совершенное общество недостижимо. При этом несовершенное общество может постоянно совершенствоваться, и именно такое общество К. Поппер назвал «открытым». [5, 6] Для него открытым является то общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения. [5, стр.217-218]

Джордж Сорос внес свой вклад в преобразование понятия «открытое общество» и в своей книге «Кризис мирового капитализма» говорит, что хотел найти новое понятие открытого общества. Сорос говорит, что открытое общество — это такая система организации общественного производства, которая открыта для вечного совершенствования. [7]

По мнению И.Д. Фрумина открытость образования является одной из важнейших характеристик демократической школы, для чего школа должна превратиться в открытый вовне и вовнутрь социальный институт, т.е. открытость внутренних структур, коммуникации, достаточность информации, внутренняя демократизация. Также в школе должны быть созданы правовое пространство и сфера политики, и должно осуществляться открытое обсуждение как один из принципов жизни коллектива. [10]

К.М. Ушаков в своей книге «Управление школой: кризис в период реформ» говорит, что «Быть открытой организацией означает испытывать постоянный дискомфорт в связи с необходимостью реагировать на самые разнообразные сигналы, которые приходят из внешней среды, иначе говоря, адаптироваться к новым условиям. Но для того чтобы система была открытой, нужно некоторое условие, которое называется положительной обратной связью». [2]

А.А. Рахкошкин, исследуя открытость в образовании, говорит о трех ее составляющих — это открытость образовательного процесса, открытость образовательного учреждения и открытость системы образования. [12]

6 стр., 2893 слов

Экономическое образование учеников средних школ

... историю становления и развития экономического образования учеников средних школ; определить современное состояние экономического образования учеников средних школ; обозначить проблемы экономического образования в средней школе и предложить пути их решения; выявить значение экономического образования для современного школьника. Реферат состоит из введения, ...

И.А. Вальдман рассматривает открытость школы как принцип, предусматривающий интеграцию образовательной системы и социума, которая характеризуется увеличением информированности социума о деятельности школы и «изменением состава авторов социального заказа к системе образования; наличием общественных структур, участвующих в управлении; наличием партнёрских принципов отношений образовательной системы с различными организациями, социальными группами и институтами». Основными составляющими открытости школы являются институциональная и информационная открытость. [1]

Вальдман И.А. говорит, что информационная открытость общеобразовательного учреждения представляет собой определенную систему норм и правил, которые направлены на создание двусторонней связи между школой и социумом и удовлетворение информационных потребностей потребителей образовательных услуг о деятельности школы Это позволит повысить эффективность деятельности образовательного учреждения. [21, стр. 23]

Проведенный анализ понятий и обобщение материалов исследований позволяют дать следующее определение информационной открытости общеобразовательного учреждения. Информационная открытость образовательного учреждения — это способность образовательного учреждения создавать и предоставлять актуальную информацию заинтересованным сторонам (внешним и внутренним пользователям), соответствующую требованиям социального окружения школы, способами, повышающими общую эффективность образовательного процесса.

Информационная открытость образовательных учреждений, как один из факторов общественного участия в управлении образованием и формировании образовательной политики, обеспечивает права потребителей образовательных услуг и является одним из важных факторов обеспечения конкурентоспособности учреждений в условиях нормативного-подушевого финансирования.

В настоящее время образовательным учреждениям предоставляется большая степень самостоятельности и в составлении индивидуальных образовательных программ, и в расходовании финансовых средств, и других аспектах. В условиях самостоятельности информационная открытость школы является ее сильным конкурентным преимуществом, что определяет успех и перспективность. Сегодня школа должна адекватно воспринимать внешнюю оценку, путь, когда учреждение само себе ставит задачи и само оценивает результаты, ведет в тупик. Евгений Бунимович (уполномоченный по правам ребенка в городе Москве) на круглом столе, прошедшем в Общественной палате РФ 15 мая 2013 года, подчеркнул, что из всех новаций в школе приживаются только те, которые востребованы обществом. [41] В современной действительности образовательные учреждения должны понимать, что их деятельность должна быть понятной потребителям образовательных услуг.

Анализ нормативно-правовой базы по информационной открытости образования

Для информирования общественности о деятельности образовательных учреждений следует рассмотреть ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих распространение публичной отчетности.

