Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
В зависимости от цели, с которой приобретаются товары, торговлю делят на два вида:
- оптовую (торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием);
- розничную (торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Долговременной целью деятельности розничного торгового предприятия является максимизация прибыли. Реализовать эту цель можно лишь через максимальное удовлетворение нужд потребителей.
Наряду с названной целью в зависимости от конкретных условий, могут существовать и другие критерии — например, увеличение рыночной доли, минимизация издержек и др.
На предприятиях розничной торговли производятся различные операции, связанные с доведением товаров непосредственно до населения. При этом выполняются определенные торговые (коммерческие) и технологические функции.
К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести: изучение покупательского спроса на товары; формирование ассортимента товаров; организацию закупок и завоза товаров; оказание торговых услуг покупателям; рекламирование товаров и услуг.
Технологический процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорения доведения товаров до торговой сети и потребителей. Технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах и др.
Важно различать технологический и торговый процессы. Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает в себя и такие виды организации коммерческой деятельности, как изучение спроса населения, формирования ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение товаров и др.
Конкурентоспособность товаров и услуг
... определяющими факторами конкурентоспособности товара или услуги. Конкурентоспособность товара (услуги) - это совокупность его качественных и стоимостных характеристик, способствующих созданию превосходства перед продуктами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя. Наряду с качеством и ценой на конкурентоспособность большое ...
Цель данной работы: рассмотреть услуги розничной торговли на примере магазина «Шифа-8».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
- Рассмотреть теоретические аспекты услуг розничной торговли.
- Выявить современное состояние оказания услуг розничной торговли в магазине «Шифа-8».
- Описать факторы, снижающие эффективность деятельности магазина «Шифа-8».
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы и приложений.
В работе использованы учебные пособия и источники периодической печати.
1. Теоретические аспекты услуг розничной торговли
1.1. Сущность и функции услуг розничной торговли
Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью [3, С. 45].
Розничная торговля представляет собой производственную деятельность по продаже товаров или услуг конечному потребителю для их личного некоммерческого использования.
Функции розничной торговли:
- за счет большого числа предприятий розничной торговли происходит
- удовлетворение потребности конечного покупателя по месту его жительства или работы. При этом большие объемы поставок от поставщика делятся на мелкие порции товара, соответствующие желаниям и потребностям конечного покупателя;
- через розничную торговлю производитель получает информацию о спросе на товар, являясь наиболее чувствительным индикатором регулирования объемов производства;
- через розничную торговлю происходит освоение новых рынков и осуществляется продвижение новых товаров;
- розничная торговля выполняет рекламные функции товара производителя.
Розничные предприятия выполняют ряд функций, увеличивающих ценность продаваемых ими товаров и услуг:
1. Обеспечение определенного ассортимента товаров и услуг.
2. Дробление поступающих партий товаров.
3. Хранение запасов.
4. Обеспечение сервиса [18, С. 22].
Все эти действия составляют от 20 до 50% стоимости продаваемых в розницу товаров. Столь высокий показатель еще раз подчеркивает необходимость понимания деятельности розничных торговых предприятий, важности их роли в современном обществе.
Обеспечение товарного ассортимента. Средний супермаркет предлагает около 15 тыс. наименований товаров от более чем 500 производителей. Предлагая столь широкий ассортимент, торговец предоставляет своим покупателям возможность приобрести товары самых разных марок, фасонов, размеров, расцветок и цен в одном и том же месте. С другой стороны, производители специализируются на изготовлении отдельных типов продуктов.
Нашей курсовой работы — «Анализ формирования ассортимента ...
... усилий. Тема нашей курсовой работы - «Анализ формирования ассортимента товаров на розничных предприятиях и его оптимизация на примере предприятия». В данной курсовой работе речь пойдёт о формировании ассортимента на примере сети магазинов «Магнит». Ассортимент товаров, услуг, а также такие ...
Дробление поступающих партий товаров. Чтобы снизить затраты на перевозку, производители, как правило, отправляют розничным предприятиям большие партии товаров в соответствующей упаковке и таре. А розничные предприятия, в свою очередь, предлагают продукты в небольших количествах, соответствующих запросам отдельных потребителей и домохозяйств. В этом и заключается функция дробления поступающих партий товаров [13, С. 9].
Хранение запасов необходимо для того, чтобы в случае, если потребители захотят приобрести в магазине какой-либо товар из обычно предлагаемого ассортимента, ничто не помешало бы им осуществить это желание. Благодаря данной функции потребители хранят дома лишь небольшое количество товаров, зная, что их всегда можно приобрести в магазине. Поддерживая определенный объем запасов, розничные предприятия создают дополнительное преимущество для потребителей, так как затраты последних на хранение сокращаются. Если бы потребителям пришлось создавать собственные запасы, они были бы вынуждены вкладывать в них деньги – деньги, которые они имеют возможность использовать каким-либо другим способом.
Розничные предприятия предоставляют покупателям услуги – обеспечения сервиса, облегчающие процесс покупки и использования товаров (к примеру, они предлагают покупки в кредит, позволяющие иметь товар сегодня, а оплатить его позднее).
