Валютная система — это форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственным соглашением. Различают национальную, мировую и региональную валютные системы.
Характерной чертой валютной системы является то, что она постоянно меняется, развивается. Наиболее общая причина этих изменений — углубление развития мировых хозяйственных связей, постепенные изменения в их механизмах. В этой связи, выбранная тема курсового исследования является актуальной.
Объектом исследования является национальная экономика Республики Беларусь.
Предметом исследования является валютная система.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов валютных отношений, валютной системы Республики Беларусь и вцелом в экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятие международных валютных отношений, изучить особенности национальной и мировой валютных систем;
- Рассмотреть эволюцию валютных систем;
- Дать развернутую характеристику европейской и мировой валютным системам;
- Рассмотреть состояние валютной системы Республики Беларусь и перспективы ее развития.
Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.
Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ (понятий, категорий и элементов международных валютных отношений) и синтез (рассмотрение закономерностей и тенденций их развития в современных условиях), статистические наблюдения, экспертные оценки и др.
Фундаментальные и прикладные исследования, направленные на рассмотрение экономического содержания и сущности валютных отношений, были проведены отечественными и зарубежными учеными. При написании курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме
1. Понятие национальной и мировой валютной системы
Экономические, политические, культурные и другие формы связей между отдельными странами порождают денежные отношения между ними, связанные с оплатой получаемых товаров и услуг. Эти денежные отношения между странами и составляют содержание валютных отношений.
Денежная система Республики Беларусь
... денег. Объект исследования - Экономика Республики Беларусь. Предмет исследования - Денежная система Республики Беларусь. Цель курсовой работы: определить особенности и перспективы развития денежной системы Республики Беларусь. Для достижения ... изменением политического строя, общественных, экономических отношений в стране изменяются и денежные системы, и это отражается на содержании ...
Валютные отношения представляют собой общественные отношения, связанные с функционированием валюты при осуществлении внешней торговли, оказании экономического и технического содействия, предоставлении и получении за границей кредитов и займов, совершения сделок при покупке или продаже валюты и т.д. Участниками валютных отношений являются государства, международные организации, юридические и физические лица.
Состояние валютных отношений зависит от процесса воспроизводства и, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние (положительное или отрицательное) в зависимости от степени их устойчивости. Формой организации и регулирования валютных отношений выступает валютная система.
Валютная система — это государственно-правовая форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или международным соглашением.
Валютная система как совокупность экономических отношений возникла на основе интернационализации хозяйственных связей и играет особую роль в силу взаимосвязи с процессом общественного воспроизводства. Главная задача валютной системы — эффективное опосредование платежей за экспорт и импорт товаров, капитала, услуг и других видов деятельности в отношениях между отдельными странами и создание благоприятных условий для развития производства и международного разделения труда. Посредством валютной системы осуществляется перемещение экономических ресурсов из одной страны в другую и блокируется этот процесс, расширяется или ограничивается степень национальной экономической самостоятельности.
Характерной чертой валютной системы является постоянное ее изменение в процессе развития. Наиболее общая причина этих изменений — углубление развития товарного производства и постепенные изменения в его механизмах, усиление социальной ориентации производства, разнонаправленные процессы в сфере государственного вмешательства в экономику с целью оказания влияния на формирование форм валютных отношений в национальной и международной областях.
Этот процесс не отличается плавностью и гармонией, он противоречив, формирование валютных отношений осуществляется посредством постоянно возникающих, единичных и общих валютных кризисов, ведущих постепенно к замене одной валютной системы другой, их эволюции, что отражается как на национальной сфере, так и на международной[1, с. 181-182].
Различают национальную, мировую и региональную валютные системы.
На основе интернационализации хозяйственных связей сначала возникает национальная валютная система. Под национальной валютной системой понимается определенный порядок организации международных валютных отношений государства с другими странами. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Она складывается исторически, в зависимости от развития товарно-денежных отношений и закрепляется ее законодательством. Ее особенности определяются степенью развития экономики и внешнеэкономических связей государства.
Роль евро в международных валютно-кредитных отношениях
... роль евро в валютно-кредитных отношениях. Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы: изложить историю зарождения единой европейской валюты; дать понятие и изложить становление Европейской валютной системы; ... выделить возможные перспективы использования евро в мировой практике. ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТЫ Евро является ...
Национальная валютная система состоит из следующих элементов:
- национальной валюты;
- условий обратимости национальной валюты;
- паритета национальной валюты;
- режима национальной валюты;
- наличия и отсутствия валютных ограничений в стране;
- национального регулирования международной валютной ликвидации страны;
- регламентации использования международных кредитных средств обращения;
- регламентации международных расчетов страны;
- режима национального валютного рынка и рынка золота;
- национальных органов, обслуживающих и регулирующих валютные отношения страны.
Будучи составной частью национальной денежной системы, валютная система непосредственно связана с типом денежной системы и во многом определяется ею. Однако взаимодействие и взаимозависимость этих сфер не означает их тождества. Валютная система является особенной частью денежной системы и выходит за национальные границы.
Валютная система — это механизм, связывающий отдельные национальные экономики в единое мировое хозяйство. Она призвана создавать благоприятные условия для развития экономического сотрудничества между странами. Регулирование национальных валютных систем осуществляется путем сочетания интересов различных государств и их группировок и компромиссов между ними [2, с 110].
По мере развития мировых хозяйственных связей сформировалась мировая валютная система, которая преследует глобальные цели мирового сообщества, призвана обеспечить интересы стран-участниц, имеет особый механизм регулирования и функционирования.
