Промышленная политика РФ

Российская экономическая система осуществляет следующие функции: первая — по возникновению, поддержке, существованию, взаимодействию и открытости других систем; вторая — по ограничению или закрытию функционирования или взаимодействия других систем и, в следующая — по развитию своего собственного существования. Всякая экономическая система формирует основные стадии жизненного цикла. Можно отметить, что промышленная политика на разных этапах формирования и развития производства реализует специфические задачи на этапе формирования ее сферы деятельности.

В условиях формирования развивающихся экономических отношений на этапе выхода из структурной кризисной ситуации политика в сфере промышленности содействуют развитию нового типа отраслевой структуры производства, на этапе экономического подъема – его формированию и стабилизации, на этапе подъема – созданию сложившегося потенциала. В зависимости от форм формирования промышленная политика обеспечивает либо закрепление сложившейся структуры производства, либо создание промышленной структуры нового типа.

В начале трансформационного периода в Российской Федерации в области экономического реформирования особое внимание было уделено финансовой стабилизации экономических отношений в надежде на то, что она способствует массированному увеличению иностранных и российских инвестиций в экономику. Это, непременно, должно было дать приоритет экономическому развитию на мировом уровне. Реформаторы были охвачены идеей лучшего свободного рынка и либерализации экономических отношений. Поэтому вопрос о необходимости изначально развивать обоснованную и перспективную политику в области промышленности не ставился, тогда как именно такая стратегия могла бы предотвратить своевременный кризис в производственной сфере России и экономики в целом. Переходный период оказался весьма затянувшемся, и постепенно стало видно, что финансовые отношения не могут быть единственной опорой формирования и реализации. Без позитивного, конкурентоспособного особого сектора экономические отношения перспектив не имеют. Задача формирования экономических отношений может быть решена в рамках государственного регулирования производства, что создает пристальное особое внимание к проблеме выработки эффективной, научно разъясненной стратегии экономического развития в области промышленности.

2 стр., 833 слов

Основные этапы развития экономической теории

... Француа Кенэ Эта школа сформулировала требование – полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. Рыночная школа классиков Не менее ... основных этапов развития экономической теории в системе экономических отношений заключается в том, что его изучение позволяет выяснить, как возникла, становилась и зарождалась экономическая теория. ...

Актуальность выбранной темы состоит в том, что формирование динамичных конкурентных преимуществ возможно средствами перспективной промышленной политики, что отражает важную роль нормативго-законодательной власти, дополняющую рыночные отношения эффективной хозяйственной деятельности.

Целью курсовой работы является изучение промышленной политики в РФ.

Задачами курсовой работы являются:

  • изучение понятия и сущности промышленной политики в РФ;
  • выявление целей и принципов промышленной политики;
  • отражение анализа развития промышленности в РФ;
  • проведение анализа промышленности в Чувашской Республике в отраслевом аспекте;
  • рассмотрение направлений развития промышленности.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ

Политика в области промышленности – это совокупность действий государства как института, формирующих для оказания влияния на развитие хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм, предпринимателей и т.д.), а также на индивидуальные черты этой деятельности, относящиеся к возникновению факторов в промышленной отрасли, организации производства, распределению и реализации продукции во всех фазах жизненного цикла предприятия и жизненного цикла его продукции промышленного назначения.

Существует понимание промышленной политики, которое некоторые авторы связывают с созданием ее цели как элементов решения экономических и социальных проблем общества. С экономической точки зрения, понятие промышленной политики как инструмента повышения эффективности производства, повышения финансовой обеспеченности на региональном уровне, уровня и качества жизни населения и т.д. также уязвима, поскольку она фактически подменяет трактовку в области экономической или социальной политики. Все это позволяет рассмотреть следующую трактовку промышленной политики. В настоящее время промышленная политика является одной из составных частей стратегии социального развития общества, основанной на системе отношений между государственными и местными органами власти, региональными субъектами, научными и общественными организациями по поводу формирования структурно-сбалансированной, конкурентоспособного производства, интеллектуальное целое которое представлено современным технологическим укладом. Механизм ее реализации изучает систему нормативных, экономических, организационных и других мер, которые формируют производственный комплекс с точки зрения конкурентоспособности, обеспечению его эффективного функционирования. Сущность промышленной политики заключается в обоснованном выборе ее субъектами приоритетных видов деятельности и в оказании им эффективной поддержки.