Термин «Информационная открытость» сегодня можно встретить во многих законодательных актах РФ, таких как Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (редакция от 27.12.2009), Федеральных Законах «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

7 стр., 3288 слов

Инновационная образовательная деятельность в сфере высшего образования

... инновационной деятельности в системе образования. Целью курсовой работы является изучения процесса внедрения инноваций в образовательную деятельность вузов. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1 Анализ инновационного развития образовательной деятельности ... учреждения. Нововведения могут быть локальными, например, только школы или вузы ... который выше охарактеризован как "инновационное"; в то же ...

Все нормативные предписания содержат общие требования к информационной открытости и публичной отчетности, поэтому в рассматриваемых нормативно-правовых документах шаблонно сформулированы требования к публичной отчетности.

Нормативные документы, которые напрямую не связаны с системой образования, но регламентируют работу образовательных учреждений в области работы с информацией и информационной открытости: Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 23.11.2009); Указ Президента РФ от 31.12.1993 №2334 (ред. от 01.09.2000) «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию».

В ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 27.12.2009) ст. 32 п. 4 определяется, что образовательное учреждение должно обеспечить открытость и доступность определенной информации. [11]

С 1 сентября 2013 года вступает в силу закон Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, где существует 2 главы, посвященных «информационной открытости» — это Статья 29. Информационная открытость образовательной организации и Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования.

Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение от 22 ноября 2012 г. № 2148-р), в которой в подпрограмме 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» рассматриваются вопросы информационной открытости образовательных учреждений.

Термин «открытость» используется в качестве правовой нормы во многих законах при формулировании требований к системе управления. Государственные и муниципальные органы управления должны быть открытым для контроля со стороны общества.

Право на информацию было закреплено во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., которое не определяется как самостоятельное право, а считается составной частью права на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19).

[14]

Некоторыми из принципов доступа к информации являются обязанность не только предоставлять информацию, но и распространять документы, имеющие общественный интерес, а также создать открытые и доступные механизмы для получения информации. Эти же принципы должны быть реализованы и в системе образования.

Нормативно-правовые акты, которые регулируют на федеральном уровне распространение публичной отчетности образовательных учреждений:

Федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «Об автономных учреждениях».

Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277.

Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 522 (ред. от 18.05.2009).

Правила опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 №684.

5 стр., 2448 слов

Инновационная деятельность образовательных учреждений

... инноваций: .По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность: цель и содержание образования; технологии, методы, средства организации педагогического процесса; формы организации обучения и воспитания; система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся); образовательная экология. .По ...

Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 №505 (ред. от 15.09.2008).

Письмо Минобрнауки России «Примерное Положение о публичном докладе общеобразовательного учреждения» от 13.11.2006 № МОН-П-2333.

На региональном уровне субъекты РФ самостоятельно разрабатывают нормативно-правовые акты по регламентации публичной отчетности в сфере образования.

1.2 Анализ существующих форм информационного взаимодействия школы с общественностью. Определение проблем в существующей практике

Формы взаимодействия образовательных учреждений с социумом в международной практике

В настоящее время система образования и в нашей стране, и во всем мире является областью общественных интересов, которая представляется как открытая социальная среда, обеспечивающая взаимодействие с общественностью. В данном аспекте интересен международный опыт по информированию общественности о деятельности образовательных учреждений.

Опыт Ирландии

Интересен опыт Ирландии в области проверки школ и информировании общественности о деятельности школ.

Инспекции школ осуществляют специальные организации (Inspection Services Branch) с разрешения Министерства образования, Министерства сельского хозяйства и развития сельских районов, Департамента занятости и обучения, отдела культуры, искусства и досуга, а также Инспекция по уголовному правосудию Северной Ирландии. Одной из целей этих организация является содействие в открытости и прозрачности работы образовательных учреждений. [22]

Доклады инспекций всегда публикуются на сайт Инспекции, и все желающие могут посмотреть электронные копии всех опубликованных отчетов. До 2010 родители получали печатные версии докладов, но с 1 -го января 2010 года отчеты о проверках доступны на сайте Инспекции после даты публикации. Для родителей, не имеющих доступ к компьютеру, в школах созданы механизмы для обеспечения возможности ознакомиться с копией отчета.