Мировая валютная система — это форма организации валютных отношений, закрепленная межгосударственными соглашениями[3, с. 624].
Мировая валютная система — динамичная, развивающаяся система, и направление ее эволюции определяется ведущим тенденциями трансформации экономики стран Запада, изменениями условий и потребностей мирового хозяйства в целом[4, с. 254].
Мировая валютная система связана с национальными валютными системами через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, систему межгосударственного валютного регулирования и благодаря координированию валютной политики стран. Связь и различия национальной и мировой валютных систем проявляются и в элементах, характеризующих эти системы.
Мировая валютная система включает следующие элементы:
- функциональные формы мировых денег (золото, резервные валюты, международные счетные валютные единицы);
- условия взаимной конвертируемости валют;
- унификация режима валютных паритетов и валютных курсов;
- межгосударственное регулирование валютных ограничений;
- межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности;
- унификация правил использования международных кредитных средств обращения (векселей, чеков и др.) и форм международных расчетов;
- режим мировых валютных рынков и рынков золота;
- международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование.
Эти элементы должны развиваться, наполняться новым содержанием в соответствии с состоянием мировой экономики [5, с. 158-159].
В своем развитии международная система прошла четыре этапа, которые характеризуются существованием четырех мировых валютных систем.
«Банковские системы прибалтийских стран: характеристика и сравнение ...
... банковской системы прибалтийских стран; проанализировать перспективы развития банковских систем прибалтийских стран. Фрагмент работы для ознакомления Основными функциями Банка Латвии являются: управление денежной политикой; обеспечение стабильности национальной валюты и банковского ... регулирование валютно-обменных курсов и официального курса лита; управляет валютными резервами страны; действует ...
1.Система золотого стандарта (золотомонетный стандарт) стихийно сложилась к концу XIX века [4, с. 254]. Начало «золотому стандарту» дал Банк Англии в 1821 с постепенным уходом биметаллической системы. Юридически эта система была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало золото единственной формой денег [6, с.310-311]. При этом валюты ряда государств свободно обращались в золото на внутренних рынках своих стран. Данная система характеризуется следующим чертами: определенным валютным содержанием валютной единицы; согласно международным соглашениям установились «золотые точки» — предельно допустимые отклонения валютных курсов от золотого паритета, означающие содержание золота в валюте; конвертируемостью каждой валюты в золото — обеспечивается как внутри, так и за пределами границ отдельного государства; возможностью свободно обменивать золотые слитки на монеты; золото свободно экспортируется и импортируется, продается на международных рынках золота; поддерживанием жесткого соотношения между своим золотым запасом и внутренним предложением денег.
Механизм международных расчетов, основанный на международном стандарте, устанавливал фиксированный курс валют. Разновидностями золотого стандарта были золотомонетный, золотослитковый и отчасти золотодевизный стандарты. Эволюция от одной формы золотого стандарта к другой протекала в ходе развития мировой системы капитализма.
При этой валютной системе международная торговля велась на крепкой материальной базе, внешняя торговля была точным и верным индикатором состояния экономики страны. Однако в конце XIX-начале XX века золотому стандарту непримиримую борьбу объявили империалистические державы: Великобритания, Франция, США, Германия, Россия. Главной причиной этой борьбы было то, что добыча золота не поспевала за быстро растущей международной торговлей и, естественно, тормозила ее развитие. Кроме того, расширяющийся вывоз капитала ломал привычных механизм золотого стандарта [4, с. 254 — 255].
2. На смену Парижской валютной системе в 1922 году была законодательно оформлена Генуэзская валютная система, которая базировалась на золотодевизном стандарте (девизы — иностранные валюты)[6, с.311]. Позднее этот стандарт был признана большинством капиталистических стран. При золотодевизном стандарте банкноты размениваются не на золото, а на девизы (банкноты, векселя, чеки) других стран, которые затем могли быть обменены на золото. В качестве девизной валюты были избраны американский доллар и английский фунт стерлингов. Золотодевизный стандарт стал фактически переходной ступенью к системе регулирования валютных курсов, и прежде всего к системе золотовалютного стандарта. 24 июля 1944 г. будущие державы-победительницы собрались в небольшом американском городке Бреттон-Вудсе и положили начало новой международной финансовой системе — золотовалютной.
3. Золотовалютная валютная система включает в себя следующее: за золотом сохранялась функция окончательных денежных расчетов между странами; резервной валютой стал американский доллар, который наравне с золотом был признан в качестве меры ценности валюты разных стран, а также международного кредитного средства платежа; доллар обменивается на золото центральными банками и правительственными учреждениями других стран в казначействе США по курсу 1944г. — 35долл. за 1 тройскую унцию (31,1); кроме того правительственные органы и частные лица могли приобрести золото на частном рынке; валютная цена золота складывалась на базе официальной и до 1968 значительно не колебалась; приравнивание валют друг другу и их взаимный обмен осуществлялись на основе официальных валютных паритетов, выраженных в золоте и долларах; каждая страна должна была сохранять стабильный курс своей валюты относительно любой другой валюты.
Валютный паритет и валютный курс
... валютного паритета При монометаллизме (золотом или серебряном) базой валютного курса являлся монетный паритет - соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию. Он совпадал с понятием валютного паритета ... 1976 гг.) масштаб цен и золотой паритет устанавливались на базе официальной цены золота. При Бреттонвудской валютной системе в силу господства долларового стандарта доллар ...
