Финансовые результаты Группы компаний «Рольф»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» г. Москва

Факультет Институт государственной службы и управления (ИГСУ)

Кафедра теории и практики государственного контроля

Направление подготовки (специальность) 38.03.01 «Экономика»

Профиль Финансовый контроль и государственный аудит

Отчет

о прохождении учебной практики

Сараджян Валентины Акоповны

2 курс обучения учебная группа № 9

Место прохождения практики: ООО «Рольф»

Срок прохождения практики: с «6» июля 2015 г. по «19» июля 2015 г.

Руководители практики:

От факультета: Ларина Светлана Евгеньевна, декан факультета государственного управления экономикой ИГСУ РАНХиГС

Целью исследования в рамках прохождения учебной практики является анализ деятельности Группы компаний «Рольф».

Объектом исследования является Группа компаний «Рольф».

Предметом — финансовые результаты Группы компаний «Рольф».

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Дать общую характеристику деятельности Группы компаний «Рольф».
  • Провести анализ финансовых результатов Группы компаний «Рольф» в 2013-2014 годах.
  • Выявить проблемы и перспективы развития Группы компаний «Рольф».

Основываясь на итогах проведенного анализа финансовых результатов предприятия, были сделаны выводы, которые содержат в себе всестороннюю оценку деятельности Группы компаний «Рольф», а выявлены проблемы и перспективы развития компании «Рольф».

автомобиль финансовый сервисный показатель

1.1 Основные направления деятельности Группы компаний «Рольф»

Группа компаний «Рольф» (ГК «Рольф») — один из лидеров российского автомобильного рынка и крупнейший в России импортер и продавец автомобилей иностранных марок. Имея за плечами 20 лет успешной работы, «Рольф» обладает уникальными знаниями и опытом на автомобильном рынке. Штат сотрудников компании составляет более 6000 сотрудников О компании Рольф [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.avtogermes.ru/company/colleagues/rolf/.

Цель и задачи деятельности ГК «Рольф» представлены на рисунке 1.

3 стр., 1313 слов

В ООО «Торгово-Строительная Компания №1»

... обоснование управленческих решений в конкретных ситуациях. Базой для прохождения практики являлось ООО «Торгово-Строительная Компания № 1», основной деятельностью которой является продажа и установка кондиционеров. Глава 1. ... более мощные модели кондиционеров такого спроса не наблюдается. Что касается предпочтений по маркам и дополнительных функций оборудования, то наблюдается повышение спроса на ...

Рисунок 1. Цель и задачи деятельности ГК «Рольф»

Группа компаний «Рольф» является единственным в России полностью диверсифицированным автомобильным бизнесом. В состав Группы компаний входит официальный дистрибьютор марки Mitsubishi в России и странах СНГ.

Являясь импортёром, дилером и продавцом, «Рольф» находится на лидирующих позициях, что даёт возможность иметь множество представительств на территории Российской Федерации.

Так, в Москве и Санкт-Петербурге действуют 35 автосалонов «Рольф». Mazda, Lexus, Audi, Ford, Jeep, Mercedes-Benz и др. — это лишь некоторые всемирно известные автомобильные марки из списка импортируемых компанией «Рольф» машин.

Благодаря широкой известности «Рольф» предлагает широкий спектр услуг в сфере автомобильного бизнеса:

  • продажа автомобилей;
  • кредитное и страховое обеспечение;
  • полное сервисное обслуживание;
  • услуга «trade-in»;
  • торговля оригинальными запчастями, комплектующими и аксессуарами к автомобилям, которые входят в предлагаемый список дилера «Рольф».

Вышеуказанные особенности обусловили развитие следующих направлений в деятельности компании «Рольф»:

1. Розничная торговля, представленная кредитным агентом «Рольф Финанс» и оператором «Blue Fish», специализацией которого является продажа автомобилей с пробегом.

2. «Рольф Импорт» является совместным предприятием, предлагающим эксклюзивные услуги в России и странах СНГ по оптовым поставкам автомобилей Mitsubishi.

3. «Rolf SCS» — это крупный логистический центр на территории России.

4. «We Love Parts» — подразделение дилера «Рольф», занимающееся импортом запчастей / аксессуаров. Складские помещения находятся в Казани, Санкт-Петербурге, Воронеже, Брянске, Екатеринбурге и Томилино.

Прибыль ГК «Рольф» складывается из нескольких источников — от продаж новых автомобилей (большая доля оборота дилера), сервисных услуг, продаж авто с пробегом, продаж финансовых продуктов и запчастей (рис. 2.).

Рисунок 2. Формирование прибыли ГК «Рольф»

Ключевой частью компании, которая приносит наибольший доход, является, конечно же, розничное подразделение (рис. 3.).

Благодаря ему, Рольф стала лучшей компанией России в сфере своей деятельности. В 2014 и 2013 году именно данная компания занимала лидирующие позиции по продажам новых автомобилей и автомобилей с пробегом.

Рисунок 3. Структура розничного подразделения «Рольф»

«Рольф» в Москве представлен 16-ю центрами, каждый из которых занимается продажей, гарантийным и сервисным обслуживанием иностранных автомобилей с пробегом.