Цель проверок школ является содействие улучшению и повышению качества образования, путем проведения внешней экспертизы. Такие проверки, вслед за самооценкой школы, рассматриваются как один из элементов процесса контроля качества образования. Интересен опыт проведения Самооценки школ (SSE) в Ирландии (http://schoolself-evaluation.ie/).

Процесс самооценки важен для повышения качества деятельности образовательного учреждения. Связано это с тем, что самооценка школы при комплексной оценке деятельности образовательного учреждения позволяет учесть результаты работы, которые сама школа определяет для себя как значимые и отличающие ее от других. [28]

В ходе проверок (инспекций) не рассматриваются индивидуальные жалобы от родителей. Для этого существуют Управляющие Советы, которые открыты для родительской общественности. Отчеты о проверках школ передаются Управляющим Советам для принятия решений, а также публикуются на сайте школы.

Опыт Австралии

Интересен австралийский опыт информирования родителей. В Австралии разработан единый сайт для публикации отчетности перед родителями об успеваемости учащихся. Этот сайт содержит информацию почти обо всех австралийских школах. Информация на этом сайте должна ежегодно обновляется и призвана помочь пользователям найти статистическую и контекстную информацию об интересующей школе и сравнить ее с подобными школами по всей стране. Информация с сайта обеспечивает родителей и учащихся информацией о каждой школе: миссия, ресурсы, финансовой информации школы, расписание, квалификация учителей, достижения учеников. Сравнения школ служит стимулом для школ в повышении качества образования. [23, 24]

5 стр., 2423 слов

Инновационное управление деятельностью образовательного учреждения ...

... инновационного образования . В Программе прописан ряд конкретных мероприятий, направленных на решение задач, целевые индикаторы, ожидаемые результаты по ее реализации. осознание, 3. Инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях интеграции образовательных учреждений ...

В Австралии родители и члены сообщества играют активную роль в воспитании своих детей. Для информирования родителей и общественности о своей деятельности школы используют различные формальные и неформальные возможности.

Все школы обязаны предоставлять родителям письменный отчет об успехах детей дважды в год.

Все школы должны публиковать минимальный набор информации для родителей и общественности, который должен быть доступен на веб-сайте школы. Такие отчеты включают в себя следующую информацию: особенности учебных программ, внеклассные мероприятия, приоритеты развития персонала, социальный климат в школе, стратегии, используемые для вовлечения родителей в образовании своих детей, средние баллы по школе по чтению, письму, счету за с 3, 5 и 7 классы, и сравнение с предыдущем годом.

Формы представления информации:

  • бюллетени — регулярные информационные бюллетени для информирования родителей, педагогов и членов сообщества о школьных мероприятиях, событиях и инициативах;
  • письма — школы используют письма для передачи информации о конкретных вопросах, касающихся учащихся, которые отправляют домой с учеником;
  • родительские вечера — часто школы проводят такие вечера в начале года, чтобы обсудить программы с родителями.

Для информирования родителей и общественности о деятельности школы широко используются социальные сети Facebook, Twitter, YouTube и др. В школах практикуется ежемесячный электронный бюллетень с акцентом на текущие и предстоящие новости, события, образовательные программы для родителей учащихся школ (Участие родителей http://education.qld.gov.au/schools/about/parents.html ).

Опыт США

Интересен опыт вовлечения родителей в управление школой и информирования общественности в штате Нью-Мексико (США).

Во всех государственных школах созданы консультативные советы, целью которых является оказывать помощь директору школы в принятия управленческих решений путем вовлечения родителей в образовании своих детей. В такие школьные советы входят сотрудники школы, родители и члены сообщества, в том числе и бизнес-сообщества. Директор школы может выступать в качестве председателя. Задачами школьного совета являются:

совместная работа с директором по формированию стратегии развития школы, касающейся учебных вопросов, учебных программ, расходование бюджета,

а также информирование всех заинтересованных сторон о деятельности школы.

Одна из целей сотрудничества школы с сообществом является поддержка мероприятий по повышению связи между школой, семьей и обществом.

В США информированию родителей о деятельности школы уделяется большое внимание. Одним из требований к предоставлению информации для родителей является «читабельность» текстов, т.е. тексты для родительской общественности пишутся доступным языком без использования профессиональных терминов. Кроме того информацию для родителей переводят на несколько языков, для чего администрация школьных округов (школ) должна определить, на каких языках говорят родители в данном округе и подготовить уведомления на этих языках.