Центральной идеей Бреттон-Вудской системы заключалась в том, что паритет каждой страны-члена будет выражен в золоте как общем знаменателе или в американских долларах веса и пробы, существовавших на 1 июля 1944г.
По Бреттон-Вудскому соглашению 1 тройская унция (31,1 г) продавалась за 35 американских доллара. И США обязывались строго следить за количеством долларов в обращении. Однако за последние 20 лет США отпечатало 800 млрд. долларов, которые были ничем не обеспечены. В итоге была осуществлена американская экспансия во всем мире.
За 26 лет цена 1 тройской унции золота выросла в 10 раз и в 1970 г. составила 350 дол., а в 1974 г. США прекратили обмен золота на доллары, т. е. перестали выполнять основное условие успешного существования и функционирования золотодолларового стандарта. Стал очевиден крах этой системы. Но она делала свое дело. Доллар захватил такие твердые позиции, что поддержка его твердого курса стала делом всего мирового содружества, ибо данное падение доллара означало разорение стран содружества.
Бреттон-Вудское соглашение представляет собой важнейший этап в развитии международной валютной системы: впервые она стала основываться на межправительственном соглашении. Закрепить систему золотодолларового стандарта, Бреттон-Вудская система сыграла важную роль в расширении международного торгового оборота, промышленного производства в промышленно развитых странах.
К концу 1960-х годов Бреттон-Вудская система приходит в противоречие с усиливающейся интернационализацией мирового хозяйства, активной спекулятивной деятельностью транснациональных корпораций в валютной системе. Режим золотодолларового стандарта на практике постепенно стал превращаться в систему долларового стандарта. между тем позиции доллара в мире к концу 1960-х пошатнулось в результате собственных экономических неурядиц, войны во Вьетнаме, но главным образом в результате возрастания экономической мощи и влияния стран Западной Европы и Японии.
С начала 1973 г. для международной валютной системы становится характерным постоянное изменение обменных курсов различных валют. Большинство промышленно развитых стран используют систему плавающих валютных курсов. Развивающиеся страны сохраняют фиксированные курсы своих денежных единиц относительно доллара, либо других стабильных валют.
Энергетический кризис 1973-1974 гг. привел Бреттон-Вудскую валютную систему к краху. Золото начинает продаваться по ценам, складывающимся на « золотых биржах». Цена на золото перестала оказывать непосредственное влияние международной валютной системы [4,с.255-257].
4. Ямайская мировая валютная система, функционирующая и поныне, оформлена соглашением стран — членов МВФ в 1976 г., ратифицированным в 1978 г. Измененный Устав МВФ определил структурные принципы Ямайской валютной системы. Золотодевизный стандарт был заменен стандартом СДР. Основой новой валютной системы — международным платежным средством — официально признаны СДР. На их базе страны — члены МВФ должны были определять паритеты своих валют. Однако фактически СДР не стали эталоном стоимости, главным международным платежным и резервным средством. Сфера применения СДР ограничена в основном операциями МВФ; количество валют, курс которых прикреплен к СДР, сокращается; практически сохранился долларовый стандарт. Доллар по-прежнему используется как международное платежное и резервное средство, на его долю приходится часть валютной корзины СДР.
Дипломной работы СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ И
... и валютного регулирования. Цель дипломной работы – направление совершенствования валютного регулирования и валютного контроля в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) изучение сущности валютного контроля и валютного регулирования; 2) построение системы организации валютного контроля и валютного регулирования в ...
Право выбора режима валютного курса предоставлено странам: они могут либо придерживаться системы плавающих валютных курсов без ограничения пределов их колебаний, либо устанавливать и поддерживать стабильные курсы национальных валют. Однако еще с 1973 г. члены МВФ практически перешли на первый вариант, поскольку режим плавающих валютных курсов более гибкий.
По-прежнему на МВФ лежит задача усилить межгосударственное валютное регулирование, обеспечить либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений. Ямайская валютная система продолжает совершенствоваться, решая проблемы валютных отношений стран мира. В частности, проблемы, связанные: с неэффективностью стандарта СДР; противоречиями между юридической демонетизацией золота и фактической его ролью как чрезвычайных мировых денег; несовершенством режима плавающих курсов; неодинаковым положением стран в мировой валютной системе; необходимостью усилить координацию валютно-экономической политики мировых центров и стабилизировать валютные механизмы
Международная (региональная) валютная система — Европейская валютная система (ЕВС) создана в 1979 г. с целью: стимулировать интеграционные процессы; создать европейский политический, экономический и валютный союз — Европейский союз (ЕС); укрепить позиции Западной Европы; образовать европейскую зону стабильности с собственной валютой; оградить Общий рынок от экспансии доллара.
ЕВС — подсистема мировой валютной системы. Особенности западноевропейского интеграционного процесса определяют ее принципы, отличающиеся от принципов Ямайской валютной системы. Вместо СДР был введен стандарт ЭКЮ — европейской валютной единицы (1979—1998 гг.).
Сфера использования ЭКЮ включала не только государственный, но и частный секторы, в том числе депозитно-ссудные операции банков, международные расчеты частных фирм и др. Золото и доллары вошли в механизм эмиссии ЭКЮ, объединив 20 % официальных золото-долларовых резервов стран-членов; возобновились операции с валютным металлом — золотом. Режим совместного плавания курсов валют стран — членов ЕВС предусматривал пределы их взаимных колебаний («европейская валютная змея»).
