Анализ муниципального бюджета
Новый этап формирования рыночной экономики России определен Конституцией Российской Федерации (далее РФ), выделившей три качественно новых звена в составе бюджетной системы страны — федеральный, региональные и местные бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.
Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. Местный бюджет рассматривался как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Поскольку предметы ведения местного самоуправления были достаточно широки и расплывчаты, данная формулировка не позволяла четко и однозначно определить направления расходования муниципальных бюджетных средств. Не было также препятствий для неограниченного финансирования из местных бюджетов переданных без материального и финансового обеспечения государственных полномочий. Ряд данных факторов и породил низкую эффективность и результативность работы органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесс, отсутствие внутренних резервов экономии расходов и увеличению доходов местных бюджетов.
Новый подход к регулированию финансовых основ местного самоуправления однозначно связал определение местного бюджета с понятием расходных обязательств. В соответствии с Бюджетным кодексом, «бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования». При этом, в соответствии с новым законодательством, местный бюджет должен выступать единственным источником финансирования расходных обязательств муниципалитета.
Постановка данной проблемы является актуальной. Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы, выдвигаемые самой жизнью. Прежде всего — дефицитность местных бюджетов, которая порождает большие проблемы и, несомненно, что эффективность местного самоуправления и способность органов местного самоуправления решать вопросы местного значения определяется, имеющимися материальными и финансовыми ресурсами. Таким образом, возникает необходимость муниципальным образованиям сконцентрировать особое внимание на проблемах аккумуляции финансовых средств и их концентрации на приоритетных направлениях, отвечающих интересам социально экономического развития муниципальных образований, создать условия для максимального использования их внутреннего потенциала и возможности привлечения дополнительных, самостоятельно заработанных ресурсов.
Бюджет муниципального образования
... [2], бюджет муниципального образования (местный бюджет) есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функций и решения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Развитие принципов бюджетного федерализма позволяет предполагать различные трактовки данного определения в ...
Теоретическая и практическая нерешенность многочисленных задач в социально-экономической сфере муниципального образования определили направленность данной работы.
Целью отчета по практике является определение основных направлений повышения эффективности использования местного бюджета на примере Петрозаводского городского округа. В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание и понятие местного бюджета с экономической и правовой точки зрения;
- обозначить проблему низкой эффективности использования местных бюджетов РФ;
- провести анализ состава, структуры и динамики доходной и расходной части бюджета Петрозаводского городско округа.
Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы.
.1 Понятие и сущность муниципального бюджета
бюджет доход расход муниципальный
Бюджет по-разному может рассматриваться с экономических и юридических позиций. Понятие «бюджет» употребляется как экономическая и правовая категории.
Как правовая категория бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).
Построение бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, существующих на территории страны.
Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы, принципы ее построения, взаимосвязь между отдельными бюджетами и порядок распределения доходов и расходов между ними.
В соответствии с Конституцией РФ и бюджетным законодательством для России как для федеративного государства характерно трехуровневое строение бюджетной системы:
- Федеральный уровень: Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;
- Региональный уровень: Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
- Местный уровень: Местные бюджеты.
Свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет.
Бюджетное устройство основывается на таких принципах, как единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.
Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты. Сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств.
Формирование и использование местного бюджета муниципального образования
... народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах. Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. Бюджетная система ...
Местное самоуправление — обязательный компонент демократического строя. Местное самоуправление осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования. Один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых является важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ. Статья 14 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет муниципального образования как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного значения. Многочисленные местные бюджеты составляют важное звено бюджетной системы России.
Местный бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию. В этом случае бюджет имеет свои особенности:
- местный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках органов местного самоуправления и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;
- с помощью местного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями, сферами общественной деятельности;
- пропорции местного бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями воспроизводства, задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе.
Сущность местного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции.
Распределительная функция заключается в том, что благодаря ей происходит концентрация денежных средств в руках органов местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения социально-экономических потребностей на подведомственной им территории.