Особое внимание уделяется обеспечению того, чтобы уведомление достигло своей цели (Ensuring that the notice reaches its target), т.е. особое внимание уделяется обратной связи с родителями (Double-checking: Getting feedback from parents).

Для этого создаются специальные каналы: форумы на сайтах школ и школьных округов, горячи линии, проводятся регулярные встречи с родителями и общественностью и др. (Министерство образования США http://www2.ed.gov).

Департамент образования приглашает общественность к совместной работе по обсуждению вопросов, связанных с образованием, с помощью различных сервисов интернет. Это пример целенаправленной обратной связи. Все отзывы, комментарии, предложения собираются, анализируются и «попадают» в будущие проекты. Разработчики сайтов стараются использовать такие инструменты, которые доступны в использовании (не нужны дополнительные инструкции и специальные знания) учителям, родителям, учащимся, широкой общественности.

Изучение международного опыта показывает, что во многих странах накоплен большой опыт в информировании общественности о деятельности образовательных учреждений, основные принципы которого — это разнообразные формы информирования под разные группы и задачи.

Изучив опыт различных стран (Ирландия, Австралия, США) в области информационной открытости образовательных учреждений можно резюмировать:

Информирование потребителей образовательных услуг (в первую очередь родителей) является обязательным на уровне страны, зафиксированным законодательно, следствием чего является множество форм информационного взаимодействия школы с общественностью. Самыми распространенными формами информирования общественности о деятельности образовательных учреждений являются отчёты по итогам проведения школой процедуры самообследования, отчеты по итогам проведения инспекций школ, доклады школьных советов.

Информация представляется в различных формах (бюллетени, письма, публикации на сайте школы, форумы, «горячие» линии с руководителями образовательных организаций, очные встречи с родителями), каждая из которых имеет свою цель.

Для информирования и общественности о деятельности школы используются сайты школ, социальные сети.

Государственно-общественное управление как форма информационного взаимодействия школы с общественностью

Сегодня перед образованием ставятся новые задачи, которые меняют и содержание, и формы. В сфере образования складываются новые институты гражданского общества.

В системе образования проходит множество различных проектов, направленных на повышение качества образования, это комплексный проект модернизации образования, и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», и государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Благодаря этим программам сегодня в большинстве общеобразовательных учреждений созданы Управляющие советы, школы ежегодно представляют общественности публичные доклады — все это должно обеспечивать открытость и прозрачность системы образования. [25]

Одной из задач создания Государственно-общественного управления образованием (ГОУ) является внедрение новых форм управления на уровне школы, а также участие в формировании образовательной политики школы. Еще одна немаловажная задача системы ГОУ — это информационное взаимодействие школы с общественностью. [26] Саенко Т.В. указывает, что внедрение ГОУ в образовательных учреждениях способствует развитию институтов общественного участия в образовательной деятельности как важного условия открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования. [39] Кускова Е.Н. отмечает, что сущность ГОУ в современном образовании предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом для решения различных вопросов образования, которое основано на возможности ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принимать управленческие решения, создавать здоровую социальную среду для учащихся. [44]

ГОУ представляет собой систему, которая базируется на добровольном принятии государством и обществом определенных обязательств в управлении образованием. Одной из основных задач ГОУ является взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью влиять на образовательную политику и принятие управленческих решений. Как говорит В.И. Гусаров, ГОУ образованием является одной из основ российской государственности. [40]

ГОУ образованием развивается на основе принципов, предполагающих открытость и демократичность, взаимодействие и согласованность, участие и соуправление. [44] ГОУ образованием рассматривается многими авторами как совокупность всех субъектов образовательного процесса, их органов самоуправления и органов государственного управления образованием, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов ГОУ образование, процедур и механизмов их взаимодействия. [39] Одной из задач ГОУ является разумное сочетание общественных и государственных интересов человека, социума и властей, когда они должны формироваться в диалоге между всеми заказчиками и потребителями результатов образования.