К задачам Европейской системы центральных банков относятся: проведение единой валютной политики стран ЕС; поддержание курса евро по отношению к другим мировым валютам; управление иностранными резервами стран союза; обеспечение функционирования международной платежной системы в зоне евро; управление выпуском банкнот в евро; определение для каждого центрального банка стран-членов квоты допустимой эмиссии; контроль за финансовыми институтами в ЕС для обеспечения стабильности общеевропейской финансовой системы.
Валютный рынок Республики Беларусь
... понятия валютного рынка, его видов; 2. охарактеризовать валютный рынок Республики Беларусь; 3. выделить основные проблемы валютного рынка республики; 4. рассмотреть перспективы развития валютного рынка Республики Беларусь. Поставленные ... частичная стабильность международных отношений. Так же валютный рынок играет важное значение в валютной системе любого государства, предоставляя «место» для ...
Введение евро сказывается на международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношениях. Для банков введение евро означает становление в ЕС единого рынка, унификацию услуг и создание единого рынка государственных и корпоративных ценных бумаг. Переход на единую валюту ужесточил бюджетную дисциплину в странах — членах Европейского валютного союза. В перспективе они смогут унифицировать налоговые системы, а перевод в евро всех обязательств и активов стран-участниц позволит снизить объемы валютных резервов в этих странах, улучшит распределение капиталов.
Введение евро качественно повлияет и на международные валютно-финансовые отношения Республики Беларусь как члена международных валютно-кредитных и финансовых организаций, государства европейского сообщества. Кроме того, внешнеторговыми партнерами Республики Беларусь на западе являются также государства экономического валютного союза. Национальный банк Республики Беларусь с 4 января 1999 г. начал котировку евро. Белорусская валютно-фондовая биржа приступила к торгам евро. Субъекты хозяйствования Республики Беларусь, население получили возможность открывать счета в евро, осуществлять платежи, переводы, конвертацию в евро других валют, проводить депозитные и другие операции. Банковская система Республики Беларусь определяет уставный, собственный капитал в евро, выполняет банковские операции в евро аналогично операциям с другими иностранными валютами [6].
2. Характеристика валютной системы Беларуси
Национальная валютная система Республики Беларусь представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами. Она является составной частью денежной системы страны. Эта система находится в процессе становления и окончательно еще не сформировалась. В настоящее время институциональный валютный механизм Республики Беларусь по основным параметрам практически приблизился к критериям, присущим странам Запада.
Национальная валютная система Республики Беларусь образована с учетом структурных принципов мировой валютной системы, поскольку страна стремится к интеграции в международные финансовые механизмы.
Основные элементы национальной валютной системы Республики Беларусь: валютная политика; режим валютного курса; организационно-правовая форма валютного регулирования. Основой валютной системы является национальная денежная единица — белорусский рубль, введенный в обращение в 1992 г. В начале он обращался вместе с советским рублем и использовался лишь в наличных расчетах. В марте 1993 г. белорусский рубль начал котироваться на межбанковском валютном рынке, а с августа 1993 г. — на Межбанковской валютной бирже (МВБ) [7, c.623]. Соответственно, Национальный банк Республики Беларусь с 1993 г. Перешел от установления фиксированного коммерческого курса к единому курсу на основе торгов на МВБ. Тем самым было завершено обособление национальной денежной и валютной систем Республики Беларусь от денежных и валютных систем республик бывшего СССР, в обращении которых до введения национальных денежных единиц оставались советские рубли.
В 1 полугодии 2005 г. белорусский рубль укрепился в номинальном выражении практически ко всем валютам стран — основных торговых партнеров. Укрепление белорусского рубля по отношению к доллару США и российскому рублю преимущественно было обусловлено тенденциями во внешней торговле.
Система рынков и рыночная инфраструктура
... которые способствовали формированию рыночной системы и рыночных отношений; провести анализ структуры рынка; рассмотреть и систематизировать теоретические подходы к определению содержания категории "инфраструктура рынка"; определить виды инфраструктуры рынка и раскрыть функции инфраструктуры. 1. СУЩНОСТЬ РЫНКА КАК ФОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ...
Переходным этапом в становлении валютной системы Беларуси в начале 1990-х годов явился валютно-финансовый механизм, уходивший своими корнями в плановую экономику. Определяющую роль в валютном механизме играл основной принцип — равновесие цен на основе сбалансированности спроса и предложения. В структуру валютного механизма входили четыре элемента: валютные методы, валютные рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение (Приложение А).
Мировая практика безопасности проведения расчетов по внешнеторговым операциям, валютно-обменным сделкам выделяют несколько групп рисков при осуществлении дат валютирования. В основу разработок систем хеджирования рисков при проведении внешнеторговых, валютно-обменных операций, как правило, участники внешнеэкономических связей закладывают алгоритмы известных рейтинговых агентств, либо собственные методики[11, c.77].
Под устойчивостью национальной валютной системы понимается неподверженность основных элементов валютной системы колебаниям, валютным кризисам, и наличие механизмов минимизации их последствий на экономику страны в целом. При оценке устойчивости национальной валютной системы мы также должны исходить из того, что в 2007 г. Начался переход России к так называемым равноподходным ценам на газ для внутреннего и внешнего рынков, с тем, чтобы обеспечить российскому Газпрому равный интерес, как к экспортным поставкам, так и снабжению внутреннего рынка. Цена газа в России будет равна цене в Европе за минусом расходов на транспорт и логистику [12, c.187].
