Введение
В XX столетии во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении.
Во многих странах обязательный компонент демократического государственного строя местное самоуправление, суть которого состоит в том, что его осуществляет само население через свободно избранные им представительные органы.
Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты в Российской Федерации это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.
Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Таким образом, территориальные финансы это система экономических отношении, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.
В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Величина территориальных финансов растет и во многих странах это превалирующая часть финансовых ресурсов государства.
Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
Актуальность решения проблем территориальных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению доходами и расходами страны, но и невозможностью выработки для этих целей в современных условиях универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самой страны, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий).
Территориальные бюджеты. Финансовые ресурсы предприятий, направляемые ...
... Территориальные бюджеты. Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие территории 1.1. Значение территориальных финансов, их место и роль в современной экономике По определению В.В. Кистанова территориальные финансы (региональные финансы) - это денежные фонды административно- территориальных ...
Причем к настоящему времени еще не сложилась в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих стран и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансового аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению развитием
Цель курсовой работы – раскрыть сущность территориальных финансов и их роли в развитии страны.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и состав территориальных финансов;
- определить роль территориальных финансов;
- проанализировать законодательную основу;
- раскрыть сущность территориальных бюджетов.
Теоретическая часть
Глава 1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно- территориальных образований
1.1 Территориальные финансы: сущность и состав
Территориальные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.
Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. За счет средств территориальных бюджетов финансируются не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и пр.
С помощью территориальных финансов государство выравнивает диспропорции в уровнях экономического и социального развития территорий, отстающих в своем развитии от других регионов страны. Средства для финансирования таких территорий формируются за счет источников вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, субвенции, субсидии и пр.
Основными источниками финансирования территорий являются[1]:
Главная составная часть территориальных финансов – это бюджеты субъектов федерации (бюджеты республик в составе федерации, бюджеты краевых, областных, автономных образований и бюджеты городов – Санкт-Петербурга и Москвы).
На втором месте по значимости – средства субъектов хозяйствования:
Третий компонент территориальных финансов – территориальные внебюджетные фонды, которые имеют целевое назначение.
Территориальные финансы можно охарактеризовать как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов – финансовое обеспечение социальной и, частью, производственной инфраструктуры.
Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:
Учет денежных средств на предприятии на примере ЗАО Рабочий
... В данной работе выделено введение, три главы и заключение. В первой главе изучаются теоретические основы учета денежных средств. Во второй главе исследуются основные финансово-экономические показатели деятельности конкретного предприятия. Также ...
- ресурсов бюджетов всех уровней (используются для текущего финансирования экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);
- ресурсов субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных средств и капиталовложений, содержание социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);
- ресурсов внебюджетных фондов.
Основной составной частью территориальных финансов являются региональные бюджеты. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.
Одним из звеньев территориальных финансов являются средства субъектов хозяйствования[1]:
- финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности (как правило, коммунальные предприятия);
- финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.
Главным источником формирования средств предприятий является прибыль, которая образуется в результате их производственной деятельности. Значительный объем финансовых ресурсов предприятий направляется на содержание подведомственных им объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. Кроме того, предприятия выделяют материальные, финансовые и трудовые ресурсы на общегородские мероприятия, поскольку региональные органы власти не всегда располагают для этого необходимыми ресурсами (реконструкция городских коммуникаций, долевое участие в строительстве и тд.).
Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работников строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты отдыха. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, направляемые на социальное развитие.
Следующим компонентом территориальных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.
Такие фонды создаются на основании решений региональных представительских органов. В соответствии с их решением исполнительные органы открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для управления фондом создается коллегиальный орган, состоящий из представителей региональных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Коллегиальный орган принимает решение об использовании средств фонда.
Источниками их формирования служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Региональные внебюджетные фонды формируются законодательными органами субъекта РФ за счет следующих источников[4]:
Бюджетные права федеральных органов власти
... органом власти в соответствии с планами развития конкретной территории и сообщенными вышестоящими органами показателями. Совет министров РФ готовит проект федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ как составные части бюджетного ...
- добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц;
- административные штрафы за загрязнение окружающей среды и другие нарушения природоохранного законодательства;
- административные штрафы за порчу историко- культурного наследия;
- доходы от проведения местных займов и лотерей, аукционов.
Средства внебюджетных фондов используются на следующие цели:
- <li-строительство объектов социально-бытового назначения;
<li-благоустройство территории;
<li-затраты, связанные с ростом текущих расходов регионального бюджета;
<li-создание и содержание объектов общерегионального значения.
1.2 Законодательная основа территориальных финансов
На современном этапе в Российской Федерации постоянно повышается роль территориальных органов власти в хозяйственном и культурном строительстве. Они получили большие права в области руководства хозяйственным и социально- культурным строительством на подведомственной территории, осуществляют руководство жилищным строительством, коммунальным хозяйством, народным образованием и здравоохранением, проводят мероприятия по благоустройству сел и городов, организуют работу в области дорожного строительства. Однако необходимо дальнейшее повышение роли территориальных представительных и исполнительных органов в решении на местах назревших задач экономического и духовного развития общества. Все это требует дальнейшего расширения их прав, а также развития материально-финансовой базы. В известной мере это нашло отражение в изданном 6 июня 1991 г. Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» и Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (15 апреля 1993 г. ).
В Законе «О местном самоуправлении в РСФСР» сформулировано и закреплено новое понятие — самоуправление, призванное обеспечить развитие инициативы и самостоятельности граждан в решении вопросов социально-экономического развития территорий, охраны окружающей среды, реализации гражданских прав. В нем отражена также экономическая основа местного самоуправления, которую составляют природные ресурсы территории, коммунальная собственность (собственность административно- территориальных образований), а также и иная собственность, служащая источником получения доходов местного бюджета. В Законе определен состав местного хозяйства, которое состоит из предприятий, организаций и учреждений, являющихся коммунальной собственностью соответствующей административно-территориальной единицы. Законом регламентируются взаимоотношения территориальных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории. Эти взаимоотношения строятся на договорной основе. Все предприятия обязаны участвовать своими средствами в формировании местного бюджета, передавая в них часть своей прибыли (дохода).