Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе

В настоящее время имеет место либерализация внешнеэкономической деятельности. Но при этом для повышения конкурентоспособности и динамики экономического развития необходимо использование максимально эффективных средств регулирования внешнеэкономической деятельности, а также достижение большей открытости национальной экономики. И поэтому все более значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеэкономическую политику.

Внешнеэкономическая политика любого государства является важной, а в ряде случаев и определяющей частью его общей внешней политики. Зачастую государство формирует свои внешнюю политику и внешнеполитические связи исходя главным образом из требований внешнеэкономической политики, а те или иные важные политические решения и инициативы являются уже следствием внешнеэкономических закономерностей.

Современный мир открыл для человечества новые способы ведения «мирных войн» посредством определённой внешнеэкономической политики, когда одно государство (группа государств), используя доминирующее положение, вводит экономические ограничения для других стран мира, тем самым, ставя экономику этих стран в тупиковое положение, что в свою очередь помогает «сильным» укреплять своё положение на мировой арене.

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. На формирование внешнеэкономической политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой обострение конкурентной борьбы на мировом рынке.

Актуальность данной темы обусловлена быстрым темпом развития современных экономических связей и необходимостью изучения, открывающихся, в настоящее время, новых возможностей для повышения уровня торгово-экономического сотрудничества.

Объектом изучения курсовой работы является внешнеэкономическая политика России и её элементы, а предметом — исследование современных тенденций развития внешнеэкономических связей Цель данной работы – исследовать внешнеэкономическую политику России на современном этапе, её сущность, основные составляющие и перспективы развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

18 стр., 8781 слов

Внешнеэкономическая политика России и её основные элементы

... сети Интернет. Курсовая работа состоит введения, трех глав с параграфами, заключения, списка литературы и приложений. 1. Сущность и история внешнеэкономической политики 1.1 Понятие, сущность и принципы внешнеэкономической политики Внешнеэкономическая политика (ВЭП) — это целенаправленные действия государства и его ...

В первой главе раскрывается сущность внешнеторговой политики. Во второй главе выявляются особенности внешнеторговой политики именно в России. В третьей заключительной главе дается характеристика внешнеторговой политики России на современном этапе, структура товарооборота, региональные и страновые приоритеты.В заключении подводятся итоги выполненной работы.

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Понятие, цели внешнеэкономической политики

Выявленные тенденции развития системы международных экономических отношений обуславливают важную роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности. В качестве основной формы государственного регулирования выступает внешнеэкономическая политика, которая формируется под воздействием реализации на практике интересов политических партий и социальных групп общества с учетом особенностей развития мирового сообщества.

Главная задача государства в современных условиях — выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.

Исходя из вышеизложенного, под внешнеэкономической политикой (далее — ВЭП) государства следует понимать осуществляемую на основе выбранных приоритетов в области регулирования международной торговли товарами и услугами, а также международного перемещения материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов деятельность государства, направленную на развитие экономических отношений с другими странами в процессе международной экономической интеграции и сотрудничества в рамках специализированных международных экономических организаций и объединений.1

В самом общем виде можно сказать, что главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны, поэтому внешнеэкономическая политика всегда тесно связана с внутренней политикой.

Также внешнеэкономическая политика – это политика государства в области регулирования экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, привлечения иностранных инвестиций, регулирования международной миграции капитала и рабочей силы, экономической помощи другим государствам, осуществления совместных международных экономических проектов. Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы.

Сущность внешнеэкономической политики состоит в проведении системы мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.

14 стр., 6594 слов

Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты

... Различают пассивную и активную кредитно-денежную политику. пассивной Проводя активную политику , государство при помощи специфических инструментов кредитно-денежной политики воздействует на денежный рынок для достижения поставленных целей. Выделяют два типа кредитно-денежной политики: стимулирующую и ограничительную. Стимулирующая ...

Таким образом, внешнеэкономическая политика является важнейшим звеном внешней, внутренней и экономической политики любого государства. Органическая взаимосвязь внешнеэкономической политики с внешней и внутренней политикой страны все более наполняется в своем содержании растущим взаимодействием национальной экономики в сложной системе мирового хозяйства.