Информационная открытость представляется как один из инструментов активизации общественного участия в управлении школой. Информационная открытость способна обеспечить баланс между взаимоответственностью и взаимообязанностями при условии общественного присутствия и контроля. В связи с этим можно сказать, что ГОУ является одной из форм информационного взаимодействия школы с общественностью. Тогда вопрос о соотношении ответственности школы и общественности за результаты образования, удовлетворение образовательных потребностей общества распределяется равномерно.

Инструменты, обеспечивающие информационную открытость: публичный доклад школы, сайт школы, самообследование

Информационная открытость школы «работает» на укрепление связей образовательного учреждения с родителями, партнерами, профессиональным сообществом, социумом. Одной из задач информационной открытости школы является представления доступной, достоверной информации об учреждении всем заинтересованным потребителям разными способами. Информационная открытость способна обеспечить престиж и рекламу образовательному учреждению, что позволит решить задачи по привлечение контингента, установление партнерских отношений, привлечение дополнительных ресурсов (материальных, культурных и иных).

[43]

Публичный доклад

Одним из инструментов по реализации информационной открытости школы является ее публичный доклад. Публичный доклад образовательного учреждения представляет собой инструмент обеспечения информационной открытости и прозрачности государственного или муниципального образовательного учреждения, форма широкого информирования общественности, прежде всего родительской, об образовательной деятельности школы, об основных результатах и проблемах его функционирования и развития в отчетный период. [32]

Не смотря на то, что публичные доклады в образовательных учреждениях перестали быть чем-то необычным, до сих пор можно встретить другие формы отчетности школы, но не сам доклад. Этот факт можно объяснить тем, что для школы это достаточно новый вид деятельности, и не сформирован опыта подготовки докладов для общественности. Также образовательные учреждения воспринимают публичный доклад как дополнительную форму отчётности «для галочки». [33]

В условиях конкуренции у школ появляется все больше стимулов для использования публичного доклада как инструмента информирования потребителей образовательных услуг, формирование имиджа школы и повышения доверия к качеству предоставляемого образования. [45]

На сегодняшний день опубликовано много пособий, рекомендаций, инструкций по написанию публичных докладов школ. [33 — 38] Но до сих пор не решена задача использования публичного доклада как инструмента обратной связи между школой и общественностью, хотя все понимают, что публичный доклад школы должен выступать основой диалога о процессах, происходящих в системе образования, между школой и социумом.

Сайт школы

В настоящее время, не редко все участники образовательного процесса находятся в условиях дефицита информации о реальной жизни образовательного учреждения. Это информация об организации образовательного процесса, о педагогическом коллективе, о качестве образования учащихся, об организации взаимодействия с родителями и социальными партнерами, об организации детского самоуправления и общественного управления и др. В данном аспекте школьный сайт является инструментом для взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, и является инструментом, обеспечивающим информационную открытость образовательного учреждения. [30]

С внедрением комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» все образовательные учреждения должны были иметь свои сайты. Были разработаны примерные положения о школьном сайте, где говорится, что сайт является одним из инструментов обеспечения учебной и внеучебной деятельности школы и является публичным органом информации, доступ к которому открыт всем желающим. [32]

Школьный сайт является важным элементом информационной открытости школы и позволяет решать целый ряд задач: взаимодействие с социумом и позиционирование на рынке образовательных услуг, решение организационно-управленческих проблем, взаимодействие всех участников образовательного процесса и др.

При создании своего сайта школа должна ориентироваться на пользователей, до кого нужно донести информацию и на чей отклик она рассчитывает. Потенциальными посетителями сайта являются родители, ученики, учителя, управленцы и партнеры школы.

С 1 января 2011 года наличие официального сайта образовательного учреждения является обязательным. Согласно Федеральному закону № 293 от 08.11.2010 к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет. [31] Этот закон определяет минимальный набор требований к содержанию сайта.

В ФЗ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, который вступает в силу с 1 сентября 2013 года, в статье 29 «Информационная открытость образовательной организации» говорится, что «Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети “Интернет”». [44]

Самообследование школ

Самообследование школы можно рассматривать как один из инструментов, способных обеспечить информационную открытость, поскольку эти результаты могут использоваться и в публичном докладе школы, и в отчетах перед районным, городским, областным управлениями образования, при лицензировании и аккредитации. С вступлением в силу Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 [44], отчеты о результатах самообследования должны будут публиковаться на сайте образовательной организации (ст. 29), включая результаты внутренней оценки качества образования в образовательном учреждении.