Контрольная функция местного бюджета заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств органов местного самоуправления отображаются экономические процессы, характеризующие экономику муниципального образования. Благодаря этой функции можно судить о том, как поступают в распоряжение органов местного самоуправления финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, а также соответствует ли размер централизуемых ресурсов потребностям муниципального образования.
Функции местного бюджета также объективны, как и сама эта категория.
Местный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования.
Составление проектов местных бюджетов, утверждения и исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией.
Представительный орган местного самоуправления принимает решения о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Местный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии ...
... бюджет - это комплекс экономических (финансовых) отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. 1.2 Бюджетная система и основы организации бюджетного процесса в ...
Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления определены Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Законодательство Республики Карелия определяет компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления.
Перечисленные законодательные акты предусматривают процедуру передачи финансовых ресурсов органам местного самоуправления для выполнения государственных полномочий как на стадии формирования бюджетов, так и в ходе исполнения их.
1.2 Роль муниципального бюджета в финансовом обеспечении муниципальной системы управления
Местные финансы или финансы местных (муниципальных) образований органов управления являются важным составляющим звеном финансовой государственной системы.
Согласно статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет муниципального образования (местный бюджет) есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функций и решения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим.
Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих; полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130).
И далее в Конституции сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».
Создание финансовой базы — главная роль местных бюджетов.
Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.
В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.
С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.
В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).
В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.
В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.
Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция, и расстроенность финансовой системы которая не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами).
Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении».
2. Анализ муниципального бюджета на примере Петрозаводского городского округа, .1 Анализ доходов
Под муниципальными доходами — доходами местных бюджетов понимается часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение муниципального образования с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности органов местного самоуправления.
Налоговые поступления — это все виды налогов, которые являются обязательными денежными платежами в бюджет, производимыми в определенных размерах, носящими безвозвратный и безвозмездный характер.
Под неналоговыми поступлениями понимаются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные Бюджетным кодексом, кроме предусмотренных в Налоговом кодексе платежей. Эти платежи не относятся к поступлениям от продажи основного капитала, но в составе неналоговых поступлений учитываются также гранты и деньги, переданные в бюджет на безвозмездной основе (кроме официальных трансфертов).
В соответствии со п. 5 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.03 г. глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
На основании данной статьи и Бюджетного кодекса РФ администрация Петрозаводского городского округа готовит за I квартал, полугодие, 9 месяцев и год анализ доходной и расходной части бюджета и отчитывается перед населением и депутатами Совета. Чтобы проследить темпы роста поступлений и использования средств бюджета Петрозаводского городского округа, за анализируемый период необходимо взять три финансовых года — 2010-2012 годы. В этих целях для анализа будут использованы отчеты об исполнении бюджета Петрозаводского городского округа за 2010-2012 год.
Анализ доходной части бюджета Петрозаводского городского округа.
Все поступления в бюджет Петрозаводского городского округа подразделяются на налоговые (налог на доходы физических лиц, земельный налог, имущество физических лиц), неналоговые (доходы от использования имущества, оказания услуг) и безвозмездные поступления (субсидии, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц).
За 2010 год в бюджет поступило 5631796,0 тыс. рублей, что составило 100,2% от прогнозируемых доходов на 2010 год; в 2011 году — 5318415,0 тыс. рублей, что составило 101,4% от прогнозируемых доходов на 2011 год; за 2012 год поступило доходов 5135619,0 тыс. рублей, что составляет 99,4% от прогнозируемых доходов на 2012 год. Исполнение бюджета по видам доходов за период 2010-2012 гг. представлено в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Исполнение бюджета по видам доходов за период 2010-2012 гг.
Вид дохода |
Показатель по году |
||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
|||||||
План, тыс. руб. |
Исполнение, тыс. руб. |
% выполнения от плана |
План, тыс. руб. |
% выполнения от плана |
План, тыс. руб. |
Исполнение, тыс. руб. |
% выполнения от плана |
||
Налоговые доходы |
1577224,0 |
1632504,0 |
103,5 |
1643591,0 |
1659823,0 |
100,9 |
1796772,0 |
1813792,0 |
100,9 |
Неналоговые доходы |
1885532,0 |
1861360,0 |
98,5 |
1416392,0 |
1442999,0 |
101,8 |
899974,0 |
886595,0 |
98,5 |
Безвозмездные поступления |
2169040,0 |
2145154,0 |
98,1 |
2258432,0 |
2290050,0 |
101,3 |
2438873,0 |
2406843,0 |
98,6 |
Всего доходов |
5631796,0 |
5639018,0 |
100,2 |
5318415,0 |
5392872,0 |
101,4 |
5135619,0 |
5107233,0 |
99,4 |
Из них собственные доходы |
4752220,0 |
4775339,0 |
100,4 |
4264201,0 |
4183545,0 |
98,1 |
3828475,0 |
3802029,0 |
99,3 |
На графике 2.1. можно проследить выполнение плана по доходам за анализируемый период.
График 2.1. Исполнение бюджета по доходам за период 2010-2012 гг.
Из графика 2.1 видно, что в 2010 году происходит увеличение поступления доходной части бюджета от планового в основном за счет увеличения поступления налоговых доходов, а именно налога на доходы физических лиц. В 2011 году было увеличение фактически поступивших доходов от запланированных (101,4%), но уже в 2012 году наблюдается спад фактических поступлений в результате уменьшения неналоговых и безвозмездных поступлений.
Таблица 2.2. Поступления по видам доходов за период 2010-2012 гг.
Наименование показателя |
Показатель по году |
||||||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
Изменение 2012/2010, тыс. руб. |
Темп роста 2012/ 2010, % |
|||||||||
Факт, тыс. руб. |
Структура, % |
Факт, тыс. руб. |
Структура, % |
Структура, % |
|||||||||
Налоговые доходы |
1632504,0 |
29 |
1659823,0 |
30,8 |
1813792,0 |
35,6 |
181288 |
111 |
|||||
Неналоговые доходы |
1861360,0 |
33 |
1442999,0 |
26,8 |
886595,0 |
17,3 |
-974765 |
47,0 |
|||||
Безвозмездные поступления |
2145154,0 |
38 |
2290050,0 |
42,4 |
2406843,0 |
47,1 |
261689 |
112 |
|||||
Всего доходов |
5639018,0 |
100 |
5392872,0 |
100 |
5107233,0 |
100 |
-531785 |
90,5 |
|||||
Из них собственные доходы |
4775339,0 |
84,6 |
4183545,0 |
77,5 |
3802029,0 |
74,4 |
-973310 |
79,6 |
|||||
Таблица 2.3. Поступление налоговых доходов за период 2010-2012 гг.
Наименование показателя |
Показатель по году |
|||||||
2010 |
2011 |
2012 |
Изменение 2012/2010, тыс. руб. |
Темп роста 2012/2010, % |
||||
Факт, тыс. руб. |
Структура, % |
Факт, тыс. руб. |
Структура, % |
Факт, тыс. руб. |
Структура, % |
|||
Налоговые доходы — всего, в т.ч.: |
1632504,0 |
100,0 |
1659823,0 |
100,0 |
1813792,0 |
100,0 |
181288,0 |
111 |
НДФЛ |
91,6 |
1502613,0 |
90,5 |
1622649,0 |
89,5 |
126799,0 |
108,4 |
|
Налог на имущество физических лиц |
81883,0 |
5 |
94056,0 |
5,6 |
110126,0 |
6,1 |
28243,0 |
134,4 |
Земельный налог |
54303,0 |
3,3 |
63154,0 |
3,8 |
81017,0 |
4,4 |
26714 |
149,1 |
Задолженность по отмененным налогам |
468,0 |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В структуре налоговых поступлений наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 91,6% в 2010 году, 90,5% в 2011 году и 89,5% в 2012 году. Также в 2010 году имелась задолженность по отмененным налогам в размере 468,0 тыс. руб. что составило менее 1% от всех доходов.
В структуре неналоговых поступлений (таблица2.4) по 2010 году основную долю составили доходы от арендной платы за земельные участки, доходы от продажи земельных участков — 54,5%. В 2011 году на первом месте в структуре лидировала арендная плата за земельные участки и доходы от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков — 52,4%.
Что касается 2012 года, основным источником дохода были доходы от оказания платных услуг 34,7%. Структура неналоговых поступлений за анализируемый период несколько менялась.
В 2012 году значительную долю занимали доходы от оказания платных услуг, что было связано с проведением муниципальным учреждением культуры юбилейных праздников. В 2011 году — сократилась доля доходов от сдачи в аренду муниципального имущества по сравнению с 2010 годом (43,9%-2010 г., 29%-2011 г.), что связано с повышением ставки аренды на муниципальное имущество, однако, в 2012 году наблюдается незначительный рост доходов по данной статье (33,5%).
Таблица 2.4. Поступление неналоговых доходов за период 2010-2012 гг.
Наименование показателя |
Показатель по году |
|||||||||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
Изменение 2012/2010, тыс. руб. |
Темп роста 2012/2010, % |
||||||||||||
Факт, тыс. руб. |
Структура, % |
Факт, тыс. руб. |
Структура, % |
Факт, тыс. руб. |
Структура, % |
|||||||||||
Неналоговые доходы — всего, в т.ч.: |
1861360,0 |
100 |
1442999,0 |
100 |
886595,0 |
100 |
-974765,0 |
-47,0 |
||||||||
Арендная плата за земельные участки, доходы от продажи земельных участков |
1014441,2 |
54,5 |
756131,5 |
52,4 |
281397,2 |
31,8 |
-733044,0 |
-27,7 |
817137,0 |
43,9 |
418469,7 |
29,0 |
297009,3 |
33,5 |
-520127,7 |
-36,3 |
Доходы от оказания платных услуг |
29781,8 |
1,6 |
268397,8 |
18,6 |
307648,5 |
34,7 |
277866,7 |
103,3 |
Проведенный анализ бюджета Петрозаводского городского округа за 2010-2012 гг. показал, что основную долю в структуре доходов занимают налоговые поступления — более 80%, из них наибольший удельный вес — налог на доходы физических лиц — более 90% налоговых поступлений. Доля остальных доходов не существенна. Это говорит о том, что в полном объеме не поступают в бюджет городского поселения налог на имущество физических лиц, земельный налог, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от оказания платных услуг.
2.2 Расходы бюджета
В соответствии со статьей 66 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено решением о бюджете на соответствующий финансовый год, являются бюджетными обязательствами муниципального образования. Бюджетные обязательства определяют направления расходования бюджетных средств.
Проведем анализ расходной части бюджета Петрозаводского городского округа.
Расходная часть бюджета Петрозаводского городского округа за 2010 год исполнена на сумму 5513216,0 тыс. рублей и составила 91,7% от годовых бюджетных назначений, за 2011 год — на сумму 5453216,0 тыс. рублей и составила 93,9% от годовых бюджетных назначений, в 2012 году — на сумму 5104728,0 тыс. рублей и составила 89,5% от годовых бюджетных назначений. Превышение доходной части бюджета за 2010 год над расходной частью бюджета составило 125801,0 тыс. рублей, профицит бюджета вошел в остаток средств бюджета на начало 2011 года. В 2011 году профицит бюджета составил 7105 тыс. рублей, который также вошел в остаток средств бюджета на 2012 год. Структура использования средств бюджета Петрозаводского городского округа по разделам расходов за 2010-2012 гг. и размер их финансирования отражены в таблице 2.5. и графике 2.2.
Также из приведенных в таблице 2.5. данных видно, что идет сокращение общего объема расходов.
Таблица 2.5. Исполнение бюджета по расходам за период 2010-2012 гг.
Разделы расходов |
Показатель по году |
||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
|||||||
План, тыс. руб. |
Исполнение, тыс. руб. |
% выполнения от плана |
План, тыс. руб. |
Исполнение, тыс. руб. |
% выполнения от плана |
План, тыс. руб. |
Исполнение, тыс. руб. |
% выполнения от плана |
|
Всего расходов, в т.ч.: |
6008967,0 |
5513216,0 |
91,7 |
5801965,0 |
5453216,0 |
93,9 |
5698812,0 |
5104728,0 |
89,5 |
Общегосударственные расходы |
315453,0 |
308309,0 |
99 |
300147,0 |
287351,0 |
94,9 |
270156,0 |
268079,0 |
99,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1732934,0 |
1384783,0 |
79,9 |
871394,0 |
715814,0 |
82,1 |
669436,0 |
419032,0 |
62,5 |
Культура |
45452,0 |
99,9 |
51214,0 |
48798,0 |
95,2 |
67557,0 |
67557,0 |
100,0 |
|
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
13945,0 |
9976,0 |
71,5 |
14374,0 |
11354,0 |
78,9 |
161901,0 |
100881,0 |
62,3 |
национальная экономика |
3901147,0 |
3794696,0 |
97,2 |
4564836,0 |
4389899,0 |
96,1 |
4529762,0 |
4249179,0 |
93,8 |
График 2.2. Исполнение бюджета по расходам за период 2010-2012 гг.
Из таблицы 2.5. и графика 2.2 видно, что в анализируемом периоде лидирующие позиции по расходам занимают следующие разделы: Национальная экономика и общегосударственные вопросы, на втором месте по удельному весу в общей структуре расходов занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и на третьем месте стоят расходы на культуру.
Заключение
Финансовая база муниципального образования представляет собой все многообразие общественных отношений по поводу формирования доходов и финансирования расходов местных бюджетов.
В соответствии с федеральным законодательством бюджет муниципального образования представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Экономическая характеристика исследуемого объекта и его бюджета показала, что существует разрыв между доходами и расходами (дефицит бюджета).
Подводя итоги вышеприведенному анализу, стоит обратить внимание, что при разработке бюджетной политики муниципалитета необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях:
совершенствование системы «бюджетирования, ориентированного на результат»;
достижение сбалансированности бюджета путем продуманного секвестрования расходов. Поэтому политика сокращения расходов должна быть основана на разработанной системе приоритетов использования бюджетных средств, с учетом критериев оценки объема действующих расходных обязательств и принятия новых;
внедрение программы муниципально-частного партнерства в сфере экономики городского округа;
реформирование бюджетных учреждений, в том числе в части финансирования их деятельности;
повышение роли финансового контроля за использованием средств муниципального бюджета;
внедрение системы аудита эффективности бюджетных расходов.
Правительство Российской Федерации в Программе по повышению эффективности бюджетных расходов утвердило принципы ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
консервативность и надёжность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
формирование бюджетов с учётом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы РФ, основанных на реалистичных оценках;
ограничение бюджетного дефицита, долга и восстановление по мере мировой экономической ситуации правил, ограничивающих использование нестабильных доходов для финансового обеспечения длящихся расходных обязательств;
стабильность и предсказуемость налоговой политики;
недопустимость увязки в ходе исполнения бюджетов объёмов расходов бюджетов с определёнными доходными источниками;
полнота учёта и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение цели муниципальной политики (включая, в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых обязательств при наличии чёткой оценки необходимых для исполнения бюджетных ассигнований на весь период исполнения;
принятие новых расходных обязательств с учётом сроков и механизмов их реализации;
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);
систематический анализ и оценка рисков для бюджетной системы РФ, в том числе возникающих вследствие средне- и долгосрочных демографических тенденций изменения внешнеэкономических условий, принятия условных обязательств;
создание и поддержание необходимых финансовых резервов.
Для успешной реализации перечисленных принципов на уровне муниципальных образований Российской Федерации, субъекты Российской Федерации должны создать предпосылки для обеспечения стабильности местных бюджетов, а также устойчивых стимулов для органов МСУ по её наращиванию. Таким образом, в условиях снижения объема доходной части бюджета, снижения доступности кредитных ресурсов, а также сокращения предоставляемой финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, необходимо разработать новые подходы к формированию бюджетной политики муниципалитета.
Список использованных источников и литературы
1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. в ред. закона РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ // Российская газета. — 1993. — №237; 2008. — №267.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ в ред. федер. закона от 28.07.2012 №128-ФЗ // СЗ РФ. — 1998. — №31. — Ст. 3823.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ в ред. федер. закона от 29.06.2012 №97-ФЗ, // СЗ РФ. — 2000. — №32. — Ст. 3340.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ в ред. федер. закона 10.07.2012 №110-ФЗ, // СЗ РФ. — 2003. — №40. — Ст. 3822.
Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина РФ от 25 декабря 2008 г. №145н в ред. приказа Минфина РФ от 20 марта 2012 г. №39н // Финансовая газета. — 2008. — №№46-51.
О бюджетном процессе в Республике Карелия: закон РК от 21 июля 2001 г. №527-ЗРК в ред. закона РК от 15 января 2012 г. №1265-ЗРК // СЗ РК. — 2001. — №7;
О городских, сельских поселениях в Республике Карелия: закон РК от 1 ноября 2004 г. №813-ЗРК в ред. закона РК от 11 ноября 2009 г. №1335-ЗРК // СЗ РК. — 2004. — №11 (Ч. 1).
О муниципальной службе Республике Карелия: закон РК от 24 июля 2007 г. №1107-ЗРК в ред. закона РК от 12 января 2009 г. №1267-ЗРК // Карелия. — 2007. — №84; 2009. — №4.
Об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований бюджета Республики Карелия на очередной финансовый год и на плановый период и методики планирования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Карелия: приказ Министерства финансов РК от 23 июня 2011 г. №169 // Карелия. — 2011. — №92.
Бежаев О. Об особенностях формирования и исполнения местных бюджетов в условиях муниципальной реформы / О. Бежаев // Муниципальная власть. — 2010. — №3. — С. 52-57.
Бежаев О. Формирование местных бюджетов в переходный период / О. Бежаев // Муниципальная власть. — 2009. — №6. — С. 12-18.
Белозеров С.А. Финансы: учебник для вузов / С.А. Белозеров; под ред. В.В. Ковалева, С.Г. Горбушина. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Москва: ТК Велби, 2011. — 512 с.
Горбунова О.Н. Бюджетное право России: учебное пособие / О.Н. Горбунова, А.Д. Селюков, Ю.В. Другова. — Москва: ТК Велби, 2010. — 408 с.
Кокин И.А. Работник контрольного органа муниципального образования: учебное пособие / И.А. Кокин. — Москва: АНХ, 2009. — 328 с.
Кулаков А.В. Вновь образованные муниципальные образования: с чего начать / А.В. Кулаков. — Москва: Ключ-С, 2010. — 112 с.
Тедеев А.А. Бюджетная система России: учеб. пособие / А.А. Тедеев, В.А. Парыгина. — Москва: Эксмо, 2010. — 416 с.
Финансист муниципального образования: учебное пособие / под ред. О.Г. Бежаева и [др.]. — Москва: АНХ, 2009. — 351 с.
Финансовое обеспечение бюджетов муниципальных образований [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://parusdon.ru/index.php?
Лопарев А.А. Бюджет любит счет: проблемы и пути решения задачи повышения сбалансированности местных бюджетов [Электронный ресурс] / А.А. Лопарев // Управа. — 2011. — №8. — Режим доступа: http://www.parus.ru/index.php? page=8&mode=press&sub=386