Торговля демонстрирует имеющиеся у нее товары так, что потребители имеют возможность рассмотреть их, подержать в руках, а зачастую и попробовать в деле еще до того, как они совершат покупку.
Предлагая определенный товарный ассортимент, разбивая крупные партии продукции на более мелкие, храня запасы и предоставляя услуги, розничные предприятия увеличивают ценность товаров и услуг для покупателей.
Розничная торговля – это последний этап в канале распределения, который включает все предприятия (фирмы) и всех людей, участвующих в процессе физического перемещения товаров и услуг, а также в передаче права собственности на эти товары и услуги от производителя потребителю. Схема типичного канала распределения показана на рис. 1.1.1 [7, С.24].
Рис. 1.1.1.Схема типичного канала распределения
В канале распределения розничные фирмы играют важную роль связующего звена между производителями, оптовыми торговцами и другими поставщиками, с одной стороны, и конечным потребителем – с другой. Многие производители предпочитают выпускать какой-то один основной тип продукта и продавать весь его запас как можно меньшему количеству закупщиков. А конечные потребители предпочитают выбирать из достаточно широкого ассортимента товаров и услуг и покупать их лишь в весьма ограниченных объемах. Именно поэтому розничные торговцы выбирают для себя определенный ассортимент товаров и услуг из различных источников, закупают их в больших количествах, а затем продают их небольшими количествами конечным потребителям. Это называется процессом сортировки потребителей, появляется возможность широкого выбора товаров и услуг. Наличие широкого ассортимента товаров позволяет потребителю совершать все необходимые ему покупки в одном магазине. При этом потребитель может выбрать и купить именно тот вариант продукта, который ему необходим (и в том количестве, которое ему требуется).
Издержки обращения торгового предприятия и повышение его экономического ...
... работы: экономическое обоснование издержек обращения и поиск путей их оптимизации в целях повышения доходности торгового предприятия. Поставленная цель определяет задачи исследования: Раскрыть экономическое содержание издержек обращения торгового предприятия; Рассмотреть номенклатуру статей издержек обращения; Изучить экономико-организационную характеристику торгового предприятия; Проанализировать ...
На рис. 1.1.2 показана роль розничного предприятия в процессе сортировки [19, С. 17].
Рис. 1.1.2. Роль розничного предприятия в процессе сортировки
Еще одной функцией розничной торговли является передача информации потребителям, производителям и оптовым торговцам (этот процесс также называют коммуникациями) [1, С. 80].
Таким образом, розничная торговля играет важную роль в личной и общественной жизни человека. Цель розничной торговли заключается в удовлетворении разнообразных потребностей покупателей. Основная задача торговых предприятий – обеспечить возможность покупки какого- либо товара при соответствующем качестве торгового обслуживания. Особенностью розничного предприятия является ограниченная зона притягательности для покупателя. Для повышения притягательности розничные предприятия разрабатывают маркетинговые мероприятия как самостоятельно, так и с помощью своих поставщиков.
1.2. Классификация услуг розничной торговли
Услуга розничной торговли — результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договору купли-продажи [17, С. 36].
Услуги торговли включают: реализацию товаров; оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании; информационно-консультационные услуги; создание удобств покупателям.
Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов: формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка, выкладка товаров, предложение товаров покупателю, расчет с покупателем, отпуск товара [2, С. 55].
Реализация товаров осуществляется в магазине и вне магазина.
Реализация товаров в магазине включает:
- реализацию товаров в специализированном (или неспециализированном) продовольственном магазине;
- реализацию товаров в специализированном (или неспециализированном) непродовольственном магазине;
- реализацию товаров в комиссионном магазине;
- реализацию товаров в магазинах другого типа («Природа», «Семена», «Зоомагазин», «Книги» и другие);
- реализацию продукции предприятий общественного питания в магазинах различных типов [5, С. 23].
К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят: прием и исполнение заказов на товары (прием и оформление заказов непосредственно на предприятии торговли по телефону или вне предприятия, комплектование заказов, упаковывание заказов, отпуск товаров непосредственно на предприятии торговли и/или доставка на дом); организацию доставки товаров; упаковывание купленных в магазине товаров; комплектование и улучшенное упаковывание подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам; оценку и прием на комиссию вещей на дому у комитента; оценку ювелирных изделий на дому; оценку антиквариата на дому; прием стеклопосуды; реализацию товаров в кредит; организацию работ по послепродажному обслуживанию(организация работ по установке технически сложных товаров на дому у покупателя, по сборке мебели и др.); организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине; предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм, просмотра видеокассет, которые имеются в продаже; предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов.
«Формы розничной продажи товаров на примере торгового предприятия»
... На основании вышеизложенного тему данной курсовой работы считаю актуальной. Целью курсовой работы является изучение форм розничной продажи товаров на примере торгового предприятия. Исходя из поставленной цели, ... Как правило, этот метод применяется при продаже тех товаров, реализация которых в магазинах самообслуживания осуществляется через прилавки обслуживания. Покупатели имеют возможность ...