Экономическая практика является неотъемлемой частью учебного процесса. В ходе ее прохождения студент получает углубление и закрепление знаний и профессиональных навыков, полученных в процессе обучения на основе изучения практических ситуаций.
Цель экономической практики — ознакомление с управлением экономикой, производством и социальным развитием организации, со значением, целью и задачами, функционированием организационно-экономического, производственного механизмов в деятельности предприятия.
Задачи практики:
- анализ экономико-производственных показателей работы предприятия;
- изучение документации основных процессов управления экономикой с учетом отраслевой специфики;
- изучение процессов организации деятельности производства на предприятиях, экономических служб;
- получение знаний и навыков оценки эффективности работы предприятия;
- ознакомление с основными направлениями совершенствования деятельности предприятия, его развития.
- приобретение навыков работы с отчетной документацией экономической службы.
База моей экономической практики — холдинг ОАО «РЖД», место прохождения — Управление Горьковской железной дороги, пассажирская служба.
железный дорога персонал организационный
1. Общая характеристика организации. Организационно-правовые основы деятельности ОАО РЖД
ОАО «РЖД» было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384. Начало деятельности ОАО «РЖД» — 1 октября 2003 года
Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.
Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта.
Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.
Главные цели деятельности общества — обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
Экономические основы деятельности предприятия. Экономические ...
... экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления . Под последней понимается деятельность по производству товаров и ...
Стратегические цели компании:
- увеличение масштаба транспортного бизнеса;
- повышение производственно-экономической эффективности;
- повышение качества работы и безопасности перевозок;
- глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;
- повышение финансовой устойчивости и эффективности.
Виды деятельности:
- грузовые перевозки;
- пассажирские перевозки в дальнем сообщении;
- пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
- предоставление услуг инфраструктуры;
- предоставление услуг локомотивной тяги;
- ремонт подвижного состава;
- строительство объектов инфраструктуры;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- предоставление услуг социальной сферы;
- прочие виды деятельности.
К нормативным документам ОАО РЖД относятся:
- Федеральный закон РФ № 18-ФЗ от 10 января 2003 года;
- Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации;
- Единый Транзитный Тариф (ЕТТ 2012);
- Правила безопасности перевозок грузов (Федеральный Закон РФ № 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года;
- Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
- Правила безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и т. д.);
- Документы для пользования работниками железнодорожного транспорта (Типовые технологические процессы, обеспечение сохранности подвижного состава, подготовка и работа в зимний период, правила по охране труда и т.д.);
- Гражданский Кодекс Российской федерации;
- Законы и документы, регламентирующие деятельность ж/д транспорта(Федеральный Закон РФ № 2300-1 от 7 февраля 1992 года О защите прав потребителей;
- Федеральный закон № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года О естественных монополиях;
- Федеральный закон РФ № 17-ФЗ от 10.01.2003 года О железнодорожном транспорте в Российской Федерации и т.д.);
- Кодекс Деловой Этики ОАО РЖД, Колдоговор ОАО РЖД;
- Договора, инструкции, акты, указы, положения и т.д.
2.
Организационная и производственная структура предприятия
На государственном уровне регулирование вопросов функционирования железнодорожного транспорта осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта (ФАЖТ) в составе Министерства транспорта. В ФАЖТ функционирует ряд департаментов по отраслям железнодорожного хозяйства. Ответственное управление компанией возложено на президента, которому в свою очередь подчинены: первый вице-президент, вице-президент по маркетингу и сбыту грузовых перевозок, вице-президент по экономике и финансам, главный бухгалтер и др. Первому вице-президенту подчиняются руководители основных департаментов. Всего в структуре РЖД таких департаментов 34, наряду с ними созданы 9 управлений, которые сопровождают и дополняют основную их деятельность. Также определенное место в структурном делении имеют Дирекции, Центры, Представительства и другие организации; обслуживающие работу железнодорожного транспорта, немаловажная роль здесь принадлежит железным дорогам, их 17, они выступают на правах филиалов Компании, в ведении которых находятся линейные предприятия (станции, вокзалы, вагонные и локомотивные депо, дистанции пути и связи и т.д.), которым подчинены отделения, а отделениям — линейные предприятия (железнодорожные станции, вагонные и локомотивные депо, дистанции пути и др.).