Промышленная политика является лишь одним из направлении государственной политики, имеющим определенные точки соприкосновения с другими ее областями, но в то же время характеризующимся специфическими целями и инструментами реализации.

5 стр., 2476 слов

Химическая промышленность

... машиностроению. Значение химической промышленности выражается в прогрессивной химизации всего народнохозяйственного комплекса: расширяется производство ценных промышленных продуктов; ... производства, высвобождает трудовые и материальные ресурсы. Полимерные материалы вызвали подлинную революцию почти во всех отраслях экономики. Применение пластмасс, резины, лакокрасочных материалов и химических ...

В отличие от макроэкономической политики объектом промышленной политики не является народное хозяйство в целом. Промышленная политика частично взаимосвязана с региональной политикой с позиции размещения производительных сил, использования земли и природных ресурсов, но, естественно, она не решает такие вопросы, как социальное развитие регионов, их статус и др. От социальной политики, объектом воздействия которой являются уровень и качество жизни населения, промышленная политика отличается тем, что занимается производственной деятельностью предприятия, а не проблемами повышения жизнеспособности населения. Экономическая политика, реализующая указанную выше цель повышения жизнеспособности населения, имманентно присуща властным структурам. Этот вид государственной деятельности имеет свои объекты, не тождественные объектам промышленной деятельности, когда ставится цель формирования конкурентоспособной промышленности [12, с. 82].

Поэтому отождествление этих видов государственной политики, каждый из которых имеет не только свои объекты, цели, но и специфический арсенал средств их достижения, особый временной лаг, когда необходимо реализовать различные целевые установки, представляется нам неправомерным. Но, конечно, деятельность по реализации промышленной политики с целью формирования конкурентоспособной и высокопроизводительной промышленности не должна противоречить решению задач повышения эффективности производства, уровня и качества жизни. Наоборот, она является платформой, на базе которой в дальнейшем эти задачи могут быть решены наиболее успешно. Таким образом, в рамках промышленной политики соединяется миссия промышленности в контуре социально-экономической системы государства, и стратегия как форма реализации миссии в конкретных исторических условиях.

Субъектом промышленной политики является государство, причем не любая политическая власть, а государство современного типа – абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом, отличным от личности правителей, включающая в себя правительственный аппарат и совокупность граждан (подданных), но не совпадающая ни с тем, ни с другим, имеющая четко определенные границы и существующая только на основании признания другими государствами. Промышленная политика – атрибут именно государства современного типа и в как таковая не свойственна иным типам политической организации (таким, как племена, феодальные иерархии, доиндустриальные империи, «несостоявшиеся государства» и т.д.) [12, с. 83].

По характеру общей ориентации государственного воздействия на промышленность страны промышленную политику нередко классифицируют как защитительную, ориентированную на сохранение сложившейся промышленной структуры, поддержание занятости, защиту национальных фирм от иностранной конкуренции, адаптивную, направленную на приспосабливание промышленной структуры страны к происшедшим сдвигам в структуре спроса и изменившимся условиям конкуренции на мировом рынке, и инициативную, когда государство активно воздействует на развитие промышленности страны, исходя из своего видения желательного образа ее структуры в более или менее долгосрочной перспективе.

Возможные инструменты промышленной политики определяются теми ролями, в которых государство может выступать в отношениях с конкретным производителем:

  • собственник (или совладелец);
  • поставщик (продавец) факторов производства;
  • потребитель произведенной продукции;
  • получатель налоговых платежей;
  • регулятор рынков факторов производства и конечной продукции;
  • регулятор деятельности производителя;
  • арбитр в хозяйственных спорах;
  • политический субъект в рамках международных отношений, влияющих на деятельность производителя или на рынки, в которых он участвует.

Системный подход к пониманию промышленной политики означает также, что государство должно предусматривать соответствующую поддержку не только конкретным хозяйствующим субъектам, но и формировать приоритеты реализации промышленного потенциала, структурных преобразований, учитывать территориальные особенности экономического развития, инициировать формирование и развитие благоприятной институциональной среды. При разработке промышленной политики на базе системного подхода особое внимание необходимо обратить на согласованность и взаимный учет требований, предъявляемых к другим видам государственной политики, а также их требований к формированию целей, принципов, форм и методов реализации промышленной политики.

