Развитие экономики, повышение эффективности производства, устойчивый экономический рост не в последнюю очередь связаны с воспроизводством рабочей силы, тенденциями развития занятости населения России и ее регионов. В свою очередь, формирование занятости в средне — и долгосрочной перспективе обусловлено изменениями в динамике и структуре производства, параметрами финансово-кредитной и инвестиционной политик, мерой участия государства в регулировании воспроизводства населения и трудовых ресурсов.
Современные макроэкономические проблемы анализа, прогнозирования и управления динамикой занятости, ее структурными характеристиками и рынком труда должны рассматриваться в контексте многообразия прямых и обратных связей с другими важнейшими макроэкономическими и демографическими процессами, происходящими сегодня в России. Это, в свою очередь, будет способствовать решению чрезвычайно актуальной для России задачи согласования политики занятости и регулирования рынка труда, демографической, инвестиционной, финансовой, промышленной и других политик. Основой этого является перспективный средне — и долгосрочный прогноз социально-экономического развития страны и ее регионов.
Динамика занятости, ее структурные характеристики в значительной степени зависят от решений, принимаемых в области развития отраслей, инвестиционных, финансовых программ, политики доходов, развития системы образования и др.
В современных условиях рыночного реформирования российской экономики занятость и ее регулирование на региональном уровне представляются исключительно важной и актуальной проблемой. Это объясняется, прежде всего, тем, что обеспечение полной и эффективной занятости, рассматриваемое как главная цель и средство достижения достойного уровня жизни населения в социально-ориентированной экономике, возможно лишь при эффективном целенаправленном регулировании процессов, происходящих на рынке труда и в сфере занятости населения. Для городов России переход к рынку характеризуется резким сокращением численности занятого населения в экономике и, особенно, в материальной сфере производства, перераспределением работающих по формам собственности, отраслям и сферам деятельности, значительной дифференциацией структуры общей и регистрируемой безработицы, усилением напряженности на рынке труда и ростом числа социально-незащищенных граждан.
Актуальность темы состоит в том, что занятость населения является одним из центральных проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости — одна из основных целей макроэкономической политики любого государства.
Центр занятости населения
... Федеральной службы по труду и занятости, их права и обязанности Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) - это федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Она ...
Объектом исследования — занятость населения в современной экономике.
Предметом исследования — макроэкономика.
Цель исследования — изучение теоретических аспектов проблем занятости населения.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- изучить теорию и методологию трудовых ресурсов и рынок труда;
- провести экспресс-диагностику показателей занятости и рынка труда;
- рассмотреть проблемы занятости населения.
Трудовые ресурсы являются наиболее подвижным фактором производства. Для обоснования ее величины особое значение имеет прогнозирование численности и структуры населения.
Население страны разделяется на экономически активное (рабочую силу) и экономически неактивное. Рабочая сила включает занятых экономической деятельностью и безработных. Наряду с экономически активным населением для описания человеческих ресурсов в нашей стране используется понятие «трудовые ресурсы». Оно по своему содержанию шире экономически активного населения, так как включает учащихся с отрывом от производства, домохозяек и других трудоспособных граждан трудоспособного возраста. В современных условиях для характеристики человеческих ресурсов Российской Федерации можно использовать оба понятия [4, с.27].
Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением общественных и личных потребностей, не противоречащая действующему законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).
Полная занятость — предоставление трудоспособному населению реальных возможностей заниматься общественно полезным трудом.
Рациональная занятость представляет собой использование трудовых ресурсов с учетом их половозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его территориального размещения.
Эффективная занятость — это отбор оптимальных вариантов организации процессов воспроизводства рабочей силы с точки зрения как экономических, так и социальных критериев.
Эффективная занятость не тождественна рациональной, поскольку последняя не всегда экономически выгодна. Примером может служить строительство новых объектов в целях улучшения демографической структуры, вовлечения в общественное производство трудоспособного населения.
Следует различать виды и формы занятости.
Виды занятости — это распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства: в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и т.д.
Формы занятости — организационно-правовые способы, условия трудоиспользования (полный или неполный рабочий день, жесткий или гибкий режим труда и отдыха, работа основная или дополнительная, постоянная или временная, на предприятии или на дому и т.д.).
Различают основную и специальную формы занятости.
Основная форма регулируется наряду с трудовым законодательством типовыми правилами внутреннего распорядка дня рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций. Правила предопределяют порядок приема и увольнения рабочих и служащих, режим рабочего времени, обязанности администрации и работников и т.д.
Специальная форма занятости отличается от основной тем, что трудовая деятельность работников не совпадает с типовыми правилами и нуждается в особом правовом регулировании. Сюда относится занятость с режимом неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, на условиях надомничества, по совместительству, а также кооперативная трудовая деятельность и пр.
Проблемы занятости населения
... в виде исправительных работ за совершенное преступление. 1.2 Политика государства на рынке труда В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят ...
Занятыми считаются:
- работающие по найму;
- временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой;
- назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- проходящие службу в вооруженных силах;
- трудоспособные граждане, обучающиеся в школах и других учебных заведениях, в том числе обучающиеся по направлению службы занятости.
Под вторичной занятостью понимается добровольная (постоянная или временная) оплачиваемая трудовая деятельность, осуществляемая в свободное от основной работы время, является неотъемлемым элементом любого рынка труда и получает ту или иную распространенность в зависимости от общей социально-экономической ситуации в стране, уровня оплаты труда, законодательного регулирования занятости экономически активного населения. [5. c.15]
Динамика формирования трудовых ресурсов и экономически активного населения в решающей степени зависит от изменения численности населения страны. Существует достаточно хорошо разработанный аппарат моделирования воспроизводства населения. Вместе с тем ухудшение демографической ситуации и недостаточно исследованные закономерности формирования и функционирования рынка труда в Российской Федерации требуют существенного совершенствования методики социально-демографического прогнозирования населения и рабочей силы.
В самом общем виде рынок — система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг. Рынок можно рассматривать также как экономическое и географическое пространство, на котором происходит процесс товарного обращения, обмена товаров на деньги и, соответственно, денег на товары. Рынок понимается и как механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров и услуг.
Проблема занятости населения является одной из важнейших социально-экономических проблем. Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. В силу этого категория занятости представляет собой всеобщую экономическую категорию, характерную для всех общественно-экономических формаций. Характеристики занятости, использования трудового потенциала общества представляют не только экономический интерес, они являются и основными показателями, отражающими политику государства в сфере труда, отношение к человеку и как к главной производительной силе общества, и как к личности.
Существуют теоретическая и практическая трактовки занятости. Теоретически занятость — это общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок или трудовой доход. Практически занятость — это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых, характеризующее степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда. Однако обе трактовки не учитывают глубинные процессы, свойственные занятости. Занятость имеет ярко выраженный социальный характер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении посредством общественно полезной деятельности, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества.
Влияние технического прогресса на занятость и качество рабочей силы
... курсовой работы - изучить влияние технического прогресса на занятость и качество рабочей силы. Задачи курсовой работы: ... населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях. В широком смысле под инновациями ... различных подсистемах предприятия. С ... техники, производства и сферы потребления, основа ... для высокопроизводительного труда и усиление ...
Современная ситуация в сфере занятости неадекватна требованиям рыночной экономики, следовательно, выход российской экономики из кризиса и дальнейший прогресс общества возможны в том случае, если экономика сможет отражать интересы человека в сфере труда [8, с.44].
Функционирование рынка труда имеет особенности, связанные с характером и спецификой воспроизводства трудовых ресурсов:
— Неотделимость прав собственности на товар — рабочую силу от владельца. На рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда [10, с.245], поэтому покупатель (работодатель) приобретает только право использования и частичного распоряжения способностью к труду (рабочей силой), функционирующей в течение определенного времени.
- Значительная продолжительность по времени контакта продавца и покупателя рабочей силы, что накладывает свой отпечаток на их взаимоотношения и играет немаловажную роль в обеспечении жизнеспособности организации.
- Наличие большого числа институциональных структур особого рода (разветвленной системы законодательства, социально-экономических программ, служб занятости и т.д.).
- Высокая степень индивидуализации сделок, связанная с различным профессионально-квалификационным уровнем рабочей силы, разнообразием технологий и организации труда и т.д.
— Своеобразие в обмене рабочей силы по сравнению с обменом любого другого, вещного товара. Первый обмен начинается и сфере обращении товара — рабочей силы, т.е. на рынке труда, продолжается в сфере производства и заканчивается в сфере обращения жизненных благ, т.е. на рынке товаров и услуг. Второй — начинается и заканчивается в сфере обращения вещного товара.
- Значимость для работника неденежных аспектов сделки: содержания и условий труда, микроклимата в коллективе, возможности продвижения по службе и т.д.
Согласно законодательству сейчас к занятому населению наряду со всеми работающими по найму, учащимися, военнослужащими отнесены также граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
К незанятому населению относятся две группы граждан:
- добровольно незанятые граждане, живущие на средства одного из супругов, родителей и др.;
- вынужденно не занятые граждане, которые, в свою очередь, подразделяются на: а) ищущих работу самостоятельно; б) ищущих работу с помощью служб занятости; в) безработных граждан, имеющих официальный статус и получающих пособие по безработице.
Важно определить статус занятости для экономически активного населения, включая и безработных. Обычно различают пять статусов.
1. Наемные работники — это лица, работающие по заключенному письменному контракту (договору) либо по устному соглашению с руководством предприятия об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату.
- Работающие на индивидуальной основе — лица, самостоятельно осуществляющие деятельность приносящую им доход, не использующие либо использующие наемных работников только на короткий срок.
— Работодатели — лица, управляющие собственным предприятием либо уполномоченные управлять акционерным обществом, хозяйственным товариществом и т.п. Работодатель может полностью или частично делегировать свои функции наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия.
Внутренние рынки труда в российской экономике
... найма для постоянных работников. В российской экономической литературе даже теоретически обстоятельное описание механизмов внутренних рынков труда подтверждается лишь спорной статистикой определенной стабильности занятости и отсутствием массовой смены рабочих мест, анализом кадровой ...
- Неоплачиваемые работники семейных предприятий — лица, работающие без оплаты на семейном предприятии, владельцем которого является их родственник.
- Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости, — это безработные, не занимавшиеся ранее трудовой деятельностью, приносившей им доход.
Сюда относятся и лица, которых затруднительно отнести к тому или иному статусу занятости.
По степени количественного и качественного соответствия между потребностью экономики в рабочей силе и потребностью населения в рабочих местах выделяют занятость полную, продуктивную, свободно избранную, рациональную, эффективную и оптимальную. [5. c.35-41]
Полная занятость — это состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.
Продуктивная занятость — это занятость, которая отвечает интересам повышения эффективности производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, роста производительности труда. По определению Международной организации труда (МОТ), продуктивная занятость — это занятость тех, чей продукт труда принимается и оплачивается обществом.
Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду (рабочей силой) принадлежит исключительно ее владельцу, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.
Эффективная занятость предполагает способность общественного управления воспроизводить социально-экономические условия развития работников, диктуемые критериями образа жизни на данном этапе развития общества. Эффективный характер занятости предполагает занятие общественно-полезной деятельностью, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, возвышение личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда, а также экономическую и социальную целесообразность рабочих мест.
Социально полезная занятость определяется числом трудоспособных людей, занятых как в общественном производстве, на военной службе, в органах МВД, так и обучающихся очно, ведущих домашнее хозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками).
Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов (структуры) занятости распределения активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономики.
Выделяют также различные формы занятости — организационно-правовые способы, условия трудоиспользования, группировка которых по отдельным признакам. Кратко охарактеризуем отдельные формы занятости.
По способу участия в общественном труде занятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную занятость.
Занятость по найму представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы. Самостоятельная занятость (для России является относительно новой формой занятости населения. Это отношения (экономические, правовые и т.д.), в которые вступают люди по поводу участия в общественно-полезном труде и которые основаны на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направлены, как правило, на получение трудового дохода и обусловливают самореализацию и самоутверждение личности.
Современное состояние службы занятости населения в Российской Федерации
... ее конкурентоспособности. Расширение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и по режимам труда. Максимально возможное привлечение безработных к общественным и другим временным работам. Совершенствование учета безработных и ...
По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость. Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в настоящее время составляет 40 часов в неделю.
По регулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную. Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже — каждый месяц; временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового договора) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм); сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона, и, наконец, случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.
По легитимности трудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную. Формальная занятость — это занятость, зарегистрированная в официальной экономике. Неформальная занятость — занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды.
По условиям организации трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы. Стандартная (типичная) занятость — это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года. Нестандартная (гибкая) занятость выходит за эти рамки и включает следующие формы:
- занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;
- занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;
- занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, «работники по вызовам», вахтово-экспедиционная занятость;
- занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство.
Вывод.
Применительно к сегодняшним условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточная высокая степень занятости должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.
Для экономики характерны колебания объема национального продукта, занятости и уровня цен. Хотя экономические циклы всегда имеют один и те же фазы — пик, спад, подъем, оживление, — циклы отличаются друг от друга по интенсивности и продолжительности.
Одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям.
Численность граждан, обратившихся за предоставлением государственных услуг в центр занятости составила за 12 месяцев 2007 года 7537 человек. Из граждан, обратившихся в поисках работы по профессиональной принадлежности наибольшую долю составляли представители рабочих профессий — 40,0%, ранее не работавшие, впервые ищущие работу — 44,6%, служащие — 15,4%. По принадлежности к занятиям и структуре обратившихся граждан в поиске работы, преобладали граждане незанятые трудовой деятельностью — 68,3%, учащиеся, желающие работать в свободное от работы время — 27,3%.
По-прежнему основную часть клиентов (65,9%) составляют граждане, обратившиеся за консультацией. Информационно-консультационные услуги, оказываемые гражданам службой занятости, позволяют им оценить ситуацию на рынке труда и повысить мотивацию к самостоятельному поиску работы. Динамика обращений в Центр занятости населения за 12 месяцев 2007 года представлена на рис.2.
Рис.2. Динамика обращений в Центр занятости населения за 12 месяцев 2007 г.
Центром занятости за 12 месяцев 2007 г. было поставлено на учет в качестве безработных 873 человека, (1140 аналогичный период прошлого года), что составило 76,6% к показателю прошлого года. Из 873 человек, признанных безработными в отчетном периоде 54,3% — составили женщины (49% — 2006 год), 39,2% — граждане в возрасте от 16 до 29 лет (39% — 2006 год); 2,7% составили граждане, относящиеся к категории инвалидов (0,8% — 2006 год).
Тенденция доминирования женщин на регулируемом рынке труда возросла в 2007 г. по сравнению с 2006 годом. Доля мужчин, признанных безработными составила за 12 мес. 2007 года — 45,7%, в 2006 году этот показатель составлял 51%.
В течение отчетного периода численность безработных ежемесячно уменьшалась и составила на конец года 244 человека, темпы снижения к уровню на начало года составили 65,2%.
Динамика движения безработных граждан представлена на рис.3.
Рис.3. Динамика движения безработных граждан за 12 месяцев 2007 года
Комплекс мероприятий, проводимый с безработными гражданами, позволил снять с учета 1003 человека (2006 год — 1 285 чел.).
Основными причинами снятия были:
- трудоустройство — 78,2% (2006 год — 79,5%);
- направление на профобучение — 10,4% (2006 год — 8,1%);
- по другим причинам — 10,1% (2006 год — 11,8%)
- оформлено безработных граждан на досрочную пенсию — 0,5% (2006 год — 0,6%).
На 1 января 2007 года Центр занятости располагал 116 вакансиями, в том числе на 103 рабочих места. За отчетный период 145 предприятий заявили о потребности в рабочей силе. Заявлено 2 469 вакансий. На 1 января 2008 года в Центре занятости населения зарегистрировано 269 вакансий, в том числе для рабочих — 241 вакансия. Коэффициент напряженности (численность незанятых, зарегистрированных в Центр занятости населения безработных граждан, в расчете на 1 вакансию) составлял на 01 января 2008 года 1,0 человека (на 1 января 2007 года — 3,3 человека).
Успешно работали «Клубы работодателей», регулярно проводились совещания и встречи специалистов и руководителей с работодателями и кадровыми службами предприятий города. За 12 месяцев 2007 года проведено 3 заседания «Клуба» с участием 29 работодателей. Специалисты Центр занятости населения посетили 171 организацию, руководство Центр занятости населения — 68 предприятий.
Динамика вакантных мест представлена на рис.4.
Рис.4. Динамика вакантных мест
Динамика напряженности на рынке труда представлена на рис.5.
Рис.5. Динамика напряженности на рынке труда
Всего за отчетный период нашли работу (доходное занятие) 1344 человека, что составило 88,7% к уровню 2006 года, численность безработных, нашедших работу в течение года уменьшилась по сравнению с 2006 годом (76,7%) и составила 784 человека. Трудоустройство граждан при содействии Центр занятости населения представлено на рис.6.
Рис.6. Трудоустройство граждан при содействии Центр занятости населения
Динамика трудоустройства безработных граждан по категориям представлена на рис.7.
Рис.7. Динамика трудоустройства безработных граждан по категориям
За 12 месяцев 2007 года было трудоустроено молодежи в возрасте 14 — 29 лет 651 человек, подростков в возрасте 14 — 17 лет — 300 человек.
Число инвалидов, обратившихся в Центр занятости населения, составило 27 человек.
В отчетном периоде 2007 года в Центр занятости населения обратилось 713 женщин. Доля безработных женщин в общей численности безработных уменьшилась с 61, 2 % на 1 января 2007 года до 57,0% на 1 января 2008 года. За отчетный период нашли работу 582 женщины, направлено на профессиональное обучение — 77 женщин.
Общая численность обратившихся высвобожденных с предприятий граждан составила 2, 3 %. Нашли работу 56 человек. На 1 января 2008 года в Центр занятости населения зарегистрировано 10 человек, высвобожденных с предприятий и организаций города.
человек — граждане, уволенные с военной службы. Нашли работу за отчетный период 9 военнослужащих.
В 2007 г. доля вовлеченных в общественные работы составила 14,0% от числа поставленных на учет безработных граждан (2006 год — 10,3%).
В результате подготовительной работы по организации рабочих мест для временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, желающих работать в свободное от учебы время, проведенной совместно с Администрацией города, управлением образования, предприятиями и организациями города через Центр занятости населения было трудоустроено 216 подростков (2006 год — 224 подростка) (рис.8.)
Рис.8. Динамика трудоустройства подростков и граждан на общественные работы
На временную работу трудоустроено 577 человек, из числа ищущих работу.
На 1 января 2007 года все безработные граждане, направленные на профессиональное обучение успешно его закончили. В течение 12 месяцев 2007 года направлено на профессиональное обучение 104 человека, что составляет 11,9% от признанных безработными за данный период. Среди направленных на обучение 100 % составляют безработные граждане.
Из них:
- женщины — 74,0%;
- молодежь в возрасте 16 — 29 лет — 60,6%;
- инвалиды — 1,9%.
Завершили обучение 103 человека, было трудоустроено 85 человек от числа закончивших обучение. На стажировку было направлено 9 молодых специалистов.
Профобучение проводилось преимущественно по следующим специальностям: парикмахер, визажист, стилист, маникюрша, оператор ЭВМ, секретарь-референт;
- По рабочим профессиям: электрогазосварщик, электромонтер, повар, продавец, штукатур-маляр.
В 2007 г. в Центр занятости населения 2000 человек обратились за предоставлением услуги по профессиональной ориентации, из них 900 человек — безработные граждане.60 человек обратились за предоставлением услуги по психологической поддержке. Получили услуги по профессиональной ориентации — 962 учащихся учебных заведений различного типа и 94 человека получили услуги перед направлением на обучение.
Состав граждан, обратившихся за предоставлением услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке:
- женщины — 50,7%;
- молодежь в возрасте 14-29 лет — 72,2%;
- человек получили услугу по социальной адаптации. Доля трудоустроенных после обучения в клубе составила — 59, 5 % с учетом переходящих с прошлого года.
Качественный состав участников программ:
- женщины — 85,2%;
- молодежь в возрасте 16 — 29 лет — 59,5%;
- граждане, уволенные с военной службы — 1,5%.
Стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва в работе — 10,4%.
При проведении занятий профконсультантом использовались разнообразные формы и методы: групповые и индивидуальные консультации, лекции, дискуссии, круглые столы, ролевые игры, релаксационные занятия.
Вывод.
На 1 января 2008 года численность безработных составила 244 человека. Уровень зарегистрированной безработицы относительно экономически активного населения составил 1,1%.
Средняя продолжительность безработицы составила 3,6 месяца. Одной из основных проблем рынка труда, по-прежнему, остается структурный дисбаланс предложения и спроса рабочей силы, как в количественном выражении, так и в профессионально-квалификационном разрезе; среди профессий, пользующихся спросом на рынке труда имеется потребность в высококвалифицированных рабочих специалистах.
Трудоустройство граждан осуществляется при содействии Центра занятости населения.
Центром занятости за 12 месяцев 2007 г. было поставлено на учет в качестве безработных 873 человека, (1140 аналогичный период прошлого года), что составило 76,6% к показателю прошлого года. Из 873 человек, признанных безработными в отчетном периоде 54,3% — составили женщины (49% — 2006 год), 39,2% — граждане в возрасте от 16 до 29 лет (39% — 2006 год); 2,7% составили граждане, относящиеся к категории инвалидов (0,8% — 2006 год).
Тенденция доминирования женщин на регулируемом рынке труда возросла в 2007 г. по сравнению с 2006 годом. Доля мужчин, признанных безработными составила за 12 мес. 2007 года — 45,7%, в 2006 году этот показатель составлял 51%.
Коэффициент напряженности (численность незанятых, зарегистрированных в Центр занятости населения безработных граждан, в расчете на 1 вакансию) составлял на 01 января 2008 года 1,0 человека (на 1 января 2007 года — 3,3 человека).
В отчетном периоде 2007 года в Центр занятости населения обратилось 713 женщин. Доля безработных женщин в общей численности безработных уменьшилась с 61, 2 % на 1 января 2007 года до 57,0% на 1 января 2008 года. За отчетный период нашли работу 582 женщины, направлено на профессиональное обучение — 77 женщин.
В 2007 г. в Центр занятости населения 2000 человек обратились за предоставлением услуги по профессиональной ориентации, из них 900 человек — безработные граждане.60 человек обратились за предоставлением услуги по психологической поддержке. Получили услуги по профессиональной ориентации — 962 учащихся учебных заведений различного типа и 94 человека получили услуги перед направлением на обучение.
Проведенный анализ деятельности службы занятости в разрезе предложенных направлений показал, что:
— Мероприятия активной политики занятости сокращаются, а те, что проводятся, малоэффективны, поскольку они разрабатываются на основании происходящих событий, т.е. «постфактум», когда проблема уже возникла, и не учитывают тенденции развития города в долгосрочной перспективе.
- Используемые методы и технологии регулирования рынка труда не решают накопившихся проблем в сфере занятости, что требует их пересмотра и переоценки, методического обоснования и совершенствования.
Для реализации основных направлений региональной политики занятости необходим организационный механизм регулирования рынка труда, который, по мнению автора, представляет собой совокупность органов (субъектов) управления, средств и методов, с помощью которых они воздействуют на объекты управления для наиболее эффективного достижения целей, стоящих перед конкретной социально-экономической системой (малым городом).
По итогам ноября 2008 года число безработных в России в соответствии с методологией Международной организации труда составило 4,624 миллиона человек, или 6,1% экономически активного населения. В качестве безработных в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано 1,245 миллиона человек, в том числе один миллион человек получают пособие по безработице. По сравнению с октябрем 2008 года общая численность безработных возросла на 1,7%, официальная безработица сократилась на 0,2%. В связи с развитием финансового кризиса, на начало ноября об увольнении 45 тысяч сотрудников заявили 1076 предприятий. Через две недели ситуация намного ухудшилась. В середине ноября уже 3079 компаний из 80 субъектов РФ заявили о намерении уволить в общей сложности около 99 тысяч человек. По прогнозам Всемирного Банка, по итогам текущего года число безработных составит 5,9%, а в 2009 — 6,6%.
В связи с финансовым кризисом в России начались массовые увольнения. Происходит сокращение рабочих в металлургии, машиностроении, строительной и других отраслях. Увольняют офисных и торговых работников. Причина увеличивающихся сокращений персонала — проблемы, которые испытывают компании вследствие развития экономического кризиса. Правительство стремится побороть кризис исключительно денежными вливаниями в коммерческие институты. Наемным работникам не оказывается никакой материальной либо административной поддержки. Наоборот — главными пострадавшими от кризиса становятся они, поскольку вынуждены рассчитывать только на собственные силы.
Государство не препятствует увольнениям и не принимает мер направленных на трудоустройство лишившихся заработка людей, число которых продолжает стремительно возрастать. В стране практически не существует системы социальной поддержки безработных. Отсутствуют е программы по защите женщин, попадающих под сокращения. Материальное положение рабочих ухудшается в результате высокой инфляции и разворачивающегося сокращения зарплат. Распространение получает срезание премиальной части оплаты труда (нередко доходящей до 50%) и сокращение теневой составляющей заработка. Такая политика влечет рост недовольства трудящихся всей существующей социально-экономической системой. Миллионы наемных работников остро чувствуют собственную незащищенность перед лицом наступающего кризиса.
Более половины предприятий принимают меры по снижению затрат на оплату труда, сокращения затронули уже от 10 до 30% персонала. Увольнение грозит миллионам работников во всех сферах национального хозяйства», — констатирует глава Центра профсоюзных исследований ИГСО и Президент Всероссийской конфедерации труда (ВКТ) . По его словам, предприятия все больше перекладывают свои проблемы на персонал, превращая его в главную жертву экономического кризиса. Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает освободить работодателей от обязанности выплачивать не нашедшим новую работу сотрудникам (уволенным по сокращению штатов) зарплату в течение двух месяцев.
Правительство стремится всячески облегчить положение компаний. Намечено предоставление $9 млрд. помощи ведущим нефтяным корпорациям: «Газпрому», «Роснефти», ЛУКОЙЛу и ТНК-ВР. На долю этих экспортеров сырья приходится 70% нефтедобычи и 90% газодобычи в России. Из резервов страны выделено $50 млрд. на спасение фондового рынка.
Считается, что как только компании уволят «лишний персонал» их положение улучшится, но это не так. Сокращение зарплат и массовые увольнения только ухудшат ситуацию на внутреннем рынке, еще более ослабив спрос. Вместе с тем недовольство населения продолжит расти. В 2009 году был стремительный рост протестных выступлений.
Констатировав возможный рост безработицы в 2009 году, правительство признало социальные последствия финансового кризиса. Поддержке рынка труда и социальной поддержке населения в ходе кризиса посвящено четыре пункта плана правительства из 55 и отдельная глава проекта (табл.1).
Таблица 1 — Поддержка рынка труда и социальная поддержка граждан
Содержание мероприятия |
Проведение еженедельного мониторинга по субъектам Российской Федерации увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников организации |
Организация работы консультационных пунктов, «горячих линий» и предувольнительных консультаций для работников организаций, издание информационных буклетов и брошюр |
Увеличение объемов финансирования мероприятий активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда |
Увеличение размера максимальной величины пособия по безработице |
С ноября 2008 года Минздрав и Роструд перешли на еженедельный мониторинг состояния рынка труда, организовали сеть консультаций для информационной поддержки сокращаемого персонала. Минрегиону и Минфину поручено подготовить проекты документов по увеличению финансирования пособий по безработице и мероприятий по росту занятости в регионах.
Минздрав намерен реализовывать план в два этапа. Первый этап будет содержать превентивные меры по борьбе с безработицей — еженедельный мониторинг ситуации на региональных рынках труда и консультационно-разъяснительные работы, что настроит «систему обратной связи» с населением.
Реализация этих мер возложена на органы службы занятости субъектов федерации. И поскольку это прямая обязанность службы занятости, эти направления никоим образом не потребуют выделения дополнительного финансирования. Органы службы занятости в регионах, непосредственно на местах, будут оперативно отслеживать ситуацию с возможными сокращениями численности работников, а также неполной занятости в организациях. Работодатели обязаны предоставлять информацию о сроках и объемах возможного высвобождения персонала. Результаты антикризисного мониторинга будут аккумулироваться в Минздраве и Роструде. Тогда будет системное понимание ситуации, и эти ведомства смогут оперативно реагировать на изменения и максимально быстро принимать требующиеся оперативные меры по нивелированию рисков для населения.
Кроме того, Минздрав совместно с негосударственными агентствами занятости и трудоустройства будет отслеживать тренды по вакансиям и требуемому персоналу почти во всех сферах экономики, в том числе и на рынках финансовых услуг и потребительском рынке.
Таким образом, финансовый кризис может подтолкнуть реализацию обсуждаемой программы взаимодействия кадровых компаний и Роструда. Открытие в регионах консультационных пунктов, запуск телефонных «горячих линий» для работников организаций, издание информационных буклетов и брошюр позволит настроить систему обратной связи. Любой, кто оказался в сложной ситуации в связи с возможными изменениями условий труда, сможет обратиться к специалистам в своем регионе и получить исчерпывающуюся информацию по своим правам и обязанностям, получить сведения о наличии подходящих вакансий.
Второй этап, предусматривающий увеличение финансирования программ активной политики занятости, будет направлен на повышение качества переподготовки и повышение квалификации безработных граждан. Будет увеличен срок, существенно повышено качество переподготовки, а также сумма, затраченная на каждого безработного.
Также увеличивается максимальный размер пособия по безработице. Отметим, что минимальный размер пособия на 2009 год составлял 850 руб., максимальный — 3,4 тыс. руб. По словам главы Минфина выплаты по пособиям по безработице в России в 2010 году составят около 35 млрд. руб.
Кроме предложенных мероприятий, я считаю, что для улучшения ситуации на рынке труда необходимо вернуться к страховой системе выплат пособия по безработице, которая существовала до 2002 года. В рамках новых ставок социальных платежей страхового характера, которые правительство планирует ввести с 2010 года, соответствующий элемент страхования на случай безработицы должен появиться. До 2002 года существовал фонд занятости, в который работодатели и государство выплачивало взносы. Размер взноса в воссозданный фонд может быть 1-1,5% от фонда оплаты труда. Работодатели не готовы повышать налоговую нагрузку для выплат в фонд, но готовы рассматривать вопрос перераспределения страховых взносов.
Эти мероприятия направлены на краткосрочное решение проблем занятости. Я считаю, что в сфере занятости необходимо долгосрочная стратегия государства.
Существующие подходы к регулированию занятости и безработицы могут быть сведены к нескольким отличным друг от друга моделям, таким как:
модель внегосударственного обеспечения избыточных работников;
модель смягчения последствий безработицы;
модель создания рабочих мест.
Но все эти модели, по моему мнению, не могут служить основой государственной политики занятости на ближайшее десятилетие.
Альтернативой вышеописанным и изрядно устаревшим подходам к урегулированию рынка труда является комплексное регулирование обществом всех процессов, происходящих в сфере занятости, — подготовки кадров, создания рабочих мест, помощи в трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграции и т.д. Назовем такой подход моделью занятости. Ее реализация затрагивает интересы всего населения, а потому должна обеспечиваться и контролироваться обществом в целом. Государству нельзя оттеснять население, предприятия, учебные заведения от саморегулирования сферы занятости. Но только государство может осуществлять координацию действий населения, органов госуправления, негосударственных предприятий и общественных организаций для решения общих задач. Только государство может выработать институциональную политику — создание системы механизмов и правил, играя по которым все участники рынков труда и образовательных услуг добьются максимального эффекта для общества в целом.
Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных социальных издержках. Список последних, как известно, весьма разнообразен и так или иначе всегда связан с ограничениями права личности на свободную самореализацию — безработицей, работой не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т.д. Следует стремиться к тому, чтобы безработица не выходила за рамки фрикционной, иными словами, чтобы каждый гражданин, обладающий нормальной трудоспособностью, в случае потери работы мог в короткий срок подыскать себе подходящее рабочее место. При этом, разумеется, государство не должно самоустраняться от помощи в трудоустройстве инвалидов и других социально незащищенных групп населения.
Участие государства должно проявляться в регулировании занятости в следующем: государство обязано сформулировать общероссийские и региональные приоритеты в сфере занятости. Федеральные приоритеты должны исходить из необходимости перехода страны к постиндустриальной экономике, главную роль в которой должны играть высокотехнологичные отрасли промышленности, сферы телекоммуникаций и услуг. Региональные приоритеты — учитывать уровень экономического развития региона, отраслевую структуру его экономики, демографические особенности и т.д.
Ясное понимание стратегических целей в сфере занятости станет основой для разработки федеральных и региональных программ создания и обновления системы рабочих мест. Такие программы должны быть тесно увязаны с приоритетами в области миграционной политики, поскольку нехватка или избыток работников определенных профессий всегда порождает миграционные потоки. Если региональные власти не создают условия для появления именно тех рабочих мест, на которых хочет и может работать местное население, им следует готовиться к приему эмигрантов. Альтернативой нежелательным миграциям должна стать продуманная политика в сфере создания рабочих мест и профессиональной подготовки местного населения и только в последнюю очередь — запретительные меры, которые, как показывает практика, часто балансируют на грани прямого нарушения конституционных прав граждан.
Одним из важнейших элементов государственной политики занятости должно стать развитие законодательных и организационных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между системой профессионального образования и предприятиям.
Важной целью является создание стабильной сети контактов между работодателями, учреждениями профессионального образования и государством. При этом объединениям работодателей и работников должна принадлежать решающая роль в формировании профессионально-квалификационных стандартов, тогда как учебным заведениям — в переводе их на язык образовательных стандартов и учебных планов. Участие же государства в таких контактах позволит ему, помимо прочего, получать необходимую информацию о потребностях работодателей в рабочей силе различных профессий и квалификаций, а также о том, насколько полно удовлетворяются эти потребности.
Государство должно наладить эффективную обратную связь между работодателями и институтами профессионального образования работников.
Сегодня многие предприятия столкнулись с проблемой — дефицитом рабочих кадров. «Новый» дефицит существенно отличается от «старого». Полтора десятилетия назад при формальной нехватке рабочей силы в стране насчитывался многочисленный контингент квалифицированных промышленных рабочих. Сегодня же найти за воротами предприятия готовых квалифицированных рабочих стало трудно. Многие из них перешли в торговлю, бытовое обслуживание, сферу бизнеса и не рвутся оттуда в заводскую среду. Другие утратили квалификацию или, что еще хуже, потеряли себя, выпали из общества. И хотя в стране, по прежнему, немало официально зарегистрированных безработных, далеко не все они могут и хотят занимать вакансии квалифицированных промышленных рабочих. В условиях экономического роста основной проблемой становится структурный дисбаланс рынка труда, при котором соискатели рабочих мест не обладают профессиональными качествами, необходимыми работодателям. Общество в этой ситуации вполне может болеть одновременно двумя, казалось бы, несовместимыми недугами — дефицитом кадров и безработицей.
Применительно к сегодняшним условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточная высокая степень занятости должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.
Для экономики характерны колебания объема национального продукта, занятости и уровня цен. Хотя экономические циклы всегда имеют один и те же фазы — пик, спад, подъем, оживление, — циклы отличаются друг от друга по интенсивности и продолжительности.
Одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям.
Учитывая сложность ситуации на рынке труда, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо: сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.
В работе был рассмотрен пример по Центру занятости. Центром занятости за 12 месяцев 2007 г. было поставлено на учет в качестве безработных 873 человека, что составило 76,6% к показателю прошлого года. Из 873 человек, признанных безработными в отчетном периоде 54,3% — составили женщины (49% — 2006 год), 39,2% — граждане в возрасте от 16 до 29 лет (39% — 2006 год); 2,7% составили граждане, относящиеся к категории инвалидов (0,8% — 2006 год).
Тенденция доминирования женщин на регулируемом рынке труда возросла в 2007 г. по сравнению с 2006 годом. Доля мужчин, признанных безработными составила за 12 мес. 2007 года — 45,7%, в 2006 году этот показатель составлял 51%.
Коэффициент напряженности (численность незанятых, зарегистрированных в Центр занятости населения безработных граждан, в расчете на 1 вакансию) составляет на 01 января 2008 года 1,0 человека (на 1 января 2007 года — 3,3 человека).
В 2007 года в Центр занятости населения обратилось 713 женщин. Доля безработных женщин в общей численности безработных уменьшилась с 61, 2 % на 1 января 2007 года до 57,0% на 1 января 2008 года. За отчетный период нашли работу 582 женщины, направлено на профессиональное обучение — 77 женщин.
В 2007 г. в Центр занятости населения 2000 человек обратились за предоставлением услуги по профессиональной ориентации, из них 900 человек — безработные граждане.60 человек обратились за предоставлением услуги по психологической поддержке. Получили услуги по профессиональной ориентации — 962 учащихся учебных заведений различного типа и 94 человека получили услуги перед направлением на обучение.
Проведенный анализ деятельности службы занятости показал, что:
. Мероприятия активной политики занятости сокращаются, а те, что проводятся, малоэффективны, поскольку они разрабатываются на основании происходящих событий, т.е. «постфактум», когда проблема уже возникла, и не учитывают тенденции развития города в долгосрочной перспективе.
. Используемые методы и технологии регулирования рынка труда не решают накопившихся проблем в сфере занятости, что требует их пересмотра и переоценки, методического обоснования и совершенствования.
Для реализации основных направлений региональной политики занятости необходим организационный механизм регулирования рынка труда, который, по мнению автора, представляет собой совокупность органов (субъектов) управления, средств и методов, с помощью которых они воздействуют на объекты управления для наиболее эффективного достижения целей, стоящих перед конкретной социально-экономической системой (малым городом).
Рынок труда как социально-экономический механизм существенно отличается от других рынков факторов производства, которые находятся в динамических состояниях и стремятся к равновесию. На рынке труда неравновесие является нормой, а совпадение спроса и предложения приходится рассматривать как редкое, непродолжительное и неустойчивое состояние. Для современного развитого и социально регулируемого рынка труда характерны следующие черты:
- свобода выбора приложения труда в рамках потребностей хозяйственного комплекса и экономической конъюнктуры, личных профессиональных данных, признаваемых обществом стремлений к повышению социального статуса работника, его жизненного уровня, социальной обустроенности рабочего места;
— свобода конкуренции на рынке труда, понимаемая не только как конкуренция работников за рабочие места, но и как конкуренция между работодателями за работников и как конкуренция между работником и работодателем за наиболее приемлемые условия купли-продажи услуг труда.
Конъюнктура рынка труда малого города определяется особенностями формирования соотношения спроса на труд и его предложения, обусловленными спецификой экономики города и сложившейся системой оплаты труда и отражает сложную систему факторов, характеризующих текущее и предполагаемое состояние сферы занятости населения города. Дифференциация факторов имеет большое значение для выделения показателей, отражающих анализ сложившегося положения на городском рынке труда, их влияние на состояние, тенденции и особенности регулирования занятости с целью выработки мероприятий по совершенствованию и возможному улучшению ситуации в этой сфере.
Состояние сфер производства и занятости населения городов России свидетельствует о значительном отставании городов от среднероссийского уровня по важнейшим экономическим и социальным параметрам развития: уровню заработной платы, объему потребления населением основных материальных благ и услуг и т.д. Следствием такого положения в экономике является несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, выражающаяся в низком уровне и неэффективной структуре занятости трудоспособного населения, в относительно высоких показателях общей и регистрируемой безработицы, в проблемах социальной защиты различных демографических групп населения на рынке труда.
Все это в целом показывает низкую эффективность деятельности госорганов занятости, а соответственно и низкую эффективность государственной политики на рынке труда.
В связи с экономическим кризисом борьба с безработицей названа одной из антикризисных мер правительства. На российском рынке труда необходимо активный тип воздействия на уровень занятости, который заключается в стимулировании создания новых рабочих мест и предложении труда и мерах по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях.
Для увеличения масштабов занятости населения необходимо
. развитие законодательных и организационных механизмов;
. государство обязано сформулировать общероссийские и региональные приоритеты в сфере занятости;
1. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года №1032-1
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года № 915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год»
. Белокрылова А.С., Заиченко А.А. Занятость и рынок труда в переходной экономике: теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006-117 с.
. Булатов А.С. Общая экономика. М.: Юристъ, 2006-239 с.
. Дятликович В. Жизнь без работы // Русский репортер. № 44.20.11.2008 С.5-11
. Калашников С. Развитие рынка труда — неотъемлемый элемент государственной политики // Человек и труд. 2007. № 5. С.34-36
. Кемпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. М.: Республика, 1992-968 С.
. Козырев В.М. Основы современной экономики. М.: Финансы и статистика, 2007-268 с.
. Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2007-229 с.
. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю., Каньковская А.Р. Основы экономики: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2007-368 с.
. Ляховская Н. Обзор российского рынка труда // Коммерсант-Деньги.14.08.2009 С.7-15
. Малеева Т. Политика на рынке труда на этапе экономического роста // Человек и труд. 2008. № 1. С.26-31
. Полетаев А. Российская модель рынка труда и заработная плата // Население и общество. 2007. № 11. С.81-85
. Российский статистический ежегодник. Официальное издание. М.: Росстат, 2008-1580 с.
. Теоретическая экономика/ Под ред. Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мильчаковой. М.: ИНФРА-М, 2008-229 с.
. Томилин М. Координация на рынке труда — путь к эффективной занятости // Биржа труда. 2009 № 8.21 декабря С.3-5
. Экономика: Учебное пособие. Под ред.А.С. Булатова. М.: БЕК, 2006-244 с.
. Экономическая теория/ Под ред.Л.И. Архипова Л.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М.: НОРМА-М, 2006-368 с.
19. Всемирный банк опубликовал прогнозы по безработице в России // www.rabotagrad.ru <http://www.rabotagrad.ru>
. Массовые увольнения усиливают недовольство работников // Институт глобализации и социлаьных движений. http://www.igso.ru
. Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации, февраль, 2009г. // Министерство экономического развития и торговли РФ <http://www.economy.gov.ru/> // <http://www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2008/MERT_NEW20080209906/MERT_NEW20080209906_p_003.htm>
. О социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации в I полугодии 2009ода // www.rosttud.ru
. Российская экономика в 2007году. Тенденции и перспективы // Институт экономики переходного периода. http://www.iet.ru