Автосалонами «Рольф» в Москве являются:

  • «Звезда столицы» на Варшавке и на Каширке (Mercedes-Benz);
  • «Порше Центр» Ясенево;
  • «Рольф Hyundai» в Алтуфьево;
  • «Тойота Центр» Ясенево, «Лексус-Ясенево»;
  • «Ауди Центр» Север;
  • Автоцентр «Магистральный» (SKODA);
  • Автосалон «Рольф Диамант» (Mitsubishi);
  • дилер «Рольф Chrysler и Jeep», «Рольф» на Ярославском шоссе «Сити» (Mitsubishi, Hyundai);
  • «Рольф Ясенево» (Land Rover, Jaguar);
  • «Рольф Химки», «Рольф Восток», «Рольф Центр», «Рольф Юг».

Причём, «Рольф Химки» представляет модельные ряды четырёх марок: «Рольф Химки Форд (Ford)», «Рольф Химки Mazda», «Рольф Химки Хендай (Hyundai)» и «Рольф Химки Mitsubishi».

26 стр., 12532 слов

Типы рыночных структур в экономике современной России

... курсовой работы является рассмотрение типов рыночных структур в экономике современной России. Исходя из цели задачи данной курсовой работы: рассмотреть основные типы рыночных структур, присущих экономике современной России; ... Таким образом, если в странах с рыночной экономикой монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический ...

Таким образом, можно сделать вывод, что компания «Рольф» является лидером авторитейла России. На данный момент количество сотрудников Рольфа составляет свыше шести тысяч человек. Что же касается количества шоурумов, то их у компании почти сорок по всей стране. В них представлено множество автомобилей от семнадцати различных марок.

Деятельность Рольфа сосредоточена в таких городах, как Санкт-Петербург и Москва. Представленные автомобили относятся к самым различным классам, начиная от обычных вариантов массового производства, заканчивая действительно престижными моделями.

1.2 Организационная структура ГК «Рольф»

ГК «Рольф» на сегодняшний день стабильно развивающаяся группа, которая состоит из следующих взаимодействующих подразделений:

  • Аппарат Генерального директора;
  • Финансово-экономический департамент;
  • Коммерческий департамент;
  • Гарантийно-сервисная служба;
  • Департамент информационных технологий;
  • Департамент маркетинга и рекламы.

В основе структуры организации лежит координация функционирования ее подразделений. Организационная структура строится на основе выделения различных составляющих.

На рисунке 4. приведена схема построения организационной структуры ГК «Рольф», основанная на реализации необходимых функций.

Рисунок 4. Организационная структура ГК «Рольф»

Организационная структура компании — линейно-функциональная. Выбранная организационная структура ГК «Рольф» выполняет следующие требования:

  • исключение дублирования функций различных подразделений предприятия. Их функции четко разграничены и скоординированы;
  • обеспечение выполнения этими подразделениями поставленных перед ними задач в определенные сроки с минимальными ресурсами;
  • организационная структура является предельно простой, легкообозримой, что свидетельствует о ее гибкости и оперативности среды предприятия;
  • уменьшение иерархичности структуры управления и ее растянутости по вертикали.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что линейно-функциональная организационная структура позволяет ГК «Рольф» соблюсти принцип единоначалия, способствует быстроте реакции в ответ на прямые указания. Присутствует ясно выраженная ответственность и единство распорядительства.

1.3 Организация сервисного обслуживания и продаж финансовых услуг

В современных условиях, продажи могут падать, поэтому ГК «Рольф» не концентрируется только на розничном направлении бизнеса. Все «сопутствующие» услуги «Рольф» воспринимает и развивает как приоритетные с точки зрения прибыльности. Например, важным источником прибыли «Рольф» является продажа финансовых услуг (кредитные и страховые продукты, а также другие услуги, например, помощь на дорогах).

Прежде всего, «Рольф» обращает внимание на увеличение таких показателей как охваты по ОСАГО и КАСКО (увеличение % клиентов, приобретающих страховки при покупке автомобиля), а также на пролонгацию страховых полисов уже существующих клиентов.

Отметим, что страхование КАСКО — это не только прибыль в виде комиссионного вознаграждения от страховых компаний. Это и залог стабильной загрузки кузовных цехов «Рольф», что немаловажно.

«Рольф» получает прибыль и от опциона — продажи дополнительного оборудования и аксессуаров. В среднем в Розничном подразделении «Рольф» продается дополнительного оборудования на сумму 60 000 рублей на один автомобиль. Это хорошая прибавка к маржинальности ГК «Рольф».

Большое внимание «Рольф» обращает на продажи авто с пробегом. Рынок автомобилей с пробегом не столь чувствителен к экономическим колебаниям, хотя растет медленнее, чем рынок продаж новых авто. 35% продаж автомобилей с пробегом сконцентрированы в метрополиях (Москва и Петербург), что характерно, в этих же регионах самая высокая доля так называемых «дилерских продаж» Лобода В. Обзор российского автомобильного рынка от участников рынка / В. Лобода // Автостат, 2014. — №5 — С. 28. Соответственно, «Рольф» использует этот потенциал.

2011 году компания «Рольф» начала реализацию проекта CRM/CLM (CLM — Customer Lifecycle Management — управление жизненным циклом клиента).

Была создана программа, которая генерирует контакты с клиентом в течение всего срока эксплуатации автомобиля, например:

  • Звонок продавца после продажи с целью поинтересоваться, нравится ли клиенту автомобиль, не возникли ли у него какие-либо вопросы;
  • Звонок мастера сервисной станции с целью записи на ТО;
  • Звонок отдела кредитования и страхования для пролонгации страхового полиса (через год после покупки авто);
  • Снова звонок мастера — запись на следующее ТО.