Под целями внешнеэкономической политики государства понимается совокупность основных приоритетных направлений развития внешнеэкономической деятельности, обеспечивающих реализацию государственных интересов в системе международных экономических отношений.

Данные цели могут подразделяться на следующие четыре основные группы:

Под общими целями понимается совокупность государственных приоритетов, определяющих общую внешнеэкономическую политику государства в рамках международного сотрудничества. При этом в данной совокупности целей выделяются: Под количественно-определенными целями понимаются такие экономические характеристики развития внешнеэкономических связей государства, которые позволяют установить количественные задания. К числу таких целей можно отнести: Под социальными целями понимается совокупность мероприятий, направленных на реализацию социальных интересов отдельных регионов, социальных групп, субъектов хозяйствования и физических лиц данного государства, а также содействие развитию других стран. В качестве таких целей можно выделить: Под специальными целями понимается совокупность государственных мероприятий, направленных на реализацию конкретных внешнеэкономических задач, стоящих перед государством в рамках регулирования текущей внешнеэкономической деятельности. В качестве таких целей можно выделить: Внешнеэкономическая политика направлена также на достижение 1. создание условий для доступа и функционирования отечественным производственным звеньям на мировых рынках;

2. обеспечение национальным субъектам благоприятных условий путем формирования рациональных торговых режимов в отношениях с торговыми блоками, отдельными странами и организациями, а также валютно-финансовых платформ, способствующих урегулированию взаимосвязей с международными финансовыми организациями, странами-кредиторами и дебиторами;

3. обеспечение защиты внешнеэкономических интересов страны.

Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и их интеграционными союзами и объединениями, и в соответствии с ее целями используют те или иные рычаги контроля за торговлей и воздействия на ее развитие. Хотя под влиянием процессов либерализации и глобализации компетенция государств в регулировании внешнеэкономических связей ограничивается, тем не менее в их руках еще сохраняются важные властные функции, способные стимулировать или ограничивать экспорт и импорт как товаров и услуг, так и капиталов, направлять их потоки и менять товарную структуру в соответствии с национальными интересами.

3 стр., 1164 слов

Инвестиции как фактор устойчивого развития предприятия в современных условиях

... Раскрыта роль инвестиций в развитии предприятия. Во втором разделе раскрыты методы оценки финансового состояния предприятия и сущность ключевых показателей, характеризующих это состояние. В третьей ... как зависит от огромного множества факторов, начиная от самых незначительных, и заканчивая условиями экономической среды в конкретном городе, области, стране. Таким образом, все исследования и работы ...

При этом следует отметить, что внешнеэкономическая политика играет особую роль в модели экономического развития государства, выполняя функции следующего характера:

Преобразующая функция связана с проведением политики развития отраслей, регионов в области ввоза и вывоза товаров, капитала, рабочей силы и т.д.

Сущность мобилизующей функции заключается в удержании позиций на тех или иных рынках и расширении внешних рынков.

Балансирующая функция предполагает сопоставление национальных интересов с интересами блоков стран.

Основными функциями внешней политики являются защитная и наступательная функции. Но необходимо отметить, что сами функции по-разному трактуются и имеют разное содержания применительно к конкретному государству. Так, для наступательной политики США применимы агрессивные военные меры для защиты сфер влияния. Для других же стран наступательная функция внешнеэкономической политики может означать активизацию наращивания форм сотрудничества.

Основные направления внешнеэкономической политики регулируют всю совокупность внешнеэкономической деятельности: международное перемещение товаров и услуг, материальных, трудовых, денежных и интеллектуальных ресурсов. Составными элементами ее соответственно являются внешнеторговая политика, политика в области производственного и научно-технического сотрудничества, валютно-кредитная политика, политика в области иностранных инвестиций, в сфере передачи технологий и т.д.

Формирование внешнеэкономической политики должно осуществляться на основе глубокого анализа и максимально полного учета целого ряда важнейших факторов: блока внутренних социальных, экономических и правовых факторов, а также блока внешних факторов.

К группе основных внутренних факторов следует отнести:

Анализ перечисленных внутренних факторов дает необходимые основание и исходные данные для формирования самых общих принципов ВЭП по следующим структурным направлениям: С учетом перечисленных выше внутренних факторов формируется ВЭП самого общего уровня, обусловленная общенациональными интересами страны. Можно выделить ВЭП государства еще двух уровней2 :

Регионального уровня, когда общие принципы ВЭП этого уровня должна вестись с учетом конкретных правовых и экономических условий взаимодействия РФ с региональными политическими и союзами стран: СНГ, ЕС, АТЭС и др. Разработка ВЭП этого уровня должна вестись с учетом международной политической и экономической ситуации, а также обязательств государства, вытекающих из участия его в международных соглашениях и договорах;

Странового уровня, когда учитываются особенности всего комплекса взаимоотношений с каждой конкретной страной, т.е. вся совокупность внешних факторов, а именно:

Результаты анализа всех перечисленных факторов позволяют сформировать реально обоснованную внешнеэкономическую политику по отношению к рассматриваемой стране, т.е. адаптировать общие принципы ВЭП к условиям взаимодействия Достижение любой из ранее упомянутых целей внешнеэкономической политики зависит: Все инструменты внешнеэкономической политики можно классифицировать по: По характеру действия инструменты внешнеэкономической политики подразделяются: По характеру регулирования инструменты внешнеэкономической политики делятся: По характеру использования инструменты внешнеэкономической политики характеризуются следующим образом: Также все инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.

13 стр., 6451 слов

Особенности внешнеэкономической политики в России

... товаров. Таким образом, внешнеэкономическая политика является важнейшим звеном внешней, внутренней и экономической политики любого государства. Органическая взаимосвязь внешнеэкономической политики с внешней и внутренней политикой страны ... осуществления совместных международных экономических проектов. Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные ...

Эффективный набор инструментов внешнеэкономической политики позволяет государству адекватно и своевременно реагировать на изменения, происходящие в мировом сообществе, и обеспечивает благоприятные условия для развития национальной экономики. Как показывает практика, наибольшим арсеналом инструментов внешнеэкономической политики пользуются развитые страны, что позволяет им осуществлять гибкую внешнеэкономическую политику.

Основные средства осуществления внешнеэкономической политики: таможенно-тарифная система и нетарифные барьеры, регулирование движения капитала и валютного курса, эмиграция и иммиграция рабочей силы, торговля ценными бумагами и др.3

В промышленно развитых странах сложился механизм государственного регулирования внешнеэкономической политики осуществляется с помощью ряда средств, контролирующих и стимулирующих внешнюю торговлю.

К ним в первую очередь относятся таможенные пошлины, ограничения ввоза и вывоза определенных товаров путем установления соответствующих количественных или стоимостных лимитов (контингентов), валютные ограничения, меры по регулированию валютного курса и различного рода обязательные правила совершения торговых и других сделок с зарубежными партнерами. Во внешнеэкономической политике идет постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: политика свободной торговли — фритредерство и протекционизм.

1.2. Виды внешнеэкономической политики

В зависимости от того входит ли государство в какие-нибудь интеграционные экономические образования ее внешнеторговая политика может быть:

Существует две экономических концепции в подходе к мировым связям и соответственно два направления в государственной внешнеэкономической политике – протекционизм и фритредерство(от англ. free trade — свободная торговля).

Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

19 стр., 9070 слов

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

... Проанализировать изменения государственного регулирования внешней торговли в связи с созданием Таможенного союза трех государств: Россия, Беларусь, Казахстан. ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности и внешней ...

Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.

Свободная торговля.

Фритредерство4 – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.

Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта.

Свободная торговля (либерализация) — это внешнеэкономическая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Она предполагает отмену различного рода ограничений на пути иностранных товаров. И для такой политики характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и т. д. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.

Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок

Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

В наши дни фритредерство выступает в новом обличии — либерализации торговли, предполагающие устранение таможенных и всех других препятствий перемещения между странами товаров и капиталов. Это отвечает интересам промышленно развитых государств, обладающих конкурентными преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспортную экспансию как главный источник своего экономического роста.

Протекционизм.

Протекционизм направлен на защиту собственной промышленности или сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для чего используются таможенные тарифы и др. барьеры, призванные не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность.5 Протекционизм был характерен для периода формирования капитализма.

Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции.

Протекционизм — это система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.

8 стр., 3712 слов

Организация управления внешнеэкономической деятельностью в России

... управления внешнеэкономической деятельностью в России. 2. Организация управления внешнеэкономической деятельностью в России Основы государственного устройства Российской Федерации (РФ), системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, заложены Конституцией РФ. Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации (применительно к сфере внешнеэкономической деятельности) ...

Относительно открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно регистрационный характер.

В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, однако никогда не принимала ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали «отгораживаться» друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися — экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой — товары традиционного экспорта.

Выделяют несколько форм протекционизма:

Протекционизм может быть агрессивным, если его применяют более развитые государства по отношению к менее развитым, либо монополии, имеющие более развитое производство. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике.

Он также может быть прогрессивным, если его применяют менее развитые государства по отношению к более развитым, если защищаются менее развитые и младенческие отрасли.

Протекционистские ограничения могут существовать в виде:

— импортных пошлин (тарифов);

— акцизных налогов на импортируемый товар.

Таким образом, можно сделать вывод, что под внешнеэкономической политикой государства следует понимать осуществляемую на основе выбранных приоритетов в области регулирования международной торговли товарами и услугами, а также международного перемещения материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов деятельность государства, направленную на развитие экономических отношений с другими странами в процессе международной экономической интеграции и сотрудничества в рамках специализированных международных экономических организаций и объединений.

Сущность внешнеэкономической политики состоит в проведении системы мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.

Основные направления внешнеэкономической политики регулируют всю совокупность внешнеэкономической деятельности: международное перемещение товаров и услуг, материальных, трудовых, денежных и интеллектуальных ресурсов. Составными элементами ее соответственно являются внешнеторговая политика, политика в области производственного и научно-технического сотрудничества, валютно-кредитная политика, политика в области иностранных инвестиций, в сфере передачи технологий и т.д.

17 стр., 8349 слов

Развитие внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

... ]) На уровне российских регионов проблема развития и совершенствования внешнеэкономической деятельности, ее эффективное вписывание в систему внешнеэкономических связей России является недостаточно исследованной. Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности, 1.1. Характеристика внешнеэкономической деятельности Под внешнеэкономической деятельностью понимается совокупность ...

Основные средства осуществления внешнеэкономической политики: таможенно-тарифная система и нетарифные барьеры, регулирование движения капитала и валютного курса, эмиграция и иммиграция рабочей силы, торговля ценными бумагами и др.

Существует два направления в государственной внешнеэкономической политике – протекционизм и фритредерство.

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

2.1. Нормативно-правовая база внешнеэкономической политики России

Основой внешнеэкономической политики (ВЭП) страны является ее законодательная база, т.е. система законодательных актов, определяющих правила осуществления внешнеэкономической деятельности.

Основополагающие документы по этому вопросу в России были приняты в 90-е годы ХХ столетия.

Распад Советского Союза (1991 г.) и образование на его территории большой группы суверенных государств поставили перед Россией актуальную задачу создания современной системы регулирования внешнеэкономических связей. Дело в том, что в течение более чем 70 лет все экономические контакты СССР с зарубежными странами осуществлялись на основе государственной монополии, т.е. на основе административных, внеэкономических методов, которые не подразумевали использование рыночных рычагов регулирования внешнеэкономической деятельности.6

В существовавших в то время условиях число участников ВЭД не превышало нескольких десятков (экспортно-импортные объединения Министерства внешней торговли и Государственного комитета по внешнеэкономическим связям), а управление ими осуществлялось из единого центра на базе государственного экспортно-импортного плана. Это обусловливало незаинтересованность непосредственных производителей в экспорте, а выделявшиеся на импорт валютные средства часто расходовались нерационально.

Первым серьезным шагом на пути создания новой системы регулирования внешнеэкономической деятельность в России стал Указ Президента России «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (ноябрь 1991 г.).

В соответствии с этим правовым актом всем предприятиям независимо от форм собственности было предоставлено право участия во внешнеэкономических связях.

В течение 1991-1999 гг. был принят целый ряд законодательных актов, призванных создать систему регулирования внешнеэкономических связей России. Федеральным Собранием РФ были приняты Таможенный кодекс РФ (1993 г.), законы «О таможенном тарифе» (1993 г.), «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.), «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (1991 г.); «О налоге на добавленную стоимость» (1991 г.), «Об акцизах» (1991 г.).

федеральные законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности (1995г.), «О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении торговли товарами» (1998 г.), «Об экспортном контроле» (1999 г.) и ряд других.

7 стр., 3200 слов

Методика оценки эффективности внешнеэкономической деятельности ...

... форм внешнеэкономической деятельности предприятия;  исследование процесса планирования внешнеэкономической деятельности предприятия;  изучение методики оценки внешнеэкономической деятельности предприятия;  оценка эффективности управления предприятия;  стратегический анализ функционирования предприятия;  разработка направлений совершенствования внешнеэкономической деятельности предприятия. ...

В связи с принятием перечисленных выше законов необходимо отметить два момента. Во-первых, абсолютное большинство этих законодательных актов не являлись законами прямого действия. В результате для их практического использования потребовалось издание целого ряда дополнительных инструкций и постановлений различных государственных органов. Во-вторых, начавшиеся переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) выявили многочисленные несоответствия, нестыковки и просто противоречия с действующими в ней правилами.

В результате проведенной Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ работы в течение 2003 г. были приняты новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации, федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О валютном регулировании и валютном контроле». До этого (в 1999 г.) была принята новая редакция Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Характеризуя сегодняшнее состояние внешнеэкономической политики Российской Федерации, необходимо отметить, что важнейшей составной частью ВЭД современной России является внешнеторговая деятельность (ВТ Д).

В этой связи особо важную роль играет Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»7 (вступил в силу в полном объеме с февраля 2004 г.), в котором изложены правила осуществления ВТД.

Можно сделать вывод, что значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику.

2.2. Цели и принципы внешнеэкономической политики России

Главная задача государства в современных условиях — выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации устанавливает и регулирует отношения России с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности, которые охватывают международный обмен товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Эти отношения строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Порядок осуществления внешнеторговой деятельности российскими и иностранными лицами, а также права, обязанности и ответственность органов власти России и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности установлены Федеральным Законом Российской Федерации «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ.

Данный закон содержит следующие положения: «четкое разделение функций осуществления внешнеторговой политики между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и ее субъектами», «Президент осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой». «Правительство обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации». В соответствии с Законом «разработка предложений по государственной внешнеторговой политике Российской Федерации, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Российской Федерации в области внешнеторговых связей осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции».

Основные цели и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

В соответствии со ст. 2 данного закона, к важнейшим целям государственного регулирования относят обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиту экономических и политических интересов Российской Федерации.

Помимо названых, выделяют следующие цели современной внешнеэкономической политики России:

А ст. 4 закона устанавливает основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которыми являются следующие :

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что главная задача государства в современных условиях — выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации устанавливает и регулирует отношения России с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности, которые охватывают международный обмен товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

Основные положения касающиеся государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России установлены Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В том числе им регламентированы основные цели и принципы внешнеторговой деятельности в России. Итак, к важнейшим целям государственного регулирования относят обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиту экономических и политических интересов Российской Федерации.

ГЛАВА 3 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики.

Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров (т.н. монокультура экспорта), прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров.

В региональном аспекте монокультура экспорта привела к сверхконцентрации зарубежных доходов в отдельных, изолированных анклавах на территории страны. Более половины регионов практически не участвуют во внешнеэкономических связях и не могут использовать их в своем развитии. Тем самым, лишь возрастает дезинтеграция общероссийского рынка, начавшаяся в ходе реформ 1990-х годов.

Географически Россия ушла со многих перспективных зарубежных рынков, и в ее внешнеэкономических связях сложился неоправданный евроцентризм. Это лишь увеличивает отставание регионов Сибири и Дальнего Востока и негативно влияет на наше хозяйственное сотрудничество со странами СНГ.

Кроме того, отечественный корпоративный сектор еще не сформировался настолько, чтобы эффективно участвовать в мировой несырьевой торговле. И главная проблема здесь – это отсутствие поддержки на внешних рынках со стороны государства.

Развитие этих явлений при отсутствии убедительной экономической политики Правительства только усиливают данные негативные тенденции. В докризисное время государство стремилось обеспечить больший экономический рост в ущерб развитию фискальной политики. Возросшие экспортные доходы, как правило, размещаются за рубежом, хотя в стране налицо острый дефицит «длинных денег» и рост корпоративного внешнего долга.

Безусловно, не следует забывать о политической составляющей развития экономических взаимоотношений с зарубежными странами. Политические споры и недопонимания мешают экономической интеграции нашей страны в мировое хозяйство.

Для дальнейшего развития внешнеэкономической политики России необходимо обеспечить реализацию определенных мер.

Прежде всего, следует разработать научно обоснованную долгосрочную промышленную политику России, на базе которой можно было бы осознанно выстраивать ее общехозяйственную и внешнеэкономическую специализацию, включая целевое привлечение иностранного капитала. Для этого необходимо оптимизировать размеры экспорта (в первую очередь, сырья и топлива) при сохранении существующих позиций России на мировых товарных рынках сырья, материалов, оборудования, вооружения и военной техники и дальнейшем расширении экспорта готовых товаров и услуг. Также отечественному бизнесу необходимо занять определенную часть мирового рынка наукоемкой промышленной продукции. Далее, необходимо обеспечить равноправные условия доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений.

Существенной корректировки требует таможенно-тарифная политика. Она должна создавать благоприятные условия для повышения конкурентоспособности национального производства, не ухудшая при этом условий конкуренции на внутреннем рынке.

Следующей мерой является сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли, создавая благоприятные экономические условия в России, ужесточая валютный и таможенный контроль, а также пресекая контрабанду.

Импорт должен обеспечивать народное хозяйство продукцией, отсутствующей или дефицитной в стране.

При этом основой устойчивого развития России должен оставаться ее внутренний рынок при сохранении его единства и сокращении межрегионального неравенства. Важно повышать роль субъектов РФ в выработке и осуществлении внешнеэкономической политики. Также нужно вовлекать во внешнеэкономические связи не только новые регионы, но и новые предприятия; повышать долю малого и среднего бизнеса во внешнеэкономических отношениях.

Основным инструментом защиты внутреннего рынка должны стать меры, направленные, прежде всего, на формирование здоровых и разумных условий конкуренции. Применение антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер позволит обеспечить защиту интересов национальных производителей в случаях нарушения нормальной конкурентной ситуации.

Уже было отмечено, что необходимо расширять экспорт услуг. Перспективными здесь представляются услуги транзита, связи, освоение космоса, туризм, образование, программные продукты, а также экспорт технологий. Необходимо задействовать механизмы регулированию торговли услугами, выработав единые подходы. Введение национального классификатора услуг, определение категории услуги как особого предмета экономических обменов позволит упорядочить экономические отношения в этом важнейшем секторе российской экономики, включая налоговые аспекты. Одновременно, может обеспечиваться защита секторов услуг, находящихся в стадии становления и развития, на временный период, необходимый для выравнивания конкурентных возможностей отечественных и иностранных компаний.

В условиях международных экономических отношений необходимо налаживание интенсивных торгово-экономических связей с зарубежными странами, завоевание рынков сбыта других стран. При этом основным условием вовлечения России в современное международное сотрудничество является то, насколько это участие отвечает национальным интересам России, ее экономической безопасности.

Внешнеторговый оборот России (с учетом данных о торговле с Белоруссией и Казахстаном) в 1-м квартале 2011 года увеличился по сравнению с 1-м кварталом 2010 года на 29,9%, или в 1,3 раза, и составил 173 млрд. долл. (Приложение 2).8

Экспорт России в январе-марте 2011 года составил 112,8 млрд. долл. и по сравнению с январем-мартом 2010 года увеличился на 22,3%. Импорт в РФ в январе-марте 2011 года составил 60,2 млрд. долл., что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 47,1%. Таким образом, положительное сальдо торгового оборота РФ в1-м квартале составило 52,6 млрд. долл. и снизилось на 2,3% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

Таким образом важнейшими партнерами России в экономической, политической и культурной сферах являются страны СНГ, государства Европейского союза, Китай, США, а также быстроразвивающиеся страны Азии. Именно с этими государствами Россия сегодня наиболее активно развивает торговое, инвестиционное и технологическое сотрудничество, которое может стать основой для совершенствования структуры российского экспорта и экономики в целом, освоения новых рынков в третьих странах и реализации транзитного транспортного потенциала России. В то же время все большее значение с точки зрения развития внешнеэкономических связей приобретают Индия, страны Латинской Америки, а также богатые природными ресурсами государства Африки.

Основные положения внешнеэкономической г

В настоящее время складывается качественно новая ситуация в мировом хозяйстве, обусловленная как внешними, так и внутренними факторами.

Внешние факторы проявляются, прежде всего, в усилении торгово-политического воздействия зарубежных государств на сферу международной торговли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спектра внешнеэкономических Внутренние причины связаны, в первую очередь, с необходимостью перехода страны к инновационной модели социально-экономического развития.

Помимо этого в современном мире возникла проблема внешнеэкономического комплекса России.

Все это привело к необходимости создания качественно нового документа который бы регламентировал все эти вопросы. Таким документом стала внешнеэкономическая стратегия России до 2020 г.

К работе над проектом Внешнеэкономической стратегии, которая фактически началась в сентябре 2004 года, на предварительном этапе были привлечены крупные научные институты и аналитические центры, эксперты ведомств в области внешнеэкономических связей и торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.

В рамках подготовки проекта документа впервые в современной практике состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Минэкономразвития России и Коллегии МИД России по данному вопросу (13 октября 2008 г.) при участии Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова, руководителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Аппарата Правительства Российской Федерации.

И в октябре 2008 г. Правительство Российской Федерации одобрило Внешнеэкономическую стратегию страны до 2020 года9 , подготовленную Минэкономразвития России при активном участии других министерств и ведомств, а также бизнеса.

Данная концепция базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепции внешней политики России, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, долгосрочных стратегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

Необходимость принятия Стратегии определяется тем, что в долгосрочной перспективе в области внешнеэкономических связей Российской Федерации складывается качественно новая ситуация по сравнению с предшествующим периодом. Это обусловлено как системными изменениями в мировой экономике и внешнеэкономических отношениях Российской Федерации, так и необходимостью перехода российской экономики на инновационный путь развития.

Во-первых, усиливается активность государств в мировой экономической политике. Скоординированные действия стран в торгово-политической сфере обуславливают необходимость разработки долгосрочного видения и долгосрочной стратегии России в данной области. В условиях усиления международной конкуренции возрастает необходимость создания всего спектра внешнеэкономических инструментов, которыми обладают развитые страны мира.

Во-вторых, переход российской экономики на инновационный путь развития предполагает реализацию крупных стратегических инициатив и проектов, осуществляемых в масштабах мировой экономики, с привлечением потенциала других стран и иностранных компаний. Необходима долговременная координация таких проектов, что требует повышения системности разработки внешнеэкономической политики и увязки ее с приоритетами внутренней политики.

В-третьих, российские компании активно выходят на мировой рынок. В этой связи они нуждаются в системной и масштабной поддержке со стороны государства в сфере экспорта и инвестирования в зарубежных странах, преодоления барьеров по доступу на внешние рынки.

Стратегия определяет ключевые приоритеты и параметры внешнеэкономической политики Российской Федерации в увязке с долгосрочными целями и задачами ее внутренней политики на этапе перехода к инновационному типу социально-экономического развития.

При этом решаются следующие основные задачи:

Целью внешнеэкономической политики в соответствии со стратегией является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Достижение этой цели предполагает: