Организация бухгалтерского учета в ООО «Транспортная компания «Сиблайн»

№ п/п

Марка автотранспорта

Кол-во мест

Гос. номер

1

Kia Granbird

45

АС 484 70

2

Kia Granbird

45

Е 477 ЕХ 70

3

Kia Granbird

45

CC 282 70

4

Kia Granbird

45

Е 336 УТ 70

5

Temsa Opalin

32

Е 123 МВ 70

6

Temsa Safari

53

Е 220 МВ 70

7

King Long 6127

47

Е 072 ОЕ 70

8

Zhong Tong

53

Е 202 ТН 70

9

Zhong Tong

53

Е 400 УЕ 70

10

Fiat Ducatо FST 523

16

Е 767 УТ 70

11

Fiat Ducatо FST 613

16

К 598 КС 70

12

Mercedes Benz 22360C

20

К 599 КС 70

13

Iveco 22227 UR

20

Е 300 УЕ 70

14

Газ 32212

12

К 580 ЕН 70

15

Газ 3302332

4

К 546 ЕН 70

16

Газ 27527

6

К 600 ЕН 70

17

Паз 32053

21

Е 504 РХ 70

По данным таблицы на предприятии имеется следующие автотранспортные средства: 4 автобуса марки Kia Granbird, автобусы Temsa Opalin и Safari, King Long 6127, по 2 автобуса: Zhong Tong и Fiat Ducatо FST, двадцатиместные Mercedes Benz 22360C и Iveco 22227 UR, а также Газ 32212, 3302332, 27527 и Паз 32053, рассчитанный на 21 пассажирское место. Общая стоимость автотранспортного оборудования на конец 2013 года составила 64800 тыс. руб.

Парк подвижного состава постоянно обновляется, а за годы существования компании создана материальная база, позволяющая оперативно и в кратчайшие сроки решать любые вопросы технического характера, связанные с ремонтом и обслуживание автобусов.

бухгалтерский учет кредитор дебитор

Рисунок 1 — Организационная структура ООО «Транспортная компания «Сиблайн»

Генеральный директор ООО «Транспортная компания «Сиблайн» осуществляет руководство работой предприятия. В его ведении находятся все организационные вопросы, включая кадровые перестановки, ведет переговоры с государственными органами и инстанциями, решает все финансовые вопросы, связанные с постоянной работой предприятия, а финансовые и организационные вопросы, касающиеся использования части прибыли и направлений развития предприятия решаются совместно с учредителями фирмы.

Бухгалтерия осуществляет бухгалтерский учет в соответствии с законодательством. В рамках бизнес-процесса по выполнению заказа бухгалтерия производит проверку расчета стоимости для заказа, осуществляет контроль за оплатой услуг по договору, занимается подписанием актов на выполнение услуг по договору.

Коммерческий директор предприятия осуществляет планирование показателей деятельности предприятия, производит расчет стоимости перевозок для предприятия, анализирует соответствие фактических и плановых показателей. Водители в рамках бизнес-процесса по выполнению заказов осуществляют перевозку грузов, занимаясь выполнением работ по договору. Диспетчер осуществляет связь с клиентами. Принимает заказы на грузоперевозки. Осуществляет все необходимые контакты с клиентами, которые не входят в компетенцию обслуживающего персонала.

В рамках бизнес процесса по выполнению заказов диспетчер осуществляет прием заказов и передает их в обработку.

Заместитель директора по перевозкам занимается решением всех технических вопросов, связанных с производством и оказанием услуг на предприятии: контроль за исполнением планов по оказанию услуг, вносит предложения о техническом перевооружении предприятия.

Существовавшая организационно-управленческая структура ООО «Транспортная компания «Сиблайн» являлась линейно — функциональной по принципу своего построения и сильно централизованной. При такой структуре управления производством каждое подразделение выполняет четко определенные функции в общей цепочке производственного процесса. По сути, это — конвейер, и каждое подразделение четко знает свою роль в функционировании этого конвейера: директор разрабатывает, управляющие внедряют, и т.д. Подобная структура является оптимальной для:

компаний малого и среднего размера;

для предприятий с ограниченной номенклатурой продукции.

На сегодняшний день была проделана огромная работа по совершенствованию структуры управления, но при этом недостатки все же имеют место.

Таблица 2 — Численность персонала ООО «Транспортная компания «Сиблайн»

Наименование подразделение

Существующая численность персонала, чел.

Генеральный директор

1

Коммерческий директор

1

Заместитель директора по перевозкам

1

Главный бухгалтер

1

Заместитель главного бухгалтера

1

Бухгалтер

4

Кассир

1

Начальник отдела кадров

1

Юрист

1

Диспетчер

1

Водители

20

Технический персонал

10

Итого

43человека

В настоящее время в ООО «Транспортная компания «Сиблайн» работают 43 человека.

1) Транспортные услуги

доставка по маршруту «Томск — Горный Алтай — Томск».

заказ автобуса для экскурсии в Новосибирский Зоопарк, ТЦ МЕГА (ИКЕА) г. Новосибирск;

пассажирские перевозки компаний и организаций для обслуживания конференций, семинаров, выставок, корпоративных, деловых и праздничных мероприятий;

2) Доставка вахтовых бригад до месторождений и вертолетных площадок;

3) Аренда машин и оборудования

предоставление транспорта для поездок за город, на дачу, туристическую базу или иное место отдыха;

аренда автобуса;

4) Трансферы (аэропорт, вокзал) и т.д.;

5) Деятельность по организации диспетчерской службы.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Темп роста, %

12/11

13/12

Выручка от реализации работ и услуг, тыс. руб.

131470

136083

126067

3,5

-7,4

Себестоимость реализованных работ и услуг, тыс. руб.

126590

135931

123394

7,4

-9,2

Валовая прибыль, тыс. руб.

4880

152

2673

-96,9

1658,6

Коммерческие расходы, тыс. руб.

25

0

0

-100

Прибыль от продаж, тыс. руб.

4855

152

2673

-96,9

1658,6

Чистая прибыль, тыс. руб.

1756

-1261

679

-171,8

-46,2

Затраты на 1 рубль выручки от продажи, коп.

96,31

99,9

97,88

3,7

-2,0

Рентабельность продаж, %

3,8

0,11

2,17

-97,1

1872,7

Анализ динамики финансовых показателей ООО «Транспортная компания «Сиблайн» за период с 2011-2013 годы показал, что выручка от реализации работ и услуг ООО «Транспортная компания «Сиблайн» снизилась на сумму 5403 тыс. руб., темп роста данного показателя составил 3,5% в 2012 году и — 7,4 % в 2013 году. Рост объемов работ привел к увеличению таких затрат как сырье и материалы, заработная плата водителей, что в свою очередь отразилось на величине себестоимости продукции увеличив ее в 2012 году на 9341,0 тыс. руб. или 7,4%.

Поскольку темпы роста себестоимости реализованных работ и услуг растут более быстрыми темпами чем выручка от ее реализации, уровень затрат на 1 рубль выручки в 2012 году резко увеличился на 3,59 коп. Данное изменение привело к существенному снижению размера прибыли от продаж на 4703,0 тыс. руб. или 96,9%. При этом чистая прибыль сократилась на 171,8%. Об ухудшении деятельности ООО «Транспортная компания «Сиблайн» свидетельствует также показатель рентабельности продаж, значение которого составило 0,11% в 2012 году против 3,8% в 2011 году.

Улучшения финансовых показателей произошли в 2013 году, по сравнению с 2012 годом. Убыток в размере 1261 тыс. руб., понесенный предприятием в 2012 году, сменился прибылью, размер которой составил 679 тыс. руб.

Наглядно динамика основных финансовых показателей предприятия ООО «Транспортная компания «Сиблайн» за период с 2011-2013 годы представлена на рисунке 3.

Из рисунка 3 наглядно видно, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом выручка от реализации работ и услуг увеличилась на 3,5%, что явилось результатом не только увеличения объемов работ, но и повышением тарифов на услуги предприятия.

Рисунок 3 — Динамика финансовых показателей ООО «Транспортная компания «Сиблайн» за 2011-2013 годы

В таблице 3 будет представлена динамика состава и структуры баланса ООО «Транспортная компания «Сиблайн».

Таблица 3 — Динамика состава и структуры баланса ООО «Транспортная компания «Сиблайн» за 2011 — 2013 годы

Актив

Сумма тыс. руб.

Отклонение 2012/2013

Доля актива, %

2011

2012

2013

(+; — )

%

2012

2013

АКТИВ

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Основные средства

46950

47100

65100

18000

38,2

74,34

78,04

Незавершенное строительство

253

253

0,3

ИТОГО по разделу I

46950

47100

65353

18253

38,8

74,34

78,34

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

1385

1480

1853

373

25,2

2,32

2,22

В том числе:

Сырье и материалы

1028

1049

1320

271

25,8

1,65

1,58

НДС по приобретенным ценностям

286

291

129

-162

-55,7

0,46

0,16

Дебиторская задолженность (платежи в течение 12 месяцев)

14528

14535

15663

1128

7,8

22,56

18,78

Денежные средства

124

78

291

213

273,1

0,12

0,35

Прочие оборотные активы

127

127

127

0

0

0, 20

0,15

ИТОГО по разделу II

16450

16511

18064

1553

9,4

25,66

21,66

БАЛАНС

63400

63611

83417

19806

31,1

100,0

100,0

ПАССИВ

Уставный капитал

10

10

10

0

0

0,02

0,01

Нераспределенная прибыль (убыток)

2239

2359

2996

637

27

3,7

3,59

ИТОГО по III разделу

2239

2369

3006

637

26,9

3,7

3,6

IV. Долгосрочные обязательства

42441

42417

58591

16174

38,1

66,68

70,23

ИТОГО по IVразделу

42441

42417

58591

16174

38,1

66,68

70,23

V. Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты

Кредиторская задолженность

в том числе:

поставщики и подрядчики

задолженность перед персоналом организации

задолженность перед гос. внебюджетными фондами

задолженность по налогам и сборам

прочие кредиторы

Резервы предстоящих расходов

18720

10825

1247

515

3114

1871

18825

11528

1399

692

3157

2050

18767

12716

2725

745

1415

1166

3053

-58

1188

1326

53

1742

884

3053

-0,3

10,3

94,8

7,6

55,2

43,1

29,62

18,12

2,2

1,1

4,96

3,22

22,50

15,24

3,27

0,89

1,70

1,4

3,7

ИТОГО по Vразделу

18720

18825

21820

2995

15,9

29,62

26,17

БАЛАНС

63400

63611

83417

19806

31,1

100,0

100,0

Как видно из таблицы имущество ООО «Транспортная компания «Сиблайн» в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилось на сумму 19806 тыс. руб. или 31,1%. Это произошло главным образом за счет увеличения величины внеоборотных активов, в частности основных средств, которые выросли с 2011 года 2012 года на 18000 тыс. руб.

Анализ пассива баланса предприятия показал, что имущество ООО «Транспортная компания «Сиблайн» на протяжении анализируемого периода сформировано в основном (более чем на 70,23%) за счет заемного капитала, а именно долгосрочных обязательств.

Динамику состава и структуры актива баланса предприятия ООО «Транспортная компания «Сиблайн» представим в виде рисунка 4.

Рисунок 4 — Динамика состава и структуры имущества ООО «Транспортная компания «Сиблайн» за 2011-2013 годы

Рисунок 4 показывает, что имущество ООО «Транспортная компания «Сиблайн» ежегодно увеличивается. Так за три года рост имущества предприятия составил 1553 тыс. руб. Это произошло главным образом за счет увеличения тарифов за услуги предприятия. На протяжении анализируемого периода в составе имущества предприятия наибольший удельный вес приходится на внеоборотные активы, а именно основные средства, доля которых в 2013 году составляет 78 %.

Далее на рисунке 5 наглядно представлена динамика состава и структуры пассива ООО «Транспортная компания «Сиблайн».

Рисунок 5 — Динамика состава и структуры источников формирования имущества ООО «Транспортная компания «Сиблайн» за 2011-2013 годы

Как видно из рисунка имущество ООО «Транспортная компания «Сиблайн» на протяжении 2011-2013 годов в основном формируется в основном за счет долгосрочных обязательств, доля которых колеблется от 66% в 2012 году до 70% в 2013 году, то есть абсолютная величина краткосрочных обязательств увеличилась на 16174 тыс. руб. Увеличение доли заемного капитала в свою очередь негативно сказывается на финансовом состоянии предприятия, ухудшая ее финансовую устойчивость.

На основе данных бухгалтерской отчетности для ООО «Транспортная компания «Сиблайн» рассчитаем показатели рентабельности за период с 2011-2013 годы.

Таблица 4 — Показатели рентабельности ООО «Транспортная компания «Сиблайн» за 2011-2013 годы покажи изменения

Показатели

Расчет

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Рентабельность продаж, %

Rрп = Прп / ВЧ100%

Где Прп — прибыль от продаж;

  • В — выручка от оказанных услуг.

3,84

0,11

2,17

Рентабельность капитала, %

RОА = ЧП / БЧ100%

Где ЧП — чистая прибыль предприятия;

  • Б — валюта или итог баланса.

8,4

-5,9

2,7

Рентабельность собственного капитала, %

Rск = ЧП / СКЧ100%

Где СК — собственный капитал предприятия.

48,4

-53,4

22,6

Анализ показателей рентабельности на предприятии ООО «Транспортная компания «Сиблайн» показал, что фактическое значение анализируемого показателя на протяжении пяти лет колеблется с 3,84 % в 2011 году до 2,17% в 2013 году. Наиболее оптимальное значение данного показателя приходится на 2011 год. Увеличение показателя к 2013 году до 2,17% свидетельствует о резком снижении роста затрат на продукцию и услуги при росте цен, то есть об увеличении спроса на продукцию. Снижение рентабельности капитала в 2012 году по сравнению с 2011 годом свидетельствует о снижении эффективной деятельности автотранспортного предприятия.

Рисунок 6 — Динамика значений рентабельности ООО «Транспортная компания «Сиблайн» за 2011-2013 годы

На рисунке наглядно видно, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом рассматриваемые показатели значительно снижаются, что в свою очередь свидетельствует об убыточности вложений в основное производство и неэффективном использовании активов предприятия. Рентабельность собственного капитала в 2013 году по сравнению с 2012 годом имеет положительную динамику, что говорит о повышении единиц прибыли приходящейся на единицу собственного капитала. Наибольшее увеличение значений рентабельности наблюдается в 2011 году.

Таблица 5 — Состав и структура основных средств в 2013 г.

На начало периода

На конец периода

Отклонение (+,-)

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Здания

Сооружения

Машины и оборудован.

150

0,32

263

0,40

113

1,88

Транспортные средства

46921

99,67

64800

99,59

17879

38

Инвентарь и прочие ОС

29

0,01

37

0,01

8

0,15

Итого:

47100

100,0

65100

100,0

-430

Анализ данных таблицы показал, что на начало 2013 года стоимость основных средств предприятия составляла 47100 тыс. руб., 99,67 % из них приходится на транспортные средства. Стоимость транспортных средств ООО «Транспортная компания «Сиблайн» на начало 2013 года составляла 46921 тыс. руб.

На конец 2013 года стоимость основных фондов ООО «Транспортная компания «Сиблайн» составила 65100 тыс. руб., из них 99,59% приходится на транспортные средства.

Наименование показателя

Годы

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Объем кредиторской задолженности, тыс. руб.

61161

61242

80411

Долгосрочная кредиторская задолженность, тыс. руб.

42441

42417

58591

Краткосрочная кредиторская задолженность, тыс. руб.

18720

18825

21820

В структуре кредиторской задолженности произошли изменения. За анализируемый период произошло повышение доли долгосрочной задолженности с 69,4% в 2011 году до 72,9% в 2013 году. Краткосрочная задолженность выросла в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 3110 тыс. руб.

Положительным моментом является то, что в структуре кредиторской задолженности отсутствует просроченная задолженность.

Структура кредиторской задолженности ООО «Транспортная компания «Сиблайн»наглядно представлена на рисунке 7.

Рисунок 7 — Структура кредиторской задолженности ООО «Транспортная компания «Сиблайн»

В настоящее время большое внимание уделяется анализу дебиторской задолженности. Дебиторскую задолженность ООО «Транспортная компания «Сиблайн» составляют расчеты с покупателями, заказчиками и прочими дебиторами.

Таблица 7 — Оборачиваемость дебиторской задолженности ООО «Транспортная компания «Сиблайн» за 2012-2013гг.

Показатели

2012 г. (тыс. руб.)

2013 г. (тыс. руб.)

Изменения

2012-2013гг.

1 Выручка от продаж, т. р.

136083

126067

2 Дебиторская задолженность, т. р.

14535

15663

+1128

3 Общая величина текущих активов, т. р.

63611

83417

4 Оборачиваемость дебиторской задолженности, количество раз

136083/ (14535/2) = 18,7

126067/ (15663/2) = 16,1

5 Период погашения дебиторской задолженности, дни

360/18,7 = 19,2

360/16,1 = 22,4

6 Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов, в %

(14535/63611) * 100 = 22,9

(15663/83417) * 100 = 18,8

7 Отношение средней величины дебиторской задолженности к выручке от реализации

(14535/2) / 136083= 0,1

(15663/2) / 126067= 0,06

Состояние расчетов с покупателями в 2013 году ухудшилось, в сравнении с 2012 годом.

На 3,2 дней уменьшился средний срок погашения дебиторской задолженности, который составляет 22,4 дня. Особое внимание бухгалтер должен обратить на улучшение «качества» задолженности.

В 2013 году дебиторская задолженность предприятия составила 15663 тыс. руб., что на 1128 тыс. руб. больше, чем в 2012 году. Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов составила 18,78 %, что меньше на 3,78 %, чем в 2012 году.

Содержание операций

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

1. Поступили денежные средства в кассу от реализации транспортных услуг

50

62

2. Отражена выручка, от реализации услуг

62

90

3. Отражена выручка от продажи основных средств, материалов и прочего имущества предприятия

62

91

4. Возвращен с расчетного счета аванс ранее полученный от заказчика (согласно письму)

62

51

5. Денежные средства, поступившие от заказчика, зачислены на расчетный счет

51

62

6. Отражен зачет задолженности между поставщиками и покупателями

60

62

В процессе проведения инвентаризации дебиторской задолженности ООО «Транспортная компания «Сиблайн» выявляет долги недобросовестных покупателей. На 31.12.13 г. недостача составила 912 тыс. руб. В соответствии с действующим законодательством такие долги делятся на сомнительные и не реальные к взысканию (безнадежные).

Если задолженность не погашена в срок, указанный в договоре, и не обеспечена залогом или другими гарантиями, то такая задолженность называется сомнительной. Сомнительная задолженность становится безнадежной, если по ней истек срок исковой давности (три года) или она не реальна к взысканию. В соответствии с действующим порядком задолженность признается не реальной к взысканию только на основании выписки из Государственного реестра о ликвидации организации.

До истечения срока исковой давности и до получения документального подтверждения о невозможности исполнения должником своих обязательств организация вправе признавать задолженность сомнительной и создавать по ней резерв. ООО «Транспортная компания «Сиблайн» резервы по сомнительным долгам не создает. В случае создания резерва по сомнительным долгам необходимо зафиксировать в учетной политике. При этом порядок создания резерва для целей бухгалтерского учета будет отличаться от порядка, предусмотренного для целей налогового учета. Величина резерва, созданного для целей бухгалтерского учета, не должна совпадать с величиной резерва для целей налогового учета по следующим причинам.

ООО «Транспортная компания «Сиблайн» провело инвентаризацию дебиторской задолженности и установило, что задолженность организации ООО «Строй-дом» на сумму 45 000 руб. просрочена на срок более 90 дней, а задолженность ООО «ССК» на сумму 20 000 руб. просрочена на срок 44 дня. При составлении учетной политики на 2013 г. ООО «Транспортная компания «Сиблайн» приняло решение о создании резерва по сомнительным долгам.

В бухгалтерском учете ООО «Транспортная компания «Сиблайн» создание резерва отразится записью: Дебет 91-2, Кредит 63 — 6618,3 тыс. руб.

Для целей налогового учета задолженность организации ООО «Строй-дом» включена в состав резерва по сомнительным долгам в полном объеме, так как она просрочена более чем на 90 дней и не превышает 10% выручки от продаж за 2012 г. (составлен регистр налогового учета «Резерв по сомнительным долгам»).

Задолженность предприятия ООО «ССК» учтена не была, так как срок ее возникновения не превышал 45 дней. Величина прочих расходов по созданию резерва по сомнительным долгам для целей налогового учета составила 45 000 руб.

В I квартале 2014 г. организация ООО «Строй-дом» была признана банкротом.

В бухгалтерском учете ООО «Транспортная компания «Сиблайн» на основании приказа руководителя списана задолженность за счет созданного ранее резерва:

Дебет 63, Кредит 62 — 25000 руб.,

Дебет 007 — 25000 руб.

Если по состоянию на 31 декабря 2012 г. предприятие не полностью использовало резерв по сомнительным долгам, то в бухгалтерском учете остаток резерва должен быть присоединен к прибыли текущего года: Дебет 63, Кредит 91-1 — 200000 руб.

В случае принятия решения о продолжении формирования резерва по сомнительным долгам на следующий отчетный период предприятие по результатам инвентаризации дебиторской задолженности создаст новый резерв по сомнительным долгам.

В 2012 г. ООО «Транспортная компания «Сиблайн» резервов не создавало, поэтому списанная задолженность учитывалась в составе прочих расходов (Дебет 91-2, Кредит 62).

При этом сумма задолженности учитывается за балансом в течение пяти лет на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» (Дебет 007).

Таким образом, учет расчетов с покупателями ООО «Транспортная компания «Сиблайн» ведет на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Всю отгрузку товаров, данное предприятие производит в соответствии с первичной документаций. С 1 января 2013 г. исследуемое предприятие создает резервы по сомнительным долгам.

Далее рассмотрим специфику учета расчетов с кредиторами.

Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производятся на основании заключенных между ООО «Транспортная компания «Сиблайн» и поставщиками договоров — поставки, где оговариваются вид поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ, коммерческие условия поставки, количественные, качественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей (выполняемых работ, услуг), сроки отгрузки материальных ценностей, порядок расчетов, ответственность и срок действия договоров, указываются реквизиты поставщика и покупателя с оттисками печатей обоих сторон. Все товары, поступающие на ООО «Транспортная компания «Сиблайн» от поставщиков сопровождаются накладными или товарно-транспортными накладными и счет-фактурами, причем счет-фактуру поставщик может послать сразу, либо в течение десяти дней. Учет полученных Счетов-фактур ООО «Транспортная компания «Сиблайн» ведет в журнале учета полученных счетов-фактур по мере их поступления от продавцов. Кроме того, счета-фактуры бухгалтерия исследуемого предприятия регистрирует в книге покупок для определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками на ООО «Транспортная компания «Сиблайн» осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации. Поставщикам и подрядчикам может быть выдан в соответствии с хозяйственным договором аванс.