7 стр., 3276 слов

Промышленная политика Республики Беларусь

... продукции отдельных отраслей в общем объеме продукции промышленности Республики Беларусь в 2010г. Статистические данные о развитии промышленности Республики Беларусь представлены в приложениях А, Б и В. Промышленность Беларуси характеризуется высокой степенью концентрации производства. Около 10 % от числа промышленных предприятий ...

Политика в области производства включает совокупность действий государства способствующих экономической жизнеспособности предприятий и отраслей. Политика в области производства подразумевает прогнозирование ситуации на будущие периоды, определение основных приоритетов промышленного развития и разработку мер, которые позволят стимулировать инвестиционные программы для скорейшего продвижения реформ, сокращать и (или) ликвидировать неэффективные производства. Важным аспектом регулирования промышленной деятельности является мониторинг организаций, которые стали ключевыми для экономики России, с тем, чтобы предотвратить как массовые увольнения, так и утрату накопленного нашей экономикой за годы роста производственного потенциала. Выявление неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также определение неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с их неэффективностью, базируется на селективном подходе, учитывающем: их роль в отрасли и регионе (системообразующие), текущий спрос на продукцию предприятий. Основной предпосылкой предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям является обеспечение их эффективной работы после получения финансовых средств.

В то же время предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на поддержку государства. Неэффективные предприятия не поддерживаются за счет средств налогоплательщиков. Государство прилагает необходимые усилия для минимизации последствий банкротства для работников этих организаций и муниципальных объединений, создает сохранение стратегически важных оборотных активов таких предприятий в ходе процедур банкротства. Следующим действенным механизмом должно стать прекращение неэффективных предприятий.

В рамках промышленной политики определяется список системообразующих предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении и особенно нуждающихся в государственной поддержке. Для общей поддержки реального сектора на федеральном уровне Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики утвержден перечень из 295 системообразующих организаций. Отраслевыми министерствами и ведомствами сформирована система мониторинга за состоянием этих предприятий. Для поддержки предприятий государство использует такие инструменты, как дополнительная капитализация, прямая господдержка, госгарантии по кредитам. В дополнение к федеральному перечню сформирован перечень предприятий регионального значения (1148), мониторинг за состоянием которых ведется Минрегионом России совместно с региональными органами власти. На госгарантии по кредитам предприятий в 2009 году выделяется 300 млрд. рублей из федерального бюджета. Для всех предприятий в 2009 году снижена налоговая нагрузка. Налог на прибыль снижен до 20%. Предприятия, инвестирующие в оборудование, получили дополнительные льготы по амортизации. Введено налоговое льготирование приоритетных научных разработок. Освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования, не производимого в России, что серьезно уменьшит расходы предприятий на модернизацию производства.

4 стр., 1942 слов

Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства

... жилищного фонда и объектов соц.культ.сферы Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит ... При этом в СССР одной из целей экономической политики государства было провозглашено построение первого в мире государства без налогов, что не могло не привести ...

В рамках промышленной политики реализует меры, направленные на недопущение необратимых кризисных явлений в ключевых секторах экономики. При этом значительное внимание в антикризисной программе Правительства уделяется отраслям, имеющим значительный мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей (автомобилестроение, жилищное строительство), важным с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс), ключевых с позиции обеспечения обороноспособности страны, обеспечивающих основу для функционирования экономики в целом (ТЭК, транспорт).

Наряду с этим, промышленная политика определяет точки роста. Наиболее вероятными «точками роста» скорее всего, станут предприятия, опирающиеся на уникальные природные ресурсы России, — золотодобывающие, производящие химические удобрения, предприятия промышленной химии, производства, задействованные в авиапромышленности и высоких оборонных технологиях. В долгосрочном плане наиболее перспективным представляется образование мощных хозяйственных структур с участием государства в высокотехнологичных отраслях, где для производства конкурентоспособной продукции необходимо обеспечить непрерывность финансирования научно-конструкторских разработок, единое управление всем комплексом решаемых стратегических задач. В настоящее время государство стимулирует инновации в экономике через реализацию «технологичных» федеральных целевых программ, расходы на которые постепенно снижаются.

Таким образом, проведение антикризисного регулирования характеризуется различными направлениями воздействия на социально-экономические результаты. При этом, невозможно добиться успеха, по рассмотренным направлениям антикризисной программы без серьезной государственной поддержки науки. Динамика расходов на исследование и разработки за счет собственных средств предприятий частного сектора крайне мала и растет медленно. Поэтому приоритетное место в антикризисной программе приобретает инвестирование в научно-исследовательские разработки, что позволит повысить уровень науки и современной индустрии. Наряду с этим эффективная реализация антикризисных мер требует информационной открытости, выступающей неотъемлемым атрибутом инновационной экономики, основанной на демократическом участии общества в государственном управлении.

3 стр., 1500 слов

Методы и формы финансовой деятельности государства

... страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов. Основное содержание принципов финансовой деятельности государства определяется Конституцией РФ. Элементы финансовой системы РФ Бюджетная ... а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Через финансовую систему государство воздействует на формирование ...

1.2 Цели и принципы промышленной политики

Можно отметить, что роль нашей страны в возникающем мире предприятий и организаций должна состоять в том, что это государство будет формировать права и интересы граждан и жителей государства в качестве корпоративной общности в их отношениях с другими организациями (государствами и негосударственными образованиями) и частными лицами.

Эта роль характеризуется

1. Контроль над ядерным оружием на территории России и, в сотрудничестве с другими государствами и международными организациями – в мире в целом.

2.Обеспечение безопасности населения Российской Федерации путем защиты его от угроз, не носящих локального характера (таких как большая организованная преступность, военные организации разного рода и значения, экологические и технические стихийные бедствия и т.д.);

3.Обеспечение судебной функции (как в рамках как судебной власти, так и квазисудебных функций исполнительной власти) на территории Российской федерации в соответствии с собственными законами (приведенными к состоянию адекватности) и международным правом. (Обеспечение санкцией может в будущем формироваться как законодательными, так и негосударственными субъектами, работающими на основании судебных или квази судебных государственных решений).

4.Представление и защита интересов граждан и жителей, Российской Федерации а также их корпоративных объединения, в отношениях с другими странами и международными по отношению к России корпоративными целостностями и общностями.

Данная формулировка роли Российского государства в меняющемся мире позволяет сформулировать цели его промышленной политики на долгосрочную перспективу.

Промышленная политика является одним из направлений государственной политики наряду с другими направлениями. С каждым из этих направлений она имеет точки соприкосновения и области пересечения. Возможны также синергические эффекты, возникающие за счет согласования промышленной политики с другими направлениями государственной политики. Тем не менее, промышленная политика обладает своими целями и набором средств.

1) От макроэкономической политики промышленная политика отличается своим объектом, целями и методами. Объектом промышленной политики не является народное хозяйство в целом, описываемое совокупностью макроэкономических агрегатов. Целью промышленной политики не является достижение макроэкономической стабильности, борьба с инфляцией и т.п. В число методов промышленной политики не входят регулирование агрегированных показателей государственного бюджета, процентных ставок, резервных требований, валютного курса и т.п. средства макроэкономической политики.

2) От бюджетной и налоговой политики, в рамках которой государство осуществляет перераспределение от налогоплательщиков к получателям бюджетных средств, промышленная политика отличается тем, что ее объектом является производственная деятельность хозяйствующих субъектов, а не перераспределительная деятельность государства.

3) От социальной политики, объектом воздействия которой является уровень и качество жизни (т.е., в первую очередь, потребление) отдельных групп населения промышленная политика отличается тем, что занимается производственной деятельность предприятий, а не потреблением населения (домохозяйств).

4 стр., 1513 слов

Теория политико-экономического цикла и анцициклическая политика государства

... причин, может преследовать свои политические цели не связанные общими целями антициклической политики государства. ... комитетом РБ для расчетов промышленного производства, международной методологии. — ... отдельных предприятий устанавливаются плановые показатели роста выпуска. Поскольку ... экономики. Во второй фазе каждого цикла, а именно в ... и неоптимального распределения работ по расширению производства. ...

4) Внешнеэкономическая политика (в широком смысле, т.е. включая торговую, миграционную политику, валютное регулирование и т.д.) пересекается с промышленной политику в той мере, в какой ее цели напрямую связаны с производственной деятельностью российских производителей. Не входят в промышленную политику валютное регулирование, регулирование нетрудовых видов миграции, получение и оказание гуманитарной помощи и т.д.

5) Региональная политика пересекается с промышленной политикой в той степени, в какой затрагивает вопросы размещения производительных сил, а также использования земли и природных ресурсов. В то же время региональная политика содержит многочисленные компоненты, напрямую не связанные с осуществлением производственной деятельности – например, распределение федеральной финансовой помощи между регионами, социальное развитие регионов, и др.

6) От оборонной политики и политики в сфере безопасности промышленная политика отличается тем, что не занимается деятельностью государства в ходе вооруженных конфликтов и в ходе применения государственного принуждения. В сфере компетенции промышленной политики находятся те аспекты оборонной политики и политики в сфере безопасности. которые связаны с производством товаров и услуг соответствующего назначения (оборонный заказ, государственные резервы и т.д.), с использованием экономических ресурсов для нужд обороны и безопасности (земли, природных ресурсов, воздушного пространства, радиочастотного спектра и т.д.), с производственной деятельностью и управлением государственным имуществом в сфере оборонно-промышленного комплекса, а также с обременением предприятий и имущества обязательствами оборонного характера.

7) Геополитика направлена на усиление политического веса страны на международной арене как в мире в целом, так и в отдельных регионах. Она отличается от промышленной политики по и по целям, и по применяемыми методам. Тем не менее, для решения некоторых геополитических задач (таких, как усиление влияния России в тех или иных регионах мира) целесообразна координация геополитики и промышленной политики на уровне целей и используемых методов для достижения синергического эффекта.

Координация промышленной политики с другими направлениями политики государства должна осуществляться на уровне общегосударственного политического целеполагания.

Рассмотрим принципы промышленной политики

Принцип 1. Свобода производственной деятельности.

Свобода производственной деятельности является главным условием достижения сформулированной цели и задач промышленной политики.

Данный принцип подразумевает поэтапную отмену правовых норм, направленных на ограничение свободы экономической деятельности по тем или иным основаниям (в частности, на основании технико-экономических особенностей производственных процессов, как в случае правового закрепления понятия «естественная монополия»).

В частности, целью промышленной политики является полный отказ от лицензирования, прямо нарушающего принцип свободы экономической деятельности, и переход к альтернативным методам регулирования. В соответствии с данным принципом также недопустимо введение государственной монополии на ту или иную деятельность, выделение специально уполномоченных компаний и т.д. [9, с. 131].

24 стр., 11511 слов

Значение логистики в деятельности промышленных предприятий

... управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства. логистику В данной курсовой работе рассматривается значение логистики в деятельности промышленных ... взаимодействии всех, элементов логистических систем. Данный принцип находит свое отражение в разработке и осуществлении единого технологического процесса производственно-транспортной системы, в переходе от ...

Принцип 2. Равноправие форм собственности.

Промышленная политика не должна предоставлять льготы и преференции на основе формы собственности на производственные предприятия.

В частности, промышленная политика должна полностью исключать предоставление государственных льгот и преференций тем или иным хозяйствующим субъектам на основании их формы собственности или иных особенностей, в ущерб остальным участникам рынка (как это имеет место, например, в случае государственных и муниципальных унитарных предприятий, получающих дотации из бюджетов различных уровней).

Законодательство не должно устанавливать перечни объектов, используемых в целях производства товаров и услуг, не могущих находится в частной или муниципальной собственности. Муниципалитеты, физические и юридические лица должны иметь право иметь в собственности недра и имущественные права на пользование ими, крупные водные объекты и иные виды природных ресурсов. Ограничения такого рода должны касаться только объектов, могущих быть использованы только для реализации властных полномочий государства.

Принцип 3. Снижение уровня обязательств государства, выходящих за пределы его роли в меняющемся мире, при сохранении исключительной ответственности государства за исполнение своих обязательств.

Промышленная политика не является частью социальной политики. Но она может внести свой вклад в преодоление кризиса социального государства. В частности, промышленная политика в целом должна вести к сокращению обязательств государства, выходящих за пределы его роли в целевом состоянии; она не должна вести к нарастанию нагрузки на государственный бюджет и бюджеты всех уровней, приводящему к выходу за пределы существующего объема обязательств.

В то же время социальная защита граждан, предусмотренная Конституцией в настоящее время и те ее аспекты, которые могут сохраниться в будущем, является обязанностью государства, а не частных лиц, акционерных компаний или иных негосударственных организаций. Целью промышленной политики является поэтапный отказ от обременения производителей товаров и услуг социальными обязательствами (в виде предоставления льгот или иным образом) и переход к адресной поддержке целевых групп населения за счет средств бюджетной системы. При этом в процессе перехода возможно временное обременение при приватизации объектов, выполняющих социальные функции [9, с. 132].

Принцип 4. Защита интересов российских производителей на международной арене без ущемления интересов российских потребителей.

В долгосрочном плане государство современного типа, когда речь идет о его деятельности в сфере международных отношений, лучше всего приспособлено для взаимодействия (в том числе конфликтного взаимодействия) с корпоративными образованиями того же типа, т.е. с другими государствами. В рамках промышленной политики Российское государство должно вступать в игру на международной арене в тех случаях, когда действия других государств ущемляют или дискриминируют российских производителей.

11 стр., 5222 слов

Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе

... подводятся итоги выполненной работы. ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 1.1. Понятие, цели внешнеэкономической политики Выявленные тенденции развития системы международных экономических отношений обуславливают важную роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности. В качестве основной ...

Из этого вытекает, что вступление (или невступление) в двух- и многосторонние внешнеэкономические договоры и соглашения, а также в международные организации должно рассматриваться как инструмент защиты интересов российских производителей товаров и услуг. Эта же цель должна играть существенную роль во внешней политике Российской Федерации в целом. Недопустимо проведение внешнеэкономической политики на основе исключительно идеологических мотивов, а также в ущерб интересам российских потребителей.

Принцип 5. Равноправие граждан России и иностранных государств.

Российское законодательство должно предоставлять гражданам России в России и за рубежом не меньше прав, чем имеют граждане иных стран. Если кому-то в России или за рубежом разрешено осуществление каких-либо видов хозяйственной деятельности, российское законодательство не должно препятствовать в этом российским предпринимателям. Этот принцип является наилучшей защитой национальных интересов в международной конкуренции и тесно связан с принципом защиты российского производителя. Одним из его следствий является свобода для граждан России осуществлять любые операции, связанные с перетоком капиталов через границу: инвестиции за рубежом, открытие счетов в иностранных банках, страхование и перестрахование.

Принцип 6. Приоритет косвенных методов поддержки промышленности перед прямыми.

Прямые методы промышленной политики связаны с распределением или перераспределением ресурсов для производственной деятельности, осуществляемым непосредственного государством с целью стимулирования или дестимулирования тех или иных направлений деятельности. К числу прямых методов относится субсидирование отраслей, предприятий или регионов, прямые государственные инвестиции и создание государственных предприятий, субсидирование процентных ставок и т.д.

Косвенные методы, минимизируя перераспределение ресурсов как таковое, изменяют ожидания производителей и, в первую очередь, оценку ими рисков, связанных с теми или иными видами производственной деятельности.

Российский и международный опыт показывает, что в современной быстро меняющейся постиндустриальной экономической среде традиционные средства прямой финансовой поддержки отдельных отраслей и/или производственных комплексов оказываются неэффективными и расточительными.

Основными средствами современной промышленной политики должны быть т.н. косвенные методы, такие как:

  • принятие нормативных актов, регулирующих деятельность отраслей либо промышленности в целом, но не предусматривающих прямой поддержки конкретных отраслей (например, техническое регулирование, поддержка экспортеров, стимулирование инновационной деятельности);
  • принятие и реализация законодательных норм, изменяющих риски, связанные с тем или иным видом производственной деятельности (техническое регулирование, замена лицензирования альтернативным
  • создание условий для развития финансовой инфраструктуры производственной и, в особенности, инновационной деятельности;
  • снятие ограничений на производственную деятельности и снижение ее институциональных издержек;
  • реализация совместных проектов с негосударственными хозяйствующими субъектами;
  • введение в хозяйственный оборот ресурсов, ранее из него исключенных;
  • политика закупок и т.д.

    Глава 2.

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ

2.1 Анализ развития промышленности в РФ

В период с 2000 по 2007 гг. Россия стала одним из наиболее быстро растущих регионов мира. В целом, за последние годы основные экономические показатели динамики российского национального хозяйства значительно превышали темпы роста мировой экономики.

Доля промышленности в ВВП России — 37 % (2009 год).

Доля занятого населения в промышленности — 31,9 % (2008 год).

и т.д……………..