Конкуренция на транспорте
... внутрироссийском сообщении) составляет конкуренцию железнодорожному и автомобильному, хотя в международной практике такое – крайне редкое явление. Автомобильный транспорт очень плотно конкурирует с авиационным при перевозках на средние расстояния ценных и ...
Например: пассажирским хозяйством на уровне открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») управляет Департамент пассажирских сообщений (ЦЛ).
В структуру ЦЛД входят отдел экономики, отдел международных перевозок, отдел служебных билетов, общий отдел.
На дорогах управленческие функции в части, касающейся обеспечения пассажирских перевозок, осуществляют пассажирские службы (начальник пассажирской службы имеет индекс Л).
В состав службы входят, как правило, оперативный отдел, технический отдел, отдел экономики, отдел бесплатных перевозок.
На дорогах организацией работы по обслуживанию пассажиров и распоряжением пассажирскими зданиями, техническими сооружениями, оборудованием, имуществом, средствами и материалами занимаются пассажирские компании, или дирекции. Как правило, создаются раздельные дирекции по дальним и пригородным перевозкам.
В настоящее время управление железнодорожным транспортом осуществляется Компанией ОАО «РЖД» по приведенной ниже схеме (рис. 1)
Рис 1. Организационно-функциональная структура ОАО РЖД.
3. Анализ динамики пассажиро- и грузооборота ОАО «РЖД» за 2011-2012гг.
Основная продукция железнодорожного транспорта — это перевозки. Перевозки грузов и пассажиров.
Анализируя данные Приложений 3 и 4 мы видим, что перевозка пассажиров дальнего следования в 2012году выросла по сравнению с 2011 годом на 1,5% и составила 116,5 млн. чел. Такая же положительная динамика наблюдается и в пригородном сообщении: +7,2% и 941,9 млн. чел. соответственно. В целом, по сравнению с2011 годом, пассажирские перевозки выросли на 6,6% и составили 1058,5 млн. чел., в связи с чем пассажирооборот так же увеличился и составил 144,6 млрд. пасс-км, что на 3,4% больше уровня 2011 года.
В хозяйстве грузовых перевозок так же положительная тенденция: +2,4% к уровню 2011 года и 1271,9 млн. тонн. Несмотря на то, что снизилась доля перевозок некоторых конкретных грузов (кокс, руда железная и марганцевая, лом черных металлов, химические и минеральные удобрения, лесные грузы, руда цветная, химикаты и сода),благодаря выросшим перевозкам каменного угля, нефти и нефтепродуктов, цемента, зерна, строительных грузов, промышленного сырья, в целом удалось сохранить положительную динамику к уровню прошлого года как в общем по грузовым перевозкам, так и грузооборота, который составил 2222 млрд. тарифных т-км, что на 4,4 % выше, чем в 2011 году.
4. Управление качеством в ОАО РЖД
Усиление рыночной конкуренции в сфере предоставления услуг железнодорожного транспорта, а также необходимость повышения эффективности бизнеса создали предпосылки для разработки и внедрения системы управления качеством в ОАО «РЖД».
Корпоративная система управления качеством в ОАО «РЖД» в настоящее время находится в стадии проектирования.
Целями разработки и внедрения корпоративной интегрированной системы управления качеством являются: достижение системного улучшения обеспечения безопасности движения на основе контроля качества выполнения всех технологических операций в процессе перевозки, а также в процессе ремонта и подготовки подвижного состава; снижение издержек ОАО «РЖД» за счет оптимизации бизнес- и технологических процессов на основе их совершенствования, выявления резервов и снижения непроизводительных или неэффективных расходов ресурсов; существенное повышение качества предоставляемых услуг для освоения новых, ранее не доступных рынков, а также укрепления конкурентных позиций и усиления присутствия на существующих рынках; комплексное развитие кадрового потенциала, в том числе на основе эффективного решения вопросов мотивации персонала за счет формирования в рамках системы управления качеством прозрачных и объективных критериев оценки качества работы каждого сотрудника ОАО «РЖД»; достижение необходимого уровня качества процессов и услуг непосредственно зависит от уровня квалификации и профессионализма работников ОАО «РЖД».
Результатом достижения поставленных целей станет ликвидация существующих проблем и «узких мест», препятствующих укреплению позиций ОАО «РЖД» на ключевых рынках, росту рентабельности активов и развитию кадрового потенциала.
5. Состав и динамика численности персонала ОАО РЖД. Служба экономики и финансов
На конец 2012 года списочная численность работников ОАО «РЖД» снизилась на 102 282 человека и по состоянию на 31 декабря 2012 года составила 976 116 человек.
Компания выполнила свои обязательства по приему студентов, окончивших вузы и техникумы по целевому набору, и лиц, вернувшихся из рядов Вооруженных Сил России — 12,9 тыс. человек.
Удельный вес категорий персонала в общей численности распределяется следующим образом: рабочие — 68,6% (670 088 человек); руководители — 6,9% (67 417 человек); специалисты — 20,8% (202 964 человека); служащие — 3,7% (35 647 человек).
В 2012 году повысился уровень образования персонала в ОАО «РЖД»: численность работников с высшим образованием составила 20,9% от общей численности (рост к началу года на 1,9%); численность работников со средним профессиональным образованием составила 25,5% (рост к началу года на 0,6%).
Кадрового дефицита основных рабочих профессий Компании в целом за 2012 год не наблюдалось. Укомплектованность кадров по Компании составила 98,2% к штатному расписанию (в 2011 году — 97,9%).
Доля молодых работников Компании в возрасте до 30 лет увеличилась за год на 4,0% и составила 26,9%. Средний возраст работников Общества составляет 39,7 лет. Из общего числа работников количество женщин составляет 301 097 человек (30,8%), что на 3,3% меньше по сравнению с началом года. Женщины занимают 51,6% всех должностей руководителей и специалистов Компании, их численность на должностях этих категорий составляет 139 809 человек.
Текучесть кадров за 2012 год в целом по Компании снизилась на 0,6% к аналогичному периоду прошлого года и составила 9,0%.
Необходимо отметить снижение процента текучести к аналогичному периоду прошлого года по всем основным хозяйствам и ведущим профессиям: осмотрщики вагонов — на 1,3%; приемосдатчики груза и багажа — на 1,1%; машинисты тепловозов — на 1,1%;машинисты электровозов — на 0,7%; электромонтеры контактной сети — на 0,7%; электромонтеры СЦБ — на 0,5%. Вместе с тем, увеличилась текучесть дежурных по станциям на 0,2%.
В основном, все задачи, поставленные на 2012 год правлением ОАО «РЖД» в области управления персоналом, выполнены.
Проводимая в 2012 году работа по реализации стратегии развития кадрового потенциала в целом обеспечила потребности филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» в квалифицированных кадрах. Повысили квалификацию 80557 руководителей и специалистов Компании.
Рабочим профессиям обучено 54,7 тыс. человек, в том числе 35 тыс. человек в порядке переподготовки вторым (смежным) профессиям, 132,7 тыс. рабочих повысили квалификацию, из них более 21 тыс. человек повысили свой квалификационный разряд.
Большое внимание уделено подготовке специалистов в вузах и техникумах. На очную форму обучения филиалами и ДЗО ОАО «РЖД» было направлено в вузы железнодорожного транспорта 3741 человек; в техникумы и колледжи — 3695 человек, что соответствует потребностям Компании в специалистах.
Всего по очной форме обучения на условиях целевой подготовки обучается в вузах железнодорожного транспорта 17,2 тыс. человек, в техникумах и колледжах — 13,1 тыс. человек.
В 2012 году в филиалах и других структурных подразделениях ОАО «РЖД» прошли практику 12,1 тыс. студентов вузов, в том числе на оплачиваемых рабочих местах — 5,1 тыс. человек, и 8,8 тыс. студентов техникумов, в том числе на оплачиваемых рабочих местах — 2,8 тыс. человек
6. Оплата труда в ОАО РЖД, стимулирование и мотивация персонала
ОАО «РЖД» как социально ориентированная компания выполняет все принятые обязательства в сфере оплаты труда.
В соответствии с коллективным договором в 2012 году заработная плата работников Компании проиндексирована исходя из прогноза инфляции в 2012 году: в феврале — на 2,4%, в мае — на 3,8%, августе — на 1,8%.
В целях восстановления размеров стимулирующих выплат на докризисный уровень филиалам были направлены дополнительные средства на оплату труда в размере 4 млрд. руб.
За 2012 год среднемесячная заработная плата работников ОАО «РЖД», занятых на перевозках, составила 33 485 руб. с ростом к 2011 году на 13,8%, что на 0,8 п.п. выше, чем по Российской Федерации. В реальном исчислении с учетом инфляции заработная плата возросла на 5%.
В качестве основы реализации корпоративных задач разработана гибкая и открытая для внесения корректировок система мотивации труда, позволяющая в наибольшей степени соединить интересы и потребности работников со стратегическими задачами Компании.
Для работника Компании установлена взаимосвязь между размером оплаты труда, и конкретными результатами деятельности, размер которых определен на основе понятных каждому критериев оценки труда.
В Компании реализуются меры по усилению позиций по уровню заработной платы, в том числе за счет стимулирующих выплат:
- утверждены дополнительные положения о премировании за внедрение бережливого производства;
- в целях повышения статуса руководителя среднего звена введено в действие Положение о Фонде мастера;
- актуализировано Положение о классных званиях — помимо расширения перечня профессий работников увеличен размер вознаграждения.
Размер премии в 2012 году возрос к 2011 году на 3,2 п.п.
В 2012 году по итогам работы за 2011 год выплачено вознаграждение за обеспечение безопасности движения поездов работникам, которые непосредственно обеспечивают перевозки грузов и пассажиров и их безопасность. Поощрены 95,8 тыс. работников ведущих должностей и профессий, достигших наилучших результатов труда.
В течение 2012 года производились выплаты единовременного вознаграждения за преданность Компании.
Распоряжением ОАО «РЖД» от 31 октября 2011 г.№ 2343р утвержден новый порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников филиалов, постоянная работа которых осуществляется в пути следования железнодорожного подвижного состава или имеет разъездной характер, в том числе работникам локомотивных бригад. С 1 января 2012 г. размеры компенсационных выплат увеличены до 150 руб. с их последующей индексацией одновременно с индексацией заработной платы.
7. Структура и изменение ОПФ на предприятии
ОПФ ОАО»РЖД» |
2011г |
2012г |
Темпы изменения % |
|||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|||
Всего: |
2664142,556 |
100 |
2742603,436 |
100 |
||
В том числе: |
||||||
Здания |
316765,485 |
11,89 |
323814,149 |
11,779 |
+2,225 (7048,664) |
|
Сооружения |
1763466,781 |
66,228 |
1910398,938 |
69,656 |
+8,332 (146932,157) |
|
Машины и оборудование |
276966,380 |
10,361 |
287897,261 |
10,497 |
+3,947 (10930,881) |
|
Транспортные средства |
306779,232 |
11,515 |
221115,267 |
8,062 |
-27,923 (-85663,965) |
|
Прочие активы |
164,678 |
0,006 |
177,821 |
0,006 |
+7,981 (13,143) |
|
Как видно из Таблицы 1, основную долю капитальных вложений (146932,157 тыс. руб.) компания ОАО РЖД направила на увеличение фондов по группе «Сооружения», удельный вес которой в общей стоимости промышленно-производственных основных фондов возрос с 66,228% по показателям 2011г. до 69,656% по показателям на 2012г. Это можно оценивать как положительную динамику структуры основных фондов на предприятии. Так же следует отметить, что при значительном росте фондов по группе «Сооружения», а так же других основных фондов, значительно снизился удельный вес группы «Транспортные средства».
8. Себестоимость единицы продукции в ОАО «РЖД».
Себестоимость продукции — это денежное выражение всех затрат предприятия, приходящиеся на единицу определенного вида продукции.
На железнодорожном транспорте продукцией является перевозка. Видами продукции могут быть грузовые и пассажирские перевозки, перевозки по видам тяги, по категориям поездов, по операциям перевозочного процесса, по типам вагонов, по родам грузов и т.д. Себестоимость этих видов продукции различна. Рассчитывается она делением расходов, относящихся к определённому виду продукции (Е), на количество единиц этого вида продукции (V):
Себестоимость продукции является одним из важнейших экономических показателей, наиболее полно характеризующих качество работы предприятия. В этом показателе более полно, чем в других отражается хозяйственная деятельность в области организации производства, использования оборудования, машин, станков, выполнения качественных показателей работы (производительности труда, норм расхода сырья, топлива, материалов, электроэнергии и прочих затрат).