Положительными моментами использования такого инструмента является учет мнений всего коллектива школы и постоянство его использования. Но существуют и недостатки, такие как «фальсификация» результатов и данных с целью демонстрации более высоких показателей. Как говорит Майкл Барбер «При проведении самооценки школа, как лицо заинтересованное, всегда может немного подкорректировать сомнительный результат в свою пользу. Кроме того, всегда есть вероятность того, что какая-либо методика или практика, которую нахваливают сотрудники школы, представляется им столь замечательной лишь ввиду незнания ими более передового опыта, применяемого другими». [27]

В настоящее время вполне достаточно инструментов, обеспечивающих информационную открытость школе, но они не должны быть самоцелью школы. Для того, чтобы родители и партнеры школы имели реальную возможность влиять на принятие управленческих решений на основе публикуемой информации, нужно обеспечить обратную связь.

В выводах по первой главе можно отметить, что одним из условий успешного функционирования образовательного учреждения в современных условиях является его информационная открытость для общественности, установление партнерских отношений с родителями, государством, бизнес-сообществом, которые выступают заказчиками образовательных услуг. Они же определяют совокупный социальный заказ, который преобразуется в требования к образовательному процессу.

В настоящее время усложняются потребности социальной среды и образовательных учреждений в обеспечении информацией о деятельности образовательных учреждений. Можно наблюдать рост многообразия и дифференциации образовательных запросов со стороны социума: учащихся, родителей, педагогов, партнеров школы. Для удовлетворения этих запросов должен работать принцип открытости влияниям внешней среде, который бы предусматривал учет индивидуальных особенностей социального заказа на образовательные услуги. Этот принцип будет работать, если обеспечивается участие общественности в деятельности образовательного учреждения, проводятся открытые публичные обсуждения и принятия решений.

В первой главе рассмотрены различные подходы к понятию «информационная открытость образовательного учреждения», проведен анализ нормативно-правовой базы по информационной открытости образования, на основе анализа международного опыта определены основные формы взаимодействия образовательных учреждений с социумом. Проведенный анализ литературы позволяет сделать вывод, что информационная открытость образовательного учреждения — это способность образовательного учреждения создавать и предоставлять актуальную информацию потребителям информации о деятельности школы.

Информационная открытость образовательного учреждения способна обеспечить развитие образовательному учреждению и стать одним из факторов конкурентного преимущества при получении информации из внешней среды. При этом следует использовать такие инструменты и процедуры взаимодействия школы, при которых обеспечена обратная связь, т.е. учитываются интересы социума в получении образовательных услуг, а также возможность участия в принятии управленческих решений, возможности влиять на образовательную политику хотя бы в определенной образовательной организации.

Одним из инструментов обеспечения информационной открытости школы является государственно-общественное управление на уровне школы. Изучив теоретические аспекты государственно-общественного управления можно сделать вывод, о том, что государственно-общественное управление имеет доступ к принятию важных и ответственных управленческих решений, учитывая интересы потребителей информации о деятельности школы.

В своей деятельности школа применяет наряду с традиционными формами информирования общественности, такими как родительские собрания, консультации, открытые уроки, и др., использует сравнительно новые инструменты и процедуры, обеспечивающие информационную открытость, как государственно-общественное управление, публичный доклад школы, сайт школы, результаты самообследования.

Проведенные исследования позволяют сделать вводы о том, что среди разнообразия форм информирования социума о деятельности образовательных учреждений, наиболее продуктивным для деятельности школы станут те, при которых налажена обратная связь.

В настоящее время более всего этому условию соответствуют очные встречи с общественностью, в том числе, и собрания управляющих советов, и сайты школ, где размещаются публичные публичный доклады и отчеты о проведении самообследования.

Таким образом, в работе показано, что информационная открытость образовательного учреждения способна обеспечить развитие школы и стать одним из факторов конкурентного преимущества, если в деятельности образовательного учреждения используются такие инструменты и процедуры взаимодействия школы, при которых налажена обратная связь.

2. Проектирование системы информационного взаимодействия образовательного учреждения с общественностью, обеспечивающей открытость ОУ

2.1 Потребители информации об образовательном учреждении, их информационные запросы

В настоящее время ориентация на потребителя является одним из ключевых принципов развития образовательного учреждения, поскольку возрастает конкуренции между школами, ужесточаются требования со стороны потребителей к качеству образовательных услуг.

