Социальная база рыночных реформ и проблемы ее расширения

За истекшее почти два десятилетия реформирования экономики новой России, в стране произошли радикальные изменения, которые наряду с положительными явлениями (ликвидация товарного дефицита, становление рыночных институтов, развитие предпринимательства) привели к отрицательным явлениям: кризисному состоянию экономики, из которого страна постепенно выходит, разрушению научно-технического потенциала, а также к катастрофическому состоянию социальной сферы. В кризисном состоянии оказалась и отечественная наука, которая после отказа от марксизма все еще находится в состоянии поиска новой парадигмы, путей развития и модели экономической системы.

В последние время в стране наметились важнейшие перемены: политическая стабильность сопровождается ростом производства, стало больше уделяться внимания социальной сфере. Это означает, что в стране имеются возможности выхода из затянувшегося кризиса, поставившего экономику на грань катастрофы, перехода от стабилизации к росту, а затем и к возрождению России, которая должна занять соответствующее ей место в мировой экономике. В отечественной истории были примеры, когда радикальные реформы, в относительно короткое время, приводили к экономическому росту, являли миру силу и мощь России (реформы Александра Ш, Витте, Столыпина, новая экономическая политика (НЭП) и т. д.).

Сложность проблемы заключается в том, что в переходный период сложились различные политические партии и научные школы, противоречия между которыми мешают определению курса реформ, метода их проведения, выбору модели экономического развития, а главное, сводят цель – формирование новой экономической системы средствами – к становлению механизма. Наиболее четко проявляются два направления: за одним стоят представители научной школы, ориентирующейся на монетаризм, на рекомендации экспертов МВФ, проповедующие переход к капитализму; другая группа ученых (ИЭ РАН, ЦЭМИ РАН и др.) призывают на путь демократического государства с социально-ориентированной экономикой и социальным государством, оговаривая свою позицию необходимостью учета российской специфики, евроазиатское положение страны, состава населения, национальных традиции и пр. В последние годы сформировалось еще одно направление – «нового социализма».

Все направления сходятся в одном – трансформация административно-командной системы, включение России в мировое экономическое развитие – объективный процесс; различия – в путях и средствах осуществления этого процесса.

18 стр., 8787 слов

Экономические проблемы развития региональной экономики

... статистики по Кемеровской области ( http://www.kemerovostat.ru). Объектом курсовой работы является экономика Кемеровской области, а предметом – проблемы развития региона. Цель курсовой работы заключается в выявлении проблем экономического развития Кемеровской области. Для достижения этой цели необходимо ...

1. Массовая поддержка социально-экономических преобразований в России – главное условие их успеха

1.1 Необходимость социально-экономических преобразований в России

о поддержке реформ снизу

поддержка сверху

  • оценки степени влияния реформ на уровень благосостояния и социальную безопасность;
  • признания легитимности и справедливости новых законодательных норм и институциональных структур;
  • принятия населением реализуемых принципов распределения, в противном случае создаются предпосылки социальной дезинтеграции и нестабильности;
  • степени доверия к проводимой политике реформ, масштабам и темпам преобразований, а также к мерам по защите населения от возможных негативных последствий.

Проведение реформ в России сопровождается снижением адаптации населения, и поддержки со стороны основной его части. Либерализация экономики привела к существенным изменениям в структуре общества, социальному и имущественному расслоению. При переходе к рынку дифференциация неизбежна, но если она переходит за определенную грань, то становится фактором социальной дестабилизации.

В нашей стране разрыв в доходах 10% наименее и 10% наиболее обеспеченного населения в 2007 г. составил, по официальным данным, 16,2 раза. Между тем в развитых странах этот коэффициент значительно ниже (в Западной Европе – 5-6, в США – около 11 раз).

Число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума остается высоким – в 2007 г. 15,7 млн. человек (10,8% ко всему населению).

Чрезвычайно высока дифференциация в уровнях оплаты труда между отраслями экономики, разными профессионально-квалификационными и социальными группами. Различия в оплате труда рабочих и администраций достигают не менее 20 раз, отраслевые различия – 10 раз, региональные – 11 раз. При этом почти полностью утрачена зависимость доходов от затраченного труда.

Однако динамика дифференциации доходов не является единственной характеристикой степени расслоения общества и поддержки реформ со стороны населения. Необходимо оценивать результаты перераспределения собственности, доступ к материальным и финансовым ресурсам общества, уровень социальной активности и возможности самореализации. Эти факторы формируют политический, экономический, образовательный, культурный (доступность социальных благ) потенциал различных групп и определяют особенности социальной стратификации общества.

Верхняя группа, Средний слой

В ходе реформ оказались выкинутыми за борт те, кто своим трудом, проявлением предпринимательской инициативы пытался «встроиться» в новую систему хозяйствования и сформировать средний класс который должен был стать опорой экономических преобразований.

Эта часть населения, являющегося основным носителем человеческого капитала, перешла в массовый слой бедняков, составляющий по оценкам социологов, 60-65% населения. Не располагая иной собственностью, кроме высокой квалификации, лишенный наиболее важных социальных гарантий, находящийся близко к зоне социального риска, этот массовый слой не может в сложившемся виде быть опорой экономических преобразований в России. Свои главные усилия он направляет на поиск путей выживания.

17 стр., 8315 слов

Денежные реформы в истории России

... и денежной массы. Глава II . Денежные реформы в истории России Все денежные реформы проведенные в России можно поделить на периоды: 2.1 Реформы дореволюционной России Становление общерусской денежной системы и денежного ... Общими предпосылками успешного проведения денежной реформы для всех стран являются: 1) политическая стабилизация в стране; рост доверия населения, предпринимателей к политике, ...

низшим группам

Дно общества

Полностью не адаптировались и останутся аутсайдерами по различным причинам до 25% населения. От степени адаптации населения к новым условиям в значительной мере зависит его оценка хода реформ. В соответствии с исследованиями ИСЭПН РАН 30% респондентов, отнесенных к достаточно адаптированной группе, отмечают позитивные изменения в стране, тогда как среди слабо адаптированных таких людей втрое меньше.

Отчуждение или даже враждебность к преобразованиям становится серьезным препятствием на пути продолжения всех видов реформ в России. Фактически речь идет о глобальном кризисе. При этом следует обратить внимание на три момента, оказывающие существенное влияние на состояние общества.

Во-первых, уровень общественного терпения пока остается высоким, но антагонизм углубляется и при определенном стечении обстоятельств ситуация может резко ухудшиться.

Во-вторых, все больше рост общественного недовольства и социально-психологической напряженности происходит на фоне невысокой политической активности.

В-третьих, в стране не представлена или не осознана система интересов многих социальных групп. Практически отсутствуют цивилизованные формы защиты интересов населения, поскольку нет механизма взаимодействия: общество – партия – власть, характерного для развитых стран.

В силу специфики развития России среди большей части населения широко распространена уравнительная интерпретация понятия социальной справедливости. Однако вопрос о справедливом распределении результатов производства в обществе является сложным и неоднозначным, его трактовка зависит от совокупности культурных, нравственных представлений, исторических традиций и других национальных особенностей. В этих условиях должны быть достаточно четко поставлены вопросы о базисе доверия властным структурам и о преодолении отчуждения народа.

На макроуровне речь идет в первую очередь о разработке стратегии, ясной и понятной населению, в которой особо следует выделить положения о возможном распределении ответственности среди различных социальных групп.

Необходима также отработка мер с тем, чтобы социальные субъекты не уклонялись от принятых на себя обязательств по социально-экономическому реформированию. Кроме того, должно быть выработано четкое представление о возможных социальных партнерах в реформируемом обществе, системе их интересов и механизмах согласования последних.

Свободное преобразование старой системы, основой которой было гарантирование некоего минимального уровня обеспеченности, в систему, претендующую на справедливую по сравнению с прежней, реально, если социальные институты смогут противодействовать настроениям неуверенности, создать основы для положительных перспектив проведения реформ.

1.2 Необходимость социальной ориентации экономического развития

Нынешняя стратегия развития российской экономики доказала свою ошибочность и нежизнеспособность. Общество вновь оказалось перед выбором пути развития. Речь идет не просто о создании условий для реализации социальных целей, повышении эффективности перераспределительных отношений, а о превращении социальных факторов в мощный рычаг воздействия на экономические преобразования. По существу, должна быть разработана качественно новая модель, адекватная как историко-культурным внутренним традициям, так и мировым тенденциям. В новой модели социальная составляющая выступает и как цель, и как главный фактор экономических преобразований.

2 стр., 868 слов

Социальные факторы здоровья населения

... Социальные условия и здоровье. Убедительные факты / Под ред. Richard Wilkinson и Michael Marmot. — Всемирная организация здравоохранения, 2004. — 42 с. Г. В. Осипов Тапилина В.С. Социально-экономический статус и здоровье населения// ...

Принципиально важной частью этой модели является сбалансирование принципов, факторов, отношений и механизмов реализации социальных и экономических приоритетов. При этом необходимо принципы рыночной свободы увязать с принципами социальной справедливости, обеспечить баланс рыночной эффективности и социальной гармонии. Предполагается эффективное сочетание свободного предпринимательства и государственного регулирования, развитие социального партнерства и т. д.

Учет мирового опыта при разработке качественно новой стратегии в России даст возможность привести в действие, накопленное невещественное богатство страны и продолжить его формирование в тесной увязке с экономическими факторами. Речь практически идет не только о синтезе рынка и социальной политики текущего характера.

Главное – мобилизация факторов долговременного действия (уже накопленных и будущих), их «встроенность» в развивающуюся рыночную систему. Российская модель социально ориентированной рыночной экономики предполагает:

  • обеспечение приоритета социальных факторов роста: образования, науки, здравоохранения, культуры в целом;
  • социальную поддержку экономически активного населения;
  • формирование рынка с минимальными социальными рисками;
  • социальную защиту малообеспеченных слоев населения;
  • дальнейший рост социального потенциала.

Между экономическими и социальными компонентами развития должно поддерживаться динамичное равновесие.

С одной стороны, оно предполагает равнозначность социальных и экономических факторов в модели, основанной на их синтезе и сбалансированности.

С другой – в силу сложившихся обстоятельств и особенностей формирования дальнейшее развитие социальных факторов должно носить в целом опережающий характер (что не исключает в отдельные периоды приоритета экономических факторов).

Необходимая социальная база, которая могла бы обеспечить успех реформ в России, сегодня практически отсутствует – она только начинает развиваться под руководством избранного Президента Д. Медведева в рамке национальных проектов.

В этих условиях основной задачей становится выявление и мобилизация факторов, которые укрепляют социальную базу реформ и способствуют, ускорению экономической трансформации. Социальная база реформ включает:

  • систему интересов, мотиваций и моральных ценностей широких слоев населения, адекватных потребностям экономической трансформации;
  • высокий уровень экономической активности населения и личной ответственности за хозяйственную деятельность;
  • средний класс как основу рыночного социально ориентированного общества;
  • качество жизни (доходы населения, экономически справедливая оценка труда, социальные гарантии, социальная поддержка и т.

д.)

  • накопленное невещественное национальное богатство (научно-технический, образовательный, духовно-нравственный потенциал, а также потенциал здоровья);
  • механизмы, создающие условия для разрешения социальных противоречий, обеспечения социально-экономической безопасности, социальной ориентации хозяйственной деятельности;
  • законодательную базу реформ и ее институциональное обеспечение; механизмы исполнения законов и преодоления криминализации общества.

Социальная база формируется не только на основе социальной политики. На ее расширение и укрепление должны быть направлены экономическая, финансовая, структурная, инвестиционная политика, а также вся система законотворчества и управления.

3 стр., 1284 слов

Формирование среднего класса в России

... потенциальной численности, основными моделями социального действия неизбежно носят остро дискуссионный характер. Существующая в этом вопросе неопределенность порождает необходимость более пристального рассмотрения основных теоретических подходов к проблеме. 1.2. Теории среднего класса: традиции и ...

В широком смысле социальные факторы

Эти факторы пронизывают экономические отношения, оказывая двойственное влияние на социально-экономическое развитие: с одной стороны, они формируют социальную базу реформ, а с другой – антагонистический потенциал общества.

Социальные факторы воздействуют на экономику, прежде всего, через социальную организацию общества и человеческий капитал .

Уровень социальной организации определяется на основе качественной оценки функционирования системы социальных институтов (государственно-правовых, моральных норм, культурно-исторических традиций, религии, искусства, науки и др.), характера социальной мобильности, мотиваций и интересов. Тем или иным типам социальной организации соответствуют определенные экономические модели.

Существует широкий спектр причин, определяющих способность нации к реформированию и опирающихся на основные представления людей, заложенные в их сознании культурой, религией, социально-психологическими стереотипами.

элементы невещественного богатства общества

В то же время особенностью современного периода, определяющей динамизм экономики, является акцент на массовом формировании творческой индивидуальности, способной к созданию инноваций и принятию инновационных решений в различных сферах деятельности, в том числе в малом бизнесе. На профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной прирост занятости населения: в США – 85%, в ФРГ – 89%, в Великобритании – 95%, в Японии – 90%.

Возросшая роль высококвалифицированной рабочей силы в экономике вызвала опережающий рост вложений в человека (образование, условия жизни, здоровье) по сравнению с вложениями в вещественные элементы производства. Так, в США к 1970 г затраты на образование, здравоохранение и социальное обеспечение вдвое превышали валовые частные и государственные инвестиции в средства производства. К 1980 г это превышение составило 3 раза, а к 2010 г (по прогнозу ряда экономистов) разрыв возрастет почти в 4-4,5 раза.

В России к началу процесса трансформации экономики был накоплен значительный научно-технический, образовательный, квалификационный потенциал. Однако многие трудности преобразований привели к обесценению этого потенциала, поскольку он создавался по меркам социалистического планового хозяйства. В то же время разрушение накопленного потенциала и отсутствие новых направлений развития приводят к утрате источника перспективного развития.

Решение вопроса об альтернативном наращивании накопленного потенциала зависит от стратегии долговременного развития экономики, от того, какая экономическая модель будет реализовываться. Речь идет о принципиальной ориентации экономики на повышение качества жизни широких слоев населения, а не о частичных уступках со стороны элиты, временно снижающих недовольство населения.

Качество жизни является важнейшим фактором формирования человеческого капитала как источника экономического роста и мощным фактором воздействия на состояние экономики. Сейчас этот фактор оказывает негативное воздействие на экономику.

8 стр., 3617 слов

Экономические практики и экономическое сознание среднего класса

... комплексный анализ экономического сознания и экономических практик современного российского среднего класса для оценки его возможного влияния на экономику и успешное завершение модернизации в России. На основании анализа зарубежной и российской литературы, посвященной проблематике среднего класса и месту среднего класса в ...

Тому есть немало причин. Низкие доходы, отсутствие экономически справедливой цены труда, слабая социальная защита, отсутствие социальной поддержки экономически активного населения, низкая продолжительность жизни, отсутствие гарантий в сферах образования, охраны здоровья, снижение уровня культуры дестабилизируют социально-экономическую ситуацию.

2. Основные экономические преобразования в России

2.1 Становление российского среднего класса

«средний класс»

Основополагающим критерием

Сформировать мощный средний класс – значит, как минимум, возможно большее число людей сделать собственниками.

В частности, наемный работник (или лицо свободной профессии), который по основным параметрам может быть отнесен к среднему классу, при наличии собственности (ценных бумаг, недвижимости) перестает быть зависимым от единственного источника дохода – продажи своего труда. Стимулирование приобретения собственности представляет со бой одну из форм содействия укреплению среднего класса. Политика справедливой заработной платы сочетается в развитых странах с политикой формирования собственников из среды наемных работников.

Вместе с тем принадлежность к среднему классу не должна рассматриваться исключительно через призму различий в доходах. Необходимы дополнительные критерии, характеризующие субъекта среднего класса. К их числу можно отнести социальный статус, уровень образования, характер социально-экономических притязаний, ориентацию на легальные формы осуществления своей деятельности, квалификацию и т. п. Эти дополнительные критерии нельзя абсолютизировать, но и абстрагироваться от них не следует.

Стартовые условия формирования среднего класса в России значительно хуже, нежели в странах Центральной и Восточной Европы. И практика хозяйственного строительства, и мировоззрение населения в бывших социалистических странах Европы обеспечили высокую его готовность к принятию самостоятельных решений, большее чувство ответственности за результаты своих действий.

Однако и в России, несмотря на меньшую потенциальную адаптацию к реформам, постепенно приходит понимание необходимости ориентации на собственные силы и возможности, а не на помощь государства. Включение все большего числа людей в процесс адаптации к резко изменившимся экономическим отношениям является необходимой предпосылкой и важнейшим фактором перехода из аутсайдеров в число граждан, из которых формируется средний класс.

За счет каких же слоев населения может и должно происходить становление среднего класса в России и что надо сделать для ускорения этого процесса?

потенциальным субъектам среднего класса

Массовая приватизация и акционирование предприятий создали в России новый вид собственника – акционера. С ним в начале процесса приватизации и связывались надежды на образование мощного слоя населения. Однако подобные расчеты не оправдались.

В результате приватизации сформировались, с одной стороны, прослойка «новых русских», сосредоточивших (зачастую в результате криминальных действий) в своих руках колоссальные богатства, а с другой – основная масса акционеров, которая на полученные акции и ваучеры не могла не только обеспечить приличную жизнь, но и просто существовать.

Остальные группы акционеров, в том числе самая крупная из них – наемные работники, в сложившихся условиях не могут быть отнесены к среднему классу. Однако исключить наемных работников из потенциального резерва среднего класса значит поставить крест на достаточной численности и роли последнего. Данное обстоятельство учитывается в государственной политике развитых стран, которая направлена и на то чтобы благополучие наемного работника опиралось не только на высокий заработок, но и на собственность. Для этого предусматриваются, например, налоговые льготы для предпринимателей помогающих своим работникам приобретать собственность вести жилищное строительство и т. п.

6 стр., 2817 слов

Понятие и оценка среднего класса

... материально-имущественным критериям подход с учетом региональных характеристик (подобный подход использовался при исследованиях среднего класса в других регионах России). В качестве дополнительного и ... Основные признаки: среднедушевой доход не ниже среднего по региону (от 7 тыс. рублей); наличие высшего образования; самоидентификация со средним слоем; активные ценностно-духовные запросы (стремление к ...

Наиболее сложная проблема стимулирование работника к при обретению акции предприятия, на котором он трудится. В ряде случаев работники просто перепродают акции, полученные на льготных условиях. Чтобы предотвратить эти нежелательные тенденции устанавливают запрет на перепродажу акции в течение 5-6 лет. По истечении срока работники привыкают к собственности и в ряде случаев увеличивают свой пакет акций, становясь солидными собственниками и субъектами среднего класса.

Одним из важных способов накопления собственности является участие персонала в прибылях фирмы. Оно широко распространено в США, а также в странах Западной Европы. При этом во Франции напри мер принят ряд законов, предоставляющих финансовые льготы фирмам практикующим выплаты рабочим из прибыли и продажу им акций.

В России активная государственная политика подобного рода не реализуется. Даровая раздача акций при приватизации эффекта не дала, а к участию персонала в прибылях государство относится безразлично. В этих условиях расширение среднего класса за счет наиболее многочисленного слоя населения практически затруднено. Но в перспективе стимулирование наемного работника к приобретению им собственности должно стать одним из основных направлений социалъной политики государства.

Реальным резервом формирования среднего класса в ближайшем будущем являются представители среднего и мелкого бизнеса. Развитие и поддержка малого предпринимательства рассматриваются государством в качестве одной из приоритетных его задач.

Тем не менее, сектор малого предпринимательства несмотря на определенные успехи (в частности в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре) не получил должного развития (особенно в промышленности).

Одной из причин слабого развития малого бизнеса является низкая эффективность организации его поддержки, многочисленные проверки более 30 ведомств (эту проблему недавно поднимал Д. Медведев).

Ограниченность имущественных и финансовых ресурсов недостаточная информированность, нехватка высококвалифицированных кадров наряду с отсутствием механизма судебной защиты приводят, как правило, к тому, что мелкие предприятия не могут стабильно функционировать.

При всей значимости предпринимателей и топ менеджеров для формирования среднего класса полноценным он может стать только при наличии в его составе широких слоев творческой интеллигенции и высококвалифицированных специалистов.

В составе среднего класса развитых стран широко представлены ученые и деятели искусства, врачи и адвокаты, квалифицированные специалисты среднего звена, крупные чиновники и менеджеры. Научные работники, а также большинство работников сферы культуры, образования и медицины в условиях российской действительности не могут быть отнесены к среднему классу. По уровню доходов они, скорее, принадлежат к наиболее слабо защищенным слоям населения. То же самое относится и к основной массе инженерно-техничес-ких работников.

41 стр., 20302 слов

Изучение работы Центров занятости населения в области занятости ...

... области занятости населения в РФ Изучить организацию работы в области занятости населения на материалах КГКУ «Центр занятости населения г. Заринска» Рассмотреть основные направления по повышению эффективности функционирования рынка труда в условиях кризиса. Дипломная работа ...

Это является следствием порочной государственной политики, превращающей деятелей науки и культуры в маргиналов. Нужны масштабные вложения в образование, развитие перспективных научных направлений, в культуру. Только такая переориентация политики государства может привести к созданию в нашей стране полноценного и влиятельного среднего класса.

Анализ становления среднего класса как основы стабильности новой России приводит к выводу, что в узких рамках он существует и в настоящее время, оказывая влияние на отечественное производство.

Если несколько лет назад оно ориентировалось на беднейшие слои населения и решало свои проблемы путем удешевления продукции за счет качества, то теперь большинство фирм, учитывая потребности среднего класса, повышает качество продукции, хотя это и связано с ее удорожанием. Такая, пусть и подорожавшая, продукция конкурентоспособна, ибо продается по ценам ниже цен соответствующего импортного изделия, практически не уступая ему по качеству. Изменение политики производственных фирм – свидетельство реального формирования определенной части среднего класса и его требований.

2.2 Научно-технический потенциал России

Россия является одной из немногих стран, располагающих высокоразвитым научным потенциалом, который в современном мире выступает наиболее важным стратегическим ресурсом. Было бы катастрофической ошибкой не использовать этот уникальный человеческий капитал при выборе стратегии развития.

Исследования специалистов в России и за рубежом позволяют сделать вывод, что сфера НИОКР воздействует на экономику не только через новые прикладные идеи и разработки, но и само ее существование является необходимым условием экономического роста. Не случайно наиболее продвинутые сектора рынка – банковский, финансовый, компьютерный — в основном развиваются усилиями бывших научных сотрудников. Поэтому, любое сдерживание процесса получения новых знаний по чисто экономическим мотивам рано или поздно отразится на показателях экономической динамики.