Калькулирование себестоимости перевозок пассажиров, багажа и почты и себестоимости перевозок грузов по видам сообщений производится только на уровне управления дороги по дороге в целом. Калькуляционные расчеты выполняются в специальных калькуляционных таблицах. Таких таблиц семь.
В отделениях дорог для расчета показателей себестоимости составляются следующие калькуляционные таблицы:
- Таблица 1 «Распределение расходов между грузовыми и пассажирскими перевозками»- определяется себестоимость 10 приведенных тонно-километров, 10 тонно-километром нетто,10 пассажиро-километров;
- Таблица 3 «Определение себестоимости пассажирских перевозок по видам тяги» — определяется себестоимость 10 пассажиро-километров при электровозной, тепловозной тяге, в электропоездах, в дизель-поездах;
- Таблица 4 «Определение себестоимости грузовых перевозок по видам тяги» — определяется себестоимость 10 тонно-километром при электровозной и тепловозной тяге;
- Таблица 5 «Определение себестоимости пассажирских перевозок по видам сообщений» — определяется себестоимость 10 пас-км в дальнем и пригородном сообщениях;
- Таблица 7 «Определение себестоимости пассажирских перевозок в пригородном сообщении по видам тяги» — определяется себестоимость 10 пасс-км в пригородном сообщении при электровозной, тепловозной тяге, в электропоездах, в дизель-поездах.
В управлении дороги, кроме составления сводных таблиц по расчетам, выполненным в отделениях дороги, составляют калькуляционные таблицы для расчета следующих показателей себестоимости:
- Таблица 2 «Распределение расходов между перевозками пассажиров, багажа и почты» — определяют себестоимость 10 пасс-км, 10 т*км багажа и 10 вагоно-км почтовых вагонов;
- Таблица 6 » Определение себестоимости грузовых перевозок по видам сообщений» — определяют себестоимость 10 т*км тарифных в прямом и 10 т*км тарифных в местном сообщении.
В 2012 году себестоимость перевозок составила 369,42 коп./10 прив. ткм, что на 2,3% ниже установленного плана. Снижение произошло как за счет роста приведенной работы к плану (+1,5%), так и за счет снижения расходов по перевозочным видам деятельности.
9. Прибыль предприятия
Для анализа полученной прибыли ОАО «РЖД» в 2012 году рассмотрим Приложение 2.
Как видно из Приложения 2 , чистая прибыль по итогам 2012 года составила 16,8 млрд рублей, с перевыполнением плана 5,7 млрд руб. и снижением к уровню прошлого года на 58,0 млрд рублей. Снижение к прошлому году сложилось по следующим причинам:
1.Снижение прибыли от продаж на 38,1 млрд рублей, в основном, вследствие выхода высокодоходной тарифной составляющей — окончательной передачи грузовых вагонов инвентарного парка в созданную дочернюю компанию ОАО «ВГК», выделения высокорентабельных видов ремонта вагонов и пр.;
2. Снижение результата от прочих доходов и расходов на 11,2 млрд рублей, что, в основном, связано со снижением по сравнению с 2011 г. размера бюджетных ассигнований.
По итогам 2012 года ОАО «РЖД» получило чистую прибыль в размере 16,8 млрд. рублей.
В соответствии с пунктом 42 раздела 6 Устава ОАО «РЖД» создается резервный фонд в размере 5% от чистой прибыли отчетного периода (841 млн. руб.).
Письмом Росимущества России от 28.02.12 г. № ГН-15/5904 рекомендовано направление на выплату дивидендов не менее 25 % величины чистой прибыли, с учетом чего сумма дивидендов, причитающихся Российской Федерации по итогам деятельности ОАО «РЖД» за 2012 год, составляет 4 205 млн. рублей. Ввиду вышеизложенного, предлагается:
- направить 4 205 млн. руб. на выплату дивидендов по обыкновенным акциям ОАО «РЖД» по итогам работы за 2012 год;
- оставить в распоряжении ОАО «РЖД» 11 776 млн руб., в т.ч.
на финансирование инфраструктурных инвестиционных проектов.
Таблица 2. Распределение чистой прибыли ОАО «РЖД» за 2012г., млн руб.