Выделим группы рисков, специальных факторов, влияющих на устойчивость белорусской валютной системы [12, c.190]:
- первая группа — риск кредитования;
- вторая группа — риск рынка;
- третья группа — операционный или системный риск;
- четвертая группа — риск ликвидности;
- пятая группа — факторы случайности.
Частота подверженности того или иного участника внешнеэкономических связей на всех сегментах финансового рынка вышеуказанным рискам регистрируется в информационных базах мировых аудиторских организаций (рейтинги).
Наличие рисков при проведении внешнеторговых операций является важным обстоятельством, влияющим на поступление экспортной выручки и на стабильность валютной системы. Многоликость групп рисков при проведении расчетов по внешнеторговым операциям и валютно-обменным сделкам, естественно, требует как со стороны центральных банков, так и со стороны коммерческих банков и небанковских участников рынка применения современных способов их хеджирования на основании результатов как фундаментального, так и технического анализа [11, c.190].
Рассмотрим методологические аспекты технического анализа рисков для Республики Беларусь.
Технический анализ — это совокупность методов оценки риска и выбора способов его минимизации. Состав методов технического анализа в трансформированной экономике Республики Беларусь можно определить двумя уровнями.
Первый уровень может быть представлен методом интуитивного характера.
Второй уровень технического анализа — метод прогнозирования изменений и тенденций всех сегментов финансового рынка посредством анализа графика.
Валютные операции в Республике Беларусь
... Республики Беларусь [7,п.3 ст.1]. Валютные операции могут быть как внутригосударственными, так и трансграничными. В мировой практике возможны 3 варианта валютного регулирования со стороны государства: A. валютная монополия; B. система валютных ... работы составляет 67 страниц. Глава 1. Понятие валютных операций и их виды 1.1 Валютные операции и валютные ограничения С точки зрения теории валютное ...
Для любой страны с трансформированной экономикой, особенно для стран, испытывающих недостаток собственных природных ресурсов, возникает объективная необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Уровень развития рыночных производственных отношений определяет как направление валютного регулирования, так и источники финансирования дефицита платежного баланса. Наличие дефицита платежного баланса в течении пяти и более лет позволяет делать вывод о неоптимальном выборе направления валютного регулирования в нашей стране. В Республике Беларусь с учетом того, что обеспеченность рублевой массы валовыми иностранными активами органов денежно-кредитного регулирования в 1996-2006 гг. составляло 63,6 %, необходимо применение элементов, механизма валютного контролинга с эволюционным переходом к либеральному механизму валютного регулирования, что создаст предпосылки для минимизации проблемы отрицательного сальдо торгового баланса [12, c. 193].
Отметим, что в настоящее время в Беларуси продолжается процесс совершенствования и либерализации системы валютного регулирования и контроля.
Решающий шаг в этом отношении был сделан в ноябре 2003 г., когда вступил в силу Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» [13].
Несмотря на то, что Закон разрабатывался параллельно с аналогичным законом РФ, в Беларуси он имеет более обобщающий характер. Это должно позволить более оперативно реагировать на ситуацию в валютной сфере и экономике в целом.
Национальными органами валютного регулирования и контроля применяются принципы либерального направления валютного регулирования:
- принцип множественности субъектов валютного рынка при проведении дилинговых операций;
- принцип либерализации форм расчетов при проведении внешнеэкономических операций, разрешающих применение наличной формы расчетов с использованием иностранной валюты.
Рассмотрим еще один важнейший элемент национальной валютной системы — статус Национального банка Республики Беларусь, регламентированный Банковским кодексом и Уставом банка (утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320).
Так, установлено, что Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь [14].
Цели Национального банка Республики Беларусь подразделены на две группы.
Первая группа целей центрального банка при проведении девизных операций непосредственно охватывает вопросы, связанные с поддержанием международной ликвидности страны (управление золотовалютными резервами и обслуживание внешнего долга в части компетенции Национального банка Республики Беларусь).
Вторая группа целей деятельности центрального банка с иностранной валютой охватывает вопросы, решение которых обеспечивает поддержание устойчивой динамики обменного курса национальной валюты для минимизации оттока капитала и создания оптимальных условий развития экономики [12, с. 194].
Национальный банк выполняет следующие функции: устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам; регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь; разрабатывает и совместно с уполномоченными государственными органами единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь; осуществляет эмиссию денег; выдает разрешение (лицензии) на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала; регулирует денежное обращение; регулирует кредитные отношения; осуществляет валютное регулирование; определяет в соответствии с законодательными актами функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации; организует функционирование системы межбанковских расчетов; осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; устанавливает порядок осуществления банковских операций; определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь; создает золотовалютные резервы, в том числе золотой запас, и управляет ими; выполняет другие функции в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь [7, с.641].
Дирижизм, как направление директивного регулирования в Республике Беларусь, должен в Республике Беларусь, реализовываться в форме валютного контролинга.
Либерализм, как направление валютного регулирования в Республике Беларусь, реализуется через финансовые инструменты, и являются перспективным направлением развития национальной валютной системы.
Эффективность валютного контролинга может быть достигнута при обязательном исполнении разработанных принципов директивного направления валютного регулирования.
Основой реализации механизма валютного контролинга являются регламентирующие нормы, выполнение которых позволит минимизировать спекуляции против национальной валюты и увеличить объемы экспортных поступлений. Валютные спекуляции, как дестабилизирующий элемент любой валютной системы, достаточно серьезно обостряют проблему «инфляционных и девальвационных ожиданий» субъектов валютных операций.