Цель — через три года после окончания гарантийного срока подвести клиента к трейд-ин, «замкнуть» жизненный цикл автомобиля и начать уже новый цикл с новым автомобилем. А старый автомобиль перейдет к другому клиенту и начнется другой цикл (рис. 5.).

Рисунок 5. Схема проекта CRM/CLM

Запустив программу CRM\CLM, в «Рольфе» провели обзвон клиентов по существующей базе и выяснили, что 20% клиентов, с которыми компания контактировала неактивно в течение последних двух лет, купили свой новый автомобиль — и вовсе не в «Рольфе». Это было обусловлено тем, что компания была недостаточно внимательна к ним.

Еще одно преимущество CRM\CLM — передача информации о клиентах большому количеству сотрудников. Таким образом, решается проблема, возникающая, когда продавец-консультант уходит из компании со своей клиентской базой. Теперь даже если продавец уходит, клиентская база остается в компании, контакт покупателя доступен руководителю отдела продаж, он передает его другому специалисту. Это стратегический проект «Рольф», компания видит в нем будущее.

Летом 2011 года «Рольф» запустил пилот программы лояльности в автоцентре «Ауди Центр Север». Зимой 2012 к программе подключилась «Звезда Столицы», в течение 2015 года планируется подключить все бренды «Рольф». Данная программа не скидочная, а бонусная — именно это позволяет удерживать клиентов. За каждую покупку клиент получает баллы, которыми может расплатиться при следующем визите к «Рольф». Клиент также получает дополнительные баллы, в случае, если приводит своих друзей за какой-либо покупкой.

В принципе, говоря о ключевом рыночном тренде, которому каждый дилер должен соответствовать, нужно отметить следующее: ушли в прошлое времена, когда мы продавали автомобили. Теперь «Рольф» продает не столько сам продукт, сколько мобильность — удобство эксплуатации авто.

Сюда входят:

  • финансирование сделки — кредиты и т.д.;
  • гарантия защищенности водителя и его автомобиля на дороге — страховые продукты;
  • комфортабельное и выгодное сервисное обслуживание — сервисные контракты, продленная гарантия;
  • помощь на дорогах;
  • прочие опции — например, школа экстремального вождения.

Желая соответствовать ключевому рыночному тренду, в конце 2011 года Розничное подразделение «РОЛЬФ» внедрило несколько услуг, которые оказались очень востребованными среди клиентов.

Так, например, «Рольф» запустил службу технической поддержки ночью. Каждую ночь дежурит один технический специалист, который отвечает на звонки клиентов по мобильному телефону. Он может проконсультировать клиента, если проблему можно решить на месте, может вызвать для него эвакуатор, если неисправность можно устранить только на сервисной станции.

Помимо этого, сервисная станция «Рольф Юг» работает 24 часа в сутки. Многим клиентам удобно приезжать на станцию поздно вечером или ночью, когда нет пробок. Это также очень выгодно корпоративным клиентам: днем их машины должны «работать» для бизнеса, поэтому ремонтировать их целесообразнее ночью.

Автовладельцу, который сдает авто в ремонт, хочется оставаться мобильным. В связи с этим, «Рольф» предоставляет всем желающим автомобили по льготной цене 990 рублей в сутки. Услуга пользуется огромным спросом — действительно, один день передвижения на такси в Москве будет стоить явно больше этой суммы Официальный сайт Группы компаний «Рольф» [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.rolf.ru/.

Итак, «Рольф» продает клиенту не автомобили, а мобильность и эмоции. Компания идет к клиенту, слышит его и работает на его желание сотрудничать с «Рольф» долго.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что ГК «Рольф» сегодня — это группа компаний с тотально диверсифицированным автобизнесом. Здесь есть розничное направление, дистрибуция автомобилей, запасных частей, бизнес в сфере логистики, сектор «Blue fish» (закупка и реализация автомобилей с пробегом).

Кроме того, своим клиентам «Рольф» предлагает полный пакет финансовых и страховых услуг, сервисное обслуживание.

Старт развитию сети дилерских центров «Рольф» был положен в 1991 году, когда первый центр появился в Москве.

На данный момент розничная сеть состоит из более, чем трех десятков шоу-румов, расположенных в двух столицах. В портфеле брендов присутствуют как массовые марки, так и автомобили премиум-класса.

Таким образом, компания «Рольф» показывает стабильное улучшение сервиса, увеличение ассортимента, колоссальный рост прибыли, количества клиентов и количество проданных автомобилей. Это только подтверждает тот факт, что компания неизменно постепенно укрепляет свою позицию лидера, увеличивая пропасть качества, престижности и авторитета между собой и своими конкурентами.

2.1 Анализ основных финансовых показателей ГК «Рольф»

В 2014 году выручка ГК «Рольф» составила 131 101 миллион рублей. Это на 27 575 миллионов рублей или на 26,64% выше показателя 2013 года. , Таблица 1. Основные финансовые показатели ГК «Рольф» в 2013-2014 годах, тыс. руб.

Показатель

2014

2013

Выручка

131101010

103525829

в том числе:

Автомобили

111166119

86943783

Запасные части, обслуживание и др.