Наименование показателя |
Сумма |
% |
|
Чистая прибыль отчетного периода |
16 822 |
100 |
|
Направление прибыли всего, в т.ч.: |
5 046 |
5 |
|
Резервный фонд |
841 |
5 |
|
Выплата дивидендов по размещенным акциям |
4 205 |
25 |
|
Накопление прибыли |
11 776 |
70 |
|
10. Планирование развития холдинга «РЖД»
Миссия холдинга «РЖД» заключается в эффективном развитии транспортного бизнеса, конкурентоспособного на российском и мировом рынках, с учетом реализации ответственности национального перевозчика и владельца железнодорожной инфраструктуры.
Приоритеты развития холдинга «РЖД» определены в подготовленной в ОАО «РЖД» Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года и основных приоритетах его развития на среднесрочный период до 2015 года.
Ключевыми из них являются:
- увеличение к 2015 году масштабов бизнеса на внутреннем и зарубежном рынках;
- повышение эффективности основной деятельности, прежде всего за счет улучшения использования пропускных и провозных способностей инфраструктуры, а также повышения ее технической надежности;
- достижение высокого уровня конкурентоспособности за счет формирования новой линейки перевозочных продуктов и дополнительных услуг, развития логистики и улучшения уровня сервиса и качества для клиентов, внедрения инновационной техники и технологий работы, повышения экологической и транспортной безопасности;
- повышение благополучия и социальной защищенности работников на основе принципов социального партнерства с учетом роста их компетенций и производительности труда;
- обеспечение уровня корпоративного управления, соответствующего лучшим мировым стандартам.
До 2015 года основными приоритетами направления инвестиций холдинга «РЖД» являются обновление и развитие инфраструктуры, обновление локомотивного парка, улучшение уровня сервиса грузовых и пассажирских перевозок.
Среди важных задач развития холдинга «РЖД» находятся повышение эффективности деятельности персонала и его вовлечение в реализацию корпоративных задач. При этом забота о людях является основой системы социальной поддержки в Холдинге, а Коллективный договор — ключевым элементом обеспечения социальной поддержки всех работников, гарантией их уверенности в завтрашнем дне.
В целевом состоянии холдинг «РЖД» будет представлять собой:
- крупнейшую в России транспортную бизнес-систему;
- структурированный по видам бизнеса холдинг с консолидированной стратегией;
- владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, предоставляющего транспортные и сопутствующие услуги на недискриминационной основе;
- интегрированного с инфраструктурой грузового общесетевого перевозчика;
- одного из крупнейших участников развивающихся рынков логистики, сервисного обслуживания пассажиров и других услуг;
- социально ответственную бизнес-систему, обеспечивающую в своей деятельности баланс корпоративных, государственных и общественных интересов.
11. Деятельность службы экономики и финансов ОАО «РЖД»
Служба экономики и финансов руководствуется в своей работе законодательством Российской Федерации, уставом ОАО «РЖД», положением о железной дороге, нормативными документами ОАО «РЖД» и железной дороги, а также настоящим Положением.
Служба экономики и финансов имеет печать, штампы, бланки и другие реквизиты со своим наименованием.
Основными задачами службы экономики и финансов являются:
1) координация деятельности подразделений органа управления железной дороги, ее структурных подразделений (далее — подразделения), территориальных подразделений функциональных филиалов и иных структурных подразделений ОАО «РЖД» (далее — подразделения ОАО «РЖД»), а также дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» (в соответствии с соглашениями о взаимодействии), осуществляющих свою деятельность в границах железной дороги (далее — подразделения холдинга «РЖД»), в проведении единой экономической и финансовой политики, а также политики по управлению финансовыми рисками в интересах ОАО «РЖД»;
2) организация работы подразделений ОАО «РЖД» по вопросам, связанным с разработкой предложений и мер по обеспечению стабильного экономического положения, финансовой устойчивости и ликвидности, минимизации финансовых рисков при обеспечении бюджетной, финансовой и отчетной дисциплины, страховой защиты, а также по повышению эффективности деятельности подразделений ОАО «РЖД».