Изменения в социально-экономической сфере, связанные с процессами экономической трансформации, существенно затронули сферу НИОКР, ее структуру, ресурсное обеспечение, взаимодействие с другими секторами экономики.

Спад производства в наукоемких отраслях и сырьевая направленность экономики привели к сокращению спроса на научную продукцию, к резкому снижению ее финансирования. Следствием недостаточного финансирования стало быстрое и неуправляемое сокращение численности научных кадров. В большой мере это связано с тем, что многие научные организации в целях выживания начали заниматься деятельностью, не относящейся к научно-технической.

Приостановка научной деятельности наблюдается и в организациях, которые из-за сокращения кадров не могут обеспечить выполнения работ на многих направлениях исследований. Отток научных кадров шел в частный бизнес, предпринимательскую деятельность, в органы государственного управления, за рубеж. Россию в конце XX века ежегодно покидало более 2 тыс. ученых и специалистов, работавших в отрасли «Наука и научное обслуживание». Как правило, это высокопрофессиональные специалисты, преобладающий возраст которых 27-45 лет, что, безусловно, негативно отражалось на качественной структуре научного потенциала.

12 стр., 5624 слов

Финансы организаций образования, культуры, искусства и здравоохранения

... 8%, в том числе по 3% — на начальное и среднее профессиональное образование и примерно 1% — на высшее профессиональное образование. Подавляющая часть средств (97%) направляется на текущее содержание учебных ... и местных нормативов. В основе этих нормативов лежат следующие параметры, заложенные в Законе РФ «Об образовании»: финансированию подлежит обучение 170 студентов на каждые 10 тыс. чел. населения ...

Сокращался приток молодых кадров (выпуск аспирантов уменьшился с 16,3 тыс. в 1990 г. до 11,9 тыс. человека 1999 г.), а их прием в научные учреждения снизился на 23%. Правда, прием аспирантов в высшие учебные заведения возрос с 11,5 тыс. до 24,4 тыс. человек. Однако выпуск аспирантов в вузах, тем не менее упал с 10,3 тыс. (1991 г.) до 9,6 тыс. (200 г.).

Это может означать, что в это время существовала определенная невостребованность выпускников вузов и что после поступления в аспирантуру они переориентируются на другие виды деятельности из-за снижения престижности науки. О процессе рыночной реструктуризации свидетельствуют изменения во взаимоотношениях между государством и сферой науки. Если раньше они в большей мере определялись политикой государства (военно-техническое противостояние и пр.), то в настоящее время государственная поддержка науки значительно сокращена.

Доля расходов на науку из бюджета снизилась с 1,85% ВВП в 1991 г. до 0,53% в 1998 г; ассигнования на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу уменьшены с 0,96% ВВП в 1991 г. до 0,31% в 1998 г. С учетом сжатия объемов ВВП в результате экономического спада реальное финансирование науки из государственного бюджета сократилось более чем в 5 раз. При этом жесткие финансовые ограничения не сопровождались поддержкой внутреннего спроса на научную продукцию путем формирования приоритетов структурной и технологической политики государства.

В настоящее время руководство страны обратило внимание на плачевное состояние научных кадров.

В качестве положительного момента в динамике состояния научной сферы за последнее время можно назвать рост объема заказов на исследования и разработки (в постоянных ценах): в 2005 г. – на 6,4%, в 2006 г. – на 43,4%. В результате увеличения затрат на науку их доля составила 1,23% ВВП, хотя это – лишь 76,1% уровня затрат в 1991 г.

Несмотря на ряд негативных моментов в развитии научно-технического потенциала страны, а также наличие элементов старой структуры, не соответствующих рыночным отношениям, Россия в настоящее время располагает 12% ученых мира, причем треть из них – в возрасте до 40 лет, что свидетельствует о достаточно высоком потенциале трансформации.

Очевидно, имеющийся научно-технический потенциал не до конца соответствует объему и технологическому уровню экономики России с ее сырьевой ориентацией и низкой наукоемкостью. Будущее развитие российской науки как стратегической основы долговременного экономического роста зависит от модели развития, которая будет избрана.

Многие экономисты, оценивая среднесрочные перспективы развития, в инерционном сценарии с преобладанием сырьевой ориентации экономики видят опасность быстрого свертывания научно-технического потенциала, роста безработицы во всех секторах экономики и утраты технологической независимости. Более оптимистические альтернативные сценарии опираются на использование научно-технического и промышленного потенциала России, развитие наукоемких технологий.

В настоящее время, по мнению российских ученых, производство наукоемкой продукции обеспечивают 50 макротехнологий (макротехнология – совокупность знаний и производственных возможностей для выпуска на мировой рынок конкретных изделий: самолетов, компьютеров и пр.).

Для реализации модели, базирующейся на использовании конкурентных возможностей России, требуется проведение активной научно-технической политики государства. Её важнейшие составляющие:

  • обоснованный выбор системы макроэкономических приоритетов, позволяющих сформировать государственный и рыночный заказы науке;
  • становление и функционирование инновационной системы, в которой наука составляет ведущее звено;
  • для этого необходимы укрепление института интеллектуальной собственности, развитие рынка технологий, маркетинга;
  • преодоление взаимной изоляции академического, вузовского и отраслевого секторов науки, что позволит приблизить процесс обучения к передовым научным исследованиям, привлечь талантливую молодежь, включить ее в инновационный процесс;
  • изменение принципов финансирования и налоговой политики.

| Распределение средств, в том числе бюджетных, должно осуществляться на конкурсных началах при открытости принимаемых решений и контроле за их использованием. Важнейшим новым источником финансирования должна стать система венчурных фондов, деятельность которых в мировой практике способствует продвижению инноваций. Роль государства — гарантировать рисковые кредиты;

  • сохранение и развитие научно-технического потенциала регионов.