19934891

16582046

Расходы

124742291

100947877

в том числе:

Транспортные средства, расходные материалы и услуги

112369062

89187216

Логистика, страхование и реклама

1345184

1515267

Компенсации и поощрительные выплаты сотрудникам

7660248

6733472

Офисные расходы, деловые поездки и услуги

1563924

1362121

Амортизация

1290147

1118331

Переоценка стоимости актива

1105

Выставки, презентации, ярмарки

430224

Прочие операционные расходы, нетто

513726

600141

Курсовые разницы, нетто

34265

69165

Операционный доход

6392984

3507565

Финансовые доходы

149665

115720

Финансовые расходы

1640645

1436036

Курсовые разницы / (убыток) по займам наличными

16637

635523

Доля в прибыли ассоциированных компаний и совместных предприятий

1014938

505302

Прибыль до выплаты налога на прибыль

5933579

2057028

Расходы по подоходному налогу

1276300

432385

Чистая прибыль

4657279

1624643

Прибыль, приходящаяся на владельцев компании

4657279

1624643

Чистая прибыль ГК «Рольф» в 2014 году составила 4 657 миллионов рублей. Это на 3 033 миллиона (186,67%) больше, чем в 2013 году.

Показатель EBITDA за отчетный период увеличился на 3 962 миллиона рублей (84,28%) и составил 8 664 миллиона рублей.

Чистый долг в 2014 году снизился на 837 миллионов рублей (8,55%).

Соотношение чистый долг/EBITDA на 31.12.2014 составило 1,03.

Бухгалтерский баланс ГК «Рольф» за 2014 год представлен в Приложении 1.

Выдающиеся финансовые результаты деятельности ГК «Рольф» в 2014 году стали результатом реализации долгосрочной стратегии развития, нацеленной на достижение абсолютного лидерства в российском авторитейле, причем, не только в объеме продаж, но и в эффективности бизнеса. Кроме того, управленческая команда ГК «Рольф» предприняла ряд важных антикризисных мер, таких как перевод кредитного портфеля группы компаний в рубли, снижение расходов и фокус на прибыльности продаж и сервиса.

В результате соотношение чистый долг/EBITDA удалось снизить с 2,08 на 31 декабря 2013 до 1,03 на 31 декабря 2014. За этими цифрами стоит огромная работа всех сотрудников компании и, конечно же, многолетняя лояльность клиентов.

Согласно представленному компанией отчету, итоги работы оказались более чем удовлетворительными, несмотря на сложную ситуацию на автомобильном рынке России. Вопреки падению российского рынка новых автомобилей в России в 2014 году на 10,3%, компания «Рольф» увеличила продажи новых автомобилей на 14,4% по сравнению с 2013 годом, реализовав 91 693 автомобиля.

При этом доля компании «Рольф» в продажах новых иномарок в России в 2014 году выросла по сравнению с 2013 годом на 0,9 п.п. и составила 4,7%. Также, согласно озвученной компанией статистике, «Рольф» стал лидером на российском рынке по корпоративным продажам (20 643 проданных автомобиля в 2014 году) Rolf group to announce its financial results 2014 [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.rolfgroup.com/investor/.

На рисунке 6. представлены доли городов в продажах новых иномарок.

Рисунок 6. Доли городов в продажах иномарок

На рисунке 6. видно, что в 2014 году в Москве реализовано 33% от общего количества проданных иномарок, в регионах реализовано 58%, в Санкт-Петербурге продано всего 9% новых иномарок. По состоянию на июнь 2015 года в Москве, регионах и Санкт-Петербурге реализовано 32%, 58% и 9% новых иномарок соответственно.

Свои успехи в компании объясняют реализацией стратегии развития бизнеса, запущенной несколько лет назад, что позволило компании подготовиться к периоду экономической нестабильности и добиться максимальной эффективности деятельности. В рамках этой стратегии была проведена глобальная реконструкция, которая включала различные аспекты.

Во-первых, вся деятельность «Рольф» была консолидирована в рамках четырех юридических лиц, а управляющая компания переехала в собственный офис на Алтуфьевском шоссе.

Во-вторых, была реорганизована структура продаж компании за счет увеличения доли премиальных брендов, которая планомерно увеличивалась с 4,5% в 2008-м году до 18% в 2014-м.

Еще один фактор успеха можно отнести к удаче: «Рольф» успел завершить все инвестиционные проекты до кризиса, и на данный момент не обременен валютными кредитами, что ставит компанию в выгодное положение относительно многих других участников рынка.

И, наконец, реализована концепция под названием «коммунальные квартиры», когда дилерские центры входящих в портфель автомобильных марок, располагаются по соседству на свободных площадях, которыми располагает компания. Это позволяет упростить логистику и привлечь больше покупателей.

Но главный секрет успеха заключается в том, что бизнес-модель деятельности «Рольф» полностью адаптирована для максимизации кумулятивной маржи от сделок. Так в компании называют манипуляции с доходностью каждой сделки, с целью повышения итоговой прибыли.

Здесь компания «Рольф» показывает завидную гибкость. Например, дилерский центр может выкупить клиента старую машину подешевле, но дать при этом скидку на новую. Либо выкупить машину подороже, но скидку на новую машину не дать. Подарить клиенту страховку или сигнализацию, но скидку вообще не дать. Когда все компоненты маржи складываются вместе, это дает компании «Рольф» хорошую экономику.

Таким образом, можно сделать вывод, что результаты 2014 года красноречиво свидетельствует о том, что компания «Рольф» выбрала верную стратегию развития.

2.2 Анализ портфеля брендов ГК «Рольф»

Важным слагаемым в формуле успеха «Рольф» стал удачно подобранный портфель брендов с широкой линейкой премиальных марок и большой долей локализованных моделей у производителей массового сегмента. Стратегия долгосрочного сотрудничества с корпоративными партнерами также принесла свои плоды.

И, разумеется, фундамент лидерства — выстроенные бизнес-процессы и квалифицированный персонал.

На портфель брендов, который на сегодняшний день включает 17 автомобильных марок, стоит обратить отдельное внимание. В арсенал «Рольф» сегодня входят Alfa Romeo, Audi, Chrysler, Ford, Jaguar, Jeep, Land Rover, Lexus, Hyundai, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Porsche, Renault, Skoda, Smart, Toyota.

Как показывает статистика продаж «Рольф», на фоне экономических пертурбаций, наибольшую устойчивость показал не только «премиальный сектор», но и бренды, имеющие наиболее высокую локализацию производства в России. Именно на такие бренды и делает ставку компания (рис. 7).

Рисунок 7. Сравнительная диаграмма портфеля брендов ГК «Рольф» в 2008 и 2014 годах

Если смотреть разбивку на массовые и премиальные, то в целом в 2014 (по сравнению с 2013 г.) продажи новых авто выросли на 14,41%, премиум — на 35,31%. И это характерная для рынка ситуация, потому что премиум чувствует себя увереннее.

Согласно отчетности «Рольф», в 2014-м году компания реализовала:

  • 20 617 новых автомобилей Hyundai, что соответствует доле 11,48% в продажах корейского бренда на российском рынке;
  • 19 865 новых автомобилей Mitsubishi (24,79% в российских продажах марки);
  • 11 038 новых автомобилей Ford (16,73% от продаж бренда в России);
  • 5 945 новых автомобилей Mazda (11,72% рынка марки),
  • 1 147 новых автомобилей Chrysler и Jeep(13,73%) и 37 новых Alfa Romeo (38,54%) Компания Рольф — лидер российского авторынка [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.carexpert.ru/news/2015-04-01/cn14586/.

Восемь дилерских центров компании «Рольф» стали первыми по объемам продаж новых автомобилей с одной точки в рамках своих брендов:

  • «Ауди Центр Север» продал в 2014 году 4 427 новых автомобилей, что соответствует доле российского рынка Audi 13,02%;
  • «Лексус-Ясенево» — 1 461 автомобиль (доля 7,63% рынка Lexus в России);
  • «Рольф Alfa Romeo» — 37 автомобилей (38,54% рынка марки);
  • «Рольф Диамант», официальный дилер Chrysler и Jeep — 843 автомобиля (10,09%);
  • «Рольф Химки», официальный дилер Mazda — 2 609 автомобилей (5,14%);
  • «Рольф Центр Магистральный», официальный дилер Skoda — 3 049 автомобилей (3,61%);
  • «Тойота Центр Ясенево» — 5 237 автомобилей (3,23%);
  • «Рольф Юг», официальный дилер Mitsubishi — 3 885 автомобилей (4,85%).

Подразделение Blue Fish, отвечающее за реализацию автомобилей с пробегом, также продемонстрировало рост продаж на 36,3% — до 24 674 автомобилей Там же.

Из приведенных данных становится очевидным внимание к степени локализации массовых автомобилей — их цена существенно меньше зависит от ситуации на валютном рынке.

Чем больше автомобиль локализован, чем больше комплектующих производится в России, чем меньше его цена зависит от стоимости валюты, тем ниже у него стоимость и тем большую прибыль может получить автодилер. И если ранее «Рольф» не занимался автомобилями LADA, то сейчас, в компании не исключают, что настала пора более внимательно отнестись к «народному автопрому», учитывая, что с 2013-го года доля продаж уже имеющегося в портфеле Renault выросла с 3 до 3,8 процентов в 2014-м году.

2.3 Анализ продажи подержанных автомобилей, финансовых и страховых продуктов

Еще одно направление развития компании «Рольф» — это продажа подержанных автомобилей подразделением Blue Fish. Если в 2013-м году «РОЛЬФ» продал 18108 подержанных автомобилей, то в 2014-м уже 24674 машин.

Необходимо отметить, что «Рольф» занимает первое место по продажам подержанных авто в России (рис. 8.).

Рисунок 8. Рейтинг продаж авто с пробегом в России

Увеличение доли подержанных автомобилей в выручке «Рольф» может положительно сказаться на рентабельности. Маржинальность этого бизнеса — до 10%, а рентабельность продажи новых автомобилей в 2015-2016 гг. при консервативном сценарии может упасть до нуля.

Увеличивать долю на вторичном рынке «Рольф» может за счет развития комплексных программ, включающих не только проверку и продажу, но и привлекательные гарантийные, страховые и кредитные программы. В связи с этим, компании «Рольф» предлагается активизировать кооперацию со страховщиками, банками и автозаводами, развивать комиссионные программы и trade-in.

Отдельная гордость ГК «Рольф» — показатели реализации финансовых и страховых продуктов. Доля продаж в кредит в 2014 году достигла 45% (в 2013_м находилась на уровне 36%), а удельная выручка F&I на один новый автомобиль составила 19 700 рублей (рис. 9).

Рисунок 9. Результаты холдинга «Рольф» в направлении F&I

В 2014 году «Рольф» выдал автокредитов на сумму более 19 миллиардов рублей и оформил полисов каско на 4,78 миллиарда. Наиболее впечатляют темпы роста сопутствующих сегментов: сборы от продажи полисов страхования жизни выросли на 77% и достигли 732 миллионов рублей, а полисов Gap-страхования удалось реализовать на 236 миллионов, увеличив объем более чем в четыре раза «Рольф» идет на опережение: рекордные результаты за всю историю холдинга [Электронный ресурс] — Режим доступа: abreview.ru/ab/events/rolf_idet_na_operezhenie/.

Во-первых, важную роль для рынка сыграла государственная программа субсидирования автокредитов. В первые месяцы, когда она начала действовать, доля кредитных продаж в дилерских центрах ГК «Рольф» выросла с 45% до 50%. Во-вторых, возросла роль собственных финансовых программ автопроизводителей: в зависимости от бренда на них приходится от 60% до 90% объема кредитных продаж.

В результате проведенного анализа финансовых результатов ГК «Рольф», можно сделать вывод, что с учетом уроков прошлого кризиса, к новому кризису в компании «Рольф» подготовились заранее:

  • Провели глобальную реструктуризацию: сократили число юридических лиц до четырех, и, соответственно, получили сокращение документооборота, оптимизацию бухгалтерии, сокращение количества расчетных счетов.
  • Перевели долги в рубли в 2013 году, благодаря чему избежали убытков от динамики курса в 2014 году;
  • Перевели главный офис на меньшие площади;
  • завершили недострои;
  • «Уплотнили» имеющиеся центры, дополнив их новыми брендами;
  • реализовали стратегию развития премиальных брендов (в 2008 доля премиальных брендов в портфеле компании была 4,5%, в 2014 она увеличилась до 15%);
  • Реализовали стратегию кумулятивной маржи;
  • Увеличили продажи автомобилей с пробегом;
  • внедрили новые финансовые продукты;
  • Разработали и приступили к реализации стратегии корпоративных продаж.

Таким образом, вышеперечисленные мероприятия позволили компании «Рольф» даже в кризисное время стать лидером российского автобизнеса.

3.1 Тенденции развития ГК «Рольф» в 2015 году

В первом полугодии 2015 года в компании «Рольф» продажи снизились примерно на 20%. При этом, премиальный дивизион «Рольф Премиум» показывает рост, в сравнении с январем 2014 года. Цифры пока предварительные, но в компании не ждут, что они всерьез изменятся Официальный сайт Группы компаний «Рольф» [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.rolf.ru/.

Премиум-сегмент пока остается локомотивом продаж. Продажи Mercedes-Benz даже немного увеличились — этот рост отражает сильные позиции марки на рынке.

Сильнее других упали продажи Ford и Jeep — это объясняется, прежде всего, тем, что цены по этим брендам выросли сильнее других. Еще одна интересная закономерность: меньше упали продажи тех марок, цены на которые не так сильно выросли в ноябре-декабре. Например, продажи Hyundai снизились, но не столь сильно, как по остальным брендам, — примерно на 15%.

Кроме того, в компании «Рольф» отметили, что в 2015 году рынок автомобилей с пробегом, и особенно его дилерский сегмент, будет расти Там же.

Говоря о рынке новых автомобилей, необходимо отметить, что основными драйверами продаж, как и прежде, будут выступать кредитные продукты. Уже сегодня покупатель отдает предпочтение именно покупке в кредит, и в дальнейшем эта тенденция сохранится. Причем влияние государственных программ на бизнес ГК «Рольф» минимально — ставка делается на продукты кэптивных банков.

Наиболее перспективными нишами в ближайшие годы будет сегмент SUV и доступный В-класс. Однако ГК «Рольф» делает ставку на премиум-сегмент, поскольку он менее насыщен, более устойчив к экономическим колебаниям и имеет хорошие перспективы в связи с появлением в линейке премиум-брендов новых, более доступных по цене моделей (Audi Q3, Land Rover Evoque и т. д.).

Что касается рынка подержанных автомобилей, то в общероссийских и масштабах он также будет расти, хотя и не столь уверенно, как рынок новых автомобилей (осторожный прогноз — +3%).

Зато, по мнению экспертов, он более устойчив к экономическим колебаниям. Сегодня доля дилерских продаж на рынке подержанных автомобилей составляет всего 4% — остальные сделки приходятся на так называемый частный сектор (продажа из рук в руки, по объявлениям, на рынках) «Рольф»: как удержаться на плаву в кризис [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.autodela.ru/main/top/review/rolf_pwc_apr2015.

Однако, мировой опыт показывает: рано или поздно дилеры сделают ставку именно на подержанные автомобили, как это уже произошло в США или Европе. Именно поэтому ГК «Рольф» планирует активно развивать это направление, делая ставку на trade-in.

Интересно, что Петербург в этом смысле выглядит даже привлекательнее столицы, где уже сегодня доля дилерских продаж на вторичном рынке почти сравнялась с европейскими показателями. В то же время в Петербурге на долю дилеров приходится лишь 6,1% рынка подержанных автомобилей — а значит, есть серьезные перспективы. Так, в 2014 году на долю «Рольфа» пришлось 22 276 единиц или 14,5% всех проданных в городе автомобилей Там же.

Кризис 2009 года показал, что любые масштабные экономические колебания отражаются, прежде всего, на региональных подразделениях. Именно поэтому в ближайшее время ГК «Рольф» не планирует экспансию в регионы, предпочитая сделать ставку на метрополии — Москву и Санкт-Петербург. Так, в Северной столице появился новый дилерский центр Land Rover Jaguar «Рольф Октябрьская», а в Москве открылся автоцентр Mercedes-Benz на Каширском шоссе.

Еще одно важное направление, которое позволит увеличить прибыльность, — это оказание всего спектра дополнительных услуг при покупке (в среднем +1,7% к марже) и вышеупомянутая стратегия по удержанию клиента, получившая название «Проект CRM/CLM». В случае успешной реализации этой стратегии по истечении трех лет владелец вернется в дилерский центр и обменяет свой автомобиль на новый по системе trade-in.

Также в ГК «Рольф» ожидают, что сегмент подержанных автомобилей получит еще большее развитие, поскольку недоверие к «серым» дилерам и частникам на российском рынке растёт.

«Рольф» планирует привлечь покупателя «честной игрой», когда в отношении машины можно будет отследить не только все манипуляции со сменой владельца и возможным сопутствующим кредитным «грузом», но и своевременность и правильность технического обслуживания.

Последнее — это тоже серьёзное направление развития ГК «Рольф». Если многие трехлетние машины уходят от официальных дилеров, то пятилетние машины снова возвращаются к «официалам». Это связано с тем, что к этому возрасту большинство автомобилей требуют уже более квалифицированного и сложного ремонта и диагностики, чего не могут обеспечить «гаражные автосервисы».

Стратегия «Рольф» тут заключается в том, чтобы снизить издержки на ремонт. В качестве одного из путей — создание единых ремонтных мощностей сразу для нескольких брендов портфеля. Хотя для целого ряда операций подобного рода «сборная солянка» нереализуема как из-за дилерских обязательств, так и из-за необходимости отдельной сертификации специалистов и оборудования, то, например, для «кузовщины» такой подход вполне может быть реализуем. Учитывая, что это направление — одно из самых весомых в общем списке стандартных работ автосервисов, потенциал для оптимизации здесь очень широкий.

3.2 Проблемы развития ГК «Рольф»

Рассмотрим проблемы развития компании «Рольф». В первую очередь, это, конечно же, снижение покупательской способности населения.

Хороший эффект в повышении покупательской способности дают разные способы господдержки — это и субсидирование программы утилизации автомобилей, и льготное кредитование, и госзакупки автомобилей, и лизинг. Последнее, кстати, могло бы неплохо помочь выдержать кризис автомобильной отрасли, но пока частные покупатели попросту не готовы к такой форме товарно-денежных отношений.

Но, надо сказать, сам «Рольф» не видит «портрета частного покупателя» автомобилей в лизинг — возможно, именно отсутствие понимания и внятного предложения как раз и мешает развитию этого направления в «Рольф». Драйвером рынка скорее будет льготное автокредитование, однако о результатах можно будет говорить только через полгода. А восстановления уровня продаж 2012-го года можно ожидать не ранее, чем через 5 лет.

Возможно, в 2015 году «Рольф» покинут еще один-два автомобильных бренда. На сегодняшний день большинство концернов подписали с российским правительством соглашения о промышленной сборке своих автомобилей. Некоторые из них продолжают работать на условиях прежней редакции, такие как Toyota, Peugeot-Citoren и Hyundai, но крупнейшие игроки работают по новым соглашениям, предусматривающим больший объем производства и более высокий уровень локализации.

В период с 2018 г. по 2020 г. истекает срок действия большинства соглашений о промышленной сборке, после чего сниженные таможенные пошлины больше не будут обеспечивать дополнительное преимущество для локальных производителей. В этот период локальное производство может быть более выгодно, чем импорт, только в случае достаточно больших объемов производства и глубокого уровня локализации, а также поддержки на государственном уровне.

Снижение курса рубля создало предпосылки для дальнейшей локализации производства автомобилей в России, что является одним из стратегических приоритетов в развитии российской автомобильной отрасли.

Однако решение инвесторов об инвестициях в производство в России будет в значительной степени зависеть от нескольких факторов:

  • Объема внутреннего рынка;
  • Экспортных возможностей (с учетом взаимоотношений России с соседними странами);
  • Понимания инвесторами и участниками рынка дальнейшей стратегии развития отрасли.

Также следует отметить, что в настоящее время компания «Рольф» большую долю своих доходов получает от продажи автомобилей — как в виде «собственной розницы», так и виде дистрибуции (левая диаграмма рис. 10.).

Рисунок 10. Структура распределения доходов ГК «Рольф»

Такую «однобокость» компания считает неграмотной. Как должна выглядеть оптимальная структура доходов «Рольфа» по мнению руководителя компании — можно увидеть на правой диаграмме рисунка 10.

В настоящее время «Рольф» ведет переговоры с тремя компаниями-производителями грузовиков. Этот шаг тоже выглядит более чем логичным.

Имея солидный по размерам грузовой парк (492 специализированных транспортера: 172 собственных и 320 — в долгосрочной аренде) и намереваясь его увеличить (компания приобрела еще 150 грузовиков), «Рольф» может без существенных затрат взяться и за новую для себя сферу грузового автотранспорта.

Развиваться «Рольф» намерен не только по маркам, но и «вширь». Компания закончила строительство дилерских центров Toyota и Lexus, открыла девятнадцать новых дилерских центров. При этом, со своим собственным брендом «Рольф» не намерен выходит за пределы Москвы и Петербурга. В других городах и регионах компания будет находить «субподрядчиков».

Возможная реализация собственных планов Mitsubishi компанию «Рольф» не смущает. По мнению ее руководства (причем, похоже, согласованного с Mitsubishi), японский производитель не будет развивать собственную сеть, а пойдет по пути совместных дилерских компаний с российскими фирмами. Эту схему «Рольф» отработал на бренде Hyundai — теперь торговля автомобилями этой марки пойдет через фирму, в которой «Рольф» будет иметь 20% акций, а остальное будет принадлежать Hyundai Motor Company.

Подводя итог, можно сделать вывод, что производственные планы компании «Рольф» грандиозны и многолики: здесь и инвестиции в развитие сервисных мощностей, и увеличение в два раза существующего объема продаж, и развитие проекта Rolf Shop (продажа автомобильных аксессуаров под собственным брендом), и первая в России компания (Blue Fish) по дистрибуции сертифицированных автомобилей с пробегом…

Однако, ключевыми факторами, влияющими на деятельность ГК «Рольф», в этом году станут геополитическая ситуация, цены на нефть, курс рубля, ситуация на рынке автокредитования и уровень государственного стимулирования авторынка.

Несмотря на то, что ключевых факторов развития много, а ситуация слишком неопределенная, если господдержки не будет, ГК «Рольф» ждут тяжелейшие времена. По оптимистичным прогнозам падение рынка в 2015-м году составит 25%, а по пессимистичным — 40%.

В результате проведенного анализа, было установлено, что при падении рынка новых автомобилей в России в 2014 году на 10,3% продажи «Рольф» выросли на 14,4%. Вторичный рынок вырос на 6% (по оценке «Автостата»), при этом продажи подержанных авто в «Рольфе» увеличились на 36,3%, что также является самым высоким показателем в России.

В 2014 году ГК «Рольф» продала 91,7 тысячи новых легковых автомобилей и 24,7 тысячи автомобилей с пробегом (через компанию Bluefish).

Доля «Рольф» в продажах легковых и легких коммерческих автомобилей в России за 2014 год составила 3,69%.

В компании считают, что роста на фоне снижения рынка удалось добиться за счет удачно подобранного портфеля брендов с широкой линейкой премиальных марок и большой долей локализованных моделей у производителей массового сегмента, качественной стратегии долгосрочного сотрудничества с корпоративными партнерами, а также правильно выстроенных бизнес-процессов и квалифицированного персонала.

В складывающейся сегодня на рынке очень непростой ситуации ГК «Рольф» — один из крупнейших операторов российского автомобильного бизнеса — продолжает динамично и плодотворно развиваться.

В 2011 году «Рольф» защитила стратегию развития компании до 2015 года, где определили основные вехи этого развития и приоритетные цели. В частности, розничное направление было признано ключевым бизнесом ГК «Рольф». Именно на нем сейчас концентрируются все силы компании.

Сегодня розничное направление занимается мультибрендовыми продажами автомобилей. В то же время, развивая мультибрендовую концепцию в своем формате и концентрируясь на премиальном сегменте, в 2014 году компания пополнила портфель брендов «Рольф» четырьмя премиальными марками: Porsche, Jaguar Land Rover, Chrysler и Jeep.

В Санкт-Петербурге прошлой осенью состоялся запуск автоцентра Jaguar Land Rover, в феврале 2013 года открылся обновленный дилерский центр «Рольф Автопрайм Jaguar Land Rover» на Полюстровском проспекте в Петербурге. В Москве в этом году на Каширском шоссе открылся второй дилерский центр Mercedes-Benz, начал работу салон Chrysler и Jeep на Алтуфьевском шоссе.

Таким образом, ГК «Рольф» активно развивается в этом направлении, доля премиальных марок сегодня достигает 13 %, обеспечивая компании хороший баланс брендов.

Ключевыми факторами, влияющими на деятельность ГК «Рольф», в 2015 году станут геополитическая ситуация, цены на нефть, курс рубля, ситуация на рынке автокредитования и уровень государственного стимулирования авторынка.

In thousands of Russian Roubles

Note

Share capital

Share Reorganisation Premium reserve

Other reserves

Retained earnings

Total

Balance at 1 January 2013

292

9,359

1,461

2,487,659

8,770,941

11,269,712

Realised revaluation reserve, net of tax

18

(102.346)

102,346

16,560

Total comprehensive (Io8s)/income for the year

(85,786)

1,726,989

1,641,203

Distributions before reorganisation

32

(775,997)

(775,997)

Share of non-controlling interest disposal in associate equity

3

(4,425)

(4,425)

Transactions with owners

(780,422)

(780,422)

Balance at 31 December 2013

292

9,369

1,461

2,401,873

9,717,608

12,130,493

Profit for the year

4,657,279

4.657,279

Other comprehensive income

18

384.561

.

384,561

Realised revaluation reserve, net of tax

18

.

(102.346)

102,346

Total comprehensive income for the year

282,215

4,759,625

5,041,840

Distributions before reorganisation

32

(2,247,444) (2,247,444)

Dividends

17,32

384,961

(384,961)

Reorganisation of the qroup

1,32

114

7.643

(3S6.422)

378,665

Transactions with owners

17

114

7.643

(1,461)

(2,253.740) (2,247.444)

Balance at 31 December 2014

406

17,002

2,684,088

12,223,393

14,924,889