Служба экономики и финансов в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:
1) организует работу по формированию прогнозов, перспективных и текущих планов функционирования и развития подразделений ОАО «РЖД» в соответствии со стратегическими параметрами развития и финансовым планом ОАО «РЖД»;
2) контролирует исполнение подразделениями ОАО «РЖД» Регламента формирования и контроля исполнения консолидированных бюджетов холдинга «РЖД»;
3) организует методологическое сопровождение и контролирует соблюдение единой методологии бюджетного управления и управленческого учета подразделениями ОАО «РЖД»;
4) формирует, согласовывает и контролирует исполнение основных параметров бюджетов производства подразделений ОАО «РЖД», контролирует реализацию процесса сквозного планирования объемов работ, затрат и потребности в ресурсах филиалов ОАО «РЖД»;
5) подготавливает предложения о перераспределении бюджетов затрат подразделений ОАО «РЖД» в целях своевременной ликвидации угроз безопасности движения и сбоев в эксплуатационной работе;
6) обеспечивает консолидацию и анализ параметров бюджетов подразделений ОАО «РЖД»;
7) консолидирует и анализирует данные оперативной отчетности и показатели производственно-экономической деятельности подразделений ОАО «РЖД»;
8) консолидирует и анализирует управленческую отчетность подразделений ОАО «РЖД»;
9) анализирует формирование затрат по видам деятельности и координирует деятельность подразделений ОАО «РЖД» по подготовке предложений о внесении изменений в порядок формирования затрат по видам деятельности и о формировании формы «7-у отчетная (по территории)»;
10) разрабатывает единичные и укрупненные расходные ставки для определения договорных тарифов на услуги железнодорожного транспорта, непроизводительных потерь и других целей;
11) участвует в подготовке предложений по оптимизации расходов с целью повышения эффективности производственно-экономической деятельности подразделений ОАО «РЖД»;
12) осуществляет мониторинг цен на потребляемые материально- технические ресурсы в соответствии с перечнем товаров по всей закупаемой номенклатуре и на оказываемые услуги, участвует в работе комиссии железной дороги по ценам для проведения единой ценовой политики и утверждения единых прейскурантов;
13) осуществляет контроль и мониторинг выполнения бюджетных показателей подразделений холдинга «РЖД»;
14) контролирует формирование отчетности об использовании денежных средств по стратегическим проектам и зарубежным контрактам ОАО «РЖД», внутрикорпоративным расчетам с подразделениями холдинга «РЖД» и финансированию инвестиционных программ;
15) согласовывает, контролирует и анализирует исполнение бизнес- планов и бюджетов пригородных пассажирских компаний;
16) ведет делопроизводство и хранит документы в порядке, установленном ОАО «РЖД».
Заключение
За время прохождения экономической практики я ознакомилась с экономической деятельностью компании ОАО «РЖД», в которой я работаю.
Мной были изучены нормативно-правовые документы компании, ее организационная структура (как на уровне дорог, так и на уровне отдела).
Мной были выбраны и проанализированы основные показатели работы ОАО «РЖД», изучен состав и численность персонала организации и оплата его труда, а также методы стимулирования и мотивации сотрудников. Я изучила деятельность службы экономики и финансов, ее основные цели и задачи, а также ознакомилась со Стратегией развития холдинга ОАО «РЖД».
Считаю, что все поставленные цели достигнуты, задачи выполнены.
Список используемой литературы
1. Корпоративный социальный отчет ОАО РЖД
2. Консолидированная финансовая отчетность ОАО РЖД за 2012 год
3. Куликов, Л.М. Основы экономической теории / Куликов Л.М. — М.: Финансы и статистика, 2010.
4. Терешина, Н.П. Экономика железнодорожного транспорта [Текст] / Н.П. Терешина — М.: УМК МПС России, 2011
5. Васильцов, В. С. Экономика предприятия [Электронный ресурс] : электронный учебник / В. С. Васильцов. — М.: КноРус, 2011.
Приложение 1. Экономические показатели ОАО «РЖД» по итогам работы за 2012г.
Показатель |
Ед. изм. |
2011г |
2012г |
Изменения 2012г к 2011г |
||||
план |
факт |
+/- |
% |
+/-к плану |
||||
Всего доходов |
млрд руб. |
1195,1 |
1266,00 |
1288,3 |
+93,2 |
+7,8% |
+22,3 |
|
Доходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги |
млрд руб. |
1079,3 |
1099,50 |
1109,1 |
+29,8 |
+2,8% |
+9,6 |
|
Грузовые перевозки |
млрд руб. |
936,2 |
994,6 |
1003,1 |
+66,9 |
+7,1% |
+8,5 |
|
Предоставление услуг инфраструктуры |
млрд руб. |
88,4 |
87,1 |
87,2 |
-1,2 |
-1,4% |
+0,1 |
|
Предоставление услуг локомотивной тяги |
млрд руб. |
11,8 |
10,5 |
11,4 |
-0,4 |
-3,4% |
+0,9 |
|
Пассажирские перевозки: |
млрд руб. |
42,9 |
7,3 |
7,4 |
-35,5 |
-82,8% |
+0,1 |
|
Дальнее следование |
млрд руб. |
29,1 |
7,3 |
7,4 |
-21,7 |
-74,6% |
+0,1 |
|
Пригородное сообщение |
млрд руб. |
13,8 |
0 |
0 |
-13,8 |
Х |
+0,0 |
|
Доходы от прочих видов деятельности |
млрд руб. |
115,8 |
166,5 |
179,2 |
+63,4 |
+54,7% |
+12,7 |
|
Всего расходов |
млрд руб. |
1 084,2 |
1215,1 |
1215,5 |
131,3 |
+12,1% |
-0,4 |
|
Расходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги |
млрд руб. |
986,4 |
1058,7 |
1050,8 |
+64,4 |
+6,5% |
-7,9 |
|
Грузовые перевозки |
млрд руб. |
796,1 |
954,5 |
933,2 |
+137,1 |
+17,2% |
-21,3 |
|
Предоставление услуг инфраструктуры |
млрд руб. |
86,2 |
88,2 |
102,2 |
+16,0 |
+18,6% |
+14,0 |
|
Предоставление услуг локомотивной тяги |
млрд руб. |
8,8 |
8,2 |
8,4 |
-0,4 |
-4,5% |
+0,2 |
|
Пассажирские перевозки: |
млрд руб. |
95,3 |
7,8 |
7,0 |
-88,3 |
-92,6% |
-0,8 |
|
Дальнее следование |
млрд руб. |
52,2 |
7,8 |
6,9 |
-45,3 |
-86,8% |
-0,9 |
|
Пригородное сообщение |
млрд руб. |
43,1 |
0,0 |
0,1 |
-43,1 |
-99,8% |
+0,1 |
|
Расходы от прочих видов деятельности |
млрд руб. |
97,8 |
156,4 |
164,7 |
+66,9 |
+68,4% |
+8,3 |
|
Всего прибыль от продаж |
млрд руб. |
110,9 |
50,9 |
72,8 |
-38,1 |
-34,4% |
+21,9 |
|
Прибыль по перевозкам, услугам инфраструктуры и локомотивной тяги |
млрд руб. |
92,9 |
40,8 |
58,3 |
-34,6 |
-37,2% |
+17,5 |
|
Грузовые перевозки |
млрд руб. |
140,1 |
40,1 |
69,9 |
-70,2 |
-50,1% |
+29,8 |
|
Предоставление услуг инфраструктуры |
млрд руб. |
2,2 |
-1,1 |
-15,0 |
-17,2 |
-781,8% |
-13,9 |
|
Предоставление услуг локомотивной тяги |
млрд руб. |
3,0 |
2,3 |
3,0 |
0,0 |
0,0% |
+0,7 |
|
Пассажирские перевозки: |
млрд руб. |
-52,4 |
-0,5 |
0,4 |
+52,8 |
X |
+0,9 |
|
Дальнее следование |
млрд руб. |
-23,1 |
-0,5 |
0,5 |
+23,6 |
X |
+1,0 |
|
Пригородное сообщение |
млрд руб. |
-29,3 |
0,0 |
-0,1 |
+29,2 |
-99,7% |
-0,1 |
|
Прибыль от прочих видов деятельности |
млрд руб. |
18,0 |
10,1 |
14,5 |
-3,5 |
-19,4% |
+4,4 |
|
Себестоимость перевозок |
коп./10 прив.ткм |
372,2 |
377,9 |
369,4 |
-2,8 |
-0,8% |
-8,5 |
|
Результат от прочих доходов и расходов |
млрд руб. |
15,0 |
3,7 |
3,8 |
-11,2 |
-74,7% |
+0,1 |
|
Прибыль до налогообложения |
млрд руб. |
125,9 |
54,6 |
76,6 |
-49,3 |
-39,2% |
+22,0 |
|
Чистая прибыль |
млрд руб. |
74,8 |
11,1 |
16,8 |
-58,0 |
-77,5% |
+5,7 |
|