Ориентация на потребителей образовательных услуг требует создания системы устойчивого взаимодействия школы с социумом. Изучение потребителей образовательных услуг, их потребностей и ожиданий позволят образовательному учреждению устанавливать, выстраивать и развивать эффективные отношения с ними. Это позволит школе повысить конкурентоспособность на рынках образовательных услуг. Образовательные учреждение, в условиях ухудшения демографической ситуации в стране и роста конкуренции, должны определять имеющихся и потенциальных потребителей предоставляемых школой услуг. [42]

Для изучения обозначенной темы был проведен анкетный опрос участников образовательного процесса (Потребители информации о деятельности Образовательного Учреждения http://goo.gl/SiguAL), с целью уточнить потребителей информации о деятельности ОУ, их информационные запросы, способы получения информации.

Ключевой вопрос для анализа: Кто является потребителем информации о деятельности образовательного учреждения, и каковы их информационные запросы? (Рисунок 1. Потребители информации о деятельности ОУ)

Исследование проводилось путем анкетного опроса родителей, директоров и учителей школ, методистов и преподавателей регионального института повышения квалификации, городского методического центра, (приняло участие 124 человека из г. Саратова и Саратовской области), которым предлагалось ответить на вопросы, касающиеся определения адресатов информирования со стороны школы, формы информирования, используемые образовательным учреждением, поиска необходимой информации об ОУ и удобство поиска этой информации.

Рисунок 1. Потребители информации о деятельности ОУ

Каковы их информационные запросы:

Родители: условия приема в школу, информацию про учителей (квалификация), полезную информацию к сдаче ГИА и ЕГЭ, дополнительные услуги школы (информация о дополнительных занятиях — кружки, секции), оснащенность, успешность детей, домашние задания посещаемость школы

Ученики: расписание и информацию об отмене уроков, новостные события школы, домашние задания.

Учителя: достижения школы, расписание уроков, новости школьной жизни.

Управление образованием: соответствие документации, выложенной на сайте законам, лицензии.

Администрация школы контролирует учителей, чтобы «писали» на форуме.

Партнеры: ссылки на сайты партнеров (другие школы, сайты дома творчества, спортивную школу), достижения учеников по направлениям дополнительного образования.

Для определения способов информирования общественности и внешних партнёров школы было проведено экспертное интервью (Приложение 1. Экспертное интервью с директорами школ г. Саратова и Саратовской области) с представителями управления (директора и заместители директоров по информатизации/ ИКТ) нескольких образовательных учреждений Саратовской области. Выбор экспертов был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, все они длительное время руководят образовательными учреждениями (директора).

Во-вторых, это специалисты, занимающиеся вопросами информатизации и коммуникационных технологий в своих образовательных учреждениях (заместители директоров по информатизации/ ИКТ, прошедшие обучение по программе профессиональной переподготовке «Организация информатизации образования»).

В-третьих, все образовательные учреждения являются региональными экспериментальными площадками по модернизации региональной системы общего образования.

Вопросы для экспертного интервью:

Какие способы информирования общественности и внешних партнёров школы используются в Вашей школе?

Как учитываются информационные запросы потребителей информации о деятельности школы?

Что необходимо изменить в информировании общественности?

Какие инструменты взаимодействия школы и общественности, способные обеспечить обратную связь, представляются наиболее перспективными?

Обсуждение с экспертами об информационной открытости и взаимодействии школы с общественностью позволяет констатировать, что наиболее четко обозначенной является общая направленность изменений в школах и их «заточенность» на людей, на поддержку детей, родителей, педагогов. Образовательные учреждения стремятся построить взаимодействие (диалог) с общественностью и партнерами школы, построить школу как открытое образовательное пространство. Поэтому школы ориентированы на объединение, сотрудничество со всеми субъектами образовательной практики.

Эксперты отмечают, что родители стали чаще обращаться к сайту школы, но все же преобладающим источником информации остаются традиционные источники: непосредственные контакты с учителями и администрацией учебного заведения (личные встречи с учителями, родительские и школьные собрания).

Информацию о результатах обучения своих детей многие родители получают через смс-оповещения, используя систему электронного дневника. Ряд экспертов отметил, что для взаимодействия администрации с коллективом школы также используется система смс-оповещения, а также корпоративная электронная почта (школы г. Саратова).

Эксперты из муниципальных центров и сельских школ отмечают, что для взаимодействия педагогического коллектива используются различные сервисы Интернет: инструменты google, сетевые сообщества, региональная Вики (СарВики http://wiki.saripkro.ru), которые позволяют «выйти за рамки школьного, районного круга общения, делая нас открытыми».

Особенностью является то, что по инициативе школьных коллективов используются различные инструменты взаимодействия школы и общественности, при этом ясно, что условием такого разнообразия является особенность географического положения (областной центр, муниципальный центр, село).

Речь идет о влиянии детей, педагогов, родителей на практику информирования о деятельности образовательного учреждения. По материалам экспертного опроса, можно сделать вывод о том, что образовательные учреждения разными способами вовлекают родителей, учащихся, педагогов, социальных партнеров принимать активное участие в жизни школы. При этом эксперты указывают, что родители готовы участвовать в жизни школы, если это касается его ребенка (в большей степени актуально для городских школ), а также то, что родительская общественность во взаимодействии со школой подчеркивает свою социальную миссию. В основном родителей интересует информация о результатах обучения своих детей, безопасности образовательной среды школы.

Многие эксперты указывают на проблемы, препятствующие созданию в полной мере информационно открытой школы. (Таблица 1 Основные факторы, препятствующие информированию общественности).

Таблица 1. Основные факторы, препятствующие информированию общественности

Субъективные факторы (эксперты не подтверждают эти данные фактами, а преподносят их в форме предположений)

Объективные факторы

не все данные, интересующие родителей и общественность, собираются школой;

  • общественность не всегда заинтересована в знакомстве с представляемой информацией;
  • представители общественности не верят в то, что могут влиять жизнь школы;
  • декларируемая ориентация образовательной политики школы на информационную открытость не соответствует реально проводимой.

проблема доступа к информации;

  • информационная «безграмотность» и отсутствие у родителей знаний, необходимых для влияния на жизнь школы (сельские школы).

Анализ взаимодействия образовательных учреждений с потребителями информации о деятельности школы показал разнообразие сложившихся линий взаимодействия, при этом речь идет не только о разнообразии форм взаимодействия, но и разнообразии функций такого взаимодействия.

Все эксперты отметили, что для включения общественности в обсуждение школьных проблем необходим мощный информационный поток со стороны школы. Эксперты указывают, что информацию обо всех направлениях деятельности школы следует распространять, используя разные возможности: традиционные (родительские собрания, школьный сайт, местные СМИ), новые способы информирования (проводить дни открытых дверей школы, выпускать печатную продукцию — буклеты, брошюры и др.).

Эксперты отметили тот факт, что организация информирования общественности требует адаптации педагогического коллектива к новым формам работы («учителя зачастую не могут доходчиво рассказать о деятельности школы» — указывает один из экспертов), поскольку от участия каждого и всех зависит успешность деятельности всего образовательного учреждений. Некоторые педагоги осторожно относятся к включению посторонних людей в педагогический процесс. Решение этой проблемы эксперты видят в проведении тренингов для педагогических кадров, направленных на освоение коммуникативных навыков и эффективного общения.

Несколько директоров школ областного центра указали, что родители часто предъявляют различные претензии школе на основе слухов, при этом все вопросы решаются в положительную сторону, когда происходит непосредственное общение родителей с представителями образовательного учреждения. Из чего делаем вывод, что своевременное донесение достоверной, актуальной информации до родительской общественности снимает многие негативные моменты в общении с социумом.

Многие эксперты отметили, что учитывают пожелания родителей при планировании работы школы. Если какие-то вопросы носят массовый характер, то подобные обращения оформляются в виде протокола общешкольного родительского собрания. Затем председатель общешкольного родительского комитета обращается к директору с просьбой учесть пожелания родительской общественности при планировании работы школы. Заместитель директора одной из школ муниципального центра рассказала об интересном опыте переговорных площадок. Эти площадки школа рассматривает как инструмент для расширения общественного участия в управлении школой, пока правда инициатором переговоров выступает администрация школы и Управляющий совет.