На территории страны находятся 60 градообразующих предприятий с высокой концентрацией научно-технического потенциала, уникальной научно-производственной и экспериментальной базой. Их включение в инновационный процесс в условиях возрастающей роли регионального самоуправления будет способствовать формированию «точек роста» региональной экономики.

3. Основные социальные преобразования в России

3.1 Возрождение образования и здравоохранения – процесс восстановления национального достояния

В ходе российских реформ разрушение образования и образовательного потенциала принял катастрофический характер.

Перепроизводство числа одних специалистов и недопроизводство других, невостребованность знаний, ухудшение профессионально-квалификационной структуры работников, моральное старение знаний, падение престижа образования – потери, которые несет общество в результате негативных процессов в прошлом и критической ситуации в экономике сегодня.

Вместе с тем следует иметь в виду, что новые индустриальные страны совершали качественные сдвиги в экономике с гораздо худшим по составу и структуре образовательным потенциалом, постепенно приводя его в соответствие с потребностями экономического роста. Россия располагает богатством, которого не было у этих стран. Образовательный потенциал даже со сложившейся структурой является надежной основой для эффективной переподготовки кадров и овладения новыми профессиями.

Социально-демографические показатели состояния здоровья также свидетельствуют о катастрофической ситуации в нашей стране. Резко снизилась средняя продолжительность жизни. Начиная с 2006 г. происходит незначительный рост этих показателей. Однако ситуация остается тяжелой и, по самым оптимистическим сценариям, в 2010 г. этот показатель не превысит в среднем 69,2 года, то есть отставание от развитых стран не снижается.

Можно констатировать, что в России сформировались негативные тенденции воспроизводства населения: рост естественной убыли, региональное расширение процессов депопуляции, интенсивное старение населения.

Демографический фактор показывает дестабилизирующее воздействие и на экономику, и на социальную сферу.

Социально-экономический кризис резко изменил картину здоровья населения и круг определяющих его факторов. На первое место в характеристике заболеваемости и смертности выходят различного рода социопатии: туберкулез, венерические заболевания, психические расстройства, алкоголизм, наркомания, убийства и самоубийства. Как следствие меняется структура инвалидности и смертности. По-прежнему велика детская и материнская смертность. Путь радикального решения проблем – социальное оздоровление, «снятие» социально деструктивных импульсов, вольно или невольно продуцируемых кризисом и социально дезориентированной политикой реформ. Решение перечисленных проблем во многом зависит от состояния образования и здравоохранения. Следует выделить ряд характерных причин кризиса в социальных отраслях.

Во-первых, произошел резкий спад объемов финансирования, что привело к прямому развалу образования и здравоохранения.

Так, расходы на образование из федерального бюджета сократились с 5,85 в 1992 г. до 3,48% в 2002 г. Консолидированные расходы на образование в процентах к ВВП составили соответственно 3,56 и 3,97.

Потребность сферы образования в ресурсах удовлетворяется не более чем наполовину.

Перевод здравоохранения на страховую основу должен был изменить направленность финансовых потоков. Однако произошло не столько дополнительное финансирование, сколько замещение бюджетных средств внебюджетными (30% всех расходов).

Реальное финансирование составляет, по разным оценкам, 2,3-3,2% ВВП. Расходы на одного человека в год – около 50 долл. (в США – 3 тыс., в Западной Европе – 0,8-1,5 тыс. долл.)

Во-вторых, резкая коммерциализация социально-культурных услуг, не обеспеченная соответствующей системой доходов, отторгла от качественного обслуживания большую часть населения. В результате социальная сфера сама превратилась в источник усиления социальной дифференциации. Продолжают нарастать различия в стартовых позициях школьников, так как школьное образование становится дорогим даже в муниципальных школах.

Высшая школа охраняет и закрепляет кастовые различия и деформированную социальную структуру. По результатам обследований, в 2003 г. 60% студентов – выходцы из обеспеченных семей (23% населения).

В 2004 г. доля внебюджетных средств в высших учебных заведениях достигла 30-35%. Отмена ограничений на платное обучение ведет к усилению неравенства. Социальная дифференциация нарастает и в предоставлении медицинских услуг.

В-третьих, распад инвестиционного комплекса подорвал материальные основы развития образования и здравоохранения. Продолжаются недоинвестирование отраслей, их дальнейшее отторжение от достижений НТП и новых технологий. Инвестиции смещаются на местный уровень, что ставит под удар развитие социальных отраслей.

В-четвертых, снижение престижности труда в социальных отраслях сопровождалось массовым переходом кадров в коммерческие структуры или выездом за рубеж. Низкий уровень оплаты труда (менее 70% среднего по стране), постоянные неплатежи ухудшают ситуацию в образовании и здравоохранении. При низкой престижности труда в этих сферах невозможно решать такие назревшие проблемы, как обучение возросшего числа умственно отсталых детей, борьба с беспризорностью, обучение и медицинское обслуживание в сельской местности, сохранение педагогической элиты в вузах.

В-пятых происходящая интенсивная децентрализация социальных функций не сопровождалась соответствующим перераспределением ресурсов между центром и регионами. С передачей подавляющей части расходов на региональный уровень (образование – 85%, здравоохранение – 80%) ухудшилось обслуживание населения вследствие тяжелого состояния региональных бюджетов.

Основными целями государственной политики являются прекращение развала этих отраслей, стабилизация положения, создание условий для возрождения и развития их на качественно новой основе. Все это позволит обеспечить населению конституционные гарантии бесплатного образования и здравоохранения (без снижения их качества) и расширить социальную базу реформ.

К приоритетам текущей политики в образовании относятся развитие дошкольных учреждений, средней школы, системы переподготовки кадров, отработка системы потребностей в услугах высшего образования на текущий период и перспективу.

В здравоохранении – это скорая и неотложная помощь, охрана здоровья матери и ребенка, контроль над инфекционными и социально опасными болезнями обеспечение лекарствами.

Среди приоритетов средне- и долгосрочного характера следует назвать наукоемкие варианты развития фармацевтической промышленности, производства техники для образования и здравоохранения, массового внедрения в эти отрасли информационных систем. Важно усилить активизацию инвестиционной деятельности, массовое переобучение занятых и поддержку научных кадров.

Следует добиться четкого разграничения основных функций, прав и ответственности между Федерацией и регионами в восстановлении и развитии социальных отраслей.

Очевидно, государство должно четко обозначить свои функции и рассматривать их выполнение в качестве первоочередных задач. К ним относятся:

  • обеспечение основных гарантий;
  • разработка и соблюдение единых социальных стандартов в охране здоровья и развитии образования (с учетом мировых стандартов);
  • формирование правовой базы, обеспечивающей доступность населения к социальным благам;
  • разработка концепции целевых программ.

Кроме того, государство должно создать эффективную систему контроля и социального мониторинга.

Наконец, важен поиск механизмов, позволяющих совместить социальную защиту с повышением экономической эффективности образования и здравоохранения. Речь идет не только о структурной перестройке отраслей и улучшении использования ресурсов. Как отмечалось выше, коммерциализация услуг нарастает, приняла неуправляемый характер, а социальные гарантии превращаются в простую декларацию.

Невнимание государства к проблемам коммерциализации и приватизации в социальной сфере грозит ее полным демонтажем. Ключевое значение для образования и здравоохранения имеет стабилизация государственного финансирования. Для этого потребуется:

  • признать государственное финансирование основным источником подъема данных отраслей, реализовать предложения о фиксированной доле ВВП на их финансирование,
  • обеспечить постепенный переход образования и здравоохранения на нормативное финансирование, что потребует не только раз работки соответствующих государственных стандартов, но и типологизации регионов по финансовому состоянию,
  • создать правовые и организационные условия для эффективной реализации многоканального механизма финансирования за счет как бюджетов разных уровней, так и средств, поступающих от юридических и физических лиц,
  • совместить во времени процессы перемещения социальных функций в регионы и их финансовое обеспечение;
  • ввести систему административной и финансовой ответственности правительства за нарушение синхронности этих процессов;
  • чётко обозначить систему финансовой поддержки регионов исходя из их типологизации по критерию состояния социальной инфраструктуры;
  • поставить под контроль целевое расходование средств из внебюджетного фонда медицинского страхования и обеспечить посте ценность перехода от бюджетной к бюджетно-страховой медицине с учетом экономической ситуации в регионах;
  • отразить сложившуюся региональную дифференциацию моделей финансирования здравоохранения в нормативных документах;
  • ввести максимальные налоговые и кредитные льготы для социальных инвестиций, повысить заинтересованность в мобилизации внебюджетных средств.

Возрождение образования и здравоохранения — это процесс восстановления национального достояния. Оно должно носить общенародный, общегосударственный характер и ориентироваться на весомые источники обеспечения успеха реформ.

3.2 Проблемы занятости населения

Отход от плановых методов управления экономикой, формирование рыночного механизма хозяйствования, вхождение России в систему международного разделения труда сопровождаются возникновением новых тенденций и проблем в сфере занятости, которые сосуществуют с рядом негативных явлений, как унаследованных от прошлого, так и порождаемых современным кризисом.

В числе тенденций, четко обозначившихся в середине 90-х прошлого века годов, можно назвать:

  • абсолютное сокращение численности занятых в стране, сменившее устойчивую тенденцию советского периода к опережающему ее росту по сравнению с численностью трудоспособного населения,
  • активное перераспределение занятых между государственным и негосударственным секторами экономики в пользу последнего, ускоренный рост занятости в частном секторе, развитие малого предпринимательства, значительное увеличение числа самозанятых, развитие новых гибких форм частичной и вторичной занятости;

— процессы реструктуризации отраслевой занятости: абсолютное и относительное сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании, рост удельного веса занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально-техническое обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечение населения, кредитование, финансы, страхование и др.

  • глубокое изменение структуры занятости в промышленности (ускоренный рост численности промышленно-производственного персонала в электроэнергетике, газовой, нефтедобывающей отраслях и сокращение занятости в обрабатывающих отраслях и прежде всего в легкой промышленности и машиностроении);
  • возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц пожилого (послепенсионного) возраста как следствие снижения жизненного уровня, расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт и извоз, обслуживание на дому и др.);
  • легализацию безработицы и быстрое ее распространение на территории России в связи с сокращением спроса на рабочую силу;
  • трансформацию скрытых резервов рабочей силы в «подавленную» (латентную) безработицу;
  • усиление процессов текучести, высвобождения рабочей силы;
  • трудовой миграции, изменение ее направлений и форм;
  • активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой экономике

Массовая занятость населения в неформальной экономике искажает представления о его реальных доходах и уровне жизни, социальной стратификации общества, соотношении спроса и предложения рабочей силы, действительных масштабах безработицы. Она свидетельствует о фактической бесконтрольности процессов, происходящих на рынке труда

В 90-е годы серьезное деформирующее воздействие на процессы реструктуризации занятости оказывали внерыночные элементы регулирования, что привело к:

  • сохранению практики содержания излишней численности занятых на предприятиях без оплаты их труда и перспектив возвращения к нормальной работе;
  • сдерживанию применения процедур банкротства к несостоятельным предприятиям и процесса высвобождения рабочей силы при глубоком спаде производства;
  • усилению уравниловки в оплате труда и пенсионном обеспечении, углубившему разрыв между трудовым вкладом работника и размером получаемой заработной платы;

— «размытости» фактического положения человека в соответствии со статусом занятости и незанятости. Имеется в виду практика работы зарегистрированных безработных в неформальном секторе, бездействия части лиц, числящихся в штате предприятий, регистрации в качестве занятых на фирмах лиц, фактически непричастных к их деятельности, и т. п.

Вместе с тем ряд достигнутых в прошлом завоеваний в деле гарантированного обеспечения занятости и регулирования социально-трудовыx отношений был в значительной степени утрачен.

Это выразилось в ослаблении государственных гарантий получения оплачиваемой работы и сохранения рабочего места, а также государственного контроля за безопасностью труда, системы защиты интересов трудящихся через профсоюзы, особенно в частном секторе; снижении действенности стимулов к получению трудового дохода, свертывании системы подготовки, пере обучения и повышения квалификации работников на предприятиях, ограничении доступа к бесплатному профессиональному обучению.

Заключение

В настоящее время глубокие социально-экономические трансформации происходят во всем мире, и Россия не является исключением. Трудности, с которыми столкнулись российские реформы, видимо, связаны не только с экономическими просчетами и ошибками властей.

Они имеют более глубокие корни методологического и даже мировоззренческого характера. Исследования глобальных изменений в мировой экономике привели к осознанию необходимости преодоления узко экономического подхода к реформам, игнорирующего происходящие социальной процессы и требования поддержки широких слоев населения.

В центре социально-экономических, правовых и институциональных преобразований в развитых странах на данном этапе находятся изменения в самом человеке – основном носителе новых потребностей и инноваций.

Мировая экономика стала ареной жесткой конкуренции страны, лидерство которых обеспечивается ускоряющимся потоком новых технологических решений и новой организацией их использования во всех сферах жизни общества.

В этих условиях действительное богатство экономически лидирующих стран определяется способностью их экономик адаптироваться к эффективным преобразованиям, которые зависят от состояния нематериальных форм богатства и сфер, обеспечивающих развитие человека. Прогресс в этих странах все в большей степени определяется качеством жизни, эмансипацией личности в хозяйственной сфере, а не темпами роста производства.

Расширение социальной базы реформ в России должно проводиться, прежде всего, за счет становления среднего класса и роста вложений в человека (наука, образование, здравоохранение, культура).

Это позволит расширить и укрепить основную опору реформ – средний класс, в том числе за счет научно-технической и творческой интеллигенции, и использовать социальные факторы как движущую силу экономического развития.

Специальная программа должна быть разработана для борьбы с бедностью. Так, несмотря на уменьшение доли тех, кто находится ниже черты бедности, часть семей (особенно многодетных) живет в условиях бедности и нищеты, а потребление ими продуктов питания находится ниже физиологического минимума. Необходимо становление официального статуса бедной семьи с тем, чтобы многие виды социальных пособий стали исключительно адресными – это касается в первую очередь пособии на детей и дотаций на жилищно-коммунальные услуги.

Важно также сохранять бесплатную (или страховую) систему медицинского обслуживания и образования хотя бы при минимально гарантированных нормах. Должна быть развита сеть социальных учреждений, обслуживающих нищих и бездомных граждан (ночлежки, столовые, поликлиники).

Главной проблемой социальной политики, направленной на снижение уровня бедности, является повышение её эффективности. По оценкам специалистов, лишь около 63-66% суммарных социальных трансфертов в России поступает семьям, находящимся за чертой бедности.

Список использованных источников

1. Абалкин И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. // Вопросы экономики. – 2005. – № 12. – С. 19-25.

2. Архипов А., Городецкий М., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. // Вопросы экономики. – № 10. – С. 36-44.

3. Базылев Н.И, Гурко С.П. Экономическая тория. – М.: Омега-Л, 1999. – 365 с.

4. Бельёв И.Ю. Последствия августовского кризиса 1998 года. // Вопросы экономики. – 1999. – № 8. – С. 19-23.

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: Талан, 2002. – 382 с.

6. Браунинг П.В. Современные экономические теории – буржуазные концепции. – М., 1987. – 183 с.

7. Булатов А.С. Экономическая теория. – М.: Прогресс, 1999. – 394 с.

8. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – М.: Прогресс, 1995. – 395 с.

9. Лыкшин С., Свинаренко А. Развитие экономики Росиии и ее реструктуризация как гарантия социально-экономической безопасности. // Вопросы экономики. – 2005. – № 7 – С. 45-51.

10. Медведев А.В. Пути финансовой стабилизации. – М.: Дело, 1996. – 216 с.

11. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. пособие для ВУЗов / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – 5-е изд., стереотип. – М.: КноРус, 2005. – 439 с.

12. Моисеев В.Е., Уланова О.И. Экономические реформы России: Учебно-методическое пособие. – Пенза: РИО ПГСХА, 2005. – 178 с.

13. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Владос, 1999. – 379 с.

14. Райзберг Э.И. Курс экономики: Учебник. – М.: Манускрипт, 2002. – 427 с.

15. Сажин М.С., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 429 с.

16. Самсонов К. Элементы концепции экономической безопасности. – М.: Ротинтер, 2004. – 276 с.

17. Современная экономика: Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 370 с.

18. Тагашев С. От кризиса к стабилизации и ее последующему подъему. // Вопросы экономики. – 2005. – № 1. – С. 5-13.

19. Улюкаева А. Переход к политико-экономическим проблемам системной трансформации в России. – М.: Маршрут, 2003. – 327 с.

20. Чапурина М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. – М.: Проспект, 2001. – 265 с.

21. Чекурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. – Киров, 1995. – 283 с.

22. Шумпетер И. Теория экономического развития. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 268 с.

23. Экономическая теория на пороге XXI века. Глобальная экономика: сущность, механизмы, перспектива, результатом которой явилась книга. / Под ред. Ю.М. Осипова и др. – М., 2003. – 261 с.