Период контролинга является подготовительным для введения механизма валютного регулирования открытого рынка. Возможность перехода от валютного контролинга к валютному либерализму обуславливается наличием в стране сформированной валютной системы и формированием устойчивой положительной динамики сальдо платежного баланса. Исходными оценочными показателями для отмены валютного контролинга должны стать [12, c.195]:
- величина колебаний курса обмена в относительном исчислении;
- отклонение рыночной стоимости национальной валюты от стоимости, рассчитываемой на основе соотношения национальной денежной базы и величины золотовалютных резервов, а также частота критических колебаний валютного курса;
- динамика дефицита платежного баланса;
- динамика величины внешнего долга;
- величина золотовалютных резервов центрального банка.
Разработанный механизм валютного контролинга и реализации его принципов в трансформированной экономике Республики Беларусь представим в следующем варианте.
Во-первых, центральный банк в законодательном или нормативном документе должен четко определить основные общие положения и определения, принципы валютных операций.
Во-вторых, центральный банк в нормативном документе четко определяет с учетом разработанных принципов — правила и детальную операционную технику проведения валютных операций.
В-третьих, центральным банком вводится конкретный механизм контроля за реализацией определенных принципов, включая контроль за схемами логистики основных экспертов Республики Беларусь [12, с.195].
Комплексное применение механизма валютного контролинга на разработанных принципах уже позволило в течение 2001-2003 гг. стабилизировать обменный курс белорусского рубля, минимизировать отток отечественного капитала и, тем самым, изыскать внутренние валютные резервы для финансирования дефицита платежного баланса. Кроме того, валютное регулирование дирижизма создает предпосылки для перехода к либеральным методам организации валютных отношений.
Для эффективного проведения операций на всех сегментах финансового рынка Национальным банком Республики Беларусь должны быть созданы условия для реализации принципов работы рынка, в тоже время нельзя игнорировать разрушительные последствия спекулятивных операций. Для минимизации последних, принцип множественности субъектов валютного рынка необходимо реализовывать селективным отбором участников валютных операций.
Совершенствование нормативно-правовой базы в области валютного регулирования и валютного контроля в 2007 году было направлено на приведение ее в соответствие с Законом Республики Беларусь “О валютном регулировании и валютном контроле”. В этих целях Национальным банком был разработан и принят ряд нормативных правовых актов, которые предусматривают регистрационный и уведомительный порядок совершения ряда валютных операций, связанных с движением капитала, а также свободный порядок открытия резидентами Республики Беларусь счетов, связанных с кредитованием в кредитных организациях за пределами Республики Беларусь. Кроме того, в рамках международного сотрудничества унифицирован порядок открытия резидентами государств — участников ЕврАзЭС счетов в банках других государств — участников ЕврАзЭС для обслуживания деятельности своих представительств.
Некоторое ослабление реального обменного курса белорусского рубля относительно валют стран — основных торговых партнеров увеличивало ценовую конкурентоспособность товаров отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках.
Подводя итог главе, подчеркнем важнейшие ее пункты.
Национальная валютная система Беларуси является органичной частью денежной системы страны, ее деятельность регулируется законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, в Беларуси создана, законодательно оформлена и успешно функционирует валютная система, направленная на обеспечение стабильности платежного баланса и белорусского рубля, экономической безопасности, поддержания устойчивого экономического роста и развития международного сотрудничества. Ее структура включает все основные элементы национальных валютных систем, большинство из которых составляет содержание, функции и механизмы валютного регулирования и валютного контроля.
Основой валютной системы является национальная денежная единица — белорусский рубль. В обеспечении внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля значительная роль принадлежит международным резервным активам Республики Беларусь. На 1 апреля 2012 года, золотовалютные резервы Беларуси в национальном определении страны возросли на 35,0 млн. дол. США и составили $9600,7 млн. в эквиваленте [7, c.625].
Статус Национального банка Республики Беларусь (центрального банка страны) регламентирован Банковским кодексом и Уставом банка.
В анализируемом периоде продолжалось совершенствование нормативно-правовой базы в области валютного регулирования и валютного контроля.
3. Перспективы развития валютной системы республики
Одним из ключевых участников валютной системы в Республике Беларусь является ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», которая специализируется на осуществлении проведения торгов иностранными валютами.
Основными задачами биржи на валютном рынке являются [15]:
- организация и проведение биржевых торгов иностранными валютами;
- определение текущего рыночного курса белорусского рубля к иностранным валютам;
- осуществление расчета требований и обязательств участников торгов по результатам торгов;
- формирование документов, служащих основанием для проведения расчетов по результатам торгов;
- учет и контроль полномочий участников торгов и трейдеров;
- информационное обслуживание участников торгов.
В настоящее время к торгам на бирже допущены 17 финансовых инструментов.
Преобладающую роль в общем объеме операций на биржевом валютном рынке играют доллар США, российский рубль, евро.
Исключительное право на участие в биржевых торгах иностранными валютами имеют банки, принятые в члены Секции валютного рынка и допущенные к совершению сделок в Секции в соответствии с Положением о Секции валютного рынка ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Иные юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют покупку-продажу иностранных валют через участников торгов.
Секция валютного рынка биржи является формой объединения участников валютного рынка, не наделенной правами юридического лица, целью деятельности которой является содействие развитию биржевого валютного рынка, росту профессионального уровня его участников и установлению эффективных стандартов проведения биржевых операций. Работа Секции валютного рынка регламентирована Положением о Секции валютного рынка ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Для обеспечения эффективной работы Секции Наблюдательным советом биржи утверждается Председатель Секции.
Участники торгов могут совершать сделки от своего имени и за свой счет, а также от своего имени по поручению клиента. Сделки заключаются в соответствии с порядком, предусмотренным Регламентом проведения торгов иностранными валютами в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».
Биржевые торги иностранными валютами проводятся по методу «фиксинга». Перед началом торгов участники торгов подают предварительные заявки на покупку и /или продажу финансового инструмента. В зависимости от складывающейся разницы между суммарными объемами принятых заявок на покупку и продажу финансового инструмента, ведущий торгов осуществляет повышение или понижение курса валюты лота. В ходе торгов с установлением фиксинга участники имеют право подавать дополнительные заявки по изменению сумм покупки и/или продажи финансового инструмента. Установление курса фиксинга происходит в момент совпадения суммарных объемов принятых заявок на покупку и продажу финансового инструмента. Удовлетворение заявок участников происходит по установленному курсу фиксинга. По результатам биржевых торгов устанавливаются официальные курсы белорусского рубля к доллару США и к российскому рублю. Для обеспечения потребностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в иностранной валюте, поддержания стабильного курса белорусского рубля в отношении иностранной валюты на торговых сессиях биржи осуществляется обязательная продажа 30% валютной выручки в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 452 от 17 июля 2006г.
Биржевые торги иностранными валютами проводятся ежедневно. Содержание и продолжительность торгового дня, временной режим осуществления торгов и расчетов и другие особенности заключения сделок покупки (продажи) финансовых инструментов и проведения расчетов устанавливаются Операционным регламентом торгового дня по сделкам покупки, продажи, конверсии иностранной валюты в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». По результатам торгов производится расчет требований и обязательств участников торгов. Расчеты по заключенным сделкам осуществляются на основании биржевых свидетельств и проводятся в следующем порядке:
- через отдельные лицевые счета, открытые в Национальном банке Республики Беларусь (по USD/BYR, EUR/BYR, RUB/BYR, UAH/BYR);
- непосредственно между участниками торгов (по остальным финансовым инструментам).
Национальный банк и биржа не отвечают по обязательствам участников торгов при проведении расчетов по биржевым сделкам без использования отдельных лицевых счетов Национального банка.
Биржевые торги иностранными валютами проводятся с использованием электронной системы торгов. Торговый зал биржи оборудован программно-техническими средствами, средствами коммуникации.
В целях совершенствования биржевого валютного рынка в Республике Беларусь биржей разработаны новые механизмы проведения торгов иностранными валютами. Можно выделить три наиболее перспективных механизма проведения биржевых торгов иностранными валютами: «электронный фиксинг», «непрерывный двойной аукцион» и «переговорные сделки».
Механизм проведения торгов в режиме «электронного фиксинга» предполагает одновременное заключение между участниками торгов сделок купли-продажи иностранной валюты по единому курсу электронного фиксинга — т.е. курсу, при котором, исходя из предварительных заявок участников торгов, может быть заключен максимальный объем сделок.
Механизм проведения торгов в режиме «непрерывного двойного аукциона» позволяет участникам заключать сделки по множественному курсу. В ходе торгов участники вводят в торговую систему заявки на покупку-продажу иностранной валюты, информация о которых поступает на экраны торговых терминалов. Заключение сделок происходит автоматически по мере ввода в систему взаимно удовлетворяющих заявок.
Режим «переговорных сделок» дает возможность участникам торгов проводить операции купли-продажи иностранной валюты (в т.ч. конверсионные) с исполнением вытекающих из них обязательств в срок, оговоренный в сделке, и проведением расчетов самостоятельно. Перспективные проекты биржи на валютном рынке нацелены на совершенствование торговых технологий, повышение привлекательности торгов, разработку и внедрение новых инструментов, а также снижение издержек участников торгов [Приложение В].
За последние несколько месяцев в республике сложилась сложная валютная система, при которой стало возможным существование нескольких валютных курсов, что выражается в различных значениях фактического обменного курса белорусского рубля, применяемого к различным валютным операциям, субъектам и валютам.
Он подчеркнул, что белорусский рубль из трех известных функций денег с трудом выполняет полторы. «Белорусский рубль, по большому счету, никогда не являлся средством накопления. Он с трудом выполнял функцию указания цены, поскольку цены всех более или менее значимых сделок устанавливались и устанавливаются в долларах и евро. И белорусский рубль все больше и больше утрачивает функцию средства платежа. В качестве примера можно привести то, что белорусские банки отказываются принимать рубли в уплату валютных кредитов, хотя это противоречит Налоговому и Банковскому кодексам, а также Конституции. Все это свидетельствует о недоверии к национальной валюте».
В таких условиях наилучшим выходом стала бы замена белорусского рубля на какие-либо иные, пользующиеся доверием населения и субъектов хозяйствования, деньги. «В принципе, можно было бы проводить политику фиксированного курса белорусского рубля, привязав его к какой-либо валюте, однако есть большие сомнения по поводу способности руководства нашей страны выполнять такого рода обязательства, так как в этом случае у него возникнет большой соблазн допечатывать деньги», — считает Балыкин.
Он полагает, что в сложившихся условиях в качестве платежного средства разумнее всего использовать российский рубль: «Во-первых, с Россией проще всего договориться. Во-вторых, Россия — наш основной торговый партнер, и белорусским субъектам хозяйствования, как крупным, так и мелким, было бы намного проще вести дела с российскими контрагентами. Население также бы получило определенные дивиденды как в виде возможности совершать сделки в РФ без конвертации, так и в виде валюты, которая все-таки пользуется некоторым уважением».
Единственным аргументом против такого шага Балыкин назвал некоторое ограничение суверенитета Республики Беларусь. «Но я бы не расценивал этот аргумент как серьезный по нескольким причинам. Во-первых, абсолютного суверенитета все равно не бывает, и наша экономика зависит от российской. Во-вторых, суверенитетом нужно еще уметь пользоваться. К сожалению, в современных белорусских условиях та же денежно-кредитная политика из инструмента макроэкономического регулирования все больше превращается в средство получения политических дивидендов и достижения политических побед», — сказал С. Балыкин [18].
Национальный банк Беларуси (НББ), который в апреле был вынужден резко нарастить объем наличных денег в обращении, фактически создал питательную среду для «теневого» рынка наличной валюты.
В рамках директивы о поддержке предпринимательства был принят и продолжает приниматься ряд госрешений, направленных на максимальное предоставление свободы для субъектов малого бизнеса, особенно, индивидуальных предпринимателей, в обращении с наличными денежными средствами. В рамках этой государственной политики Национальный банк принял ряд решений по упрощению доступа малого бизнеса к наличным средствам, которые уже вступили или вскоре вступят в силу.
В этих условиях предприниматели могут заказывать в банках необходимый им объем наличных белорусских рублей. Банки, в свою очередь, направляют заявки бизнеса на наличные в Национальный банк, который является эмитентом денежных знаков.
При этом из-за проблем на валютном рынке, субъекты малого и среднего бизнеса не могут приобрести инвалюту за безналичные рубли, но в качестве физических лиц имеют возможность купить наличные доллары, основным источником предложения которых в апреле-мае остаются, так называемые, «валютчики».
Национальный банк вынужден был выполнять резко выросшие в апреле заявки на наличные, так как в противном случае его отказ означал бы фактический саботаж директивы о стимулировании малого и среднего бизнеса. Сложившаяся на финансовом рынке ситуация с наличными резко противоречит многолетней работе по увеличению доли безналичных расчетов.
Резкий рост наличных в обращении, который только дополнительно усилил критическое давление на валютном рынке «вызван несогласованными и непоследовательными действиями властей». «Предложения, которые могли бы частично предотвратить эту ситуацию на валютном рынке, не были поддержаны рядом госорганов, как не соответствующие директиве».
Как сообщалось, по данным Нацбанка Беларуси, объем наличных денег в обращении (денежный агрегат M0) составил на 1 марта 2012 года
Br 6,927 трлн, увеличившись за февраль на 12,7% после снижения за январь на 8,4%. За 2 месяца агрегат вырос на 3,2%.
В Беларуси вначале 2011 года нарастал валютно-финансовый кризис, который проявлялся в остром дефиците инвалюты на всех сегментах рынка и множественности обменных курсов. Так, на рынке наличной инвалюты девальвация составлял 30%, на внебиржевом рынке — 70% относительно официального курса, который продолжает формировать НББ [19].
Нацбанк Беларуси «отпустил» рубль в свободное плавание и снял все ограничения по купле-продаже инвалюты. Фактически это означает девальвацию национальных денег. Похоже, выполнено главное условие оказания кредитной помощи Минску со стороны России и Антикризисного фонда ЕврАзЭС в три миллиарда долларов.
В конце апреля власти Беларуси объявили о 10-13-процентом валютном коридоре для белорусского рубля, но эта мера оказалась недостаточной для оздоровления финансовой системы. Дефицит наличной валюты снова возрос. И у властей не было выбора, кроме снятия курсовых ограничений. При этом они заверяют, что «шоковой терапии» в стране не будет, и социально уязвимые слои населения получат финансовую поддержку. Но эксперты прогнозируют быстрый рост цен и дефицит многих белорусских товаров.
Зато они станут конкурентоспособнее на зарубежных рынках, в том числе на российском. Прежде всего, это продовольствие, текстиль и сельхозтехника. В прошлые годы в России периодически вводились квоты на некоторые белорусские товары ввиду их низкой цены. Теперь же многие из них могут быстро подешеветь, по экспертным прогнозам, минимум на 20 процентов, а то и на треть. В рамках Союзного государства составляются балансы взаимопоставок разнообразных товаров, а также согласовываются коридоры цен. Но каковы могут быть эти коридоры из-за удешевления белорусской продукции (в то время как российская аналогичная продукция дорожает), пока неясно. Чиновники и эксперты пока воздерживаются от оценок. Тем временем поставки белорусских товаров в Россию, особенно продовольственных, быстро растут [20].
В 90-х в целом проблема дефицита валюты была решена: за счет увеличения экспорта РБ и уменьшения доли бартерных операций во внешнеэкономической деятельности; обеспечение положительного уровня ставки рефинансирования по отношению к реальной инфляции; ликвидации множественности валютных курсов до двух — биржевого и рыночного, что позволит, с одной стороны, удовлетворять заявки по приобретению валюты для оплаты товаров критического импорта, с другой — сформировать механизм курсообразования, при котором преобладающая часть субъектов валютных отношений готова не только покупать, но и продавать валюту; поиска внешних источников валютных средств; создания и внедрения оптимального механизма распределения валютных средств [15].
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения: